- Мобильный газгольдер
- Автономное газоснабжение дома природным газом
- Как оценить примерный расход газа на отопление?
- Как запитать систему отопления от ГБО автомобиля?
- Автономное газоснабжение дома и дачи своими руками
- Недостатки мобильных газгольдеров на СНГ — сжиженном газе
- Мобильный газгольдер для СПГ (сжатого природного газа) на прицепе
- Хотите узнать стоимость газгольдера на пропане или метане для вашей модели прицепа?
- Просто позвоните по телефону:
- +7(499)785-6205, +7(916)690-5171 или +7(926)238-7655
- В нерабочие часы пришлите нам запрос — avtogas@bk.ru Мы перезвоним Вам!
- Что такое газгольдер для природного газа на легковом прицепе?
- От чего зависит цена мобильного газгольдера и какое оборудование прицепа входит в комплект
- Сжиженный природный газ для отопления дома
- Децентрализованное энергоснабжение с использованием сжиженного природного газа
- Литература
- Обсуждение проблем энергетики в Российской академии наук
- Литература
Мобильный газгольдер
Автономное газоснабжение дома природным газом
Любой владелец загородного дома или дачи знает, что самым чистым, удобным и дешевым видом топлива для обогрева строения является природный газ. Не всем только удается реализовать мечту и подключить дачу к газовой магистрали. Причем газовая труба может проходить в метре от вашего участка, но либо к ней вообще нельзя присоединиться в обозримом будущем, либо стоимость подключения оказывается сравнима со стоимостью дома.
Как же быть, если не хочется отапливать частный дом углем или мазутом?
Подходящее решение для газификации частного дома есть. Можно установить на участке подземный газгольдер объемом несколько тысяч литров для сжиженного нефтяного газа (смеси пропана с бутаном), но не у всех есть свободное место, удовлетворяющее нормативам по размещению, не всем требуется такой большой объем топлива, да и цена для многих немаловажна. Кроме того, нужно не забыть обеспечить расчистку подъездной трассы для автомобиля-заправщика, да и приедет он не сразу после вызова, а у вас, как всегда, топливо заканчивается. К слову, подземный газгольдер большой емкости для сжиженного газа ( смеси пропан-бутан или LPG в европейской маркировке ) своими руками вы не установите. Работы по его монтажу, обслуживанию и заправке должны осуществлять сертифицированные специалисты. А это дополнительные расходы.
Так как же быть, отказаться от мечты о газе и обогреваться углем или соляркой?
Как оценить примерный расход газа на отопление?
Расчет расхода газа можно сделать так: 1 куб. м газа = 10 кВт вашего котла (это максимальные показатели, т.к. в таком режиме котел работает короткое время – только для прогрева остывшего строения).
Как запитать систему отопления от ГБО автомобиля?
Если Вы не хотите использовать прицеп-газгольдер, но у Вас есть автомобиль, который работает на метане. Специально для Вас мы разработали конструкцию из нескольких редукторов, которую можно подсоединять к заправочному узлу автомобиля и использовать тот газ, который находится в баллоне(-ах) Вашего авто. Правда у этого решения есть небольшое неудобство. Оно состоит в том, что если автомобиль на долгое время уйдет в рейс, то нужно иметь запасной (страховой) баллон, к которому надо будет подсоединить редуктор. Но такая перестановка занимает 1-3 минуты. Вы просто вытаскиваете штуцер (на фото на него указывает авторучка) и вставляете его в заправочный вентиль на баллоне. На фото показана сборка редукторов с подогревателем, рядом (с синей крышкой) заправочный вентиль Томасетто.
Автономное газоснабжение дома и дачи своими руками
Техническая мысль не стоит на месте. Поэтому совсем не обязательно отказываться от обогрева своего дома газом. В последние годы пользуется популярностью мобильный газгольдер на автоприцепе.
Что это такое: система автономной газификации частного дома?
