- Льготы при оплате отопления
- Плата за отопление по счетчику в многоквартирном доме
- Льготные категории граждан
- Нововведения в законодательстве о льготах на отопление
- Как оформить льготы на оплату отопления
- Куда подается заявление на льготы
- Перечень документов
- Расчет размера льготы за отопление
- Долги по коммуналке и получение льготы
- Заключение
- Чем различаются соцнорма и норматив потребления коммунальных услуг
- Когда по закону применяются норматив и соцнорма
- Кто и как устанавливает нормативы потребления
- Когда применяется социальная норма
- В чём главные отличия норматива от соцнормы
Льготы при оплате отопления
Существенную долю ежемесячных расходов многих семей составляет сумма на оплату коммунальных услуг, в том числе отопления. Поэтому попасть в категорию льготников для многих граждан – значит получить помощь к пенсии и зарплате. Для этого нужно знать свои права и отстаивать их. Существуют десятки нормативных актов, регламентирующих законодательство в сфере ЖКХ, и множество региональных норм, которые предусматривают субсидии, возмещение расходов на коммунальные услуги, льготы на отопление.
Плата за отопление по счетчику в многоквартирном доме
Оплата тепла рассчитывается по установленным нормативам с учетом показателей общего прибора учета или индивидуального счетчика.
Бюджетный вариант – общедомовой счетчик, ведь стоимость его установки будет поделена на всех жильцов. Показания считываются представителем ресурсоснабжающей организации раз в месяц, а полученная сумма разделяется в соответствии с площадью квартир.
Более дорогостоящий, но эффективный способ сэкономить на оплате отопления, – установка индивидуального счетчика в квартире. При наличии такого прибора собственнику не придется платить за холодные батареи и потерю тепла при транспортировке.
Льготные категории граждан
Согласно ст. 160 Жилищного кодекса РФ , отдельные категории граждан могут получать компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет бюджетных средств.
Поскольку размер льготы и категории получателей регламентируются не только федеральным, но и региональным законодательством, они могут отличаться в зависимости от места проживания.
Тех, кому положены льготы на отопление, условно можно разделить на 2 категории. В соответствии с федеральным законодательством, к категории льготников относятся:
- ветераны боевых действий, инвалиды и участники ВОВ;
- Герои Соцтруда, Герои Труда РФ, полные кавалеры ордена Трудовой Славы;
- Герои Советского союза, Герои РФ, полные кавалеры ордена Славы;
- инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов;
- жители блокадного Ленинграда;
- бывшие несовершеннолетние узники концлагерей;
- те, кто подвергся воздействию радиации на Семипалатинском полигоне и в Чернобыле.
Многие полномочия по назначению социальных дотаций переданы властям на местах. В регионах разработаны документы о размере субсидий и компенсаций, а также выделены категории тех, кто получит льготы при оплате отопления:
Подробнее о том, какие категории граждан могут претендовать на субсидию, возмещение затрат на отопление и другие льготы по оплате коммунальных услуг.
Нововведения в законодательстве о льготах на отопление
После изменения жилищного законодательства в 2016-м году затраты на тепловую энергию были исключены из состава расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. В связи с этим для некоторых категорий граждан перестали действовать нормы законов о социальной поддержке населения.
В тамбурах, на лестничных клетках, технических и чердачных этажах температура поддерживается за счет стояков или стен квартир, поэтому прежде плата за отопление в равных долях распределялась между жителями дома. Теперь эти затраты переместились из коммунальных в жилищные услуги и в платежках называются «оплата за содержание жилого помещения».
Это незначительное изменение создало трудности при расчете льготы по отоплению квартир для отдельных категорий граждан.
В 2017-м году изменения в законодательстве, регулирующем оплату коммунальных услуг, коснулись затрат на общедомовые нужды. После принятия Закона РФ от 30.10.17 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» применяется иной принцип расчета компенсаций и льгот. Ожидается, что новый закон о льготах на отопление позволит назначать более справедливую компенсацию.
Изменения внесены в ряд нормативных актов, на основании которых начисляются и рассчитываются дотации:
С учетом внесенных изменений компенсации и льготы при оплате отопления в 2021 году для категорий граждан, перечисленных в указанных законах, рассчитываются как коммунальные затраты на содержание общего имущества в многоквартирных домах.
Как оформить льготы на оплату отопления
Дотации на оплату за тепло предоставляют органы социальной защиты населения. Помощь можно получать в виде:
Стоит отметить, что основными моментами при назначении льготы на оплату отопления является нуждаемость соискателя в материальной поддержке и финансовые возможности региона.
