- Новое в законодательстве о тарифах на воду: ценобразование, долгосрочное регулирование, дифференциация тарифов и «недополученные доходы»
- Тарифы на воду: основы ценнобразования
- Методы долгосрочного тарифного регулирования в сфере водоснабжения/водоотведения
- Дифференциация тарифов на воду
- Тарифы на воду: вводится понятие « Недополученные доходы»
- Нормы расхода воды в 2020 году на 1 человека в месяц
- Методика расчёта нормативов потребления воды
- Холодное водоснабжение
- Горячее водоснабжение
- Водоотведение
- Ежемесячные региональные нормы
- Особенности нормирования водоснабжения в сельской местности
- Способы экономии бюджета при оплате за воду
- При наличии счётчиков
- С использованием специального оборудования
Новое в законодательстве о тарифах на воду: ценобразование, долгосрочное регулирование, дифференциация тарифов и «недополученные доходы»
В мае 2013 года правительством РФ принят ряд нормативных документов, вносящих изменения в регулировании сферы водоснабжения и водоотведения. Суть новаций разъясняет главный экономист ЗАО « Юрэнерго» Татьяна Исаева.
Постановление Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 « О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» привело в соответствие „Основы ценообразования“ в сфере водоснабжения и водоотведения с действующим Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ „О водоснабжении и водоотведении“.
Оно отменяет действие постановления Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520 « Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» в отношении регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. В отношении регулирования тарифов на утилизацию ( захоронение) ТБО постановление Правительства № 520 продолжает действовать.
Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 утверждены:
- Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения ( далее – Основы ценообразования);
- Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
- Правила определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и одоотведения и порядка ведения его учета;
- Правила расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения.
Тарифы на воду: основы ценнобразования
Основы ценообразования регулируют установление тарифов в сфере холодного и горячего одоснабжения и водоотведения.
1) в сфере холодного водоснабжения:
- тариф на питьевую воду ( питьевое водоснабжение);
тариф на техническую воду; - тариф на транспортировку воды;
- тариф на подвоз воды;
- тариф на подключение;
2) в сфере горячего водоснабжения:
- тариф на горячую воду ( горячее водоснабжение);
- тариф на транспортировку горячей воды;
- тариф на подключение;
3) в сфере водоотведения:
- тариф на водоотведение;
- тариф на транспортировку сточных вод;
- тариф на подключение.
Методы долгосрочного тарифного регулирования в сфере водоснабжения/водоотведения
Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения помимо действующих ранее методов установления тарифов ( метод экономически обоснованных расходов и метод сравнения аналогов) предусматривают методы долгосрочного тарифного регулирования:
- метод доходности инвестированного капитала;
- метод индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.
Данные методы направлены на привлечение в сферу водоснабжения и водоотведения частных инвестиций.
Однако, метод доходности инвестированного капитала может применяться только при соблюдении 6 критериев:
1) регулируемая организация должна иметь утвержденную в установленном порядке схему водоснабжения и ( или) водоотведения поселения или городского округа, на территории которого она осуществляет свою деятельность ( в настоящее время указанные схемы активно разрабатываются, но мало где утверждены);
2) регулируемая организация должна иметь утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу на долгосрочный период регулирования ( утверждение инвестиционной программы возможно только при наличии утвержденной в установленном порядке схемы водоснабжения и водоотведения поселения или городского округа);
3) регулируемая организация должна подать в орган тарифного регулирования заявление о выборе метода доходности инвестированного капитала;
4) протяженность соответственно водопроводных или канализационных сетей, эксплуатируемых регулируемой организацией, должна превышать 10 процентов суммарной протяженности сетей в централизованной системе соответственно водоснабжения или водоотведения;
5) регулируемая организация не должна являться государственным или муниципальным унитарным предприятием;
6) регулируемая организация должна осуществлять свою деятельность по водоснабжению и ( или) водоотведению в городах с населением более 500 тыс. человек и городах, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации.
Основы ценообразования отражают механизм возврата инвестированного капитала. Метод регулирования тарифов определяет регулирующий орган с учетом предложения организации. Рост тарифов ограничен предельными индексами, устанавливаемыми ежегодно ФСТ России. При этом, предельные индексы устанавливаются в среднем по субъекту и в среднем на питьевое водоснабжение и водоотведение.
Дифференциация тарифов на воду
Введенные в действие Основы ценообразования предусматривают дифференциацию тарифов. В сфере горячего и холодного водоснабжения дифференциация может быть по следующим параметрам:
1) наличие нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем холодного ( горячего) водоснабжения;
2) объемы потребления воды абонентами;
3) соответствие качества питьевой воды и горячей воды требованиям, установленным санитарными нормами и правилами.
