Система отопления и вентиляции кабины.
Система отопления (рис. 161) включает отопитель 10, подводящий 2 и отводящий 13 шланги, электродвигатели 11 к детали арматуры. Электродвигатели и вентиляторы сблокированы на одной оси. При помощи переключения отопителя, установленного на дополнительном щитке приборов на тоннеле кабины, электродвигатели могут включаться в работу в двух режимах: 1500 или 3000 мин»1. Система отопления оборудована воздуховодами и заслонками, с помощью которых можно направлять поток воздуха на обогрев стекол и обдув ног водителя и пассажира. Открытие заслонок воздуховодов 5 на обдув ног водителя и пассажира осуществляется поворотом крышки 4 воздуховода, а регулировка потока воздуха на ветровые стекла поворотом сопел 7. Забор свежего воздуха в отопитель производится спереди кабины. Забор горячей жидкости для отопителя производится из системы охлаждения от главного водяного канала блока двигателя и через шланг 2 подается в радиатор. Отводящий шланг 13 соединяет радиатор отопителя с подводящим патрубком водяного насоса 16 двигателя. Для перекрытия доступа жидкости в систему отопления в летний период и перед пуском холодного двигателя в зимний период с целью ускорения прогрева двигателя на подводящей трубе системы отопления и подводящем патрубке водяного насоса установлены краники 14 и 20 пробкового типа. В корпусе краников имеются отверстия для быстрого удаления воздуха из системы отопления, которые используются для слива воды. При появлении течи жидкости из краников необходимо их разобрать и смазать конусные поверхности смазкой. Вентиляция кабины в летнее время осуществляется с помощью вентиляционного люка на крыше кабины, крышка которого может устанавливаться в четырех фиксированных положениях, а также опусканием стекол дверей кабины. В жаркое время для вентиляции можно использовать вентиляторы системы отопления. Сиденье водителя. В конструкции сиденья (рис. 162) водителя предусмотрена возможность изменения упругих свойств системы подрессоривания в зависимости от массы водителя путем закручивания торсиона с помощью рукоятки или ключа за головку 4 винта. Вращением рукоятки по часовой стрелке (при расположении
водителя лицом к спинке сиденья) обеспечивается закрутка торсиона, что вызывает увеличение жесткости подвески и, наоборот, вращением рукоятки против часовой стрелки жесткость подвески уменьшается. Наклон спинки сиденья изменяется с помощью рычагов 5, расположенных с обеих сторон спинки сиденья. Регулировка сиденья по высоте осуществляется нажатием ноги на педаль 10 и перемещением сиденья руками на нужную высоту, после чего педаль отпускается. Продольное перемещение сиденья осуществляется механизмом салазкового типа.
Техническое обслуживание кабины сводится к проверке затяжки гаек крепления запорного механизма, смазке шарнирных соединений и торсионов подвески.
Система отопления маза маз
Система отопления и вентиляции автомобилей MA3-5335, МАЗ 5549, МАЗ-5429, MA3-5430, МАЗ-504В
Система отопления (рис. 69) включает отопитель 1, подводящие 5 и отводящие 8 шланги и детали арматуры (краники, скобки и др.).
Отопитель имеет два радиатора, наклоненных в правую сторону (по ходу тягача) на 10° для полного слива жидкости из отопителя.
Теплоносителем для отопителя служит охлаждающая жидкость системы охлаждения двигателя. Привод вентиляторов осуществляется электродвигателями 2, сблокированными с ними на одной оси.
Забор горячей жидкости для отопителя производится из системы охлаждения от главного водяного канала двигателя и через
шланги 5 подается в верхний радиатор, который последовательно соединен шлангом с нижним.
Отводящий шланг 8 соединяет нижний радиатор отопителя с подводящим патрубком водяного насоса двигателя. В самой нижней точке подводящего шланга установлен сливной краник 9 для слива воды из системы подводящих шлангов.
