- Дома на колёсах
- Системы отопления в автодомах: варианты отопителей для комфортной температуры в кемпере
- Отопительные системы автодома
- Обогреваемые зеркала
- Варианты для обогрева кемпера
- Отопление кемпера электричеством
- Твердое топливо для печки
- Отопители на жидком топливе – бензин, солярка
- Отопители кемпера, работающие на газе
- Дополнительные отопители Eberspacher / Webasto / Thermo Top
- Газовое отопление автодома
- Правильное размещение баллонов
- Отведение продуктов горения
- Автономное отопление: что это такое
- Лучшие производители газовых систем отопления
- Alde и Prіmus с жидким теплоносителем
- Truma с воздушным теплоносителем
- Как у нас
Дома на колёсах
Помимо стандартного подогрева, который входит в базовую комплектацию твоего автодома, существуют более продвинутые и эффективные способы обогреть помещение автодома и нагреть воду для душа, умывальника и кухонной мойки.
Наиболее известны отопительные системы «>Webasto и «>Truma, а также Alde, Primus, Carver и Eberspächer.
Любой автодом в базовой комплектации оснащен воздушной отопительной системой, и отдельно – подогревом воды. Работают они на газе, что существенно увеличивает расход его запаса (стандартно это 2 баллона по 11 кг сжиженного газа в комплекте). Отопление такого типа осуществляется при помощи забора воздуха внутри автодома и возврата нагретого воздуха обратно в помещение — напрямую или через систему воздуховодов, и довольно сильно сушит воздух. Однако же стандартный срок службы воздушной системы отопления без замены комплектующих – около 10 лет.
Также существуют и более совершенные системы отопления и подогрева воды – «>жидкостного типа. Принцип их работы основан на заборе топлива (бензина или дизеля) из бака автомобиля, подогреве циркулирующей в системе автодома воды (антифриза), а подача тепла осуществляется через нагревательные «>радиаторы отопления, которые привычны нам дома и не так сильно сушат воздух, в отличие от воздушной системы отопления. По желанию можно выбрать модель со встроенным теплообменником, который позволяет нагревать воду для душа, умывальнника и кухонной мойки. Отопительная система такого типа экономит запасы газа, дает более стойкое и длительное тепло, но на старте прогревает помещение медленнее, чем воздушная. Количество тепла можно увеличить, оснастив автодом дополнительными радиаторами. Но жидкостная система несколько сложнее в техническом обслуживании и требует контроля за герметичностью, а также замены теплоносителя примерно каждые 3 года. Также жидкостное отопление существенно дороже при покупке и установке.
Помимо вышеописанного, существует «>система подогрева пола, при помощи обоих типов отопления. Такое отопление для двойного пола, имеющего систему труб отопления, в основном обеспечивает оборудование Alde, либо оно работает от 220 V. Отапливаемый пол также может быть и эксплуатируемым, иметь толщину около 30 см и места для хранения.
Системы отопления в автодомах: варианты отопителей для комфортной температуры в кемпере
Серьезно стали задумываться об автокараванинге и хотите совершать длительные путешествия в комфортных условиях? Тогда нужно, в первую очередь, побеспокоиться о тепле и уюте кемпера. Чтобы правильно это сделать, нужно узнать, какие существуют системы отопления в автодомах, разобраться в их достоинствах и недостатках.
Мы расскажем не только о системах отопления, но и обратим внимание на эффективность работы каждой из них. После изучения материала можно будет без труда выбрать идеальный вариант обогрева кемпера с учетом простоты устройства, комфорта эксплуатации, автономности и безопасности системы.
Отопительные системы автодома
Все отопительные системы кемпера можно разделить по двум основным критериям – способ нагрева теплоносителя, источник топлива. Наибольшее распространение получили обогреватели с воздушным теплоносителем.
Суть их работы состоит в заборе холодного воздуха, его нагреве с последующей подачей в жилой модуль. Высокая скорость обогрева помещения и невысокая стоимость оборудования – вот основные показатели, объясняющие популярность таких отопителей.
Воздушные отопительные системы отличаются своей доступностью, компактными размерами и быстротой обогрева автодома
К недостаткам можно отнести высокий расход топлива и неравномерность распределения теплого воздуха. Система с жидким теплоносителем выглядит более сложной, но и более совершенной.
Ее работа основана на подогреве циркулирующей в системе воды, которая поступает в радиаторы, отвечающие за распределение тепла.
