- Нормы, применяемые при начислении населению платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, а также расчёте сумм льгот по оплате названных услуг
- РОСТ ТАРИФОВ ЖКХ
- Информация по социальным нормам площади жилого помещения для расчёта и предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате за жилое помещение
- Чем различаются соцнорма и норматив потребления коммунальных услуг
- Когда по закону применяются норматив и соцнорма
- Кто и как устанавливает нормативы потребления
- Когда применяется социальная норма
- В чём главные отличия норматива от соцнормы
Нормы, применяемые при начислении населению платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, а также расчёте сумм льгот по оплате названных услуг
1. Социальная норма площади жилья для расчёта и предоставления льгот по оплате за жилое помещение и отопление (в тех случаях, когда в соответствии с нормативными правовыми актами льготы предоставляются в пределах социальной нормы площади жилья) составляет:
— для одиноко проживающего гражданина — 33 квадратных метра общей площади жилого помещения;
— для семьи, состоящей из двух человек,- 42 квадратных метра общей площади жилого помещения;
— для семьи, состоящей из трех и более человек, — 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
2. Установленная норма (установленные нормы) площади жилья для начисления платы за содержание и ремонт жилого помещения при применении регулируемых Правительством Москвы цен определяется как социальная норма площади жилья для семьи определенного состава плюс 7 квадратных метров на каждого зарегистрированного на данной площади гражданина.
В названном случае платежи в оплату услуг за содержание и ремонт жилых помещений по цене за площадь, занимаемую сверх установленной нормы для семьи определенного состава, не взимаются:
— с одиноко проживающих пенсионеров;
— с одиноко проживающих инвалидов;
— с детей-сирот в возрасте до 18 лет за площадь, принадлежащую им на праве собственности;
— с граждан-нанимателей жилых помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы, занимающих квартиры, расположенные на первом этаже;
— с семей, состоящих из пенсионеров и/или инвалидов;
— с семей, состоящих из пенсионеров и/или инвалидов и находящихся на их иждивении детей в возрасте до 16 лет;
— с одиноких граждан, проживающих в коммунальных квартирах;
— с собственников жилых помещений, оплачивающих услуги по содержанию и ремонту жилых помещений по фактической стоимости;
— с граждан, проживающих в домах или квартирах, признанных в установленном порядке аварийными или непригодными для проживания;
— с граждан, имеющих право на дополнительную площадь, предоставленную им по состоянию здоровья, в пределах этой площади;
— с многодетных семей, проживающих в малоэтажных домах, находящихся в государственной собственности города Москвы;
— с собственников жилых помещений, временно снятых с регистрационного учёта в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации.
3. Нормативы потребления коммунальных услуг для населения:
3.1. Водоснабжение и водоотведение.
(утверждены постановлением Правительства Москвы от 28 июля 1998 г. N 566 «О мерах по стимулированию энерго- и водосбережения в г. Москве»)
№ | Норматив водопотребления, куб.м на 1 человека в месяц | |||
---|---|---|---|---|
водоотведение | холодная вода | горячая вода | ||
1. | Жилые дома, оборудованные водопроводом, канализацией, ваннами с централизованным горячим водоснабжением | 11,68 | 6,935 | 4,745 |
2. | Жилые дома, оборудованные водопроводом, канализацией, ваннами с многоточечными газовыми нагревателями | 9,86 | 9,86 | — |
3. | Жилые дома, оборудованные канализацией, водопроводом с газовыми нагревателями у ванн | 9,49 | 9,49 | — |
4. | Жилые дома гостиничного типа, оборудованные водопроводом, газом и горячим водоснабжением | 7,31 | 4,386 | 2,924 |
5. | Жилые дома с водопроводом, канализацией, без ванн, с газопроводом | 4,57 | 4,57 | |
6. | Жилые дома с водопользованием из водозаборных колонок | 1,83 | 1,83 | |
7. | Для полива посадок на приусадебных участках в течение поливочного сезона (май-сентябрь 153 дня 16 поливок в месяц) на 1 кв.м | 0,16 |
3.2. Теплоснабжение.
(утверждены постановлением Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий»)
№ | Единица измерения | Норма расхода в месяц | |
---|---|---|---|
1. | Норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений | Гкал/кв.м общей площади жилья | 0,016 |
2. | Норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды | Гкал/чел. | 0,294 |
3.3. Газоснабжение.
