- Схема водоснабжения и водоотведения – особенности и подводные камни.
- Возможные последствия ошибок при разработке схем ВиВ!
- Зачем нужна схема водоснабжения и водоотведения
- Законодательная база для разработки Схем ВиВ:
- Проблемы, с которыми сталкивается заказчик при разработке схем:
- Залог успеха: Поиск компании, которая специализируется в области разработки проектов Водоснабжения и водоотведения!
- Варианты Эффективной реализации Проекта Схемы водоснабжения и водоотведения:
- Полный комплекс работ:
- Дистанционная разработка Схемы ВиВ:
- Ценность правильной Схемы ВиВ:
- Финансовые инструменты
- Возможности и дополнительные инструменты
- Какими инструментами должен обладать Заказчик в результате качественной разработки Схемы водоснабжения и водоотведения.
- Системы водоснабжения муниципальных образований
- Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2013 г. № 782 “О схемах водоснабжения и водоотведения” (не вступило в силу)
- Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения (утв. постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2013 г. № 782)
- Требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения (утв. постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2013 г. № 782)
- Обзор документа
Схема водоснабжения и водоотведения – особенности и подводные камни.
Схемы водоснабжения и водоотведения – это совокупность графического и текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения и направлений их развития с учетом положений территориального планирования.
Целью разработки схем водоснабжения и водоотведения является обеспечение для абонентов доступности горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения на основе наилучших доступных технологий и внедрения энергосберегающих технологий.
Разработав Схему ВиВ вы не обеспечите потребителей соответствующими услугами, а разработав ее ФОРМАЛЬНО вы создаёте себе дополнительные препятствия при решении инвестиционных задач.
Возможные последствия ошибок при разработке схем ВиВ!
Как любые исходные данные Схема водоснабжения и водоотведения является Основанием для разработки и уточнения большого количества нормативно-правовых актов. В случае принятия ошибочных решений в составе Схемы ВиВ органам местного самоуправления придется вносить значительные корректировки в различные нормативно-правовые акты.
Зачастую ошибки возникают вследствие того что Схемы ВиВ разрабатывают Аудиторские компании или компании однодневки вышедшие на рынок в связи с открывшимися возможностями не имеющие никакого отношения к проектированию объектов Водоснабжения и водоотведения. Несовершенство законодательства дает возможность компаниям не имеющим СРО заниматься разработкой схем.
Зачем нужна схема водоснабжения и водоотведения
Без утвержденной схемы ВиВ невозможно разработать и утвердить Инвестиционную программу и привлечь финансирование на развитие объектов ВКХ.
Законодательная база для разработки Схем ВиВ:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 782 г. Москва «О схемах водоснабжения и водоотведения» Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения.
- Федеральный закон от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
- Градостроительный кодекс РФ;
- Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»;
- Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 502 «Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов»;
- Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 октября 2007 №99 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса»;
- Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 204 «О разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований».
Проблемы, с которыми сталкивается заказчик при разработке схем:
- Каждое поселение решает свои проблемы самостоятельно, каждый год готовятся программы выполняются обследования, латаются дыры, тратятся бюджетные деньги. Однако проблема остается неизменной.
- 30% конкурсов и аукционов на проектные работы приходится отменять по причине не полноты технического задания, не соразмерности сроков, стоимости и требуемых объемов работ.
- Результатом не квалифицированной разработки схем ВиВ является укрупненная концепция, основанная на поверхностном анализе существующего положения, а не точный инженерный расчет.
- Разработкой схемы водоснабжения и водоотведения зачастую занимаются консалтинговые и аудиторские агентства, а не компании занимающиеся проектированием профильных объектов водоснабжения и водоотведения.
- Отсутствие схемы водоснабжения и водоотведения утвержденной в установленном порядке не позволит в будущем реализовывать крупные инвестиционные проекты в области ЖКХ.
- Невозможность отслеживать постоянно меняющиеся технологии в отрасли и современные системы диспетчеризации и мониторинга.
- Отсутствие финансирования.
Залог успеха: Поиск компании, которая специализируется в области разработки проектов Водоснабжения и водоотведения!
Варианты Эффективной реализации Проекта Схемы водоснабжения и водоотведения:
Полный комплекс работ:
Проектная организация полностью берет на себя все обязательства по сбору исходных данных, и разработке схемы ВиВ.
