Система отопления зрительного зала

Отопление кинотеатра или клуба

В помещениях залов кинотеатров находятся люди, которые хотят не только посмотреть фильм, но и отдохнуть и расслабиться, а для этого требуется создание комфортного микроклимата, чтоб люди не мерзли в помещении необходимо отопление, чтоб не было жарко – система кондиционирования, а для дыхания, так как зал кинотеатра закрытое помещение, необходима вентиляция. Именно поэтому климатические системы залов кинотеатров удобней проектировать все вместе, более того именно в случае комплексного проектирования можно избежать множества проблем с расположением оборудования и проходом трасс.

«ИНТЕХ-Климат» готова реализовать профессиональные решения по климатическому и другому инженерному оборудованию. Выполним полный цикл работ «под ключ»: проектирование, подбор, поставка, монтаж и обслуживание.

Звоните сейчас: . Отправьте заявку

В современных построенных в больших городах отдельно стоящих кинотеатрах, рассчитанных на 800–1 100 и более мест, ночной перерыв в работе обычно составляет 9 часов. При работе этих кинотеатров зимой тепловыделения в фойе и особенно в зрительных залах с избытком превышают теплопотери даже при температурах наружного воздуха, близких к расчетной для отопления (для Москвы равной –26 °С). Для поддержания комфортных условий в фойе и зрительных залах кинотеатры оборудуют мощной вентиляцией, а в ряде случаев – устройствами для кондиционирования воздуха. По действующим нормам в фойе и подвальных помещениях устанавливают радиаторы центральной системы отопления, а в зрительном зале предусматривают устройство дежурного отопления.

Дежурное отопление проектируется с таким расчетом, чтобы поддерживать в зрительном зале температуру воздуха, равную 14 °С в нерабочее время кинотеатра, когда нет теплопоступлений от зрителей. При расчетах не учитывается теплоаккумуляция ограждающих конструкций. Систему дежурного отопления в обычных условиях эксплуатации во время сеанса не отключают, что заставляет понижать температуру приточного воздуха во избежание перегрева зала. В связи с этим возникают местные переохлаждения воздуха в зоне пребывания людей и увеличивается подвижность воздуха, неприятная для зрителей.

Проектирование системы отопления кинотеатра

К подбору системы отопления кинотеатров предъявляется несколько основных требований, во-первых, это комфорт, находиться в зале людям должно быть комфортно. Во-вторых, это скрытность системы, оборудование должно быть максимально скрыто в конструкциях, ведь выступающие углы и ребристые металлические поверхности портят акустику помещения.

Виды систем отопления для кинотеатров

Радиаторное отопление

Особенностью кинотеатров является зачастую довольно большая высота помещения, поэтому использовать традиционное радиаторное отопление не слишком эффективно, ведь нагретый воздух будет подниматься вверх, и если верхним рядам еще будет комфортно, то нижние могу мерзнуть. Более того радиаторы необходимо прятать в конструкции стен, чтоб не портить акустику, из-за этого будет не очень хорошая конфекция и приборов потребуется больше.

Воздушное отопление зала кинотеатра

Основными способами воздушного отопления является использование приточных установок и фанкойлов системы кондиционирования. Независимо от того будет это приточная установка или фанкойлы, воздушное отопление будет более эффективным. Использование приточной установки для нагрева увеличит расходы воздуха, но обеспечит очень хорошее распределение воздуха, применение фанкойлов также обеспечит хорошее воздухораспределение, но обеспечит и хорошее перемешивание воздуха. Таким образом, воздушное отопление является наиболее эффективной системой отопления для кинотеатров.

Устройство и принцип работы системы

Воздушная система отопления выгодно отличается от других тем, что источник тепловой энергии разогревает не посредник-теплоноситель, а сразу воздух, который подается в помещение. Впрочем, существуют разновидности, которые не используют воздуховоды. Чаще всего воздушные системы отопления включают в себя следующие элементы:

  • Теплогенератор – устройство, разогревающее воздух. Это может быть газовая или дизельная горелка, тепловой насос, водный калорифер, печь бурельян и другое оборудование.
  • Воздуховоды. Система каналов, подающая подогретый воздух в обогреваемые помещения.
  • Вентиляторы. Приспособления, предназначенные для направления разогретого воздушного потока внутри помещения.

