Судовые системы бытового водоснабжения и сточные
Основное назначение систем бытового водоснабжения и сточных — снабжать экипаж и пассажиров водой для бытовых нужд, а также удалять с судна нечистоты и загрязненные (сточные) воды. Эти системы наиболее сложны на пассажирских и туристических судах, где должны быть созданы максимальные удобства для большого числа пассажиров.
Системы водоснабжения и сточные должны проектироваться в соответствии с требованиями Санитарных правил для морских судов СССР и отраслевых стандартов. Особые требования предъявляются к качеству и условиям хранения пресной воды на судах. Норма расхода питьевой воды на одного человека для судов первой категории составляет 50 л/сут, второй категории — 40 л/сут. Расход мытьевой воды на человека для судов первой категории — 100 л/сут, второй категории — 90 л/сут.
Для питья допускается опресненная вода, полученная из морской воды в опреснительных установках. Дистиллированная вода перед использованием в качестве питьевой минерализуется для придания ей необходимых вкусовых качеств. Запасы пресной воды на судне кондиционируются в специальных установках и аппаратах.
Системы бытового водоснабжения. В зависимости от вида используемой воды различают системы бытовой пресной воды и бытовой забортной воды. Система бытовой пресной воды предназначена для приема, хранения и подачи пресной воды к местам потребления для питья, приготовления пищи, мытья посуды, стирки, удовлетворения гигиенических потребностей экипажа и пассажиров и т. п. Система бытовой забортной воды служит для приема и подачи забортной воды к местам потребления для промывки бытовых устройств туалетов, трубопроводов сточных систем, мытья палуб и т. п.
По назначению системы бытовой пресной воды делятся на системы питьевой и мытьевой воды. Существуют и единые системы бытовой пресной воды. В этом случае потребители обеих систем обеспечиваются питьевой водой, что позволяет значительно сократить общую длину трубопроводов, количество арматуры и цистерн.
Система питьевой воды монтируется независимо от систем мытьевой и забортной воды. Питьевая вода хранится в цистернах, изготовленных из нержавеющей стали или имеющих антикоррозионные покрытия, разрешенные Минздравом СССР. На судне должно быть не менее двух цистерн (из-за поочередной периодической чистки). Пресная вода насосами подается из запасных цистерн к местам потребления.
Чтобы предохранить воду от нагревания и порчи, запасные цистерны размещают в удаленных от источников тепла местах. Трубопровод питьевой воды изготовляют из стальных оцинкованных труб. Система питьевой воды должна быть совершенно автономной и использование ее трубопроводов, насосов и цистерн для других целей, а также размещение цистерн питьевой воды в междудонных пространствах категорически запрещаются.
На рис. 5.61 приведена схема системы питьевой воды.
Рис. 5.61. Схема системы питьевой воды
Рис. 5.62. Схема системы мытьевой воды
Пресная вода на автономное плавание принимается от береговых источников через палубную втулку 6 в запасную цистерну 4, оборудованную воздушной трубой б и указательной колонкой 3. Из цистерны вода через приемную сетку 2 забирается ручным насосом 1 и направляется в расходные цистерны 7 и 8, снабженные воздушными трубами 9 и указательными колонками 10. Вода расходуется через самозапорные концевые краны 11 или через водоразборный кран 12.
Система мытьевой воды оборудуется пневмоцистерной, позволяющей автоматически пускать и останавливать насос. Мытьевая вода хранится на судне в запасных цистернах, откуда подается к местам потребления. Вместимость расходных цистерн колеблется от 2 до 3 м 3 .
Схема системы мытьевой воды приведена на рис. 5.62.
Вода в запасную цистерну 1, оборудованную воздушной трубой 2, принимается через палубную втулку 3. Из запасной цистерны вода одним из центробежных насосов 4 закачивается в пневмоцистерну 7. Система оборудована манометром 6, мановакуумметром 5 и нагревателем воды 8.
