- Требования к системам отопления. Нормативы потребления коммунальной услуги
- Поквартирные и общедомовые нормативы потребления коммунальной услуги
- Кто их устанавливает?
- Сколько они составляют на 1 кв. метр квартиры в 2019 году?
- Различия в расчетах
- Законодательные документы: СНиП 41-01-2003, СП 41-108-2004 и другие
- Требования, предъявляемые к системам теплоснабжения
- Гигиенические
- Противопожарные
- Изменение норм, которое запланировано в России
- Обогрев нежилых площадей в многоэтажном жилом здании
- Определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых домах
- Общие положения установления нормативов
- Методы расчета нормативов потребления коммунальных услуг
Требования к системам отопления. Нормативы потребления коммунальной услуги
Законодательство РФ обеспечивает контроль качества за поставкой теплоснабжения в многоквартирные и частные дома. Нормативные акты РФ предъявляют требования к сооружению и эксплуатации отопительных систем, а также контролируют качество коммунального обслуживания со стороны уполномоченных ведомств.
Поквартирные и общедомовые нормативы потребления коммунальной услуги
Рассмотрим, что такое норматив потребления тепловой энергии и как производится его расчет. Порядок расчета и установки нормативов на отопление регламентирован Постановлением Правительства №306. Общие положения и формулы расчета теплоснабжения с учетом наличия или отсутствия приборов учета установлены постановлением Правительства №354.
Согласно п. 10 ПП №306 нормативы устанавливаются в отношении индивидуального потребления коммунальных услуг и содержания общего имущества многоквартирного дома. Собственники, не установившие счетчики, оплачивают отопление по нормативам, которые предполагают расчет усредненного показателя расхода тепловой энергии.
Формула расчета учитывает следующие особенности:
- наличие общедомового прибора учета (больше о тепловых счетчиках на отопление читайте тут);
- количество установленных индивидуальных приборов учета ;
- расчетный период: 12 календарных месяцев или по графику отопительного сезона.
Нормативы устанавливаются региональными нормативными актами и, по состоянию на 2019 год, применяются в отношении многоквартирных домов, в которых не установлены индивидуальные или общедомовые счетчики. Если в доме установлен общедомовой счетчик, но не установлены индивидуальные, то расчет производится в соответствии с его показателями. Собственники с ИПУ оплачивают отопление по индивидуальным показаниям.
Существуют также отдельные правила, которые регулируют коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя. В данном документе детально описаны требования к ИПУ, методы учета, и многое другое.
Кто их устанавливает?
На основании п. 9 ПП №306, усредненные нормативы расхода тепловой энергии на 1 кв. м вправе устанавливать:
- региональные органы исполнительной власти;
- ресурсоснабжающие организации;
- управляющие компании;
- жилищные кооперативы;
- товарищества.
Установка нормативов по инициативе управляющей компании или ресурсоснабжающей организации производится на основании коллективного заявления в уполномоченный орган и рассматривается в течении 30 дней.
Сколько они составляют на 1 кв. метр квартиры в 2019 году?
Нормативы расхода тепловой энергии устанавливаются в каждом регионе в соответствии с локальными нормативными актами. Например, по состоянию на 2019 год, в Москве норма составляет 0,16 Гкал на 1 м2 На основании подп. д) п. 4 ПП №306, пределы устанавливаются с учетом:
- материалов стен и крыш жилого дома;
- общей площади жилых помещений;
- площади окон и ограждающих конструкций;
- износа инженерных систем.
Различия в расчетах
В общем виде в расчетах участвуют показатели общей площади жилых помещений, площади общего имущества, объем потребляемой тепловой энергии и тариф, установленный в регионе, в расчете на Гкал.