- Специалисты проектной организации совместно с заказчиком осуществляют сбор исходных данных.
- Выполнение Отчета в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения.
- Очная защита Предварительных решений.
- Очная защита на общественных слушаниях.
Рациональна при реализации схем городов и схем муниципальных районов с большим количеством малых населенных пунктов.
Дистанционная разработка Схемы ВиВ:
Проектная организация предоставляет заказчику запросы и опросные листы для заполнения, осуществляет дистанционное сопровождение сбора исходных данных и защиты принимаемых решений.
Выполнение Отчета в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения.
Дистанционная защита Предварительных решений, в режиме видеоконференции.
Дистанционная защита на общественных слушаниях, в режиме видеоконференции.
Рациональна при реализации схем малых населенных пунктов, с целью оптимизации затрат.
Ценность правильной Схемы ВиВ:
Создание структурированной инженерно-экономической основы – плана последовательных действий для инженерно-обоснованного развития ВКХ, а также получение технико-экономической базы для разработки инвестиционных программ.
Финансовые инструменты
В РФ действует большое количество Федеральных и региональных целевых программ напрямую или косвенно направленных на модернизацию системы водопроводно-канализационного хозяйства.
- Программа «Чистая вода» на 2011 — 2017 годы
- Программа «Жилище» на 2011 — 2015 годы
- Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»
- Программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах»
- Прочие федеральные и региональные программы.
Также в данный момент на территории Российской Федерации активно работают европейские финансовые корпорации и банки, так например по объектам связанным со снижением негативного воздействия на экологическое состояние водных ресурсов возможно привлечение льготных европейских кредитов и безвозмездных грантов таких международных финансовых организаций как НЕФКО и ЕБРР, а также европейских экологических фондов типа NDEP, активно развивается программы приграничного сотрудничества, европейские и уже российские банки внедряют программы льготного кредитования и лизинговые договора по проектам модернизации производства направленным на снижение энерго-затрат.
Законодательство Российской Федерации при соответствующем обосновании позволяет временно прекратить наложения штрафных санкций за нарушения природоохранного и санитарного законодательства Российской Федерации и направить эти средства на модернизацию технологических процессов.
При совместном, всестороннем анализе всех финансовых инструментов с учетом их целевых показателей, а также объединенного, в масштабах муниципальных районов подхода при рассмотрении проблематики объектов ВКХ возможно построение комплексной инвестиционной программы модернизации объектов ВКХ, которая позволила бы адресно распределить финансирование по программам между «Объектами ВКХ» и выполнить все условия Целевых программ: обеспечить исполнение требуемых целевых показателей, оптимизировать финансовую нагрузку на муниципальный и областной бюджет, а самое главное обеспечить население качественными услугами в области ВКХ и дать значительный импульс для развития сельского хозяйства и производства. Концепцию Схемы распределения Программ смотри выше.
Возможности и дополнительные инструменты
Какими инструментами должен обладать Заказчик в результате качественной разработки Схемы водоснабжения и водоотведения.
Отчет о визуальном обследовании всех объектов и сетей.
- Состоянии основных фондов и материально технической базы.
- Сбор и систематизация данных для проектирования.
- Требуемые мероприятия по восстановлению.
Результаты гидравлических расчетов с учетом фактических и перспективных нагрузок.
Определяется резерв и требуемая производительность сетей и сооружений.
План-график с перечнем объектов реконструкции системы водоснабжения и водоотведения с учетом перспективного развития.
Позволит спланировать масштабные инвестиционные проекты.
Технические требования (регламент на проектирование) реконструкции и нового строительства объектов ВиВ.
Позволит обеспечить взаимную стыковку отдельных этапов проекта, унификации аппаратной и ремонтной базы.
Пакет «Технических заданий» и смет на проектно-изыскательские работы с учетом «Технических требований» на реконструкцию и новое строительство объектов ВиВ.
Вы экономите до 50% времени при подготовке впоследствии конкурсов на проектирование объектов ВиВ.
Концепция мониторинга и диспетчеризации объектов и сетей ВиВ, с перспективой создания единого диспетчерского пункта.
Позволит обеспечить совместимость всех принимаемых решений на разных этапах реализации проекта и обеспечит возможность их подключения к единому диспетчерскому пункту в будущем.
Анализ Федеральных целевых программ, программ приграничного сотрудничества, кредитных программ европейских банков, и иных источников финансирования.
