Система отопления и вентиляции грузовых автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ
Система отопления и вентиляции грузовых автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ
Система отопления и вентиляции. Все современные автомобили с дизельными двигателями снабжаются системой отопления и вентиляции кабины.
Для обогрева кабины применяют систему жидкостного отопления, в которой теплоносителем является жидкость, отбираемая из системы охлаждения двигателя. Отопитель имеет два радиатора. Воздух, согреваемый проходящей через радиатор жидкостью, направляется в кабину и на обогрев переднего стекла.
Вентилятор отопителя забирает свежий воздух в передней части автомобиля и направляет его в радиатор отопителя, а затем в распределительный канал. При помощи заслонки в канале можно изменять распределение воздуха, поступающего для обогрева пассажирского помещения и переднего стекла.
Для более эффективной работы системы отопления, при низких температурах окружающего воздуха, прибегают к так называемой рециркуляции воздуха, т.е. используют для циркуляции один и тот же воздух, который в этом случае все время будет находиться в кругообороте: отопитель — кабина — отопитель.
Схема системы отопления и вентиляции автомобилей МАЗ показана на рис. 125.
На переднем щите кабины установлен жидкостный отопитель 1 с двумя радиаторами, наклоненными на 10° в правую сторону для слива жидкости. Горячая жидкость поступает в отопитель из системы охлаждения двигателя 7. Воздух, проходящий через радиатор отопителя, подается вентилятором 3 с электродвигателем 2* из-под облицовки передка кабины. Нагретый воздух поступает в кабину и для обогрева переднего стекла. Из нижней части радиатора отопителя жидкость по шлангу 8 отводится в подводящий патрубок насоса и таким образом возвращается в систему охлаждения.
При скорости движения более 40 км/ч для подачи воздуха в систему отопления можно использовать его естественный подпор, это позволяет выключить вентилятор. В нижней части подводящего шланга имеется сливной краник 9, позволяющий сливать жидкость из отопителя.
При температуре наружного воздуха ниже -15°С прибегают к рециркуляции воздуха. В этом случае воздух, поступающий в отопитель, забирается вентилятором непосредственно из самой кабины, для чего рукоятками открывают заслонки в рециркуляционных патрубках. Запорные краники 6 на отводящем коллекторе и подводящем патрубке насоса открывают только после того, как температура жидкости достигает 75°С.
Для вентиляции кабины служат два вентиляционных люка 11, а также поворотные и опускные стекла дверей кабины. Кроме того, по требованию заказчика может быть установлен дополнительный вентилятор.
У автомобилей КамАЗ отопитель расположен в средней части внутренней панели передка кабины. Горячая жидкость подается в нижнюю часть отопительного радиатора из водяной рубашки блока цилиндров и проходит через регулировочный кран отопления. Воздух, нагреваемый радиатором отопления, проходит через решетку облицовочной панели. Циркуляция воздуха происходит под действием двух электровентиляторов, подающих нагретый воздух к соплам обдува переднего стекла. Часть теплого воздуха поступает к ногам водителя и пассажиров из отверстий в двух воздухораспределителях. Заслонки в воздухораспределителях позволяют распределять подаваемый воздух и при необходимости направлять большую часть его для обдува стекол кабины. Теплый воздух обогревает не только переднее стекло, но и стекла дверей кабины, для чего имеются направляющие решетки, расположенные с правой и левой сторон щитка приборов.
В современных автомобилях с дизельными двигателями большое внимание уделяется шумо- и теплоизоляции кабины. Поскольку дизельные двигатели работают с значительно большим шумом, чем карбюраторные, необходимо ослабить шум, проникающий в кабину. Повышенный шум утомляет водителя и мешает ему воспринимать на слух работу различных механизмов.
Хорошая звукоизоляция кабины достигается покрытием внутренних поверхностей панелей кабины специальной мастикой. Кроме того, для шумо- и теплоизоляции используют стекловолокно, многослойный гофрированный картон, а также мягкую обивку из перфорированной искусственной кожи.
* Автомобиль МАЗ-504В имеет два электродвигателя и два вентилятора, каждый из которых «блокирован на одной оси со своим электродвигателем.
