Спускной воздушный клапан с радиатора отопления

Как выгнать воздух из системы отопления

Нормально работающее отопление зимой — жизненная необходимость. Без подогрева в нашем климате не выжить. Но периодически ранее нормально работающая система начинает сбоить — не греются или плохо греются радиаторы, появляется посторонний шум (бульканье). Все это признаки того, что появился воздух в системе отопления. Ситуация далеко не редкая, но приносящая дискомфорт.

Чем грозит воздух в системе отопления

Все, наверное, не раз встречались с тем, что отопление включено, а какой-то радиатор или целая группа нагреваются плохо или вообще стоят холодные. Причина этому — воздух в системе отопления. Он обычно скапливается в самой высокой точке, вытесняя из этого места теплоноситель. Если его скапливается достаточно много, циркуляция теплоносителя вообще может остановиться. Тогда говорят о том, что в системе отопления образовалась воздушная пробка. Профессионалы в таком случае говорят, что система завоздушилась.

Чтобы возобновить нормальную работу отопления необходимо скопившийся воздух удалить. Для этого есть два варианта. Первый чаще используется в системах централизованного отопления. На крайних радиаторах в ветке устанавливают краны. Они называются спускными. Это обычный вентильный кран. После заполнения системы теплоносителем его открывают, держат открытым до тех пор, пока не пойдет ровная струйка воды без воздушных пузырей (тогда вода льется рывками). Если говорить о многоэтажных домах, то во время запуска системы сначала должны открываться воздухосбросники на стояках, а остатки уже можно выводить по квартирам.

Воздух в радиаторе отопления мешает нормальной циркуляции теплоносителя. Это приводит к тому, что батарея плохо греется

В частных системах или после замены радиаторов в квартирах, для стравливания воздуха ставят не обычные краны, а специальные воздушные клапаны. Они бывают ручными и автоматическими. Ставятся они в верхний свободный коллектор на каждый радиатор (желательно) и/или в самой высокой точке системы.

Чем еще грозит воздух в системе отопления? Он способствует более быстрому разрушению компонентов системы отопления. Хоть сегодня все больше используются полимеры, металлических частей все еще достаточно. Наличие кислорода способствует активизации окисления (черный металл ржавеет).

Причины появления

Воздух в системе отопления может появиться по разным причинам. Если это проблема разовая — можно просто удалить его и не заниматься поисками источника. Если развоздушивание требуется несколько раз за сезон, придется искать причину. Вот наиболее распространенные:

  • Ремонт, модернизация системы отопления. При ремонтных работах воздух в трубопровод попадает практически всегда. Это естественно.
  • Заполнение системы теплоносителем. Если заливать воду в систему медленно, воздуха она с собой несет немного, попутно вытесняя тот, который имеется в трубах и радиаторах. Это тоже процесс понятный, особых мер тоже не требует.
  • Разгерметизация стыков и сварных швов. Этот дефект требует устранения, так как завоздушивание будет происходить постоянно. В индивидуальных системах отопления данное явление (негерметичные соединения) сопровождается также падением давления. И это — еще одна причина искать неисправности. Наиболее вероятное место — соединения труб и радиаторов. Они могут быть негерметичны. Искать их очень сложно, так как внешне они далеко не всегда проявляются. Если вы заметили, что какое-то из соединения «подкапываеет» все намного проще — устраняете капель. Но если внешне все нормально, а воздух все время скапливается, приходится обмазывать стыки и швы мыльной пеной и наблюдать — появятся ли новые пузыри. После нахождения каждого «подозрительного» соединения их подтягивают, обмазывают герметиком или перепаковывают (способ зависит от типа соединений).

