- Системы отопления. Двухтрубная одноэтажная система отопления. Схема системы отопления железнодорожного пассажирского вагона. Двухтрубные двухэтажные системы отопления.
- Двухтрубная одноэтажная система отопления.
- Двухтрубные двухэтажные системы отопления.
- Отопление пассажирских вагонов
- Назначение отопления и виды систем отопления вагонов
- Устройство водяной системы отопления
- Пополнение системы отопления водой и усиление циркуляции воды в системе отопления вагона
- Причины нарушения циркуляции воды в системе отопления вагона и способы их устранения
- Заправка системы отопления водой
- Растопка котла
Системы отопления. Двухтрубная одноэтажная система отопления. Схема системы отопления железнодорожного пассажирского вагона. Двухтрубные двухэтажные системы отопления.
Преимущества этого отопления по сравнению с печным сразу же проявляются, когда необходимо обогревать 3. 5 и более помещений вне зависимости от этажности. Причем котел, как и печь, — источник нечистоты, но его можно разместить на кухне или в подвале. А какую теплицу можно соорудить на чердаке! Горячее водоснабжение в квартире! И все это при экономии 20% топлива по сравнению с печным.
Простейшее водяное отопление с естественной циркуляцией воды (то есть воду насос не гонит по системе, вода сама движется). Спрашивается, за счет чего? Вода практически несжимаема, хотя ее плотность меняется в зависимости от температуры. Так, при 40 — плотность 992,24 кг/м , а пру 70 — 977 кг/м . Ко всему при температуре свыше 40 из воды выделяется воздух. Его растворимость в воде резко падает. Поэтому давление воды в охлаждаемых стояках (рис. 1; 4) будет больше давления в главном стояке. И вода, пройдя отопительные приборы, поступит снова в котел, вытесняя нагретую.
Вот почему рекомендуют утепление главного стояка. Циркуляция будет продолжаться, пока система заполнена, подогревается котел при сохранении разницы в пределах не менее 25 С между холодной и горячей водой. Ускорить циркуляцию можно увеличением расстояния между котлом и отопительными приборами по высоте. Минимальное расстояние по теории равно 3 м. Поэтому предпочтительнее котел монтировать в подвале, где разместите и топливохранилище. Да и тяга в дымовой трубе возрастет. Но подвал из-за близости подземных вод не всегда выстроишь, и котел оказывается на уровне отопительных приборов на первом этаже дома. Постарайтесь тогда центр котла по вертикали (рис. 1, 3,а,б) хотя бы на пару десятков сантиметров поместить ниже средин отопительных приборов, например благодаря приямку.
Существует несколько систем отопления с естественной циркуляцией поды. Все они действенны в пределах 15. 30 м. Именно на этой длине расходуется циркуляционный напор на преодоление трения о внутренние поверхности труб, запорную арматуру и т.д. Для уменьшения сопротивления используют трубы крупных диаметров и отопительные приборы с широкими проходными сечениями, скажем, типа регистров (рис.2, 10,6).
Двухтрубная одноэтажная система отопления.
Двухтрубной она называется потому, что есть трубы или стояки для подачи горячей воды и специальные трубы или стояки для отвода охлажденной воды в котел. В однотрубных системах эти функции выполняет одна труба (рис.5) или стояк. Имеется множество двухтрубных систем отопления.
На рис.1 показана такая система с прокладкой горячей и обратных труб на уровне отопительных приборов, которые в этом случае можно так сдвинуть, чтобы достигнуть минимума в расход незря систему назвали кустовой. По расположению отопительных приборов она напоминает печь которая обогревает сразу несколько помещений своими «боками». Кустовая система прежде всего применима в южных районах страны, где при небольших расходах топлива достигается высокая обогревамость помещения, несмотря на длительные остановки сжигания дров или угля под котлом.
Я не зря ввожу термины одно- и дву двухтрубные системы отопления. При расположении отопления на одном этаже стояк и трубы подводки холодной и горячей воды к отопительному прибору часто одно и то же. А уже с отопления на двух и более этажах четко выделяются с подводки горячей воды и отвода холодной в описанной кустовой и в отоплении железнодорожного пассажирского вагона (на рис.2) слож квалифицировать одно- или двухтрубную систему. По отношению к вагону будем только констатировать верхнюю подводку горячей воды и отвод охлажденной воды у пола прямиком в котел.
