Tucson – Устройство автомобиля – Отопление (кондиционирование) и вентиляция салона
Автор: Aleks · Опубликовано 03/22/2012 · Обновлено 04/19/2020
Отопление (кондиционирование) и вентиляция салона
Система вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха, установленная на автомобиле, эффективно действует при закрытых окнах и представляет собой единый комплекс, обеспечивающий максимально комфортные условия в автомобиле независимо от погодных условий и температуры окружающей среды. Температура в салоне регулируется смешиванием холодного и горячего воздуха. Блок охлаждения системы кондиционирования снижает температуру и влажность воздуха, очищает его от пыли. Отопитель повышает температуру воздуха при любых режимах работы системы.
Систему кондиционирования воздуха устанавливают на часть автомобилей.
Комплекс обеспечивает малоинерционное регулирование температуры воздуха, практически не зависящее от скорости движения автомобиля. Количество поступающего в салон воздуха в основном определяется режимом работы вентилятора, поэтому его нужно включать даже во время движения с высокой скоростью.
Наружный воздух может поступать в салон через окна дверей при опущенных стеклах и воздухонагнетатель, расположенный перед ветровым стеклом. Воздух из воздухонагне-тателя может поступать в салон автомобиля через сопла обдува ветрового стекла, боковые и центральные сопла…
…через каналы обдува стекол передних дверей, а также через нижние сопла корпуса отопителя.
Объем, температуру, направление и интенсивность воздушных потоков регулируют переключателями, установленными в блоке управления системой отопления, вентиляции и кондиционирования (рис. 1.13).
Рис. 1.13.
Блок управления системой отопления, вентиляции и кондиционирования
:
1 – регулятор температуры поступающего в салон воздуха;
2 – регулятор распределения потоков воздуха;
3 – выключатель кондиционера;
4 – дисплей;
5 – выключатель интенсивной подачи воздуха на ветровое стекло и стекла передних дверей;
6 – переключатель режимов работы электровентилятора воздухонагнетателя;
7 – выключатель системы обеспечения качества воздуха;
8 – выключатель режима рециркуляции;
9 – выключатель системы отопления, вентиляции и кондиционирования;
10 – выключатель режима автоматического управления системой отопления, вентиляции и кондиционирования
Система отопления, вентиляции и кондиционирования может работать в двух режимах: автоматическом и ручном.
В
режиме управления выполните следующее.
1. Нажмите на клавишу «AUTO» выключателя 10 (см. рис. 1.13) режима автоматического управления системой отопления, вентиляции и кондиционирования. На дисплее 4 появятся надписи «AUTO» (включен автоматический режим), «А/С» (включен кондиционер), «OUTSIDE» (подача наружного воздуха), а также значения температуры подаваемого в салон и наружного воздуха и символы, показывающие направление потоков воздуха и интенсивность работы электровентилятора. При этом происходит автоматическое управление режимами подачи воздуха через сопла в панели приборов, в нижнюю часть салона и на ветровое стекло (или через сопла в панели приборов и в нижнюю часть салона), а также скоростью вентилятора воздухонагнетателя и компрессора кондиционера.
В автоматическом режиме система отопления, вентиляции и кондиционирования работает с учетом информации, получаемой от фотодатчика, установленного на панели приборов. Никогда не загораживайте этот датчик посторонними предметами (книгами, документами и т.п.).
2. Клавишей «ТЕМР» регулятора 1 температуры поступающего в салон воздуха установите желаемую температуру поступающего в салон воздуха. При нажатии на верхний край клавиши температура повышается до максимально возможного значения 32 °С (90 °F), а при нажатии на нижний край клавиши температура понижается до минимального значения 17 °С (62 °F), причем при каждом нажатии температура изменяется на 0,5 °С (1 °F).
По умолчанию значения температуры воздуха на экране дисплея устанавливаются по шкале Цельсия. Для перехода на шкалу Фаренгейта одновременно нажмите на 3 с на клавиши «AUTO» и «ТЕМР». На дисплее будет отражен переход показаний температуры на шкалу Фаренгейта (°С —►°F). Аналогично переводят показания температуры на шкалу Цельсия (°F —► °С).
режиме управления система отопления, вентиляции и кондиционирования работает последовательно в соответствии с порядком выбора выключателей и регуляторов. Управление функциями регуляторов и переключателей, которые не задействованы, осуществляется автоматически.
1. Клавишей переключателя 6 режимов работы электровентилятора воздухонагнетателя изменяют скорость вращения электровентилятора. При нажатии на верхний край клавиши скорость вращения плавно увеличивается, а при нажатии на нижний край – уменьшается. На дисплее при этом изменяется степень заштриховки шкалы интенсивности работы электровентилятора.
Клавишей «OFF» выключателя 9 электровентилятор воздухонагнетателя выключают.
Клавиша «OFF» служит для полного выключения системы отопления, вентиляции и кондиционирования.
2. Для охлаждения воздуха, поступающего в салон автомобиля, нажмите на клавишу выключателя 3 кондиционера – в ней загорится контрольная лампа и на дисплее появится надпись «А/С». Для выключения кондиционера повторно нажмите на клавишу, при этом контрольная лампа погаснет.
3. Клавишей «MODE» регулятора 2 распределения потоков воздуха изменяют направление подачи воздуха. Последовательным нажатием на клавишу выберите один из четырех вариантов:
– подача воздуха в верхнюю часть салона (через боковые и центральные сопла панели приборов);
– подача воздуха в верхнюю и нижнюю части салона (через боковые и центральные сопла панели приборов, а также через нижние сопла корпуса отопителя);
– подача воздуха в нижнюю часть салона (через нижние сопла корпуса отопителя);
– подача воздуха в нижнюю часть салона и на ветровое стекло (через нижние сопла корпуса отопителя и сопла обдува ветрового стекла).
При каждом нажатии на клавишу на дисплее будет появляться соответствующий символ .
4. Клавишами выключателя 7 системы обеспечения качества воздуха и выключателя 8 режима рециркуляции выбирают режимы подачи воздуха снаружи или рециркуляции, а также устанавливают режим автоматического прекращения подачи воздуха, если в салон начинают поступать выхлопные газы (например, при проезде тоннеля). При нажатии на клавишу выключателя 8 включается режим рециркуляции, наружный воздух не поступает в салон, а вентилятор воздухонагнетателя обеспечивает циркуляцию воздуха внутри салона. При этом в клавише выключателя загорается контрольная лампа. Этот режим используют для быстрого прогрева салона в холодное время года, а также при повышенной запыленности и загазованности окружающего воздуха. При повторном нажатии на клавишу режим рециркуляции отключается и контрольная лампа гаснет. Если нажата клавиша выключателя 7 системы обеспечения качества воздуха (в клавише загорается контрольная лампа), то при попадании в салон выхлопных газов система автоматически переходит в режим рециркуляции.
Не рекомендуется длительное включение режима рециркуляции во время движения автомобиля, так как это обычно приводит к запотеванию стекол.
На часть автомобилей, не оборудованных системой обеспечения качества поступающего воздуха, вместо выключателя 7 этой системы устанавливают выключатель подачи наружного воздуха. В этом случае режим рециркуляции включают нажатием на клавишу выключателя 8, а на режим подачи наружного воздуха переходят нажатием на клавишу выключателя 7.
5. Для быстрого удаления влаги или инея с ветрового стекла и со стекол передних дверей при повышенной влажности воздуха нажмите на клавишу выключателя 5 интенсивной подачи воздуха на ветровое стекло и стекла передних дверей. При этом, если температура наружного воздуха выше 2 °С, для его охлаждения автоматически начинает работать кондиционер.
При температуре наружного воздуха ниже 2 С кондиционер не включается.
Для более эффективного действия вентиляции и отопления при скорости движения автомобиля менее 50 км/ч и при проезде особо запыленных участков дорог с закрытыми окнами (для создания избыточного давления воздуха в салоне, предотвращающего подсос пыли) рекомендуем включать переключателем вентилятор отопителя на малую или максимальную скорость. Для ускоренного устранения запотевания стекла двери задка и освобождения его от наледи и снега включите обогрев стекла.
Если вы не используете кондиционер продолжительное время, необходимо один раз в неделю ненадолго включать его при работающем двигателе для восстановления слоя смазки на деталях компрессора и уплотнениях.
Система отопления хендай туксон
1. Принцип работы кондиционера.
В основе работы любого кондиционера лежит свойство жидкостей поглощать тепло при испарении и выделять — при конденсации. Чтобы понять, каким образом происходит этот процесс, рассмотрим схему кондиционера на примере сплит-системы:
Основными узлами любого кондиционера являются:
- Компрессор — сжимает фреон и поддерживает его движение по холодильному контуру.
