- Сайт о внедорожниках, SUV, автомобилях повышенной проходимости
- Системы вентиляции и отопления на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705, основной и дополнительный отопитель, особенности конструкции и работы.
- Схема системы отопления на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705.
- Основной отопитель системы отопления на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 выпуска до 2003 года.
- Схема распределения потоков воздуха в кабине автомобиля ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 выпуска до 2003 года.
- Основной отопитель системы отопления на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 состоит из:
- Дополнительный отопитель системы отопления на Газель с двумя рядами сидений, автобусов и автомобилей скорой медицинской помощи.
- Дополнительный отопитель системы отопления на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 устанавливается:
- Основные отличия системы отопления на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 выпуска до и после 2003 года.
- Основной отопитель системы отопления на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 выпуска с 2003 года.
- Детали основного отопителя автомобилей ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 выпуска с 2003 года.
- Схема распределения потоков воздуха в кабине автомобиля ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 выпуска после 2003 года.
- Система вентиляции автомобилей ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705.
- Система отопления газель карбюратор 406. Система охлаждения двигателя газель
- Особенности систем охлаждения двигателей для газели
- Система охлаждения двигателя 406 Газель (ГАЗ-33021, 2705)
- Система охлаждения двигателя Газель 405 (ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь)
- Система охлаждения газель 402 (ГАЗ – 33021, «Газель-фермер» ГАЗ-330273)
- Система охлаждения на газели, основные узлы и обслуживание
- Проверка системы охлаждения
Сайт о внедорожниках, SUV, автомобилях повышенной проходимости
Система отопления на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 рассчитана на непрерывную работу в течение длительного времени. Она обеспечивает многократный обмен воздуха в кабине, и необходимую температуру воздуха в холодное время года.
Системы вентиляции и отопления на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705, основной и дополнительный отопитель, особенности конструкции и работы.
Система отопления на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 состоит из основного и дополнительного (на автомобилях с двумя рядами сидений и автобусах) отопителей. В ней используется охлаждающая жидкость из системы охлаждения двигателя. Система отопления на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 начнет эффективно работать только после того, как температура
охлаждающей жидкости в двигателе станет выше 80 градусов.
Схема системы отопления на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705.
Отопление обеспечивается воздухом, подогретым в радиаторах отопителей. Наружный воздух проходит в основной отопитель через решетку, расположенную между ветровым стеклом и капотом. Он меняет направление и отделяется от дождевой воды, которая по пластмассовому желобку, расположенному в подкапотном пространстве, сливается на дорогу.
Основной отопитель системы отопления на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 выпуска до 2003 года.
Затем воздух из короба воздухозаборника попадает в кожух отопителя, а затем в зависимости от положения заслонок подмешивания поступает или через радиатор отопителя, или через левый и правый воздухораспределители в воздуховоды и далее распределяется по схеме распределения потоков воздуха в кабине автомобиля.
Для повышения эффективности отопления и, особенно ускорения прогрева кабины в холодное время года, используется рециркуляция воздуха кабины через радиатор отопителя. Постоянная циркуляция «салонного» воздуха через радиатор отопителя способствует его интенсивному прогреву.
Схема распределения потоков воздуха в кабине автомобиля ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 выпуска до 2003 года.
Основной отопитель системы отопления на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 состоит из:
— Пластмассового кожуха, в котором установлены радиатор и два вентилятора, закрепленные на валу электродвигателя.
— Верхней, центральной и нижней заслонок.
— Панели управления с тремя рычагами и выключателями.
На левой стороне отопителя установлен добавочный резистор. Он обеспечивает пониженные скорости вращения электровентилятора. К радиатору отопителя подходят подводящий и отводящий резиновые шланги. Забор жидкости в радиатор при открытом кране отопителя, производится из головки блока цилиндров. Отвод — в насос системы охлаждения двигателя.
Дополнительный отопитель системы отопления на Газель с двумя рядами сидений, автобусов и автомобилей скорой медицинской помощи.
В системе отопления на ГАЗель с двумя рядами сидений, автобусов и автомобилей скорой медицинской помощи установлен дополнительный отопитель. При включении его электровентилятора происходит циркуляция воздуха салона через радиатор дополнительного отопителя. Это обеспечивает высокую интенсивность прогрева кабины (салона).
Вентилятор дополнительного отопителя имеет минимальную и максимальную скорости вращения. Радиатор дополнительного отопителя соединен с радиатором основного отопителя шлангами. Они проложены по полу и защищены пластмассовым кожухом.
Второй радиатор вызывает снижение скорости циркуляции жидкости в системе отопления на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705. Поэтому вместе с дополнительным отопителем устанавливается электронасос. Он увеличивает расход жидкости в системе, что улучшает нагрев воздуха, проходящего через радиаторы отопителей. Электронасос включен в сливную магистраль системы отопления и установлен в моторном отсеке на правом лонжероне.
