Система отопления автобуса вектор некст

Вектор ГАЗа: знакомимся с новым пазиком

Недавно знакомый перевозчик выложил в Фейсбук снимок неизвестного ему автобусика: что, мол, за машина? Это же новый продукт Группы ГАЗ, пазовский Вектор Next на шасси грузовика Газон Next — ПАЗон, одним словом! Его презентацию провел дилер Техинком, и я подробно познакомился с машиной.

Кажется, еще недавно — а на деле уже десять лет назад, — в АР №7, 2007 мы опубликовали список нововведений в конструкции вечнозеленого ПАЗа-3205. Статья называлась «Тосол по ГОСТу»: тогда завод ­наконец-то стал заливать антифриз, соответствующий госстандарту. А теперь поднимите руки те, кто не видел ржавых пазиков. Как раз рядом с таким я припарковался около сервис-центра Техинком, приехав на презентацию Вектора Next!

Надо заметить, что до Вектора Next, в конце двухтысячных, Павловский завод создал еще одну новую модель — с индексом 3204 (именно так, 04 вслед за 05), оригинальным кузовом и пневмоподвеской сзади. Но детские болезни этого автобусика оказались очень тяжелыми: в АР №1, 2009 была опубликована «Страшная поморская сказка» из Архангельска, где работали четыре годовалых ПАЗа-3204. Точнее, уже не работали, а стояли на приколе вследствие «полного разрушения» (так было записано в акте осмотра). Кузова треснули, пол лопнул, крепления той самой пневмоподвески вывернуты.

Завод постарался исправить косяки и через год представил улучшенную и упрощенную версию — полностью рессорную. Та статья заканчивалась словами: «Пазовцы мечтают возродить модификацию с задней пневмоподвеской: как ни крути, она намного комфортабельнее. Но конструкция самой подвески будет уже другой».

Слева — Вектор Next, справа — ПАЗ-3204

Вектор Next, если судить по его индексу ПАЗ-320405, действительно модификация. Но наяву — полностью новая модель! Прежде всего, на ней нигде нет эмблемы или логотипа Павловского завода, лишь газовский олень на носу. Этим газовцы дают понять, что не только объединяют все свои машины под единым брендом, но и максимально унифицируют их. Ведь Вектор построен на шасси грузовика Газон Next, чем радикально отличается от предшественников 3205 и 3204 с несущими кузовами.

Конечно, шасси несколько изменено: рама удлиненная, задний мост с другим передаточным числом и пневмоподвеской. Во время презентации потенциальные покупатели волновались: не постигнут ли эту подвеску те же проблемы, что у многострадальных ПАЗов-3204? Их заверили, что нет, поскольку теперь другие и конструкция, и алгоритм работы. Раньше подвеска регулировалась вручную, и водители по незнанию ездили, максимально надув ее, что приводило к выламыванию креплений. Теперь же подвеска автоматически принимает ходовое положение.

Задняя подвеска — пневматическая

Остальные компоненты шасси, повторим, от Газона Next: рядный ярославский турбодизель ЯМЗ-534 (четыре цилиндра в ряд, Евро-5 с рециркуляцией, 150 «лошадей»), сцепление Sachs, газовская коробка-пятиступка с импортными компонентами, рулевое управление Bosch, тормоза Wabco с пневмоприводом. Добротный набор!

Под крышкой моторного отсека 150-сильный ЯМЗ-534

И под стать ему очень добротный кузов: внимательно изучив салон, я так и не нашел, к чему придраться. Разве что к плохо приклеенным информационным стикерам — но это общая беда автозаводов СНГ: стикеры отклеиваются и у ­КАМАЗов, и у МАЗов.

В салоне удобно стоять (благо его высота — метр девяносто пять) и сидеть (коленки не упираются), сами сиденья простенькие, обтянутые серым кожзамом, но для маршрутки — вполне нормально.

«Главное — автобус едет!» — шутили приглашенные перевозчики во время пробной поездки

У водителя собственный вход с дверью: конечно, не такой удобный, как у Газона, но все же лучше, чем у ПАЗа-3204. При этом внутренняя облицовка двери элегантно отформована и снабжена карманом.