Скапливаться воздух может в изгибах труб

  • Если в системе отопления уже стоят воздухоотводчики (клапана для сброса воздуха) и в ней начали появляться пробки, надо проверить исправность клапанов, а также герметичность соединений.
  • Появление воздуха в системе отопления может быть связано с разрывом мембраны расширительного бака. В этом случае придется менять мембрану, а для этого надо останавливать всю систему.
  • Это наиболее распространенные места и способы, какими воздух попадает в радиаторы и батареи. Выгонять его оттуда надо время от времени, но при осеннем пуске отопления — обязательно.

    Устанавливаем клапана для сброса воздуха

    Для отвода воздуха из отопления на радиаторах ставят воздухоотводчики — ручные и автоматические воздушные клапана. Их называют по-разному: спускник, воздухосбросник, спускной или воздушный клапан, воздушник и т.п. Суть от этого не меняется.

    Воздушный клапан Маевского

    Это небольшое устройство для стравливания воздуха из радиаторов отопления вручную. Устанавливается оно в верхний свободный коллектор радиатора. Есть разных диаметров под разное сечение коллектора.

    Ручной воздухоотводчик — кран Маевского

    Представляет собой металлический диск со сквозным отверстием конической формы. Это отверстие закрывается винтом конусообразной формы. Выкручивая винт на несколько оборотов, предоставляем возможность воздуху выйти из радиатора.

    Для облегчения выхода воздуха перпендикулярно к основному каналу сделано дополнительное отверстие. Через него собственно, воздух и выходит. Во время развоздушивания при помощи крана Маевского, направьте это отверстие вверх. После этого можно винт откручивать. Откручивайте на несколько оборотов, сильно не выкручивайте. После того, как прекратиться шипение, винт возвращаете в исходное положение, переходите к следующему радиатору.

    При пуске системы может потребоваться обход всех воздухосборников по нескольку раз — пока воздух вообще перестанет выходить. После этого радиаторы должны греться равномерно.

    Автоматический клапан сброса воздуха

    Эти небольшие устройства ставятся как на радиаторы, так и в других точках системы. Отличаются они тем, что позволяют стравливать воздух в системе отопления в автоматическом режиме. Чтобы понять принцип работы рассмотрим строение одного из автоматических воздушных клапанов.

    Принцип работы автоматического спускника такой:

    • В нормальном состоянии теплоноситель заполняет камеру процентов на 70. Поплавок находится вверху, поджимает шток.
    • При попадании в камеру воздуха, теплоноситель вытесняется из корпуса, поплавок опускается.
    • Он давит выступом-флажком на жиклер, отжимая его.

    Принцип работы автоматического клапана для спуска воздуха

  • Отжатый жиклер открывает небольшую щель, которой достаточно для выхода воздуха, который скопился в верхней части камеры.
  • По мере выхода воды корпус воздухоотводчика заполняется водой.
  • Поплавок поднимается, освобождая шток. Он за счет пружины возвращается на место.
  • По этому принципу работают разные конструкции автоматических воздушных клапанов. Они могут быть прямыми, угловыми. Ставятся в наивысших точках системы, присутствуют в группе безопасности. Могут быть установлены в выявленных проблемных местах — где трубопровод имеет неправильный уклон, из-за чего там скапливается воздух.

    Вместо ручных кранов Маевского можно поставить автоматический спускник для радиаторов. По размерам он лишь чуть больше, но работает в автоматическом режиме.

    Автоматический воздушный клапан для отвода воздуха

    Чистка от солей

    Основная беда автоматических клапанов для сброса воздуха из системы отопления — отверстие для отвода воздуха часто зарастает кристаллами соли. В этом случае или воздух не выходит или клапан начинает «плакать». В любом случае требуется его снять и прочистить.

    Автоматический воздухоотоводчик в разобранном виде

    Чтобы это можно было делать без остановки отопления, ставят автоматические воздушные клапана в паре с обратными. Первым монтируют обратный клапан, на него — воздушный. При необходимости автоматический воздухосборник для системы отопления просто откручивают, разбирают (откручивают крышку), чистят и собирают снова. После этого устройство снова готово стравливать воздух из системы отопления.