Пользоваться электронасосом рекомендуется на стоянке и при малой частоте вращения коленчатого вала (скорость движения до 50 км/ч). На больших оборотах насос системы охлаждения двигателя развивает достаточную производительность для циркуляции жидкости через дополнительный отопитель.
Дополнительный отопитель системы отопления на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 устанавливается:
— В автобусах (вместимостью до 9 мест), фургонах с двумя рядами сидений и в автомобиле ГАЗ-32214 — на полу, за пассажирским сиденьем кабины.
— В автобусах на 12 (13) мест — на полу, в передней части пассажирского салона.
Для отопления салона микроавтобусов медицинских модификаций дополнительно установлен независимый отопитель пламенного типа, работающий на бензине, подаваемом из бака автомобиля. Отопитель может работать на стоянке и в движении, независимо от работы двигателя.
Основные отличия системы отопления на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 выпуска до и после 2003 года.
С 2003 года, вместе с модернизированной панелью приборов на автомобили ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 устанавливают основной отопитель новой конструкции. Новый отопитель отличается горизонтальным расположением радиатора и иным распределением воздушных потоков. Кожух отопителя состоит из трех пластмассовых частей, соединенных металлическими скобами и саморезами.
В кожух установлены радиатор, электровентилятор и две центральные заслонки, связанные между собой пластмассовой тягой. Снаружи на кожухе отопителя закреплены блоки заслонок с воздуховодами, а также панель управления отоплением и вентиляцией.
Основной отопитель системы отопления на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 выпуска с 2003 года.
Детали основного отопителя автомобилей ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 выпуска с 2003 года.
Охлаждающая жидкость подводится к радиатору отопителя через кран с электроприводом. Выключатель крана совмещен с регулятором температуры воздуха. Если рукоятка регулятора повернута в крайнее положение синего сектора — кран закрыт. Весь воздух, поступающий в отопитель, проходит в салон, минуя радиатор. Отопитель при этом работает в режиме вентиляции. А при нахождении рукоятки регулятора в крайнем положении красного сектора и в промежуточных положениях — кран открыт, режим отопления включен.
Схема распределения потоков воздуха в кабине автомобиля ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 выпуска после 2003 года.
Плавную регулировку температуры воздуха обеспечивают центральные заслонки. Они соединены тросом с рукояткой регулятора температуры воздуха. Заслонки направляют одну часть воздушного потока, поступающего в отопитель, через радиатор, а другую часть — в обход радиатора. Чем больше воздуха поступает через радиатор, тем выше температура воздуха. Когда рукоятка регулятора температуры находится в крайнем положении красного сектора, весь воздушный поток направляется через радиатор.
Два блока заслонок распределяют воздушные потоки по воздуховодам панели приборов. Наружные заслонки регулируют потоки, направленные на обдув ветрового стекла, стекол передних дверей, в ноги водителя и пассажиров переднего ряда сидений. Внутренние заслонки блоков регулируют потоки, направленные к центральным и боковым вентиляционным решетками панели приборов (дефлекторам). Аналогичные заслонки правого и левого блоков попарно соединены между собой двумя тягами.
Длина тяг может быть изменена перемещением пластмассовых резьбовых втулок, навернутых на концы тяг. Это необходимо для синхронизации работы заслонок правого и левого блоков. Управление заслонками блоков выполняется регулятором распределения воздушного потока. С ним заслонки связаны двумя тросами.
Конструкция дополнительного отопителя системы отопления ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 не претерпела изменений. Шланги подвода охлаждающей жидкости к радиатору дополнительного отопителя перенесены с пола под днище кабины.
Система вентиляции автомобилей ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705.
Система вентиляции предназначена для создания нормального микроклимата в кабине при эксплуатации автомобиля в летнее время года. В кабине автомобилей ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 предусмотрены системы приточной и вытяжной вентиляции. При естественной вентиляции воздух в салон автомобиля попадает через опущенные стекла дверей. А выходит через щели внутренних панелей передних дверей, люк крыши, а также вентиляционные окна на задних стойках боковин и задние окна автобусов.
Принудительная приточная вентиляция осуществляется через систему отопления при закрытом кране отопителя и поднятых стеклах дверей кабины. Используется в жаркую погоду при малых скоростях движения автомобиля, на стоянке или во время движении по пыльной дороге при включенном вентиляторе отопителя.
Приточная вентиляция осуществляется за счет скоростного напора воздуха. При скорости движения автомобиля более 50 км/ч. Вытяжная вентиляция осуществляется через щели, расположенные на внутренних панелях и в нижней части дверей кабины. А также через вентиляционные окна на задних стойках боковин.