При наличии всех документов оформление социальной помощи не займет много времени. Заявление передается непосредственно в отдел соцзащиты населения либо через МФЦ. В течение 10 дней уполномоченный орган выносит решение о назначении льготы или об отказе.
Если документы переданы до 15 числа, льготы назначаются с 1 числа месяца, в котором подано заявление.
Условия получения дотации не очень суровы. Достаточно того, что лицо принадлежит к категории граждан, имеющих законное право на выплаты.
Субсидией и компенсацией пользуются лица, относящиеся к разным категориям. В случаях, если один и тот же гражданин имеет право на льготы, например, как ветеран ВОВ и одновременно как ветеран труда, он вправе выбрать, какой статус наделяет его большими преимуществами.
Дотацию можно оформить только на одну жилплощадь, на которой проживает или прописан льготник.
Поскольку компенсации перечисляются в денежной форме, получателю необходимо открыть счет в любом банке РФ.
Куда подается заявление на льготы
Претендент на получение льгот должен перед началом отопительного сезона подать заявку в отдел социального обеспечения по месту жительства или обратиться в Многофункциональный центр (МФЦ) по месту регистрации/проживания.
Заявление можно передать лично либо через законного представителя, оформив доверенность у нотариуса.
Перед обращением в МФЦ нужно заранее занять очередь, позвонив по телефону либо воспользовавшись виртуальной услугой записи в электронную очередь .
Чтобы сократить число визитов в указанные службы, можно отправить заявление и копии документов в электронном виде через интернет-портал Госуслуги. В этом случае обращение направляется в отдел социальной защиты населения без личного присутствия льготника.
Посетить нужное учреждение придется лишь для того, чтобы предоставить оригиналы отправленных документов.
Результат рассмотрения заявления тоже можно узнать в личном кабинете на сайте Госуслуги.
Перечень документов
Убедившись, что гражданин принадлежит к льготной категории, которая, согласно законодательству регионального или федерального значения, имеет право получать дотации на оплату отопления, можно приступать к сбору документов. В этот пакет входит:
- заявление на компенсацию за отопление;
- копия паспорта гражданина РФ;
- копия документа, подтверждающего право на выплату: справка об инвалидности, пенсионное или удостоверение ветерана;
- копия документа на право собственности либо проживания по указанному адресу;
- в случае проживания не по месту регистрации – справку о том, что по постоянному месту жительства данная льгота не предоставляется.
Если все документы подлинные, поданы без ошибок и своевременно, уполномоченный орган вынесет решение о предоставлении дотации.
Расчет размера льготы за отопление
В законодательстве указаны категории граждан, которые имеют право на 100% возмещение в пределах площади 33 м2:
- дети-сироты;
- дети, оставшиеся без опеки родителей;
- инвалиды и участники ВОВ;
- Герои страны.
Закон РФ от 29.06.15 № 176 «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» предусматривает, что величина социальной помощи не должна превышать нормативы потребления, утвержденные действующим законодательством. Поэтому перед тем, как рассчитать льготу на отопление, нужно удостовериться, что фактическое потребление тепла не превышает указанных норм.
Ограничение льгот на коммунальные услуги нормативным расходом распространяется на всех граждан, имеющих право на получение субсидии или возмещения.
При определении затрат, которые подлежат возмещению, нужно учитывать также регион проживания получателя социальной помощи.
Большинству тех, кто имеет льготы на отопление, предоставляется дотация в размере 50 % от количества потребленного тепла. Это относится как к централизованному отоплению, так и к приобретению твердого топлива (уголь, дрова).
Если в доме или квартире установлен прибор учета тепловой энергии, то льгота и плата за потребление рассчитывается на основании показаний счетчика по формуле:
Размер компенсации зависит от количества льготников и лиц, проживающих с ними совместно. Например, супруги-льготники будут оплачивать 50% от суммы, указанной в квитанции.
Если с ними в квартире зарегистрирован совершеннолетний сын, который не имеет права на льготы, свою часть оплаты он должен вносить в полном объеме.
Долги по коммуналке и получение льготы
Итак, льготой по оплате отопления могут воспользоваться инвалиды, ветераны, лица, пострадавшие вследствие аварии на ЧАЭС или при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Если граждане, принадлежащие к указанным категориям, получают отказ в предоставлении помощи, должностные лица понесут ответственность за это. Это следует из нормативных актов:
- ст. 32 Закона РФ «О социальной защите инвалидов РФ» содержит положения об ответственности должностных лиц при безосновательном отказе в предоставлении мер социальной защиты инвалиду;
- ст. 26 Закона РФ «О ветеранах» предусматривает ответственность за неисполнение законодательства РФ о ветеранах;
- ст. 48 и 49 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» гарантируют меры социальной поддержки, а нарушители данного закона несут уголовную, административную, дисциплинарную и материальную ответственность;
- ст. 1 Закона РФ «О социальных гарантиях гражданам подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гарантирует меры социальной поддержки.