Таблица с учетом особенностей расчета:
Общедомовой прибор учета (ОДПУ) | Индивидуальный прибор учета (ИПУ) | Особенности |
Отсутствует | Отсутствует во всех помещениях | Вместо показаний фактического потребления применяется норматив, установленный в регионе, учитывается площадь помещений, в которых отсутствуют приборы теплоснабжения, за расчетный период в 12 календарных месяцев применяется коэффициент периодичности внесения платы за коммунальные услуги. |
Присутствует | Отсутствует во всех помещениях | Услуги тарифицируются исходя из показаний общедомового учета, рассчитывается сумма объемов теплорасхода с учетом показаний общедомового счетчика. |
Присутствует | Присутствует хотя бы в одном жилом помещении | При расчете норматива учитываются суммы показаний по ОДПУ и ИПУ в смежных квартирах, суммируются площади квартир с ИПУ, собственники с ИПУ платят по индивидуальным показаниям. |
Присутствует | Присутствует везде | Площадь жилого помещения умножается на показания счетчика и тариф, установленный ресурсоснабжающей организацией, показания ОДПУ необходимы для расчета расходов на общедомовые нужды. |
Таким образом, в домах, не оснащенных приборами учета, применяются нормативы, установленные в регионе. При наличии ОДПУ или хотя бы одного ИПУ, их показатели учитываются в формулах.
Законодательные документы: СНиП 41-01-2003, СП 41-108-2004 и другие
В таблице приведен перечень нормативных документов, регулирующих требования к сооружению и контролю качества систем отопления, с учетом последних изменений по состоянию на 2019 год:
Нормативный акт | Дата введения | Комментарий |
СНиП 2.04.05-91 | 01.01.1992 | Общие требования к системам вентиляции, отопления и кондиционирования, отменен с 01.01.2004. |
СНиП 41-01-2003 | 01.01.2004 | Регламентирует параметры внутреннего воздуха, требования к системам отопления, теплоснабжения, арматуре, прокладке трубопровода, особенности установки печного отопления, актуализированная редакция СНиП 2.04.05-91, не действует с 01.01.2013. |
СП 60.13330.2012 | 01.01.2013 | Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003. |
СП 41-108-2004 | 01.01.2005 | Регламентирует требования к выбору и размещению теплогенераторов, особенности газоснабжения и утилизации продуктов горения, установка электроснабжения и отопления в многоквартирных домах. |
СанПиН 2.1.2.2645-10 | 10.06.2010 | Гигиенические требования к системам отопления. |
ГОСТ Р 56501-2015 | 01.03.2016 | Регламентирует управление системами теплоснабжения, особенности обеспечения потребителей коммунальными отопительными ресурсами, требования к контролю качества и ремонтному обслуживанию. |
ГОСТ 30494-2011 | 01.03.2011 | Особенности установки температурного режима, контроль качества и порядок замера. |
СНиП 41-02-2003 | 01.09.2003 | Особенности обустройства тепловых сетей, контроль качества. |
СНиП 31-01-2003 | 01.10.2003 | Некоторые требования к размещению отопительных систем в многоквартирных домах. |
Постановление Правительства №354 | 06.05.2011 | Особенности предоставления коммунальных услуг по теплоснабжению. |
Требования, предъявляемые к системам теплоснабжения
Законодательство РФ предъявляет санитарно-эпидемиологические и противопожарные требования к системам отопления. В целях безопасности отопительные приборы соответствуют регламентам СанПин и СНиП.
Больше о правилах организации теплоснабжения мы рассказывали в отдельной статье.
Гигиенические
Гигиенические требования регламентированы Разделом IV СанПин 2.1.2.2645-10 и регулирует следующие условия:
- отсутствие запаха;
- равномерное распределение воздуха;
- отсутствие токсичных выбросов в процессе эксплуатации;
- доступность для ремонта, уборки и обслуживания;
- отсутствие шума (каковы причины шума в батареях отопления?).
Температурный режим не превышает 90 градусов. Системы, отапливающие свыше 75 градусов, оснащаются защитными ограждениями. Концентрация химических веществ в воздухе в процессе эксплуатации систем теплоснабжения не превышает установленный уровень безопасного воздействия.
Противопожарные
Противопожарные требования к сооружению и эксплуатации отопительных систем в многоквартирных домах регламентированы СП 60.13330.2012. В целях безопасности в качестве теплоносителя применяются горячая вода или водяной пар. В климатических районах с низкими температурами применяются невзрывоопасные вещества, предотвращающие замерзание жидкости.