Система забортной воды отличается от системы мытьевой воды отсутствием запасных цистерн, так как вода к насосу подается непосредственно из-за борта. Забортная вода принимается, как правило, через кингстон и приемную трубу и перекачивается насосом в пневмоцистерну, откуда подается к местам потребления. Система забортной воды обычно выполняется автономной. В качестве резервного средства питания потребителей системы забортной воды помимо пневмоцистерны иногда предусматривается подача воды от напорной трубы пожарного насоса через редукционный клапан, понижающий давление, максимальная величина которого для систем бытового водоснабжения не должна превышать 0,65 МПа.
На рис. 5.63 приведена схема системы бытовой забортной воды.
Вода поступает к электронасосу 5 через приемный кингстон 4 и фильтр 3. Пневмоцистерна 6 оборудована предохранительным клапаном 7. Резервная подача забортной воды от другой системы (например, пожарной) производится по трубопроводу 8 через редукционный клапан Р. Для контроля работы насоса установлены мановакуумметр 2 и манометр 1.
Рис. 5.63. Схема системы бытовой забортной воды
Рис. 5.64. Пневмоцистерна с разъемным фланцем по днищу
1 — клапан слива; 2 — фланец к расходному трубопроводу; 3 — указательная колонка; 4 — обечайка; 5 — манометр; 6 — невозвратно-запорный клапан подвода воздуха; 7 — реле давления; 8 — глухой фланец; 9 — днище
Производительность насосов должна определяться по максимальному расчетному часовому расходу воды, принятому из суточного баланса наиболее загруженного дня недели.
Важным элементом системы водоснабжения является пневмоцистерна (гидрофор), общий вид которой приведен на рис. 5.64.
7.8. Системы бытового водоснабжения
К системам бытового водоснабжения относятся системы: питьевой воды, холодной и горячей мытьевой воды, санитарной забортной воды. Система питьевой воды предназначена для приёма, хранения и подачи питьевой воды в камбуз, питьевые колонки, а на новых судах – и к умывальникам.
Рис. 7.17. Схема системы питьевой воды.
1- наливной трубопровод; 2-цистерны питьевой воды; 3- трубопровод к насосу; 4-ручной насос; 5-центробежный электронасос; 6-пневмоцистерна (гидрофор); 7-реле давления; 8-напорная магистраль; 9-потребители.
Питьевая вода должна храниться в цистернах, не соприкасающихся с наружным бортом, балластными и другими цистернами. Внутреннее покрытие цистерн должно быть согласовано с органами саннадзора. Заданное давление в магистрали поддерживается с помощью пневмоцистерны – резервуара, частично заполненного воздухом и водой. По мере заполнения водой давление в пневмоцистерне повышается до 0,3 Мпа и датчик давления выключает электронасос. С расходом воды давление в пневмоцистерне падает до минимально допускаемого и реле давления включает насос. Благодаря этой схеме в системе постоянно поддерживается давление в установленных пределах при периодическом включении насоса.
Системы холодной и горячей мытьевой воды аналогичны системе питьевой воды, за исключением того, что к хранению мытьевой воды не предъявляются столь жесткие требования, а горячая вода предварительно подогревается до 70 о . Мытьевую воду подают в душевые, ванные, прачечные, камбузы.
Система санитарной забортной воды предназначена для подачи забортной воды в туалеты, ванные и т. д. По принципу подачи воды она аналогична другим системам водоснабжения, но вода непосредственно принимается из-за борта.
7.9. Системы вентиляции и кондиционирования
Система вентиляции предназначена для снабжения чистым и свежим воздухом жилых, служебных и общественных помещений и удаления загрязненного воздуха из санблоков, камбуза, МО, коффердамов, аккумуляторных и других помещений. Вентиляция имеется практически во всех судовых помещениях (даже цистерны вентилируются через воздушные трубки).
На судах применяется вентиляция как искусственная, так и естественная (реже). При естественной вентиляции обычно используется скоростной напор воздуха при движении судна или движение воздуха, вызванное разностью температур.
Рис.7.18. Венти-ляционные головки: слева – нагнетательная; справа – вытяжная (дефлекторная)
В системах искусственной вентиляции для создания потока воздуха используются центробежные и осевые вентиляторы. В ряде помещений для обеспечения необходимого количества обменов воздуха (отношение объёма поступившего воздуха к объёму помещения) предусматривается как нагнетательная, так и вытяжная вентиляция. Для предотвращения распространения запахов из санитарных помещений и камбуза в этих помещениях обычно предусматривается только вытяжная вентиляция.
