- Система отопления кабины трактора
- Система отопления кабины трактора
- Виды отопителей на МТЗ 82 с малой и большой кабинами
- Система отопления трактора МТЗ 82 (80) со старой, малой кабиной
- Устройство и принцип работы
- Блок отопления трактора МТЗ 82 с большой кабиной
- Порядок эксплуатации системы обогрева
- Запуск системы отопления
- Слив воды из системы
- Альтернативные отопительные блоки для трактора МТЗ
Система отопления кабины трактора
Система предназначена для создания микроклимата в кабине в соответствии с требованиями при работе как в жаркую, так и холодную погоду. Она состоит из двух вентиляторов (рис. 125) с электродвигателями МЭ-226Б, двух радиаторов (рис. 126), запорного (рис. 127) и двух сливных кранов, соединительных шлангов с присоединительной арматурой, системы воздухораспределения (см. рис. 125), двух рециркуляционных заслонок, картонного фильтра.
Рис. 124. Сиденье:
1 — подушка сиденья; 2 — подлокотник; 3 — спинка; 4 — рукоятка фиксатора наклона сиденья в по-, перечной плоскости; 5 — рукоятка регулировки сиденья по высоте (массе водителя); 6 — остов сиденья; 7 — амортизатор; 8 — рукоятка защелки фиксатора наклона спинки сиденья; 9 — рычаг фиксатора регулировки положения сиденья в горизонтальном направлении.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Рис. 125. Система вентиляции и отопления кабины:
1 — вентилятор с электродвигателем; 2 — воздухораспределитель; 3 — рециркуляционная заслонка; 4 — фильтр.
Рис. 126. Радиатор системы вентиляции и отопления:
1 — сердцевина радиатора; 2 — патрубки бачков; 3 — бачок радиатора.
Радиаторы (см. рис. 126) отопителя, вентиляторы (см. рис. 125) и картонный фильтр собраны в единый блок, установленный в передней части кабины под крышей.
Системой отопления и вентиляции управляют с помощью клавишного выключателя электродвигателей вентиляторов, запорного крана (см. рис. 127) и двух рециркуляционных заслонок (см. рис. 125), расположенных на внутренней панели крыши.
Для работы системы в режиме отопления кран (см; рис. 127), расположенный на заднем торце головки блока цилиндров дизеля, открывают. Поток воздуха, поступающего в кабину, регулируют включением одного или двух вентиляторов, а также поворотом рециркуляционных заслонок. При включенном отопителе поступление теплого воздуха в кабину начинается через 5… 10 мин после начала работы дизеля.
Рис. 127. Схема подключения отопителя к системе охлаждения дизеля:
1 — запорный кран; 2 — соединительные шланги; 3 — сливной кран.
Для работы системы в режиме вентиляции необходимо прекратить поступление нагретой жидкости системы охлаждения дизеля в радиаторы отопителя, перекрыв кран.
При эксплуатации системы нужно выполнять следующие условия:
1. После заполнения системы охлаждения жидкостью дизель пускают в работу, кран КР-29 на головке блока дизеля не открывают в течение времени, позволяющего прогреть жидкость в системе охлаждения до 50…60°С. Открытие крана при работающем дизеле приводит к заполнению жидкостью радиаторов системы отопления.
2. Доливают жидкость в систему охлаждения до уровня ниже верхней кромки заливной горловины на 50 мм.
3. Кабина прогревается при открытых рециркуляционных заслонках, которые при дальнейшей работе могут быть закрыты.
4. Воду из системы охлаждения сливают через сливные краны блока цилиндров дизеля и радиатора при отвернутых пробках сливного крана отопителя (кран КР-29 при этом должен быть открыт).
5. После слива воды из системы отопления кран КР-29 закрывают.
6. При работе в условиях, требующих вентиляции кабины, кран КР-29 должен быть всегда закрыт.
Система отопления кабины трактора
Система кондиционирования воздуха и отопления кабины трактора Беларус 2103Д
Система кондиционирования воздуха предназначена для охлаждения и частичного осушения воздуха с последующей подачей охлажденного воздуха в кабину водителя, а также для вентиляции кабины без охлаждения и осушения подаваемого воздуха.
Система отопления предназначена для обогрева кабины водителя, а также поддержания в регулируемом диапазоне заданной температуры.
