- Система отопления автобуса маз 256
- Система отопления автобуса маз 256
- Таблица 4.12.1 график проведения работ по техобслуживанию и уходу
- Система отопления автобуса маз 256
- Радиатор – трубчато-ленточный с трубками овального сечения. Радиатор закреплен через резиновые подушки на кронштейнах шасси.
- Расширительный бачок (рис. 4.1.5.2) служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее расширении от нагрева и повышения статического напора на всасывании водяного насоса с целью предотвращения кавитации. Он позволяет контролировать уровень охлаждающей жидкости, а также производить удаление воздуха из системы охлаждения. На расширительном бачке установлена заливная пробка 4 и паровоздушная пробка 2. Установлен расширительный бачок в
Система отопления автобуса маз 256
МАЗ-256. Система отопления и вентиляции
Автобусы оборудованы системой отопления салона и рабочего места водителя с использованием тепла от системы охлаждения двигателя. Кроме этого для обогрева рабочего места водителя устанавливается независимый воздушный отопитель.
На автобусах применена двухконтурная система отопления. Принцип подключения и управление системой отопления приведены в разделах 4.1.5 «Система охлаждения двигателя» и 2.2.9. «Органы управления вентиляцией и отоплением».
Первый контур системы отопления, обогревающий рабочее место водителя, состоит из проходного крана 14 (рис. 4.1.5.1), трубопроводов и отопителя 1. Включение контура обогрева рабочего места водителя при выключенных контурах обогрева салона обеспечивает быстрый обогрев рабочего места водителя и устранение запотевания или обледенения ветрового стекла при подготовке автобуса к выезду. Отопление эффективно функционирует при закрытом кране быстрого прогрева двигателя 12.
Отопитель рабочего места водителя установлен в передней части автобуса. При открытом кране 14 теплоноситель подводится по шлангу 11 (рис. 4.12.6.1) к радиатору 4, установленному горизонтально в корпусе отопителя, и отводится в систему охлаждения двигателя по шлангу 8. Для удаления воздуха из системы на радиаторе установлен кран 3. Воздух через радиатор прогоняется тремя электрическими вентиляторами 15, интенсивность подачи теплого воздуха может изменяться регулятором, который расположен на левой панели щитка приборов. Забор воздуха для обогрева рабочего места водителя может осуществляться как снаружи, так и изнутри автобуса. Управление заслонкой 2 осуществляется ручкой 7. Правильное функционирова-ние привода заслонки обеспечивается закреплением оболочки троса 9 прижимом 10 при горизонтальном положении ручки 7 и рычага 12. При заборе воздуха снаружи воздух очищается от пыли фильтром 14, наклеенным на корпус отопителя.
Подогретый в отопителе воздух направляется через центральный воздуховод 5 в воздухораспределительную панель, а через воздуховоды 6 — в нишу к ногам водителя. Через отверстия в передней части панели и два центральных дефлектора воздух подается на ветровое стекло, через правый дефлектор воздух может подаваться на обогрев ветрового стекла или стекла двери водителя. Выход воздуховода 6 также оснащен дефлектором. Конструкция дефлектора позволяет регулировать как направление воздушного потока, так и количество подаваемого воздуха.
Съемная крышка 1 обеспечивает доступ к вентиляторам 15.
При наличии воздуха в контуре существенно снижается эффективность работы отопителя. Наиболее вероятно наличие воздуха в радиаторе отопителя. Воздух из радиатора отопителя удаляется при работающем двигателе и включенном ПЖД при открытом кране 14 (рис. 4.1.5.1) и закрытых кранах 11, 12 через кран выпуска воздуха 3 (рис. 4.12.6.1).
Для обеспечения оптимального температурного режима на рабочем месте водителя рядом с сиденьем установлен независимый воздушный отопитель. Управление воздушным отопителем осуществляется регулятором, расположенным на дополнительной панели слева от водителя. При промежуточном положении ручки регулятора отопитель автоматически обеспечивает заданную температуру (от 10 °С до 35 °С). Контроль над температурой осуществляется блоком управления по сигналу, получаемому от датчика температуры входящего в отопитель воздуха. При крайнем правом положении ручки регулятора отопитель включается на максимальную мощность, при этом автоматической регулировки температуры не происходит.