Для перекрытия доступа жидкости в систему отопления (перед пуском двигателя и в летний период) на правой водоотводящей трубе двигателя и подводящем патрубке водяного насоса установлены краники 6 пробкового типа. В корпусе краников имеются отверстия для быстрого удаления воздуха из системы отопления, которые также можно использовать для слива воды только из отопителя.
Отопитель автомобиля МАЗ-504В имеет два электродвигателя 12, 14 и два вентилятора, каждый из которых сблокирован с электродвигателем на одной оси.
При помощи переключателя включаются два электродвигателя одновременно.
При включенных электродвигателях забор воздуха осуществляется снаружи и после подогрева идет на стекла кабины и обдув пола кабины.
Для более быстрого размораживания стекол необходимо перекрыть поступление воздуха в нижнюю часть кабины.
Система вентиляции включает два вентиляционных люка 11 (рис. 69), поворотные и опускные стекла дверей кабины, а также дополнительный вентилятор, который устанавливается по требованию заказчика.
При выворачивании крышки люка И последняя перемещается относительно цилиндрической части пальца 10, фиксируется в любом положении и вместе с пальцем может поворачиваться относительно его шаровой поверхности, тем самым обеспечивается большой диапазон регулировок поступающего в кабину воздуха как по количеству, так и по направлению.
Рис. 69. Схема системы отопления кабины,
вентиляции и обдува ветрового стекла:
1— отопитель кабины; 2 — электродвигатель; 3— вентилятор; 4 — вентилятор отопителя; б— шланг подводящий; 6 — краник запорный; 7—двигатель; 8 — шланг отводящий, 9 — краник сливной; 10 — палец; 11 — вентиляционный люк; 12, 14 — электродвигатели (МАЗ-504В); 13 — рукоятки управления заслонками (МАЗ-504В)
Система отопления маза маз
Система отопления и вентиляции автомобилей MA3-5335, МАЗ 5549, МАЗ-5429, MA3-5430, МАЗ-504В
Система отопления (рис. 69) включает отопитель 1, подводящие 5 и отводящие 8 шланги и детали арматуры (краники, скобки и др.).
Отопитель имеет два радиатора, наклоненных в правую сторону (по ходу тягача) на 10° для полного слива жидкости из отопителя.
Теплоносителем для отопителя служит охлаждающая жидкость системы охлаждения двигателя. Привод вентиляторов осуществляется электродвигателями 2, сблокированными с ними на одной оси.
Забор горячей жидкости для отопителя производится из системы охлаждения от главного водяного канала двигателя и через
шланги 5 подается в верхний радиатор, который последовательно соединен шлангом с нижним.
Отводящий шланг 8 соединяет нижний радиатор отопителя с подводящим патрубком водяного насоса двигателя. В самой нижней точке подводящего шланга установлен сливной краник 9 для слива воды из системы подводящих шлангов.
Для перекрытия доступа жидкости в систему отопления (перед пуском двигателя и в летний период) на правой водоотводящей трубе двигателя и подводящем патрубке водяного насоса установлены краники 6 пробкового типа. В корпусе краников имеются отверстия для быстрого удаления воздуха из системы отопления, которые также можно использовать для слива воды только из отопителя.
Отопитель автомобиля МАЗ-504В имеет два электродвигателя 12, 14 и два вентилятора, каждый из которых сблокирован с электродвигателем на одной оси.
При помощи переключателя включаются два электродвигателя одновременно.
При включенных электродвигателях забор воздуха осуществляется снаружи и после подогрева идет на стекла кабины и обдув пола кабины.
Для более быстрого размораживания стекол необходимо перекрыть поступление воздуха в нижнюю часть кабины.
Система вентиляции включает два вентиляционных люка 11 (рис. 69), поворотные и опускные стекла дверей кабины, а также дополнительный вентилятор, который устанавливается по требованию заказчика.
