Штраф за нарушение системы отопления

Самовольная переделка инженерной системы централизованного отопления жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, грозит серьезными последствиями

Работники администрации Мамского городского поселения все чаще приходится встречаться с самовольным переустройством инженерной системы отопления в квартирах как собственников помещений так и нанимателями жилых помещений. Хотелось бы прояснить данные вопросы жителям нашего поселка. Во-первых, при решении произвести какие-либо изменения (увеличить-уменьшить диаметр труб, демонтировать радиаторы отопления) заявителю необходимо обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о переустройстве жилого помещения.

Форма такого заявления утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 г. № 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения». Одновременно с указанным заявлением представляются документы, определенные в статье 26 ЖК РФ, в том числе подготовленные и оформленные проект и техническая документация установки автономной системы теплоснабжения (автономный источник теплоснабжения может быть электрическим и т.п.). Данный проект выполняется организацией, имеющей свидетельство о допуске к выполнению такого вида работ, которое выдается саморегулируемыми организациями в строительной отрасли. В его содержание включены следующие разделы:

— расчет влияния отключения отопительных приборов на систему отопления жилого здания в целом;

— расчет остаточного теплопотребления от стояков системы отопления;

— экспертное заключение о теплогидравлическом режиме здания после перевода жилого помещения на индивидуальное отопление.

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято уполномоченным органом не позднее 45 календарных дней со дня представления заявителем необходимых документов. В случае принятия решения о согласовании заявителю выдается подтверждающий это решение документ, который служит юридическим основанием для осуществления действий по замене и переносу инженерных сетей и оборудования с учетом проекта, представлявшегося заявителем на согласование. С целью отсутствия нарушения прав и законных интересов потребителей тепловой энергии, как правило, такие работы должны выполняться в межотопительный период.

Отказ в согласовании переустройства помещения возможен только в трех случаях, которые определены в статье 27 ЖК РФ, и может быть обжалован в судебном порядке.

В свою очередь, любые действия по замене и переносу инженерных отопительных сетей и оборудования, которые произведены при отсутствии соответствующего согласования или с нарушением проекта переустройства, представленного для согласования, именуются самовольным переустройством.

Действующим законодательством предусмотрен ряд неблагоприятных правовых последствий для лиц, самовольно осуществивших переустройство жилого помещения.

Так, в соответствии со статьей 7.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Нарушение правил пользования жилыми помещениями» самовольное переоборудование жилых помещений (жилых домов, квартир, комнат) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной до полутора тысяч рублей. При этом его неоплата в течение 30 дней может повлечь наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест до 15 суток.

Кроме того, помимо привлечения виновного лица к административной ответственности, гражданин, самовольно переустроивший жилое помещение, обязан привести данное жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок.

В том случае если гражданин в разумный срок и в порядке, который определил орган местного самоуправления, не привел жилое помещение в прежнее состояние, то указанный орган обращается в суд с соответствующим иском.

Если этот гражданин является собственником жилого помещения, то предъявляются требования о продаже жилого помещения с публичных торгов с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения и с возложением обязанностей по приведению жилого помещения в прежнее состояние на нового собственника.

Если же речь идет о нанимателе по договору социального найма, то предъявляются исковые требования о расторжении договора социального найма.

Специалисты отмечают, что в определенных случаях действия по самовольному переходу от центрального отопления на автономные системы теплоснабжения могут квалифицироваться как самоуправство. И в зависимости от тяжести совершенного правонарушения виновное лицо может быть привлечено к административной (статья 19 КоАП РФ) либо уголовной ответственности (статья 330 УК РФ).

Таким образом, переустройство инженерной системы отопления в наших условиях на законных основаниях практически невозможно.

Статья 9.24. Нарушение законодательства о теплоснабжении

Информация об изменениях:

Глава 9 дополнена статьей 9.24 с 30 июля 2018 г. — Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 220-ФЗ

Статья 9.24. Нарушение законодательства о теплоснабжении

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 9.24 КоАП РФ

1. Ненаправление проекта схемы теплоснабжения или проекта актуализированной схемы теплоснабжения поселения, городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более или города федерального значения для утверждения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, либо направление проекта схемы теплоснабжения или проекта актуализированной схемы теплоснабжения поселения, городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более или города федерального значения для утверждения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, с нарушением требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, уполномоченным должностным лицом органа исполнительной власти города федерального значения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

Читайте также:  Характеристика пропиленовых труб для отопления

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Неразмещение в установленные сроки информации о месте проведения публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения или проекту актуализированной схемы теплоснабжения поселения, городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более или города федерального значения либо итогового документа (протокола) публичных слушаний уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более или органа исполнительной власти города федерального значения, уполномоченных на проведение публичных слушаний, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

3. Неисполнение должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа с численностью населения менее пятисот тысяч человек или должностным лицом органа местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, в установленный срок решения, принятого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, по результатам рассмотрения разногласий, возникших между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поселений или городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и потребителями при утверждении схем теплоснабжения или актуализации схем теплоснабжения, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

4. Нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 — 4 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Ответственность коммунальных служб за нарушение температурного норматива

Согласно КоАП РФ (ст. 7.23), за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами предусмотрена административная ответственность. Объектом правонарушения в данном случае являются права граждан-потребителей услуг, а предметом посягательства — установленные нормативы.