В многоквартирных домах высотой более 9 этажей допускается установка теплогенераторов, работающих на газообразном топливе. Системы газоснабжения оснащаются автоматикой, перекрывающие поступление топлива в аварийных ситуациях. Согласно нормам, в помещениях квартир устанавливаются теплогенераторы, производящие не более 35 кВт тепла. Общий объем теплопроизводительности не превышает 100 кВт.
Изменение норм, которое запланировано в России
По сообщениям ТАСС, с 2020 года расчет норматива теплового расхода будет зависеть от этажности. Новую систему планировалось внедрить в 2016 году, однако, по требованию членов комитета Государственной Думы проект перенесли на 2020 год. Согласно новому распорядку норма Гкал устанавливается в зависимости от следующих условий:
- материал дома: кирпич, камень, бетон, дерево;
- год постройки: до 1999 года, после 1999 года;
- этажность.
Согласно разъяснениям пресс-службы Минстроя России, применение новых условий расчета будет правом региональных властей, но не обязанностью. По состоянию на 2019 год новый распорядок законодательно не регламентирован, но уже применяется в субъектах РФ, например, в Красноярске (постановление Правительства Красноярского края № 137-п).
Обогрев нежилых площадей в многоэтажном жилом здании
Для расчета норматива нежилых помещений, например, лестничных клеток, подвала, применяется Формула 2 ПП №354. Общая площадь помещений умножается на норматив Гкал и тариф, установленный в регионе. Согласно п. 40 ПП 354, оплату за коммунальные услуги на территории общего пользования вносят собственники жилых домов. С 1 сентября 2011 года в квитанциях ЖКХ предусмотрена графа по общедомовым нуждам (как формируется плата за отопление?).
При отсутствии индивидуальных приборов учета расходов на отопление для начисления платы применяется норматив, установленный региональными властями. Учитываются показания общедомового счетчика, при его наличии, а также площадь отапливаемых квартир с ИПУ. В противном случае собственники жилых помещений оплачивают коммунальные услуги исходя из фактического потребления ресурса.
Определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых домах
В. И. Ливчак, вице-президент НП «АВОК», otvet@abok.ru
В статье рассмотрены методы установления нормативов потребления коммунальных услуг и рекомендованных формул их определения согласно «Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», пересматриваемым в связи с утверждением Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г.
6 мая 2011 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Они включают в себя условия предоставления услуг, права, обязанности и ответственность исполнителя и потребителя услуг, описание порядка расчета и внесения платы за услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, требования к качеству коммунальных услуг и пересчет их оплаты при оказании услуг ненадлежащего качества. В составе этого документа пересматриваются «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденные ранее Постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 г. Осталось не ясным – утверждены ли эти последние правила, поскольку после их названия в скобках указывается: «в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354», или еще нет?
Но к «Правилам установления и определения нормативов…» имеются серьезные замечания, связанные с неправильным определением норматива на отопление и водоснабжение и отнесением удельного энергопотребления не к общей площади квартир без летних помещений (общей площади жилых помещений – по определению Жилищного кодекса Российской Федерации), а к общей площади всех помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав «общего имущества дома» – понятия, не существующего до настоящего времени.
В проекте наряду с общей площадью квартир обычно указывается еще один показатель – площадь здания, но это не сумма всех помещений, куда может входить и общее имущество дома, а сумма всех надземных и подземных этажей (включая технический, мансардный, цокольный), измеренных в пределах внутренних поверхностей стен, то есть вместе с площадью, занимаемой внутренними стенами, лестничными клетками и лифтовыми шахтами, и, кроме того, включая площадь открытых неотапливаемых планировочных элементов здания (эксплуатируемая кровля, открытые лоджии, веранды, террасы…) – в редакции проекта приказа Минэкономразвития РФ, опубликованного на сайте министерства 12.09.2011 г.
