Система отопления вагона гдр

Руководство проводнику — Система отопления вагонов габарита 03-Т (РИЦ)

Содержание материала

СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ ВАГОНОВ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕНИЯ ГАБАРИТА 0З-Т (РИЦ)
Схема водяного отопления вагонов международного сообщения постройки заводов ГДР показана на рис. 31. Обогрев вагона при следовании по железным дорогам Советского Союза осуществляется при помощи системы водяного отопления. В топке котла сжигается твердое топливо (антрацит). На зарубежных железных дорогах эти вагоны подключаются к поездной паровой магистрали и нагрев воды в системе отопления производится паром от паровоза.

В котельном отделении установлен прямоугольный котел 1 западноевропейского типа с бойлером 3, гидрометром 2 и термометром 6. На котле имеется регулятор тяги 4. С расширителем 24 котел соединен трубопроводом, в котором встроен паропитатель 52 и термометр.

От расширителя отходит разводящая труба 53, проложенная над потолком коридора по всей длине вагона. Около расширителя расположен циркуляционный насос 22, который может отключаться при помощи вентилей 21, 23. При плюсовых температурах наружного воздуха и при чрезмерном повышении температуры внутри вагона перекрытием запорных вентилей 16 или 45 можно отключить одну ветвь отопительных труб или ослабить горение топлива при помощи регулятора тяги дымовых газов.
Во избежание подачи в пассажирские помещения холодного вентиляционного воздуха нельзя отключать калориферную ветвь перекрытием вентилей 44 или 17. Трубопровод 53 на некотловом конце раздваивается на две трубы 28 и 30, которые подводят воду к ребристым обогревательным трубам 38. Третье ответвление ведет к калориферу 27. Запорные вентили 29, 32 и 33 предназначены для отключения калорифера па случай ремонта, труба 31 — для спуска воды из калорифера.
Кроме ребристых обогревательных труб, в купе под окнами установлены радиаторы. При следовании по зарубежным дорогам отопление вагона паром происходит следующим образом. Пар, поступающий от паровоза по подвагонному паропроводу 7, укрепленному на раме вагона, проходит через водоотделитель и по внутреннему паропроводу 9 поступает в смешивающее сопло 20. Отсюда по трубопроводу 18 пар поступает в паропитатель 52 и далее в расширитель 24, где вода нагревается и затем поступает в трубы отопления. Циркуляционный насос 22 обеспечивает циркуляцию воды в обогревательных трубах. Для соединения подвагонного паропровода с поездным имеются соединительные междувагонные металлические рукава 36, а также запорные краны 37, конструкция и размеры которых стандартные для всех зарубежных дорог.
В зависимости от температуры внутри вагона подача пара регулируется ручным запорным вентилем 19. От паропровода 9 имеется ответвление 13 с вентилем 12, по которому пар поступает к регулятору парового отопления, находящемуся в бойлере. Там пар подогревает воду и затем по трубе через водоотделитель снова поступает в паропроводную магистраль. На трубе 9 установлен парозапорный вентиль 10, водоспускной вентиль (конденсатоотвод) 11, манометр 15, с переключательным вентилем 14. Парозапорный вентиль 10 служит для регулировки давления пара и отключения его подачи. В системе отопления имеются также: трубопровод 25, соединяющий водяные баки; циркуляционный насос 50, который используется при нагреве воды в котле сжиганием твердого топлива; водоналивная труба 43 для наполнения водой системы отопления; водоналивные трубы 41, 42 для наполнения водяных баков; ручной насос 48; трехходовые краны 47, 49, 51, спускной кран 46 котла; трубопровод 8 для слива излишка воды из расширителя и спускной кран 5. Отопительный котел смонтирован вместе с печью бойлером 3 подогрева воды для мытья посуды и для умывальников. Эта печь летом отапливается самостоятельно твердым топливом. В период отопительного сезона печь не отапливается, вода для мытья посуды и других нужд нагревается дымовыми газами, проходящими через бойлер.

