Отопление кинотеатра или клуба
В помещениях залов кинотеатров находятся люди, которые хотят не только посмотреть фильм, но и отдохнуть и расслабиться, а для этого требуется создание комфортного микроклимата, чтоб люди не мерзли в помещении необходимо отопление, чтоб не было жарко – система кондиционирования, а для дыхания, так как зал кинотеатра закрытое помещение, необходима вентиляция. Именно поэтому климатические системы залов кинотеатров удобней проектировать все вместе, более того именно в случае комплексного проектирования можно избежать множества проблем с расположением оборудования и проходом трасс.
«ИНТЕХ-Климат» готова реализовать профессиональные решения по климатическому и другому инженерному оборудованию. Выполним полный цикл работ «под ключ»: проектирование, подбор, поставка, монтаж и обслуживание.
Звоните сейчас: . Отправьте заявку
В современных построенных в больших городах отдельно стоящих кинотеатрах, рассчитанных на 800–1 100 и более мест, ночной перерыв в работе обычно составляет 9 часов. При работе этих кинотеатров зимой тепловыделения в фойе и особенно в зрительных залах с избытком превышают теплопотери даже при температурах наружного воздуха, близких к расчетной для отопления (для Москвы равной –26 °С). Для поддержания комфортных условий в фойе и зрительных залах кинотеатры оборудуют мощной вентиляцией, а в ряде случаев – устройствами для кондиционирования воздуха. По действующим нормам в фойе и подвальных помещениях устанавливают радиаторы центральной системы отопления, а в зрительном зале предусматривают устройство дежурного отопления.
Дежурное отопление проектируется с таким расчетом, чтобы поддерживать в зрительном зале температуру воздуха, равную 14 °С в нерабочее время кинотеатра, когда нет теплопоступлений от зрителей. При расчетах не учитывается теплоаккумуляция ограждающих конструкций. Систему дежурного отопления в обычных условиях эксплуатации во время сеанса не отключают, что заставляет понижать температуру приточного воздуха во избежание перегрева зала. В связи с этим возникают местные переохлаждения воздуха в зоне пребывания людей и увеличивается подвижность воздуха, неприятная для зрителей.
Проектирование системы отопления кинотеатра
К подбору системы отопления кинотеатров предъявляется несколько основных требований, во-первых, это комфорт, находиться в зале людям должно быть комфортно. Во-вторых, это скрытность системы, оборудование должно быть максимально скрыто в конструкциях, ведь выступающие углы и ребристые металлические поверхности портят акустику помещения.
Виды систем отопления для кинотеатров
Радиаторное отопление
Особенностью кинотеатров является зачастую довольно большая высота помещения, поэтому использовать традиционное радиаторное отопление не слишком эффективно, ведь нагретый воздух будет подниматься вверх, и если верхним рядам еще будет комфортно, то нижние могу мерзнуть. Более того радиаторы необходимо прятать в конструкции стен, чтоб не портить акустику, из-за этого будет не очень хорошая конфекция и приборов потребуется больше.
Воздушное отопление зала кинотеатра
Основными способами воздушного отопления является использование приточных установок и фанкойлов системы кондиционирования. Независимо от того будет это приточная установка или фанкойлы, воздушное отопление будет более эффективным. Использование приточной установки для нагрева увеличит расходы воздуха, но обеспечит очень хорошее распределение воздуха, применение фанкойлов также обеспечит хорошее воздухораспределение, но обеспечит и хорошее перемешивание воздуха. Таким образом, воздушное отопление является наиболее эффективной системой отопления для кинотеатров.
Устройство и принцип работы системы
Воздушная система отопления выгодно отличается от других тем, что источник тепловой энергии разогревает не посредник-теплоноситель, а сразу воздух, который подается в помещение. Впрочем, существуют разновидности, которые не используют воздуховоды. Чаще всего воздушные системы отопления включают в себя следующие элементы:
- Теплогенератор – устройство, разогревающее воздух. Это может быть газовая или дизельная горелка, тепловой насос, водный калорифер, печь бурельян и другое оборудование.
- Воздуховоды. Система каналов, подающая подогретый воздух в обогреваемые помещения.
- Вентиляторы. Приспособления, предназначенные для направления разогретого воздушного потока внутри помещения.
Принцип работы конструкции достаточно прост. Холодный воздух поступает в теплогенератор, в котором обязательно присутствует теплообменник и вентилятор, направляющий движение потока. Здесь он разогревается до 45-60°, затем поступает в воздуховод, двигаясь по нему, обогревает помещение. Отдавший тепло воздух по обратным воздуховодам или через специальные решетки в полу возвращается в теплогенератор.
Если помещение слишком большое, то в длинных воздуховодах могут появляться потери тепла. В таких случаях возможно обустройство нескольких теплогенераторов, предназначенных для работы без воздуховодов. Специалисты утверждают, что оптимальная длина воздуховода не должна превышать 30 м, каждого из ответвлений – 15 м.
