Система отопления маз 5551

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт

Автомобили ГАЗ

Автомобили ЗИЛ

Автомобили КАМАЗ

Автомобили МАЗ

Автомобили КРАЗ

Автомобили УРАЛ

Устройство и элементы кабины Маз-5551, 5335

Кабина автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 — цельнометаллическая, трехместная для транспортных автомобилей и двухместная для самосвалов.

Удобное расположение органов управления в кабине, большая площадь остекления, рационально подобранные цвета внутренней обивки и удобные сиденья создают хорошие условия для работы водителя на автомобилях большой грузоподъемности.

В кабине транспортных автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, кроме водителя, могут свободно располагаться два пассажира.

Для отдыха водителя во время длительных рейсов за спинками сидений оборудовано спальное место.

Для автомобилей, занятых на междугородных перевозках со сменным водителем, кабины дополнительно (по требованию заказчика) могут оборудоваться подвесным спальным местом.

Обслуживание двигателя и его систем, рулевого управления и других узлов и агрегатов, расположенных под кабиной, обеспечивается путем опрокидывания ее на угол 45° на передних опорных шарнирах (рис.28).

При опрокидывании кабины ее сила тяжести уравновешивается пружинами 5.

Рис. 28. Положение упора-ограничителя при опрокинутой кабине Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — кабина; 2 — упор-ограничитель; 3 — защелка; 4 — пружина защелки; 5 — пружина опрокидывания; 6 — страховой трос

Крепление кабины Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

На передней поперечной балке основания кабины Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 имеются два литых кронштейна, которые входят в проушины двух других кронштейнов, прикрепленных к передним концам продольных балок рамы. Кронштейны сочленяются с помощью оси, установленной в резиновых армированных втулках.

Задняя опора в виде изогнутой трубчатой балки через кронштейны крепится на раме автомобиля. На балке закреплены две резиновые подушки, которые ограничивают боковое раскачивание кабины в движении автомобиля.

В средней части на балке закреплена обойма, состоящая из двух пластин и оси.

Новый запорный механизм (рис. 29) в виде отдельного узла закрепляется на задней балке каркаса кабины Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337.

Он состоит из двух пластин 11, называемых щеками, размещенных между ними захвата 9 и кулачка 10.

Кулачок находится под постоянным воздействием двух пружин 8. Замыкание запорного механизма осуществляется автоматически без участия водителя при опускании кабины.

Опускаясь вместе с кабиной, запорный механизм пазами в пластинах 11 входит в контакт с осью 14, находящейся в неподвижном положении на раме автомобиля.

При этом происходит взаимное перемещение захвата 9 и кулачка 10 из положения «открыто» (рис. 29, а) в положение «закрыто» (рис. 29, б).

Перемещение выполняется под воздействием оси 14.


Рис. 29. Запорный механизм кабины Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — рукоятка; 2 — ограничитель; 3, 6 и 15 — кронштейны; 4 — резиновая подушка; 5 — тяга; 7 — пружина страхового устройства; 8 — пружина; 9 — захват; 10 — кулачок; 11 — пластина; 12 — балка; 13 — обойма; 14 — ось; 16 — штырь; 17 — трос, 18 — зажим; 19 болтовое соединение; I — положение «открыто»; II — положение «закрыто».

Кабина Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 опускается до тех пор, пока ось 14 не упрется в конце паза в пластине механизма.

В этот момент кулачок 10 под действием пружин 8 поворачивается и в новом положении подпирает захват 9, препятствуя открытию механизма.

Читайте также:  Электронный блок управления конвектором балу

Для открытия механизма необходимо принудительно вернуть кулачок 10 в первоначальное положение и освободить захват.

Это выполняется через систему привода при перемещении рукоятки 1 из нижнего положения вверх.

Перемещение рукоятки вызывает поворачивание ограничителя 2, который находится с ней на общей оси.

Поворот ограничителя 2 вызывает перемещение тяги 5, которая в свою очередь поворачивает кулачок 10.