Автономная передвижная система газификации ( мобильный газгольдер или ГБО на прицепе, как его часто называют ) для обеспечения газом частного дома или дачи — это несколько газовых баллонов, смонтированных на стандартном легковом автоприцепе, которое предназначено для заправки на любой станции, осуществляющей продажу сжиженного газа (обычно смеси пропан-бутан) автомобилистам и транспортировки его к вашему дому.
Хороший выход из положения?
Прекрасный!
Недостатки мобильных газгольдеров на СНГ — сжиженном газе
Но, стоит и упомянуть об одном недостатке применения в системах отопления сжиженного нефтяного газ ( смеси газов пропан-бутан ), обозначаемого часто, как СНГ или LPG — в европейской маркировке. При отрицательных температурах этот вид топлива нужно обязательно подогревать, чтобы перевести его из жидкого состояния в газообразную форму. Дело в том, что в зимний период бутан, составляющий часть смеси СНГ перестает испаряться и бесполезно скапливается на дне емкости. Поэтому производителям передвижных систем газоснабжения приходится оснащать свои емкости специальными подогревающими устройствами, которые и обеспечивают разогрев резервуара и испарение пропан-бутановой смеси. Для владельца дома, организация подогрева СНГ это лишняя головная боль и хлопоты, которых можно избежать, если выбрать немного иное решение.
Мобильный газгольдер для СПГ (сжатого природного газа) на прицепе
К счастью, современное и более удачное решение для газификации частного дома и дачи своими руками все же есть! Речь идет о мобильном газгольдере на СПГ — сжатом природном газе (СПГ или CNG в европейской маркировке) таком же, как в обычной газовой магистрали. Этот тип автономного газгольдера не требует подогрева топлива для улучшения его испарения. То есть работоспособность вашей системы отопления на метане и при сильно отрицательных температурах будет не хуже, чем в теплое время года. При этом вам не только удастся реализовать автономное газоснабжение, но и существенно снизить эксплуатационные расходы за счет использования более дешевого метана. Конечно, что идея создания мобильного газгольдера на природном газе не нова, но раньше ее реализация упиралась в доступность АГНКС — Автомобильных Газонаполнительных Компрессорных Станций. Сейчас же тысячи легковых автомобилей и грузовиков, работают на метане и для их обеспечения газовым топливом создана система доступных заправок. И именно благодаря сети АГНКС, которая в России постоянно увеличивается, природный газ метан стал доступен даже в отдаленных районах. Поэтому и мы можем предложить вам – домовладельцам недорогое решение проблем автономного газоснабжение дома и дачи, которое создается буквально своими руками. Ведь, цена мобильного газгольдера невелика и, несмотря на чуть более высокую стоимость баллонов для метана по сравнению с СУГ, сам сжатый природный газ на автозаправках вдвое дешевле сжиженного газа. Поэтому суммарная цена автономного газоснабжения дома или дачи получается невысокой, а окупаемость затрат происходит гораздо быстрее за счет экономии на стоимости топлива.
Хотите узнать стоимость
газгольдера на пропане или метане
для вашей модели прицепа?
Просто позвоните по телефону:
+7(499)785-6205, +7(916)690-5171 или +7(926)238-7655
Вы получите расчет стоимости оборудования ГБО на прицепе
или узнаете, какую модель автоприцепа лучше приобрести
В нерабочие часы пришлите нам запрос — avtogas@bk.ru
Мы перезвоним Вам!
Что такое газгольдер для природного газа на легковом прицепе?
Итак, мы предлагаем монтаж всего необходимого оборудования, которое сделает ваш прицеп незаменимым помощником в организации автономного отопления загородного дома или дачи природным газом. Типичная комплектация мобильного газгольдера на метане следующая: несколько резервуаров суммарной емкостью до 600 литров для транспортировки и хранения сжатого природного газа (метана); ступенчатый редуктор; несущая рама для фиксации и транспортировки емкостей с СПГ; быстроразъемное соединение газгольдера с системой отопления дома, автоматически закрываемые при разъединении; заправочное устройство для заправки от пистолета колонки АГС.
Мобильный газгольдер для СПГ оснащается также редуктором для регулировки выходного давления и манометрами. Все баллоны на автоприцепе снабжены своими собственными вентилями с предохранительными клапанами, с помощью которых можно открыть или перекрыть заправку или расходование метана.