Принцип работы конструкции достаточно прост. Холодный воздух поступает в теплогенератор, в котором обязательно присутствует теплообменник и вентилятор, направляющий движение потока. Здесь он разогревается до 45-60°, затем поступает в воздуховод, двигаясь по нему, обогревает помещение. Отдавший тепло воздух по обратным воздуховодам или через специальные решетки в полу возвращается в теплогенератор.

Если помещение слишком большое, то в длинных воздуховодах могут появляться потери тепла. В таких случаях возможно обустройство нескольких теплогенераторов, предназначенных для работы без воздуховодов. Специалисты утверждают, что оптимальная длина воздуховода не должна превышать 30 м, каждого из ответвлений – 15 м.

Экономические расчеты показывают, что воздушную отопительную систему несколько нерационально использовать исключительно для обогрева помещений. Часто в сооружение устанавливается конструкция для охлаждения воздуха с выносным блоком вентиляции. Таким образом можно совместить в одной системе кондиционирование и отопление, что позволяет поддерживать комфортную температуру в помещении практически в любой сезон. Кроме того возможна установка дополнительного оборудования для создания здорового микроклимата: стерилизатора и увлажнителя для воздуха.

Обустройство воздушного отопления возможно с помощью:

  • Естественной вентиляции. Наиболее простой вариант, не требующий установки оборудования. Система функционирует благодаря тому, что нагретые в теплогенераторе воздушные потоки поднимаются вверх. Остывший воздух опускается ближе к полу и возвращается в теплообменник. Недостаток такой системы в том, что дополнительное поступление холодного воздуха через двери или окна нарушает циркуляцию и, соответственно, всю работу оборудования, создавая температурный перекос.
  • Принудительной вентиляции. Для обеспечения хорошей циркуляции в системе устанавливается вентилятор. Таким образом скорость передвижения воздуха существенно возрастает и комната прогревается намного быстрее. Кроме того в сооружениях с принудительной вентиляцией проще регулировать температуру в отапливаемом помещении. Незначительным недостатком конструкции считается шум, который доносится из воздуховодов.

Вопросы отопления современных кинотеатров

В современных построенных в больших городах отдельно стоящих кинотеатрах, рассчитанных на 800–1 100 и более мест, ночной перерыв в работе обычно составляет 9 часов. При работе этих кинотеатров зимой тепловыделения в фойе и особенно в зрительных залах с избытком превышают теплопотери даже при температурах наружного воздуха, близких к расчетной для отопления (для Москвы равной –26 °С). Для поддержания комфортных условий в фойе и зрительных залах кинотеатры оборудуют мощной вентиляцией, а в ряде случаев – устройствами для кондиционирования воздуха. По действующим нормам в фойе и подвальных помещениях устанавливают радиаторы центральной системы отопления, а в зрительном зале предусматривают устройство дежурного отопления.

Дежурное отопление проектируется с таким расчетом, чтобы поддерживать в зрительном зале температуру воздуха, равную 14 °С в нерабочее время кинотеатра, когда нет теплопоступлений от зрителей. При расчетах не учитывается теплоаккумуляция ограждающих конструкций. Систему дежурного отопления в обычных условиях эксплуатации во время сеанса не отключают, что заставляет понижать температуру приточного воздуха во избежание перегрева зала. В связи с этим возникают местные переохлаждения воздуха в зоне пребывания людей и увеличивается подвижность воздуха, неприятная для зрителей.

Предварительные расчеты, проведенные по методике проф. Л. А. Семенова [1], показали, что в отдельно стоящих кинотеатрах типа «Прогресс», «Ленинград» и «Рассвет» (построенных за последнее время в Москве) за время ночного перерыва при отключенных отопительных приборах и даже их отсутствии температура воздуха в фойе и зрительном зале не должна опускаться ниже минимально допустимой.

Читайте также:  Системы воздушного отопления совмещенные с системами приточной вентиляции

Для проверки этого положения в течение трех отопительных периодов – с 1959 по 1961 год – проводились исследования температурно-влажностного режима воздушной среды в основных помещениях кинотеатра «Прогресс».