Таким путем освобождается захват и механизм открывается.

Теперь кабина может свободно перемещаться, поворачиваясь на передних шарнирах.

Следует иметь в виду, что ограничитель 2, кроме функций привода, вместе с кронштейном 3 и пружиной 7 выполняет роль страхового устройства.

Ограничитель 2 и кронштейн 3 препятствуют самопроизвольному опрокидыванию кабины Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 на случай поломки основного запорного механизма.

Кроме основного страхового устройства, предусмотрено и дублирующее, представляющее собой трос 17, прикрепленный к балке кабины через зажим 18 посредством болтового соединения 19.

Петля троса надевается на штырь 16, приваренный к кронштейну 15. Перед открыванием кабины трос необходимо снять со штыря.

В опрокинутом состоянии положение кабины фиксируется упором-ограничителем 2 (см. рис. 28) складывающейся конструкции с защелкой 3.

Для уравновешивания кабины служат две пружины 5, которые установлены между первой поперечиной рамы и основанием кабины.

Концы пружины свободно надеты на чашки, а для предупреждения выскакивания частей пружины в случае ее поломки имеется страховой трос 6, наличие которого в эксплуатации обязательно.

Оборудование кабины Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

В целях продления срока службы кабина Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 в сборе с дверьми подвергается стойкой антикоррозионной обработке — бондаризации с последующей грунтовкой всех поверхностей методом окунания.

Для увеличения стойкости антикоррозионного покрытия и предохранения его от механических повреждений, а также для создания термошумоизоляции нижняя часть надколесной арки кабины и внутренние поверхности крыльев покрыты ровным слоем мастики методом пульверизации.

Аналогичным образом мастикой покрыты щиток передней части автомобиля, пол кабины, внутренние поверхности наружных панелей двери, внутренние поверхности панелей боковин и крыши.

Для улучшения термошумоизоляции щиток передней части автомобиля и пол кабины под ковриком, а также вертикальная и горизонтальная панели спального места оклеены вафельным картоном.

На внутренней части кожуха двигателя в целях резкого снижения шума в кабине наклеен полиуретановый поропласт толщиной 25 мм.

На наружной части кожуха двигателя и на надколесные арки наклеены чехлы из автобима.

Принадлежности кабины Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Для обзора дороги сзади и погрузочных площадок с обеих сторон кабины установлены наружные зеркала. Положение зеркал регулируется.

Для очистки ветровых стекол имеются два электрических стеклоочистителя. В кабине установлены два противосолнечных козырька.

К принадлежностям, создающим удобство работы, относятся подлокотники в сочетании с пепельницей, поручни на передних стойках, вешалки для одежды, вещевой ящик, вмонтированный в панель приборов, и инструментальный (сзади водительского сиденья) ящик для мелкого инструмента и запасных частей, коврики пола, плафон освещения и т. п.

На транспортных автомобилях по требованию заказчика может быть установлен двухдиапазонный широковещательный радиоприемник.

Двери кабины Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 имеют опускные и поворотные стекла-форточки.

Подъем стекол дверей и надежная их фиксация в поднятом положении осуществляются двухрычажным стеклоподъемником.

Стеклоподъемники имеют тормозной механизм барабанного типа с пружиной. Двери оборудованы замками, открывающимися как снаружи, так и изнутри кабины. Левая дверь может быть заперта снаружи ключом.

Система отопления кабины Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Система отопления (рис. 30) включает в себя отопитель 1, водоподводящие 5 и отводящие 10 шланги и детали арматуры (краник, тройники, крепящие скобки и т. п.).


Рис. 30. Схема системы отопления и вентиляции кабины Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и обдува ветрового стекла

Читайте также:  Реферат автоматизация системы отопления

Теплоносителем для отопителя служит жидкость системы охлаждения двигателя.

Вентилятор 3 приводится в действие электродвигателем 2, сблокированным с ним на одной оси.