Сайт про автоэлектрику
Система отопления газель карбюратор 406. Система охлаждения двигателя газель
Очевидно, что система охлаждения одна из важнейших для двигателя, и газель в этом смысле не исключение. Но, несмотря на схожие конструктивные решения, всё-таки есть отличия для разных модификаций, и именно эти отличия, для разных двигателей газели мы и рассмотрим.
Особенности систем охлаждения двигателей для газели
В подавляющем большинстве случаев, используется жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией система охлаждения двигателя. Газель, вернее применяемые двигатели – охлаждаются именно таким образом. Главное достоинство такой системы охлаждения – простая конструкция, отсутствие сложностей в обслуживании, высокая надёжность и ремонтопригодность.
Основной особенностью является одновременный ременный привод, как центробежного насоса, так и вентилятора, и за качеством, а также износом этого ремня стоит следить особенно внимательно. В более свежих модификациях используется электропривод вентилятора, что облегчает обслуживание. В остальном эта система не требует вмешательства, особенно если её промывать не реже чем раз в полтора-два года, меняя охлаждающую жидкость, и делать диагностику раз в полгода – год. Тогда эта система будет работать и не потребует вмешательства. Наиболее подходящим для сравнения разных типов является наиболее распространённый двигатель. Итак, система охлаждения газель 406 схема, которой довольно проста (406 это модификация двигателя ЗМЗ-406).
Система охлаждения двигателя 406 Газель (ГАЗ-33021, 2705)
Схема системы довольно проста. Приводной вал вентилятора, одновременно приводит во вращение насос, который обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости в системе. Контроль температуры осуществляет датчик, термостат регулирует циркуляцию, есть также датчик защиты от перегрева и датчик контроля температуры двигателя. В целом, циркуляция жидкости осуществляется по двум контурам, большому, или малому, в зависимости от температурного режима работы двигателя. И здесь есть множество претензий к производителю, поскольку использование пластиковых лопастей в помпе, не самых качественных термостатов и конструктивные особенности радиатора приводят к тому, что очень часто происходит перегрев двигателя.
Это летом, а вот зимой эти же особенности не позволяют прогреть кабину и в ней просто холодно. Парадокс, но бывает и зимой в кабине холодно – а двигатель перегревается. В последнее время, особенно на модификациях с электроприводом вентилятора эти проблемы в большей части решены. Но если у вас машина старше 4-х лет, небольшая модернизация (замена помпы, запирающий кран на малый контур системы циркуляции, замена крана печки) обойдётся своими силами в 6-10 тысяч рублей, часа три работы, и позволит почти полностью устранить эти проблемы. Заметим, что чем дольше в производстве находится двигатель, тем надёжнее все системы, например система охлаждения Газель бизнес 4216, на старте производства не выдерживала никакой критики, даже по сравнению с недочётами 406 двигателя, но со временем и тут значительную часть проблем производитель уже решил. Давайте сравним 406 и 405-й двигатель для газели,
Система охлаждения двигателя Газель 405 (ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь)
Прежде всего, у 405-го двигателя больше диаметр поршня, это потребовало определённых конструктивных изменений, поэтому система охлаждения модификации Газель 405 имеет отличия, схема в целом такая же, как у 406, но между цилиндрами присутствуют характерные прорези – щели, которые существенно улучшают охлаждение двигателя. Обратная сторона такого решения – ослабление прочности конструкции, поскольку жесткость верхней части двигателя при наличии таких прорезей снижается. В остальном, система охлаждения надёжна, и соответствует современным стандартам, как и сам двигатель, разработанный под требования ЕВРО-III, и заменивший (вместе с 409-й модификацией) остальные модели ДВС для Газелей.
Из особенностей системы охлаждения стоит отметить возросшую сложность, труднодоступность некоторых узлов и лучшую работу с антифризами (а не тосолами). Несмотря на то, что сам 405-й двигатель требует профессионального обслуживания, система охлаждения по-прежнему может быть, и обслужена и отремонтирована собственными силами. Заметим, что в отличие от 406-го двигателя, эта система не требует доработок, служит надёжно и долго, не требуя ремонта. С другой стороны, есть недостаток – при выходе из строя, эксплуатация машины невозможна, а согласитесь – нанять машину для перевозки мебели на дачу, и застрять по дороге это не самое хорошее приключение. Поэтому системе охлаждения на 405-м двигателе необходимо уделять внимание, и чем чаще – тем лучше. Кстати на 402-й модификации газели, движение можно продолжать даже при наличии некоторых неисправностей в системе охлаждения.