2.13.1 Органы управления кондиционером трактора Беларус 2103Д
Управление кондиционером осуществляется двумя переключателями (рисунок 2.77), расположенными на корпусе испарителя (охладителя -отопителя) и выдвинутыми в окно панели вентиляционного отсека.
С помощью переключателя 1 можно изменять скорость работы вентилятора. С помощью переключателя 2 можно изменять температуру выходящего из дефлекторов холодного и осушенного воздуха.
Заслонками, расположенными на верхней панели (см. рисунок 2.1 поз 12), в районе головы оператора, можно регулировать смесь наружного и рециркуляционного воздуха.
Рисунок 2.77 — Органы управления кондиционером
2.13.2 Работа кондиционера трактора Беларус 2103Д
Кондиционер может быть включен только при работающем двигателе. Перед включением кондиционера убедитесь, что:
— кран подачи ОЖ из блока цилиндров двигателя в радиатор отопителя кондиционера 1 (рисунок 2.78) находится в положении «Закрыто», располагается рядом с пробкой маслозаливного патрубка 2 двигателя;
— двери, окна и люк кабины плотно закрыты.
Переключатель 2 (рисунок 2.77) необходимо повернуть по часовой стрелке на 180° до начала шкалы голубого цвета. Затем переключатель 1 повернуть по часовой стрелке в одно из двух последующих положений. Через (3-5) мин переключателем 2 отрегулировать желаемую температуру в кабине.
Рисунок 2.78 — Кран подачи ОЖ в радиатор отопителя кондиционера
Для выключения кондиционера оба переключателя необходимо повернуть против часовой стрелки в положение «О». Прежде, чем заглушить двигатель трактора, убедитесь, что кондиционер выключен.
1 ВНИМАНИЕ: ЗАПРЕЩАЕТСЯ ВКЛЮЧАТЬ КОНДИЦИОНЕР ПРИ ОТКРЫТЫХ ОКНАХ, ДВЕРЯХ И ЛЮКЕ!
2 ВНИМАНИЕ: КРАЙНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПЕРЕРКЛЮЧАТЕЛЯ 1,
СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ МАКСИМАЛЬНОЙ РАБОТЕ ВЕНТИЛЯТОРА, МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТОЛЬКО В РЕЖИМЕ ОТОПЛЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ!
2.13.3 Система отопления кабины трактора Беларус 2103Д
Отопитель кабины предназначен для обогрева в холодное время. Для включения отопителя необходимо:
1. Открыть кран подачи ОЖ из блока цилиндров двигателя в радиатор отопителя кондиционера.
2. Переключателем 1 (рисунок 2.77) установить необходимую скорость вентиляторов.
3. Поворотными дефлекторами направить поток воздуха в желаемое направление.
Для эффективной работы системы отопления необходимо выполнять следующие рекомендации:
— после заливки ОЖ в систему пустить двигатель и, не открывая кран с правой стороны в блоке цилиндров двигателя, дать поработать двигателю на средних оборотах для прогрева ОЖ в системе охлаждения от 50 до 60 °С. После чего открыть кран, увеличить обороты двигателя и дать ему поработать несколько минут до заполнения жидкостью радиатора отопителя. Убедиться в циркуляции жидкости через отопитель, приоткрыв правую сливную пробку. Радиатор отопителя должен прогреваться. Уровень ОЖ в радиаторе системы охлаждения двигателя при этом понизится;
— долить ОЖ в радиатор системы охлаждения двигателя до необходимого уровня (до метки «С» на расширительном бачке);
— для быстрого прогрева кабины включить вентилятор отопителя и отрыть рециркуляционные заслонки;
— для слива ОЖ из отопителя и системы охлаждения двигателя установить трак-тор на горизонтальную площадку. Снять пробку расширительного бачка, отвернуть сливные пробки, находящиеся с правой стороны под кабиной, открыть сливной кран радиатора (пробку) и блока цилиндров двигателя;
— в теплое время года кран 1 (рисунок 2.78) должен быть закрыт для работы системы в режиме вентиляции и кондиционирования.
