Система отопления трактора мтз

Система отопления трактора мтз

Система вентиляции и отопления включает вентилятор с двигателем и радиатор, устанавливаемые в крыше унифицированной кабины.

Для эффективной работы системы вентиляции и отопления выполняйте следующие условия:

1. После заливки в качестве охлаждающей жидкости воды в систему охлаждения запустите дизель и дайте ему поработать на средних оборотах для прогрева воды до температуры 50-60 °С, после чего откройте кран 1 рис. 70а, увеличьте обороты дизеля и дайте ему поработать 1-2 минуты до заполнения жидкостью радиатора отопителя. Убедитесь в циркуляции воды через отопитель, приоткрыв правую сливную пробку 2 рис. 70б. Радиатор отопителя должен начать прогреваться. Уровень охлаждающей жидкости в радиаторе системы охлаждения дизеля при этом понизится.

2. Долейте охлаждающую жидкость в радиатор системы охлаждения дизеля до необходимого уровня (50-60 мм ниже верхней кромки заливной горловины).

3. Для быстрого прогрева кабины включите вентилятор отопителя и откройте рециркуляционные заслонки.

4. Для слива охлаждающей жидкости из отопителя и системы охлаждения дизеля установите трактор на горизонтальную площадку, откройте кран 1 отопителя, снимите пробку радиатора дизеля, отвинтите правую и левую сливные пробки 2, откройте сливные краны радиатора и блока цилиндров дизеля.

ВНИМАНИЕ! В холодное время года при использовании в качестве охлаждающей жидкости воды во избежание образования ледяных пробок продуйте систему отопления сжатым воздухом, предварительно закрыв краны слива воды из радиатора и блока цилиндров дизеля и установив пробку радиатора.

5. В теплое время года кран 1 должен быть закрыт для работы системы в режиме вентиляции.

6. Очистку фильтра 3 (рис. 71) производите по мере необходимости, но не реже чем через 125 ч работы трактора. Инструкции по очистке изложены в таблице на фильтре.

Виды отопителей на МТЗ 82 с малой и большой кабинами

Для создания комфортных условий работы водителю трактора Беларус машина оснащена системой отопления и вентиляции воздуха в кабине. За более 45-ка летний выпуск тракторов марки МТЗ 80(82) эволюция в конструкции обеспечения микроклимата в кабине изменялась вместе с усовершенствованием эргономики машин. В зависимости от вида установленной кабины на МТЗ 80(82) и года выпуска машины система отопления и вентиляции воздуха имеет разные конструкции.

Система отопления трактора МТЗ 82 (80) со старой, малой кабиной

Устанавливаемая с 1975 года малая кабина оснащена системой обеспечения микроклимата с функциями очистки поступающего воздуха, его нагрева в холодный период года и охлаждения в летний. Блок системы размещён отдельным узлом по левую сторону места водителя.

Устройство и принцип работы

Всасывание воздуха осуществляется с помощью оборудованного в корпусе отопителя центробежного вентилятора, получающего привод от штатного электродвигателя устройства. Перед поступлением в блок отопления воздух проходит очистку через фильтрующий элемент грубой очистки и фильтр тонкой очистки с масляным улавливателем пыли.

Читайте также:  Как финны делают теплые полы без труб

Обогрев осуществляется отбором тепла от теплоносителя (воды или антифриза) системы охлаждения двигателя трактора. При воздействии помпы дизеля и естественной конвекции нагретая жидкость поступает в теплообменник отопителя от задней стенки головки цилиндров дизеля через установленный запорный кран или от второго выходного окна в головке пускового двигателя ( в случае использования ПД 10 в системе пуска). Проходящий воздух через ячейки радиатора-теплообменника печки нагревается и поступает по воздуховодам в салон кабины. Интенсивность потока нагретого воздуха регулируется положением рециркуляционного люка во внутреннем воздухозаборнике и изменением положения двух заслонок в корпусе отопителя. После прохода через радиатор печки жидкость уходит по трубопроводу к помпе дизеля через встроенный патрубок корпусе узла.

Охлаждение воздуха осуществляется за счёт испарения воды, в потоке всасываемого вентилятором воздуха при перекрытом запорном кране системы охлаждения дизеля. Вода поступает из штатного водяного бака устройства, проходя через фильтр по резиновым трубкам к распылителям. Распыление осуществляется за счёт созданного разрежения воздуха, поступающего под давлением к водяной трубке от ресивера пневмосистемы трактора через дроссель, трубопровод и запорный кран. Увлажнённый и охлаждённый воздух далее всасывается вентилятором и через воздуховоды подаётся в салон кабины. Уровень охлаждения также регулируется рециркуляционным люком и заслонками.