(утверждены постановлением Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий» и постановлением Правительства Москвы от 13 июня 1995 г. N 534 «Об итогах второго этапа реформы системы оплаты жилищно-коммунальных услуг»)
№ | Норматив потребления газа: | Единица измерения | Норма расхода в месяц |
---|---|---|---|
1. | при наличии в квартире газовой плиты и централизованного горячего водоснабжения | куб.м/чел. | 8,3 |
2. | при наличии в квартире газовой плиты и газового водонагревателя (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) | куб.м/чел. | 20,8 |
3. | при наличии в квартире газовой плиты и отсутствии централизованного горячего водоснабжения и газового водонагревателя | куб.м/чел. | 10,4 |
4. | дома с отоплением от газовых нагревателей | куб.м/кв.м отапливаемой площади | 7,6 |
3.4. Электроснабжение.
(утверждены постановлением Правительства Москвы от 20 декабря 1994 г. N 1161 «О переходе ко второму этапу реформы системы оплаты жилищно-коммунальных услуг»)
Норматив потребления электроэнергии: | Единица измерения | Норма расхода в месяц |
---|---|---|
для одиноких граждан, проживающих в квартире, оборудованной газовой плитой | кВтч/чел. | 50 |
для одиноких граждан, проживающих в квартире, оборудованной электрической плитой | кВтч/чел. | 80 |
для семей, проживающих в квартире, оборудованной газовой плитой | кВтч/чел. | 45 |
для семей, проживающих в квартире, оборудованной электрической плитой | кВтч/чел. | 70 |
РОСТ ТАРИФОВ ЖКХ
1 июля 2020 года правительство РФ в очередной раз планово повысило тарифы на коммунальные услуги от 2,4% до 6,5% по всем регионам России.
1 июля 2019 года во всех регионах России состоялось очередное «плановое» повышение тарифов ЖКХ. Вопреки обещаниям Правительства, в 2019 году стоимость коммуналки поднимают уже второй раз.
Информация по социальным нормам площади жилого помещения для расчёта и предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате за жилое помещение
Социальные нормы площади жилого помещения для расчёта и предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате за жилое помещение (плата за пользование жилым помещением и плата за содержание и ремонт жилого помещения) и отопление (в тех случаях, когда в соответствии с нормативными правовыми актами меры социальной поддержки предоставляются в пределах социальной нормы площади жилья) составляют:
— для одиноко проживающего гражданина — 33 квадратных метра общей площади жилого помещения;
— для семьи, состоящей из двух человек, — 42 квадратных метра общей площади жилого помещения;
— для семьи, состоящей из трёх и более человек, — 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Установленные нормы площади жилого помещения для начисления платы за содержание и ремонт жилого помещения при применении регулируемых Правительством Москвы цен за содержание и ремонт жилого помещения для граждан — нанимателей жилых помещений, принадлежащих на праве собственности городу Москве, а также граждан — собственников жилых помещений в обозначенных в настоящем постановлении случаях (пункты 3.2.3 и 3.2.4 постановления), имеющих единственное жильё и зарегистрированных в нём, определяются как социальная норма площади жилья для семьи определенного состава плюс 7 квадратных метров на каждого зарегистрированного на данной площади гражданина.
В названном случае платежи в оплату услуг за содержание и ремонт жилых помещений по цене за площадь, занимаемую сверх установленной нормы для семьи определенного состава, не взимаются:
— с одиноко проживающих пенсионеров;
— с одиноко проживающих инвалидов;
— с в возрасте до 18 лет за площадь, принадлежащую им на право собственности;
— с граждан — нанимателей жилых помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы, занимающих квартиры, расположенные на первом этаже;
— с семей, состоящих из пенсионеров и/или инвалидов;
— с семей, состоящих из пенсионеров и/или инвалидов и находящихся на их иждивении детей в возрасте до 16 лет;
— с одиноких граждан, проживающих в коммунальных квартирах;
— с собственников жилых помещений, оплачивающих услуги по содержанию и ремонту жилых помещений по фактической стоимости;
— с граждан, проживающих в аварийных домах или квартирах, признанных в установленном порядке непригодными для проживания;
— с граждан, имеющих право на дополнительную площадь, предоставленную им по состоянию здоровья, в пределах этой площади;
— с многодетных семей, проживающих в малоэтажных домах, находящихся в государственной собственности города Москвы;
— с собственников жилых помещений, временно снятых с регистрационного учёта в соответствии с правовыми актами Российской Федерации.