Система охлаждения газель 402 (ГАЗ – 33021, «Газель-фермер» ГАЗ-330273)
Если Вы живетё за городом, и вам понадобилось нанять газель с грузчиками, то полноприводная версия «Газель-фермер», то — что надо. Кроме высокой проходимости, она имеет, наверное, наилучший запас прочности по отношению к неисправностям, несмотря, на которые можно продолжать движение. Уж если у Вас возникла необходимость заказать грузоперевозки, а Москва сегодня предлагает множество вариантов, то уточните, какую модификацию газели предложат, ведь если 402-я завелась – то она точно доедет до места назначения. Но если вернутся к нашему вопросу, то система охлаждения двигателя, (402 газель тут не исключение), является действительно критичной, и, к сожалению, для машин ГАЗ, одной из проблемных систем. Поэтому стоит учесть несколько советов – рекомендаций, которые помогут избежать серьёзных проблем.
Система охлаждения на газели, основные узлы и обслуживание
Прежде всего – расширительный бачок, системы охлаждения на газелях очень чувствительны к уровню охлаждающей жидкости. Имеет смысл возить с собой некоторый запас антифриза (тосолы газель не любит), и доливать при необходимости.
Кроме того, стоит взять в привычку некоторые правила:
- — уровень охлаждающей жидкости проверять как можно чаще;
- — перед поездкой, особенно дальней, рукой провернуть вентилятор охлаждения, чтобы убедится в его свободном вращении;
- — перед запуском двигателя, осмотреть помпу, термостат и прокладки. Это займёт пару минут, но Вы будете уверены, что нет протечки;
- — при остановке двигателя, у некоторых модификаций начинает «кипеть» радиатор. Ничего страшного – проблема в том, что после остановки прекращается циркуляция охлаждающей жидкости, и она может закипеть в локальном объёме. Для того чтобы этого не происходило, заглушите двигатель, поворотом ключа, не вынимая его. Это даст возможность вентилятору «доработать» и жидкость не закипит;
- — никогда не открывайте капот для улучшения охлаждения! На скорости его может сорвать и проблем не избежать. Если не хотите модернизировать систему охлаждения – прорежьте «жабры», со стороны водителя снизу и сверху капота так, чтобы зимой их можно было закрыть изнутри. Эти отверстия улучшат вентиляцию моторного отсека, и не будут угрожать срывом капота;
- — следите за состоянием системы охлаждения, своевременно промывайте, меняйте охлаждающую жидкость и используйте антифризы.
26
Система охлаждения двигателей ЗМЗ-402 и УМЗ-4215
I — с одним отопителем;
II — с двумя отопителями и электронасосом (для фургонов с двумя рядами сидений и автобусов);
1 — расширительный бачок;
2 — термостат;
3 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
4 — радиатор;
5 — сливная пробка (кран) радиатора;
6 — вентилятор;
7 — ремень привода вентилятора;
8 — ремень привода насоса охлаждающей жидкости;
9 — насос охлаждающей жидкости;
10 — сливной кран блока цилиндров;
12 — электронасос системы отопления;
11, 13 — кран отопителя;
14 — радиатор дополнительного отопителя;
15, 16 — радиатор основного отопителя;
17 — основной клапан термостата;
18 — байпасный клапан.
Система охлаждения двигателя ЗМЗ-406
I — система отопления с одним отопителем;
II — система отопления с двумя отопителями;
1 — сливной кран системы охлаждения;
2, 3 — краны отопителей;
4 — электронасос системы отопления;
5 — радиатор дополнительного отопителя;
6, 7 — радиаторы отопителей;
8 — блок подогрева впускного трубопровода;
9 — расширительный бачок;
10 — термостат;
11 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
12 — датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости;
13 — радиатор;
14 — сливная пробка радиатора;
15 — вентилятор;
16 — поликлиновой ремень привода вентилятора и насоса;
17 — насос охлаждающей жидкости.
Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Насос обеспечивает постоянный поток жидкости через рубашку охлаждения блока и головки блока цилиндров, после чего жидкость проходит через термостат и радиатор, отдавая тепло окружающему воздуху. Рубашка охлаждения, насос, термостат и радиатор образуют «большой круг» циркуляции.
В систему охлаждения включены радиатор отопителя кабины, радиатор дополнительного отопителя (для фургонов с двумя рядами сидений и автобусов), и электронасос, установленый на отводящем шланге системы отопления (для автомобилей с двумя рядами сидений и автобусов). Количество жидкости, проходящей через радиатор отопителя не зависит от термостата и регулируется только краном отопителя.
Система охлаждения двигателя ЗМЗ-406 в основном аналогична системе охлаждения двигателя ЗМЗ-402, но имеет отличия заключающиеся в том, что предусмотрен подогрев впускного трубопровода. Кроме того, на корпусе термостата дополнительно установлены датчик температурного состояния двигателя и датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости.