Система отопления купейного вагона постройки Германии

Данная система принципиально не отличается от системы отопления вагонов постройки ТВЗ, но имеет конструктивные особенности. В систему входят (рис. 3.13) котел 1, водяной калорифер 10, отопительные трубы, циркуляционный 27 и ручной 3 насосы, а также различные регулирующие устройства (вентили, реле перегрева и т.д.). Объем воды в системе около 860 л. Нагретая в котле вода поднимается вверх (вследствие снижения ее плотности) и попадает в разводящие трубы, а из них в отопительные. В отопительных трубах вода отдает свою теплоту воздуху в вагоне, при охлаждении плотность ее увеличивается, что приводит к обратному движению воды в котел. Таким образом, благодаря различию плотности воды в котле и отопительных трубах происходит постоянная циркуляция воды в системе отопления.

Рис. 3.13. Схема системы отопления купейного вагона постройки Германии (нумерация оборудования соответствует принятой в документации завода-изготовителя):

1 — котел; 2 — соединительные головки для наливного шланга; 3 — ручной насос; 4 — переливная труба расширителя; 5 — манометр; б — расширитель; 7 — подающее кольцо; 8 — крышка зольника котла; 9 — дверца топки котла; 10 — калорифер; 11 — дистанционный термометр для измерения температуры воды в котле; 12 — запорный кран манометра; 14 — вентиль на сливном трубопроводе поперечного соединения (подпольной трубы); 75, 16 — вентили на сливных трубопроводах отопительных труб соответственно со стороны купе и коридора; 18 — статический трубопровод; 19, 19R — муфтовые запорные задвижки в подающем и обратном трубопроводах со стороны купе; 20, 20R — муфтовые запорные задвижки в подающем и обратном трубопроводах со стороны коридора; 23 — пробка спуска воды из котла; 24 — спускной кран змеевика бойлера; 25 — вентиль для контроля уровня воды в расширителе; 26 — вентиль слива воды из бойлера; 27— циркуляционный насос; 28, 36 — передняя и задняя дроссельные заслонки; 29 — вентиль на трубе подачи воды из системы водоснабжения; 30 — вентиль на наливной трубе; 31 — вентиль между ручным насосом и обратным трубопроводом отопления; 32 — спускные краны; 33 — вентиль между котлом и ручным насосом; 34 — сливная воронка; 35b, 35d — патрубки наливных труб водяного бака соответственно со стороны купе и со стороны коридора; 37 — компенсаторы температурного расширения; 38а, 38Ь, 41, 42 — запорные задвижки; 40, 44 — грязевики соответственно подпольной трубы и отопительных труб со стороны коридора; 43 — спускной вентиль калорифера; 45 — дистанционный термометр бойлера; 47 — электроплита; 48 — бойлер; 49 — вентиль за змеевиком бойлера; 63 — расширительная труба; 64, 67 — вентиляционные трубы; 66 — муфтовые обратные клапаны; 68, 70 — термостаты; 69 — реле перегрева; 71 — трубопровод холодной воды для системы отопления; 72 — аппаратный ящик; 73 — магнитный вентиль; 77— электрораспределительный шкаф; 78— высоковольтный нагревательный элемент; 79 — жидкостный выключатель; 80 — запорный кран; 83 — нагревательный змеевик бойлера; 84 — соединительный трубопровод от котла отопления к бойлеру; 85 — обратный трубопровод нагревательного змеевика; 129 — вентиль вспомогательного наливного патрубка

Читайте также:  Провести отопление от уже установленного

Для более быстрого подогрева воды ее циркуляция в системе отопления может быть ускорена при помощи циркуляционного насоса 27. В процессе эксплуатации количество воды в системе отопления из-за испарения может уменьшиться. Пополнение системы водой производят ручным насосом 3 из трубопровода холодной воды 71.

Находящиеся в подающем и обратном трубопроводах задвижки соответственно 19, 20 и 19R, 20R всегда должны быть открыты и закрываться только в аварийных случаях.

В системе отопления, особенно в котле, всегда должна быть вода. Котел (рис. 3.14) может работать на твердом топливе или за счет электроэнергии.

На снимаемом защитном колпаке котла должен быть нарисован знак наличия высокого напряжения 3 (молния красного цвета). Для обеспечения безопасности проводника и слесарей имеется защитный выключатель, который разрывает цепи электропитания ТЭНов 10 при снятии защитного колпака.