В практике отопительный блок старой кабины показал себя хлопотным в обслуживании и капризным в эксплуатации, особенно, что касается охлаждения воздуха. На сегодня в практике данная конструкция системы редко встречается в пользовании на тракторах. По сути, такое устройство перешло в разряд раритетных, в связи с тем что, давно не выпускается и за долгий срок эксплуатации практически не сохранилась в полном рабочем состоянии с выполнением всех своих функций.

Блок отопления трактора МТЗ 82 с большой кабиной

Большая обзорная унифицированная кабина, устанавливаемая на трактора с 1980 года, имеет иную конструкцию системы обеспечения микроклимата и размещена над местом водителя в передней части потолка. Нагревательный блок имеет аналогичную схему подключения к системе охлаждения дизеля. Блок выполняет функции: фильтрации поступающего в салон воздуха, его нагрева с нагнетанием в холодное время года, обдува салона кабины свежим потоком воздуха в летний период.
Нагрев осуществляется также за счёт теплообмена нагретой охлаждающей жидкости дизеля проходящей через радиатор печки и всасываемого штатным вентилятором воздуха.

На тракторах с большой кабиной, выпущенных до 1990 года, устанавливали отопитель с каталожным номером 70-81156 . После 1990 года в унифицированные кабины тракторов устанавливали блок 80-8100010 с двумя последовательно соединёнными обогревателями и парой вентиляторов оснащенными отдельными электродвигателями.

Поздние современные выпускаемые версии тракторов МТЗ 82.1, 81.2 оснащаются унифицированным обогревательным блоком, который также используют в комплектации тракторов МТЗ 1221, МТЗ 1523 и других моделей. Конструкция узла отличается мощным теплообменником и двумя вентиляторами с общим приводом от одного электродвигателя.

Читайте также:  Почему завоздушивает батарею отопления

Порядок эксплуатации системы обогрева

Часто трактористы жалуются на отказ работы печки трактора МТЗ. Основной причиной отказа в работе является завоздушивание при неправильном запуске системы или образование ледяных пробок при использовании в охлаждении дизеля трактора воды.

Запуск системы отопления

Учитывая верхнее расположение блока отопления по отношению к водяной рубашке дизеля, при заполнении системы охлаждения жидкостью, часть воздуха выжимает в блок отопления, образуя воздушную пробку, препятствующую циркуляции жидкости. Для обеспечения нормальной работы печки и удаления воздуха при заполнении жидкостью системы охлаждения осуществляют следующий порядок действий:

  • Заливают жидкость в систему при перекрытом кране подачи жидкости на печку (от головки цилиндров дизеля)
  • Запускают дизель трактора и прогревают до температуры 50-60° на средних оборотах.
  • Открывают кран подачи жидкости на печку.
  • С помощью работы дизеля на повышенных оборотах, в течение 1-2 минут, дают возможность заполниться жидкостью радиатор печки.
  • Для того чтобы убедиться в циркуляции жидкости через отопитель приоткрывают сливную пробку на магистрали жидкости, идущей от печки с правой стороны на помпу дизеля. Свидетельством полного заполнения жидкостью системы будет падения уровня в радиаторе дизеля.
  • После доливают жидкость в систему охлаждения до уровня 50-60 мм ниже верхней кромки заливной горловины радиатора дизеля.
  • Для быстрого обогрева кабины включают вентилятор и открывают заслонки блока отопителя.

Слив воды из системы

При использовании в качестве охлаждающей жидкости воды в холодное время года, во избежание образования ледяных пробок в системе отопления слив воды осуществляйте с выполнением следующих условий:

  • Со снятой крышкой радиатора дизеля.
  • При открытых кране отопителя, сливных кранах на блоке и радиаторе, сливных левой и правой пробок магистрали отопления.
  • После продуйте систему отопления сжатым воздухом из ресивера пневмосистемы, предварительно закрыв сливные краны радиатора и блока цилиндров с установленной крышкой радиатора.

Альтернативные отопительные блоки для трактора МТЗ

В условиях необходимости обеспечить обогрев кабины трактора при отсутствии штатного блока отопления или для дополнительного обогрева успешно используют универсальные печки, предназначенные для кабин грузовых автомобилей, тракторов и спец. техники.

