Советские краны для радиаторов отопления

Отопление. Кран трехходовой.

Вся история развитие отопительных приборов неразрывно связана с развитием и совершенствованием техники регулирования температуры внутри помещения. Костер – это количество топлива, печи и камины – воздушные заслонки, радиаторы отопления – краны и трехходовые краны. Человек, наверно, единственная теплокровная зверушка которая имеет самый узкий диапозон температур для комфортных ощущений. Примерно, от 17 до 22 градусов цельсия. Остальное — либо холодно, либо жарко. В общем, хорошей погоды не бывает. По этому, наступление весны при продолжающемся центральном отоплении, приносит с собой не только радость возрождения природы, но и ощущение огромного дискомфорта. Температура в квартирах катастрофически поднимается. Ничто не радует. Ночью сняться не красивые девушки, а черте что – пустыни и засушливые степи. И это весной! В привилигированном положении только счастливые обладатели регулировочных кранов на обвязке радиаторов системы отопления. Им снятся правильные сны, так как они властны управлять температурой в своей квартире всего лишь “легким движением руки”. Основная масса прочих граждан также может влиять на теплоотдачу своих отопительных приборов, но не догадывается об этом. Мешает стереотипный взгляд и предвзятое мнение о продукции советских предприятий, в частности, на запорную и регулирующую арматуру для устройства водопровода и тепловых сетей жилых зданий. Не все так плохо. Гораздо ответственнее необходимо подходить к выбору импортной запорной арматуры, изготовленной методом высокотемпературного прессования. Я, например, не знаю ни одного советского отвалившегося крана, а аварий по вине импортной сантехарматуры более чем достаточно. Не буду сейчас развивать вопрос о том, что стоит покупать, а чего не стоит – речь в данной статье не о том. Речь идет о том, что было много хороших и полезных вещей, которые можно и нужно использовать. Одна из таких необходимых и полезных вещей – это трехходовой кран. Такие краны имеются в каждой квартире построенной в период 80-х до 90-х годов. После, перестройка внесла свои коррективы и в устройство санитарно- технических систем жилых домов. Это отличные бронзовые краны. Я дома пользуюсь ими уже на протяжении 26 лет. Им сносу нет. Там нечему ломаться. Все, что необходимо для поддержания их в рабочем состоянии – это время от времени менять сальниковую набивку. Стояк отопления отключать не надо. Пустяковая работа с которой может справиться каждый, кто сможет отличить разводной ключ от молотка. Кстати, сальники и у импортных кранов начинают течь уже после 2-х, 3-х лет эксплуатации и не всегда есть возможность подтянуть сальник. Очень немногие модели импортных кранов имеют сальниковую гайку. Сложившееся мнение о том, что советские краны плохие не на чем не основано. Критика должна быть объективной. Я, ни в коем случае, не призываю Вас оставлять эти краны после ремонта и смены радиаторов. Для этого лучше использовать другую схему обвязки радиаторов с установленными кранами на подводящей и отводящей трубах. Такая схема позволит отключать и снимать радиатор для профилактических работ либо последующего ремонта помещения. Я веду разговор о том, что для того что бы комфортно чувствовать себя в своей квартире не обязательно менять радиаторы отопления. Если Вы не планируете большой ремонт — то вот Вам выход из положения. Опять же этот совет обычным людям с обычным достатком. Трехходовой кран не даст Вам полностью отключить радиатор отопления так как он устанавливается на одну из труб, в зависимости от того с какой стороны радиатора расположены подводящие трубы. (Трубы справа – кран вверху, трубы слева – кран внизу.) Через одну из труб все равно происходит теплообмен, но он настолько незначительный, что им можно пренебречь.

Читайте также:  Терморегулятор для отопительных приборов водяного отопления

К сожалению, работопригодными являются только краны показанные на фото. Бронзовые. Есть краны подобного типа, но чугунные . Их восстановление слишком трудоемкое и затратное. Здесь уже без отключения стояка отопления не обойтись, по — этому их ремонт не оправдан. Есть еще один тип кранов, ДГИ (дроссель Гусева-Иофа), которые устанавливались между секций чугунного радиатора отопления, но о их ремонте не может быть и речи. Они уже давно отслужили свой срок.

