Все модели рассматриваемых в настоящем Руководстве автомобилей оборудованы работающей при избыточном давлении системой охлаждения двигателя с термостатическим управлением циркуляцией рабочей жидкости. Водяной насос роторного типа закреплен на блоке двигателя и обеспечивает прокачку охлаждающей жидкости сквозь охладительный тракт последнего. Поток жидкости омывает районы расположения каждого из цилиндров в блоке, после чего направляется в заднюю часть двигателя. Проложенные в литье блока и головки цилиндров охладительные каналы обеспечивают интенсивное охлаждение впускных и выпускных портов, районов установки свечей зажигания и направляющих втулок выпускных клапанов (обратитесь к иллюстрации выше). Насос крепится к блоку и доступ к нему открывается после демонтажа передней крышки и газораспределительного ремня.
Воскозаполненный термостат контролирует рабочую температуру двигателя в процессе его разогрева. В первые минуты после запуска холодного двигателя термостат остается закрытым, предотвращая тем самым циркуляцию охлаждающей жидкости через радиатор. По мере приближения температуры двигателя к нормальному рабочему значению, клапан термостата постепенно открывается, подключая к контуру охлаждения радиатор, обеспечивающий максимальную интенсивность теплоотвода от рабочего тела (охлаждающей жидкости).
Система охлаждения имеет герметичную конструкцию и плотно закрыта крышкой радиатора, способной выдерживать определенное избыточное давление, что обеспечивает повышение точки кипения охлаждающей жидкости и, соответственно, эффективности теплоотвода через радиатор. При превышении внутренним давлением в системе некоторого определенного значения, подпружиненная тарелка вмонтированного в крышку радиатора предохранительного клапана приподнимается над своим седлом, обеспечивая перетекание избытка охлаждающей жидкости по соединительной (переливной) трубке в расширительный бачок. По мере остывания системы жидкость автоматически возвращается из бачка в радиатор.
Ввиду перечисленных особенностей конструкции, такая система охлаждения получила название замкнутой, поскольку в ней исключены какие-либо функциональные потери рабочего тела.
Основными компонентами системы отопления салона являются электрический вентилятор и теплообменник, помещенные в коробчатый кожух отопителя, закрепленный под панелью приборов автомобиля. Теплообменник посредством резиновых шлангов соединен с системой охлаждения двигателя. На некоторых моделях устанавливается задний отопитель салона, расположенный под правым передним сиденьем. Блок управления функционированием отопителя/кондиционера воздуха вмонтирован в панель приборов автомобиля. Разогретая в двигателе охлаждающая жидкость циркулирует через теплообменник отопителя, отдавая свое тепло заполняющему кожух воздуху. При включении отопления салона происходит открывание пластинчатой заслонки, в результате чего внутренний объем кожуха отопителя соединяется с объемом салона. При включении вентилятора крыльчатка последнего начинает прогонять подаваемый в салон воздух через теплообменник, обеспечивая его интенсивный разогрев.
Система кондиционирования воздуха
В состав системы кондиционирования входят установленный впереди радиатора конденсатор, расположенный рядом с теплообменником отопителя испаритель, закрепленный на блоке двигателя компрессор, и фильтрующий ресивер-осушитель (аккумулятор), оборудованный редукционным клапаном высокого давления. Все компоненты соединены между собой рефрижераторными линиями.
Вентилятор прогоняет поступающий в салон воздух сквозь теплообменник испарителя, работающий в режиме, обратном режиму функционирования радиатора. Прокачиваемый через теплообменник хладагент закипает и, испаряясь, отбирает у воздуха избыток тепла. Температура внутри салона при этом снижается до требуемого комфортного значения (по выбору оператора). Компрессор поддерживает циркуляцию хладагента в системе, прокачивая разогретую жидкость через конденсатор, где она охлаждается и поступает обратно в испаритель.