- Конденсатор — радиатор, расположенный во внешнем блоке. Название отражает процесс, происходящий при работе кондиционера — переход фреона из газообразной фазы в жидкую (конденсация).
- Испаритель — радиатор, расположенный во внутреннем блоке. В испарителе фреон переходит из жидкой фазы в газообразную (испарение).
- ТРВ (терморегулирующий вентиль) — понижает давление фреона перед испарителем.
- Вентиляторы — создают поток воздуха, обдувающего испаритель и конденсатор. Используются для более интенсивного теплообмена с окружающим воздухом.
Компрессор, конденсатор, ТРВ и испаритель соединены медными трубами и образуют холодильный контур, внутри которого циркулирует смесь фреона и небольшого количества компрессорного масла.
В процессе работы кондиционера происходит следующее. На вход компрессора из испарителя поступает газообразный фреон под низким давлением в 3 — 5 атмосфер и температурой 10 — 20°С. Компрессор сжимает фреон до давления 15 — 25 атмосфер, в результате чего фреон нагревается до 70 — 90°С, после чего поступает в конденсатор.
Благодаря интенсивному обдуву конденсатора, фреон остывает и переходит из газообразной фазы в жидкую с выделением дополнительного тепла. Соответственно, воздух, проходящий через конденсатор, нагревается.
На выходе конденсатора фреон находится в жидком состоянии, под высоким давлением и с температурой на 10 — 20°С выше температуры атмосферного воздуха. Из конденсатора теплый фреон поступает в терморегулирующий вентиль (ТРВ), который в простейшем случае представляет собой капилляр (длинную тонкую медную трубку свитую в спираль). На выходе ТРВ давление и температура фреона существенно понижаются, часть фреона при этом может испариться.
После ТРВ смесь жидкого и газообразного фреона с низким давлением поступает в испаритель. В испарителе жидкий фреон переходит в газообразную фазу с поглощением тепла, соответственно, воздух, проходящий через испаритель, остывает. Далее газообразный фреон с низким давлением поступает на вход компрессора и весь цикл повторяется.
Этот процесс лежит в основе работы любого кондиционера и не зависит от его типа, модели или производителя. Кстати, одна из наиболее серьезных проблем в работе кондиционера возникает в том случае, если в испарителе фреон не успевает полностью перейти в газообразное состояние. В этом случае на вход компрессора попадает жидкость, которая, в отличие от газа, несжимаема. В результате компрессор просто выходит из строя. Причин, по которым фреон не успевает испариться может быть несколько, самые распространенные — загрязненные фильтры (при этом ухудшается обдув испарителя и теплообмен) и включение кондиционера при отрицательных температурах наружного воздуха (в этом случае в испаритель поступает слишком холодный фреон).
Номинальный вес фреона в кондиционере Тушкана — 650 плюс-минус 50 граммов.
2. Алгоритм работы климат-контроля.
Кондиционер может не только охлаждать, но и осушать воздух. Климат-контроль работает по сигналам 4 датчиков:
1) датчик забортной температуры;
2) датчик температуры в салоне;
3) датчик относительной влажности в салоне;
4) датчик освещенности, он же — датчик интенсивности солнечной радиации.
По обобщенным данным этих датчиков и на основании определенной программы и происходит регулировка климата в салоне.
Диаграммы и описание этого процесса:
При повышенной влажности в салоне, особенно на начальном этапе прогрева, климатик принудительно направляет воздух на стекла и включает кондей (если выше +2) для быстрейшего осушения. Избавляться от этого не надо, как раз наоборот, приветствуется. Вообще, любое автоматическое включение кондея при достаточно низкой температуре в салоне говорит о том, что влажность в салоне повышенная. Так что дело не только в температуре.
Автомат работает при любом направлении воздуха. Отсутствие надписи «авто» не значит, что не выполняются автоматические функции климатика. Это значит только то, что полный автоматический режим был изменен пользователем. При этом отключается автоматическое управление только той функцией, которую пользователь изменил. Те функции, которые он не трогал, продолжают работать в автоматическом режиме. Т.е. ты изменил направление обдува, а остальное не трогал. Надпись «авто» исчезла. Но регулировка температуры и скорости вентилятора все равно будут оставаться под контролем электроники до тех пор, пока их вручную не изменишь. Это объясняется и в мануале.