Указанные нормы не распространяются на граждан — собственников жилых помещений, имеющих более одного жилого помещения или не зарегистрированных в нём, оплачивающих услуги по содержанию и ремонту жилых помещений в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящего примечания, а также в случаях, обозначенных в пункте 11 настоящего примечания.
Постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 г. N
«Об утверждении цен, ставок и тарифов на услуги
для населения на 2012 год» (с изменениями и дополнениями)
(с изм. от )
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Чем различаются соцнорма и норматив потребления коммунальных услуг
Законы, регулирующие отношения в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, оперируют двумя похожими понятиями: «социальная норма» и «норматив» потребления коммунальных услуг. Несмотря на созвучие, они различаются функционально. Разберём эти понятия, чтобы не путать их при расчёте платы за КУ.
Когда по закону применяются норматив и соцнорма
Оба эти понятия – из сферы расчётов платы за коммунальные услуги, которые ежемесячно делают исполнители КУ, в том числе управляющие организации. Поэтому следует разводить понятия норматива и социальной нормы во избежание путаницы и ошибок.
Размер платы за КУ в жилом помещении с установленным индивидуальным прибором учёта определяется исходя из показаний такого прибора учёта за расчётный период (п. 42 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).
Если счётчик в помещении не установлен или вышел из строя, то объём потреблённого ресурса определяется расчётными методами: первые три месяца — исходя из среднемесячного потребления, затем – по нормативу потребления коммунальной услуги (п.п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354).
Независимо от метода определения объёма, расчёт платы за ресурс производится по тарифам, установленным для населения органом исполнительной власти субъекта РФ в области тарифного регулирования. При этом в субъектах РФ, где установлена социальная норма потребления электрической энергии, размер платы рассчитывается по тарифам, установленным в пределах и сверх такой социальной нормы (п. 38 ПП РФ № 354).
Из законодательства видно, что норматив потребления и социальная норма применяются в разных ситуациях: норматив определяет объём ресурса, а социальная норма – размер платы в зависимости от объёма. При этом соцнорма применяется и непосредственно при расчёте платы по нормативу. Поговорим об этом подробнее.
Кто и как устанавливает нормативы потребления
Норматив – это средний показатель потребления коммунальной услуги на одного человека. Расчёт нормативов потребления делается согласно постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и принятым на региональном уровне нормативным актам.
Нормативы потребления КУ утверждают органы власти каждого субъекта РФ (п. 3 ПП РФ от 23.05.2006 № 306). Нормативы устанавливаются для ресурса:
- потреблённого на содержание общего имущества многоквартирного дома;
- потреблённого в помещениях собственников;
- используемого для содержания земельного участка и надворных построек (п. 10 ПП РФ № 306).
Нормативы потребления коммунальных услуг в помещениях собственников устанавливаются на три года и в этот период не подлежат пересмотру (п. 14 ПП РФ № 306). Нормативы, установленные для содержания общего имущества собственников МКД, могут быть пересмотрены, если изменилась степень энергоэффективности дома, был проведён капитальный ремонт и т.д. (п. 16 ПП РФ № 306).
При определении нормативов для разных коммунальных услуг на региональном уровне учитываются разные характеристики дома:
- этажность постройки, вид системы теплоснабжения и др. – для ГВС, ХВС;
- количество комнат в квартире, площадь дома – для энергоснабжения;
- состояние внутридомовых инженерных сетей – для газоснабжения;
- объём жилых помещений, площадь всех окон, материалы, из которых сделаны стены и крыша – для отопления.
Износ внутридомовых инженерных систем учитывается при определении нормативов для всех коммунальных услуг (п. 4 ПП РФ № 306).
Согласно п. п. 42, 60 ПП РФ № 354, норматив применяется для расчёта объёма потреблённого ресурса в следующих случаях:
- при отсутствии ИПУ и технической возможности его установки;
- при непередаче показаний установленного ИПУ более трёх расчётных периодов подряд;
- при выходе ИПУ из строя или в случае отказа в допуске исполнителя КУ в помещение для проверки счётчика – по истечении трёх расчётных периодов с момента установления указанных фактов, с применением повышающего коэффициента.