Система кондиционирования широко применяется на современных судах для создания комфортных условий для работы и отдыха. Система кондиционирования предназначена для охлаждения и осушения воздуха летом и в тропиках, подогрева воздуха и его увлажнения зимой и в арктических широтах. Кондиционирование обычно обслуживает жилые и общественные помещения, а также некоторые служебные помещения (рулевая рубка, центральный пост управления …).
Кондиционер состоит из воздушного фильтра, подогревателей, охладителя воздуха, увлажнителя и влагоотделителя.
Известны два основных типа систем кондиционирования: низконапорный и высоконапорный (низкоскоростной и высокоскоростной). При низконапорной системе воздух обрабатывается в кондиционере и подаётся с одинаковыми параметрами в помещения, где температура может регулироваться только количеством поступающего воздуха. При высоконапорной системе воздух подаётся в помещение и на месте смешивается с воздухом помещения до требуемых кондиций. Такая система может быть однопроводной и двухпроводной (конечно большие возможности имеет двухпроводная система).
Системы бытового водоснабжения и сточные
Основное назначение систем бытового водоснабжения и сточных — снабжать экипаж и пассажиров водой для бытовых нужд, а также удалять с судна нечистоты и загрязненные (сточные) воды. Эти системы наиболее сложны на пассажирских и туристических судах, где должны быть созданы максимальные удобства для большого числа пассажиров.
Системы водоснабжения и сточные должны проектироваться в соответствии с требованиями Санитарных правил для морских судов и отраслевых стандартов. Особые требования предъявляются к качеству и условиям хранения пресной воды на судах. Норма расхода питьевой воды на одного человека для судов первой категории составляет 50 л/сут, второй категории — 40 л/сут. Расход мытьевой воды на человека для судов первой категории — 100 л/сут, второй категории — 90 л/сут.
Для питья допускается опресненная вода, полученная из морской воды в опреснительных установках. Дистиллированная вода перед использованием в качестве питьевой минерализуется для придания ей необходимых вкусовых качеств. Запасы пресной воды на судне кондиционируются в специальных установках и аппаратах.
Системы бытового водоснабжения.В зависимости от вида используемой воды различают системы бытовой пресной воды и бытовой забортной воды. Система бытовой пресной воды предназначена для приема, хранения и подачи пресной воды к местам потребления для питья, приготовления пищи, мытья посуды, стирки, удовлетворения гигиенических потребностей экипажа и
| |
Рис. 54. Схема системы питьевой воды | Рис. 55. Схема системы мытьевой воды |
пассажиров и т. п. Система бытовой забортной воды служит для приема и подачи забортной воды к местам потребления для промывки бытовых устройств туалетов, трубопроводов сточных систем, мытья палуб и т. п.
По назначению системы бытовой пресной воды делятся на системы питьевой и мытьевой воды. Существуют и единые системы бытовой пресной воды. В этом случае потребители обеих систем обеспечиваются питьевой водой, что позволяет значительно сократить общую длину трубопроводов, количество арматуры и цистерн.
Система питьевой воды монтируется независимо от систем мытьевой и забортной воды. Питьевая вода хранится в цистернах, изготовленных из нержавеющей стали или имеющих антикоррозионные покрытия, разрешенные Минздравом. На судне должно быть не менее двух цистерн (из-за поочередной периодической чистки). Пресная вода насосами подается из запасных цистерн к местам потребления.
Чтобы предохранить воду от нагревания и порчи, запасные цистерны размещают в удаленных от источников тепла местах. Трубопровод питьевой воды изготовляют из стальных оцинкованных труб. Система питьевой воды должна быть совершенно автономной и использование еетрубопроводов, насосов и цистерн для других целей, а также размещение цистерн питьевой воды в междудонных пространствах категорически запрещаются.
На рис. 54 приведена схема системы питьевой воды.
Пресная вода на автономное плавание принимается от береговых источников через палубную втулку 6 в запасную цистерну 4, оборудованную воздушной трубой 5 и указательной колонкой 3. Из цистерны вода через приемную сетку 2 забирается ручным насосом / и направляется в расходные цистерны 7 и 8, снабженные воздушными трубами 9 и указательными колонками 10. Вода расходуется через самозапорные концевые краны // или через водоразборный кран 12.