Кинотеатр «Прогресс» представляет собой отдельно стоящее здание на 1 060 мест с кирпичными стенами толщиной 640 мм, не считая внутренней штукатурки и наружного облицовочного кирпича толщиной 60 мм. Кинотеатр построен на Ломоносовском проспекте в Москве по проекту института Моспроект. Зрительный зал кинотеатра имеет 4 наружных ограждения – стены и потолок. Коэффициенты теплопередачи на-ружных стен и покрытия зрительного зала соответственно равны 0,82 и 0,55 ккал/м 2 • ч • град. Под зрительным залом на первом этаже расположено фойе, имеющее две наружные стены с двойными окнами в деревянных переплетах. Остекленность наружных стен в фойе равна 25,2 %.

В кинотеатре принята двухтрубная система отопления с нижней разводкой магистралей в подвале, с попутным движением воды.

В зрительном зале предусмотрено дежурное отопление от двух рециркуляционных гравитационных водонагревателей, поверхность нагрева которых выполнена из калориферов КФБ-9, установленных в вертикальных шахтах. Шахты расположены по обе стороны экрана над выходами из зрительного зала. В заэкранной части и в нишах у выходов из зрительного зала установлены радиаторы типа «Нерис» (число секций указано на планах – рис. 1 и 2 – с индексом Н). В фойе в нишах под окнами установлены радиаторы типа Н-136 (число секций указано на планах без индекса). Радиаторы установлены также во всех помещениях административной части, на внутренних лестницах, в вестибюле и в помещениях подвала. В полу вестибюля размещены панели лучистого отопления, нагреваемые обратной водой системы отопления.

План первого этажа кинотеатра «Прогресс»

План второго этажа кинотеатра «Прогресс»

Разрез I-I второго этажа кинотеатра

Для нагревания поступающего в вестибюль наружного воздуха в пространство между двойными входными дверями подается подогретый воздух воздушно-тепловой завесы. В зрительном зале предусмотрено кондиционирование воздуха, в фойе – приточно-вытяжная вентиляция.

Конечной целью проводившихся исследований было выявить возможность отказа от отопления фойе и зала в кинотеатрах типа «Прогресс». Кроме того, выявлялась также возможность применять формулы проф. Л. А. Семенова [1] и проф. В. Д. Мачинского [2] для определения снижения тем-пературы воздуха при квазистационарном тепловом режиме в зрительных залах подобных кинотеатров.

При проведении исследований отключались калориферы дежурного отопления зрительного зала и радиаторы в заэкранной его части, а также все радиаторы в фойе, вестибюле, на внутренних лестницах и в подвале (за исключением радиаторов, установленных в подземном помещении холодильной станции).

Непрерывные замеры температуры воздуха проводились недельными термографами в течение 5 недель в 1959 году, 12 недель в 1960 году и 3 недель в 1961 году.

Расположение точек замеров показано на планах, а также на разрезе кинотеатра «Прогресс» (рис. 1, 2 и 3). Термографы были установлены в зрительном зале на эстраде перед (т. 1) и за (т. 2) экраном, в смотровом окне проекционной (т. 3) и в фойе на высоте двух метров от пола (т. 4). В этих же точках были установлены недельные гигрографы для непрерывных замеров относительной влажности воздуха. В то же время при помощи недельного термографа непрерывно фиксировалась температура наружного воздуха.

Несколько раз при помощи термопар и потенциометра проводились также наблюдения за изменением в течение нерабочего времени температуры внутренней поверхности наружной стены.

Замеры проводились у пола на эстраде и в заэкранной части (т. 5), где в меньшей степени сказывалась инфильтрация наружного воздуха в зрительный зал через неплотно закрытые вытяжные отверстия над выходными дверями. Термопара была также установлена на расстоянии двух метров от 5-й точки в щели той же наружной стены (т. 6). Одновременно в точках 1, 2, и 3 и на высоте 30 см над полом у первого ряда кресел зала (т. 7) определяли температуру и относительную влажность воздуха при помощи психрометра Асмана.

На основании термограмм за периоды, в течение которых проводились наблюдения, построен график (рис. 4) зависимости снижения температуры воздуха в зрительном зале Аt за 8 часов ночного перерыва от средней наружной температуры воздуха t с н. При построении графика для каждого значения наружной температуры от 0 °С и ниже записывались соответствующие величины падения температуры воздуха в помещении Аt, которые затем усреднялись. Необходимо отметить, что величина Аt зависит не только от наружной температуры, но и (в связи с возможностью перетекания наружного воздуха через выходные двери, расположенные с наветренной и заветренной сторон зрительного зала) от скорости ветра и его направления. Поэтому построенный график характеризует лишь средние величины Аt в зависимости от t с н.