У водителя — собственная дверь с большим проемом

А вокруг рабочего места (само кресло комфортабельное, марки ТИС из Елабуги) — знакомые органы управления. Щиток приборов — от Газона, с индикацией давления воздуха в контурах. Руль точь-в-точь как у Газели Next, разве что без кнопочек и регулируется так же. Блок переключателей света и даже шишечка электрорегулировки зеркал не просто как у Газели, но почти на тех же местах. Разве что пластик передней панели проще газелевского и запирающаяся крышка бардачка люфтит.

Для начала я побывал в роли пассажира: вместе с перевозчиками, приглашенными на презентацию, прокатился сперва на Векторе, а затем для сравнения на ПАЗе-3204, оснащенном китайским турбодизелем Cummins 3.8.

Общее впечатление таково: Cummins позволяет разгоняться динамичнее, нежели ЯМЗ (поскольку его крутящий момент выше), но он более шумный и вибронагруженный. Кроме того, ПАЗ-3204 идет более жестко (за счет рессор сзади) и сильнее кренится в поворотах. В общем, Вектор Next не такой шустрый при разгоне, но более спокойный по всем параметрам, что, разумеется, хорошо для пассажиров.

Когда гости разъехались, я сел за баранку Некста, чтобы немного порулить по площадке. И знаете что? Понравилось. Вначале я поморщился было, увидев, что правое зеркало не отрегулировано, но быстро вспомнил: ведь зеркала же, как было упомянуто, с электроприводом! Сама по себе обзорность отличная — равно как и маневренность, благо конструкторы недавно уменьшили радиус поворота Газона Next. Двигатель работает негромко, ­руль-педали — без нареканий. Разве что привод рычага КПП несколько «резиновый» и передачи переключаются по перевернутой схеме — как, впрочем, и у Газона.

В крайнем левом положении рычаг КПП достает до сиденья

Читайте также:  Как установить циркуляционный насос для отопления своими руками

Хороший автобусик! Но дорогой. Если по прайс-листу Техинкома самый доступный бензиновый ПАЗ-3205 стоит около 1,5 миллиона рублей, ПАЗ-3204 (уже дизельный) — от 2,7 млн, то за Вектор Next просят около трех миллионов. То есть как за два обычных пазика.

Потому и объемы производства новинки пока невелики: всего в нынешнем году Павловский завод собирается сделать 12 тысяч автобусов, и лишь 10% из них, то есть примерно 1200 единиц, — Векторы Next. А вот на долю традиционных пазиков, которые дешевы и быстро окупают себя, придется порядка 60% производства.

Поэтому сейчас маркетологи вместе с конструкторами будут «играть на понижение»: во втором квартале нынешнего года появится удешевленный Вектор Next — более короткий (7,1 м против нынешних 7,6 м) и с битопливным бензогазовым двигателем ЗМЗ Евро-5.

Позже представят и другие варианты: в следующем году — «межгород» с кондиционером, багажным отсеком и полками над головами пассажиров, в 2019-м — удлиненные версии (8,5—8,8 м) на базе перспективного Газона Next с увеличенной грузоподъемностью.

Тем временем Группа ГАЗ решила стимулировать продажи еще незнакомых многим Векторов Next: тут и утилизация со льготным лизингом, и скидки при покупке от пяти единиц, и предоставление автобусов в тестовую эксплуатацию сроком до месяца. Раз предоставляют — значит, не боятся проблем?

«Клиент нынче пошел требовательный», — комментируют представители ПАЗа и рассказывают, что, конечно, не обходится без замечаний. Скажем, пришлось изменить металл, из которого делают шайбы (он оказался слишком мягким), а на Камчатке транспортники пожаловались на недостаточный ­просвет под задним свесом: там, где зимой наметает снегу, обычные пазики проходят, а новый — нет. Но, согласитесь, по сравнению с проблемами, которые были у ­ПАЗов еще десять лет назад, все это — сущие пустяки.

BUS-CLUB.RU

Вектор Некст — полный тест-драйв

В середине октября нам наконец-то удалось провести тест-драйв новой модели «Группы ГАЗ» — автобуса «Вектор Некст». Тестирование проходило в закрытом режиме на полигоне «Нижегородское кольцо» в Нижнем Новгороде.