Позволит проработать возможные варианты привлечения средств для реализации мероприятий по комплексной реконструкции системы ВиВ.
С уважением генеральный директор ООО «Регион» Щукин А.В.
P/S. от директора компании ООО «Регион»: | |||||||
Работаем по всей России | Контакты. Тел/ф + 7(812) 627-93-38; info@dc-region.ru | Автор G+ |
Связаться с нами вы можете с 9.00 – 18.00 (пнд — пят). Наш специалист всегда ответит на Ваши вопросы и проконсультирует по возможным решениям тех или иных задач по телефону или по запросу на почту market@dc-region.ru. | +7 (911) 088 95 67 | |
Мы в социальных сетях
Проектирование жилых, гражданских и промышленных зданий и сооружений,
в том числе очистных сооружений и инженерных сетей и систем. По всей России.
Системы водоснабжения муниципальных образований
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2013 г. № 782 “О схемах водоснабжения и водоотведения” (не вступило в силу)
В соответствии со статьями 4 и 38 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения;
требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления утвердить схемы водоснабжения и водоотведения до 31 декабря 2013 г.
Председатель Правительства Российской Федерации | Д. Медведев |
Правила
разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения
(утв. постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2013 г. № 782)
1. Настоящие Правила определяют порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов (далее — схемы водоснабжения и водоотведения), а также их актуализации (корректировки).
2. Используемые в настоящих Правилах понятия означают следующее:
«схемы водоснабжения и водоотведения» — совокупность графического (схемы, чертежи, планы подземных коммуникаций на основе топографо-геодезической подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы) и текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и направлений их развития;
«электронная модель систем водоснабжения и (или) водоотведения» — информационная система, включающая в себя базы данных, программное и техническое обеспечение, предназначенная для хранения, мониторинга и актуализации информации о технико-экономическом состоянии централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, осуществления механизма оперативно-диспетчерского управления в указанных централизованных системах, обеспечения проведения гидравлических расчетов.
3. Целью разработки схем водоснабжения и водоотведения является обеспечение для абонентов доступности горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее — централизованные системы водоснабжения и (или) водоотведения), обеспечение горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, рационального водопользования, а также развитие централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения на основе наилучших доступных технологий и внедрения энергосберегающих технологий.
4. Схемы водоснабжения и водоотведения утверждаются органами местного самоуправления. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге схемы водоснабжения и водоотведения утверждаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации (в случае если законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия по утверждению схем водоснабжения и водоотведения не отнесены к перечню вопросов местного значения).
5. Проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования поселения, городского округа, утвержденными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, и требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 782.
Проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа, органом исполнительной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Указанные уполномоченные органы для разработки проектов схем водоснабжения и водоотведения могут в установленном порядке привлекать юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
6. Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются на срок не менее 10 лет с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения и газоснабжения. При этом обеспечивается соответствие схем водоснабжения и водоотведения схемам энергоснабжения, теплоснабжения и газоснабжения с учетом:
а) мощности энергопринимающих установок, используемых для водоподготовки, транспортировки воды и сточных вод, очистки сточных вод;
б) объема тепловой энергии и топлива (природного газа), используемых для подогрева воды в целях горячего водоснабжения;
в) нагрузок теплопринимающих устройств, которые должны соответствовать параметрам схем теплоснабжения и газоснабжения в целях горячего водоснабжения.
7. При разработке схем водоснабжения и водоотведения используются:
а) документы территориального планирования, сведения о функциональных зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд и зонах с особыми условиями использования территорий;
б) материалы инженерно-геологических изысканий и исследований, опорные и адресные планы, регистрационные планы подземных коммуникаций и атласы геологических выработок, материалы инженерно-геодезических изысканий и исследований, картографическая и геодезическая основы государственного кадастра недвижимости, публичные кадастровые карты, кадастровые карты территорий муниципальных образований, схемы, чертежи, топографо-геодезические подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы;
в) сведения о техническом состоянии объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе о результатах технических обследований централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения;
г) данные о соответствии качества горячей воды и питьевой воды требованиям законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека, о соответствии состава и свойств сточных вод требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и в области водоснабжения и водоотведения;
д) сведения об инвестиционных программах, реализуемых организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, о мероприятиях, содержащихся в планах по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями, о мероприятиях, содержащихся в планах по снижению сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водозаборные площади, утвержденных в установленном порядке (в случае наличия таких инвестиционных программ и планов, действующих на момент разработки схем водоснабжения и водоотведения);
е) сведения о режимах потребления и уровне потерь воды.