ВНИМАНИЕ: ПРИ РАБОТЕ В РЕЖИМЕ ОТОПЛЕНИЯ ПРАВЫЙ
ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ (ВКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ МУФТЫ) КОМПРЕССОРА ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОВЕРНУТ ВЛЕВО ДО ОТКАЗА, ЧТОБЫ ИСКЛЮЧИТЬ ОДНОВРЕМЕННУЮ РАБОТУ СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ И ОТОПЛЕНИЯ ВОЗДУХА!
ВНИМАНИЕ: В ХОЛОДНОЕ ВРЕМЯ ГОДА ВО ИЗБЕЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕДЯНЫХ ПРОБОК ПРОДУЙТЕ СИСТЕМУ ОТОПЛЕНИЯ СЖАТЫМ ВОЗДУХОМ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ЗАКРЫВ КРАНЫ СЛИВА ОЖ ИЗ РАДИАТОРА И БЛОКА ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ И УСТАНОВИВ ПРОБКУ РАДИАТОРА!
Виды отопителей на МТЗ 82 с малой и большой кабинами
Для создания комфортных условий работы водителю трактора Беларус машина оснащена системой отопления и вентиляции воздуха в кабине. За более 45-ка летний выпуск тракторов марки МТЗ 80(82) эволюция в конструкции обеспечения микроклимата в кабине изменялась вместе с усовершенствованием эргономики машин. В зависимости от вида установленной кабины на МТЗ 80(82) и года выпуска машины система отопления и вентиляции воздуха имеет разные конструкции.
Система отопления трактора МТЗ 82 (80) со старой, малой кабиной
Устанавливаемая с 1975 года малая кабина оснащена системой обеспечения микроклимата с функциями очистки поступающего воздуха, его нагрева в холодный период года и охлаждения в летний. Блок системы размещён отдельным узлом по левую сторону места водителя.
Устройство и принцип работы
Всасывание воздуха осуществляется с помощью оборудованного в корпусе отопителя центробежного вентилятора, получающего привод от штатного электродвигателя устройства. Перед поступлением в блок отопления воздух проходит очистку через фильтрующий элемент грубой очистки и фильтр тонкой очистки с масляным улавливателем пыли.
Обогрев осуществляется отбором тепла от теплоносителя (воды или антифриза) системы охлаждения двигателя трактора. При воздействии помпы дизеля и естественной конвекции нагретая жидкость поступает в теплообменник отопителя от задней стенки головки цилиндров дизеля через установленный запорный кран или от второго выходного окна в головке пускового двигателя ( в случае использования ПД 10 в системе пуска). Проходящий воздух через ячейки радиатора-теплообменника печки нагревается и поступает по воздуховодам в салон кабины. Интенсивность потока нагретого воздуха регулируется положением рециркуляционного люка во внутреннем воздухозаборнике и изменением положения двух заслонок в корпусе отопителя. После прохода через радиатор печки жидкость уходит по трубопроводу к помпе дизеля через встроенный патрубок корпусе узла.
Охлаждение воздуха осуществляется за счёт испарения воды, в потоке всасываемого вентилятором воздуха при перекрытом запорном кране системы охлаждения дизеля. Вода поступает из штатного водяного бака устройства, проходя через фильтр по резиновым трубкам к распылителям. Распыление осуществляется за счёт созданного разрежения воздуха, поступающего под давлением к водяной трубке от ресивера пневмосистемы трактора через дроссель, трубопровод и запорный кран. Увлажнённый и охлаждённый воздух далее всасывается вентилятором и через воздуховоды подаётся в салон кабины. Уровень охлаждения также регулируется рециркуляционным люком и заслонками.
В практике отопительный блок старой кабины показал себя хлопотным в обслуживании и капризным в эксплуатации, особенно, что касается охлаждения воздуха. На сегодня в практике данная конструкция системы редко встречается в пользовании на тракторах. По сути, такое устройство перешло в разряд раритетных, в связи с тем что, давно не выпускается и за долгий срок эксплуатации практически не сохранилась в полном рабочем состоянии с выполнением всех своих функций.
Блок отопления трактора МТЗ 82 с большой кабиной
Большая обзорная унифицированная кабина, устанавливаемая на трактора с 1980 года, имеет иную конструкцию системы обеспечения микроклимата и размещена над местом водителя в передней части потолка. Нагревательный блок имеет аналогичную схему подключения к системе охлаждения дизеля. Блок выполняет функции: фильтрации поступающего в салон воздуха, его нагрева с нагнетанием в холодное время года, обдува салона кабины свежим потоком воздуха в летний период.