Когда применяется социальная норма
Если норматив установлен и применяется ко всем коммунальным услугам, то социальная норма введена в России только на потребление электроэнергии и не во всех регионах. Постановление Правительства от 06.05.2011 № 354 и приказ Федеральной службы РФ по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 закрепляют возможность субъектов РФ устанавливать тарифы на электроэнергию, поставляемую населению, в пределах социальной нормы и сверх этой нормы. Такой метод расчёта объёмов потребления электрической энергии должен помочь потребителям использовать ресурс более рационально.
Социальная норма – это объём ресурса, установленный для одного человека и используемый для определения тарифа при расчёте платы за коммунальную услугу. Объём электроэнергии в пределах соцнормы рассчитывается по более низкому тарифу по сравнению с кВт*ч, потреблёнными сверх нормы.
Применение социальной нормы потребления электроэнергии стало возможным после вступления в силу постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614. Нормативный акт регламентировал порядок установления и применения соцнорм. Постановление Правительства РФ № 614 закрепило обязанность исполнителей КУ вести раздельный учёт объёмов электрической энергии, поставляемой потребителям в пределах и сверх соцнормы (п. 47 разд. III ПП РФ № 614).
Норму для каждого региона определяют органы власти субъектов РФ, которые занимаются регулированием тарифов (п. 3 разд. II ПП РФ № 614). Если в регионе принято решение о введении социальной нормы потребления электроэнергии, то при установлении тарифов на услугу энергоснабжения тарифы для населения и приравненных к нему категорий вводятся два тарифа для каждой группы:
- низкий – для расчёта платы за кВт*ч в пределах соцнормы;
- высокий – для расчёта платы за объём электроэнергии, потреблённый сверх нормы.
В каждом регионе, где принято решение о применении социальных норм, их размер зависит от климатических условий и продолжительности светового дня. Независимо от субъекта РФ, установленные социальные нормы различны для помещений с разными характеристиками (прил. 5.1, 5.2 к ПП РФ № 614).
Соцнорма зависит от:
- расположения помещения в городе или сельской местности;
- наличия стационарной электроплиты;
- системы ГВС и теплоснабжения: используются ли для этого электрообогреватели или иные установки;
- состояния дома: аварийность, степень износа;
- отопительного сезона.
При этом чем больше человек зарегистрировано в жилом помещении, тем выше будет социальная норма потребления электроэнергии в таком помещении. Например:
Пределы социальной нормы используются при определении платы за электроэнергию как при наличии показаний индивидуальных приборов учёта, так и при расчётных методах: по среднему и по нормативу (п. 32 ПП РФ № 354, п. 33 разд. III ПП РФ № 614). Также она применяется при расчётах платы за ресурс, потреблённый на содержание общего имущества МКД (п. 32 разд. III ПП РФ № 614).
Если в помещении из-за отсутствия технической возможности не установлен ИПУ электроэнергии, плата за весь объём ресурса, определённый исходя из норматива, будет рассчитываться по тарифу в пределах соцнормы (по низкому).
При отсутствии ИПУ (утрата, выход из строя) расчёт объёма ведётся согласно п. 59, 60 ПП РФ № 354 с использованием установленной социальной нормы в течение двух расчётных периодов. Затем соцнорма применяется с понижающим её коэффициентом, о чём исполнитель КУ должен уведомить потребителя.
Если в течение двух месяцев потребитель не установил ИПУ, то в первые полгода к величине социальной нормы применяется коэффициент 0,9. Затем каждые 6 месяцев коэффициент понижения соцнормы уменьшается на 0,1 до предельного значения 0,7 (п. 33 разд. III ПП РФ № 614).
На сегодняшний день социальная норма для расчётов платы за электрическую энергию, потреблённую населением, введена только в нескольких субъектах РФ. Например, в Ростовской, Орловской, Владимирской областях, в Забайкальском крае.
В чём главные отличия норматива от соцнормы
И норматив, и социальная норма потребления электроэнергии – это некий предельный объём ресурса, установленный органами власти субъектов РФ. Несмотря на созвучие двух терминов, между ними существует ряд важных различий, поэтому путать их нельзя ни в коем случае: