Система водоснабжения пассажир вагона

Системы водоснабжения пассажирских вагонов.

Рис. 1 Плацкартный вагон

Большой бак с нерабочей стороны объем 850 литров
Малый бак с рабочей стороны вагона объем 80 литров

трубопровод, соединяющий баки

водомерное стекло
труба для выхода воздуха
сливной кран
умывальник унитаз кипятильник мойка бойлер котел
унитаз умывальник
наливные трубы
контрольная труба
сливной кран

Примечание:

· Под баками находятся поддоны для сбора конденсации с баков.

· Водомерное стекло предназначено для проверки уровня заполнения системы водоснабжения вагона водой.

· Сливной кран предназначен для слива воды из системы.

· С помощью наливных (заправочных) труб производиться заправка система водоснабжения, а также предотвращается выплескивание воды из бака во время движения.

· Бойлерная установка, расположена в котельном отделении, служит для получения горячей воды для умывальника и мойки.

Рис. 2 Купейный вагон

1. Большой бак с нерабочей стороны объем 500 литров
2. Большой бак с нерабочей стороны объем 500 литров
Малый бак с рабочей стороны вагона объем 50 литров

трубопровод, соединяющий баки

водомерное стекло
труба для выхода воздуха
сливной кран
умывальник унитаз кипятильник мойка бойлер котел
наливные трубы
контрольная труба
сливной кран
водопробный кран «250 литров»
водопробный кран «100 литров»
унитаз умывальник

Примечание:

С нерабочей стороны купейного вагона находятся водопробные краны: 250 и 100 литров, которые предназначены для определения уровня воды в системе водоснабжения купейного вагона. Если при открытии крана «250 литров» вода не бежит, то это значит, что в системе водоснабжения вагона осталось менее 250 литров воды. Точно также и с краном «100 литров».

Заполнение системы водоснабжения водой.

Производится на станциях формирования и оборота, а также на станциях, оборудованных водозаправочными колонками. Заполнение системы осуществляется снизу, из-под вагона, через наливные головки наливных труб (заправщик водой подсоединяет заправочные шланги от водо-колонок к вагону). Проводник контролирует заправку системы по водомерному стеклу малого бака (для плацкартных вагонов), или по противоположной наливной трубе большого бака (вода выливается на междупутье). При заполнении большого бака с нерабочей стороны вагона вода поступает в малый бак по трубе, соединяющей баки, а затем к потребителям.

Слив воды из системы водоснабжения.

Производится через краны-смесители умывальников, унитазы, кран мойки или сливной кран малого и большого бака.

4. Основные потребители системы водоснабжения:

— Мойка в служебном отделении.

Неисправности потребителей и способы их устранения:

1. Подтекание воды через промывной клапан унитаза

— излом или просадка пружины, износ уплотнения клапана

— отсутствие зазора 2..3 мм между штоком клапана и штоком толкателя, связанного с педалью смыва унитаза

2. Отсутствие слива из унитаза, при нажатии рычага не опускается

— неисправность рычагов, деталей смывного механизма

3. Течь воды с потолков туалетов и коридоров

— засорение сливных отверстий поддона

— ослабление крышки бака

4. Заедание механизма водяного затвора унитаза

— коррозия кулачка, штока и т.д.

— износ шарнирных соединений

5. Дует через сливную трубу умывальной чаши

— излом пружины водяного затвора

6. Подтекание воды через умывальный кран

— поломка или просадка пружины

Возможные неисправности системы водоснабжения и способы их устранения.

1. Течь воды из труб, баков.

2. Неисправность кранов и кранов-смесителей умывальных чаш и мойки.

3. Неисправность промывных клапанов унитазов.

4. Неисправность кранов наливных труб или неправильное положение кранов.

5. Неисправность или отсутствие водомерного стекла.

6. Неисправности кипятильника.

При обнаружении вышеперечисленных неисправностей необходимо перекрыть краны, подающие воду к неисправному потребителю и вызвать ПЭМа.

Устройство комбинированного кипятильника непрерывного действия

Комбинированный кипятильник (рис.3) может работать от электроэнергии и на твердом топливе (дрова, древесный уголь, торфяные брикеты). Каменный уголь применять для кипятильников запрещается.

Водоотстойник представляет собой стеклянный колпак, внутри которого находится сетчатый фильтр (очищает воду, поступающую через трехходовой кран от механических примесей).

Трехходовой кран имеет два положения: «Открыто» (либо «Сырая вода») и «Закрыто». Двухходовой кран имеет также два положения: «Открыто» и «Закрыто».