Насос охлаждающей жидкости — центробежного типа, размещен в передней части блока цилиндров с приводом от шкива коленчатого вала поликлиновым или клиновым (для ЗМЗ-402 и УМЗ-4215) ремнем. Перераспределением потоков жидкости управляет термостат, с двумя клапанами: основным и байпасным. На холодном двигателе основной клапан закрыт, и вся жидкость циркулирует по «малому кругу», возвращаясь сразу в рубашку охлаждения минуя радиатор. Это ускоряет прогрев холодного двигателя.
При температуре 80-84°С (78-82°С для ЗМЗ-402 и УМЗ-4215) основной клапан начинает открываться, пропуская часть жидкости по большому кругу, а байпасный — закрывается.
При температуре 94°С основной клапан открывается полностью, а байпасный закрывается и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя.
Вентилятор — с шестилопастной пластмассовой крыльчаткой. Приводится во вращение от коленчатого вала клиновым или поликлиновым (у ЗМЗ-406) ремнем. Ось вентилятора у ЗМЗ-402 вращается в двух подшипниках. У двигателей УМЗ-4215 вентилятор имеет подшипник, такой же, как и у насоса. Подшипники установлены в специальном кронштейне, закрепленном на крышке распределительных шестерен тремя шпильками. У ЗМЗ-406 крыльчатка вентилятора установлена на шкиве насоса охлаждающей жидкости. Привод вентилятора двигателя УМЗ имеет натяжной шкив на отдельном кронштейне.
Радиатор — трубчато-ленточный, с боковыми пластмассовыми бачками. Бачки соединены с остовом радиатора через резиновую уплотнительную прокладку путем обжимки опорной пластины по фланцу бачков. На бачках и верхней пластине остова радиатора имеются кронштейны для крепления радиатора к кузову. На левом по ходу автомобиля бачке в нижней части имеется пробка или кран для слива охлаждающей жидкости.
Расширительный бачок — пластмассовый, соединен шлангом с патрубком нижнего бачка радиатора, трубкой с патрубком термостата и с левым бачком радиатора. На бачке имеется метка MIN, показывающая нижний допустимый уровень охлаждающей жидкости в бачке. Расширительный бачок закрыт резьбовой пробкой. Герметичность системы обеспечивается клапаном в пробке расширительного бачка, который поддерживает избыточное давление в системе на горячем двигателе (за счет этого температура кипения жидкости повышается до 115°С и уменьшаются ее потери на испарение). Клапан открывается при понижении давления в системе (на остывающем двигателе).
На двигателе ЗМЗ-406 с левой стороны а на двигателях УМЗ и ЗМЗ-402 с правой расположен кран для слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров.
Замена насоса охлаждающей жидкости ЗМЗ-402 и УМЗ-4215
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
Снимаем радиатор (см. Снятие радиатора)
Снимаем крыльчатку и шкив вентилятора
Удерживая шкив насоса «газовым» ключом, ключом «на 12» отворачиваем четыре болта крепления шкива.
Снимаем шкив и пластину.
Ослабляем затяжку хомута и снимаем шланг отопителя с патрубка насоса.
Шлицевой отверткой ослабляем хомуты отводящего шланга насоса и (для удобства) шланга корпуса термостата.
Снимаем шланги с патрубков насоса и корпуса термостата.
Выводим из скобы крепления и отводим в сторону провода датчиков системы смазки.
Головкой «на 13» отворачиваем пять гаек крепления насоса к блоку цилиндров.
Снимаем насос.
. и прокладку, осторожно поддев ее ножом.
Ключом или головкой «на 10» отворачиваем болт крепления крышки насоса.
Осторожно постукивая медным молотком, снимаем крышку насоса.
. с прокладкой
Собираем насос в обратной последовательности, нанеся на новые прокладки тонкий слой герметика или любой смазки.
Система охлаждения двигателей ЗМЗ-402 и УМЗ-4215
I — с одним отопителем;
II — с двумя отопителями и электронасосом (для фургонов с двумя рядами сидений и автобусов);
1 — расширительный бачок;
2 — термостат;
3 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
4 — радиатор;
5 — сливная пробка (кран) радиатора;
6 — вентилятор;
7 — ремень привода вентилятора;
8 — ремень привода насоса охлаждающей жидкости;
9 — насос охлаждающей жидкости;
10 — сливной кран блока цилиндров;
12 — электронасос системы отопления;
11, 13 — кран отопителя;
14 — радиатор дополнительного отопителя;
15, 16 — радиатор основного отопителя;
17 — основной клапан термостата;
18 — байпасный клапан.