    Как избавиться от воздушной пробки

    К сожалению, не всегда воздушная пробка находится в легко доступном месте. При ошибках проектирования или укладки, воздух может скапливаться в трубах. Стравливать его оттуда очень нелегко. Сначала определяем местоположение пробки. В месте пробки трубы холодные и слышно журчание. Если явных признаков нет, проверяют трубы по звуку — постукивают по трубам. В месте скопления воздуха звук будет более звонким и громким.

    Найденную воздушную пробку надо выгнать. Если речь идет о системе отопления частного дома, для этого поднимают температуру и/или давление. Начнем с давления. Открывают ближайший спускной клапан (по ходу движения теплоносителя) и подпиточный кран. В систему начинает поступать вода, поднимая давление. Оно вынуждает пробку двигаться вперед. Когда воздух попадает к спускнику, он выходит. Прекращают подпитку после того как весь воздух выйдет — спускной клапан перестанет шипеть.

    Это группа безопасности. На среднем выходе установлен автоматический воздухоотводчик

    Не все воздушные пробки так легко сдаются. Для особой упорных надо одновременно поднимать температуру и давление. Эти параметры доводятся до значений, близких к максимальным. Превышать их нельзя — слишком опасно. Если в после этого пробка не ушла, можно попытаться открыть одновременно спускной кран (для слива системы) и подпиточный. Может, таким образом удастся сдвинуть воздушную пробку или вообще избавиться от нее.

    Если подобная проблема возникает постоянно в одном месте — налицо ошибка в проектировании или разводке. Чтобы не мучится каждый отопительный сезон, в проблемном месте устанавливают клапан для отвода воздуха. В магистраль можно врезать тройник и на свободный вход установить воздухоотводчик. В таком случае проблема будет решаться просто.

    Устройство автоматического воздушного клапана для отопления

    В трубопроводах и устройствах водяного отопления постоянно в различном количестве находится воздух. Он выделяется из теплового носителя (вода имеет в своем составе кислород в растворенном виде), попадает через стенки пластиковых труб и остается в центральных магистралях во время наполнения системы. Удаление появляющихся пузырей — это главная задача, которую решает воздушный клапан для отопления.

    Клапан на батарее отопления для сброса воздуха позволяет избавляться от газов, скопившихся в центральном трубопроводе и батареях. Завоздушивание отопительной системы может происходить по нескольким основным причинам, в числе которых:

    1. 1. Из-за очень быстрого наполнения контура тепловым носителем вода в системе не успевает вывести воздушные массы естественным способом. Теплоноситель необходимо заполнять с нижней точки, чтобы воздух выводился кверху и выходил через открытый спускник.
    2. 2. По причине повышенного количества растворенных газов в тепловом носителе, для которого не проводились специальные подготовительные мероприятия — деаэрация. Растворимость газов происходит с учетом температуры среды, и во время нагрева жидкости воздух отделяется от теплоносителя и накапливается, образуя пробки.
    3. 3. Процесс проведения ремонтных работ, которые связаны с заменой различных элементов без полного слива жидкости, когда ремонтируемый контур или отопительный прибор отсекается от всей системы, а после подсоединяется обратно.
    4. 4. В результате попадания воздушных масс через стенки пластиковых труб, если они изготовлены из материала без антидиффузионного покрытия. Во время организации трубопровода этот нюанс необходимо непременно учитывать.
    5. 5. Вследствие процесса коррозии во время контакта кислорода с металлом из воздушных молекул освобождается водород, который тоже начинает накапливаться в отопительной системе.
    6. 6. Во время нарушения герметичности.

    Растворенный в тепловом носителе воздух со временем выводит из строя металлические трубы и батареи, а также стальные элементы котла отопления. Коррозионное действие воздуха, который был вначале растворен в воде, а после отделился во время повышенных температур, значительно выше показателей атмосферного воздуха из-за высокого количества кислорода.