Рис. 3.14. Котел отопления купейного вагона постройки Германии:
1 — люк топки; 2 — присоединение защитного провода; 3 — знак наличия высокого напряжения; 4 — анкерные болты; 5 — цепь для подвешивания колпака; б — высоковольтные провода; 7— откидная крышка защитного колпака; 8 — защитный колпак; 9 — выключатель с блокировкой; 10— трубчатый нагревательный элемент (ТЭН); 11 — уплотнение; 12 — фланцевое кольцо; 13 — защитные провода; 14 — водяная рубашка

При нагреве воды посредством сжигания твердого топлива продукты сгорания отдают теплоту через внутренние стенки водяной рубашки воде, циркулирующей через котел. Затем значительно охлажденные газы отводятся наружу через газовыпускную трубу. При электрическом нагреве вода получает теплоту от нагревательных элементов высокого напряжения (ТЭНов), непосредственно расположенных в водяной рубашке котла.

Для защиты отопительного котла и ТЭНов в системе имеются предохранительные приспособления:

• встроенное в подающий трубопровод непосредственно за во-доотводящим патрубком котла отопления реле перегрева 69 (см. рис. 3.13), отключающее ТЭНы при температуре воды 95 °С;

• жидкостный выключатель 79, автоматически отключающий ТЭНы в случае снижения уровня воды в системе ниже минимально допустимого. Запорный кран 80жидкостного выключателя всегда должен быть открыт и опломбирован в этом положении.

Новое включение электрического отопления разрешается производить только после устранения причин перегрева или восстановления уровня воды.

Реле перегрева 69 предназначено также для регулировки температуры воды в котле при электрическом нагреве. При температуре воды 95 °С соответствующий контакт реле обеспечивает временное отключение ТЭНов; когда температура воды снижается, электрическое отопление включается вновь.

Регулирование отопления осуществляется и термостатом помещения 68, и термостатом приточного воздуха 70.

Кроме того, к устройствам регулирования отопления относятся распределительное устройство в электрическом шкафу 77 служебного отделения, вентилятор калорифера 10 и магнитный вентиль 73 (см. рис. 3.13).

Во избежание сильного парообразования и большой потери воды ее температуру нужно контролировать по дистанционному термометру 11, не допуская повышения температуры более 90 °С. При превышении указанного значения следует дросселировать поток воздуха, т. е. закрыть крышку зольника 8.

Для контроля уровня воды в системе установлен манометр 5 с пластинчатой пружиной (гидрометр). Вели стрелка манометра находится ниже красной отметки (минимальный уровень воды), требуется долив воды в систему. Имеются также два контрольных трубопровода: один для максимального уровня воды (переливная труба 4), а другой для минимального (труба с вентилем 25). Если при открытии вентиля 25 вода не вытекает, значит ее уровень ниже минимально допустимого.

Читайте также:  Отопление теплицы газом от дома

Пополнение системы из трубопровода холодной воды. Пополнение системы из трубопровода 71 при помощи ручного насоса 3 следует производить в следующем порядке: открыть вентили 29 и 33;

работать ручным насосом 3 до тех пор, пока из переливной трубы 4 не начнет вытекать вода;

вернуть вентили 29 и 33 в их основное (рабочее) положение, как указано в табл. 3.12.

При пополнении системы из трубопровода 71 при помощи циркуляционного насоса 27 необходимо:

закрыть муфтовые запорные задвижки 19R и 20R в обратном трубопроводе и вентили 42, 46;

закрыть дроссельные заслонки 28 и 36; открыть вентили 29 и 31;

прокрутить от руки циркуляционный насос 27, после чего включить его (выключатель находится в распределительном шкафу служебного купе);

как только вода начнет вытекать из переливной трубы 4, насос 27 отключить;

все указанные выше вентили вернуть в основное положение. Опорожнение системы отопления. Порядок опорожнения системы отопления следующий:

открыть соответствующие вентили, краны, пробки в последовательности, указанной в табл. 3.12, т.е. сначала открыть вентили 14, 15, 16 и 26, потом вентили 24, 25, 29, 31, 33 и 43, после этого под вагоном пробки 23 котла и 40, грязевиков (отстойников); последними открыть вентиль 30 и спускные краны 32. В заключение проверить, все ли перечисленные краны, вентили и пробки открыты;

при полностью опорожненной системе остаток воды из ручного насоса 3 слить с помощью балансира насоса;

отвернуть спускной болт в нижней части циркуляционного насоса 27, слить остаток воды;

после опорожнения системы спускные пробки и болты смазать жиром и сложить все в одном месте, например в рундуке или шкафчике служебного отделения.

