- Статья 13. Договор горячего или холодного водоснабжения
- ГАРАНТ:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- ГАРАНТ:
- ГАРАНТ:
- Информация об изменениях:
- ГАРАНТ:
- Информация об изменениях:
- Штрафные санкции по договору водоснабжения
- Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2014 г. N 15АП-11408/14 (ключевые темы: водоотведение — неустойка — холодное водоснабжение — протокол разногласий — ненадлежащее исполнение)
Статья 13. Договор горячего или холодного водоснабжения
Статья 13 . Договор горячего или холодного водоснабжения
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона
1. По договору горячего или холодного водоснабжения (далее также — договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
2. К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
3. Договор водоснабжения является публичным договором.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ в часть 4 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения
4. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, вправе отказаться от заключения договора водоснабжения в случае подключения (технологического присоединения) сетей или объекта капитального строительства абонента к централизованной системе водоснабжения с нарушением технических условий на подключение (технологическое присоединение) или в случае самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к такой системе.
5. Существенными условиями договора водоснабжения являются:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ в пункт 1 части 5 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения
1) предмет договора, режим подачи воды (гарантированный объем подачи воды (в том числе при холодном водоснабжении на нужды пожаротушения), гарантированный уровень давления воды в системе водоснабжения в месте присоединения), определяемый в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) к системе водоснабжения (водопроводным сетям);
2) сроки осуществления подачи воды;
3) качество воды, в том числе температура подаваемой воды в случае заключения договора горячего водоснабжения;
4) порядок контроля качества воды;
5) условия прекращения или ограничения подачи воды;
6) порядок осуществления учета поданной воды;
7) сроки и порядок оплаты по договору;
8) границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей;
9) права и обязанности сторон по договору;
10) ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по договору водоснабжения;
11) порядок урегулирования разногласий, возникающих между сторонами по договору;
12) порядок обеспечения абонентом доступа представителям организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета в целях определения объема поданной воды, тепловой энергии (в случае горячего водоснабжения) и определения качества воды;
13) иные условия, установленные правилами горячего водоснабжения, правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
6. Оплата горячей, питьевой и (или) технической воды по договору водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду (горячее водоснабжение), питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) техническую воду.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ статья 13 настоящего Федерального закона дополнена частью 6.1
6.1. Установленные тарифы в сфере холодного, горячего водоснабжения, используемые для расчета размера платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению для населения и приравненных к нему категорий потребителей, применяются для расчетов за холодную воду, горячую воду, поставляемую организациям, предоставляющим внаем жилые помещения в наемных домах в соответствии с жилищным законодательством.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ статья 13 настоящего Федерального закона дополнена частью 6.2, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющейся на правоотношения, возникшие ранее
6.2. Абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший горячую, питьевую и (или) техническую воду, обязан уплатить организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ статья 13 настоящего Федерального закона дополнена частью 6.3, вступающей в силу с 1 января 2016 г. и распространяющейся на правоотношения, возникшие ранее
6.3. Товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
ГАРАНТ:
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 424 положения договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, устанавливающие право поставщиков коммунальных ресурсов на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательство по оплате коммунальных ресурсов, не применяются до 1 января 2021 г.
ГАРАНТ:
Действие части 6.4 статьи 13 (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 273-ФЗ) распространяется на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу названного Федерального закона договоров холодного водоснабжения, договоров горячего водоснабжения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, договоров водоотведения
Информация об изменениях:
Часть 6.4 изменена с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 273-ФЗ
6.4. Управляющие организации, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), а также организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду по договорам горячего водоснабжения, договорам холодного водоснабжения или единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
ГАРАНТ:
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 424 положения договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, устанавливающие право поставщиков коммунальных ресурсов на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательство по оплате коммунальных ресурсов, не применяются до 1 января 2021 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ статья 13 настоящего Федерального закона дополнена частью 6.5, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющейся на правоотношения, возникшие ранее
6.5. Собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды, потребляемой ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством.
7. Местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и такой организации по водопроводным сетям, если иное не предусмотрено договором водоснабжения.
8. Договоры горячего водоснабжения, договоры холодного водоснабжения заключаются в соответствии с типовым договором горячего водоснабжения и типовым договором холодного водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Штрафные санкции по договору водоснабжения
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2014 г. N 15АП-11408/14 (ключевые темы: водоотведение — неустойка — холодное водоснабжение — протокол разногласий — ненадлежащее исполнение)
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2014 г. N 15АП-11408/14
27 сентября 2014 г.
дело N А32-2148/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.
судей Величко М.Г., Ковалевой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелконян Р.А.