« предыдущая страница 4.3.11. Снятие и установка приводного диска
Системы вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха
Системы вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха Toyota Land Cruiser
Системы вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха
Общий вид панели управления К/В представлен на сопроводительных иллюстрациях.
Панель управления К/В моделей Toyota Land Cruiser, тип А
1 — Регулятор впуска воздуха 2 — Кнопка «А/С» (на некоторых моделях) 3 — Регулятор температуры
4 — Регулятор воздушного потока 5 — Регулятор скорости вентилятора
Панель управления К/В моделей Toyota Land Cruiser, тип B
1 — Регулятор впуска воздуха 2 — Регулятор воздушного потока 3 — Кнопка «А/С» 4 — Регулятор скорости вентилятора
5 — Позиция «AUTO» (для скорости вентилятора) 6 — Позиция «AUTO» (для воздушного потока) 7 — Регулятор температуры
Панель управления К/В моделей Lexus LX 470
1 — Регулятор температуры 2 — Выключатель автоматического управления 3 — Индикатор температуры, град. Цельсия 4 — Индикатор скорости вентилятора 5 — Индикатор режима 6 — Выключатель К/В
7 — Переключатель воздушных потоков 8 — Выключатель обдува ветрового стекла 9 — Переключатель скорости вентилятора 10 — Переключатель режима забора воздуха 11 — Выключатель вентилятора
Режим «AUTO» (для скорости вентилятора и воздушного потока)
Для автоматического управления воздушным кондиционированием поверните ручки регуляторов скорости вентилятора и воздушного потока в позицию «AUTO» (модели Toyota Land Cruiser), либо нажмите выключатель автоматического режима (модели Lexus LX 470).
В режиме автоматического управления функция воздушного кондиционирования выбирает наиболее подходящую скорость вентилятора и воздушный поток в соответствии с температурой.
Можно использовать ручные регуляторы при желании выбрать собственные установки.
Регулятор скорости вентилятора
На моделях Toyota Land Cruiser поверните ручку регулировки скорости вентилятора – вправо для увеличения, влево для уменьшения.
На моделях Lexus LX 470 изменение скорости вентилятора осуществляется путем нажатия на соответствующий край переключателя.
На моделях Toyota Land Cruiser с панелью управления типа 2 и на моделях Lexus LX 470 в режиме автоматического управления не следует регулировать скорость вентилятора до тех пор, пока не понадобится другой режим скорости вентилятора.
Поверните ручку для регулировки температуры – вправо для повышения температуры, влево для понижения.
Регулятор распределения воздушного потока
На моделях Lexus LX 470 режим распределения воздушных потоков выбирается путем многократного нажатия на соответствующий переключатель.
На моделях Toyota Land Cruiser поверните ручку для выбора вентиляционных дефлекторов, используемых для воздушного потока.
На моделях Toyota Land Cruiser с панелью управления типа 2 и на моделях Lexus LX 470 в режиме автоматического управления не следует выбирать воздушный поток до тех пор, пока не понадобится другой режим воздушного потока.
Панель – Воздух подается главным образом из вентиляционных дефлекторов приборной панели.
Два уровня – Воздух подается из вентиляционных сопел на уровне пола и от вентиляционных дефлекторов приборной панели.
На уровне пола – Воздух подается главным образом из вентиляционных сопел на уровне пола.
На уровне пола/на ветровое стекло – Воздух подается главным образом из вентиляционных сопел на уровне пола и на ветровое стекло.
На ветровое стекло – Воздух подается главным образом из вентиляционных отверстий на ветровое стекло.
Переключатель режимов циркуляции
Порядок выполнения
Нажимайте кнопку для выбора режима циркуляции, соответствующая информация будет выводиться на экран дисплея:
Замкнутая циркуляция – воздух циркулирует внутри автомобиля.
Свежий воздух – внешний воздух подается в систему.
Автоматический режим – система сама переключает режимы циркуляции в зависимости от чистоты наружного воздуха.