Отопление с жидким теплоносителем позволяет подключать не только радиаторы, но и организовать систему с теплым полом
При установке такой системы можно рассмотреть вариант отопителя с встроенным теплообменником, который помимо отопления будет обеспечивать жителей автодома еще и горячей водой.
Обогреваемые зеркала
Питерская научно-производственная серийно производит зеркала заднего вида, оборудованные не только электроприводом, повторителями сигнала поворота, противоослепляющи-ми отражателями, но и системой электрообогрева. По заявлению фирмы, электрообогрев обеспечивает таяние снега и льда на поверхности зеркала при любом морозе, сохраняет его поверхность чистой в дождь, туман и метель, удаляет брызги, попавшие при движении по дороге. Отличительной особенностью «полите-ховских» зеркал является то, что их нагревательные элементы формируются непосредственно на стеклах отражателя методом плазменного напыления по технологии самого НПК «Политех». Эти зеркала предназначены для установки на почти весь модельный ряд автомобилей ВАЗ (от «классики» и «Нивы» до ВАЗ-2115, кроме «десяток») и «Волги». Ток нагревателя системы обогрева составляет 1,0-1,3 ампера.
Комплекты запасных зеркальных элементов с электрообогревом и противоослепляющим покрытием выпускаются также московским ЗАО «Астрофизика-АСМ». Комплекты с асферическим левым зеркалом предназначены для установки на автомобили ГАЗ-3110, ВАЗ-2110, -2111, -2012, «Калина», «Приора». К сожалению, на сегодня это практически всё, чем можно похвастаться. А у основной массы отечественных автомобилей проблема другого порядка: не стыкуются элементы воздуховода и на задних сиденьях холодно, надо всё перебирать самим.
Варианты для обогрева кемпера
Для обогрева автодомов могут быть использованы следующие источника получения тепловой энергии:
- Электричество;
- Твердое топливо (дрова, пеллеты, прессованные опилки, уголь);
- Жидкое топливо (бензин, дизельное топливо);
- Газ.
Рассмотрим кратко каждый из источников получения тепловой энергии и постараемся выбрать наиболее оптимальный вариант для обогрева кемпера.
Отопление кемпера электричеством
Электрическое отопление кемпера даже не рассматривается в качестве основного источника обогрева. Электрические радиаторы и система теплых полов требуют подключения к сети 220 V и мощность тока не менее 10 А. Это возможно только на обустроенных стоянках.
При установке солнечных панелей можно не волноваться о поиске благоустроенного кемпинга, а пользоваться электрическим отоплением и любыми электроприборами в любом месте стоянки
В пути не может быть и речи об электрическом отоплении, но вот на оборудованных кемпингах электрические конвекторные обогреватели могут пригодиться для сохранения запаса основного источника отопления.
Твердое топливо для печки
В основном, в качестве твердого топлива применяются дрова. В роли обогревателя выступает не полноценный топливный котел, а обыкновенная буржуйка.
Такая система отопления эффективна только для коротких поездок в течение 2-3 дней.
Дровяной котел отлично справляется с отоплением кемпера, но подходит лишь для коротких путешествий из-за необходимости наличия запаса дров, которые занимают много полезного места и очень быстро сгорают
Для длительного путешествия потребуется очень много дров, их размещение снизит вместительную площадь модуля. Да и об автономности такого обогрева не может быть и речи, так как дрова очень быстро прогорают и постоянно нужно отвлекаться на обслуживание печки.
Альтернативой дровам могут стать пеллеты или прессованные опилки, получившие название евродрова. Они хоть и расходуются гораздо медленнее, но все же для размещения их запаса также потребуется большая площадь.
Отопители на жидком топливе – бензин, солярка
В качестве жидкого топлива могут быть использованы бензин или солярка. Их забор происходит непосредственно из бака. Преимуществом такой системы является ее расположение.
Она размещена под полом кемпера, что позволяет рационально использовать площадь автодома. В холодное время года такая система может быть использована для прогрева двигателя перед запуском.
Дизельные отопители отличаются своей компактностью, не требуют дополнительной площади и не снижают полезный объем модуля, но создают довольно много шума при работе
Недостатком обогревателей на жидком топливе является высокий шум уровня при их работе. Даже при идеальной герметизации окон и двери кемпера не удастся полностью избежать запаха бензина или солярки в помещении.
К тому же постоянно придется следить за уровнем топлива в баке, так как в холодное время года его расход существенно возрастает. Остановиться с пустым баком за несколько десятков километров до заправки – не лучший вариант путешествия.
Отопители кемпера, работающие на газе
Основным преимуществом газовых обогревателей является их более высокая экономичность в сравнении с электричеством, жидким и твердым топливом. Кроме этого такие обогреватели характеризуются своей автономностью.
Современная автоматика газового оборудования позволяет не только выбирать режим работы, но и полностью автоматизировать работу отопительной системы.
Газовые отопители позволяют регулировать интенсивность обогрева, а современная автоматика не только автоматизирует работу системы, но и обеспечивает ее безопасную эксплуатацию
Компактные газовые баллоны стандартного размера способны на неделю обеспечить жителей кемпера теплом и достаточным запасом горячей воды даже в холодное время года. При необходимости, стандартные баллоны можно заменить баллонами большей емкости, увеличив при этом запас топлива в 8-10 раз.
Благодаря автономности работы, комфортной эксплуатации и высокой экономичности именно газовые обогреватели для гаражей и кемперов наиболее популярны среди большинства поклонников автокараванинга.
Поэтому именно на газовом отоплении кемпера мы остановимся более подробно, рассмотрим принцип работы оборудования, особенности установки, а также меры безопасности при их эксплуатации.
Дополнительные отопители Eberspacher / Webasto / Thermo Top
Переборка котла Eberspacher D5W SC, небольшой ремонт и причина отсутствия запуска (rus.)
Запускается и тухнет дополнительный обогреватель Eberspacher D3WZ (rus.)
Переделка догревателя в предпусковик Eberspacher D3WZ, важные дополнения, необходимые схемы (rus.)
Установка автономного электрического подогревателя на VW Golf 4 / VW Bora (rus.)
Ремонт дозировочного насоса от догревателя Eberspacher D3WZ (rus.)
Ремонт догревателя Eberspacher D3WZ (rus.)
Дополнение отчета по ремонту.
Изготовление прибора для диагностики отопителей, Eberspacher D3, D5 и др. (rus.)
Диагностика: Группа 18. Штатный автономный догреватель, платформа А5, 5K0 963 272 C (WEBASTO Termo Top V) (rus.)
Все о предпусковых обогревателях и отопителях (rus.)
Справочное руководство. В книге представлены современные предпусковые обогреватели и отопители ведущих отечественных и зарубежных производителей (Webasto, Eberspacher и др.) Описываются принципы действия, особенности конструкции, правила эксплуатации и условия технического обслуживания этого оборудования. 213 страниц.
Дополнительный отопитель (rus.)
Техническое обучение. Пособие по программе самообразования 079 Skoda. Дополнительный отопитель обеспечивает защиту двигателя и уменьшение его износа. Благодаря дополнительному отопителю, который осуществляет предварительный прогрев двигателя, существенно снижается содержание вредных веществ в отработавших газах. Содержание: Типы дополнительных отопителей, Условия сгорания, ДО в автомобилях Skoda. Thermo Top V: Принцип действия, Сопло Вентури, Система управления, Корпус камеры сгорания, Управление, Схема электрооборудования, Электромагнитный клапан N279, Предварительный подогрев топлива, Техника безопасности. Thermo Top C: Испаритель топлива, Работа системы, Циркуляционный насос, Вентилятор подачи воздуха для горения, Камера сгорания, Выпускная система, Управление.
Дополнительные отопители Thermo Top V и Thermo Top Vlies (rus.)
Устройство и принцип действия. Программа самообучения 502 VW/Audi. Жидкостный дополнительный отопитель включён в систему охлаждения и отопления автомобиля и подогревает охлаждающую жидкость. Затем жидкость протекает через теплообменник автомобиля и обогревает салон. После этого охлаждающая жидкость протекает через двигатель и также разогревает его. Предварительно прогретый двигатель быстро достигает рабочей температуры и тем самым вносит свой вклад в защиту окружающей среды Температура и влажность в автомобиле устанавливаются на комфортном уровне, стёкла освобождаются от льда и запотевания, и можно отправляться в дорогу. В этой программе самообучения описан принцип действия и порядок использования жидкостных дополнительных отопителей Thermo Top V и Thermo Top Vlies компании Webasto. Содержание: Введение, Управление автономным отопителем, Thermo Top V, Thermo Top Vlies, Система питания, Система охлаждения, Управление работой отопителя.
Дополнительные отопители Hydronic B5S-F и D5S-F (rus.)
Устройство и принцип действия. Программа самообучения 503 VW/Audi. В этой программе самообучения описываются устройство и применение дополнительных жидкостных отопителей Hydronic B5S-F и D5S-F производства фирмы Eberspacher в автомобилях Touareg. Программа самообучения даёт представление о физических основах и принципах управления работой этих дополнительных отопителей. Содержание: Введение, Управление автономным отопителем, B5S-F/D5S-F, Подача топлива, Система охлаждения, Управление работой отопителя.
Презентация Webasto thermo top V (rus.)
Техническая информация Webasto. Содержание: Устройство, Компоненты отопителя, Конструкция горелки, Схемы подключения к жидкостному контуру, Система подачи топлива, Применение для VW Golf: TT-V с вертикальным расположением, Варианты монтажа TT-V, Обзор дозирующих насосов.
Webasto thermo test 2.13 (rus.)
Утилита для теста, настройки и сброса ошибок Webasto. Версия: 2.13 Разработчик: Webasto.
Eberspacher Hydronic B5WS и D5WS — руководство по диагностике неисправностей и ремонту (rus.)
Руководство по диагностике неисправностей и ремонту предназначено для следующих автономных водонагревательных приборов Eberspächer: Бензиновый отопительный прибор B5WS. Дизельный отопительный прибор D5WS.
Eberspacher Hydronic — руководство по диагностике неисправностей и ремонту (rus.)
Руководство по диагностике неисправностей и ремонту предназначено для следующих автономных водонагревательных приборов Eberspächer: Бензиновый отопительный прибор B4W SC и B5W SC. Дизельный отопительный прибор D4W SC и D5W SC
Eberspacher Hydronic Troubleshooting and Repair Manual (eng.)
Руководство по ремонту автономных отопителей Eberspächer D3W Z, D4W SC, D5W SC, B4W SC и B5W SC.
Профилактика Webasto Thermo Top V (rus.)
В данном видео наглядно показано как разбирается Webasto Thermo Top V, как делается чистка горелки, даны советы по ремонту и переделке догревателя в атономный подогреватель. Размер: 1,05 Гб. Формат видео: AVI. Видео кодек: Н264, разрешение 640х480. Продолжительность: 1:08:45
Газовое отопление автодома
Система газового отопления автодома при использовании жидкого теплоносителя практически ничем не отличается от автономного отопления частного дома или квартиры с помощью стационарного газового котла. Точно так же происходит нагрев воды в теплообменнике с последующим ее распределением по трубам к радиаторам отопления.
Для обогрева также может быть использован и обогреватель, работающий по принципу традиционного газового конвектора. Воздух, необходимый для горения газа, поступает не из кемпера, а забирается снаружи.
Таким образом, жители автодома не испытывают дефицит в кислороде. Дополнительная установка вентилятора помогает равномерно распределять теплый воздух в самые отдаленные части помещения.
Правильное размещение баллонов
Для газовых баллонов в автодоме, обычно предусмотрен отсек с наружной части борта. Если речь идет о караване, то здесь баллоны располагаются над прицепным устройством в зоне багажного отделения. К системе баллон подключается при помощи гибкого шланга с последующим распределением через трубопровод непосредственно к источнику потребления.
Стандартные газовые баллоны размещаются в специальном отсеке, при необходимости дополнительные баллоны с газом можно даже размещать на раме автомобиля, если позволяет конструкция
Традиционные отсеки вмещают два газовых баллона. Это очень важный момент, так как без специальных датчиков трудно определить остаток топлива в баллоне. Желательно, всегда иметь в запасе один полный баллон, чтобы не остаться без газа в дороге.
Золотое правило заправлять пустой баллон при первой возможности позволит избежать неудобств. Стандартный баллон вмещает 11 кг газа, при необходимости и наличии места можно спокойно установить баллон на 100 л и совершать поездки на самые дальние расстояния без оглядки на необходимость заправки.
Отведение продуктов горения
В результате использования газа образуются продукты горения, которые требуют отведения. Система отведения продуктов горения представляет собой обычную стальную или коаксиальную трубу. В зависимости от модели, выхлопная труба монтируется в боковую стенку автодома или в крышу.
В обогревателях с жидким теплоносителем от производителей Alde и Primus отведение продуктов горения выполняется через боковую стену. В то же время в традиционно используемых воздушных газовых отопителях Trumo продукты горения выводятся через трубу, которая монтируется в крышу кемпера.
Автономное отопление: что это такое
Автономное отопление – это такой обогрев жилища, который не связан с внешними источниками тепла и энергии (за исключением электричества, конечно). То есть, вы практически независимы от работы тепловой подстанции в вашем доме, можете сами контролировать температурный режим в собственной квартире и платите только за газ и электроэнергию, которые расходуются при таком обогреве.
Как правило, автономная система состоит из нагревательного элемента (газовый или электрический котел), труб, радиаторов, запорной арматуры, расширительного бачка, и приборов для регулирования температуры.
Все это говорит о том, что никаких потерь вам оплачивать теперь не придется, просто потому что их быть не может – вся система проходит лишь в пределах вашей квартиры. Есть, однако, одно «но». Управляющая компания все равно может предъявить к оплате обогрев общедомовых мест, например, подъезда: вы же все равно им пользуетесь, если у вас, конечно, не отдельный вход в квартиру. Но все равно экономия получается колоссальная, чуть ли не в два-три раза. Далее мы расскажем об основных вариантах автономного отопления.
Лучшие производители газовых систем отопления
Наш климат очень сходен с суровым скандинавским климатом, где является очень популярным автокараванинг.
Поэтому не помешает заглянуть к нашим скандинавским соседям, чтобы обратить внимание на производителей газовых отопителей для автодома кемпера, которые хорошо зарекомендовали себя при работе в критически низких температурах без снижения комфорта жизни путешественников.
Alde и Prіmus с жидким теплоносителем
Основой работы систем отопления компаний Alde и Prіmus является жидкий теплоноситель (антифриз). Сама система является точной копией традиционной системы отопления, используемой при автономном отоплении. Радиаторы отопления размещены по периметру автодома и соединены между собой алюминиевой трубой.
Котел оборудован низкооборотистым циркуляционным насосом, который прокачивает теплоноситель по контуру. Для его работы достаточно батареи 12 В. Газовый котел работает автономно, но имеет встроенный модуль, который может быть подключен на кемпинге к электросети 220 В.
Подогретый радиаторами воздух устремляется вдоль окон к верхней части салона, через вентиляционные отверстия поступает под крышу, где охлаждается и устремляется к центральной части кемпера.
Теплый воздух от радиаторов движется вверх вдоль стен, тем самым отсекая холодный воздух, который стремится пробраться внутрь жилого модуля через окна
Часто в комплектацию котлов входит система теплых полов с жидким теплоносителем, который перемещается по змеевику, вмонтированному в сендвич-панель. Дополнительный контур при установке кранов может перекрываться.
Truma с воздушным теплоносителем
Принцип работы газовой горелки закрытого типа Truma состоит в заборе холодного воздуха из кемпера, его последующем нагреве и возвращении в жилой модуль. Для равномерного распределения теплого воздуха используется система воздуховодов.
Равномерность подачи воздуха усиливается небольшим вентилятором. Распределение теплого воздуха можно регулировать заслонками, установленными на каждом воздуховоде.
Особенность газовой горелки Truma состоит в ее розжиге при помощи пьезоэлемента. Запуск осуществляется не при помощи аккумулятора, а используются пальчиковые батарейки. Салон кемпера прогревается куда быстрее, чем при системах отопления с жидким теплоносителем, но при этом увеличивается расход газа, а теплый воздух распределяется не так равномерно.
Газовые отопители для обогрева кемпера отличаются своей автономностью, а при использовании качественной автоматики и норм установки, характеризуются безопасной эксплуатацией.
При выборе мощности оборудования нужно ориентироваться на площадь автодома и климатические условия. Для длительных путешествий идеально подойдет система с жидким теплоносителем, а для коротких вылазок на природу хватит и воздушного.
Как у нас
Долго бродили мы между павильонами и в павильонах последнего московского автосалона. Бродили целеустремленно, старательно избегая иномарок: хотели узнать, чем, какими штатными системами обогрева салонов, зеркал, сидений обрадуют нас отечественные автопроизводители.
— Штатная «печка» и заднее стекло, — был типичный ответ отечественного автопроизводителя.
— Предусмотрены магистрали для подачи нагретого воздуха в салон, но обогревателя пока нет. Мы столько денег в эту модель вбухали, — ответили в один голос производители моделей, которые стали хитами показов на новостных каналах телевидения.
— У нас будет климатическая установка, но на самом деле она не климатическая, так как нет кондиционера, просто она так называется… Да мы и задним стеклам с подогревом обязаны реэкспорту. В Европе это обязательное требование, — честно сознался представитель пресс-службы одного из крупнейших автозаводов страны, когда мы позвонили на этот самый завод.
Вроде бы в Чехии и зимы потеплее будут, но в состав стандартного оборудования большинства моделей Skoda Octavia входят системы отопления и электроподогрева зеркал (опционально, через автосервис: подогрев сидений и климат-контроль)…