Автобус «Вектор Некст» одна из последних новинок отечественного рынка и хотя с момента первой премьеры прошло уже 2 года нам снова захотелось ее проверить, тем более, что кроме «Вектор Некст» мы также тестировали автобусы «ЛИАЗ» и «КАВЗ», но о них мы расскажем в следующих статьях, а сейчас встречайте:

Вектор Next!

Next — это флагманское поколение автомобильной техники «Группы ГАЗ». Основной принцип этой линейки — модульная конструкция кузова. Что это значит? Это когда на основе одного шасси, выпускаются несколько моделей коммерческой техники. Одним из примеров такой унификации стал автобус «Вектор NEXT», который был разработан на основе шасси «ГАЗон NEXT».

Плюсы подобного подхода очевидны, производитель, без особых затрат на разработку, сможет увеличить число модификаций автобуса: изменить форму и длину кузова, высоту пола, планировку салона, вместимость или изменить назначение автобуса: пригородный или городской. Другой вариант это продавать шасси в кузовные ателье, где на основе него будут разрабатывать, новые марки автобусов или грузовой техники. По такому принципу работают многие европейские производители, например, Скания.

Именно в этом ключе и развивается мировой автобусный рынок. С заменой агрегатов и узлов будет меньше проблем, с запчастями, с сервисным обслуживанием. На наш взгляд «Группа ГАЗ» движется в правильном направлении.

Перейдем к более подробному разбору модели, итак:

Двигатель и расход топлива

Комплектуется «Вектор» отечественным двигателем ЯМЗ-534, за который еще 2010 году, Ярославский моторный завод получил премию «Лучшая инновация/технологический прорыв» от института Адама Смита, а это между прочим одна из самых авторитетных международных организаций в области инноваций.

К ее мнению прислушиваются потенциальные инвесторы, что в свою очередь повышает коммерческую привлекательность техники оснащенной такими двигателями. Разработка двигателя велась конструкторским бюро Ярославского моторного завода, совместно с австрийским инжиниринговым бюро «A.V.L.ListGmbh».

Двигатель расположен продольно в передней части автобуса, справа от водителя.

Хорошо это или плохо? Спор такой же вечный, как передний или задний привод.

С одной стороны, чем дальше двигатель от кабины водителя, тем меньше шум и вибрация. Учитывая то, что водитель может проводить в кабине автобуса восемь и более часов, то это существенное замечание, но при тестировании автобуса мы не заметил особого шума и вибрации, наоборот, двигатель работает негромко, а вибрации практически нет. Это стало возможным благодаря уникальным опорам Vibracoustic, на которых установлен двигатель. Немецкая компания «Vibracoustic» специализируется на выпуске продукции для уменьшения вибрации и для этого даже открывает региональные научно-исследовательские центры, позволяющие местным инженерам оптимизировать продукцию с учетом местных требований. Результат, как говорится, на лицо двигатель уверенно завелся, без каких-то рывков и плясок.

заменить и проверить состояние технологических жидкостей можно не выходя из кабины

Есть и неоспоримые плюсы в таком расположении двигателя: заменить и проверить состояние технологических жидкостей можно не выходя из кабины, что особенно актуально для нашей страны, где зима в некоторых регионах длится практически 6-8 месяцев.

При необходимости двигатель можно дополнительно шумо — и теплоизолитровать. В стандартной комплектации «Вектора Некст» такая шумоизоляция уже предусмотрена (см. фото).

Мощность двигателя – 150 лошадок. Но…Тут нас ждет еще один приятный сюрприз, по документам мощность 148,9 л/с а это значит, что двигатель «Вектора» попадает в категорию до 150 л.с., что позволяет экономить на налогах и страховке. Молодцы Ярославцы, спасибо!

Экологический стандарт — Евро-5. Как это стало возможным? Выйти на такой уровень помогло применение системы рециркуляции отработавших газов «EGR» и каталитический нейтрализатор со сменным фильтром.

Разберемся подробнее, зачем это нужно и как работает.

«Газовцы» обновили и систему подачи топлива, установили на «Вектор Некст» схему контроля впрыска адаптированную к российскому топливу — Common Rail (BOSCH), которая получила наибольшее распространение в мире, благодаря своей простоте и надежности. Эту система используются в автомобилях MERCEDES, IVECO, SCANIA, BMW, АLFA ROMEO и практически во всех. Сложностей с обслуживанием точно не будет.