Учитывая, что измерить отдельно теплопотребление на отопление общедомовых помещений невозможно, водопотребление на их уборку нецелесообразно из-за незначительности расходования, то не следует выделять эти потребления, относя их к общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а надо относить к общей площади квартир, тем самым разнося их на всех жителей пропорционально занимаемой ими площади.
В отношении энергоснабжения, представленного на общедомовые нужды, включающие освещение общедомовых помещений (лестниц, лифтовых холлов, межквартирных коридоров, входного вестибюля, техподполья и чердачных помещений), пользование лифтами, потребление электродвигателями насосов и вентиляционного оборудования, приборами автоматики, устройствами чистки мусоропровода, – питание этой нагрузки выполняется по отдельной ветке, оборудованной приборами учета. Поскольку это электропотребление оплачивается всеми жильцами, целесообразно относить его также к общей площади квартир и контролировать эффективность потребления, сопоставляя результаты измерения с расчетами в энергетическом паспорте проекта дома.
При выборе единицы измерения нормативов потребления электроэнергии в жилых помещениях следует иметь в виду, что с повышением комфортности жилища увеличивается электропотребление на одного человека, но в то же время растет и площадь жилых помещений, приходящаяся на этого жителя. Поэтому следует отойти от нормирования электропотребления на человека, перейдя на м 2 общей площади. То же в отношении водоснабжения, хотя потребление воды зависит от количества жителей. В целях унификации можно норматив водопотребления на одного человека пересчитать на м 2 общей площади исходя из заселенности квартир.
Общие положения установления нормативов
В соответствии с предлагаемыми Правилами норматив потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды не является единым для всех многоквартирных домов данного региона. И в этом первое положительное отличие этих Правил от действующих до настоящего времени, по которым независимо от того, выполнено ли в доме утепление фасада, заменены ли окна на более энергоэффективные, лампы накаливания в общедомовых помещениях на люминесцентные или КЛЛ, оснащено ли их включение-выключение датчиками движения, установлены ли в системе отопления автоматизированные узлы управления или нет, норматив был один и тот же. Теперь при различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Остановимся более подробно на методах установления нормативов потребления коммунальных услуг и рекомендованных формул их определения.
В редакции Правил нормативы потребления коммунальных услуг – это количественный показатель объема потребленного коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный газ, электрическая и тепловая энергия, сточные бытовые воды) в жилых помещениях (квартирах) и на общедомовые нужды, в том числе на освещение и уборку общедомовых помещений. Этот показатель применяется для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителям (жителям) при отсутствии индивидуального (в коммунальных квартирах) или общего (квартирного) прибора учета.
В этом второе положительное отличие этих Правил от принятого несправедливого подхода для потребителей, не имеющих квартирные или субабонентские (для нежилых помещений, не являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме) приборы учета. Ранее теплопотребителям, у которых отсутствовали приборы учета, объем коммунальной услуги начислялся по разнице между показаниями общедомового прибора учета и суммы показаний потребителей, оборудованных индивидуальными (общеквартирными) приборами учета. Тем самым, включая все потери и общедомовые нужды.
Теперь они оплачивают свое потребление по нормативу, а остаток после вычитания из показаний общедомового прибора и суммы показаний всех общеквартирных приборов учета и нормативных значений потребителей, у которых отсутствуют приборы учета, распределяется между всеми потребителями пропорционально общей площади каждого в конце расчетного месяца или года. Если же разница окажется отрицательной, что будет свидетельствовать о незначительных потерях или малых затрат на общедомовые нужды, избыток средств можно направить в счет погашений дотаций бюджета малообеспеченным семьям или засчитать всем потребителям пропорционально площади квартир.
Методы расчета нормативов потребления коммунальных услуг
При установлении нормативов потребления коммунальных услуг Правилами рекомендуется применять методы аналогов и расчетный. Метод аналогов применяется при наличии данных, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями. Следует отметить, что если в отношении водо- и электропотребления метод аналогов при достаточно большой представительности выборки может быть признан достоверным, хотя индивидуальные особенности мытья посуды, приема ванны или душа, выключения света в помещениях, откуда ушли люди, весьма различны, то в отношении отопления метод аналогов с использованием общедомового прибора учета тепловой энергии не применим, а с применением квартирных – нет опыта.