Нарушение температурного режима в жилом многоквартирном доме может и должно быть оспорено. Узнайте прямо сейчас у опытных юристов ЖКХ, как необходимо действовать в вашей конкретной ситуации:

Нормы температурного режима в отопительный сезон

На период отопительного сезона ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия» устанавливает следующие нормы температурного режима по разным категориям помещений МКД:

  • жилые комнаты — 18-24°С (-/+ 3°С в ночное время), в ванной в комнате — 25°С;
  • межквартирные коридоры — 16-22 °С;
  • лестничные площадки — 14-20°С;
  • чердаки и подвальные помещения — не ниже 4°С.

Важно знать: согласно действующего законодательства, за каждый час несоответствия температурного режима потребитель коммунальных услуг имеет право на снижение платы в размере 0,15% от цены поставляемого тепла.

Кто отвечает за нарушение температурных нормативов в доме

Обнаружив несоответствие температуры в квартире нормам ГОСТа, необходимо рассмотреть возможные причины и установить ответственного за нарушение.

  • Ответственность за работу тепломагистрали до места подключения МКД несет энергетическая компания, которая обязана обеспечить соответствие температуры теплоносителя и давления в тепловой магистрали закрепленным нормам. Компания-поставщик может считаться виновной, если наблюдаются перебои с подключением центрального отопления или нагрев теплоносителя недостаточен для прогрева многоквартирного дома.
  • Ответственность за состояние теплосети после точки подключения ложится на управляющую компанию, отвечающую за проведение подготовительных мероприятий к отопительному сезону.

Важно знать: если в квартире есть источники утечки тепла (щели в окнах, неплотно прилегающие двери и т.п.), ответственность за нарушение температурного режима будет возложена на собственника, не обеспечившего необходимую теплоизоляцию.

Куда обращаться с жалобой на работу отопительной системы

Последовательность инстанций, в которые следует обращаться с данной проблемой, такова:

  • обращение в аварийные службы ЖКХ района, города;
  • претензия в теплоэнергетическую компанию;
  • жалоба в Госжилинспекцию:
  • жалоба в Роспотребнадзор;
  • обращение в органы местного самоуправления;
  • жалоба на энергокомпанию в федеральную антимонопольную службу (ФАС);
  • подача искового заявления на коммунальные службы/теплоэнергетическую компанию в суд.

Как показывает практика, справиться с такой проблемой без юридической поддержки достаточно сложно. У нас вы можете получить бесплатную консультацию, которая поможет с самого начала правильно выстроить линию поведения.

Аналитика Аналитические обзоры

Ответственность за нарушение законодательства в сфере теплоснабжения

Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 220-ФЗ вносит изменения в положения Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) в части:

1) расширения перечня полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, по выдаче предписаний об устранении нарушений требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки, утверждения и актуализации;

Читайте также:  Как настроить управление теплым полом

2) наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления полномочиями по направлению в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, для утверждения проектов схем теплоснабжения или проектов актуализированных схем теплоснабжения городов федерального значения и городских поселений, городских округов с численностью населения 500 тыс. человек и более (соответственно).

Кроме того, изменения затронули вопросы административной ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за нарушение:

— требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения;

— порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее чем 500 тысяч человек.

В частности, КоАП РФ дополнен статьей 9.24. (Нарушение законодательства о теплоснабжении), предусматривающей ответственность за совершение следующих правонарушений:

1. Ненаправление проекта схемы теплоснабжения или проекта актуализированной схемы теплоснабжения поселения, городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более или города федерального значения для утверждения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, либо направление проекта схемы теплоснабжения или проекта актуализированной схемы теплоснабжения поселения, городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более или города федерального значения для утверждения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, с нарушением требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, уполномоченным должностным лицом органа исполнительной власти города федерального значения, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Неразмещение в установленные сроки информации о месте проведения публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения или проекту актуализированной схемы теплоснабжения поселения, городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более или города федерального значения либо итогового документа (протокола) публичных слушаний уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более или органа исполнительной власти города федерального значения, уполномоченных на проведение публичных слушаний, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

3. Неисполнение должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа с численностью населения менее пятисот тысяч человек или должностным лицом органа местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, в установленный срок решения, принятого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, по результатам рассмотрения разногласий, возникших между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поселений или городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и потребителями при утверждении схем теплоснабжения или актуализации схем теплоснабжения, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

4. Нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 – 4 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Таким образом, планируемые изменения направлены на усиление ответственности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за несоблюдение требований к схемам теплоснабжения, а также за нарушение порядка их разработки, утверждения и актуализации.

Целью изменений является введение дополнительных механизмов, направленных на обеспечение своевременной разработки, утверждения и актуализации схем теплоснабжения и, следовательно, на выполнение базового требования к надежности и бесперебойности теплоснабжения городов и поселений, принятие оптимальных инвестиционных и тарифных решений.