Принцип работы кипятильника

Вода из системы водоснабжения (из малого бака) поступает через трехходовой кран в сетчатый фильтр водоотстойника, где очищается от механических примесей и через поплавковый клапан попадает в кипятильное пространство. Уровень воды в этом пространстве поднимается до тех пор, пока не закроется поплавковый клапан. По водомерному стеклу сырой воды следят за наполнением кипятильника водой. Уровень воды должен находиться примерно на 5 мм выше красной нижней черты, нанесенной на водомерном стекле. Когда вода начинает кипеть, она переливается через край конуса в водосборник кипяченой воды, и уровень воды в водомерном стекле сырой воды колеблется между верхней и нижней ограничительными линиями. Это говорит о том, что поплавковый клапан работает правильно, кипение воды происходит нормально и воду можно брать из кипятильника.

Читайте также:  Мощность электрокотла для резервного отопления

6.2. Положение кранов кипятильника при эксплуатации

Рис. 4

Категорически запрещается эксплуатировать не заполненный водой кипятильник.

трехходовой кран двухходовой кран

в положении “сырая вода” в положении “закрыто

6.3. Характеристика кипятильника (усредненные данные):

1. Объем кипятильного пространства – 10 литров

2. Объем водосборника кипяченой воды – 14 литров

3. Время нагревания воды до кипения:

§ твердым топливом – 20 минут

§ электроэнергией – 30 минут

4. Масса кипятильника – 35 кг.

При нагреве воды твердым топливом (древесным углем, торфобрикетами) необходимо на колосники топки кипятильника положить немного бумаги, а на нее щепки, а также мелко наколотые дрова и затем разжечь. После того как дрова загорятся, топку следует заполнить древесным углем (торфобрикетами), а дверцу топки закрыть. При этом дверца зольника должна быть открыта, с ее помощью регулируется поступление воздуха в топочную камеру.

Промывка кипятильника

1. Фильтр водоотстойника промывается ежедневно по мере загрязнения. При этом трехходовой кран ставится в положение “закрыто”, снимается скоба и стакан, откручивается фильтр, промывается. Сборка происходит в обратной последовательности.

2. После длительных перерывов (8-12 часов) оставшуюся в кипятильнике воду надо слить через двухходовой и водоразборный краны. Через каждые 5-6 дней из кипятильника следует удалять осадок, для этого необходимо сливать воду из кипятильного пространства через двухходовой кран. После этой процедуры рекомендуется промыть кипятильное пространство еще несколько раз.

5.4.2 Система водоснабжения

Система водоснабжения пассажирских вагонов является важнейшим санитарно-техническим оборудованием, обеспечивающим необходимые условия пассажирам во время их длительной поездки. Независимо от типа каждый пассажирский вагон оснащен самотечной системой водоснабжения, предназначенной для обеспечения пассажиров питьевой водой, удовлетворения их бытовых нужд и пополнения системы отопления в промежутках между заправками. В вагоностроении нашли применение две системы водоснабжения пассажирских вагонов: отечественного и постройки заводов Германии.

Отечественная система водоснабжения (рис. 5.13) общей вместимостью 1000 литров обеспечивает горячей и холодной водой всех потребителей вагона. Система снабжения холодной водой состоит из большого 77 и малого 4 баков с поддонами 5, объединенных двухдюймовой трубой, наливных труб с соединительными головками, расположенными под вагоном с обеих сторон, и сети трубопроводов (на схеме изображены сплошными линиями) с разнообразной арматурой.


Большой бак 17 объемом 850 л расположен над потолком туалета и коридора нетормозного конца вагона. Он состоит из стального корпуса, волнорезов и крышки. В корпус вварены две наливные трубы и вестовая труба, ограничивающая уровень воды в баке. По торцам бак снабжен люками, предназначенными для его очистки. Малый бак 4 объемом 80 л размещен над потолком туалета и коридора тормозного конца вагона. Он состоит из стальных корпуса, крышки и снабжен смотровым люком, воздушной трубой и водомерным стеклом. Внутренняя поверхность большого и малого баков оцинкована, а наружная окрашена эмалью. Поддоны изготовлены из листовой оцинкованной стали и имеют слив под вагон. Сливные трубы снабжены обогревателями, расположенными на их концах. На наливных трубах устанавливают вентили, предназначенные для предотвращения выплескивания воды из бака во время движения вагона. Головки наливных труб закрывают кожухами, предохраняющими их от загрязнения, и оборудуют электронагревателями. Уровень воды в обоих баках, соединенных между собой уравнительной трубой, определяется по водомерному стеклу, установленному на малом баке 4. Из баков холодная вода поступает к кипятильнику 10, водяной коробке системы отопления, в туалеты к умывальникам 13 и унитазам 12, а также в служебное отделение к мойке 14.