8. Актуализация (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения осуществляется при наличии одного из следующих условий:
а) ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных и модернизированных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения;
б) изменение условий водоснабжения (гидрогеологических характеристик потенциальных источников водоснабжения), связанных с изменением природных условий и климата;
в) проведение технического обследования централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в период действия схем водоснабжения и водоотведения;
г) реализация мероприятий, предусмотренных планами по снижению сбросов загрязняющих веществ, указанными в подпункте «д» пункта 7 настоящих Правил;
д) реализация мероприятий, предусмотренных планами по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями.
9. Актуализация (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения осуществляется в порядке, предусмотренном для утверждения таких схем.
10. Схемы водоснабжения и водоотведения в течение 15 дней со дня их утверждения или актуализации (корректировки) подлежат официальному опубликованию в порядке, предусмотренном для опубликования актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации или актов органов местного самоуправления.
11. Электронная модель систем водоснабжения и (или) водоотведения разрабатывается для поселений, городских округов с населением 150 тыс. человек и более.
12. Программное обеспечение (пакет программ) электронной модели систем водоснабжения и (или) водоотведения должно решать задачи сохранности, мониторинга и актуализации следующей информации:
а) графическое отображение объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения с привязкой к топографической основе муниципального образования;
б) описание основных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения;
в) описание реальных характеристик режимов работы централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (почасовые показатели расхода и напора для всех насосных станций в часы максимального, минимального, среднего водоразбора, пожара и аварий на магистральных трубопроводах и сетях в зависимости от сезона) и их отдельных элементов;
г) моделирование всех видов переключений, осуществляемых на сетях централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (изменение состояния запорно-регулирующей арматуры, включение, отключение, регулирование групп насосных агрегатов, изменение установок регуляторов);
д) определение расходов воды, стоков и расчет потерь напора по участкам водопроводной и канализационной сетей;
е) гидравлический расчет канализационных сетей (самотечных и напорных);
ж) расчет изменений характеристик объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (участков водопроводных и (или) канализационных сетей, насосных станций потребителей) с целью моделирования различных вариантов схем;
з) оценка выполнения сценариев перспективного развития централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения с точки зрения обеспечения режимов подачи воды и отведения стоков;
и) обеспечение выполнения тепловых и гидравлических расчетов для зон распространения вечномерзлых грунтов, включая расчеты предотвращения развития оледенения для трубопроводов наземной прокладки.
13. База данных электронной модели систем водоснабжения и (или) водоотведения должна содержать в том числе:
а) описание программы моделирования, ее структуры, алгоритмов, возможностей и ограничений при выполнении расчетов;
б) описание модели системы подачи и распределения воды, модели системы сбора и отведения сточных вод;
в) описание системы ввода, вывода и способа переноса исходных данных и характеристик объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в электронную модель систем водоснабжения и (или) водоотведения, а также результатов моделирования в другие информационные системы.
Требования
к содержанию схем водоснабжения и водоотведения
(утв. постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2013 г. № 782)
1. Настоящий документ определяет содержание схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов, разрабатываемых в целях обеспечения доступности для абонентов горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения (далее — централизованные системы водоснабжения) и водоотведения, обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, рационального водопользования, а также развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения на основе наилучших доступных технологий, в том числе энергосберегающих технологий.
2. В настоящем документе применяются следующие понятия:
«технологическая зона водоснабжения» — часть водопроводной сети, принадлежащей организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, в пределах которой обеспечиваются нормативные значения напора (давления) воды при подаче ее потребителям в соответствии с расчетным расходом воды;
«технологическая зона водоотведения» — часть канализационной сети, принадлежащей организации, осуществляющей водоотведение, в пределах которой обеспечиваются прием, транспортировка, очистка и отведение сточных вод или прямой (без очистки) выпуск сточных вод в водный объект;
«эксплуатационная зона» — зона эксплуатационной ответственности организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная по признаку обязанностей (ответственности) организации по эксплуатации централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
3. Схемы водоснабжения и водоотведения должны предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные планы по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы по снижению сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водозаборные площади.