Нагрев осуществляется также за счёт теплообмена нагретой охлаждающей жидкости дизеля проходящей через радиатор печки и всасываемого штатным вентилятором воздуха.
На тракторах с большой кабиной, выпущенных до 1990 года, устанавливали отопитель с каталожным номером 70-81156 . После 1990 года в унифицированные кабины тракторов устанавливали блок 80-8100010 с двумя последовательно соединёнными обогревателями и парой вентиляторов оснащенными отдельными электродвигателями.
Поздние современные выпускаемые версии тракторов МТЗ 82.1, 81.2 оснащаются унифицированным обогревательным блоком, который также используют в комплектации тракторов МТЗ 1221, МТЗ 1523 и других моделей. Конструкция узла отличается мощным теплообменником и двумя вентиляторами с общим приводом от одного электродвигателя.
Порядок эксплуатации системы обогрева
Часто трактористы жалуются на отказ работы печки трактора МТЗ. Основной причиной отказа в работе является завоздушивание при неправильном запуске системы или образование ледяных пробок при использовании в охлаждении дизеля трактора воды.
Запуск системы отопления
Учитывая верхнее расположение блока отопления по отношению к водяной рубашке дизеля, при заполнении системы охлаждения жидкостью, часть воздуха выжимает в блок отопления, образуя воздушную пробку, препятствующую циркуляции жидкости. Для обеспечения нормальной работы печки и удаления воздуха при заполнении жидкостью системы охлаждения осуществляют следующий порядок действий:
- Заливают жидкость в систему при перекрытом кране подачи жидкости на печку (от головки цилиндров дизеля)
- Запускают дизель трактора и прогревают до температуры 50-60° на средних оборотах.
- Открывают кран подачи жидкости на печку.
- С помощью работы дизеля на повышенных оборотах, в течение 1-2 минут, дают возможность заполниться жидкостью радиатор печки.
- Для того чтобы убедиться в циркуляции жидкости через отопитель приоткрывают сливную пробку на магистрали жидкости, идущей от печки с правой стороны на помпу дизеля. Свидетельством полного заполнения жидкостью системы будет падения уровня в радиаторе дизеля.
- После доливают жидкость в систему охлаждения до уровня 50-60 мм ниже верхней кромки заливной горловины радиатора дизеля.
- Для быстрого обогрева кабины включают вентилятор и открывают заслонки блока отопителя.
Слив воды из системы
При использовании в качестве охлаждающей жидкости воды в холодное время года, во избежание образования ледяных пробок в системе отопления слив воды осуществляйте с выполнением следующих условий:
- Со снятой крышкой радиатора дизеля.
- При открытых кране отопителя, сливных кранах на блоке и радиаторе, сливных левой и правой пробок магистрали отопления.
- После продуйте систему отопления сжатым воздухом из ресивера пневмосистемы, предварительно закрыв сливные краны радиатора и блока цилиндров с установленной крышкой радиатора.
Альтернативные отопительные блоки для трактора МТЗ
В условиях необходимости обеспечить обогрев кабины трактора при отсутствии штатного блока отопления или для дополнительного обогрева успешно используют универсальные печки, предназначенные для кабин грузовых автомобилей, тракторов и спец. техники.
На рынке присутствует масса предложений данного оборудования. За исключением геометрической формы корпуса и мощности узла, отопители имеют идентичный проточный принцип работы. А также как и в штатных печках трактора, отопление осуществляется радиатором, нагретым от системы охлаждения дизеля. Интенсивность подачи тёплого воздуха обеспечивается встроенным вентилятором устройства. Выбор печки для МТЗ заключается в определении модели подходящей мощности и формы корпуса для удобного расположения блока в салоне кабины.
Место установки узла определяют исходя из обеспечения оптимального распределения нагретого воздуха, индивидуальных предпочтений и интерьерных условий в салоне кабины. Часто печки размещают с правой стороны между приборной панелью и дверьми. В старых тракторах удобно размещать печку, при наличии пространства, под сидением водителя. Распределение потоков тёплого воздуха достигается дополнительным оборудованием печки воздуховодами или использованием салонного вентилятора.