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» вносит изменения в ряд отраслевых нормативных правовых актов:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 года № 400
«О Министерстве энергетики Российской Федерации»

В рамках изменений Минэнерго России наделено полномочиями по выдаче обязательных для исполнения органами исполнительной власти городов федерального значения и органами местного самоуправления предписаний об устранении нарушений требований к схемам теплоснабжения городских поселений, городских округов с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, а также городов федерального значения, к порядку их разработки, утверждения, актуализации, а также по рассмотрению дел, связанных с нарушением таких требований.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1038
«О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства»

Изменения наделяют Минстрой России полномочиями по рассмотрению дел, связанных с нарушением главой местной администрации поселения, городского округа решения, принятого по результатам рассмотрения разногласий, возникающих при утверждении схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, а также с нарушением должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения таких схем теплоснабжения.

Читайте также:  Как система отопления идет по полу

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154
«О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения»

Целью внесения изменений в указанное постановление является совершенствование требований к порядку разработки, утверждения, актуализации схем теплоснабжения, в том числе в части регламентации порядка проведения публичных слушаний.

4. Приказ Минстроя России от 21 марта 2014 года № 111/пр «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее чем пятьсот тысяч человек»

Целью внесения изменений в указанный приказ является совершенствование Порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее чем пятьсот тысяч человек, в том числе в части сроков его проведения.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2018 года № 405
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» были внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения».

В частности, были скорректированы требования к схемам теплоснабжения:

— однозначно определяются условия отнесения генерирующего объекта к объектам, мощность которых поставляется в вынужденном режиме в целях обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, при наличии актуализированной схемы теплоснабжения;

— уточняются требования к составу разделов схем теплоснабжения;

— обновляется порядок разработки и актуализации схем теплоснабжения (актуализированных схем теплоснабжения), в том числе порядок проведения их общественного обсуждения;

— уточняется порядок и процедура отбора заявок от теплоснабжающих, теплосетевых организаций о наделении их статусом единой теплоснабжающей организации;

— определяются особенности разработки и актуализации схем теплоснабжения поселений и городских округов в зависимости от численности населения такого населенного пункта.

Постановление Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2018 года № 405 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» вступает в силу с 1 августа 2018 года.

Предпосылки принятия Федерального закона

Принятый в 2010 году Закон о теплоснабжении закрепил необходимость разработки схем теплоснабжения. В период 2012 – 2013 гг. были утверждены Требования к схемам теплоснабжения[1], Методические рекомендации по разработке схем теплоснабжения[2]. Распоряжением Правительства РФ № 112-р от 04 февраля 2013 года органам местного самоуправления (администрациям муниципальных образований) предписано разработать и утвердить схемы теплоснабжения своих территорий до 31 декабря 2013 года.

При этом авторами нормативно-правовых документов не было учтено, что трудозатраты и сроки создания схемы теплоснабжения для городов и поселений (с населением до 500 тыс. человек и более 500 тыс. человек) существенно различаются.

В настоящее время вопросы перспективного развития систем теплоснабжения в России решаются на трех уровнях:

— на федеральном уровне – государственная политика в сфере теплоснабжения состоит в определении стратегических условий развития регионов, формировании предложений и заказов по приоритетным научно-техническим и проектно-техническим работам и др.;

— на региональном уровне – государственная политика в сфере теплоснабжения состоит в определении и проведении обоснованной инвестиционной политики, внедрении прогрессивных технологий производства и транспортировки тепловой энергии и т.п.;

— на местном уровне – с учетом местных природно-климатических особенностей и условий взаимодействия с окружающей средой в поселениях и городских округах прорабатываются конкретные решения по развитию систем теплоснабжения в рамках заданных ограничений по энергетическим ресурсам региона. При этом в качестве ограничений могут рассматриваться экологические особенности территории, дефицит материалов, сырья, трудовых ресурсов и др.

Согласно пояснительной записке к Федеральному закону, по состоянию на 01 января 2017 года в поселениях, городских округах с населением менее 500 тыс. человек до сих пор не утверждены схемы теплоснабжения в 1,8% случаях.

В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона о теплоснабжении, схемы теплоснабжения подлежат ежегодной актуализации не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема (пункт 24 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения).

По данным мониторинга, ежегодная актуализация схем теплоснабжения поселений, городских округов происходит с существенным нарушением сроков актуализации, а часть схем вообще не актуализируется в течение нескольких лет после первичного утверждения.

Принятие Федерального закона, а также внесение изменений в нормативные правовые акты обеспечит своевременную разработку, утверждение и актуализацию схем теплоснабжения, а также соответствие этих документов требованиям законодательства, что в свою очередь позволит выполнить требования к надежности и бесперебойности теплоснабжения поселений, обеспечит принятие оптимальных инвестиционных и тарифных решений, создаст условия для сокращения сроков подключения к системам теплоснабжения.

Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 220-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» подписан Президентом Российской Федерации 19 июля 2018 года.

[1] Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения), утв. Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 года № 154.

[2] Методические рекомендации по разработке схем теплоснабжения, утв. совместным приказом Минэнерго России и Минрегион России от 29 декабря 2012 года № 565/667.

Оцените статью