- Можно ли поломку водяного счетчика квалифицировать как намеренное повреждение?
- Какой выпишут штраф за вмешательство в работу счетчика воды? Разъяснение и практический пример от жилищного надзора
- Счетчики воды: как распределяются обязанности собственника квартиры и управляющей компании?
- Как определяется: было ли вмешательство в работу счетчика?
- Пример доначисление платы за воду из-за вмешательство в работу счетчика
- Основные штрафы за замену счетчика воды
- Быстрый поиск статей
- Свежие публикации
- Как снимаются показания с электронного водосчетчика
- Какие бывают электронные счетчики?
- Обязательная замена водяных счетчиков на электронные
- Сколько стоит замена счетчика воды в Москве?
- Образец акта о замене счетчика воды
- Что нужно знать о регистрации счетчиков воды?
- Основные штрафы за замену счетчика воды
- Какие действия грозят штрафом?
- Каковы санкции за нарушение?
- За что еще могут наказать пользователя?
Можно ли поломку водяного счетчика квалифицировать как намеренное повреждение?
При контрольной проверке показаний ИПУ было установлено, что счетчик не крутится, о чем был составлен акт. На следующий месяц в квитанции появился перерасчет ХВС на сумму 9016 руб. До проверки оплата коммунальных услуг производилась в полном объеме. В ООО «Жилкомзаказчик» перерасчет назвали штрафом в размере 9016 руб. Можно ли квалифицировать неподвижность вращающейся части прибора учета как механическое повреждение, если целостность прибора и пломбы не были нарушены? Посторонних предметов, позволяющих осуществлять вмешательство в работу прибора учета, не было.
В п. 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, фактически установлено понятие несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.
Под ним понимается выявление в ходе проверки, проводимой исполнителем коммунальных услуг, нарушения одного (нескольких) из следующих обстоятельств:
1) целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
2) наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
3) отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета должен быть подтвержден актом, последствием составления которого является доначисление платы.
Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за три месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета. И до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
В вашем случае, если в акте установленные законом признаки вмешательства в работу прибора учета не отражены, основания для доначисления платы с применением повышающего коэффициента отсутствуют.
Вам необходимо произвести замену прибора учета, демонтировав старый в присутствии представителя управляющей организации.
При возникновении спора может быть проведена независимая экспертиза состояния прибора учета в целях установления причин поломки.
Какой выпишут штраф за вмешательство в работу счетчика воды? Разъяснение и практический пример от жилищного надзора
Какие санкции грозят собственнику квартиры, если в ходе проверки обнаружится (настоящее или мнимое) вмешательство в работу счетчика воды? Публикуем разъяснения Департамента жилищного и строительного надзора Свердловской области по этому вопросу
Счетчики воды: как распределяются обязанности собственника квартиры и управляющей компании?
В соответствии с требованиями пункта 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), учет объема (количества ) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных ), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Обеспечение оснащения жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена возлагается пунктом 81 Правил № 354 на собственника соответствующего помещения.
При этом, согласно требованиям пункта 82 Правил № 354 исполнитель коммунальных услуг (управляющая организация) обязан:
— проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных ), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;
— проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных ), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют непосредственно жители).
Указанные проверки должны проводиться исполнителем коммунальных услуг (управляющей организацией) не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.
Вместе с тем, пунктом 84 Правил № 354 предусмотрена обязанность исполнителя коммунальных услуг по проведению проверки, предусмотренной пунктом 82 Правил № 354, при непредставлении потребителем (собственником помещения или лицом, пользующимся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, потребляющим коммунальные услуги) исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного ) прибора учета в течение 6 месяцев подряд в срок не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или ) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Обращаем внимание, что в соответствии с требованиями пункта 81 (11 ) Правил № 354 прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.
Как определяется: было ли вмешательство в работу счетчика?
В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель коммунальных услуг при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
В дальнейшем при проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:
— целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
— наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
— отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам , зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение данных требований, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета.
При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета.
При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги.
Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Пример доначисление платы за воду из-за вмешательство в работу счетчика
Пример расчета доначисления платы за услугу «холодное водоснабжение» в жилом помещения, в котором зафиксирован факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, доступ к которому не может быть осуществлен без присутствия потребителя.
Иванов И. И. с женой и тремя детьми (5 проживающих и зарегистрированных потребителей) проживают в жилом помещении, которое находится в многоквартирном доме с централизованным холодным водоснабжением с ваннами длиной 1500 – 1700 мм;
— утвержденный тариф на холодную воду – 34,60 руб./куб. метр;
— утвержденный норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению (для многоквартирных или жилых домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением с ваннами длиной 1500 – 1700 мм) на одного человека в месяц составляет 4,85 куб. метр /чел.
Иванов И. И. допустил несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а именно, установил магниты на прибор учета холодной воды 20 июля 2017 года, при этом нарушив целостность пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
факт указанного несанкционированного вмешательства в работу прибора учета был выявлен управляющей организацией 31 октября 2017 года при проведении проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию прибора учета холодной воды, что подтверждается соответствующим актом, при этом ранее указанная проверка проводилась 6 месяцев назад.