При выворачивании крышки люка И последняя перемещается относительно цилиндрической части пальца 10, фиксируется в любом положении и вместе с пальцем может поворачиваться относительно его шаровой поверхности, тем самым обеспечивается большой диапазон регулировок поступающего в кабину воздуха как по количеству, так и по направлению.
Рис. 69. Схема системы отопления кабины,
вентиляции и обдува ветрового стекла:
1— отопитель кабины; 2 — электродвигатель; 3— вентилятор; 4 — вентилятор отопителя; б— шланг подводящий; 6 — краник запорный; 7—двигатель; 8 — шланг отводящий, 9 — краник сливной; 10 — палец; 11 — вентиляционный люк; 12, 14 — электродвигатели (МАЗ-504В); 13 — рукоятки управления заслонками (МАЗ-504В)
Система отопления маза маз
Система отопления и вентиляции кабины автомобилей МАЗ-64227, MA3-54322
Система отопления (рис. 161) включает отопитель 10, подводящий 2 и отводящий 13 шланги, электродвигатели 11 и детали арматуры. Электродвигатели и вентиляторы сблокированы на одной оси. При помощи переключения отопителя, установленного на дополнительном щитке приборов на тоннеле кабины, электродвигатели могут включаться в работу в двух режимах: 1500 или 3000 мин-1.
Система отопления оборудована воздуховодами и заслонками, с помощью которых можно направлять поток воздуха на обогрев стекол и обдув ног водителя и пассажира.
Открытие заслонок воздуховодов 5 на обдув ног водителя и пассажира осуществляется поворотом крышки 4 воздуховода, а регулировка потока воздуха на ветровые стекла — поворотом сопел 7. Забор свежего воздуха в отопитель производится спереди кабины.
Забор горячей жидкости для отопителя производится из системы охлаждения от главного водяного канала блока двигателя и через шланг 2 подается в радиатор. Отводящий шланг 13 соединяет радиатор отопителя с подводящим патрубком водяного насоса 16 двигателя. Для перекрытия доступа жидкости в систему отопления в летний период и перед пуском холодного двигателя в зимний период с целью ускорения прогрева двигателя на подводящей трубе системы отопления и подводящем патрубке водяного насоса установлены краники 14 и 20 пробкового типа. В корпусе краников имеются отверстия для быстрого удаления воздуха из системы отопления, которые используются для слива воды. При появлении течи жидкости из краников необходимо их разобрать и смазать конусные поверхности смазкой.
Вентиляция кабины в летнее время осуществляется с помощью вентиляционного люка на крыше кабины, крышка которого может устанавливаться в четырех фиксированных положениях, а также опусканием стекол дверей кабины. В жаркое время для вентиляции можно использовать вентиляторы системы отопления.
Рис. 161. Система отопления и вентиляции кабины
Сиденье водителя автомобилей МАЗ-64227, MA3-54322
В конструкции сиденья (рис. 162) водителя предусмотрена возможность изменения упругих свойств системы подрессори-вания в зависимости от массы водителя путем закручивания торсиона с помощью рукоятки или ключа за головку 4 винта. Вращением рукоятки по часовой стрелке (при расположении
водителя лицом к спинке сиденья) обеспечивается закрутка торсиона, что вызывает увеличение жесткости подвески и, наоборот, вращением рукоятки против часовой стрелки жесткость подвески уменьшается. Наклон спинки сиденья изменяется с помощью рычагов 5, расположенных с обеих сторон спинки сиденья. Регулировка сиденья по высоте осуществляется нажатием ноги на педаль 10 и перемещением сиденья руками на нужную высоту, после чего педаль отпускается. Продольное перемещение сиденья осуществляется механизмом салазкового типа.
Техническое обслуживание кабины сводится к проверке затяжки гаек крепления запорного механизма, смазке шарнирных соединений и тор-сионов подвески.