Читайте также:  Клей для крупноформатной плитки для теплого пола

Вообщем, плюсы такого двигателя на Векторе Некст очевидны:

Хорошие отзывы от потребителей (двигатель на рынке уже давно).

Низкий шум и вибрация.

Двигатель отечественный, а значит, не будет проблем с запчастями.

По этой же причине, используя отечественный двигатель, стоимость автобуса удалось существенно сократить (!).

  • Низкая стоимость техобслуживания. Стоимость запасных частей и расходных материалов на 20% ниже, чем у зарубежных аналогов.
  • Расход топлива — 23 л/100 км.
  • Ресурс двигателя (700000 км.!)
  • Внешний вид

    Пройдемся теперь по внешнему виду. Предусмотрено три основных версии «Вектор Некст»: городской/пригородный, междугородний и туристический. Мы тестировали, только городские модели, итак…

    Кузов

    На полигоне было представлено три автобуса «Вектор Некст»: стандартная модификация, «люкс» и школьный автобус.

    Школьный автобус Вектор Некст

    Люксовый вариант «Вектор Некст»

    Первое впечатление от новой модели: «ну наконец-то!».

    Вот так и должно быть. Не видно каких-то явных недоработок, «кривых» рук дизайнера, все на месте, все так как должно быть. Модель имеет законченный вид и однозначно будет привлекать внимание на дороге.

    Особенно порадовало панорамное остекленение обеспечивающее широкий обзор водителю и пассажирам. Огромное лобовое стекло уходит вниз вплоть до решетки радиатора.

    Оригинальные задние фонари, выразительные передние блок-фары. Круглые противотуманные фары встроены в пластиковый бампер.

    Детали корпуса, на который приходится основной удар от летящего щебня и пыли, выполнены из пластика (см. фото), кузов из оцинкованной стали.

    Что касается габаритных размеров то они следующие:

    Ширина автобуса «ГАЗ Вектор Next» составляет 2,45 метра

    Высота – 2,9 метра.

    Длина может быть разной (7,1, 7,6 и 8,5 метра).

    Ресурс кузова, по словам, производителя, не менее 10 лет при ежегодном пробеге 50000 — 60000 километров.

    Можно в два раза увеличить срок эксплуатации кузова при правильно производимых мерах по антикоррозионной обработке.

    Это не сразу можно заметить, но на автобусах Павловского автобусного завода, больше не будет эмблемы «ПАЗ». Вместо нее установлена обновленная эмблема «ГАЗ». С «Вектора Некст» начинается плановый переход всех моделей «Группы ГАЗ» под одну эмблему. Что по этому поводу сказал: Вадим Сорокин, Президент «Группы ГАЗ»:

    – ГАЗ – это легендарная марка….Мы уверены, что обновление знака и консолидация автобусной линейки под брендом ГАЗ будет способствовать успешному продвижению новых моделей в России и на мировых рынках.

    Продолжим знакомство с «Вектором Некст»

    Технические отсеки

    Их очень много и они везде, по всему кузову. В аккамуляторном отсеке, как и должно, быть, стоят два аккумулятора.

    Но отсек просторный и в него при необходимости можно будет положить еще какие-нибудь нужные в дороге вещи.

    Отсек для топливного фильтра обеспечивает легкую замену этого самого фильтра, за что низкий поклон разработчикам от всех автомехаников.

    Для водителя (механика) написана пошаговая инструкция по замене топливного фильтра, разобраться в которой не составит труда.

    Отдельный отсек с предпусковым подогревателем двигателя Webasto. Удобно для технического обслуживания.

    В багажном отсеке — коврик(!) и приятные мелочи, которые прилагаются к «Вектору Некст»: домкрат, инструкция по эксплуатации, баллонный ключ, противооткаты.

    Небольшой аккуратный багажный отсек (см. фото)

    Комфорт каким он должен быть

    Особое внимание производитель уделил комфорту пассажиров и водителя. Кабина водителя теперь обладает хорошей эргономикой, грамотное распределение (раздельное) отопления рабочего места.

    В кабину ведет отдельная, просторная дверь

    В кресле сидеть удобно, в стандартной комплектации, на зависть конкурентам, в Векторе установлено подрессоренное сиденье TIS с регулировкой спинки, которое к тому же снабжена поясничным подпором.