В заключении – самое главное. Система центрального отопления – это высокое давление и температура. Никогда не переоценивайте свои возможности. Лучше доверить выполнение работ специалисту.
Комфортного проживания!
ПВН

Клапан Маевского – сервисный элемент системы отопления

Воздушные пробки внутри системы отопления препятствуют нормальной циркуляции теплоносителя и полноценному прогреву батарей. Для удаления этих пузырей применяется запорная арматура двух типов – автоматический поплавковый воздухоотводчик и ручной кран Маевского, чье устройство и принцип действия мы рассмотрим в рамках данной публикации.

Конструкция и принцип работы

Первым делом разъясним, что такое кран Маевского – сервисный вентиль, предназначенный для ручного спуска воздуха в определенных точках системы отопления. Современный образец краника, показанный на чертеже, включает следующие детали:

  • латунный корпус с никелированным покрытием;
  • винт запорный с конусным наконечником;
  • нейлоновый колпачок с выпускным отверстием;
  • уплотнительное кольцо из пластика либо резины EPDM.

Пластмассовую втулку «воздушника» можно поворачивать и направлять выпускной канал в нужную сторону

В торце корпуса просверлено калиброванное отверстие диаметром 2 мм, снаружи выполнена присоединительная трубная резьба. Внутри корпуса предусмотрена камера с боковым выходом, куда вкручивается запорный конусный винт.

Кран работает по принципу игольчатого клапана – когда винт затянут, главное отверстие герметично перекрывается конусовидным наконечником. Для развоздушивания системы винт откручивают, конус открывает проходное сечение, тогда воздух вместе с водой выходит наружу через боковой канал. Положение выпускного отверстия настраивается вращением пластикового колпачка.

Историческая справка. Ручной воздухоотделитель был придуман русским инженером Ч. Б. Маевским в 30-х годах прошлого столетия. Изобретение послужило заменой обычным водопроводным вентилям, используемым для удаления воздушных пробок из централизованных сетей теплоснабжения. Установка новых кранов сделала невозможным несанкционированный отбор горячей воды из системы.

Как выглядит старый советский вентиль Маевского, показано на схеме. Официальное название сантехнического элемента – клапан радиаторный воздушный игольчатого типа СТД 7073В.

Читайте также:  Основания для перерасчета платы за отопление

Технические характеристики воздухоотделителей Маевского, применяемых в системах водяного отопления частных и многоквартирных домов:

  • максимальная рабочая температура – 120 °C;
  • жидкая среда – подготовленная вода либо незамерзающий теплоноситель (антифриз);
  • рабочее давление – до 10 Бар (1 МПа);
  • присоединительные размеры трубной резьбы – ¼”, ½”, ¾”, метрической – М10 шаг 1 мм;
  • срок службы изделия из качественной латуни составляет не менее 30 лет.

Примечание. Для более экстремальных условий эксплуатации существуют модели кранов, рассчитанные на давление 16 Бар (маркировка согласно ГОСТ – Ру16) и температуру жидкой среды +150 градусов.

Сфера применения и разновидности кранов

Ручные клапаны Маевского используются для таких целей:

  1. В первую очередь, удаление воздушных пузырей из радиаторов отопления всех типов – алюминиевых, стальных и чугунных.
  2. Сброс воздуха из полотенцесушителей.
  3. Периодическое развоздушивание проблемных участков тепловой сети – развернутых кверху компенсаторов, обводных петель (например, над входной дверью), стояков и других мест, где скапливается воздух.

Установка кранов для спуска воздуха предусматривается всеми производителями современных радиаторов. Отопительные приборы с завода комплектуются футорками (пробками) с отверстием под вентиль Маевского. Батарейный клапан выбирается по диаметру наружной трубной резьбы — G¼”, ½”, ¾”.

Справка. Внешняя резьба G¼” воздушного вентиля идентична штуцеру стандартного манометра.

Если нужно организовать спуск воздуха на проблемном участке системы, покупается клапан советского образца с наружной метрической резьбой М10 х 1. Стенка трубы просверливается сверлом Ø9 мм, метчиком нарезается резьба, затем вкручивается кран Маевского с уплотнением стыка сантехническим льном.

Другой вариант – врезать в магистраль тройник и установить шлицевой вентиль на отводном патрубке, как сделано ниже на фото. Способ поможет при холодном (завоздушенном) полотенцесушителе, в котором не предусмотрено резьбы под воздухоотводчик.