От чего зависит цена мобильного газгольдера и какое оборудование прицепа входит в комплект
Состав оборудования так же, как и итоговая цена мобильного газгольдера являются индивидуальными. И то и другое зависит от нескольких параметров: марки прицепа (размеров и грузоподъемности), количества и типа выбранных заказчиком баллонов и другого оборудования. Если называть ориентировочную стоимость, то цена комплекта мобильного газгольдера (без учета автоприцепа) может уложиться в диапазон от 140 000 руб и до 220-250 тыс. руб.
Примеры комплектации и цены газгольдера на автомобильном прицепе
Тем, кто хотел бы получить больше конкретики приведем пару примеров цены с учетом стоимости легкового прицепа.
Вариант — 1 . Мобильный газгольдер для сжатого природного газа, состоящий из 4-х баллонов по 100 л плюс 3-и баллона по 65 л, то есть включаюший всего 7 баллонов (размеры их разные — под разные схемы размещения на автоприцепе) с общим объемом — 595 л на автомобильном прицепе типа МЗСА – 39 600 ( «КОМПАКТ» — цена на 10.2017 г. ) обойдется владельцу за 235 000 рублей ( без стоимости ПРИЦЕПА ! ).
Вариант — 2 . Аналогичный комплект мобильного газгольдера на СПГ, но включающий 6-ть баллонов по 100 л каждый будет иметь уже чуть меньшую стоимость за счет более простой рамы и немного другой комплектации. Итоговая стоимость мобильного газгольдера будет порядка 220 000 рублей ( стоимость указана без стоимости ПРИЦЕПА . ).
Количество баллонов ограничивается грузоподъемностью прицепа. Если у клиента уже имеется прицеп, то исходить надо из его грузоподъемности и внутренних габаритов кузова прицепа. Грузоподъемность вычислять необходимо с учетом веса баллонов + вес сжатого газа + крепежная арматура. Еще раз подчеркнем, что на установку мобильного газгольдера не требуется разрешительной документации и согласования в органах надзора. Регистрации в ГИБДД подлежит лишь прицепное шасси. Соблюдаются обычные правила постановки на учёт транспортного средства, установленные для серийных автомобильных прицепов.
Новое предложение! . Теперь вы можете приобрести у нас редуцирующий узел (сборка из нескольких редукторов) отдельно. Редуцирующий узел удобен, например, в дальних поездках на автомобиле для питания газовой горелки, плитки, для дачи на прицепе, конвекторов и т.д., то есть для снабжения всех ваших газопотребляющих устройств.
Сжиженный природный газ для отопления дома
Сжиженный природный газ или же СПГ — это природный газ, чья температура снижена до –162° С. В такой сжиженной форме он может храниться и транспортироваться, для чего используются специальные цистерны, удерживающие определенную температуру.
Для того, чтобы его разгазифицировать, используют специальные агрегаты, на выходе получая объём больший в 600 раз.
Сжиженный газ является одним из видов топлива там, где слабо распространены или невозможна магистральная сеть газопровода.
Благодаря своей универсальности и эффективности, сжиженный газ представляет собой очень привлекательный источник энергии. К тому же он достаточно экономичен, что очень немаловажно!
Сжиженный газ для отопления дома приобретается населением в газовых баллонах или же походных минигорелках. Чаще всего в таких баллонах используется газ пропан. Эти баллоны можно использовать не только для приготовления пищи, но и в целях подогрева воды, отопления домов или же для работы холодильного оборудования.
Такие баллоны, наполненные пропаном, легко найти почти в каждом специализированном магазине. Выпускные отверстия у баллонов стандартного размера, поэтому их можно подсоединить к походной плитке, осветительным приборам, небольшим водонагревателям, а также использовать для других хозяйственных нужд.
Сжиженный газ широко применяется при отоплении как коттеджей, так и дачных домов, так как он достаточно недорогой. Вся система, включающая котел, сами баллоны, редукторы и шланги стоит примерно 50 т.р. Также, при установке системы автономного газоснабжения отсутствует необходимость в постоянном контроле, а контрольный осмотр можно производить один раз в год. Чаще всего, этот осмотр производит непосредственно специалист газовоза при последующем наполнении газгольдера.
Так же одним из плюсов газоиспользующего оборудования, это возможность перевести его на природный газ, если будет проведена магистральнпя газификация, при этом расходы будут минимальными.
Сжиженный природный газ для отопления домов и дачных участков доставляется в следующие города: Москва, Тверь, Калуга, Владимир, Рязань, Ярославль, Воронеж, Санкт-Петербург, Смоленск, Тула, Липецк, Курск, Кострома, Иваново, Брянск, Белгород, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Волгоград, Крым.
Децентрализованное энергоснабжение с использованием сжиженного природного газа
А. П. Иньков (ООО «Экотерм»), Б. А. Скородумов, Р. В. Дарбинян, А. Л. Довбиш, А. И. Ляпин, В. А. Передельский (ОАО «Криогенмаш»)
Развитие малой энергетики в России в ближайшие годы будет неразрывно связано с более широким использованием сжиженного природного газа (СПГ) [1, 2]. В настоящее время мировой рынок торговли СПГ стал наиболее динамично развивающимся рынком углеводородных энергоносителей, в среднем его прирост составляет 7 % в год [2]. Ведущими странами мира СПГ признан как один из перспективных энергоносителей на обозримое будущее.
По прогнозам специалистов, объем мировой торговли СПГ может возрасти к 2010 году до 150 млрд м 3 и более. В США и странах Западной Европы доля СПГ в общем газопотреблении составляет более 20 %. Япония импортирует до 85 % (45 млрд м 3 ) природного газа в сжиженном состоянии.
На этом фоне достижения России в области использования СПГ, как основного энергоносителя ХХI века, выглядят очень скромно, хотя запасы природного газа в России составляют около 40 % мировых (в России доказанные запасы природного газа составляют, по разным оценкам, от 48 до 64 трлн м 3 , при этом известны 20 крупных месторождений с запасами более 500 млрд м 3 ), а себестоимость его существенно ниже нефтепродуктов. Сейчас западноевропейская цена на газ равна около 95 долларов за 1 000 м 3 , на российском рынке эта цена около 900 руб.
Первые шаги по использованию СПГ в энергосбережении в промышленности и коммунальном хозяйстве сделаны в Санкт-Петербурге и Ленинградской области [3, 4], где уже работают 2 опытно-промышленные установки по производству СПГ, и несколько удаленных котельных в области работают на привозном СПГ. При этом в полной мере используется все преимущества СПГ как топлива:
— сжижение природного газа увеличивает его плотность в 600 раз, что повышает эффективность и удобство хранения, транспортировки и потребления энергоносителя (в том числе и как моторного топлива для транспортных средств);
— СПГ – криогенная жидкость, которая хранится под небольшим избыточным давлением при температуре около 112 К (-161 °C) в емкости с теплоизоляцией, нетоксична;
— возможность газификации объектов, удаленных от магистральных трубопроводов на значительные расстояния, что позволяет также вовлекать в сельскохозяйственный оборот глубинные (удаленные) территории.
В настоящее время в ОАО «Газпром» разработана программа работ по решению актуальных задач газификации населенных пунктов, отдаленных от газопроводов. По оценкам специалистов ВНИИпромгаза, около 50 % населенных пунктов, нуждающихся в газификации, экономически целесообразно обеспечивать газовым топливом в виде привозного СПГ [5].