В фойе снижение температуры воздуха относилось не к 8, а к 9 часам нерабочего времени, т. к. приточный вентиляционный агрегат фойе выключался одновременно с началом последнего сеанса.

За время наблюдений термографы, установленные на эстраде перед экраном (т. 1), т. е. на уровне 1,5 м от пола в пределах зоны пребывания зрителей (рабочая зона) в средних рядах зала, не записали снижения температуры в помещении более чем на 4 °С, при температуре t р в = 16–20 °С (где t р в – температура воздуха в рабочей зоне средних рядов зрительного зала в момент окончания сеанса). Самые низкие показания термографов, установленных на эстраде перед экраном, были при этом равны 14 °С (три раза за три отопительных периода).

В фойе максимальное снижение температуры воздуха за 9 часов перерыва составило 5 °С при температуре t ф в = 18–25 °С. Наиболее интенсивное снижение температуры в зрительном зале наблюдалось в течение первых 3-х часов, а в фойе – в течение первого часа после ухода зрителей. В зрительном зале температура воздуха в рабочей зоне средних рядов поддерживалась, как правило, равной 18 °С, а в фойе – равной 20 °С.

График зависимости Аt = f(t с н) показывает довольно устойчивую связь между Аt и t с н. Большее снижение температуры воздуха в зрительном зале на уровне кинопроекционной и в фойе по сравнению с рабочей зоной зрительного зала объясняется более высокими начальными температурами воздуха на уровне проекторов t пр в и в фойе t ф в, чем в рабочей зоне.

При построении графика (рис. 4) не учитывалось кратковременное повышение температуры воздуха в помещениях («пики» температуры), обусловленное отключением вентиляции до окончания последнего сеанса.

График зависимости снижения температуры воздуха в зрительном зале за 8 часов ночного перерыва от температуры наружного воздуха

График колебаний температуры воздуха в зрительном зале и температуры внутренней поверхности наружной стены заэкранной части за время ночного перерыва при t с н = –16,5 °С и отключенных дежурном отоплении и радиаторах в заэкранной части

Соотношение температур воздуха в помещениях в момент окончания последнего сеанса следующее:

На рис. 5 представлен характерный график изменения температуры воздуха в зрительном зале и температуры внутренней поверхности наружной стены в заэкранной части. Замеры производились ночью и утром 3-го марта 1960 года при t с н = –16,5 °С.

На графике видны характерные «пики» температуры воздуха, относящиеся к последнему сеансу. Однако это кратковременное повышение температуры воздуха не сопровождалось значительным ростом температуры внутренней поверхности стен (т. 5).

Некоторый период после ухода зрителей температура воздуха в зрительном зале (т. 2, т. 3) интенсивно падала. В это время теплосодержание, полученное воздухом в течение последнего сеанса при отсутствии вентиляции, использовалось для покрытия дополнительных теплопотерь. Затем снижение температуры воздуха замедлялось.

Вследствие значительной инфильтрации наружного воздуха температура воздуха в отдельных местах зрительного зала, особенно перед первым рядом (т. 7), где ночью наблюдалась наибольшая подвижность воздуха, становилась ниже температуры внутренней поверхности наружной стены. Поэтому тепло, аккумулированное массивом наружных стен, расходовалось и на подогрев воздуха, инфильтрующегося в зрительный зал.

К началу утреннего сеанса температура внутренней поверхности наружных стен оказывалась близкой к температуре воздуха в помещении. Из графика (рис. 4) видно, что абсолютная величина снижения температуры воздуха помещения незначительна даже при температуре наружного воздуха, близкой к расчетной температуре для отопления. Температура точки росы при этом не достигается.

На основании проведенных наблюдений можно утверждать, что для кинотеатров типа «Прогресс» с массивными ограждениями следует отказаться как от дежурного отопления зрительного зала, так и от отопления фойе. Как показали натурные наблюдения и соответствующие расчеты, для поддержания необходимой температуры воздуха в помещениях подвала вполне достаточно теплопоступлений от проложенных в них магистральных трубопроводов системы отопления, а также теплопоступлений через междуэтажное перекрытие над подвалом.