Объясняется это тем, что теплосчетчик на вводе в здание фиксирует теплопотребление на отопление, но это не означает, что такое количество теплоты является оптимальным для жителей данного дома. Как показано в [1], в 8 одинаковых жилых домах серии П-18–01/12 по ул. Обручева в Москве, в которых по плану капитального ремонта было выполнено утепление фасадов, замена окон на более энергоэффективные, установлены автоматизированные узлы управления системой отопления, термостаты на отопительных приборах, а в двух домах в том числе и теплораспределители для осуществления поквартирного учета тепла, удельный расход тепловой энергии на отопление за отопительный период 2010–2011 годов в среднем составил 190 кВт·ч/м 2 , в то время как в предыдущем на одном из домов было достигнуто 99 кВт·ч/м 2 благодаря оптимизации температурного графика подачи тепла на отопление, задаваемого контроллеру автоматизированного узла управления системой отопления. Последняя величина совпала с расчетным значением из энергетического паспорта проекта дома.
Поэтому для определения норматива потребления на отопление следует применять только расчетный метод. Но предлагаемая в Правилах формула 9 определения количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного дома и жилого дома, неправильная, так как она предполагает, что тепловая нагрузка на отопление изменяется пропорционально температуре наружного воздуха:
где qо.max– расчетная часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал/ч);
tвн– температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений многоквартирного дома или жилого дома, °C;
tн.сро– среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период, °C;
tн.ро– расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования отопления, °C;
nо– продолжительность отопительного периода, суток в год, характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха +8 °C и ниже;
24 – количество часов в сутках;
10 –6 – коэффициент перевода из ккал в Гкал.
Но, исходя из теплового баланса квартиры, расчетная часовая тепловая нагрузка на отопление равна:
где qогр – теплопотери через наружные ограждения;
qинф– теплопотери на нагрев инфильтрующегося через наружные ограждения наружного воздуха в объеме не менее нормативного воздухообмена для вентиляции;
qбыт– бытовые тепловыделения от людей, искусственного освещения, пользования электробытовыми приборами, от приготовления пищи, мытья посуды, от внутриквартирных трубопроводов горячего водоснабжения, теплопоступления с рассеянной радиацией.
Меняются от температуры наружного воздуха только первые две составляющие теплового баланса, бытовые тепловыделения практически постоянны в течение отопительного периода и не зависят от температуры наружного воздуха. Поэтому правильное написание этой формулы таково:
или, если обозначить бытовые тепловыделения в долях от расчетной часовой нагрузки на отопление, вынеся qо.max за квадратные скобки:
Доля бытовых тепловыделений в тепловом балансе дома, оставаясь по отношению к расчетной часовой нагрузке на отопление для конкретного дома величиной постоянной, меняется с изменением текущей температуры наружного воздуха, повышаясь с ее увеличением. Это позволяет сократить подачу тепла на отопление с повышением температуры наружного воздуха, и графики температур теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах системы отопления должны сходиться не при tн = tвн = +18…+20 °C, как это будет при пользовании формулой, приведенной в Правилах, а при tн = +10…+15 °C согласно предыдущим формулам, предлагаемым в данной статье.
Указанное подтверждает, что график центрального качественного регулирования от источника, построенный без учета увеличивающейся доли бытовых тепловыделений в тепловом балансе жилого дома с повышением температуры наружного воздуха, не соответствует требуемому для жилого дома, что вынуждает в каждом жилом доме устанавливать автоматизированные узлы управления системы отопления, и при зависимом присоединении корректирующие подмешивающие насосы (см. СП 41–101–95 «Проектирование тепловых пунктов») должны работать не только в период срезки центрального графика регулирования, а практически в течение всего периода с температурой наружного воздуха выше параметров «А».