Подобная система есть и для индивидуальных домов (рис.З.а). Вести обратную линию удобно у пола, когда на пути нет дверей. В противном случае их приходится обходить П-образной трубой или монтировать часть или всю обратную линию под полом.НО тогда на подпольной части не должно быть соединений. Возникнет течь. Не увидите. «Заведется» сырость под домом. Эти трубы станут еще невидимей когда их утеплите. Но без утепления — опасность промерзания.
Верхняя разводка труб с горячей водой крепится на расстоянии 40. 50 см от потолка. Это не украшает комнаты и в какой-то степени увеличивает теплопотери через потолок и стены. Для упорядочения интерьера комнат трубы горячей разводки можно расположить на чердаке, добротно их утеплив. Хотя снова возникает недостаток: отверстия в потолке для «впуска» труб.
На рис.3,б,в показаны варианты двухтрубных систем отопления, в которых обратная линия «простирается рядом с горячей разводкой у потолка. Эти вариант в частности, применяют, когда возникают препядствия к прокладыванию обратной линии у полаю. Двухтрубная система с горячей разводкой под подоконниками (рис.3,г) и над отопительными приборами устраняет проблему предыдушей системы.Однако надпольная и подпольная линия сохраняются.Такая разводка ведет к замедлению прогрева системы. Чтобы ускорить прогрев,устанавливайте проточный расширительный бак( рис.3,г,2б)
Рис.1. Схема «кустовой» системы отопления: а — вид сверху; б — косоугольная фронтальная изометрическая проекция; 1 — охлаждаемый стояк; 2 — расширительный бак проточного типа; 3 -главный стояк; 4 — переливная и воздушная труба; 5 — раковина; 6 — котел; 7 — трубы охлажденной воды (обработка); 8 — радиатор борами устраняет проблему предыдущей системы. Однако надпольная или подпольная обратная линия сохраняется. Такая разводка ведет к замедлению прогрева системы. Чтобы ускорить прогрев, устанавливайте проточный расширительный бак (рис.3,г, 26).
Рис.2. Схема системы отопления железнодорожного пассажирского вагона: 1 — отопительный прибор в туалете; 2 — регистры у пола вагона; 3 — труба горячей воды; 4 — расширительный бак проточного типа; 5 — котел; 6 — раковина
Рис.З. Схемы двухтрубных одноэтажных систем отопления: а — труба с горячей водой у пои обратной линией с охлажденной водой у под с разводкой у потолка;
в — с разводкой у потолка и подмесом воды из расширительного бачка в обратную линию;
г — с нижней разводкой.
Двухтрубные двухэтажные системы отопления.
Они надежнее и эффективнее функционируют, чем двухтрубные одноэтажные.
Схемы двухтрубных двухэтажных систем отопления: а — вертикальной, тупиковой с горячим трубопроводом у потолка или на чердаке и обратной линией у пола:1 — котел; 2 — обратная : охлажденной водой; 3 — отопительный ; 4 — горячий трубопровод; 5 — главный 5 — расширительный бак; 7 — переливная 3 — вентиль; 9 — насос, 10 — раковина или .; 11 — вентиль на линии спуска системы;
б — горизонтальной тупиковой, с горячим трубопроводом у потолка или на чердаке и обратной линией у пола: 1 этаж — подключение отопительных приборов по цепочному принципу; II этаж — подключение отопительных приборов по столбовому принципу;
в — в горизонтальном тупиковая, с нижней разводкой; I — этаж — подключение отопительных приборов по цепочному принципу; II подключение отопительных приборов по столбовому принципу;
г — вертикальная тупиковая с нижней разводкой; д — кран водоразборный настенный КВ 15; 1 — котел; 2 — обратная ли-— кран пробкового типа; 4 — отопительный прибор; 5 — трубы воздушной линии, 6 — главный стояк; 7 — расширительный бак; 8 —переливная линия; 9 — кран для выпуска воздуха; 10-горячий трубопровод; 11 — раковина
Благодаря отопительным приборам на втором этаже и котлу на первом или в подвале создается значительное циркуляционное давление, не говоря уже о более полном сгорании топлива из-за усиления вытяжки. На рис.4,а показана система с верхней разводкой. Горячая вода поступает из котла по главному стояку под потолок верхнего этажа или на чердак по наклонным трубопроводам и вертикальным стоякам в отопительные нагревательные приборы одновременно избыток, возникший из-за расширения воды при увеличении температуры, «выделяется» в расширительный бак. Из отопительных приборов вода возвращается в котел.