На основании экспериментальных данных была проверена возможность применения формул В. Д. Мачинского и Л. А. Семенова для расчетов падения температуры воздуха в нерабочее время в зрительных залах крупных отдельно стоящих кинотеатров.

Проф. В. Д. Мачинским [2] приведена следующая формула для расчета температуры воздуха в помещении при нестационарном тепловом режиме:

(1)

(2)
(3)

t с н – средняя температура наружного воздуха за рассматриваемый период в град;

tв – начальная температура воздуха помещения в град;

q – теплопотери помещения при разности температур внутреннего и наружного воздуха в 1 °С в ккал/ч;

t’o – начальная избыточная температура отопительной системы (начальная разность между средней температурой нагревательного прибора и температурой воздуха помещения) в град;

f1 и k1 – поверхность нагрева и коэффициент теплоотдачи отопительной системы соответственно в м 2

и ккал/(м 2 • ч • град);

с – эквивалент (общая теплоемкость) содержания воды и металла в отопительной системе;

W – тепловыделения ограждениями и мебелью при снижении их поверхностной температуры на 1 °С в ккал/(ч • град);

W’ – постоянные тепловыделения зрителями за 1 ч в ккал/ч;

m – коэффициент, учитывающий отставание температуры внутренних ограждений от температуры воздуха в помещении; для первого периода m = 0,5 при At > A t (здесь A t – снижение температуры внутренней поверхности ограждений за то же время, что и для At); для второго и третьего периодов m = 1 при At ≈A t;

z – время в часах;

e – основание натурального логарифма.

В кинотеатре «Прогресс» в течение трех отопительных периодов система отопления в зрительном зале была выключена, т. е. В = 0.

Во время ночных перерывов в зрительном зале людей не было, поэтому в выражении (2) А = t с н. В результате преобразования формула (1) принимает следующий вид:

(4)

(5)

(6)

где ki – коэффициенты теплопередачи конструкций (наружные стены и потолок) в ккал/(м 2 • ч • град);

Fi – соответствующие площади конструкций в м 2 ;

w i – тепловыделения 1 м 2 ограждения при падении поверхностной температуры на один градус за z часов в ккал/(м 2 • град);

Gi – вес мебели, занавеса и т. п. в кг;

ci – теплоемкость мебели, занавеса и т. п. в ккал/(кг • град).

В. Д. Мачинский [2] рассматривает три периода остывания помещения при нестационарном тепловом режиме после отключения нагревательных приборов. В первый период температура воздуха в помещении быстро падает, в то время как температура поверхностей внутренних и, особенно, наружных ограждений снижается незначительно. Во второй период темп падения температуры примерно одинаковый для всех ограждений и воздуха. В третий период охлаждается вся толща ограждений, даже начинает падать температура наружных поверхностей.

Определение продолжительности первого периода, для которого в формуле (1) m = 0,5, производится путем подбора. При определении температуры воздуха в помещении в первый период, согласно указаниям В. Д. Мачинского, при подсчете величины W не учитывались тепловыделения наружными ограждениями из-за малого снижения их поверхностной температуры по сравнению со снижением температуры воздуха в помещении. При подсчете величины W для внутренних ограждений значения w i определяли подбором по скорости падения температуры воздуха [2, табл. на с. 158]. Тепловыделения мебелью принимаются из расчета равномерного снижения температуры, т. е. на основании формулы (6) Wмеб = Gc.

Сравнение теоретических и экспериментальных данных о снижении температуры воздуха в зрительном зале производилось только для первого периода. Продолжительность этого периода по экспериментальным данным составила более 8 часов (рис. 5 и термограммы на рис. 6), т. е. первый период охлаждения соответствует всему ночному перерыву.

В частности, при t с н = –5,7 °С и t н в = 16,5 °С (28/II – 1959 г.);
t с н = –16,5 °С и t н в = 16,7 °С (3/III – 1960 г.), а также t с н = –19 °С
и t н в = 19 °С (25/I – 1961 г.) были подсчитаны отношения теоретических снижений температуры воздуха в зрительном зале А T t, найденных по формулам, к действительным Аt, записанным термографами без учета временного повышения «пик» температуры.

А T t определялось по разности:

где t н в – температура воздуха в зрительном зале в момент окончания последнего сеанса, принятая в расчетах за начальную, в град;

t8 – температура воздуха в зрительном зале после 8 часов нерабочего времени (в 8 часов 30 минут).