Будучи постоянной величиной в долях от расчетной часовой нагрузки на отопление для конкретного дома, доля бытовых тепловыделений увеличивается для другого дома с повышенной теплозащитой или с применением утилизации тепла вытяжного воздуха для нагрева приточного. При строительстве аналогичного по конструктивным и техническим параметрам дома в регионе с более низкой расчетной температурой наружного воздуха для проектирования отопления доля бытовых тепловыделений будет ниже, а с более высокой – будет выше. Поэтому и неправильна табл. 7 Правил, где приводятся значения нормируемого удельного расчетного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома и жилого дома, определенные без учета меняющейся доли бытовых тепловыделений по отношению к расчетной часовой нагрузке на отопление в разных регионах страны и не учитывающие тенденцию повышения энергетической эффективности зданий в будущем в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 18 от 25.01.2011 г.
Являясь одним из авторов СНиП «Тепловые сети. Нормы проектирования», я пересчитал эту таблицу из предыдущей редакции СНиП 2.04.07–86 (результаты и обоснования в [2]), но она не вошла в новую редакцию СНиП 41–02–2003, поскольку предполагалось следом выпустить Свод правил к этому СНиП. Однако в связи с законом о техническом регулировании вся нормативная деятельность закончилась, и вот мы возвращаемся к этой таблице снова, дополняя ее требованиями повышения энергоэффективности зданий с 2011 года и 2016 года согласно постановлению Правительства РФ № 18 от 25.01.2011 г. «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».
Не повторяясь, как были установлены значения удельного расхода тепловой энергии на отопление разноэтажных жилых зданий строительства до 1995 года и после 2000 года для регионов с расчетной температурой наружного воздуха для проектирования отопления от –5 до –55 °C [2], определим эти величины для зданий строительства с 2011 года и с 2016 года с учетом требований повышения энергетической эффективности строящихся и капитально ремонтируемых зданий в эти годы на 15–30% по сравнению с нормами 2000 года согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 18 от 25 января 2011 г.
Повышение энергоэффективности в соответствии с приказом Минрегионразвития РФ № 262 от 28.05.2010 г. сопровождалось таким же повышением нормируемых сопротивлений теплопередаче наружных стен, покрытий и перекрытий по отношению к уровню табл. 4 СНиП 23–02–2003, а также окон с 2011 года до величины RF = 0,8 м 2 ·°C/Вт для местностей с величиной градусо-суток более 4 000 и 0,55 м 2 ·°C/Вт для остальных, а с 2016 года – не менее RF = 1,0 м 2 ·°C/Вт также для районов более 4 000 °C·сут. и 0,8 м 2 ·°C/Вт – для остальных.
Опять же, как и в [2], в качестве реперных значений принимаем жилой 9-этажный дом, сооружаемый в условиях центральной России, с расчетной температурой наружного воздуха –25 °C и величиной градусо-суток 5 000. По нормам 2000 года приведенное сопротивление теплопередаче основных наружных ограждений стен Rw = 3,15 м 2 ·°C/Вт, окон RF = 0,54 м 2 ·°C/Вт, расчетный воздухообмен при заселенности 20 м 2 общей площади квартир на человека – 30 м 3 /(ч·чел.), удельная величина бытовых тепловыделений 17 Вт/м 2 площади жилых комнат. В этих условиях из [2] тепловой баланс дома таков: теплопотери стен составляют 20–23%, через покрытия, перекрытия – 4–6%, через окна – 25–28%, с инфильтрующимся воздухом – 40–50%, относительная доля бытовых тепловыделений от расчетных теплопотерь – 18–20%. Расчетный расход тепла на отопление дома по отношению к расчетным теплопотерям в 2000 году будет, соответственно, решая уравнение теплового баланса: о.max 2000 г. = 0,215 + 0,05 + 0,265 + 0,47 – 0,19 = 0,81, а доля бытовых тепловыделений от расчетного расхода тепла на отопление qбыт/qо.max = 0,19·100/0,81 = 23,5%, что представляет значительную величину, возвращаясь к разделу, где говорится о необходимости учета увеличивающейся доли бытовых тепловыделений с повышением наружной температуры в графике подачи тепла на отопление.