Другой причиной необходимости ускорения работ по использованию СПГ является то, что все крупнейшие месторождения природного газа в России находятся в удаленных районах, неблагоприятных для строительства транспортных газопроводов, и наиболее целесообразным представляется транспортировка газа в жидком состоянии. В XXI веке все основные российские газовые месторождения будут располагаться именно в таких районах (Баренцево море, шельф Карского моря, остров Сахалин и т. д.), что обуславливает необходимость строительства крупных заводов по производству СПГ в местах перспективных месторождений.
|
Из вышеприведенного ориентировочного расчета капитальных вложений, эксплуатационных расходов и себестоимости 1 Гкал тепла видно, что наибольшие капитальные вложения для организации автономного теплоснабжения приходятся на природный газ и связаны с необходимостью прокладки газопровода длиной 8 км. Несмотря на то что объем капитальных вложений при организации работы котельной на дизельном топливе на порядок меньше, себестоимость 1 Гкал выработанной тепловой энергии на 65 % больше отпускной цены. При использовании в качестве котельного топлива СУГ (пропан-бутан) себестоимость 1 Гкал также больше отпускной цены на 44 %, поэтому применение дизельного топлива и СУГ в качестве котельного топлива будет для потребителя не выгодно.
Себестоимость 1 Гкал, рассчитанная с использованием СПГ, на 80 % больше, чем с использованием трубопроводного природного газа, но и капитальные вложения для обеспечения работы котельной на природном газе по проложенному газопроводу на 424 % больше, чем это необходимо для перевода котельной на СПГ. Таким образом, расчетный срок окупаемости капитальных вложений при работе котельной на СПГ в 1,5 раза меньше, чем на природном газе, что и может оказаться определяющим фактором при выборе энергоносителя.
При расчете себестоимости 1 Гкал, полученной с использованием СПГ, цена 1 т СПГ была принята равной 3 500 руб. (с доставкой). Она предложена Московским газоперерабатывающим заводом, который в настоящее время завершает монтаж установки для сжижения природного газа производительностью 24 т СПГ в сутки. Установка базируется на автомобильной газозаправочной компрессорной станции (АГНКС-500), мощности которой по своему функциональному назначению практически используются только на 10–15 %.
Такое решение имеет ряд преимуществ в части снижения капитальных вложений на оборудование, т. к. на АГНКС создана необходимая инженерная инфраструктура, включающая компрессорные установки, блок осушки сжатого газа, необходимое электросиловое и вспомогательное, а также обеспечивающее противопожарную безопасность оборудование и т. п.
Удельные затраты на производство 1 т СПГ на АГНКС распределяются следующим образом [6]:
— зарплата работников АГНКС – 12 %;
— сырье-природный газ и вспомогательные материалы – 17 %;
— зарплата работников по обслуживанию и управлению установки по получению СПГ – 18 %;
— единый социальный налог – 11 %.
Из приведенных данных видно, что 54% от затрат на производство СПГ приходится на амортизацию, электроэнергию и зарплату работников АГНКС, обслуживающих компрессорное и электросиловое оборудование.
Очевидно, что себестоимость СПГ главным образом зависит от принятой технологии комплексной очистки природного газа и его сжижения.
Сжижение природного газа производится на уровне температур -140… -160 °C, и поэтому для оптимизации процесса имеются проверенные аналоги в области сжижения газов, его хранения, транспортирования и регазификации.
Известно, что при использовании перепада давления на городских или заводских ГРС или газоредуцирующих пунктах (ГРП) можно значительно снизить себестоимость производимого СПГ за счет уменьшения затрат на электроэнергию, на обслуживание компрессоров и электросилового оборудования, а также амортизационных отчислений.
По заказу ООО «Лентрансгаз» в ОАО «Криогенмаш» была разработана технология сжижения природного газа с использованием энергии перепада давления газа на ГРС на базе последних достижений науки и техники и накопленного опыта по внедрению детандер-компрессорных агрегатов для получения требуемой производительности [7].
На рисунке приводится принципиальная схема установки ожижения ПГ, разработанная применительно к ГРС «Никольская» (Ленинградская область) с расходом природного газа 8 000 нм 3 /ч, с расчетным давлением на входе в ГРС, равным 3,3 МПа, и на выходе – 0,28–0,6 МПа. Расчетная производительность установки по СПГ равна 24 т/сут.
Установка ожижения природного газа состоит из блока теплообменников вымораживателей (БТВ); системы охлаждения компримированного газа (СО); блока ожижения (БО); 2-ступенчатого турбодетандер-компрессорного агрегата (ТДКА); автоматизированной системы контроля и управления работой установки (АСКУ); арматуры, в том числе управляемой, и КИП.