Рисунок 4.12.6.1 -Отопитель рабочего места водителя:
1 — крышка доступа к вентиляторам отопителя;
Система отопления автобуса маз 256
МАЗ-256. Климатическая установка
Автобус может оборудоваться климатической установкой накрышного типа, интегрированной в систему отопления и вентиляции салона. Климатическая установка состоит из накрышного блока и компрессора.
Описание обслуживания климатической установки приведено в «Руководстве по эксплуатации климатической установки».
Подготовленный в климатической установке воздух подается в салон по верх-ним воздуховодам к дефлекторам 1 (рис. 4.12.6.2) индивидуального обдува, расположенными над пассажирскими сиденьями и через отверстия в панели над ветровым стеклом. Дефлекторы позволяют регулировать как направление воздушного потока, так и количество подаваемого воздуха.
Рисунок 4.12.6.2 — Панель индивидуального обдува и освещения пассажирских мест:
1 — дефлектор; 2 — плафон освещения; 3 — выключатель индивидуального освещения
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КЛИМАТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ
а) Любые работы по техобслуживанию контура с хладагентом должны проводиться силами квалифицированных работников специализированных станций обслуживания.
б) Правильное обслуживание системы с регистрацией факта проведения всех предписанных работ является обязательным условием выполнения фирмой-изготовителем гарантийных обязательств при повреждении элементов конструкции климатической установки, подлежащих техобслуживанию.
в) Работы по техобслуживанию следует выполнять согласно графику приведенному в табл. 4.12.1, независимо от того, как долго система находилась в эксплуатации, даже если климатической установкой не пользовались.
г) В течение первых 4-х недель после ввода климатической установки в эксплуатацию необходимо проверять, хорошо ли закреплены приборы установки и герметичны ли места соединений шлангов.
д) Независимо от продолжительности эксплуатации кондиционера возможны также потери хладагента, даже если места соединений шлангов абсолютно герметичны. Эти потери, обусловленные структурой материала шлангов, зависят от температуры окружающей среды.
е) При незначительном загрязнении пластин конденсатора или испарителя их можно почистить сжатым воздухом в направлении, противоположном выходу воздуха из системы.
При сильном загрязнении пластины следует сначала промыть раствором, не действующим на медные и алюминиевые поверхности, а затем продуть сжатым воздухом.
ж) Фильтр-осушитель следует заменять минимум 1 раз в год. При работах по обслуживанию контура с хладагентом фильтр-осушитель следует заменять обязательно.
Таблица 4.12.1 график проведения работ по техобслуживанию и уходу
Компонент системы
Работы по техобслуживанию
Периодичность
раз в год
Контур с хладагентом:
Проверить на безупречность состояния и прокладку шлангов, для того чтобы не допустить перетирания их об острые части.
Элементы подключения
Проверить на герметичность с помощью прибора.
Количество хладагента
Контроль количества через смотровое окошко.
Конденсатор
Контроль состояния и, при необходимости, очистка пластин.
Фильтр-осушитель
Система слива конденсата
Контроль состояния и очистка сливных отверстий.
Блок испарителя
Контроль общего состояния и мест соединения
Компрессор: Электромагнитная муфта
Компрессор запускается / сцепление работает без проскальзывания.
Компрессор
Проверка бесшумности хода.
Клиновые ремни
Контроль состояния и натяжения.
Элементы крепления
Контроль состояния и прочность соединения.
Сетевые провода
Контроль состояния.
Контроль состояния и прочность соединения.
Контур с охлаждающей жидкостью
Проверка наличия воздушных пробок и, при необходимости, их удаление.