    В верху, над лобовым стеклом встроен Навигатор, рация и тахограф

    Для защиты от солнца или во время отдыха, водитель может использовать рулонные шторки, которые расположены на боковом и лобовом стекле

    Хотя к шторке нужно привыкнуть, если откывается она плавно, то вот захлопывается резко.

    Автобус хорошо слушается руля, он удобный. Узнаете? Да, все верно, от Газона Некст!

    Ощущение такое, что сидишь не за рулем почти 7-тонной машины, а за рулем легкового автомобиля. Буквально, с первой сотни метров, уже проходит «испуг нового автомобиля» и начинаешь чувствовать себя уверенно.

    Огромные боковые зеркала позволяют отслеживать за дорожной ситуацией справа и слева от автобуса.

    Как мы говорили у «Вектора» большая площадь остекления и более того, стекла тонированы! В салоне от этого получается дополнительный простор, а для водителя открывается хороший обзор дороги при любых погодных условиях. Но это еще не все. Стекла «вклеены» в корпус автобуса, что повышает прочность кузова

    Что касается пассажирских кресел, то у них рядное расположение, по два с каждой стороны. Все кресла, включая место кондуктора, снабжены ремнями безопасности.

    Пассажирские сидение достаточные для того, чтобы человек ростом более 185 см удобно расположился в кресле, не упираясь ногами в впередистоящее кресло.

    В «люксовом» исполнении в сидениях предусмотрены столики

    Потолок высокий это большой плюс для рослых пассажиров.

    Дополнительный плюс – кондиционер, с регулировкой распределения воздуха по салону и управлением с пульта.

    Потолочные багажные полки с блоками индивидуального освещения и кондиционирования.

    Но производитель не стал отказываться и от форточек, ведь это дополнительная вентиляция автобуса, которая может пригодится, например, во время стоянки.

    Люксовый вариант автобуса оснащен комфортабельными анатомическими креслами типа «турист» с откидными спинками и инерционными двухточечными ремнями безопасности.

    Читайте также:  Центральное водоснабжение это как

    Также в «люксовом» исполнении установлен кондиционер немецкой компании Konvekta.

    Пол высокий, это из-за того, что «Вектор» использует шасси грузовика

    Двери имеют ширину 65 см и оснащены пневматическим приводом.

    Автобус мы исследовали «от» и «до» в поисках еще чего-нибудь интересного, ну не верим мы что все может быть идеально и вот поиски, к сожалению, увенчались успехом, в кабине водителя обнаружили криво обрезанную пластиковую панель и вот такой с яростью вкрученный шуруп.

    Мелочь, но зачем она нужна? Надеемся , производителя исправят.

    Что еще интересного?

    Бегущая строка с информацией о маршруте следования, дате, времени, температуре воздуха

    Разные варианты кресел и планировок салона

    Багажные полки в «люксовом» исполнении выглядят солидно

    Оснащение для маломобильных граждан.

    Безопасность

    В автобусе уже установлена система наружного и внутреннего видеонаблюдения от российского производителя систем безопасности — MAJOR .

    Камеры помогут водителю контролировать ситуацию как в салоне автобуса, так и на дороге. Ну и конечно, в автобусе установлен тахограф и система ГЛОНАСС, дающая возможность контролировать перемещение транспортного средства в режиме реального времени.

    Одним из плюсов «Вектора Некст» также можно считать систему пожаротушения.

    Трансмиссия

    В «Векторе Некст» установлена модернизированная пятиступенчатая трансмиссий ГАЗ, «родная», но для надежности и уменьшения шума и вибрации в коробке в ней установлены импортные подшипники фирмы Schaeffler. Также в коробку установили синхронизатор компании Oerlicon, что позволило сделать переключение передач более плавным, четкими и легким. Сцепление фирмы ZF , с пневмогидроусилителем Luk придает плавный ход педали сцепления.

    Рулевое управление

    Вектор Некст получился очень маневренным, это связано с внедрением в рулевое управление системы Robert Bosch Automotive Steering (ZF) ведущего производителя гидроусилителей.

    В «Векторе» удалось значительно уменьшить угол поворота автобуса и теперь он составляет менее 6 метров (протестировано), например, у того же ПАЗ 3204 он чуть более 9 метров! Упражнение «змейка» автобус выполнил на «пять».