В 8–8:30 утра в кинотеатр приходит обслуживающий персонал, открывающий внутренние двери. Более теплый воздух из подвала в фойе попадает в зрительный зал, и температура воздуха в зрительном зале начинает повышаться (примерно с 8–8:30, а не со времени начала первого сеанса). Поэтому нерабочим (8 часов) принято считать время с момента окончания последнего сеанса до прихода обслуживающего персонала (рис. 6).

Графики суточного изменения температур наружного tн и внутреннего tв воздуха в кинотеатре «Прогресс»

При определении А T t значения w i принимались в зависимости от темпа охлаждения по таблице [2, с. 172], примерно соответствующего найденному с помощью формулы (4).

Для примера найдем температуру воздуха в зрительном зале после 8 часов ночного перерыва при t с н = –19 °С и t н в = 19 °С -(по замерам в ночь на 25/I – 1961 г.).

Задавшись предварительным темпом охлаждения 1 °С за 1 час и найдя соответствующие значения w i по таблице [2, с. 158], по формуле (6) определяем W:

W = 15,6 х 146,5 + 10,0 х 1075,0 + 9,6 х 985,0 + 10 х 1000 x 0,65 = 28 990 ккал/град, где первое слагаемое – тепловыделения внутренней кирпичной стеной, второе – потолком и двумя сторонами внутренних перегородок, третье – полом и четвертое – 1 000 креслами весом по 10 кг каждое.

По теплотехническому расчету (формула 5), для зрительного зала q = 1 155 ккал/(ч • град). При z = 8 часам по формуле (4)

А T t = 19 – 0,08 = 18,92 °С.

Очевидно, что принятый темп охлаждения (1 °С за 1 час) не соответствует полученному (1 °С за 8/18,92 = 0,42 ч).

Задавшись другими темпами охлаждения, 1 °С за 2, 3, 4 и 5 часов при соответствующих значениях w i по формуле (4) найдем, что снижение температуры воздуха после 8-часового перерыва соответственно равно 16,29; 14,97; 14,07 и 13,80 °С, откуда расчетный темп охлаждения соответственно равен 1 °С за 0,5; 0,54; 0,57 и 0,58 часа. Как видно, эти значения еще более расходятся с предварительно принятыми темпами охлаждения и значительно отличаются от Аt = 2,8 °С (см. табл.).

Результаты обследования систем с комбинированными вытяжными каналами

Расчеты, приведенные для других условий (t с н = –5,7 °С и t н в = 16,5 °С; t с н = –16,5 °С и t н в = 16,7 °С), по формуле (4) показали значительное расхождение между А T t и Аt.

На основе сравнения теоретического и действительного снижения температуры воздуха в зрительном зале следует прийти к выводу о нецелесообразности применения формулы (1) В. Д. Мачинского для определения снижения температуры воздуха при нестационарном режиме в зрительных залах крупных отдельно стоящих кинотеатров.

Были произведены также подсчеты по формуле Л. А. Семенова [1]:

(8)

где М – коэффициент неравномерности теплового потока;

где m – время отопления;

n – время перерыва;

m + n – длительность теплового цикла (при )

Qсред – средние теплопотери помещения в ккал/ч;

а – поправочный коэффициент (при воздушном отоплении a = 0,93);

В – коэффициент теплопоглощения в ккал/(м 2 • ч • град), равный

(9)

Fo – общая площадь поверхности в м 2 .

Значения В приняты по табл. 17 «Справочника по теплоснабжению и вентиляции в гражданском строительстве» [3]. По расчету для зрительного зала (с учетом поверхности кресел) S BFo = 10 800 ккал/(ч • град) и по формуле (5) q = 1 155 ккал/(ч • град). Все расчеты сведены в таблицу.

Как видно из таблицы, формула Л. А. Семенова при подсчетах А T t для зоны пребывания людей в зрительных залах рассматриваемых кинотеатров дает завышенные в среднем в 1,5 раза результаты (при выбранном коэффициенте a = 0,93).