4. В схемах водоснабжения и водоотведения должны содержаться целевые показатели развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения и значения этих показателей с разбивкой по годам, определяемые в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере водоснабжения и водоотведения.
5. Схема водоснабжения поселения, городского округа включает в себя следующие разделы:
а) технико-экономическое состояние централизованных систем водоснабжения поселения, городского округа;
б) направления развития централизованных систем водоснабжения;
в) баланс водоснабжения и потребления горячей, питьевой, технической воды;
г) предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения;
д) экологические аспекты мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения;
е) оценка объемов капитальных вложений в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованных систем водоснабжения;
ж) целевые показатели развития централизованных систем водоснабжения;
з) перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения (в случае их выявления) и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию.
6. Раздел «Технико-экономическое состояние централизованных систем водоснабжения поселения, городского округа» содержит:
а) описание системы и структуры водоснабжения поселения, городского округа и деление территории поселения, городского округа на эксплуатационные зоны;
б) описание территорий поселения, городского округа, не охваченных централизованными системами водоснабжения;
в) описание технологических зон водоснабжения, зон централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения;
г) описание результатов технического обследования централизованных систем водоснабжения, включая:
описание состояния существующих источников водоснабжения и водозаборных сооружений;
описание существующих сооружений очистки и подготовки воды, включая оценку соответствия применяемой технологической схемы водоподготовки требованиям обеспечения нормативов качества воды;
описание состояния и функционирования существующих насосных централизованных станций, в том числе оценку энергоэффективности подачи воды, которая оценивается как соотношение удельного расхода электрической энергии, необходимой для подачи установленного объема воды, и установленного уровня напора (давления);
описание состояния и функционирования водопроводных сетей систем водоснабжения, включая оценку величины износа сетей и определение возможности обеспечения качества воды в процессе транспортировки по этим сетям;
описание существующих технических и технологических проблем, возникающих при водоснабжении поселений, городских округов, анализ исполнения предписаний органов, осуществляющих государственный надзор, муниципальный контроль, об устранении нарушений, влияющих на качество и безопасность воды;
описание централизованной системы горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, отражающее технологические особенности указанной системы;
д) описание существующих технических и технологических решений по предотвращению замерзания воды применительно к территории распространения вечномерзлых грунтов;
е) перечень лиц, владеющих на праве собственности или другом законном основании объектами централизованной системы водоснабжения, с указанием принадлежащих этим лицам таких объектов (границ зон, в которых расположены такие объекты).
7. Раздел «Направления развития централизованных систем водоснабжения» содержит:
а) основные направления, принципы, задачи и целевые показатели развития централизованных систем водоснабжения;
б) различные сценарии развития централизованных систем водоснабжения в зависимости от различных сценариев развития поселений, городских округов.
8. Раздел «Баланс водоснабжения и потребления горячей, питьевой, технической воды» содержит:
а) общий баланс подачи и реализации воды, включая анализ и оценку структурных составляющих потерь горячей, питьевой, технической воды при ее производстве и транспортировке;
б) территориальный баланс подачи горячей, питьевой, технической воды по технологическим зонам водоснабжения (годовой и в сутки максимального водопотребления);
в) структурный баланс реализации горячей, питьевой, технической воды по группам абонентов с разбивкой на хозяйственно-питьевые нужды населения, производственные нужды юридических лиц и другие нужды поселений и городских округов (пожаротушение, полив и др.);
г) сведения о фактическом потреблении населением горячей, питьевой, технической воды исходя из статистических и расчетных данных и сведений о действующих нормативах потребления коммунальных услуг;
д) описание существующей системы коммерческого учета горячей, питьевой, технической воды и планов по установке приборов учета;
е) анализ резервов и дефицитов производственных мощностей системы водоснабжения поселения, городского округа;
ж) прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды на срок не менее 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов, рассчитанные на основании расхода горячей, питьевой, технической воды в соответствии со СНиП 2.04.02-84 и СНиП 2.04.01-85, а также исходя из текущего объема потребления воды населением и его динамики с учетом перспективы развития и изменения состава и структуры застройки;
См. Своды правил СП 31.13330.2012 и СП 30.13330.2012
з) описание централизованной системы горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, отражающее технологические особенности указанной системы;