В некоторых моделях полотенцесушителей предусмотрено гнездо для воздухоотводчика (фото слева)

Принцип работы всех вентилей Маевского одинаков, но встречающиеся в продаже изделия могут отличаться конструктивно:

  1. Запорный клапан делается под шлицевую отвертку, специальный ключ или оснащается рукояткой. В старой версии изделия применен болт с шестигранной головкой.
  2. Игла (конус), перекрывающая отверстие, бывает металлической либо пластмассовой.
  3. На дизайнерские чугунные батареи ставятся соответствующие «состаренные» вентили, изображенные на фото.

Кранами с рукояткой удобно пользоваться – воздух легко спустить без всякого инструмента. С другой стороны, вентиль может крутить кто угодно, в том числе – малые дети, чего допускать нельзя. Отсюда рекомендация – покупайте и ставьте традиционные изделия со шлицем или четырехгранным ключиком.

Клапаны в стиле ретро под дизайнерские батареи (слева) и малый «воздушник» 1/4 дюйма на шаровой кран (справа)

Справка. Воздухоотводчиками Маевского производители оснащают некоторые модели шаровых кранов. Здесь вариант с рукояткой более уместен, причем клапан с резьбой G¼” можно снять и заменить манометром или поставить заглушку.

Не путайте «Маевские» с автоматическими воздухосбрасывателями поплавкового типа. Последние похожи принципом действия – проходное отверстие тоже закрывается иглой, но удаляют воздух без вмешательства человека. Существует 2 типа таких приборов – универсальные (применяются в группах безопасности котлов) и радиаторные.

Читайте также:  Трубы для отопления для теплового пункта

Вентили для автоматического сброса воздуха — радиаторные и универсальные

Установка «Маевского» на чугунную батарею

Монтаж спускных кранов на футорки алюминиевых и стальных радиаторов довольно прост и не требует подробного описания. Клапан с резиновым колечком аккуратно подтягивается малым усилием ключа, потом нейлоновый колпачок поворачивается в нужном направлении. Вентиль с широким пластмассовым кольцом и отверстием в металлическом корпусе сразу фиксируется в требуемом положении – выпускным штуцером книзу.

Другое дело – установка клапана в чугунную пробку радиатора типа МС-140. Некоторые мастера устраивают самодельный кран – просверливают футорку, нарезают резьбу и вкручивают простой болт. Вариант крайне примитивен и неудобен – при ослаблении болта и стравливании воздуха образуется неконтролируемая течь.

Как правильно установить «Маевского», не выкручивая прикипевшую футорку:

  1. Купите кран старого образца с посадочной резьбой М10 х 1 и обязательно подготовьте соответствующие метчики – номер первый и второй. Так называемый машинный метчик не подойдет – чугун слишком тверд, инструмент попросту сломается.
  2. Опорожните отопительный прибор и просверлите верхнюю заглушку сначала тонким сверлом, например, Ø5 мм.
  3. Аккуратно разбейте отверстие сверлом Ø9 мм, затем снимите фаску для уверенного захода инструмента.
  4. Нарежьте резьбу, поочередно пройдя отверстие метчиками № 1 и 2. Проверьте, насколько хорошо вкручивается клапан.
  5. Уплотнив резьбу льном, закрутите и притяните кран средним усилием.

Совет. Сверление чугуна и нарезку резьбы не стоит выполнять «на сухую». Обязательно смазывайте инструмент машинным маслом, иначе рабочая кромка быстро затупится.

Более простой способ – поменять штатную футорку на новую, с готовым отверстием под «воздушник». В данном случае применяется современный клапан с внешней резьбой G½” (15 мм). Главное, успешно открутить старую заглушку батареи. Как поставить «Маевского» на радиатор МС-140, смотрите на видео:

В заключение – как пользоваться вентилем

При нормальной работе водяного отопления ручные «воздушники», как правило, бездействуют. Устройства открываются в двух случаях – в процессе заполнения системы теплоносителем либо по причине завоздушивания участка сети (батареи). Как это делается:

  1. Подготовьте ветошь и небольшую емкость, например, обрезанную пластиковую бутылку.
  2. Подставьте емкость к выходу спускного канала и откройте винт «Маевского» на 1 оборот.
  3. Дождитесь, пока выйдет воздух (частично с водой). Из отверстия должна пойти ровная струйка теплоносителя.
  4. Закрутите клапан, вытрите пролитую воду.

Заполнение трубопроводной сети и батарей лучше производить вдвоем – первый исполнитель следит за давлением и подкачивает воду, второй занимается стравливанием воздуха из радиаторов.

Оцените статью