На основании указанных актов можно сделать вывод, что отказ в предоставлении либо отмена льгот за отопление из-за задолженности по коммунальным платежам противоречат закону.
Кроме того, ст. 160 Жилищного кодекса РФ указывает на возможность заключения соглашений по погашению задолженности. Предоставление документа, который свидетельствует о том, что льготник уже начал погашать долги за услуги ЖКХ, считается достаточным основанием для начисления льгот.
Все перечисленные нормативные акты предусматривают взыскание выплаченной помощи в судебном порядке, если льготник использовал денежные средства не по целевому назначению.
Заключение
Платежи за отопление могут составлять около 50% стоимости всех коммунальных услуг. Такие затраты не всегда по карману людям с ограниченными возможностями и слабым здоровьем, детям-сиротам и другим льготникам. Согласно поправкам к законам, все они смогут платить за отопление меньше на 30% – 50% либо получат полную компенсацию затрат по оплате тепла.
Чем различаются соцнорма и норматив потребления коммунальных услуг
Законы, регулирующие отношения в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, оперируют двумя похожими понятиями: «социальная норма» и «норматив» потребления коммунальных услуг. Несмотря на созвучие, они различаются функционально. Разберём эти понятия, чтобы не путать их при расчёте платы за КУ.
Когда по закону применяются норматив и соцнорма
Оба эти понятия – из сферы расчётов платы за коммунальные услуги, которые ежемесячно делают исполнители КУ, в том числе управляющие организации. Поэтому следует разводить понятия норматива и социальной нормы во избежание путаницы и ошибок.
Размер платы за КУ в жилом помещении с установленным индивидуальным прибором учёта определяется исходя из показаний такого прибора учёта за расчётный период (п. 42 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).
Если счётчик в помещении не установлен или вышел из строя, то объём потреблённого ресурса определяется расчётными методами: первые три месяца — исходя из среднемесячного потребления, затем – по нормативу потребления коммунальной услуги (п.п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354).
Независимо от метода определения объёма, расчёт платы за ресурс производится по тарифам, установленным для населения органом исполнительной власти субъекта РФ в области тарифного регулирования. При этом в субъектах РФ, где установлена социальная норма потребления электрической энергии, размер платы рассчитывается по тарифам, установленным в пределах и сверх такой социальной нормы (п. 38 ПП РФ № 354).
Из законодательства видно, что норматив потребления и социальная норма применяются в разных ситуациях: норматив определяет объём ресурса, а социальная норма – размер платы в зависимости от объёма. При этом соцнорма применяется и непосредственно при расчёте платы по нормативу. Поговорим об этом подробнее.
Кто и как устанавливает нормативы потребления
Норматив – это средний показатель потребления коммунальной услуги на одного человека. Расчёт нормативов потребления делается согласно постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и принятым на региональном уровне нормативным актам.
Нормативы потребления КУ утверждают органы власти каждого субъекта РФ (п. 3 ПП РФ от 23.05.2006 № 306). Нормативы устанавливаются для ресурса:
- потреблённого на содержание общего имущества многоквартирного дома;
- потреблённого в помещениях собственников;
- используемого для содержания земельного участка и надворных построек (п. 10 ПП РФ № 306).
Нормативы потребления коммунальных услуг в помещениях собственников устанавливаются на три года и в этот период не подлежат пересмотру (п. 14 ПП РФ № 306). Нормативы, установленные для содержания общего имущества собственников МКД, могут быть пересмотрены, если изменилась степень энергоэффективности дома, был проведён капитальный ремонт и т.д. (п. 16 ПП РФ № 306).
При определении нормативов для разных коммунальных услуг на региональном уровне учитываются разные характеристики дома:
- этажность постройки, вид системы теплоснабжения и др. – для ГВС, ХВС;
- количество комнат в квартире, площадь дома – для энергоснабжения;
- состояние внутридомовых инженерных сетей – для газоснабжения;
- объём жилых помещений, площадь всех окон, материалы, из которых сделаны стены и крыша – для отопления.
Износ внутридомовых инженерных систем учитывается при определении нормативов для всех коммунальных услуг (п. 4 ПП РФ № 306).