ИМХО, алгоритм работы климата на Тушкане удачный, в его работу вмешиваться приходится крайне редко.
http://tucson-scorp.narod.ru/HVAC.html
Салонные д атчики температуры и влажности находятся непосредственно в блоке управления климатом:
Датчик солнечной активности — в центре торпеды ближе к лобовому стеклу:
Датчик забортной температуры:
Датчик качества воздуха:
4. Самотестирование климат-контроля.
1. Включить зажигание.
2. Нажать клавишу MODE и выбрать VENT.
3. Установить задатчик температуры в положение HI.
4. Нажать клавишу OFF.
5. Нажать и удерживать клавишу Recirculation более 5 секунд.
Дисплей начнёт мигать, информируя механика о том, что выполняется процедура самодиагностики.
5. Салонный фильтр.
6. Почему запотевают стекла и как с этим бороться?
Возможные причины (помимо неисправного кондиционера), в порядке убывания их вероятности :
- включенная рециркуляция или контроль качества воздуха (что в условиях города тоже приводит к рециркуляции), для боковых стекол причиной могут быть закрытые сопла вентиляции;
- влага под водительским/пассажирским ковриками;
- намокший или грязный салонный фильтр;
- чем-то закрытывентиляционные щели в багажнике (на пластмассовых боковинах слева и справа в районе задних фонарей);
7. Как бороться с неприятным запахом?
Почему появляется неприятный запах в машине с кондиционером можно почитать здесь или здесь .
Для избавления от запаха используется специальное средство, например такое . Лизол и тому подобные фенолы использовать не рекомендуется
Очередность действий по избавлению от запаха:
1. Приобретаем средство
2. Откидываем бардачок.
3. Вынимаем фильтр салона.
4. Включаем рециркуляцию.
5. Включаем кондиционер на максимум.
6. Впрыскиваем средство в открывшуюся щель воздухозаборника.
Для профилактики появления неприятного запаха стоит выключать кондиционер за некоторое время (5 мин) до окончания поездки.
8. Как убрать попадающий в салон теплый воздух при выключенном A/C?
При включенном климате поставь самую низкую температуру. Заслонки, регулирующие поток воздуха направят его мимо печки. Если климат выключишь в этом положении, то заслонки останутся в том же положении и будет поступать забортный воздух без подогрева. Если хочешь тепла без работы климата, то все наоборот, температуру перед выключением нужно поставить макс. Воздушный поток идет естественным образом, от движения авто.
9. Надо ли для профилактики включать кондиционер зимой?
Включением кондиционера в любой мороз вы ничего не испортите. Наоборот — периодические включения кондиционера в холодное время года — хорошая профилактика для вашей системы. Подробнее почитать можно здесь .
10. Почему плохо прогревается салон в режиме «Hi»?
Чего ж вы хотите? Выставляя более высокую температуру, вы заставляете работать вентилятор на более высокой скорости. Интенсивный обдув радиатора отопителя забортным воздухом с такой низкой температурой (-30. -32 и ниже) попросту выхолаживает радиатор, не давая времени для нормального теплообмена. Т.е. воздух не успевает нагреваться. Больше того, на х/х начнет остывать и мотор, что совершенно нормально и объяснимо.
Для проверки сказанного можно при заданной температуре снизить скорость вращения вентилятора — салон будет прогреваться лучше .
Вместе с тем немного странно слышать про температуры 22-23. Почти всегда выставлено 20. Через 15-20 мин езды становится даже немного жарковато, убавляем до 18. Ногам при этом всегда тепло. Положение заслонок — «ноги+стекло». Лобовое стекло полностью очищается через те же 15-20 мин, передние боковые еще раньше, задние боковые — позже всех.
11. Про нагревательный элемент в дизельных версиях (PTC Heater).
Из-за особенностей теплового баланса дизеля конструкторы стараются не отнимать у него тепло для печки, пока он не прогреется. Поэтому в печку нередко ставится дополнительный электрический подогреватель, который и обеспечивает отопитель авто необходимым количеством тепла, пока мотор прогревается. Так же доп. электроподогреватель включается в работу, когда дизель работает на холостом ходу при низких температурах. Иначе рабочая температура мотора начнет падать, что не есть гут
Таким образом, электрическим подогревателем оснащаются только дизельные Тушканы.
12. Какой тип хладагента используется в системе кондиционирования Tucson?