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: Шитикова М.М., доверенность от 26.12.2013 N 07/2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Судебного департамента в Краснодарском крае
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2014 по делу N А32-2148/2014
по иску Управления Судебного департамента в Краснодарском крае
к муниципальному унитарному предприятию «Водоканал города Новороссийска»
об обязании заключить договор на условиях истца,
принятое в составе судьи Журавского О.А.
Управление Судебного департамента в Краснодарском крае (далее — истец, Судебный департамент, управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к МУП «Водоканал города Новороссийска» (далее — ответчик, предприятие) об обязании заключить договор холодного водоснабжения и водоотведения на условиях истца.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе истец просит обжалуемое решение отменить и принять новый судебный акт, которым полностью удовлетворить исковые требования Судебного департамента.
По мнению заявителя жалобы, поскольку спорный договор заключался на основании пункта 14 части 5 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», действовавшего на момент заключения договора, постольку процедура заключения договора была соблюдена. С 01.01.2014 действует Федеральный закон N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», положения которого применяются к спорному договору.
Определением от 20.08.2014 суд апелляционной инстанции предложил сторонам представить письменные пояснения о том, имеются ли разногласия по другим пунктам договора холодного водоснабжения и водоотведения N 1178 от 10.12.2013, кроме пункта 66 договора. В случае наличия разногласий, представить нормативное обоснование правовой позиции со ссылкой на судебную практику.
Согласно пояснениям сторон, между ними имеются разногласия только по пункту 66 договора холодного водоснабжения и водоотведения N 1178 от 10.12.2013.
В судебное заседание истец, надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания, явку представителя не обеспечил, направил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие истца, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
В судебном заседании, начатом 15.09.2014, объявлен перерыв до 19.09.2014 до 14 часов 15 минут. Информация об объявленном перерыве размещена на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда — http://15aas.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено 19.09.2014 в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2014 надлежит отменить по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управлением в адрес предприятия был направлен подписанный и скрепленный печатью договор холодного водоснабжения и водоотведения на 2014 год N 1178 от 10.12.2013 с протоколом разногласий.
16.12.2013 в управление поступил протокол согласования разногласий, согласно которому поставщик не был согласен с редакцией п. 66 протокола разногласий управления, устанавливающего неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, установленный на день предъявления требования об уплате задолженности и, ссылаясь на п. 30 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. N 644, настаивал на неустойке в размере двукратной ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Считая ссылки ответчика при установлении неустойки в размере двукратной ставки рефинансирования ЦБ РФ на вышеуказанное Постановление Правительства РФ неправомерными, истец обратился в суд с исковыми требованиями об обязании ответчика заключить договор водоснабжения и водоотведения на условиях п. 66 договора, предложенного истцом в протоколе разногласий в следующей редакции: «В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате настоящего договора организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты неустойки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования (учетной ставки) ЦБ РФ установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки».
В соответствии с частью 2 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, то эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок, сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Из содержания названной нормы следует, что основаниями для возбуждения преддоговорного спора являются уклонение стороны, на которую Гражданский кодекс Российской Федерации или иной закон возлагает соответствующую обязанность, от заключения договора в целом либо на иных условиях.
Из материалов дела следует, что истец в обоснование заявленного требования об обязании заключить спорный договор в предложенной истцом редакции п. 66, ссылается на то, что в соответствии с ч. 3 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законами и иными правовыми актами, а именно Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ), а также Федеральным законом от 05.05.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ).
При этом истец указывает, что в соответствии с Законом N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки. Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ.
При таких обстоятельствах, истец, учитывая вышеуказанное положение федерального закона, ссылаясь при этом на то, что управление является казенным учреждением и финансируется из краевого бюджета, считает отказ ответчика принять протокол разногласия управления необоснованным.
Ответчик, возражая против заключения договора в редакции п.66, предложенной истцом, ссылался на то, что отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Согласно ч.1 ст. 7 Закона о водоснабжении и водоотведении, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Согласно ч.8 ст. 13 , ч. 8 ст.14 , ч.3 ст. 15 Закона о водоснабжении и водоотведении, договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения заключаются между абонентом и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Пункт 66 договора N 1178 изложен в соответствии с п. 30 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента неустойки в размере двукратной ставки рефинансирования (учетной ставки) ЦБ РФ, установленной на день соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки. Таким образом, ответчик не видит оснований для внесения изменений в п. 66 договора N 1178 в соответствии с редакцией истца, настаивая при этом на изложении п. 66 договора N 1178 в своей редакции.