Система охлаждения двигателя ЗМЗ-406
I — система отопления с одним отопителем;
II — система отопления с двумя отопителями;
1 — сливной кран системы охлаждения;
2, 3 — краны отопителей;
4 — электронасос системы отопления;
5 — радиатор дополнительного отопителя;
6, 7 — радиаторы отопителей;
8 — блок подогрева впускного трубопровода;
9 — расширительный бачок;
10 — термостат;
11 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
12 — датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости;
13 — радиатор;
14 — сливная пробка радиатора;
15 — вентилятор;
16 — поликлиновой ремень привода вентилятора и насоса;
17 — насос охлаждающей жидкости.
Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Насос обеспечивает постоянный поток жидкости через рубашку охлаждения блока и головки блока цилиндров, после чего жидкость проходит через термостат и радиатор, отдавая тепло окружающему воздуху. Рубашка охлаждения, насос, термостат и радиатор образуют «большой круг» циркуляции.
В систему охлаждения включены радиатор отопителя кабины, радиатор дополнительного отопителя (для фургонов с двумя рядами сидений и автобусов), и электронасос, установленный на отводящем шланге системы отопления (для автомобилей с двумя рядами сидений и автобусов). Количество жидкости, проходящей через радиатор отопителя не зависит от термостата и регулируется только краном отопителя.
Система охлаждения двигателя ЗМЗ-406 в основном аналогична системе охлаждения двигателя ЗМЗ-402, но имеет отличия заключающиеся в том, что предусмотрен подогрев впускного трубопровода. Кроме того, на корпусе термостата дополнительно установлены датчик температурного состояния двигателя и датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости.
Насос охлаждающей жидкости — центробежного типа, размещен в передней части блока цилиндров с приводом от шкива коленчатого вала поликлиновым или клиновым (для ЗМЗ-402 и УМЗ-4215) ремнем. Перераспределением потоков жидкости управляет термостат, с двумя клапанами: основным и байпасным. На холодном двигателе основной клапан закрыт, и вся жидкость циркулирует по «малому кругу», возвращаясь сразу в рубашку охлаждения минуя радиатор. Это ускоряет прогрев холодного двигателя.
При температуре 80-84°С (78-82°С для ЗМЗ-402 и УМЗ-4215) основной клапан начинает открываться, пропуская часть жидкости по большому кругу, а байпасный — закрывается.
При температуре 94°С основной клапан открывается полностью, а байпасный закрывается и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя.
Вентилятор — с шестилопастной пластмассовой крыльчаткой. Приводится во вращение от коленчатого вала клиновым или поликлиновым (у ЗМЗ-406) ремнем. Ось вентилятора у ЗМЗ-402 вращается в двух подшипниках. У двигателей УМЗ-4215 вентилятор имеет подшипник, такой же, как и у насоса. Подшипники установлены в специальном кронштейне, закрепленном на крышке распределительных шестерен тремя шпильками. У ЗМЗ-406 крыльчатка вентилятора установлена на шкиве насоса охлаждающей жидкости. Привод вентилятора двигателя УМЗ имеет натяжной шкив на отдельном кронштейне.
Радиатор — трубчато-ленточный, с боковыми пластмассовыми бачками. Бачки соединены с остовом радиатора через резиновую уплотнительную прокладку путем обжимки опорной пластины по фланцу бачков. На бачках и верхней пластине остова радиатора имеются кронштейны для крепления радиатора к кузову. На левом по ходу автомобиля бачке в нижней части имеется пробка или кран для слива охлаждающей жидкости.
Расширительный бачок — пластмассовый, соединен шлангом с патрубком нижнего бачка радиатора, трубкой с патрубком термостата и с левым бачком радиатора. На бачке имеется метка MIN, показывающая нижний допустимый уровень охлаждающей жидкости в бачке. Расширительный бачок закрыт резьбовой пробкой. Герметичность системы обеспечивается клапаном в пробке расширительного бачка, который поддерживает избыточное давление в системе на горячем двигателе (за счет этого температура кипения жидкости повышается до 115°С и уменьшаются ее потери на испарение). Клапан открывается при понижении давления в системе (на остывающем двигателе).
На двигателе ЗМЗ-406 с левой стороны а на двигателях УМЗ и ЗМЗ-402 с правой расположен кран для слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров.
На приборной панели любого автомобиля есть указатель температуры охлаждающей жидкости – красная зона означает перегрев.
Проверка системы охлаждения
Если первые признаки перегрева видны по стрелке указателя, которая находится в красной зоне, но при этом капот еще не окутан клубами пара, необходимо повернуть рукоять регулировки температуры поступающего воздуха в салон до упора (в крайнее правое положение), и включить электродвигатель на максимум.
Далее стоит включить аварийную сигнализацию и выжать педаль сцепления. При этом используя, инерцию авто, пробуем аккуратно отъехать с проезжей части, наобочину. Не выключаем двигатель, чтоб он поработал при стабильной частоте вращения холостого хода несколько минут. Отопитель продолжает работать на максимальной скорости.