Экономические расчеты показывают, что воздушную отопительную систему несколько нерационально использовать исключительно для обогрева помещений. Часто в сооружение устанавливается конструкция для охлаждения воздуха с выносным блоком вентиляции. Таким образом можно совместить в одной системе кондиционирование и отопление, что позволяет поддерживать комфортную температуру в помещении практически в любой сезон. Кроме того возможна установка дополнительного оборудования для создания здорового микроклимата: стерилизатора и увлажнителя для воздуха.
Обустройство воздушного отопления возможно с помощью:
- Естественной вентиляции. Наиболее простой вариант, не требующий установки оборудования. Система функционирует благодаря тому, что нагретые в теплогенераторе воздушные потоки поднимаются вверх. Остывший воздух опускается ближе к полу и возвращается в теплообменник. Недостаток такой системы в том, что дополнительное поступление холодного воздуха через двери или окна нарушает циркуляцию и, соответственно, всю работу оборудования, создавая температурный перекос.
- Принудительной вентиляции. Для обеспечения хорошей циркуляции в системе устанавливается вентилятор. Таким образом скорость передвижения воздуха существенно возрастает и комната прогревается намного быстрее. Кроме того в сооружениях с принудительной вентиляцией проще регулировать температуру в отапливаемом помещении. Незначительным недостатком конструкции считается шум, который доносится из воздуховодов.
Вопросы отопления современных кинотеатров
В современных построенных в больших городах отдельно стоящих кинотеатрах, рассчитанных на 800–1 100 и более мест, ночной перерыв в работе обычно составляет 9 часов. При работе этих кинотеатров зимой тепловыделения в фойе и особенно в зрительных залах с избытком превышают теплопотери даже при температурах наружного воздуха, близких к расчетной для отопления (для Москвы равной –26 °С). Для поддержания комфортных условий в фойе и зрительных залах кинотеатры оборудуют мощной вентиляцией, а в ряде случаев – устройствами для кондиционирования воздуха. По действующим нормам в фойе и подвальных помещениях устанавливают радиаторы центральной системы отопления, а в зрительном зале предусматривают устройство дежурного отопления.
Дежурное отопление проектируется с таким расчетом, чтобы поддерживать в зрительном зале температуру воздуха, равную 14 °С в нерабочее время кинотеатра, когда нет теплопоступлений от зрителей. При расчетах не учитывается теплоаккумуляция ограждающих конструкций. Систему дежурного отопления в обычных условиях эксплуатации во время сеанса не отключают, что заставляет понижать температуру приточного воздуха во избежание перегрева зала. В связи с этим возникают местные переохлаждения воздуха в зоне пребывания людей и увеличивается подвижность воздуха, неприятная для зрителей.
Предварительные расчеты, проведенные по методике проф. Л. А. Семенова [1], показали, что в отдельно стоящих кинотеатрах типа «Прогресс», «Ленинград» и «Рассвет» (построенных за последнее время в Москве) за время ночного перерыва при отключенных отопительных приборах и даже их отсутствии температура воздуха в фойе и зрительном зале не должна опускаться ниже минимально допустимой.
Для проверки этого положения в течение трех отопительных периодов – с 1959 по 1961 год – проводились исследования температурно-влажностного режима воздушной среды в основных помещениях кинотеатра «Прогресс».
Кинотеатр «Прогресс» представляет собой отдельно стоящее здание на 1 060 мест с кирпичными стенами толщиной 640 мм, не считая внутренней штукатурки и наружного облицовочного кирпича толщиной 60 мм. Кинотеатр построен на Ломоносовском проспекте в Москве по проекту института Моспроект. Зрительный зал кинотеатра имеет 4 наружных ограждения – стены и потолок. Коэффициенты теплопередачи на-ружных стен и покрытия зрительного зала соответственно равны 0,82 и 0,55 ккал/м 2 • ч • град. Под зрительным залом на первом этаже расположено фойе, имеющее две наружные стены с двойными окнами в деревянных переплетах. Остекленность наружных стен в фойе равна 25,2 %.
В кинотеатре принята двухтрубная система отопления с нижней разводкой магистралей в подвале, с попутным движением воды.
В зрительном зале предусмотрено дежурное отопление от двух рециркуляционных гравитационных водонагревателей, поверхность нагрева которых выполнена из калориферов КФБ-9, установленных в вертикальных шахтах. Шахты расположены по обе стороны экрана над выходами из зрительного зала. В заэкранной части и в нишах у выходов из зрительного зала установлены радиаторы типа «Нерис» (число секций указано на планах – рис. 1 и 2 – с индексом Н). В фойе в нишах под окнами установлены радиаторы типа Н-136 (число секций указано на планах без индекса). Радиаторы установлены также во всех помещениях административной части, на внутренних лестницах, в вестибюле и в помещениях подвала. В полу вестибюля размещены панели лучистого отопления, нагреваемые обратной водой системы отопления.