Система мытьевой воды оборудуется пневмоцистерной, позволяющей автоматически пускать и останавливать насос. Мытьевая вода хранится на судне в запасных цистернах, откуда подается к местам потребления. Вместимость расходных цистерн колеблется от 2 до 3 м 3
Схема системы мытьевой воды приведена на рис. 55.
Вода в запасную цистерну /, оборудованную воздушной трубой 2, принимается через палубную втулку 3. Из запасной цистерны вода одним из центробежных насосов 4 закачивается в пневмоцистерну 7. Система оборудована манометром 6, мановакуумметром 5 и нагревателем воды 8.
Система забортной воды отличается от системы мытьевой воды отсутствием запасных цистерн, так как вода к насосу подается непосредственно из-за борта. Забортная вода принимается, как правило, через кингстон и приемную трубу и перекачивается насосом в пневмоцистерну, откуда подается к местам потребления. Система забортной воды обычно выполняется автономной. В качестве резервного средства питания потребителей системы забортной воды помимо пневмоцистерны иногда предусматривается подача воды от напорной трубы пожарного насоса через редукционный клапан, понижающий давление, максимальная величина которого для систем бытового водоснабжения не должна превышать 0,65 МПа.
На рис. 56 приведена схема системы бытовой забортной воды.
Вода поступает к электронасосу 5 через приемный кингстон 4 и фильтр 3. Пневмоцистерна 6 оборудована предохранительным клапаном 7. Резервная подача забортной воды от другой системы (например, пожарной) производится по трубопроводу 8 через редукционный клапан 9. Для контроля работы насоса установлены мановакуумметр 2 и манометр 1.
Производительность насосов должна определяться по максимальному расчетному часовому расходу воды, принятому из суточного баланса наиболее загруженного дня недели.
Важным элементом системы водоснабжения является пневмоцистерна (гидрофор), общий вид которой приведен на рис. 57.
Сточные системы. Предназначены для сбора и удаления с судна сточных вод и фекалий. Различают системы сточных вод и хозяйственно-бытовых сточных вод.
Система сточных вод предназначена для сбора, хранения, обработки (очистка, измельчение, обеззараживание) и удаления с судна сточных вод из туалетов от установленных в них шпигатов; раковин, ванн и шпигатов, находящихся в медицинских помещениях (амбулаториях, лазаретах, изоляторах и т. п.); а также из помещений, в которых содержатся животные. Система хозяйственно-бытовых вод используется для сбора, хранения, обработки (очистка, жирошламоотделение и обеззараживание) и удаления с судна хозяйственно-бытовых вод из общих и каютных умывальников, бань, душевых, прачечных, камбузов и других подобных помещений.
| |
Рис. 56. Схема системы бытовой забортной воды | |
Рис. 57. Пневмоцистерна с разъемным фланцем по днищу / — клапан слива; 2 — фланец к расходному трубопроводу; 3 — указательная колонка; 4 — обечайка; 5 — манометр; 6 — невозвратно-запорный клапан подвода воздуха; 7 — реле давления; 8 — глухой фланец; 9 — днище |
В зависимости от устройства различают следующие сточные системы:
со сбором сточных вод, которые накапливаются в сборных цистернах и передаются на берег или плавучий сборщик;
с обработкой сточных вод в специальных установках, после чего вода отводится за борт, а шлам передается в приемные станции или сбрасывается в разрешенных районах моря;
с рециркуляцией смывной жидкости, т. е. с последующим ее использованием в системах сточных вод после очистки и обеззараживания.
Систему сточных вод, не предусматривающую их обработку, разрешается применять только на морских судах валовой вместимостью менее 200 per. т и числом людей менее 10. Причем эти суда не должны заходить в районы водопользования. Система хозяйственно-бытовых вод без их обработки допускается только на морских судах.