На рынке присутствует масса предложений данного оборудования. За исключением геометрической формы корпуса и мощности узла, отопители имеют идентичный проточный принцип работы. А также как и в штатных печках трактора, отопление осуществляется радиатором, нагретым от системы охлаждения дизеля. Интенсивность подачи тёплого воздуха обеспечивается встроенным вентилятором устройства. Выбор печки для МТЗ заключается в определении модели подходящей мощности и формы корпуса для удобного расположения блока в салоне кабины.

Место установки узла определяют исходя из обеспечения оптимального распределения нагретого воздуха, индивидуальных предпочтений и интерьерных условий в салоне кабины. Часто печки размещают с правой стороны между приборной панелью и дверьми. В старых тракторах удобно размещать печку, при наличии пространства, под сидением водителя. Распределение потоков тёплого воздуха достигается дополнительным оборудованием печки воздуховодами или использованием салонного вентилятора.

Система отопления и вентиляции кабины трактора МТЗ-100 и МТЗ-102

Система отопления и вентиляции кабины трактора МТЗ-100 и МТЗ-102 предназначается для создания микроклимата в кабине в соответствии с требованиями при работе в холодную и в жаркую погоду. Основные агрегаты конструкции системы:

Читайте также:  Автоматика для систем вентиляции отопления кондиционирования

— два вентилятора (1) [рис. 1] с электродвигателями МЭ-226Б;

— два радиатора (1) [рис. 2];

— запорный кран (1) [рис. 3];

— два сливных крана (3) [рис. 3];

— соединительные шланги (2) с присоединительной аппаратурой;

— система воздухораспределения (2) [рис. 1];

— две рециркуляционные заслонки (3);

— фильтр картонный (4).

Рис. 1. Система отопления и вентиляции кабины трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.

1) – Вентилятор с электродвигателем;

3) — Рециркуляционная заслонка;

Радиаторы отопителя (1) [рис. 2], вентиляторы (1) [рис. 1], а также картонный фильтр смонтированы в единый блок, который устанавливается в передней части кабины под крышей.

Рис. 2. Радиатор системы вентиляции и отопления трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.

1) – Сердцевина радиатора;

2) – Патрубки бачков;

3) – Бачок радиатора.

Управление системой вентиляции и отопления реализуется посредством клавишного выключателя электродвигателей вентиляторов, запорного крана (1) [рис. 3] и двух рециркуляционных заслонок (3) [рис. 1], размещённых на внутренней панели крыши.

Для работы системы в режиме отопления требуется открыть кран (1) [рис. 3], который находится на заднем торце головки блока цилиндров. Регулировка потока воздуха, поступающего в кабину, производится путём включения одного либо двух вентиляторов, а также поворотом рециркуляционных заслонок. Поступление тёплого воздуха в кабину при включённом отопителе начнётся через пять-десять минут после начала работы дизеля.

Рис. 3. Схема подключения отопителя к системе охлаждения дизеля трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.

1) – Запорный кран;

2) – Соединительные шланги;

3) – Сливной кран.

Для работы системы в режиме вентиляции требуется перекрыть кран (1), тем самым прекратив поступление нагретой жидкости системы охлаждения дизеля в радиаторы отопителя.

При эксплуатации системы отопления и вентиляции кабины трактора МТЗ-100 и МТЗ-102 необходимо выполнение указанных требований:

1) – После заполнения системы охлаждения жидкостью дизель запускается в работу, кран КР-29 на головке блока дизеля не следует открывать в течение времени, необходимого для прогрева жидкости в системе охлаждения до 50-60 градусов Цельсия. Открытие данного крана при работающем дизеле влечёт за собой заполнение жидкостью радиаторов системы отопления;

2) – Долить жидкость в систему охлаждения до уровня ниже верхней кромки заливной горловины на 50 мм;

3) – Кабину надлежит прогревать при открытых рециркуляционных заслонках. При дальнейшей работе данные заслонки могут быть закрыты;

4) – Вода из системы охлаждения должна сливаться через сливные краны блока цилиндров дизеля и радиатора при отвёрнутых пробках сливного крана отопителя. Кран КР-29 при этом должен быть открыт;

5) — Кран КР-29 необходимо закрыть после слива воды из системы отопления;

6) — Кран КР-29 всегда должен быть закрыт при работе в условиях, требующих вентиляции кабины.

Оцените статью