Рис. 162. Сиденье водителя:
1,2 — рукоятка; 3 — подушка сиденья; 4 — головка винта; 5 — рычаг; 6 — спинка сиденья; 7 — амортизатор; 8 — торсион; 9 — рычаги подвески сиденья;
10 — педаль
Управление микроклиматом МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).
Управление микроклиматом МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).
Управление микроклиматом МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).
Блок управления микроклиматом (БУМ).
Органы управления.
1 – Линейная шкала индикации функционирования (20 делений, 1 деление – 5 % регулируемого параметра).
2 – Табло информационное.
3 – Клавиша включения/выключения БУМ и режима “Авто”.
4 – Клавиша включения/выключения режима кондиционирования.
5 – Клавиша регулирования оборотов вентилятора.
6 – Клавиша регулирования мощности отопления (расход теплоносителя через радиатор) и температуры воздуха в салоне кабины в автоматическом режиме от +16 °C до +32 °C.
7 – Клавиша активирования режима антизапотевания, регулирования потока воздуха на ветровое стекло.
8 – Клавиша регулирования потока воздуха в ноги.
9 – Клавиша регулирования входящего наружного потока воздуха/рециркуляция.
Правила регулирования.
- Верхние половины клавиш 5, 6, 7, 8, 9 увеличивают регулируемый параметр, нижние – уменьшают.
- При нажатии клавиш 5, 6, 7, 8, 9 на шкалу индикации выводится величина регулируемого параметра.
- Яркость подсветки клавиш регулируется регулятором подсветки приборов
- Если в течение 3 с нет нажатия клавиш, то на информационное табло выводится текущая температура.
Включение/выключение БУМ.
- Включение – нажать любую клавишу кроме клавиши 3.
- Выключение – нажать и удерживать клавишу 3 до прекращения отображения информации на табло.
Режимы вентилирования.
Принудительное вентилирование.
- Включение – нажать верхнюю половину клавиши 5. При этом включается пульт и высвечивается текущая температура на цифровом табло.
- Регулирование мощности вентилятора – клавиша
- Регулирование воздухораспределения – клавиши 7, 8, 9.
- Выключение вентилятора – нижней половиной клавиши 5 установить минимальное значение или выключить БУМ нажатием и удержанием клавиши
Вентилирование на набегающем потоке.
- Вентилятор выключить, установив нижней половиной клавиши 5 минимальное значение.
- Подачу потока воздуха установить верхней половиной клавиши 9 в максимум.
- Регулирование воздухораспределения – клавиши 7, 8.
Автоматичекий режим.
Внимание!
Если для поддержания температуры требуется включение кондиционера, то операция выполняется только при работающем двигателе. При неработающем двигателе включится режим вентиляции.
- Включение при работающем БУМ (отражение информации на табло) – нажать клавишу 3 (не более 2 с). Включается режим поддержания температуры по умолчанию – +22 °C. На табло высвечивается сообщение “А22°”. На клавише 3 включается световой индикатор.
- Задание температуры – клавиша 6. В течение 2 с после задания температуры она высвечивается на цифровом табло со значком “А” перед значением температуры “А 22″, затем высвечивается текущая температура.
- Регулирование мощности вентилятора – клавиша 5.
- Регулирование воздухораспределения – клавиши 7, 8, 9.
- Выключение – нажать клавишу 3. Индикатор на клавише 3 выключается.
Режим отопления с принудительной вентиляцией.
- Максимальное отопление – верхними половинами клавиш 5, 6, 7, 8, 9 установить максимальные значения.
- Требуемое отопление – клавишами 5, 6, 7, 8, 9 установить оптимальный режим.
Ручная регулировка мощности отопления:
- Операция автоматического поддержания температуры выключена.
- Нажатиями на клавишу 6 увеличить или уменьшить расход теплоносителя через радиатор отопителя (перекрытие потока электромагнитным клапаном).