Порядок выполнения
1. Для включения воздушного кондиционера нажмите кнопку «А/С». Высветится индикатор кнопки «А/С». Для выключения воздушного кондиционера нажмите кнопку еще раз. 2. В случае, если мигает индикатор кнопки «А/С», то это означает наличие проблемы в системе воздушного кондиционирования, и воздушный кондиционер автоматически включится. Если это случится, доставьте автомобиль на СТО Toyota или Lexus для технического обслуживания.
Система заднего отопителя
Органы управления задним отопителем представлены на сопроводительных иллюстрациях.
Органы управления задним отопителем моделей Toyota Land Cruiser
1 — Регулятор скорости вентилятора 2 — Регулятор температуры
3 — Выключатель заднего отопителя
Органы управления задним отопителем моделейLexus LX 470 (в потолочной панели)
1 — Выключатель автоматического управления 2 — Кнопки выбора режима циркуляции воздуха 3 — Выключатель вентилятора
4 — Регулятор температуры 5 — Кнопки выбора скорости вентилятора
Для включения заднего отопителя нажмите выключатель, для выключения отопителя нажмите выключатель еще раз.
На моделях Toyota Land Cruiser при нажатии кнопки выбора скорости вентилятора один раз скорость вентилятора будет установлена в режим «LO», а при нажатии кнопки два раза подряд скорость вентилятора будет установлена в режим «HI».
Видео про «Системы вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха» для Toyota Land Cruiser
Ремонт отопителя салона Toyota Land Cruiser +79788545470 Симферополь Система вентиляции в автомобиле Toyota. Ремонт моторчика печки ПРАДО 120 (замена подшипников)
Как отремонтировать или заменить печку на автомобиле Ленд Крузер 100 самостоятельно
От работы печки напрямую зависит комфорт езды в холодное время года. Когда в салоне ненамного теплее, чем на улице, то и в машину особо садиться не хочется. Как ни прискорбно об этом слышать, но отопительные системы выходят из строя на всех автомобилях, даже на крутых кроссоверах, которым является Ленд Крузер. Именно этому автомобилю и будет посвящён наш сегодняшний разговор. Мы разберём наиболее распространённые варианты, часто встречающиеся проблемы и рассмотрим порядок замены печки.
Устройство систем отопления и кондиционирования
Чтобы приступить к ремонту или замене чего-либо, необходимо знать принцип его устройства, схему работы и особенности конструкции. Без этих познаний надеяться на положительный результат не приходится. Можно только ещё больше усугубить ситуацию.
Система отопления
Система отопления состоит из двух основных компонентов: электровентилятор и теплообменник. Эти элементы размещаются в коробчатом кожухе, который можно найти под приборной панелью. Теплообменник соединяется при помощи резиновых шлангов с охлаждающей системой. В некоторых автомобилях можно встретить задний отопитель, который находится в районе правого переднего сидения. Блок, который отвечает за управление работой климатической системы, располагается на панели приборов.
Жидкость, которая обогатилась теплом от двигателя, поступает в теплообменник, где отдаёт тепло воздуху, находящемуся в кожухе. В тот момент, когда включается печка, пластинчатая заслонка открывается. Это приводит к соединению внутреннего объёма кожуха с объёмом салона. Активирование вентилятора приводит к перемещению воздуха, который направляется в салон, через теплообменник. В результате воздух интенсивно прогревается, насыщая теплом салон.
Система кондиционирования
Эта система состоит из следующих составных элементов:
конденсатор, который размещается перед радиатором;
испаритель, располагающийся вблизи теплообменника;
компрессор, который крепится на блоке двигателя;
фильтрующий ресивер-осушитель, в конструкции которого имеется редукционный клапан высокого давления;
рефрижераторные линии, которые соединяют между собой все эти элементы.