Перед криогенной переработкой или сжижением газов, включая природный газ, к газу, поступающему в криогенный блок, предъявляются высокие требования по его осушке и очистке от компонентов, температура кристаллизации которых выше температуры газа в установке. Такие компоненты, вымораживаясь на поверхности теплообменников, снижают коэффициент теплопередачи, что приводит к ухудшению процессов теплообмена и в целом к нарушению технологического режима по сжижению газа. Кроме того, твердые частицы могут забивать дроссели, что приведет к нарушению работы установки. Как правило, в последнее время для комплексной очистки газа от влаги, углекислого газа и тяжелых углеводородов используют адсорбционный способ глубокой очистки газа на молекулярных ситах. Особенность комплексной очистки газа на периодически работающих адсорберах состоит в том, что пока один адсорбер работает в режиме очистки, другие адсорберы (или адсорбер) находятся в режиме регенерации для удаления продуктов очистки и восстановления поглотительной способности адсорбентов. Для регенерации используется очищенный нагретый газ, что связано с дополнительными затратами энергии и часто отвлечением части очищенного газа на нагрев и охлаждение адсорбента. При этом производительность блока адсорбционной очистки снижается на количество газа, направляемого на регенерацию. Это количество иногда может составлять более 20 % от расхода газа, подаваемого на блок очистки. Кроме того, допускаемая скорость газа в адсорберах небольшая, в пределах 0,2 м/с, что приводит к увеличению проходного сечения адсорберов, и, как следствие, увеличивается металлоемкость. Применяемые в настоящее время адсорбенты имеют избирательную способность, и если их адсорбционная способность по влаге довольно высокая, то по другим компонентам может быть очень низкой. Например, цеолит NaX имеет адсорбционную способность по воде 7–10 % по массе, а по углекислому газу всего 1–3 %, поэтому для очистки от углекислого газа требуется большое количество соответствующего адсорбента.
Вышеизложенные факторы приводят к выводу о том, что стоимость блока комплексной очистки природного газа в зависимости от состава газа и от количества очищаемых компонентов может составлять до 30–40 % от стоимости установки.
В разработанной установке по ожижению природного газа в связи с достаточно высокой чистотой природного газа (содержание СО2 не более 400 ррm) предусматривается только осушка газа, которую с целью снижения стоимости оборудования, по требованию заказчика, предусмотрено проводить способом вымораживания влаги.
Принцип работы установки заключается в следующем. Природный газ с расходом 8 000 нм 3 /ч и давлением 3,3 МПа поступает на турбокомпрессоры К1 и К2, работающие на 1 валу с турбодетандерами Д1 и Д2. В 2-ступенчатом турбокомпрессоре давление газа повышается до 4,5 МПа, затем сжатый газ последовательно охлаждется в теплообменниках Т3-2 и Т3-1 и поступает в вымораживатель, состоящий из 3 теплообменников Т11-1, Т11-2 и Т11-3 (или Т12-1, Т12-2 и Т12-3), где за счет использования холода обратного потока газа из теплообменника Т2-1 просходит вымораживание влаги. Очищенный газ после фильтра Ф1-2 разбивается на 2 потока. Один поток (большая часть) направляют в вымораживатель для рекуперации холода, а на выходе из вымораживателя через фильтр подают последовательно на турбодетандеры Д1 и Д2, а после них направляют в обратный поток на выходе из сепаратора С2-1. Второй поток направляют в теплообменник Т2-1, где после охлаждения дросселируют через дроссель ДР в сепаратор С2-1, в котором производят отделение жидкой фазы от его паров. Жидкую фазу (СПГ) направляют в накопитель и потребителю, а паровую фазу подают последовательно в теплообменник Т2-1, вымораживатель Т11 или Т12 и теплообменник Т3-2, а после него в магистраль низкого давления, расположенную после ГРС. Через определенное время работающий вымораживатель Т11 переводят на отогрев и продувку газом низкого давления из магистрали, а на рабочий режим переводят вымораживатель Т12.