Для усиления прогрева ветрового стекла и стекол дверей следует уменьшить расход воздуха через дефлекторы вентиляции и отопления кабины водителя и воздуховоды вентиляции и отопления пространства для ног.
Для равномерного распределения температур в салоне кабины подачу потока теплого воздуха в ноги рекомендуется оставлять максимальной.
Режим отопления с вентиляцией на набегающем потоке (скорость более 60 км/ч).
Работа системы микроклимата возможна с выключенным пультом управления и предварительно установленными параметрами.
Для изменения параметров нужно:
- Включить пульт.
- Отключить вентилятор – нижней половиной клавиши 5 установить минимальное значение
- Верхними половинами клавиш 6 и 9 установить максимальные значения
- Клавишами 7 и 8 установить требуемое потокораспределение воздуха в салоне кабины
- Выключить БУМ.
Для усиления потока воздуха и тепла следует включить вентилятор, нажатием верхней половины клавиши 5. При этом включается пульт и высвечивается текущая температура на цифровом табло.
Режим кондиционирование.
Внимание!
Включение кондиционера при температурах ниже +10 °C невозможно Выполнение режимов “Reheat” и кондиционирование возможны только при работающем двигателе. При выключении вентиляции или при отсутствии сигнала с двигателя выводится сообщение ЕгО1, выполнение операции прекращается автоматически
При пропадании связи с датчиком температуры или его отказе выводится сообщение ЕгО7, происходит выход в ручной режим управления
Режим кондиционирование.
- Включение / Выключение – попеременное нажатие клавиши 4 (не более 1 с). На клавише 4 включается / выключается световой индикатор
- Регулирование воздухораспределения – клавиши 7, 8, 9.
- Регулирование мощности вентилятора – клавиша 5.
- Отопление по умолчанию выключено.
Максимальный эффект кондиционирования достигается при закрытых окнах и люке.
Режим предотвращения запотевания стекол (“Reheat”).
- Включить пульт.
- Включение режима – одновременно нажать на верхние половины клавиш 5, 7. При этом выводится сообщение “г015″ – время до завершения операции (в минутах). Отопитель и кондиционер включаются автоматически.
- Регулирование воздухораспределения – клавиши 8, 9.
- Регулирование мощности вентилятора – клавиша 5.
- Выключение режима – автоматически по истечении 15 мин или кратковременным нажатием (до 1 с) нижней половины клавиши 7.
Режим рециркуляции.
Используется кратковременно для прохождения автомобилем зон загрязнения и быстрого обогрева/охлаждения салона кабины. Может привести к запотеванию стекол и ухудшению самочувствия.
- Включение – нижней половиной клавиши 9 установить подачу потока свежего воздуха ниже 30 %. Режим полной рециркуляции – нижняя половина клавиши 9 установлена в минимальное состояние.
- Регулирование воздухораспределения – клавиши 7, 8.
- Регулирование мощности вентилятора и температуры – клавиши 5,
- Выключение – нижней половиной клавиши 9 установить подачу потока свежего воздуха выше 30 %.
Сообщения, выводимые на информационное табло 2.
024° – текущая температура, °C.
А20° – задаваемая температура, °C.
г015 – время выполнение операции “Reheat”, мин.
Ег01 – неисправность вентилятора.
Ег02 – неисправность электромагнитного клапан.
ЕгОЗ – неисправность электромуфты кондиционера.
Ег04 – неисправность заслонки подачи воздуха на ветровое стекло.
Ег05 – неисправность заслонки подачи воздуха на ноги.
ЕгОб – неисправность заслонки управления рециркуляцией.
Ег07 – неисправность датчика температуры.
==== – отсутствие связи между пультом управления и контроллером.
При восстановлении связи с датчиком ошибка автоматически снимается.
Если в течение 3 с не будет нажата ни одна клавиша, то на информационном табло высветится текущая температура в кабине автомобиля.