Согласно п. п. 42, 60 ПП РФ № 354, норматив применяется для расчёта объёма потреблённого ресурса в следующих случаях:
- при отсутствии ИПУ и технической возможности его установки;
- при непередаче показаний установленного ИПУ более трёх расчётных периодов подряд;
- при выходе ИПУ из строя или в случае отказа в допуске исполнителя КУ в помещение для проверки счётчика – по истечении трёх расчётных периодов с момента установления указанных фактов, с применением повышающего коэффициента.
Когда применяется социальная норма
Если норматив установлен и применяется ко всем коммунальным услугам, то социальная норма введена в России только на потребление электроэнергии и не во всех регионах. Постановление Правительства от 06.05.2011 № 354 и приказ Федеральной службы РФ по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 закрепляют возможность субъектов РФ устанавливать тарифы на электроэнергию, поставляемую населению, в пределах социальной нормы и сверх этой нормы. Такой метод расчёта объёмов потребления электрической энергии должен помочь потребителям использовать ресурс более рационально.
Социальная норма – это объём ресурса, установленный для одного человека и используемый для определения тарифа при расчёте платы за коммунальную услугу. Объём электроэнергии в пределах соцнормы рассчитывается по более низкому тарифу по сравнению с кВт*ч, потреблёнными сверх нормы.
Применение социальной нормы потребления электроэнергии стало возможным после вступления в силу постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614. Нормативный акт регламентировал порядок установления и применения соцнорм. Постановление Правительства РФ № 614 закрепило обязанность исполнителей КУ вести раздельный учёт объёмов электрической энергии, поставляемой потребителям в пределах и сверх соцнормы (п. 47 разд. III ПП РФ № 614).
Норму для каждого региона определяют органы власти субъектов РФ, которые занимаются регулированием тарифов (п. 3 разд. II ПП РФ № 614). Если в регионе принято решение о введении социальной нормы потребления электроэнергии, то при установлении тарифов на услугу энергоснабжения тарифы для населения и приравненных к нему категорий вводятся два тарифа для каждой группы:
- низкий – для расчёта платы за кВт*ч в пределах соцнормы;
- высокий – для расчёта платы за объём электроэнергии, потреблённый сверх нормы.
В каждом регионе, где принято решение о применении социальных норм, их размер зависит от климатических условий и продолжительности светового дня. Независимо от субъекта РФ, установленные социальные нормы различны для помещений с разными характеристиками (прил. 5.1, 5.2 к ПП РФ № 614).
Соцнорма зависит от:
- расположения помещения в городе или сельской местности;
- наличия стационарной электроплиты;
- системы ГВС и теплоснабжения: используются ли для этого электрообогреватели или иные установки;
- состояния дома: аварийность, степень износа;
- отопительного сезона.
При этом чем больше человек зарегистрировано в жилом помещении, тем выше будет социальная норма потребления электроэнергии в таком помещении. Например:
Пределы социальной нормы используются при определении платы за электроэнергию как при наличии показаний индивидуальных приборов учёта, так и при расчётных методах: по среднему и по нормативу (п. 32 ПП РФ № 354, п. 33 разд. III ПП РФ № 614). Также она применяется при расчётах платы за ресурс, потреблённый на содержание общего имущества МКД (п. 32 разд. III ПП РФ № 614).
Если в помещении из-за отсутствия технической возможности не установлен ИПУ электроэнергии, плата за весь объём ресурса, определённый исходя из норматива, будет рассчитываться по тарифу в пределах соцнормы (по низкому).
При отсутствии ИПУ (утрата, выход из строя) расчёт объёма ведётся согласно п. 59, 60 ПП РФ № 354 с использованием установленной социальной нормы в течение двух расчётных периодов. Затем соцнорма применяется с понижающим её коэффициентом, о чём исполнитель КУ должен уведомить потребителя.
Если в течение двух месяцев потребитель не установил ИПУ, то в первые полгода к величине социальной нормы применяется коэффициент 0,9. Затем каждые 6 месяцев коэффициент понижения соцнормы уменьшается на 0,1 до предельного значения 0,7 (п. 33 разд. III ПП РФ № 614).
На сегодняшний день социальная норма для расчётов платы за электрическую энергию, потреблённую населением, введена только в нескольких субъектах РФ. Например, в Ростовской, Орловской, Владимирской областях, в Забайкальском крае.
В чём главные отличия норматива от соцнормы
И норматив, и социальная норма потребления электроэнергии – это некий предельный объём ресурса, установленный органами власти субъектов РФ. Несмотря на созвучие двух терминов, между ними существует ряд важных различий, поэтому путать их нельзя ни в коем случае: