Вопросы отопления современных кинотеатров
В современных построенных в больших городах отдельно стоящих кинотеатрах, рассчитанных на 800–1 100 и более мест, ночной перерыв в работе обычно составляет 9 часов. При работе этих кинотеатров зимой тепловыделения в фойе и особенно в зрительных залах с избытком превышают теплопотери даже при температурах наружного воздуха, близких к расчетной для отопления (для Москвы равной –26 °С). Для поддержания комфортных условий в фойе и зрительных залах кинотеатры оборудуют мощной вентиляцией, а в ряде случаев – устройствами для кондиционирования воздуха. По действующим нормам в фойе и подвальных помещениях устанавливают радиаторы центральной системы отопления, а в зрительном зале предусматривают устройство дежурного отопления.
Дежурное отопление проектируется с таким расчетом, чтобы поддерживать в зрительном зале температуру воздуха, равную 14 °С в нерабочее время кинотеатра, когда нет теплопоступлений от зрителей. При расчетах не учитывается теплоаккумуляция ограждающих конструкций. Систему дежурного отопления в обычных условиях эксплуатации во время сеанса не отключают, что заставляет понижать температуру приточного воздуха во избежание перегрева зала. В связи с этим возникают местные переохлаждения воздуха в зоне пребывания людей и увеличивается подвижность воздуха, неприятная для зрителей.
Предварительные расчеты, проведенные по методике проф. Л. А. Семенова [1], показали, что в отдельно стоящих кинотеатрах типа «Прогресс», «Ленинград» и «Рассвет» (построенных за последнее время в Москве) за время ночного перерыва при отключенных отопительных приборах и даже их отсутствии температура воздуха в фойе и зрительном зале не должна опускаться ниже минимально допустимой.
Для проверки этого положения в течение трех отопительных периодов – с 1959 по 1961 год – проводились исследования температурно-влажностного режима воздушной среды в основных помещениях кинотеатра «Прогресс».
Кинотеатр «Прогресс» представляет собой отдельно стоящее здание на 1 060 мест с кирпичными стенами толщиной 640 мм, не считая внутренней штукатурки и наружного облицовочного кирпича толщиной 60 мм. Кинотеатр построен на Ломоносовском проспекте в Москве по проекту института Моспроект. Зрительный зал кинотеатра имеет 4 наружных ограждения – стены и потолок. Коэффициенты теплопередачи на-ружных стен и покрытия зрительного зала соответственно равны 0,82 и 0,55 ккал/м 2 • ч • град. Под зрительным залом на первом этаже расположено фойе, имеющее две наружные стены с двойными окнами в деревянных переплетах. Остекленность наружных стен в фойе равна 25,2 %.
В кинотеатре принята двухтрубная система отопления с нижней разводкой магистралей в подвале, с попутным движением воды.
В зрительном зале предусмотрено дежурное отопление от двух рециркуляционных гравитационных водонагревателей, поверхность нагрева которых выполнена из калориферов КФБ-9, установленных в вертикальных шахтах. Шахты расположены по обе стороны экрана над выходами из зрительного зала. В заэкранной части и в нишах у выходов из зрительного зала установлены радиаторы типа «Нерис» (число секций указано на планах – рис. 1 и 2 – с индексом Н). В фойе в нишах под окнами установлены радиаторы типа Н-136 (число секций указано на планах без индекса). Радиаторы установлены также во всех помещениях административной части, на внутренних лестницах, в вестибюле и в помещениях подвала. В полу вестибюля размещены панели лучистого отопления, нагреваемые обратной водой системы отопления.
План первого этажа кинотеатра «Прогресс»
План второго этажа кинотеатра «Прогресс»
Разрез I-I второго этажа кинотеатра
Для нагревания поступающего в вестибюль наружного воздуха в пространство между двойными входными дверями подается подогретый воздух воздушно-тепловой завесы. В зрительном зале предусмотрено кондиционирование воздуха, в фойе – приточно-вытяжная вентиляция.
Конечной целью проводившихся исследований было выявить возможность отказа от отопления фойе и зала в кинотеатрах типа «Прогресс». Кроме того, выявлялась также возможность применять формулы проф. Л. А. Семенова [1] и проф. В. Д. Мачинского [2] для определения снижения тем-пературы воздуха при квазистационарном тепловом режиме в зрительных залах подобных кинотеатров.