Горячая охлаждающая жидкость для отопителя забирается от правого водоотводящего трубопровода двигателя и по шлангам 5 подается в верхний радиатор 4, который последовательно соединен шлангом с нижним радиатором.

Отводящий шланг 10 соединяет нижний радиатор с подводящим патрубком водяного насоса двигателя.

В самой нижней точке подводящего шланга 5 установлен сливной кран 11 для слива охлаждающей жидкости из системы подводящих шлангов в случае длительных стоянок при неработающем двигателе (во избежание замерзания).

При включении отопителя кабины Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 соблюдать следующий порядок.

При минусовых температурах окружающего воздуха перед заливкой охлаждающей жидкости в систему охлаждения двигателя краны 8 на правом водоотводящем трубопроводе двигателя 9 и подводящем патрубке водяного насоса должны быть перекрыты.

Таким образом, система отопления окажется закрытой для доступа непрогретой жидкости. Открывать запорные краны можно только при работающем двигателе после того, как температура жидкости в двигателе достигнет не менее 75°С.

При этом открыть пробку радиатора, увеличить число оборотов коленчатого вала двигателя до 1000—1200 в минуту и дать ему проработать на этом режиме в течение не менее 3 мин.

Эти условия выполнять обязательно, так как в противном случае охлаждающая жидкость в системе отопления может замерзнуть из-за воздушных пробок в системе, образующихся при пуске отопителя.

Первым следует открывать кран подводящего шланга отопителя на водоотводящем трубопроводе двигателя.

После пуска отопителя кабины Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 долить жидкость в радиатор двигателя, закрыть пробку и лишь затем включить электродвигатель отопителя и привести автомобиль в движение.

При сливе жидкости из системы охлаждения двигателя открыть сливной кран 11 для слива воды из подводящего шланга 5; после этого кабину опустить во избежание замерзания воды в промежуточном соединительном шланге отопителя.

В отдельных случаях, когда нет уверенности в полном сливе жидкости из системы отопления, ее рекомендуется дополнительно продуть воздухом.

Зимой следует применять жидкости, замерзающие при низкой температуре, например жидкость марки 40 и 65.

Для успешной работы отопителя следить за исправным состоянием термостатов двигателя, пробки радиатора и не допускать пробуксовывания ремня водяного насоса.

Зимой при кратковременных остановках число оборотов холостого хода двигателя поддерживать не менее 800—1000 в минуту.

Система вентиляции кабины Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 включает люки 7 в крышке кабины, поворотные и опускные стекла дверей кабины, вентиляторы отопителя, а также дополнительный вентилятор, который устанавливается по требованию заказчика.

Вентиляционные люки в крышке открываются при вращении рукояток 6.

Система отопления и вентиляции кабины.

Система отопления (рис. 161) включает отопитель 10, подводящий 2 и отводящий 13 шланги, электродвигатели 11 к детали арматуры. Электродвигатели и вентиляторы сблокированы на одной оси. При помощи переключения отопителя, установленного на дополнительном щитке приборов на тоннеле кабины, электродвигатели могут включаться в работу в двух режимах: 1500 или 3000 мин»1. Система отопления оборудована воздуховодами и заслонками, с помощью которых можно направлять поток воздуха на обогрев стекол и обдув ног водителя и пассажира. Открытие заслонок воздуховодов 5 на обдув ног водителя и пассажира осуществляется поворотом крышки 4 воздуховода, а регулировка потока воздуха на ветровые стекла поворотом сопел 7. Забор свежего воздуха в отопитель производится спереди кабины. Забор горячей жидкости для отопителя производится из системы охлаждения от главного водяного канала блока двигателя и через шланг 2 подается в радиатор. Отводящий шланг 13 соединяет радиатор отопителя с подводящим патрубком водяного насоса 16 двигателя. Для перекрытия доступа жидкости в систему отопления в летний период и перед пуском холодного двигателя в зимний период с целью ускорения прогрева двигателя на подводящей трубе системы отопления и подводящем патрубке водяного насоса установлены краники 14 и 20 пробкового типа. В корпусе краников имеются отверстия для быстрого удаления воздуха из системы отопления, которые используются для слива воды. При появлении течи жидкости из краников необходимо их разобрать и смазать конусные поверхности смазкой. Вентиляция кабины в летнее время осуществляется с помощью вентиляционного люка на крыше кабины, крышка которого может устанавливаться в четырех фиксированных положениях, а также опусканием стекол дверей кабины. В жаркое время для вентиляции можно использовать вентиляторы системы отопления. Сиденье водителя. В конструкции сиденья (рис. 162) водителя предусмотрена возможность изменения упругих свойств системы подрессоривания в зависимости от массы водителя путем закручивания торсиона с помощью рукоятки или ключа за головку 4 винта. Вращением рукоятки по часовой стрелке (при расположении