Как уже отмечалось, в приведенных соотношениях значения А T t принимались без учета временных повышений температуры, которые получаются в результате отключения вентиляции одновременно с началом последнего сезона. Повышение температуры воздуха в зрительном зале в течение последнего сеанса достигало 2 °С. За это же время, т. е. примерно за 2 часа, температура внутренних поверхностей ограждений повышалась только на 0,25–0,5 °С (рис. 5, 6). Поэтому, как подтвердили наблюдения, значения Аt во всех точках замеров при отключенной вентиляции на последнем сеансе были на 0,5–1 °С больше значений Аt при вентиляции, работающей до конца последнего сеанса.

Выключение вентиляции привело, как показали гигрограммы, к резкому повышению относительной влажности («пикам» относительной влажности), чего не наблюдалось при непрерывной работе вентиляции. Кондиционер, обслуживающий зрительный зал, работал без увлажнения воздуха. Относительная влажность в зрительном зале в дневное время была равна примерно 25–30 % и лишь при отключении вентиляции на последнем сеансе повысилась до 40–50 % (рис. 7), т. е. до расчетной влажности при кондиционировании воздуха. Отсюда следует, что проведенные исследования верны и для того случая, когда в зале постоянно будет поддерживаться подобная относительная влажность воздуха. Однако, если в этом случае кондиционер не будет работать в течение последнего сеанса, то перед его отключением необходимо последние 20–30 минут вентилировать зал без увлажнения воздуха.

График суточного изменения относительной влажности воздуха в зрительном зале

Параллельно с наблюдениями в кинотеатре «Прогресс» были проведены наладочные работы (диаметр сопла элеватора был уменьшен с 6,5 до 3 мм), что позволило уменьшить расход тепла в здании за счет отключения радиаторов, имеющих поверхность 234,4 м 2 (из общего количества 325,2 м 2 ) в фойе, на внутренних лестницах и в подвале, а также системы дежурного отопления зрительного зала. Эти мероприятия привели к значительному снижению стоимости теплоснабжения кинотеатра.

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. В зрительных залах отдельно стоящих крупных кинотеатров, расположенных в климатических условиях Москвы, характерных для средней полосы европейской части СССР, имеющих массивные наружные ограждения и работающих с 9–10-часовым перерывом в ночное время, устройства систем дежурного отопления не требуются.

При проектировании систем вентиляции и отопления кинотеатров необходимо производить расчет снижения температуры воздуха в зрительных залах. При расчете рекомендуется пользоваться формулой (8), причем для зоны пребывания людей в зрительном зале следует принимать а = 0,7, как для помещений с печным или центральным отоплением [1].

2. В фойе крупных кинотеатров, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, при условиях, указанных выше, следует отказаться от установки нагревательных приборов центрального отопления. В этом случае расчет источников теплоснабжения – вентиляционных агрегатов – необходимо производить при расчетной наружной температуре для систем отопления.

При длительных перерывах в работе кинотеатров залы и фойе следует отапливать с помощью калориферов вентиляционных установок, работающих на рециркуляцию.

3. В подвальных помещениях, в которых прокладываются теплопроводы, должны учитываться теплопоступления от магистральных горячих труб (с отказом в случае необходимости от изоляции последних).

4. При строительстве новых кинотеатров типа кинотеатра «Прогресс» в климатических условиях, близких к московским, осуществление указанных выше мероприятий может дать экономию капиталовложений с учетом стоимости разводки трубопроводов и арматуры в сумме около 3 000 руб. (в том числе 1 500 руб. за счет отказа от устройства дежурного отопления в зрительном зале) при общей стоимости системы отопления по проекту 6 080 руб.

5. В дальнейшем представляет определенный интерес проведение подобных исследований, посвященных работе систем отопления, в фойе крупных кинотеатров, вертикальные ограждения которых выполнены в виде немассивных стеклянных витражей (как, например, в кинотеатрах «Ракета» и «Россия» в Москве).

Литература

1. Семенов Л. А. Печное отопление. – М. : Госстройиздат, 1960.

2. Мачинский В. Д. Теплотехнические основы строительства. – М. : Госстройиздат, 1949.

3. Щекин Р. В. и др. Справочник по теплоснабжению и вентиляции в гражданском строительстве. Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре. – Киев, 1959.

Ежемесячный научно-технический и производственный журнал «Водоснабжение и санитарная техника», май, 1962, № 5.

Читайте также:  Безопасность пленочные теплые полы
Оцените статью
с н = –16,5 °С и отключенных дежурном отоплении и радиаторах в заэкранной части» width=»486″ height=»293″ border=»0″/>