Воздух, который направляется в салон, прогоняется через теплообменник испарителя благодаря работе вентилятора. Хладагент, который пропускается через тело теплообменника, закипает, что вызывает его испарение. В ходе этого процесса хладагент испаряется и забирает из воздуха лишнее тепло.
Демонтаж/установка блока и теплообменника
Эта работа будет посложнее, но всё равно она выполнимая и понятная даже для неопытных автомобилистов. Какую бы из этих процедур вы ни выполняли, два действия всё равно будут оставаться неизменными.
От аккумуляторной батареи отсоединяем отрицательную клемму.
Сливаем охлаждающую жидкость при холодном двигателе.
Только после этих действий можно выполнять необходимую работу по демонтажу или установке.
Обслуживание переднего отопителя
Разряжаем КВ и демонтируем испаритель.
Отсоединяем шланги в двигательном отсеке, они продеты через заднюю переборку патрубков на теплообменнике. Их расположение необходимо запомнить.
Резиновые уплотнители проталкиваем в салон.
Патрубки получаются открытыми, и через них может вытекать жидкость в момент демонтажа теплообменника.
Демонтируем центральную консоль, а вместе с ней сборку и штангу с приборной панели, которая служит усилением.
Воздуховоды необходимо отсоединить от корпуса печки. Выполняется эта работа под приборной панелью.
Тросы управления отсоединяем от блока отопителя. Тросы не нужно перегибать.
Выполняем демонтаж пружинного фиксатора.
От вентилятора необходимо отсоединить провода.
Демонтаж корпуса отопителя, который потребуется немного потянуть на себя и вниз.
Охлаждающая жидкость будет выливаться из системы, поэтому под рукой необходимо иметь запас ветоши.
Снимаем крепления, при помощи которых теплообменник прикрепляется к корпусу. И также демонтажу подлежат накладки и хомуты.
Теплообменник можно достать из корпуса.
Чтобы собрать систему, необходимо действовать в обратном порядке. Особого внимания заслуживают хомуты, которые должны быть затянуты надёжно и прочно. Прежде чем устанавливать теплообменник на положенное место, необходимо продуть его сжатым воздухом. Каждый трос должен быть отрегулирован таким образом, чтобы заслонки двигались в соответствии с положением рычагов управления. Для этого необходимо выполнить следующие действия:
Ручка управления устанавливается на отметку FRESH. Регулировочный фиксатор поднимается, а трос управления оттягивается от корпуса. Затем регулировочный фиксатор можно отпускать.
Ручка управления устанавливается на отметке DEF. Фиксатор поднимается, а трос перемещается к отопителю до тех пор, пока рычаг не получит максимальный ход. Фиксатор можно отпускать.
Ручка управления устанавливается на отметке COOL. Фиксатор поднимается, а трос перемещается к корпусу отопителя, пока ход рычага не будет максимальным.
Остаётся только залить жидкость в систему, подсоединить аккумулятор и завести автомобиль. Необходимо проверить отсутствие протечек, исследовать функциональность печки.
Обслуживание заднего отопителя
Задний отопитель снимается немного по-другому.
От патрубков отсоединяются шланги.
Демонтируются передние сидения и узел управления печкой.
Демонтируется передняя консоль и крышка с неё.
Демонтируется задняя накладка, которая располагается в нижней части центральной консоли.
Демонтируются накладки с порогов на передней и задних дверях, боковые накладки, накладка с центральной стойки.
Ковёр необходимо отвернуть и демонтировать кронштейн с кондиционера.
Демонтируем воздуховод печки, который удерживается за счёт болта и винта.
От вентилятора отсоединяем разъём электропроводки.
Осторожно демонтируем блок отопителя, чтобы не разлилась жидкость по салону.
Демонтируем крепления, что удерживают отопитель, который теперь можно легко снять.
Сборка осуществляется в обратном порядке. Внимание стоит уделить шлангам отопителя, которые необходимо надевать на штуцеры до второго выступа в форме кольца.