Система снабжения горячей водой состоит из водогрейной плиты 8, расширительного бака б, расположенных в котельном отделении, а также бака 11 для горячей воды, размещенного над потолком коридора котлового конца вагона, и системы трубопроводов горячей воды (на схеме изображены пунктирными линиями). Бак для горячей воды 11 объемом 45 л состоит из стального корпуса, покрытого теплоизоляцией, крышки, змеевика и патрубка. Для периодического контроля за температурой воды в бак вмонтирован термометр с дистанционным указателем температуры. Покрытие поверхностей корпуса бака горячей воды выполнено аналогично с баками холодной воды. Расширительный бак б состоит из корпуса, переливной трубы, не допускающей повышения воды выше установленного уровня, водопроводной трубы и патрубков для подсоединения различных трубопроводов. Для управления системой водоснабжения вагона служат вентили 2, 7 и краны 3.

Читайте также:  Схемы радиаторного отопления частных домов

Рассматриваемая система имеет два режима работы: зимний и летний. В зимнем режиме при работающем котле системы отопления горячая вода непосредственно из котла поступает в змеевик бака 11. В летнем режиме при неработающем котле горячая вода в змеевик поступает от водогрейной плиты 8. Перед тем, как затопить водогрейную плиту, а также когда она уже топится, уровень воды в расширителе периодически проверяется, открывая водопробный кран, и, в случае необходимости пополнения, подкачивается ручным насосом 9. Питьевая вода перед употреблением кипятится и поступает в бак 16, а охлаждение ее осуществляется водоохладителем 15.

Система водоснабжения в пассажирском купейном вагоне (рис. 5.14) включает два сообщающихся между собой бака 13, размещенных в конце кузова вагона. Общий объем рассматриваемой системы водоснабжения составляет 1050 литров. В котловом конце вагона установлен промывной бак объемом 50 л, в который вода поступает из больших баков по трубе 11. В этой системе вода нагревается в специальном бойлере 1 змеевиком 2, соединенным системой труб и кранов с котлом отопления. Температура воды в бойлере контролируется с помощью термометра 4. Система заполняется водой посредством наливных труб 14, находящихся в некотловом конце вагона: одна — со стороны купе, а другая — со стороны коридора. На концах этих труб имеются соединительные головки, служащие для подключения наливных шлангов, защищенные кожухами. В зимнее время перед заполнением системы заблаговременно включают электрические обогреватели для оттаи¬вания головок наливных труб.


В случае заполнения системы одной трубой 14, другая и труба 16 являются вестовыми, не допускающими завышения установленного уровня. Когда заполнение системы закончено, в средней части кузова на электрощите, смонтированном на боковой стене, зажигается сигнальная лампочка белого цвета, после чего наполнение прекращается, а выключатель сигнальной установки на распределительном щите служебного отделения ставится в положение «выключено». Магистральный трубопровод 11, идущий вдоль вагона, питает холодной водой кипятильник 9 через фильтр и поплавковую камеру, а систему отопления — через обратный клапан. Кипяченая вода из кипятильника 9 перекачивается ручным насосом в бак 6, откуда она поступает в бак 7 охладительной установки. Охлажденная до +(12—18) °С вода по трубопроводу поступает к крану питьевой воды, установленному в нише стены коридора котлового конца вагона. Умывальные чаши 5, расположенные в обоих концах вагона, а также мойка 8 снабжаются холодной и горячей водой. К унитазам 17 холодная вода поступает из системы холодного водоснабжения, но для оттаивания в зимний период к ним через трубопровод 18 из системы отопления подается горячая вода. Для подсоединения шланга, используемого при уборке туалета, предусмотрен трубопровод 3 с вентилем. Горячая вода к умывальникам 5 и мойке 8 поступает по трубопроводу 72, а возвращается в бойлер неиспользованной горячей воды по трубопроводу 10. Уровень воды в баках 13 проверяют с помощью контрольных трубок 15 и кранов, установленных в туалете некотлового конца вагона.

Пассажирские вагоны других типов, такие как вагоны-рестораны, почтовые, багажные и другие, также оборудованы самотечной системой водоснабжения и отопления и отличаются от рассмотренных выше конструктивными решениями, обусловленными назначением вагона. В вагоне-ресторане, например, установлены две самостоятельные системы снабжения горячей и холодной водой: первая — для кухни с раздаточным отделением, вторая — для котельной с туалетным отделением. Для снабжения кухни и раздаточной холодной водой имеется бак емкостью 800 литров, расположенный над потолком кухни. Из бака холодная вода по трубам подается к кранам: мойке, находящейся в раздаточной, мойке и умывальнику, находящимся в кухне. От этого же бака по трубопроводу ручным насосом вода подается к водонагревателю и баку горячей воды, объем которого равен 50 литров. Отсюда вода через очистной фильтр поступает к кранам моек для посуды и умывальника.