Читайте также:  Как запараллелить два радиатора отопления

водителя лицом к спинке сиденья) обеспечивается закрутка торсиона, что вызывает увеличение жесткости подвески и, наоборот, вращением рукоятки против часовой стрелки жесткость подвески уменьшается. Наклон спинки сиденья изменяется с помощью рычагов 5, расположенных с обеих сторон спинки сиденья. Регулировка сиденья по высоте осуществляется нажатием ноги на педаль 10 и перемещением сиденья руками на нужную высоту, после чего педаль отпускается. Продольное перемещение сиденья осуществляется механизмом салазкового типа.

Техническое обслуживание кабины сводится к проверке затяжки гаек крепления запорного механизма, смазке шарнирных соединений и торсионов подвески.

МАЗ-555102, 5551А2, 5551А3, 555142, 555145, 555147. Руководство — часть 50

не картера двигателя имеется отверстие, закрытое пробкой.

7.1.4 Пуск и остановка двигателя*
Пуск холодного двигателя при температуре воздуха выше минус 5

изводится в такой последовательности:

— нажать на кнопку выключателя массы;
— установить в нейтральное положение рычаг управления коробкой пе-

— включить приборы, повернуть ключ замка-выключателя в первое фик-

— рукоятку останова двигателя вдвинуть до упора;
— нажать на педаль подачи топлива до положения умеренной подачи;
— включить стартер, повернуть ключ во второе нефиксированное поло-

— после начала работы двигателя отпустить ключ и проверить возвраще-

ние его в исходное положение. Сразу же после пуска отпустить педаль
подачи топлива, не допуская работы двигателя на повышенных оборотах.

Если двигатель не запускается, то через (1—2) мин произвести повтор-

ный пуск, повторив указанные выше операции. Продолжительность не-
прерывной работы стартера не должна превышать 20 сек. Если после трех
попыток двигатель не начнет работать, найти и устранить неисправность.

После пуска двигателя прогреть его на минимальных, затем на средних

оборотах до температуры охлаждающей жидкости 50

С. Превышение обо-

ротов холостого хода выше средних не допускается.

Перед пуском нового двигателя, двигателя после очередного ТО, ремон-

та, смены масла и/или масляного фильтрующего элемента, после длитель-
ной (5 суток и более) стоянки, замены или ремонта турбокомпрессора во
избежание повышенных износов подшипников турбокомпрессора выдви-
нуть рукоятку останова двигателя и по показаниям манометра определить
наличие давления в центральном масляном канале.

Переключатель привода вннтилятора должен находиться в положении

автоматического управления муфтой включения вентилятора. При нали-
чии давления можно пускать двигатель.

7.1.5 Пуск двигателя при температуре ниже минус 5

Пуск производить при помощи электрофакельного устройства (ЭФУ), под-

ключенного к топливной системе двигателя, в следующем порядке:

— установить в нейтральное положение рычаг управления коробкой пе-

* Особенности пуска и остановки двигателя Евро-3 см. стр.117 и РЭ на двига-
тели Евро-3 ЯМЗ.

Оцените статью