Внимание
Двигатель нельзя останавливать сразу. Исключение — обязательное сохранение герметичности системы охлаждения. Если наблюдаются проблемы со шлангом (соскочил или лопнул) или обнаружилось другое место утечки, тогда стоит немедленно останавливать двигатель. Это касается случаев помимо выброса жидкости из-под пробки распределительного бачка. Возможно явление теплового удара – когда перегретый двигатель остановлен и перегревается охлаждающая жидкость в местах ее соприкосновения с максимально теплонапряженными деталями двигателя, что образует паровые пробки.
Пошагово:
1. Останавливаем работу двигателя.
2. Открываем капот и осматриваем подкапотное пространство с двигателем ЗМЗ-402.
3. . или же с двигателями ЗМЗ-406 и ЗМЗ-405.
Определяем место выброса пара. Проверим термостат, радиатор, целы ли резиновые шланги и есть ли в расширительном бачке охлаждающая жидкость.
Внимание
Если вы собрались открывать пробку расширительного бачка на горячем двигателе, не стоит это делать сразу, поскольку очень велик риск ошпариться. Жидкость находится под давлением, которое резко спадет при открытии, а сама жидкость дойдет до кипения. Поэтому перед открытием пробка накрывается плотной тканью.
4. Проверить под панелью приборов потеки охлаждающей жидкости. Если течи из радиатора или шлангов отопителя обнаружены, то на первое время воспользоваться для восстановления работы липкой лентой.
Важно
Чаще всего для этих целей в автомагазинах приобретают армированную липкую ленту серебристого цвета.
4.1. Задача усложняется, если произошла утечка из радиатора, отопителя или термостата. Остается только залить воду в систему охлаждения и не сводить глаз с показателей температуры на протяжении всей поездки, восстанавливая уровень в системе охлаждения с определенной периодичностью.
Осторожно
Если использовать воду больше положенного срока, в системе охлаждения двигателя, вместо антифриза может образоваться накипь. Впоследствии ухудшится охлаждение и сократится ресурс.
В перегретый двигатель категорически запрещено доливать холодную воду. Для дальнейшей корректной работы рекомендуется оставить машину до полного остывания с открытым капотом на протяжении получаса.
5. Следующий шаг — это проверка целостности и натяжения ремня привода вспомогательных агрегатов двигателей ЗМЗ-402.
6. . или двигателей ЗМЗ-406.
7. . и ЗМЗ-405. Если вы видите, что ремень порван, его нужно заменить.
8. Перегревание двигателя происходит если ломается термостат двигателей ЗМЗ-402.
9. . или двигателей ЗМЗ-406 и ЗМЗ-405.
10 Для более быстрого прогревания двигателя необходимо отрегулировать прохождение потока жидкости в системе охлаждения через радиатор либо же мимо него с помощью термостата.
Термостат проверяется с помощью температуры верхнего или нижнего шлангов, которые служат соединением радиатора с двигателем, при чем двигатель должен быть прогрет. Определить неисправность термостата самостоятельно можно таким образом: если нижний шланг холодный, значит и циркуляция через радиатор отсутствует.
11. Устройство каждого двигателя имеет свои нюансы, например, для ЗМЗ-40524 частой причиной перегрева является выход из строя муфты (крыльчатка вентилятора проходит через электромагнитную муфту).
Примечание
Крыльчатка для наглядности снята.
Далее нужно запустить двигатель и проследить за температурой. Стоит обратить внимание, вращается ли при перегреве двигателя вентилятор системы охлаждения. В случае, если он вращается, нужно проверить провода электропитания муфты включения на наличие повреждений. При исправности проводов нужно произвести замену водяного насоса в сборе (так как отдельных поставок электромагнитной муфты нет).
Важно
В обеспечении оптимального температурного режима значимое место занимает клапан пробки расширительного бачка. Данное оборудование работает в системе для сохранения избыточного давления не менее 0,1 МПа (1,1 кгс/см 2). Температура кипения воды при этом повышается до 120 °С, в то время как антифриза до 130 °С.
Обратите внимание: в случае заклинивания клапана в закрытом положении во время перегрева повышается избыточное давление — свыше 0,2 МПа (2 кгс/см 2). Перепады часто приводят к разрыву расширительного бачка или срыву любого из шлангов. Рекомендуется ежегодно промывать пробку расширительного бачка проточной водой, и простым нажатием пальца проверять отсутствие залипания клапана. Если возникают какие-либо сомнения, стоит заменить пробку.
Становится ясным, что закипание жидкости, а вместе с ним образование воздушных пробок неизбежно, если на перегретом двигателе снять пробку расширительного бачка и данное действие совпадет с тепловым ударом. Раз в год на специальных мойках необходимо промывать радиаторные ячейки струей воды высокого давления. Струя должна вести свое направление навстречу бегущему воздушному потоку, после чего для удаления с поверхности радиатора разнообразного мусора и грязи по его направлению. Такие действия частично восстанавливают эффективность радиатора.