Обе системы холодной и горячей воды кухни и раздаточной наполняются через соединительные головки, расположенные в середине вагона с обеих сторон кузова. Система налива воды всего вагона оборудована электрической сигнализацией наполнения баков. Когда наполнение системы подходит к концу, загорается лампочка на щитке, которая гаснет в момент прекращения наполнения. Наливные трубы и труба слива умывальной чаши имеют электрические обогреватели. Запас воды в вагоне-ресторане для котельной и туалета составляет 130 л. Холодная вода по трубопроводу подается в котел отопления, к умывальной чаше и душу. Горячая вода от водонагревателя по трубопроводу путем естественной циркуляции попадает в бак горячей воды и возвращается обратно в водонагреватель. Расходуется горячая вода в туалете, душе и умывальнике.

Читайте также:  Кого нельзя отключить от водоснабжения

Система водоснабжения багажных и почтовых вагонов также имеет горячую и холодную воду. Система снабжения холодной водой состоит из бака емкостью 300 литров, расположенного над коридором в нише служебного отделения, а также трубопроводов и водоразборных устройств. Система заполняется водой снизу из-под вагона по наливным трубам, проходящим в коридоре и купе багажных раздатчиков. Горячей водой душ снабжается от расширителя котла, а туалет — от системы отопления. На почтовых вагонах некоторых моделей для получения горячей воды установлен электронагреватель на 25 л. Питьевая вода в пассажирских вагонах приготавливается в кипятильниках непрерывного действия (рис. 5.15) с комбинированным электроугольным отоплением. Он состоит из корпуса У, топки 21 угольного отопления, электрических элементов: верхнего 33 и бокового 27, водосборника 32 кипяченой воды, поплавковой камеры 18 с клапаном 16, фильтра 9, указателя 30 уровня кипяченой воды, термометра 19 и арматуры: трехходового 7, водоразборного 20 и спускного 22 кранов.

Пространство между наружной стенкой корпуса кипятильника 1, корпусом топки 21 и конусной трубой 31 водосборника заполняется сырой водой. Внутренняя стенка корпуса кипятильника и конусная труба образуют водосборник 32 кипяченой воды, который соединен с атмосферой сливным патрубком 3. Вода из сети водоснабжения посту¬пает в кипятильник через трехходовой кран 7 и фильтр 9, поплавковую камеру 18 и кран 22.

При нагревании воды до температуры кипения она переливается через конус 31 в водосборник 32, уровень ее в камере сырой воды и поплавковой камере понижается, поплавок 16 опускается и открывает клапан водопровода. Таким образом, сырая вода пополняет кипятильник, ее уровень поднимается и поплавок своей верхней запорной иглой перекрывает водопровод. Поплавок отрегулирован так, что уровень сырой воды не может подняться выше уровня, не доходящего на 40 мм до верхней кромки конуса 31, в результате чего исключается возможность попадания ее в некипяченом виде в водосборник 32. Уровень сырой воды контролируется по указателю 12 уровня поплавковой камеры, на котором нанесены две красные риски 14 и 15. Верхняя риска указывает на предельное наполнение кипятильника водой, а нижняя — на предельно возможный расход сырой воды и минимально допустимый уровень ее в камере. Наполнение водосборника кипяченой водой контролируют по указателю уровня 2, на котором также имеется красная риска, указывающая на предельное наполнение водосборника. Производительность кипятильника при нормальной его работе составляет 1,1—1,4 л кипяченой воды в минуту.

Установка для охлаждения питьевой воды (рис. 5.16) состоит из компрессора 18, нагнетательного вентиля 20, конденсатора 16, ресивера 13, запорного вентиля 12, фильтра 11, автоматического регулирующего вентиля 10 и испарителя 8. Кипяченая вода из бака 4 поступает в бак 6, охлаждается в нем, а затем подается к водоразборному крану 2.


Вода охлаждается за счет отдачи своего тепла парам хладагента в испарителе 8. Процесс работы холодильной установки заключается в следующем. Из компрессора 18 газообразный хладагент через нагнетательный вентиль 20 поступает в конденсатор 16 и переходит в жидкое состояние. Из конденсатора он через ресивер 13, запорный вентиль 12, фильтр 11 и автоматический регулирующий вентиль 10 компрессором 18 нагнетается в испаритель 5. При прохождении через регулирующий вентиль 10 жидкий хладагент расширяется, давление его резко падает и он переходит в газообразное состояние — испаряется.

В процессе испарения хладагент отбирает тепло от воды, а затем его пары всасываются компрессором 18 через всасывающий вентиль 19, и цикл повторяется. Уровень температуры охлаждения воды устанавливается при помощи термостата 7 и может регулироваться в пределах +(12—20) °С. Водоохладитель размещен в шкафу, где находятся бак 4 для кипяченой воды вместимостью 40 л, бак для охлажденной воды 6, холодильный агрегат 17, а в нише 1 кран 2 для раздачи воды.

Оцените статью