и) сведения о фактическом и ожидаемом потреблении горячей, питьевой, технической воды (годовое, среднесуточное, максимальное суточное);
к) описание территориальной структуры потребления горячей, питьевой, технической воды, которую следует определять по отчетам организаций, осуществляющих водоснабжение, с разбивкой по технологическим зонам;
л) прогноз распределения расходов воды на водоснабжение по типам абонентов, в том числе на водоснабжение жилых зданий, объектов общественно-делового назначения, промышленных объектов, исходя из фактических расходов горячей, питьевой, технической воды с учетом данных о перспективном потреблении горячей, питьевой, технической воды абонентами;
м) сведения о фактических и планируемых потерях горячей, питьевой, технической воды при ее транспортировке (годовые, среднесуточные значения);
н) перспективные балансы водоснабжения и водоотведения (общий — баланс подачи и реализации горячей, питьевой, технической воды, территориальный — баланс подачи горячей, питьевой, технической воды по технологическим зонам водоснабжения, структурный — баланс реализации горячей, питьевой, технической воды по группам абонентов);
о) расчет требуемой мощности водозаборных и очистных сооружений исходя из данных о перспективном потреблении горячей, питьевой, технической воды и величины потерь горячей, питьевой, технической воды при ее транспортировке с указанием требуемых объемов подачи и потребления горячей, питьевой, технической воды, дефицита (резерва) мощностей по технологическим зонам с разбивкой по годам;
п) наименование организации, которая наделена статусом гарантирующей организации.
9. Раздел «Предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения» формируется с учетом планов мероприятий по приведению качества питьевой и горячей воды в соответствие с установленными требованиями, решений органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения (при наличии такого решения) и содержит:
а) перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения с разбивкой по годам;
б) технические обоснования основных мероприятий по реализации схем водоснабжения, в том числе гидрогеологические характеристики потенциальных источников водоснабжения, санитарные характеристики источников водоснабжения, а также возможное изменение указанных характеристик в результате реализации мероприятий, предусмотренных схемами водоснабжения и водоотведения;
в) сведения о вновь строящихся, реконструируемых и предлагаемых к выводу из эксплуатации объектах системы водоснабжения;
г) сведения о развитии систем диспетчеризации, телемеханизации и систем управления режимами водоснабжения на объектах организаций, осуществляющих водоснабжение;
д) сведения об оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета воды и их применении при осуществлении расчетов за потребленную воду;
е) описание вариантов маршрутов прохождения трубопроводов (трасс) по территории поселения, городского округа и их обоснование;
ж) рекомендации о месте размещения насосных станций, резервуаров, водонапорных башен;
з) границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения;
и) карты (схемы) существующего и планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения.
10. При обосновании предложений по строительству, реконструкции и выводу из эксплуатации объектов централизованных систем водоснабжения поселения, городского округа должно быть обеспечено решение следующих задач:
а) обеспечение подачи абонентам определенного объема горячей, питьевой воды установленного качества;
б) организация и обеспечение централизованного водоснабжения на территориях, где оно отсутствует;
в) обеспечение водоснабжения объектов перспективной застройки населенного пункта;
г) сокращение потерь воды при ее транспортировке;
д) выполнение мероприятий, направленных на обеспечение соответствия качества питьевой воды, горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации;
е) обеспечение предотвращения замерзания воды в зонах распространения вечномерзлых грунтов путем ее регулируемого сброса, автоматизированного сосредоточенного подогрева воды в сочетании с циркуляцией или линейным обогревом трубопроводов, теплоизоляции поверхности труб высокоэффективными долговечными материалами с закрытой пористостью, использования арматуры, работоспособной при частичном оледенении трубопровода, автоматических выпусков воды.
11. Раздел «Экологические аспекты мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения» содержит сведения о мерах по предотвращению вредного воздействия:
а) на водный бассейн предлагаемых к строительству и реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения при сбросе (утилизации) промывных вод;
б) на окружающую среду при реализации мероприятий по снабжению и хранению химических реагентов, используемых в водоподготовке (хлор и др.).
12. Раздел «Оценка объемов капитальных вложений в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованных систем водоснабжения» включает в себя с разбивкой по годам:
оценку стоимости основных мероприятий по реализации схем водоснабжения;
оценку величины необходимых капитальных вложений в строительство и реконструкцию объектов централизованных систем водоснабжения, выполненную на основании укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, либо принятую по объектам — аналогам по видам капитального строительства и видам работ, с указанием источников финансирования.