Буду краток, кто что не поймёт — спрашивайте в комментариях.
Вот система охлаждения ЗМЗ-406 (у 402 и аналогов почти идентичная)
Основная задача системы: поддерживать его температуру в определенном диапазоне, называемом рабочей температурой. При рабочей температуре мотор работает максимально эффективно и безопасно.
Если её немного упростить, в схематическом виде, . что бы было более понятен принцип работы
на схеме убрана циркуляция ОЖ через дроссельную заслонку инжектора, количество проходящей там жидкости незначительно и на общую картину не влияет
Помпа 12 закачивает ОЖ (охлаждающую жидкость) в блок цилиндров. Оттуда она выходит двумя путями
1) через отопитель салона 3 (отбор происходит в дальней части блока около 4-ого цилиндра) и после поступает опять в помпу через её нижний заборник.
2) Через головку блока в передней части двигателя и через термостат поступает в верхний заборник помпы.
Там же установлен термостат 4, который отправляет поток ОЖ или сразу в помпу (если жидкость холодная) или же через радиатор (если горячая). После радиатора поток поступает опять же в нижний заборник помпы.
Иногда, как и в нашем случае) отбор на отопитель делают не от 4-ого цилиндра в блока. а от торца головки блока (это улучшает циркуляции жидкости в блока). Ведь рабочая температура в двигателе — это как средняя температура по госпиталю, где она существенно ниже, а где то и зашкаливает. (понятие локального перегрева).
При эксплуатации в холодное время года с работающим отопителем данная схема работает как нужно, жидкость циркулирует по блоку, самое удалённое место в блоке охлаждается как за счёт различного диаметра отверстий в прокладке головки блока под проход ОЖ, так и за счёт забора ОЖ в отопитель (забор из Головки предпочтительней) и хорошей циркуляции.
А что происходит летом? Вы или вручную закрываете кран отопителя или же как в соболе это делает электрокран отопителя
И в итоге получаем следующую картину охлаждения. Летом. В самую жарищу…
первый цилиндр охлаждается отлично, второй хуже, третий ещё хуже, а в четвёртом имеем картину локального перегрева. Мало что туда поступает уже нагретая ОЖ, так ещё и циркуляция там минимальна… Из-за этого чаще всего и случаются проблемы с четвёртым цилиндром.
В современных двигателях применяют различные пути борьбы с таким перегревом. При аналогичных системах охлаждения.
1) циркуляция через радиатор продолжается в любое время года, просто отопитель с помошью заслонок направляет воздух мимо своего радиатора. Вариант неплох, с одной стороны и жидкость хоть немного охлаждается. с другой имеем лишне сопротивление для помпы при прокачке жидкости, опять же циркуляция есть. но далек от идеальной
2) кран отопителя закрывает радиатор отопителя и открывает ветвь перепуска жидкости в обход радиатора отопителя
Схематически это выглядит вот так:
Как видно циркуляция жидкости при закрытом кране отопителя даже улучшается (нет сопротивления радиатора отопителя для хода жидкости), а прогрев двигателя до рабочей температуры при схеме будет происходить гораздо быстрее.
Небольшой минус — радиатор, вентилятор радиатора и термостат должны работать исправно, причём радиатор и вентилятор — желателен запас по теплоотводу (помпа смешивает охлаждённую ОЖ после радиатора с перегретой идущей от четвёртого цилиндра). поэтому тут нужно или перестраховаться (радиатор должен быть как минимум отмыт, а электровентилятор желательно продублировать), как максимум в ветвь перепуска можно поставить второй небольшой радиатор (это для маньяков)
На Железном Дровосеке я реализовал вторую схему, организовав ветвь перепуска (в неё же врезал электрообогреватель 220В на зиму). Зимой эта ветвь прогревает двигатель перед запуском, летом — охлаждает
а вопрос теплоотдачи решил промывкой радиатора (он тут в итоге был оставлен тем что и был на машине, а был он судя по всему новым) плюс к штатной электромуфте расположенной на помпе добавил электовентилятор БОШ от донорской волги (потребовало переноса радиатора вперёд на несколько сантиметров и изготовления кронштейнов под электровентилятор). Причём электовентилятор запитал от «мозгов» (ЭБУ) двигателя с программируемой через бортовой компьютер температурой включения от датчика температуры ЭБУ, а электромуфту подключил к штатному датчику установленному в радиатор (с порогом включения 94-99 градусов). Дополнительно водителю вывел 2 кнопки принудительного включения обоих вентиляторов, со световой индикацией работы.
Про реализацию этой теории на практике. «в железе», будет в следующем бортовике!