МАЗ-256. ОБСЛУЖИВАНИЕ КОМПРЕССОРА И ЕГО ПРИВОДА
Компрессор 2 (рис. 1) установлен в моторном отсеке на кронштейне 4. Шкив электромагнитной муфты 1 приводится двумя клиновыми ремнями 7 от шкива коленвала двигателя 8. Натяжение ремней осуществляется перемещением кронштейна 4 с установленным на нем компрессоре 2.
Натяжение ремней проверяется нажатием на средину нижней ветви ремня с усилием 4 кгс, стрела прогиба ремней 7 (SPA-1432) должна быть 14.20 мм. Если ремни прогибаются на большую или меньшую величину необходимо отрегулировать их натяжение.
Для регулировки натяжения необходимо отвернуть на несколько оборотов стопорные болты 3 и вращением винта 5 отрегулировать натяжение. Увеличение натяжения ремней производится вращением винта против часовой стрелки, уменьшение натяжения — вращением винта по часовой стрелке. После завершения регулировки необходимо завернуть болты 3. При выходе из строя одного из ремней следует заменять и второй ремень ремни подбираются попарно по длине.
После установки новых ремней необходимо произвести проверку натяжения через 1.3 часа работы двигателя.
В компрессор залито синтетическое масло. Уровень масла проверяется визуально через смотровое окошко в корпусе компрессора. Уровень масла должен быть не ниже нижней кромки окошка, если уровень ниже, то следует обратиться на станцию обслуживания «Webasto».
Для сохранения работоспособности компрессора при утечке хладагента из системы рекомендуется завернуть вентили, расположенные над компрессором за пластмассовыми крышками, до упора.
Система отопления автобуса маз 256
МАЗ-256. Система охлаждения двигателя
Система охлаждения предназначена для поддержания оптимального температурного режима работы двигателя.
Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, рассчитана на применение низкозамерзающей охлаждающей жидкости. Система охлаждения двигателя объединена с системой отопления салона и рабочего места водителя.
Схема системы охлаждения двигателя и отопления салона автобуса представлена на рис. 4.1.5.1.
Основными элементами системы являются радиатор, расширительный бачок, вентилятор с вязкостной муфтой, термостат, циркуляционный насос.
Оптимальная температура охлаждающей жидкости в системе при работающем двигателе (80. 97 °С) поддерживается автоматически термостатом и производительностью вентилятора, изменяющейся в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.
Привод муфты вентилятора осуществляется от коленвала. Натяжение ремней привода циркуляционного насоса и генератора описано в Руководстве по эксплуатации двигателя.
Радиатор – трубчато-ленточный с трубками овального сечения. Радиатор закреплен через резиновые подушки на кронштейнах шасси.
Расширительный бачок (рис. 4.1.5.2) служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее расширении от нагрева и повышения статического напора на всасывании водяного насоса с целью предотвращения кавитации. Он позволяет контролировать уровень охлаждающей жидкости, а также производить удаление воздуха из системы охлаждения. На расширительном бачке установлена заливная пробка 4 и паровоздушная пробка 2. Установлен расширительный бачок в
отсеке перед передней служебной дверью. Доступ к заливной горловине осуществляется через люк отсека, закрываемый съемной крышкой.
Рисунок 4.1.5.1 – Схема системы охлаждения двигателя и отопления салона:
1 отопитель рабочего места водителя; 2 радиатор; 3 расширительный бачок; 4 циркуляционный насос двигателя; 5 двигатель; 6 циркуляционный насос подогревателя; 7 подогреватель жидкостный; 8 салонные отопители; 9 конвекторы; 10 воздухоотделительный бачок; 11 кран отопления салона; 12 кран прогрева двигателя; 13 напорный коллектор; 14 кран отопления рабочего места водителя; 15 термостат
Рисунок 4.1.5.2 – Расширительный бачок:
1 пароотводящий патрубок; 2 паровоздушная пробка; 3 хомут; 4 пробка заливной горловины; 5, 7 перегородка; 6 датчик аварийного уровня; 8 дренажная трубка; 9 заглушка; 10 уплотнительное кольцо
Паровоздушная пробка 2 имеет два клапана – впускной и выпускной (паровой). Выпускной клапан поддерживает в системе охлаждения избыточное давление 70 кПа (0,7 кгс/см 2 ), а впускной препятствует созданию в системе разрежения при остывании двигателя. Впускной клапан открывается и соединяет систему охлаждения с атмосферой при разрежении 1…13 кПа (0,01…0,13 кгс/см 2 ).