13. Раздел «Целевые показатели развития централизованных систем водоснабжения» содержит значения целевых показателей на момент окончания реализации мероприятий, предусмотренных схемой водоснабжения, включая целевые показатели и их значения с разбивкой по годам.
К целевым показателям деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, относятся:
а) показатели качества соответственно горячей и питьевой воды;
б) показатели надежности и бесперебойности водоснабжения;
в) показатели качества обслуживания абонентов;
г) показатели эффективности использования ресурсов, в том числе сокращения потерь воды (тепловой энергии в составе горячей воды) при транспортировке;
д) соотношение цены реализации мероприятий инвестиционной программы и их эффективности — улучшение качества воды;
е) иные показатели, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
14. Раздел «Перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения (в случае их выявления) и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию» содержит перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию.
15. Схема водоотведения включает в себя следующие разделы:
а) существующее положение в сфере водоотведения поселения, городского округа;
б) балансы сточных вод в системе водоотведения;
в) прогноз объема сточных вод;
г) предложения по строительству, реконструкции и модернизации (техническому перевооружению) объектов централизованной системы водоотведения;
д) экологические аспекты мероприятий по строительству и реконструкции объектов централизованной системы водоотведения;
е) оценка потребности в капитальных вложениях в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованной системы водоотведения;
ж) целевые показатели развития централизованной системы водоотведения;
з) перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованной системы водоотведения (в случае их выявления) и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию.
16. Раздел «Существующее положение в сфере водоотведения поселения, городского округа» содержит:
а) описание структуры системы сбора, очистки и отведения сточных вод на территории поселения, городского округа и деление территории поселения, городского округа на эксплуатационные зоны;
б) описание результатов технического обследования централизованной системы водоотведения, включая описание существующих канализационных очистных сооружений, в том числе оценку соответствия применяемой технологической схемы очистки сточных вод требованиям обеспечения нормативов качества очистки сточных вод, определение существующего дефицита (резерва) мощностей сооружений и описание локальных очистных сооружений, создаваемых абонентами;
в) описание технологических зон водоотведения, зон централизованного и нецентрализованного водоотведения (территорий, на которых водоотведение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем водоотведения) и перечень централизованных систем водоотведения;
г) описание технической возможности утилизации осадков сточных вод на очистных сооружениях существующей централизованной системы водоотведения;
д) описание состояния и функционирования канализационных коллекторов и сетей, сооружений на них, включая оценку их износа и определение возможности обеспечения отвода и очистки сточных вод на существующих объектах централизованной системы водоотведения;
е) оценка безопасности и надежности объектов централизованной системы водоотведения и их управляемости;
ж) оценка воздействия сбросов сточных вод через централизованную систему водоотведения на окружающую среду;
з) описание территорий муниципального образования, не охваченных централизованной системой водоотведения;
и) описание существующих технических и технологических проблем системы водоотведения поселения, городского округа.
17. Раздел «Балансы сточных вод в системе водоотведения» содержит:
а) баланс поступления сточных вод в централизованную систему водоотведения и отведения стоков по технологическим зонам водоотведения;
б) оценку фактического притока неорганизованного стока (сточных вод, поступающих по поверхности рельефа местности) по технологическим зонам водоотведения;
в) сведения об оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета принимаемых сточных вод и их применении при осуществлении коммерческих расчетов;
г) результаты ретроспективного анализа за последние 10 лет балансов поступления сточных вод в централизованную систему водоотведения по технологическим зонам водоотведения и по поселениям, городским округам с выделением зон дефицитов и резервов производственных мощностей;
д) прогнозные балансы поступления сточных вод в централизованную систему водоотведения и отведения стоков по технологическим зонам водоотведения на срок не менее 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов.
18. Раздел «Прогноз объема сточных вод» содержит:
а) сведения о фактическом и ожидаемом поступлении сточных вод в централизованную систему водоотведения;
б) описание структуры централизованной системы водоотведения (эксплуатационные и технологические зоны);
в) расчет требуемой мощности очистных сооружений исходя из данных о расчетном расходе сточных вод, дефицита (резерва) мощностей по технологическим зонам сооружений водоотведения с разбивкой по годам;
г) результаты анализа гидравлических режимов и режимов работы элементов централизованной системы водоотведения;
д) анализ резервов производственных мощностей очистных сооружений системы водоотведения и возможности расширения зоны их действия.