При данных условиях размер доначисления платы за холодную воду составит:
4,85 куб. метр /чел. * 5 человек * 34,60 руб /куб. метр * 3 месяца * 10 = 25171,50 руб., где,
— 4,85 куб. метр /чел. * 5 человек – объем, рассчитанный на основании норматива потребления холодной воды и количества потребителей за один месяц;
— 34,60 руб /куб. метр – стоимость 1 куб. метра холодной воды;
— 3 месяца – период несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, определенный в указанном размере в связи с тем, что вмешательство в работу прибора учета допущено 20 июля 2017 года (более 3 месяцев с момента установления факта несанкционированного вмешательства) и последняя проверка состояния приборов учета проведена 6 месяцев назад;
— 10 – повышающий коэффициент, установленный пунктом 81 (11 ) Правил № 354 в случае несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.
Таким образом, несанкционированное вмешательство в работу приборов учета коммунальных ресурсов приводит к значительному доначислению платы потребителю.
При отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Департамент жилищного и строительного надзора Свердловской области в целях предотвращения имущественных споров между потребителями и управляющими организациями по вопросам доначисления платы в связи несанкционированным вмешательством в работу приборов учета коммунальных ресурсов рекомендует собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах обеспечивать сохранности и целостность приборов учета, контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также обеспечить отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам , зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Основные штрафы за замену счетчика воды
Быстрый поиск статей
Свежие публикации
Как снимаются показания с электронного водосчетчика
Какие бывают электронные счетчики?
Обязательная замена водяных счетчиков на электронные
Сколько стоит замена счетчика воды в Москве?
Образец акта о замене счетчика воды
Что нужно знать о регистрации счетчиков воды?
Основные штрафы за замену счетчика воды
Дата публикации: 25.11.2020
Приборы учета позволяют экономить на счетах за поставки горячей и холодной воды, а также за услуги подогрева, значительные суммы. Ни для кого не секрет, что установленные нормативы «слегка» завышены. Для повседневных нужд, даже с учетом маленьких детей и постоянных стирок, совсем не требуется по семь кубометров воды на одного члена семьи. Поэтому, пользу установки водосчетчиков доказывать никому не нужно. А вот о том, что законодательные нормы, регламентирующие процесс эксплуатации, порядок монтажа и замены счетчиков необходимо соблюдать, многие забывают. И, когда им приходит «письмо счастья» со штрафом за несанкционированную замену счетчика воды, очень удивляются. О чем нужно знать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию? Рассказывают наши юристы.
Какие действия грозят штрафом?
В последние годы довольно часто происходят случаи, когда владельцы домов и квартир, решив самостоятельно заменить счетчик воды, получают требование заплатить штраф в десятки тысяч рублей. Почему? Согласно существующим законодательным актам и Постановлениям, собственник жилья действительно обязан:
- вовремя производить поверки и замены водомеров;
- следить за исправностью приборов;
- соблюдать целостность пломбы;
- уведомлять организацию-поставщика услуг о любых неполадках и действиях, связанных с водомерами.
В этом и кроется причина конфликта. Самостоятельный монтаж счетчика воды не запрещен, сотрудники абонентских отделов даже сами предлагают вариант с установкой водомера хозяином или наемным специалистом. Но! Для этого требуется:
- уведомить управляющую компанию, ДЕЗ или ресурсоснабжающую организацию (в зависимости от того, где именно заключался договор на обслуживание);
- присутствие контролера или уполномоченного специалиста аккредитованной компании.
Каковы санкции за нарушение?
- За самовольный срыв пломбы владельцу квартиры или частного дома придется заплатить штраф, на основании п. 7.19 Кодекса РФ об административных нарушениях в размере до 15 000 рублей. Должностные лица наказываются суммой до 80 000 рублей, а юридические – от 100 до 200 тысяч рублей.
- Кроме административного штрафа, РСО может подать в суд на абонента, потребовав взыскать оплату за потребленный ресурс по установленным нормативам, за весь период, последовавший за последней контрольной проверкой.
За что еще могут наказать пользователя?
Постановление Правительства за №354, п. 62 гласит, что самовольное подключение к водопроводным сетям приборов учета и другого внутридомового оборудования запрещено. В случае выявления контролером такого нарушения предпринимаются следующие действия:
- составляется Акт о несанкционированном подключении;
- абоненту направляется требование устранить данное нарушение в установленном Законом порядке (то есть, пройти всю процедуру замены счетчика заново, с соблюдением всех норм);
- за весь период, в течение которого выявлено нарушение (как правило, за точку отсчета берется последняя контрольная проверка прибора учета), насчитывается оплата по установленным нормативам.
Согласно тому же Постановлению, ст. 81 (11), в случае установленного контролером несанкционированного вмешательства в работу водомера (магнитики, перемотка показаний, срыв пломбы и т. д.), организация имеет право требовать оплаты по нормативу в десятикратном размере, за весь период пользования ресурсом. Что и выливается в огромные суммы штрафов по 70-80 тысяч рублей. Также, штраф будет насчитан, если абонент вовремя не известил РСО о поломке прибора учета, а продолжал пользоваться ресурсом, подавая одни и те же показания в течение нескольких месяцев.
В то же время, несвоевременная поверка/замена счетчика, с опозданием на несколько месяцев или даже лет, никакими штрафами не наказывается. Просто по истечению контрольного срока организация будет насчитывать объем потребленного ресурса не по показаниям водомера, а в соответствии с установленными правилами. Первые три месяца расчет производится, исходя из средних показаний за предыдущие полгода. А далее – по региональному нормативу, умноженному на 1,5.
Именно поэтому выгоднее своевременно и правильно производить замену водяных счетчиков, не допуская просрочек и нарушений. А еще лучше – доверить проведение процедуру профессионалам из «Водопроекта», которые произведут замену прибора учета в соответствии с законодательными нормами.