Цельнометаллические пассажирские вагоны — Водоснабжение жесткого купированного вагона постройки заводов ГДР

Содержание материала

Вагоны, построенные заводами ГДР в 1969 г., имеют горячее и холодное водоснабжение. В некотловом конце вагона установлены два сообщающихся водяных бака 48 (рис. 56) для холодной воды общей емкостью 1 000 л. В котловом конце находится промывной бак 18 емкостью 50 л, в который вода подается из больших баков при открытом вентиле 19.
Наполняется система водой через наливные трубы 47, находящиеся в некотловом конце вагона: одна — со стороны купе, другая — со стороны коридора. На концах этих труб имеются защищенные от ударов предохранительным кожухом соединительные головки для подключения шланга.
Если систему наполняют через одну трубу, то другая и вестовая 45 трубы являются водосливами. Когда заполнение системы закончено, в средней части вагона на электрощите, смонтированном на боковой стене, зажигается сигнальная лампочка белого цвета, после чего наполнение немедленно прекращают, а выключатель сигнальной установки на распределительном щите служебного отделения ставят в положение «выключено». Система снабжения холодной водой будет заполнена полностью, если перед наполнением на воздухоотводящей трубе 20, находящейся в котельной, будет открыт вентиль 11 для выпуска воздуха. В зимнее время перед заполнением системы заблаговременно включают электрические обогреватели 29 для оттаивания головок наливных труб.


Рис 56. Система водоснабжения купированного вагона постройки заводов ГДР 1969 г.

Рис. 57. Водоналивной патрубок с электрообогревателем
Электрически обогреваемый водоналивной патрубок состоит из соединительной головки 1 (рис. 57) и приваренной к ней короткой трубки 7, конец которой снабжен трубной резьбой 11/4″ для присоединения к наливной трубе. В нижней части трубки намотан змеевик 2, присоединительные концы которого выведены вверх к концу трубки. Между трубкой и кожухом 3 залит цинк, так что змеевик полностью закрыт металлом и образует неразъемный узел с трубкой и соединительной головкой. Благодаря такой конструкции улучшается теплоотдача от змеевика к трубке и соединительной головке и обеспечивается защита змеевика от вибрации.
Нагревательная спираль змеевика выполнена из хромоникелевой стали, изолирована керамическим корпусом и кварцевым песком и помещена в плоскую, не покрывающуюся окалиной трубку из стали с присадкой никеля. Змеевик установлен в кожух 4 с тепловой изоляцией из шлаковаты 5, который крепится к трубке при помощи двух скоб 6; одна из них соединена с кожухом 4.
К нижней кромке кожуха приклепана прокладка 9 из нетеплопроводного материала. К трубке 7 прикреплен при помощи скобы щуп 8 термостата. Термостат отключает систему электрического обогрева через термореле и контактор при достижении в месте установки щупа температуры 140° С. При этом труба нагревается до 30 — 40°.
Обслуживание системы холодного водоснабжения включает контроль за запасом холодной воды в баках. Для этой цели в туалетной некотлового конца вагона над умывальной чашей находятся водопробные краны 46 (см. рис. 56), один из которых сигнализирует о наличии воды не менее 250 л, а второй 100 л — наинизший допустимый уровень.
В теплое время года, когда система отопления не работает, вода в водонагревателе 9 нагревается кухонной плитой 5, установленной в котельном отделении. При этом вентили 7 и 17 змеевика 6 должны быть закрыты, а вентиль для выпуска воздуха 1 и вентиль 4 для слива воды открыты. Когда действует система водяного отопления, вода в водонагревателе греется от змеевика 6, который через вентиль 17 подключен к котлу системы отопления. Наполняют водонагреватель холодной водой через открытый вентиль 16. Другой конец змеевика подключен через вентиль 7 к обратному трубопроводу системы водяного отопления, вследствие чего температура воды в водонагревателе зависит от температуры воды в системе отопления. Эксплуатируя водонагреватель, следят по дистанционному термометру 10, чтобы температура воды не превышала +70° С. Система снабжения горячей водой сообщена с атмосферой трубой 41, подключенной к воздушной трубе больших баков подается насосом 40 в бак кипяченой воды 37, откуда она поступает в бак 23 охладительной установки. Охлажденная до +12-18° С вода по трубопроводу через вентиль 36 поступает к крану питьевой воды 35, установленному в нише 34 стены малого коридора.