Техническое Обслуживание Системы Охлаждения Двигателя
Для нормальной работы системы охлаждения необходимо:
заполнять систему охлаждения только низкозамерзающей жидкостью в соответствии с химмотологической картой;
заливать жидкость через воронку с сеткой, используя для заливки чистую заправочную посуду;
следить за рабочей температурой охлаждающей жидкости, которая должна быть в пределах 80…97 °С;
ежедневно контролировать уровень охлаждающей жидкости по контрольной лампе на щитке приборов и при необходимости доливать. Уровень охлаждающей жидкости следует контролировать при холодном двигателе;
при ТО-1 произвести проверку и регулировку натяжения приводных ремней;
при ТО-1 проверять исправность уплотнительного кольца пробки заливной горловины на расширительном бачке;
при ТО-2 проверить функционирование клапанов паровоздушной пробки и датчика аварийного уровня жидкости в расширительном бачке;
производить замену охлаждающей жидкости с периодичностью, приведенной в Инструкции по эксплуатации двигателя.
Для поддержания оптимального температурного режима в зимний период эксплуатации рекомендуется при работе двигателя использовать ПЖД (см. пункт 2.2.9).
В летнее время года необходимо систематически следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора и обязательно прочищать их при значительной засоренности. Прочистку можно производить струей сжатого воздуха, направленной в воздушные каналы сердцевины радиатора со стороны кожуха вентилятора.
Из системы охлаждения и системы отопления жидкость сливается через кран на нижнем патрубке водяного насоса двигателя, кран или пробку котла подогревателя и через отверстия на трубопроводах системы отопления (сливные пробки расположены под ступеньками служебной двери). Жидкость сливать при открытой пробке заливной горловины и открытых кранах системы отопления и прогрева двигателя. Под места слива охлаждающей жидкости для ее сбора должны устанавливаться емкости необходимого объема.
Внимание! После слива охлаждающей жидкости строго запрещается запускать двигатель (даже на короткий срок), так как это приведет к перегреву деталей цилиндропоршневой группы и преждевременному выходу двигателя из строя.
Заполнять систему охлаждения двигателя и систему отопления автобуса необходимо по край заливной горловины 4 расширительного бачка (см. рис. 4.1.5.2) при открытых кранах системы отопления и прогрева двигателя. Для удаления воздуха из систем, после их заполнения, запустить двигатель и циркуляционный насос ПЖД.
Для удаления воздуха из системы быстрого прогрева двигателя при работающем двигателе на 2…3 мин. открыть кран прогрева двигателя и закрыть краны системы отопления.
Для удаления воздуха из отопителя рабочего места водителя необходимо закрыть краны прогрева двигателя и отопления салона, и при открытом кране отопителя рабочего места водителя и открытом кране выпуска воздуха на отопителе рабочего места водителя поддерживать средние обороты двигателя до выхода охлаждающей жидкости из крана выпуска воздуха без воздушных пузырьков.
Для удаления воздуха из системы отопления салона необходимо открыть кран отопления салона, закрыть другие краны и поддерживать средние обороты двигателя в течение 3…5 мин.
После удаления воздуха долить жидкость по край заливной горловины расширительного бачка, жидкость доливать при остановленном двигателе.
Уровень жидкости в системе охлаждения контролируется электрическим датчиком аварийного уровня 6. При недостаточном уровне охлаждающей жидкости на щитке приборов загорается контрольная лампа. При загорании лампы необходимо проверить герметичность системы охлаждения двигателя и отопления салона, устранить утечки и заполнить систему до края заливной горловины.