Себестоимость СПГ, полученного по разработанной технологии, на 30–40 % ниже себестоимости СПГ, полученного на АГНКС, соответственно, себестоимость 1 Гкал тепла для рассмотренного выше случая с использованием СПГ, полученной на ГРС по предлагаемой технологии будет на 45–50 % ниже, чем приведенная в таблице и будет отличаться от себестоимости 1 Гкал, полученной на трубопроводном природном газе после его прокладки всего на 20–25 %, но в этом случае срок окупаемости капитальных вложений с использованием СПГ составит около 3 лет, против ранее полученных 6 лет, тогда как при трубопроводном природном газе эта окупаемость составляет около 9 лет.
В стране имеется значительное количество ГРС, где редуцируемый газ бесполезно теряет свое давление, а в отдельных случаях в зимний период приходится подводить еще энергию для подогрева газа перед его дросселированием. В то же время, используя практически бесплатную энергию перепада давления газа, можно получить общественно полезный, удобный и экологически безопасный энергоноситель – СПГ, с помощью которого можно газифицировать промышленные, социальные объекты и населенные пункты, не имеющие трубопроводного газоснабжения.
На ГРС, с учетом фактического расхода газа и его давления на входе и на выходе из ГРС, можно создать мини-заводы по производству СПГ производительностью от 12 до 120 т СПГ в сутки. Полученный СПГ может храниться в системах хранения на базе криогенных резервуаров типа БСХП производства ОАО «Криогенмаш».
Транспортирование СПГ осуществляется с помощью автомобильного транспорта. В ОАО «Криогенмаш» разработаны транспортные цистерны для СПГ ЦТП–8/0.25 (объемом 8 м 3 ), ЦТП–15/0.8 (объемом 15 м 3 ) и ЦТП–25/0.6 (объемом 25 м 3 ), имеющие высокоэффективную экрановакуумную теплоизоляцию, которая обеспечивает бездренажное хранение СПГ до 15 суток.
Особый интерес представляют цистерны-контейнеры 15 м 3 (20-футовый контейнер) и 32 м 3 (40-футовый контейнер), которые позволяют транспортировать СПГ авто-, железнодорожным и речным транспортом.
Как показывает мировой опыт, наиболее оптимальным транспортным средством для доставки СПГ к потребителям является цистерна, выполненная в виде контейнера. Такая цистерна-контейнер представляет собой не только средство доставки СПГ, но и базовую часть системы хранения и газификации у потребителя. Доставка цистерн-контейнеров к потребителям осуществляется автомобильными трайлерами. Цистерны-контейнеры выгружаются на площадке установки потребителя, устанавливаются и закрепляются быстросъемными зажимами, затем с помощью металлорукавов цистерна-контейнер подсоединяется к испарителям-подогревателям и к трубопроводу, снабжающему потребителя газом.
СПГ также может быть использован в качестве моторного топлива, например в дизель-генераторах. На дизель-генераторах может быть получена электрическая энергия значительно ниже по стоимости, чем централизованно получаемая от крупных ТЭЦ и ГРЭС. При этом в результате утилизации тепла выхлопных газов можно одновременно получить высокопотенциальное тепло для отопления и горячего водоснабжения.
Например, при установке дизель-генератора, работающего на газе, мощностью 1 500 кВт можно ежегодно получать более 13 000 МВт•ч электроэнергии и около 10 000 Гкал тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения. Срок окупаемости капитальных вложений на приобретение дизель-генератора составляет 3–3,5 года.
Из вышеизложенного следует, что альтернативой для прекращения зависимости потребителей от крупных поставщиков электрической и тепловой энергии являются автономные объекты миниэнергетики с применением сжиженного природного газа.
Таким образом, автономное энергоснабжение небольших промышленных, социальных предприятий и населенных пунктов на базе миниэнергетики с использованием СПГ является привлекательной сферой для инвестиции объектов энергетики со сравнительно коротким сроком окупаемости капитальных вложений.