Система отопления кабины краз
Отопление, вентиляция и обдув стекол кабины автомобилей КрАЗ-6322-02, КрАЗ-63221-02, КрАЗ-6446-02
Передок кабины оборудован вентиляционным люком, под которым установлены отопитель с вентиляторами и система обдува ветровых стекол и боковых стекол дверей. Радиатор отопителя 14 (рисунок 71) включен в систему охлаждения двигателя через краник, установленный с левой стороны блока двигателя.
Для регулировки теплового режима в кабине вентилятор отопителя имеет две скорости вращения. Прогрев кабины рекомендуется начинать при меньшей частоте вращения электродвигателя вентиляторов. После пуска двигателя в случае очередной замены охлаждающей жидкости необходимо выпустить воздух из радиатора отопителя 14, для чего отвернуть на 1-2 оборота запорную пробку 12 воздушного клапана до появления жидкости из-под нее. После чего пробку завернуть.
Для повышения эффективности обогрева кабины может устанавливаться дополнительный отопитель с использованием тепла от системы охлаждения двигателя. Дополнительный отопитель (рисунок 72) соединен с системой охлаждения трубопроводами от левой трубы подогревателя. Кран включения установлен на заднем люке кабины. Электродвигатель отопителя включается выключателем, установленным между сиденьями водителя и пассажира.
Рисунок 71 — Отопление и вентиляция кабины:
1-электродвигатель вентилятора; 2-люк вентиляции передка; 3-тяга правая привода вентиляции передка; 4-крышка короба вентиляции: передка; 5-раструб обдува ветровых стекол; 6-патрубок обдува боковых стекол; 7-направляющая потока воздуха; 8-рычаги привода вентиляции передка; 9-шланг раструба; 10-патрубок левый; 11-тяга левая привода вентиляции передка; 12-запорная пробка воздушного клапана; 13-кожух радиатора отопителя с вентиляторами в сборе; 14-радиатор отопителя; 15-патрубок правый; 16-конденсатор; 17-шланги к манометру
Рисунок 72 — Дополнительный отопитель кабины:
1-направляющая теплого воздуха; 2-кожух отопителя с приборами; 3-шланг отводящий; 4-воздухозаборник; 5-подставка пассажирского сиденья; 6-электродвигатель с вентилятором в сборе; 7-шланг подводящий; 8-радиатор отопителя; 9-скоба крепления; 10-кран включения дополнительного отопителя; 11-переключатель дополнительного отопителя
Система отопления кабины КрАЗ-260
Передок кабины оборудован вентиляционным люком, под которым установлен отопитель с вентиляторами подачи воздуха в кабину и систему обдува ветровых и боковых стекол. Радиатор 14 (рис. 142) отопителя включен в систему охлаждения двигателя посредством шланга через краник, установленный с левой стороны блока двигателя.
Для регулирования теплового режима в кабине вентиляторы отопителя имеют две частоты вращения и включаются переключателем 10 (см. рис. 126) на панели приборов. Прогрев кабины рекомендуется начинать при меньшей частоте вращения вала электродвигателей вентиляторов.
При открытом кранике и работающем двигателе по радиатору отопителя постоянно циркулирует горячая вода и нагревает его. Для эффективной работы отопителя необходимо, чтобы температура воды в системе охлаждения была не ниже 75 °С.
При движении автомобиля с открытой крышкой 2 (см. рис. 142) люка и закрытой крышкой 4 короба встречный поток воздуха проходит через радиатор 14 отопителя и вентиляторами подается через воздушный канал в щитке кабины к правому и левому раструбам 5 обдува ветровых стекол и далее к патрубкам 6 обдува боковых стекол. На воздушном канале в щитке кабины имеются две заслонки, предназначенные для. подачи теплого воздуха к ногам водителя и пассажиров.
Крышка 2 люка и крышка — 4 короба имеют раздельный привод. При левом положении рычагов 8 крышка люка и крышка короба закрыты, а при правом положении — открыты. Промежуточные положения рычагов соответствуют частичному открытию крышек.