Виды сточных систем выбираются с учетом класса, назначения и валовой вместимости судна, численности экипажа и пассажиров, района плавания, длительности пребывания в зонах, где отвод необработанных сточных вод за борт запрещен. При выборе сечения трубопроводов принимаются следующие расчетные расходы, л/мин, сточных вод и коэффициенты одновременности действия санитарно-технического оборудования:
Умывальник. 10 0,6
Умывальник с самозапорным клапаном 4 0,4
Раковина . 20 0,5
|
Рис. 58. Схема типовой сточной системы с обработкой сточных вод Унитаз . 100 0,05—1 Писсуар. 20 0,25—1 Душевая сетка. 10 0,3 Питьевой фонтанчик 5 — |
Минимально расчетное количество сточных вод на одного человека в сутки должно приниматься для судов I и II категорий: сточные воды — 50 л/сут; хозяйственно-бытовые воды — 150 л/сут.
Магистральные трубопроводы выполняют с уклоном: 0,05— нормальный, 0,03 — минимальный. Расчетная скорость течения сточных вод в магистральных трубопроводах должна быть не менее 0,7 м/с, так как при этом исключено выпадение осадков. Сточные воды от медицинских помещений должны отводиться по самостоятельным трубопроводам. При этом для их сбора допускается устанавливать самостоятельную цистерну.
Отверстия, через которые с судна удаляют сточные воды, находятся несколько выше ватерлинии по одному из бортов («грязному»). По Правилам Регистра не разрешается трубопроводы сточных систем проводить через водонепроницаемые переборки, пищевые блоки, медицинские помещения, водяные, масляные и топливные цистерны во избежание их загрязнения.
В сточных системах с общей сборной цистерной сточных и хозяйственно-бытовых вод на трубопроводе хозяйственно-бытовых вод у цистерн устанавливаются гидравлические затворы. В этом случае для обеспечения надежной работы санитарно-технического оборудования на магистральном трубопроводе подвода хозяйственно-бытовых вод необходимо установить воздушную трубу.
Сточные воды из сборных цистерн удаляются специальными насосными средствами. При этом кроме основных насосов следует предусматривать резервные средства — насос или водоструйный эжектор. Если цистерны расположены выше ватерлинии, то они могут освобождаться самотеком. Допускается сборные цистерны хозяйственно-бытовых вод опорожнять штатными осушительными насосами, а на судах малых размерений — ручными насосами, не связанными с перекачкой нефтесодержащих вод. Сточные воды и шлам на берег или в плавучий сборщик передаются по специальному трубопроводу, который нельзя объединять с другими трубопроводами.
На рис. 58 приведена типовая схема системы сточных вод с обработкой.
По стоякам 27 от унитазов 11, писсуаров 10 и шпигатов 34 сточные воды отводятся в магистраль 28, а от умывальников 8, ванн 7, душевых 6 и шпигатов 5 — через клинкет 4 в магистраль 33. На концах магистралей 30 и 33 установлены бортовые захлопки 1, 17, предотвращающие попадание забортной воды внутрь судна. Клинкеты 2 к 18 пломбируются в зоне с запрещенным сбросом. Стояки 25 и 27 через клинкеты 24 соединены с цистерной 32 для обработки сточных вод, откуда насосом 23 шлам может направляться в цистерну сбора шлама или к устройству его обработки, а также к бортовой захлопке через проходной запорный клапан 3.
Обеззараживающие жидкости подаются в цистерну 32 по магистралям 21 и 31. Обработанные сточные воды насосом 22 направляются к бортовой захлопке через невозвратный клапан 19 по магистрали 30, на которой установлен кран 20 для отбора проб. Цистерна 32 снабжена воздушной трубой 9 с проходным краном 26. На концах магистрали 29 смонтированы соединения 14 международного образца для выдачи сточных вод на берег или в плавучий сборщик. Концевые участки магистрали 25 снабжены фланцами для присоединения трубопровода промывки и прочистки коллектора. Дождевые и талые воды, брызги волн и вода от мытья верхней палубы отводятся через шпигаты 15 по шпигатным трубам 16 непосредственно за борт. С промежуточных палуб вода отводится на верхнюю палубу по шпигатным трубам 12. Заглушки 13 служат для прочистки трубопроводов.
Дата добавления: 2015-12-11 ; просмотров: 1642 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