Подводка к приборам от стояков I и II односторонняя, от стояка III разносторонняя (см.раздел «Подводка к отопительным приборам»). Эта система, как и другие, функционирует, когда заполнена водой, то есть в месте разветвления главного стояка (где горячая вода начинает течь в ризонтальном направлении) всегда должна быть вода, иначе прекратится циркуляция. Поэтому перед розжигом котла проверьте наличие воды в расширительном баке. Это самое близкое место к разветвлению главного стояка. Наполняют или дополняют систему водой непосредственно в котел ручным насосом или из водопровода. В последних двух случаях открывают и закрывают нужные вентили.
В системе отопления с нижней разводкой (рис.4,г) горячая вода из котла направляется к стоякам и оттуда в отопительные приборы. Сплошными линиями показаны стояки горячей воды, пунктиром стояки с вышедшей из приборов охлажденной воды. Стояк V — цепочный, остальные —столбовые (см. «Трубопроводы»). Из-за нижней подводки избавить приборы верхнего этажа от воздуха не просто. Приходится на каждом приборе ставить кран или краны (рис.4,г).Вместо них можно проложить специальные воздушные трубы ОА с петлей АБВГ. На участке АБ постоянно скапливается воздух. Он по частям попадает в главный стояк и выходит через расширительный бак. Без участка АБ с воздухом горячая вода попала бы в приборы из главного стояка наряду с водой снизу из стояка.
Создавались бы встречные циркуляции, но не в них беда. Любое движение воды препятствует выделению воздуха. Это прежде всего ощутимо в многоэтажных домах, когда при теплом стояке «мертвеет» прибор.И лишь после остановки перемещения воды в стояке краном или задвижкой в подвале из прибора через стояк с треском удалится мало-помалу воздух.
Достоинство двухтрубных горизонтальных систем(рис.-4,6) в том, что благодаря одному вентилю А отключаются отопительные приборы сразу на всем этаже.Но вентиль со временем будет пропускать воду в закрытом состоянии, поэтому пользуйтесь в основном пробковыми кранами.
При нижней разводке (рис.4,в) на каждом приборе ставится кран для выпуска воздуха. Такая разводка позволяет размещать подводящие трубы на уровне приборов или под ними.
Отопление пассажирских вагонов
Назначение отопления и виды систем отопления вагонов
Система отопления служит для поддержания внутри вагона нормального температурного режима. Независимо от температуры наружного воздуха, температура внутри вагона должна быть 20±2 О С (при наружной температуре воздуха до -40 О С и скорости движения до 160 км/ч). Кроме того , система отопления должна подогревать воздух, подаваемый вентиляционной установкой, обеспечивать подогрев воды в системе горячего водоснабжения, а вагонах последних лет выпуска обеспечивать обогрев головок водоналивных труб.
Приборы отопления любой системы должны быть безопасны в пожарном отношении, просты в обслуживании и надежны в работе.
В зависимости от способа получения тепла для обогрева вагонов системы отопления подразделяются на:
1. Водяная система отопления в нее входят: котел; трубы; батареи – все заполнено водой. Подогрев воды в котле происходит при помощи сжигания твердого топлива;
2. Комбинированная система отопления в нее входят: котел; трубы; батареи – все заполнено водой. Подогрев воды в котле происходит при помощи сжигания твердого топлива или от электричества. В основание котла вмонтированы электронагревательные элементы – тэны 24 шт;
3. Электрическая система отопления в нее входят электропечи установленные у пола (под сиденьями и вдоль стен) и электрокалориферы установленные в воздуховоде системы вентиляции;
4. Смешанная система отопления в нее входят комбинированная система отопления и электрическая система отопления.