При открытых крышках 2 люка и 4 короба вентиляция осуществляется наружным воздухом, минуя радиатор 14 отопителя. При закрытой крышке люка и открытой крышке короба работающий отопитель обеспечивает прогрев воздуха в кабине.
Запотевание и обмерзание стекол кабины устраняются при работе отопителя регулировкой воздушного потока из боковых патрубков, а также направлением потока воздуха на стекла двери вентилятором обдува водителя и открытием форточки или опускного стекла двери на величину 5-8 мм для выхода влажного воздуха из кабины.
Инструмент для проведения разборочно-сборочных работ: гаечные ключи 8×10, 13×14, 14×17, отвертка 175×0,7, посуда для охлаждающей жидкости.
Рис. 142. Отопление и вентиляция кабины:
1 — электродвигатель вентилятора; 2 — крышка люка вентиляции передка; 3 — правая тяга привода вентиляции передка; 4 — крышка короба вентиляции передка; 5 — раструб обдува ветровых стекол; 6 — патрубок обдува боковых стекол; 7 — направляющая, потока воздуха; 8 — рычаги привода вентиляции передка; 9 — шланг раструба; 10 — левый патрубок; 11 — левая тяга привода вентиляции передка; 12 — запорная пробка воздушного клапана; 13 — кожух радиаторов отопителя с вентиляторами в сборе; 14 — радиатор отопителя; 15 — правый патрубок
Возможные неисправности и методы их устранения
При включении электродвигатели отопителя не работают
Система отопления кабины КрАЗ-65055, КрАЗ-65053
Передок кабины оборудован вентиляционным люком, под которым установлен отопитель с вентиляторами подачи воздуха в кабину и систему обдува ветровых и боковых стекол. Радиатор 14 (рис.104) отопителя включен в систему охлаждения двигателя посредством шланга через краник, установленный на левой водосборной трубе головки. Для регулирования теплового режима в кабине вентиляторы отопителя имеют две частоты вращения и включаются переключателем на панели приборов. Прогрев кабины рекомендуется начинать при меньшей частоте вращения вала электродвигателей вентиляторов. При открытом кранике и работающем двигателе по радиатору отопителя постоянно циркулирует горячая вода и нагревает его. Для эффективной работы отопителя необходимо, чтобы температура воды в системе охлаждения была, не ниже 75°С. При движении автомобиля с открытой крышкой 2 (см. рис.104) люка и закрытой крышкой 4 короба встречный поток воздуха проходит через радиатор 14 отопителя и вентиляторами подается через воздушный канал в щитке кабины к правому и левому раструбам 5 обдува ветровых стекол и далее к патрубкам 6 обдува боковых стекол. На воздушном канале в щитке кабины имеются две заслонки, предназначенные для подачи теплого воздуха к ногам водителя и пассажиров. Крышка 2 люка и крышка 4 короба имеют раздельный привод. При левом положении рычагов 8 крышка люка и крышка короба закрыты, а при правом положении — открыты. Промежуточные положения рычагов соответствуют частичному открытию крышек. При открытых крышках.2 люка и 4 короба вентиляция осуществляется наружным воздухом, минуя радиатор 14 отопителя. При закрытой крышке люка и открытой крышке короба работающий отопитель обеспечивает прогрев воздуха в кабине. Запотевание и обмерзание стекол кабины устраняются при работе отопителя регулировкой воздушного потока из боковых патрубков, а также направлением потока воздуха на стекла двери вентилятором обдува водителя и открытием форточки или опускного стекла двери на величину 5 — 8 мм для выхода влажного воздуха из кабины.