Читайте также:  Как правильно развести водоснабжение по частному дому

В вагоне установлен кипятильник непрерывного действия типа КН, особенность устройства которого заключается в том, что исключается возможность отбора из него некипяченой воды. Кипятильник состоит из топочной коробки 1 (рис. 58), которая снаружи омывается сырой водой. Пространство между наружной стенкой корпуса 19 кипятильника, топочной коробкой и конусной трубой 3 представляет собой камеру емкостью 9,6 л, заполняемую сырой водой. Внутренняя стенка корпуса кипятильника и конусная труба образуют большой бак 4 емкостью 13 л, внутри которого имеется малый бак 6 емкостью 4 л. Оба бака служат для сбора кипяченой воды. Вода в кипятильнике нагревается за счет сжигания древесного угля в топке или от электрического нагревателя 17 мощностью 2,2 кет, питающегося напряжением 60 в (в вагонах с установками для кондиционирования — 125 в).
Вода из сети водоснабжения подводится в кипятильник через трехходовой кран 9 с фильтром 10, трубопровод 8, регулятор 12 уровня воды (поплавковая камера), нижнюю ветвь трубопровода 20 и кран 21. Фильтр изготовлен из оцинкованной медной сетки и помещен в стеклянном колпаке, который удерживается прижимной скобой. Проходя через фильтр, вода очищается от механических примесей. Для контроля за
Умывальные чаши 28, расположенные в обоих концах вагона, а также мойка 30 для посуды снабжаются холодной и горячей водой. Холодная вода к унитазам поступает через краны 13. Во время уборки в туалетах пользуются шлангом, который надевают на штуцеры кранов 2. Для оттаивания унитаза в него подается горячая вода из труб 3 системы отопления путем открытия вентиля 1. Магистральный трубопровод, идущий вдоль вагона, питает холодной водой кипятильник 38 через фильтр и поплавковую камеру 39 и систему отопления — через обратный клапан 14.

Рис. 58. Кипятильник типа КН

Кипяченую воду из кипятильника перекачивают ручным правильностью наполнения кипятильника водой на регуляторе уровня имеется водомерное стекло 13 с двумя красными рисками. Вода должна находиться на уровне нижней красной черты, когда регулятор автоматически прекращает заполнение. В это время вода в конусе 3 будет на 50 мм ниже верхней кромки его. Если уровень воды поднимается до верхней красной черты, возникает возможность попадания ее в резервуар для кипяченой воды. В этом случае поплавок 14 с запорной иглой следует отрегулировать при помощи винта 11.
При нагревании воды до 90° С уровень ее в конусе 3 поднимется на 15 мм и в водомерном стекле 13 — до верхней красной риски. Нагреваясь, вода продолжает расширяться, и по достижении температуры кипения она переливается из конуса в малый бак 6, а при его заполнении — в большой бак 4. При переливе воды через конус уровень воды в поплавковой камере снижается, поплавок опускается, открывает отверстие водопровода 8 и пропускает в камеру порцию сырой воды. Так осуществляется непрерывная подача воды в кипятильник.
Кипятильник имеет производительность 10 — 12 л/ч при работе на электроэнергии и 16 — 18 л/ч — на древесном угле. Время, затрачиваемое на получение кипятка при кипятильнике, полностью заполненном сырой водой, составляет в первом случае 30 мин, во втором — 20 мин. Кипяченая вода отбирается через краны 16 и 18, а наличие ее в кипятильнике определяется по контрольному стеклу 15. Температура кипяченой воды в малом и большом баках указывается термометрами 5 и 2. С атмосферой камера кипяченой воды связана патрубком 7, через который выходит пар. Для отключения кипятильника от поплавковой камеры имеется кран 21.
Возможные неисправности кипятильника, причины их возникновения и способы устранения перечислены в табл. 6.
Таблица 6

Вода не поступает в поплавковую камеру или поступает в недостаточном количестве

Нет воды в системе водоснабжения; сильно засорен сетчатый фильтр

Пополнить систему
водой; снять и промыть фильтр

Оцените статью
Неисправность