План первого этажа кинотеатра «Прогресс»
План второго этажа кинотеатра «Прогресс»
Разрез I-I второго этажа кинотеатра
Для нагревания поступающего в вестибюль наружного воздуха в пространство между двойными входными дверями подается подогретый воздух воздушно-тепловой завесы. В зрительном зале предусмотрено кондиционирование воздуха, в фойе – приточно-вытяжная вентиляция.
Конечной целью проводившихся исследований было выявить возможность отказа от отопления фойе и зала в кинотеатрах типа «Прогресс». Кроме того, выявлялась также возможность применять формулы проф. Л. А. Семенова [1] и проф. В. Д. Мачинского [2] для определения снижения тем-пературы воздуха при квазистационарном тепловом режиме в зрительных залах подобных кинотеатров.
При проведении исследований отключались калориферы дежурного отопления зрительного зала и радиаторы в заэкранной его части, а также все радиаторы в фойе, вестибюле, на внутренних лестницах и в подвале (за исключением радиаторов, установленных в подземном помещении холодильной станции).
Непрерывные замеры температуры воздуха проводились недельными термографами в течение 5 недель в 1959 году, 12 недель в 1960 году и 3 недель в 1961 году.
Расположение точек замеров показано на планах, а также на разрезе кинотеатра «Прогресс» (рис. 1, 2 и 3). Термографы были установлены в зрительном зале на эстраде перед (т. 1) и за (т. 2) экраном, в смотровом окне проекционной (т. 3) и в фойе на высоте двух метров от пола (т. 4). В этих же точках были установлены недельные гигрографы для непрерывных замеров относительной влажности воздуха. В то же время при помощи недельного термографа непрерывно фиксировалась температура наружного воздуха.
Несколько раз при помощи термопар и потенциометра проводились также наблюдения за изменением в течение нерабочего времени температуры внутренней поверхности наружной стены.
Замеры проводились у пола на эстраде и в заэкранной части (т. 5), где в меньшей степени сказывалась инфильтрация наружного воздуха в зрительный зал через неплотно закрытые вытяжные отверстия над выходными дверями. Термопара была также установлена на расстоянии двух метров от 5-й точки в щели той же наружной стены (т. 6). Одновременно в точках 1, 2, и 3 и на высоте 30 см над полом у первого ряда кресел зала (т. 7) определяли температуру и относительную влажность воздуха при помощи психрометра Асмана.
На основании термограмм за периоды, в течение которых проводились наблюдения, построен график (рис. 4) зависимости снижения температуры воздуха в зрительном зале Аt за 8 часов ночного перерыва от средней наружной температуры воздуха t с н. При построении графика для каждого значения наружной температуры от 0 °С и ниже записывались соответствующие величины падения температуры воздуха в помещении Аt, которые затем усреднялись. Необходимо отметить, что величина Аt зависит не только от наружной температуры, но и (в связи с возможностью перетекания наружного воздуха через выходные двери, расположенные с наветренной и заветренной сторон зрительного зала) от скорости ветра и его направления. Поэтому построенный график характеризует лишь средние величины Аt в зависимости от t с н.
В фойе снижение температуры воздуха относилось не к 8, а к 9 часам нерабочего времени, т. к. приточный вентиляционный агрегат фойе выключался одновременно с началом последнего сеанса.
За время наблюдений термографы, установленные на эстраде перед экраном (т. 1), т. е. на уровне 1,5 м от пола в пределах зоны пребывания зрителей (рабочая зона) в средних рядах зала, не записали снижения температуры в помещении более чем на 4 °С, при температуре t р в = 16–20 °С (где t р в – температура воздуха в рабочей зоне средних рядов зрительного зала в момент окончания сеанса). Самые низкие показания термографов, установленных на эстраде перед экраном, были при этом равны 14 °С (три раза за три отопительных периода).
В фойе максимальное снижение температуры воздуха за 9 часов перерыва составило 5 °С при температуре t ф в = 18–25 °С. Наиболее интенсивное снижение температуры в зрительном зале наблюдалось в течение первых 3-х часов, а в фойе – в течение первого часа после ухода зрителей. В зрительном зале температура воздуха в рабочей зоне средних рядов поддерживалась, как правило, равной 18 °С, а в фойе – равной 20 °С.
График зависимости Аt = f(t с н) показывает довольно устойчивую связь между Аt и t с н. Большее снижение температуры воздуха в зрительном зале на уровне кинопроекционной и в фойе по сравнению с рабочей зоной зрительного зала объясняется более высокими начальными температурами воздуха на уровне проекторов t пр в и в фойе t ф в, чем в рабочей зоне.
При построении графика (рис. 4) не учитывалось кратковременное повышение температуры воздуха в помещениях («пики» температуры), обусловленное отключением вентиляции до окончания последнего сеанса.