Устройство водяной системы отопления
Водяная система отопления состоит из: Котел имеющий три части: основание (наружная рубашка); средняя часть (огневая камера); дымовытяжная труба. Пространство между наружной рубашкой, огневой камерой и дымовытяжной трубой заполнено водой. В котел вмещается ≈ 355 литров воды. На котле имеется топка с дверцей , внутри которой имеется колосниковая решетка , состоящая из двух половинок.
Расширитель . Котлы бывают совмещенными с расширителем и отдельно от расширителя (соединен с котлом патрубком). От расширителя отходят трубы на малую сторону (коридорная сторона) отопления и на большую сторону отопления (купейная сторона). Трубы проходят между крышей и потолком до противоположного конца вагона, там спускаются, вниз образуя стояки , в верхних точках стояков находятся краны для выпуска воздуха из системы отопления , трубы проходят вдоль боковых стен, у пола, и присоединяются к нижней части котла.
На трубах отопления имеются батареи; краны для слива воды из системы отопления; грязевики-отстойники – предназначены для сбора окалины, ржавчины, мути, которая может быть в трубах; вентили для перекрытия труб отопления — находятся у расширителя и в основании котла. В некоторых вагонах в туалетах установлены радиаторы – дополнительные батареи.
В котельном отделении имеется запасной бак из которого пополняется система отопления водой. На котле установлен ручной насос – предназначенный для пополнения системы отопления водой, а у тех систем, где нет циркуляционного насоса, и для усиления циркуляции воды в системе отопления воды.
Циркуляционный насос установлен на трубах отопления с малой стороны и предназначен для усиления циркуляции воды в системе отопления. У тех систем, где имеются циркуляционные насосы на трубах с большой и малой стороны у основания котла установлены дроссельные заслонки (типа пробкового крана) – предназначенные для перекрытия труб отопления перед включением циркуляционного насоса.
На котлах установлены термометры : ртутные; дистанционные – предназначены для измерения температуры воды в котле. Обычно устанавливается два термометра: один показывает температуру воды в котле; второй температуру в воздуховоде системы вентиляции в зимний период. Имеются гидрометры показывающие уровень воды в котле, устанавливаются на котле.
В туалетах с нерабочей и рабочей стороны имеются краны разбора горячей воды для технических нужд (мытья полов, отогревания труб умывальных чаш, фановых труб унитазов и т.д.).
Пополнение системы отопления водой и усиление циркуляции воды в системе отопления вагона
Для пополнения системы отопления водой необходимо:
1. Проверить, чтобы вентиль под запасным баком был закрыт;
2. Открыть кран на трубе от системы холодного водоснабжения;
3. Открыть вентиль от запасного бака;
4. Открыть вентиль выше ручного насоса;
5. Движением рукоятки ручного насоса пополнить систему отопления водой, до тех пор пока из сигнальной (контрольной) трубы не польется вода;
6. Закрыть кран на трубе от системы холодного водоснабжения;
7. Закрыть вентиль выше ручного насоса;
8. Закрыть вентиль от запасного бака.
Циркуляция воды в системе отопления при помощи ручного насоса:
Малая сторона отопления:
1. Проверить, чтобы вентиль от запасного бака был закрыт;
2. Закрыть вентиль на главной трубе с малой стороны отопления у котла;
3. Открыть вентиль на тонкой трубе (обратке) на малую сторону;
4. Открыть вентиль выше ручного насоса;
5. Открыть кран для выпуска воздуха с малой стороны отопления;
6. При помощи ручного насоса произвести циркуляцию воды по трубам малой стороны отопления, до тех пор пока стояк и трубы не станут горячими, а из крана для выпуска воздуха польется горячая вода.
7. Закрыть кран для выпуска воздуха с малой стороны отопления;
8. Закрыть вентиль выше ручного насоса;
9. Закрыть вентиль на тонкой трубе (обратке) на малую сторону;
10. Открыть вентиль на главной трубе с малой стороны отопления у котла.
Большая сторона отопления при помощи ручного насоса циркулируется так же как и малая сторона отопления, только все краны и вентили с большой стороны отопления.
Циркуляция воды в системе отопления при помощи циркуляционного насоса:
1. Проверить, чтобы были открыты два вентиля циркуляционного насоса;
2. Закрыть дроссельные заслонки;
3. Включить циркуляционный насос;
4. После выключения циркуляционного насоса открыть дроссельные заслонки для естественной циркуляции воды, краны циркуляционного насоса можно оставить открытыми, открыть краны для выпуска воздуха.