Рис.104. Отопление и вентиляция кабины:
1 — электродвигатель вентилятора; 2 — крышка люка вентиляции передка; 3 — правая тяга привода вентиляции передка; 4 — крышка короба вентиляции передка; 5 — раструб обдува ветровых стекол; 6 — патрубок обдува боковых стекол; 7 — направляющая, потока воздуха; 8 — рычаги привода вентиляции передка; 9 — шланг раструба; 10 — левый патрубок; 11 — левая тяга привода вентиляции передка; 12 — запорная пробка воздушного клапана; 13 — кожух радиаторов отопителя с вентиляторами в сборе; 14 — радиатор отопителя; 15 — правый патрубок
Возможные неисправности и методы их устранения
Возможная неисправность | Причина | Метод устранения |
При включении электро- двигатели отопителя не ра- | Перегорел предохранитель | Заменить предохранитель |
Вышли из строя конденса- | Заменить конденсаторы | |
Неисправен переключатель | Заменить переключатель | |
При работающих электро- двигателях не подается в кабину теплый воздух | Перекрыт краник от систе- мы охлаждения двигателя | Открыть краник |
Попал воздух в систему ра- | Открыть запорную пробку воздушного клапана и вы- пустить воздух из системы | |
Электродвигатели не рабо- тают на малой частоте вра- | Вышли из строя дополни- | Заменить сопротивления |
Снятие и разборка системы отопления кабины
Снятие и разборку проводить в следующем порядке:
1. Отключить «массу» автомобиля.
2. Закрыть краник отопителя системы охлаждения двигателя.
3. Отсоединить провода питания электродвигателя 1 (см. рис.104) отопителя и дополнительных сопротивлений.
4. Отсоединить шланг от краника к радиатору отопителя. Снимая шланг, подставить под него посуду для охлаждающей жидкости.
5. Отсоединить шланг отвода охлаждающей жидкости от радиатора отопителя к двигателю. Снимая шланг, подставить под шланг посуду для охлаждающей жидкости. Слить охлаждающую жидкость с радиатора отопителя.
6. Отсоединить шланги подвода охлаждающей жидкости к радиатору отопителя.
7. Отвернуть винты крепления передней части кожуха 13 радиатора отопителя. Снять переднюю часть кожуха радиатора с электродвигателями и вентиляторами в сборе.
8. Отвернуть гайки крепления вентиляторов и снять вентиляторы.
9. Отвернуть гайки крепления электродвигателей к кожуху вентиляторов и снять электродвигатели.
10. Отвернуть винты крепления задней части кожуха радиатора 14 отопителя и снять заднюю часть кожуха.
11. Отвернуть винты крепления радиатора отопителя к переднему щиту кабины и снять радиатор отопителя.
Проверка технического состояния деталей и ремонт
Кожухи вентиляторов, кожух радиатора и патрубок левый (правый), имеющие трещины или обломы, подлежат замене новыми. Радиатор отопителя проверить на герметичность воздухом под давлением 0,08 — 0,12 МПа (0,8 — 1,2 кгс/см2) в ванне с водой; при этом пропуск воздуха не допускается. При нарушении герметичности в местах пайки необходимо запаять, а при наличии пробоин или трещин на бачках радиатора поставить заплаты. Поврежденные шланги, прокладки кожухов и патрубков подлежат замене новыми. Тяги привода вентиляции передка не должны иметь погнутостей. Погнутость устранять правкой.
Сборка и установка системы отопления кабины
Сборку и установку проводить в следующем порядке:
1. Установить и закрепить радиатор 14 отопителя на переднем щите кабины.
2. Установить и закрепить заднюю часть кожуха радиатора отопителя.
3. Установить на переднюю часть кожуха радиатора отопителя электродвигатели 1 вентиляторов, вентиляторы, дополнительные сопротивления.
4. Установить и закрепить переднюю часть кожуха радиатора отопителя.
5. Присоединить шланги подвода и отвода охлаждающей жидкости к радиатору отопителя и двигателю.
6. Присоединить провода питания электродвигателей. Примечание. При замене проводов электродвигателей установка неэкранированных проводов не рекомендуется, так как это ведет к увеличению радиопомех.
7. Пустить двигатель и прогреть его до температуры 75°С.
8. Открыть краник подвода охлаждающей жидкости к радиатору отопителя.
9. Открыть запорную пробку воздушного клапана и держать ее открытой до появления жидкости без наличия воздуха.
10. Закрыть запорную пробку воздушного клапана.
Хотите быть в курсе событий? Подпишитесь на новости!