Суд первой инстанции, оценив вышеприведенные лицами, участвующими в деле, доводы и представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришел к выводу о том, что требования истца об обязании ответчика заключить договор холодного водоснабжения и водоотведения N 1178 в предложенной истцом редакции п.66 являются неправомерными.
Так, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что договор холодного водоснабжения и водоотведения N 1178 представляет собой гражданско-правовой договор, при заключении которого сторонами не исполняются процедуры, предусмотренные Законом N 44-ФЗ и счел ссылки истца о применении в спорном договоре условия о взыскании неустойки в размере 1/300 рефинансирования (учетной ставки) ЦБ РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки, неправомерными.
Вместе с тем суд первой инстанции не учел следующее.
Как установлено статьей 55 Закона N 94-ФЗ, под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 настоящей статьи, государственный или муниципальный контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).
Предусмотренный частью 2 статьи 55 указанного Закона перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) является исчерпывающим.
Пунктом 2 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ предусмотрен случай размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае оказания услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключения (присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).
Таким образом, законодателем предусмотрена возможность заключения государственного или муниципального контракта либо иного гражданско-правового договора без проведения процедуры размещения заказа (конкурсы, аукционы, запросы котировок), предусмотренной Законом N 94-ФЗ, в случае если исполнителем заказа является единственный поставщик, осуществляющий услуги водоснабжения, водоотведения, канализации по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).
Аналогичная норма предусмотрена ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Из материалов дела следует, что ответчик является единственным поставщиком, оказывающим услуги по водоснабжению на территории г. Новороссийска. Фактически между сторонами имеются разногласия относительно условий договора, заключение которого является обязательным для сторон.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда ( статья 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Процессуально-правовой целью рассмотрения споров об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, является установление параметров обязательственных правоотношений сторон посредством определения в судебном акте условий договора, по которым у сторон имелись разногласия.
В соответствии со статьей 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора.
Отказав в удовлетворении иска, суд первой инстанции не разрешил разногласия сторон, возникшие при заключении договора аренды, не установив в резолютивной части решения содержание спорного условия договора (пункт 66). Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность отказа в иске по спору, возникшему при заключении договора.
Как следует из материалов дела, между сторонами имеется спор относительно размера неустойки (п. 66 договора).
Ответчик выразил несогласие с размером неустойки в редакции абонента, мотивировав свое требование исчислять размер неустойки, исходя из предложенного им варианта, тем, что п. 30 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, предусмотрено право требования от абонента, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по договору, неустойки в размере двукратной ставки рефинансирования (учетной ставки) ЦБ РФ, установленной на день соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Однако в соответствии со статьей 110 Конституции Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, осуществляя функции исполнительной власти, в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по укреплению законодательства Российской Федерации.
На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение ( статья 115 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, подзаконные нормативные правовые акты, принимаемые Правительством Российской Федерации во исполнение федеральных законов, не могут содержать императивного предписания относительно мер гражданско-правовой ответственности, которые не предусмотрены федеральным законом. Имеющиеся в таких актах правовые предписания относительно возможности взыскания и размера неустойки не могут рассматриваться в качестве неустойки, определенной законом.
Следовательно, ответственность за несвоевременную оплату услуг водоснабжения и водоотведения, предусмотренная пунктом 30 Правил N 644, не может рассматриваться в качестве неустойки, установленной законом ( статья 332 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» подобной нормы о неустойке не содержит, как не содержит и положения о том, что неустойка за нарушение сроков оплаты услуг водоснабжения и водоотведения может устанавливаться соответствующими Правилами.
Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ условие, об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, относится к обязательным условиям контракта.
Норма п. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусматривает обязательное включение в контракт условия о конкретном размере ответственности заказчика и поставщика в виде неустойки и штрафа, определив их минимальный размер.
Пунктами 5 , 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено следующее.
В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, Законом N 44-ФЗ предусмотрен конкретный размер ответственности заказчика в виде неустойки в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требования о принятии пункта 66 договора N 1178 в соответствии с редакцией истца.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с иском и апелляционной жалобой относятся на стороны в порядке и размерах, установленных ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины в арбитражных судах признаются ответчики, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины. Изложенное означает, что государственную пошлину по иску и апелляционной жалобе следует взыскать с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258 , 269 — 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2014 по делу N А32-2148/2014 отменить. Исковые требования удовлетворить.
Пункт 66 договора холодного водоснабжения и водоотведения N 1178 от 10.12.2013 изложить в следующей редакции: «В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате настоящего договора организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты неустойки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования (учетной ставки) ЦБ РФ установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки».
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Новороссийска» в доход федерального бюджета 6 000 рублей госпошлины по иску и апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.