Замена фильтра
Не стоит недооценивать важность замены фильтра отопителя. Эта процедура должна выполняться минимум два раза в год. И не стоит дожидаться, когда в салоне появятся посторонние запахи или работа печки будет неудовлетворительной. Владельцам дизельной версии Toyota Land Cruiser 100 стоит знать, что производитель не оснащает эти автомобили салонными фильтрами, чего не скажешь о бензиновых моделях. Это обстоятельство делает процесс замены фильтра чуточку сложнее, в частности, придётся купить, кроме фильтра, ещё некоторые детали. Это будет крышка от отопительного блока и крышка от салонного фильтра.
Когда все детали и расходники находятся под рукой, можно приступать к замене. Состоять она будет из следующих этапов:
Демонтаж крышки бардачка.
Демонтаж блока управления антенной, который крепится на двух болтах.
На крышке испарителя откручивается 8 болтов.
Демонтаж крышки испарителя.
Установка нового фильтра вместо засорённого.
Выполняем сборку демонтированных деталей в обратной последовательности.
Обслуживание панели управления
Чтобы выполнить демонтаж и замену этой важной детали, необходимо выполнить ряд несложных манипуляций, с которыми справится любой автомобилист.
В случае с передним отопителем список работ будет выглядеть следующим образом:
При помощи тонкой отвёртки выполняем демонтаж двух фиксаторов, пепельницы и подстаканника.
Демонтажу подлежит также накладка консоли на панели управления.
Извлекаем блок управления, от которого отсоединяем электропроводку.
В случае с задним отопителем действия будут выглядеть следующим образом:
Демонтируем заднюю накладку блока, а сам отопитель устанавливаем на максимальный уровень.
Снимаем блок управления.
Трос управления и разъём электропроводки стоит отсоединить.
Если в автомобиле имеется подушка безопасности, то перед началом выполнения работы следует отключить систему безопасности. В противном случае подушка безопасности может сработать в самый неподходящий момент и нанести травмы. Контактные разъёмы и изоляционные элементы, которые имеют отношение к работе системы безопасности, имеют жёлтый окрас.
Обслуживание вентилятора
Замена, демонтаж и обслуживание этого элемента имеют определённые особенности и требуют соблюдения некоторых тонкостей. Лопасти не стоит трогать руками и прикасаться инструментом. А также не стоит заводить и эксплуатировать автомобиль с неисправным вентилятором. Сломанные лопасти нет смысла ремонтировать, их необходимо менять в сборе.
Чтобы проверить работоспособность вентилятора и определить источник неисправности, необходимо выполнить ряд несложных действий.
Проверяем состояние крыльчатки, уделяя особое внимание трещинам и основанию лопастей. При наличии хоть малейшего дефекта необходимо выполнить замену.
Проверке также подлежит сборка сцепления. Здесь могут присутствовать следы утечек.
Крыльчатку стоит покачать в продольном направлении, чтобы выявить присутствие люфта.
При ручном вращении крыльчатки можно почувствовать слишком свободное вращение или отсутствие такового вообще. В нормальном состоянии вращение крыльчатки сопровождается сопротивлением.
Если в ходе проверки были выявлены проблемы с вентилятором, то необходимо выполнять замену. Делается это следующим образом:
Демонтируем приводные ремни и откручиваем крепежи на кожухе вентилятора.
Отделяем вентилятор от водяного насоса, открутив перед этим четыре крепежа.
Теперь можно извлечь вентилятор в сборе вместе с кожухом.
Чтобы отделить крыльчатку от ступицы, необходимо открутить четыре крепежа.
После замены неисправных элементов или установки нового вентилятора останется выполнить сборку в обратном порядке.
Обслуживание термостата
Работа с термостатом осуществляется только при остывшем двигателе. Категорически запрещается открывать крышку на радиаторе и заниматься демонтажем термостата. Чтобы выполнить проверку функционирования этого элемента, необходимо проделать следующую работу:
Проверяем уровень жидкости в системе, а также состояние приводного ремня и функционирование температурного датчика.