    Образовавшиеся в трубах газы не только начинают провоцировать или ускорять процесс коррозии металлических элементов, но и создают воздушные пробки, которые мешают системе отопления нормально функционировать:

    1. 1. Газовые пробки играют роль теплоизолятора, и если воздух образовался на верхнем участке радиатора, то он хуже нагревается и передает в комнату меньшее количество тепла.
    2. 2. По причине пробок снижается циркуляция теплового носителя, в отдельных случаях перемещение воды по трубопроводу может быть полностью заблокировано. В этой ситуации отопительные устройства быстро охлаждаются.
    3. 3. Насосы для передвижения теплового носителя по контуру не рассчитаны на циркуляцию воздуха, во время работы с завоздушенной жидкостью крыльчатка и подшипники оборудования подлежат износу намного быстрее.
    4. 4. При наличии газовых пробок передвижение воды по отопительному контуру начинает сопровождаться журчанием и булькающими звуками, это причиняет акустический дискомфорт в помещении.

    Специальный клапан для сброса воздуха из системы отопления позволяет решить проблемы, которые связаны с появлением пробок. Главное — правильно выбрать оборудование и определить участки установки воздухоотводчиков.

    Для избавления от пробок в центральной отопительной магистрали предусмотрен монтаж кранов для сброса на крайних батареях в каждом контуре. Автоматические воздушные клапаны для системы отопления позволяют осуществить стравливание воздуха, который вытесняется в крайнюю точку контура во время наполнения системы тепловым носителем.

    Автономные системы отопления, а также новые батареи, которые подключены к центральной тепловой сети, оборудуются специальными воздухоотводными клапанами. Выделяют два вида этого оборудования — ручной кран Маевского и автоматический воздухоспускной клапан.

    Приборы выбираются с учетом удобства эксплуатации и принципа работы, устанавливают их на тех участках контура отопления, на которых находится максимальный риск образования газовых пробок — на верхний коллектор всех батарей, а также в наивысшей точке отопительной системы.

    Автоматический воздушник в системе отопления состоит из цилиндра, в котором внутри находится пластмассовый поплавок. Прибор монтируется вертикально, его внутренняя часть в нормальном режиме наполнена тепловым носителем, который под напором передвигается через нижнее отверстие камеры.

    Автоматический спускной клапан отопления оборудован игольчатым штоком — именно к последнему на рычаге закрепляется поплавок.

    Если в трубе появляется пробка, то воздух начинает устремляться к наивысшей точке батареи либо контура отопления в общем. Если на этом участке расположен клапан, который работает в автоматическом режиме, то тепловой носитель из внутренней камеры выталкивается воздухом. Во время вытеснения воды поплавок начинает опускаться, открывая клапан, вследствие этого выходят газы из труб или радиаторов, и камера заново наполняется жидкостью.

    Автоматический сбрасыватель воздуха со временем обрастает накипью и заиливается. Это приводит к неправильной работе устройства, потере герметичности конструкции — через клапан начинает протекать вода. Этот прибор нуждается в замене — автоматические устройства являются неремонтопригодными. Число устанавливаемых отводчиков будет зависеть от особенностей установленной системы отопления.

    Устройство используется для монтажа:

    • на наивысшем участке вертикальных стояков — именно здесь собирается воздух;
    • в схеме группы безопасности котла на выходящем трубопроводе, где тепловой носитель имеет максимальную температуру;
    • на П-образные петли, которые организуются для компенсации расширения труб;
    • на коллекторы теплого пола, чтобы была возможность выводить воздух из контура.

    Ручной клапан для сброса воздушных масс также известен как кран Маевского. В этой конструкции нет подвижных частей, потому она является намного надежнее и долговечнее, в отличие от автоматических приборов. Корпус воздухоотводного цилиндрического клапана оборудован внешней резьбой. Продольное отверстие в этой конструкции закрывается винтом, который имеет форму конуса на окончании. От центрального сквозного отверстия отводится круглый канал.