    Это стало возможным, в том числе и за счет уменьшения диаметра рулевого колеса. Число оборотов рулевого колеса от упора до упора — 4,2.

    Рулевая колонка регулируется по углу наклона и не требует смазки шарниров карданного вала при проведении техобслуживания. Также при желании, на рулевом колесе можно расположить дублирующие кнопки для управления аудиосистемой, но это уже дополнительные опции

    Панель управления

    Две розетки прикуривателя, кнопки открывания и закрывания дверей, регулировка отопления, тахограф, все рядом, все под рукой.

    Шторка от солнца очень резко скручивается, и в первый раз может сильно испугать.

    При включенных поворотниках нет привычного сигнала, так что не удивляйтесь, если будете видеть на дороге ПАЗ Вектор с включенным поворотником.

    Тормозная система

    «Вектор Некст» использует не барабанные, а дисковые тормоза с пневматическим приводом Wabco и дополненные электронными системами ABS, ASR и EBD, позволяющие сохранить контроль над автобусом при экстренном торможении. И самое приятное, что все это установлено уже в базовой комплектации!

    Ресурс тормозных накладок – 75 тыс.км, а об их износе сообщит соответствующий индикатор.

    Если с ABS все понятно, расскажем о система распределения тормозных усилий (англ. Electronic brakeforce distribution, EBD). Это развитие системы ABS. Принципиальное отличие EBD в том, что они помогают водителю управлять автомобилем постоянно, а не только при экстренном торможении. При резком торможении на неоднородном покрытии автомобиль начинает идти «юзом», например, одна сторона колес едет по асфальту, а другая зацепила гравийный участок дороги на обочине. Это происходит от того, что степень сцепления колес с дорогой разная, а тормозное усилие, передаваемое на колеса, одинаковое. Система EBD, используя датчики ABS, анализирует положение каждого колеса при торможении и индивидуально передает тормозное усилие на него.

    Подвеска

    Так как в автобусе используется шасси от «ГАЗона Некст», то и «Вектор Некст» позаимствовал переднюю малолистовую ось и задний ведущий мост.

    Задняя подвеска (зависимая) — пневматическая, которая в первую очередь добавит комфорт пассажирам. Раньше у «газовцев» уже был опыт использования «пневматики» на «ПАЗ 3204», но с ней постоянно случались какие-то неприятности и для «Вектора Некст» ее полностью модернизировали, установили баллоны с автоматической регулировкой воздуха, что должно гарантировать надежность и долговечность работы подвески. Оснащена стабилизатором поперечной устойчивости.

    Передняя подвеска — зависимая, рессорная, также со стабилизатором поперечной устойчивости.

    Амортизаторы Tenneco работают гораздо мягче, поэтому автобус движется очень плавно и пассажиры не ощущают толчков и колебаний кузова. Этому способствует и стабилизатор поперечной устойчивости передней и задней осей автобуса. Подвеска, адаптированная под разные дорожные условия, но все таки не стоит забывать, что «Вектор Некст» создан для города, гонять на нем по бездорожью не стоит.

    Грузовая бескамерная шина 245/70R19,5 модели Бел-168, радиальная, с металлокордом в каркасе и брекере, с дорожным рисунком протектора.

    Гарантия от производителя

    Гарантия завода-производителя на автобус составляет три года или 150 000 км пробега.

    Технические характеристики

    Итоги тест-драйва

    Честно скажем, «Вектор Next» произвел на нас впечатление. Ощущения позитивные и приятные. Автобус получился очень маневренный, яркий и удобный как в плане эксплуатации, так и для пассажиров.

    Хорошие инвестиции в производство и разработку, а также желание идти в ногу со временем и делать по настоящему жизнеспособные модели автобусов сделали свое дело. «Газовцы» вышли на новый уровень.

    Это, наверное, первый успешный во всех смыслах конкуретноспособный автобус малого класса и если кто-то раньше недооценивал отечественные автобусы, то после выхода «Вектора Некст» изменят свое отношение. Модель еще новая и возможно в процессе эксплуатации будут выявлены какие-то недоработки и недочеты, но это вполне закономерно, главное чтобы производитель вовремя вносил корректировки и измененения в конструкцию автобуса.

    Оцените статью