Частой проблемой неисправности отопителя выступает заклинивание термостата при открытом положении. В этом случае двигатель нагревается медленно.
Если, наоборот, двигатель перегревается, стоит дотронуться рукой до нижнего шланга, который подключается к радиатору. Холодный шланг говорит о заклиненном термостате в закрытом положении, что ведёт к усложнённой циркуляции жидкости.
Если необходимо выполнить более точную проверку, то стоит снять термостат, подвязать к нему отрезок проволоки, поместить его в ёмкость с водой и туда же опустить термометр. Воду необходимо постепенно нагревать и следить за срабатыванием клапана на термостате.
При выявлении какой-либо проблемы с термостатом, его необходимо заменить. Эксплуатировать автомобиль при снятом термостате категорически запрещается, может возникнуть опасная ситуация. Замена термостата осуществляется следующим образом:
Отключаем аккумулятор и сливаем жидкость с отопительной системы.
От кожуха необходимо отсоединить вакуумные шланги.
Кожух термостата отсоединяем от силового агрегата. Этот процесс сопровождается выливанием жидкости.
Радиаторный шланг тщательно осматриваем, если он не нуждается в замене, то оставляем его в исходном положении.
Термостат извлекается из кожуха, но при этом необходимо запомнить его первоначальное расположение. Можно сфотографировать.
Уплотнительные поверхности крышки необходимо хорошо зачистить, того же самого требует кожух термостата. Для этого хорошо подойдёт обычный скребок и ветошь, смоченная в растворителе.
Резиновая прокладка требует замены. Термостат с кожухом устанавливаются на свои обычные места. При этом необходимо проследить, чтобы клапан прокачки располагался сверху.
Все другие элементы устанавливаются на свои места, крепежи тщательно затягиваются, а по окончании работ в систему заливается жидкость.
Обслуживание радиатора
Работы по обслуживанию, ремонту и замене радиатора выполняются исключительно на остывшем автомобиле. Замена радиатора печки Ленд Крузер 100 выполняется по следующей схеме:
Отсоединяем аккумулятор.
Сливаем жидкость с системы охлаждения. Её можно сохранить для дальнейшего использования, если в эксплуатации она была недолго.
Освобождаем хомуты, которые удерживают на радиаторе шланги. В некоторых случаях шланги могут закисать, что усложняет их снятие. В этом случае потребуется немного покрутить шланг при помощи больших щипцов. Необходимо соблюдать осторожность, чтобы не был повреждён штуцер. Переливной шланг также должен быть отсоединён.
Радиатор печки Ленд Крузер 100 в верхней части имеет воздушную трубку, которую также необходимо отсоединять.
Демонтируем вентилятор с кожухом.
В автомобилях с АТ необходимо отсоединять от радиатора шланги ATF, что приведёт к выливанию жидкости. В этом случае необходимо без промедления закупоривать концы штуцерных узлов.
В некоторых случаях может потребоваться демонтаж аккумулятора и установочного поддона. Этот процесс не является обязательным. Если аккумулятор не будет затрагиваться, то необходимо будет снять переднюю крышку, которая выполняет декоративную функцию.
Радиатор крепится на болтах, которые потребуется выкрутить. После этого можно снять его, но нужно быть осторожным, поскольку жидкость может расплескаться, а пальцы будут порезаны об острые края.
Работа по демонтажу может считаться завершённой. Теперь необходимо проверить снятую деталь на предмет наличия течи, повреждений, засоров и нормальной проходимости жидкости по внутренней конструкции. Установка радиатора, как обычно, проводится в обратной последовательности.
Мы постарались рассмотреть основные вопросы, которые могут быть связаны с отопителем. Теперь замена печки Ленд Крузер не введёт вас в ступор. Эту и другие виды работ будут доступны для самостоятельного выполнения.