В случае неисправности циркуляционного насоса, модно произвести циркуляцию системы отопления ручным насосом:
Малая сторона отопления:
1. Закрыть главный вентиль на главной трубе с большой стороны отопления у котла;
2. Закрыть дроссельные заслонки;
3. Открыть вентиль на тонкой трубе обратки;
4. Открыть вентиль выше ручного насоса;
5. Открыть кран для выпуска воздуха с малой стороны;
6. После циркуляции закрыть кран для выпуска воздуха с малой стороны;
7. Закрыть вентиль выше ручного насоса;
8. Закрыть вентиль на тонкой трубе обратки;
9. Открыть дроссельные заслонки;
10. Открыть главный вентиль на главной трубе с большой стороны отопления у котла.
Причины нарушения циркуляции воды в системе отопления вагона и способы их устранения
1. Воздушные пробки в системе отопления – проциркулировать систему отопления и удалить воздушные пробки;
2. Недостаточно воды в системе отопления – пополнить систему отопления водой;
3. Закрыты или не полностью открыты вентили у расширителя или в котле, на главной трубе отопления – проверить положение вентилей, при необходимости открыть их полностью;
4. Частичное замерзание труб отопления (большая сторона отопления труба в полу тамбура) – необходимо обнаружить замерзшее место трубы, отогреть горячей водой, усилить горение топлива в котле;
5. Засорение труб отопления или основания котла – доложить ЛНП и ПЭМ, сделать запись в журнале ремонта на промывку системы отопления.
Заправка системы отопления водой
При плюсовой температуре:
1. Вентили на главных трубах отопления, у расширителя и котла, должны быть открыты полностью;
2. Открыть краны для выпуска воздуха с большой и малой стороны отопления;
3. Присоединить кран от водоразборной колонки к наливной трубе системы отопления;
4. Заполнить систему отопления водой, до тех пор, пока из кранов для выпуска воздуха и сигнальной трубы расширителя не польется вода – в напор;
5. Необходимо закрыть краны для выпуска воздуха.
При низкой температуре наружного воздуха существуют два способа заправки системы отопления водой:
Первый : вагон ставят в теплое помещение и выдерживают там не менее суток, для того, чтобы нагрелись металлические части и заполняют систему отопления водой как при плюсовой температуре;
Второй: Можно заправить на улице, для этого необходимо :
1. Вентили на главных трубах отопления, у расширителя и котла, перекрыть;
2. Проверить два вентиля на тонкой трубе обратки – закрыты;
3. Вентиль выше ручного насоса – закрыт;
4. Перед началом заправки котла водой, его можно растопить, чтобы нагрелись внутренние стенки котла, и заправить котел и расширитель водой – пока из сигнальной трубы расширителя не польется вода;
5. Необходимо нагреть воду в котле до 90-95 О С, потом заполнить малую сторону отопления водой, для этого:
5.1 Открыть вентили у расширителя и котла;
5.2 Открыть кран для выпуска воздуха с малой стороны;
6. Закрываем кран для выпуска воздуха на малой стороне. Греем воду в котле – прогреваем малую сторону. Потом заполняем большую сторону, для этого:
6.1 Открыть вентиль у расширителя и котла на большую сторону отопления;
6.2 Открыть кран для выпуска воздуха с большой стороны.
Растопка котла
Перед растопкой котла необходимо обратить внимание на:
— то, что система отопления полностью заполнена водой;
— положение вентилей на главных трубах отопления у расширителя и котла – должны быть полностью открыты;
— исправность ручного насоса – работает с нагрузкой;
— отсутствие течи воды из труб отопления;
— наличие топлива (угля) – должно быть в достаточном количестве;
— наличие инвентаря в котельном отделении – ведро, совок, шуровка, пика (лом);
— чистоту и порядок в котельном отделении – не должно быть посторонних предметов: веник, тряпка, бумага, дрова;
— наличие и исправность колосниковых решеток.
НЕ РАСТАПЛИВАТЬ КОТЕЛ ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИМИСЯ ЖИДКОСТЯМИ.