19. Раздел «Предложения по строительству, реконструкции и модернизации (техническому перевооружению) объектов централизованной системы водоотведения» содержит:
а) основные направления, принципы, задачи и целевые показатели развития централизованной системы водоотведения;
б) перечень основных мероприятий по реализации схем водоотведения с разбивкой по годам, включая технические обоснования этих мероприятий;
в) технические обоснования основных мероприятий по реализации схем водоотведения;
г) сведения о вновь строящихся, реконструируемых и предлагаемых к выводу из эксплуатации объектах централизованной системы водоотведения;
д) сведения о развитии систем диспетчеризации, телемеханизации и об автоматизированных системах управления режимами водоотведения на объектах организаций, осуществляющих водоотведение;
е) описание вариантов маршрутов прохождения трубопроводов (трасс) по территории поселения, городского округа, расположения намечаемых площадок под строительство сооружений водоотведения и их обоснование;
ж) границы и характеристики охранных зон сетей и сооружений централизованной системы водоотведения;
з) границы планируемых зон размещения объектов централизованной системы водоотведения.
20. При обосновании предложений по строительству и реконструкции объектов централизованной системы водоотведения должны быть решены следующие задачи:
а) обеспечение надежности водоотведения путем организации возможности перераспределения потоков сточных вод между технологическими зонами сооружений водоотведения;
б) организация централизованного водоотведения на территориях поселений, городских округов, где оно отсутствует;
в) сокращение сбросов и организация возврата очищенных сточных вод на технические нужды.
21. Раздел «Экологические аспекты мероприятий по строительству и реконструкции объектов централизованной системы водоотведения» содержит:
а) сведения о мероприятиях, содержащихся в планах по снижению сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водозаборные площади;
б) сведения о применении методов, безопасных для окружающей среды, при утилизации осадков сточных вод.
22. Раздел «Оценка потребности в капитальных вложениях в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованной системы водоотведения» включает в себя оценку потребности в капитальных вложениях в строительство и реконструкцию объектов централизованных систем водоотведения, рассчитанную на основании укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, либо принятую по объектам — аналогам по видам капитального строительства и видам работ, с указанием источников финансирования.
23. Раздел «Целевые показатели развития централизованной системы водоотведения» содержит целевые показатели реализации мероприятий, предусмотренных схемой водоотведения, и их значения с разбивкой по годам.
К целевым показателям деятельности организаций, осуществляющих водоотведение, относятся:
а) показатели надежности и бесперебойности водоотведения;
б) показатели качества обслуживания абонентов;
в) показатели качества очистки сточных вод;
г) показатели эффективности использования ресурсов при транспортировке сточных вод;
д) соотношение цены реализации мероприятий инвестиционной программы и их эффективности — улучшение качества очистки сточных вод;
е) иные показатели, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
24. Раздел «Перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованной системы водоотведения (в случае их выявления) и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию» содержит перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованной системы водоотведения, в том числе канализационных сетей (в случае их выявления), а также перечень организаций, эксплуатирующих такие объекты.
Обзор документа
Установлено, как разрабатываются и утверждаются схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.
Схемы принимаются органами местного самоуправления, а в Москве и Санкт-Петербурге — органами власти субъектов Федерации (если их законами полномочия по утверждению схем не отнесены к вопросам местного значения).
Проекты схем разрабатываются уполномоченными органами в соответствии с документами территориального планирования. Для этого могут привлекаться юрлица, в т. ч. иностранные, ИП и граждане.
Схемы составляются на срок не менее 10 лет. При этом они должны соответствовать схемам энерго-, тепло- и газоснабжения.
Установлено, в каких случаях схемы актуализируются (корректируются). Например, если изменились природные условия, которые повлияли на процесс водоснабжения.
Схемы водоснабжения и водоотведения подлежат официальному опубликованию в течение 15 дней с даты их утверждения или изменения.
Для поселений, городских округов с населением более 150 тыс. человек разрабатывается электронная модель систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Органам местного самоуправления рекомендовано утвердить схемы водоснабжения и водоотведения до 31 декабря 2013 г.