При проведении исследований отключались калориферы дежурного отопления зрительного зала и радиаторы в заэкранной его части, а также все радиаторы в фойе, вестибюле, на внутренних лестницах и в подвале (за исключением радиаторов, установленных в подземном помещении холодильной станции).
Непрерывные замеры температуры воздуха проводились недельными термографами в течение 5 недель в 1959 году, 12 недель в 1960 году и 3 недель в 1961 году.
Расположение точек замеров показано на планах, а также на разрезе кинотеатра «Прогресс» (рис. 1, 2 и 3). Термографы были установлены в зрительном зале на эстраде перед (т. 1) и за (т. 2) экраном, в смотровом окне проекционной (т. 3) и в фойе на высоте двух метров от пола (т. 4). В этих же точках были установлены недельные гигрографы для непрерывных замеров относительной влажности воздуха. В то же время при помощи недельного термографа непрерывно фиксировалась температура наружного воздуха.
Несколько раз при помощи термопар и потенциометра проводились также наблюдения за изменением в течение нерабочего времени температуры внутренней поверхности наружной стены.
Замеры проводились у пола на эстраде и в заэкранной части (т. 5), где в меньшей степени сказывалась инфильтрация наружного воздуха в зрительный зал через неплотно закрытые вытяжные отверстия над выходными дверями. Термопара была также установлена на расстоянии двух метров от 5-й точки в щели той же наружной стены (т. 6). Одновременно в точках 1, 2, и 3 и на высоте 30 см над полом у первого ряда кресел зала (т. 7) определяли температуру и относительную влажность воздуха при помощи психрометра Асмана.
На основании термограмм за периоды, в течение которых проводились наблюдения, построен график (рис. 4) зависимости снижения температуры воздуха в зрительном зале Аt за 8 часов ночного перерыва от средней наружной температуры воздуха t с н. При построении графика для каждого значения наружной температуры от 0 °С и ниже записывались соответствующие величины падения температуры воздуха в помещении Аt, которые затем усреднялись. Необходимо отметить, что величина Аt зависит не только от наружной температуры, но и (в связи с возможностью перетекания наружного воздуха через выходные двери, расположенные с наветренной и заветренной сторон зрительного зала) от скорости ветра и его направления. Поэтому построенный график характеризует лишь средние величины Аt в зависимости от t с н.
В фойе снижение температуры воздуха относилось не к 8, а к 9 часам нерабочего времени, т. к. приточный вентиляционный агрегат фойе выключался одновременно с началом последнего сеанса.
За время наблюдений термографы, установленные на эстраде перед экраном (т. 1), т. е. на уровне 1,5 м от пола в пределах зоны пребывания зрителей (рабочая зона) в средних рядах зала, не записали снижения температуры в помещении более чем на 4 °С, при температуре t р в = 16–20 °С (где t р в – температура воздуха в рабочей зоне средних рядов зрительного зала в момент окончания сеанса). Самые низкие показания термографов, установленных на эстраде перед экраном, были при этом равны 14 °С (три раза за три отопительных периода).
В фойе максимальное снижение температуры воздуха за 9 часов перерыва составило 5 °С при температуре t ф в = 18–25 °С. Наиболее интенсивное снижение температуры в зрительном зале наблюдалось в течение первых 3-х часов, а в фойе – в течение первого часа после ухода зрителей. В зрительном зале температура воздуха в рабочей зоне средних рядов поддерживалась, как правило, равной 18 °С, а в фойе – равной 20 °С.
График зависимости Аt = f(t с н) показывает довольно устойчивую связь между Аt и t с н. Большее снижение температуры воздуха в зрительном зале на уровне кинопроекционной и в фойе по сравнению с рабочей зоной зрительного зала объясняется более высокими начальными температурами воздуха на уровне проекторов t пр в и в фойе t ф в, чем в рабочей зоне.
При построении графика (рис. 4) не учитывалось кратковременное повышение температуры воздуха в помещениях («пики» температуры), обусловленное отключением вентиляции до окончания последнего сеанса.