    Принцип работы ручного вентиля довольно прост: откручивание винта открывает отверстие, через которое образовавшийся воздух выводится наружу с помощью канала в корпусе. После вывода газовой пробки винт вкручивается в изначальное положение. Ручные сбрасыватели воздуха в стандартном изготовлении изначально были разработаны для установки на трубопровод. Однако огромный спрос имеют краны Маевского, устанавливающиеся на отопительные панельные и секционные устройства.

    В идеале воздух поднимается к наивысшим участкам контура, где находятся сбрасыватели, и стравливается клапанами. Но как показала практика, ошибки во время прокладки труб либо проектирования системы приводят к образованию пробок на труднодоступных участках. Для того чтобы избавиться от этой пробки, нужно отыскать ее месторасположение — по журчанию теплового носителя, который проходит через завоздушенные места, по более низкой температуре трубопровода или батарей, по глухому звуку во время простукивания отопительных труб.

    Вывести пробку сможет помочь увеличение температуры теплового носителя либо давления в системе. Для действия давлением нужно открыть подпиточный кран, а также ближайший к пробке спускной механизм (с учетом движения потока). Поступающая в контур жидкость увеличивает давление, заставляя перемещаться пробку. Удостоверившись, что пробка ушла через кран (не слышно характерного шипения), систему переводят в нормальный режим работы.

    В сложных случаях можно на пробку действовать одновременно температурой и давлением. Тепловой носитель запрещается нагревать выше максимально допустимых критических показателей, чтобы не испортить отопительную систему. Постоянное образование пробки на одном участке говорит о некорректной установке или просчетах во время проектирования. Необходимо поставить в проблемной зоне отводчик воздуха, врезав тройник в трубу.

    Главный недостаток автоматических воздушников — отверстие для выпуска газа зачастую зарастает кристаллами соли. В таком случае либо перестает выходить воздух, либо кран начинает «плакать». Так или иначе, необходимо устройство демонтировать и почистить.

    Чтобы это выполнить без остановки всей отопительной системы, устанавливают автоматические сбрасыватели одновременно с обратными. Первым устанавливают обратный кран, сверху него — воздушный. Если требуется, то автоматический воздухосборник просто снимают, конструкцию разбирают, очищают и собирают заново. После чего прибор снова готов стравливать газообразные вещества.

    Клапаны сброса для отопительной системы могут находиться в составе схемы безопасности либо в комплекте коллектора для системы «теплый пол» или же поставляться одновременно с отопительными приборами. Автоматические воздушники выбираются с учетом рабочих характеристик (возможное давление и температурный режим), они обязаны соответствовать показателям системы отопления. По своей конструкции эти сбрасыватели делятся на вертикальные и горизонтальные, угловые и прямые приборы.

    Опытные мастера советуют выбирать автоматические воздушники с выхлопным патрубком, который направлен кверху. По отзывам, изделия с боковым выходом начинают протекать намного чаще. Помимо этого, во время монтажа нужно четко соблюдать вертикальное расположение корпуса.

    Ручные краны отличаются способом выкручивания винта:

    • с головкой под плоскую отвертку (наиболее безопасный и удобный способ);
    • с несъемной ручкой (нельзя устанавливать на участке, который доступен для маленьких детей, чтобы не допустить возможность ожога горячим тепловым носителем);
    • со штоком под специально сделанный ключ (недостаток заключается в том, что ключа в необходимый момент может не находится рядом).

    Такое простое, но очень важное устройство, как клапан сброса воздуха, выбрать несложно. Тем более, если оно находится в комплекте с иным оборудованием. Когда же необходимо выбирать автовоздушник отдельно, то необходимо также не забывать о качестве материала, из которого изготовлено изделие. Нужно остерегаться разных силуминовых подделок, имитирующих латунные модели.

    Читайте также:  Как мерять сопротивление теплого пола
    Оцените статью