В сфере водоотведения тарифы могут дифференцироваться с учетом следующих параметров:
1) наличие нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем водоотведения;
2) категории сточных вод:
- жидкие бытовые отходы, поверхностные сточные воды, хозяйственно-бытовые сточные воды, отводимые абонентами, в отношении которых не устанавливаются нормативы водоотведения ( сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов ( ТСЖ, ЖСК, Управляющие компании и индивидуальные жилые дома;
- сточные воды, отводимые абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы водоотведения ( сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов;
- сточные воды, отводимые иными абонентами.
При этом, запрещено устанавливать тарифы ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий абонентов за счет введения тарифов выше этой планки для других. Тарифы рассчитываются с учетом степени достижения целевых показателей деятельности регулируемых организаций.
Тарифы на воду: вводится понятие « Недополученные доходы»
Отдельно регламентировано, как определяется размер инвестированного капитала и рассчитывается норма его доходности. Вводится новое понятие « Недополученные доходы» — доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением объема поданной воды и ( или) принятых сточных вод.
Ранее регулируемые организации пытались включить в тарифную заявку указанные « Недополученные доходы», но в законодательстве не было точного отражения данной позиции. Появляется понятие „Экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов в предыдущие периоды регулирования“ — расходы, связанные с незапланированным ростом цен на продукцию, изменением законодательства, а также расходы, не учтенные органом регулирования тарифов в предыдущий период регулирования тарифов, но признанные экономически обоснованными ФСТ России либо судом.
Таким образом, если в периоде регулирования возникли непредвиденные расходы, то включить их в тарифную заявку возможно только по решению ФСТ России или суда. Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения содержат порядок согласования с ФСТ России проектов тарифных решений региональных органов регулирования, которые повлекут превышение предельного индекса.
Законодательство в сфере водоснабжения и водоотведения становится более емким, сложным, сдерживающим необоснованный рост тарифов и нацелено на привлечение инвестиций в данную сферу. Однако, для привлечения инвестиций крайне необходима стабильность принимаемых нормативных и законодательных актов.
Нормы расхода воды в 2020 году на 1 человека в месяц
При установленном счётчике воды потребитель имеет чёткое представление, как подсчитывается сумма оплаты ЖКХ за водоснабжение. Но при отсутствии прибора учёта нередко возникают вопросы, как устанавливаются нормы потребления. Рассмотрим особенности методики расчёта месячных нормативов водоснабжения и водоотведения, с учётом требований отечественного законодательства и различий, в зависимости от региона и категорий индивидуальных потребителей.
Методика расчёта нормативов потребления воды
Нормирование холодного и горячего водоснабжения, отвода стоков, как и правила расчёта других коммунальных услуг населению регламентируются правительственным постановлением № 354, в приложении №2 раздел 1 пункта 4a, подписанным в мае 2011 года.
Документ для скачивания и чтения постановления: Постановление Правительства РФ № 354
В указанном документе использованы нормы, разработанные ещё в советское время на основе фактически проведённых замеров водопотребления населением. Установленный расходомер в подвале дома позволил определить количество использованной жильцами воды в МКД. Выяснилось, что ежемесячно один человек расходует следующее количество воды (в литрах):
- принятие душа – до 900;
- приготовление пищи – до 90;
- стирка – около 100;
- гигиенические процедуры, мытьё посуды и другие операции под проточной водой из-под крана – до 200;
- смывание унитаза и непредвиденные расходы – до 500;
- приём ванны – около 800(если 4 раза в месяц, в среднем 200л за 1 приём).
Усреднённые показатели были разделены на фактическое количество жильцов. В результате утверждены усреднённые фиксированные нормативы оплаты, в зависимости от количества прописанных в квартире или частном доме.
Холодное водоснабжение
Стоимость холодного водоснабжения для населения рассчитывается по формуле:
Цхв = н*Н*Т*К,
- н – количество прописанных в квартире;
- Н – норматив потребления для одного человека;
- Т – размер регионального тарифа, в зависимости от затрат на подачу воды в дом или квартиру;
- К – повышающий коэффициент, назначающийся коммунальными организациями для расчёта суммы платежа.
Обратите внимание! Размер повышающего коэффициента утверждается на региональном уровне, не может быть более 2-х.
Подсчитано, что ежемесячно одним человеком расходуется около 7000 литров холодной воды. На величину расхода влияют следующие факторы:
- климат региона;
- сезонные изменения;
- используемая бытовая техника;
- техническое состояние запорной арматуры;
- личные привычки и образ жизни людей.
Подтверждено, что в условиях тёплого климата холодная вода расходуется интенсивнее, чем при холодном. Аналогичная ситуация с временами года.
Потребление воды возрастает при недостаточной герметичности водяных кранов и сливного бачка в туалете, использовании неэкономных сантехнических и бытовых приборов.
Горячее водоснабжение
По данным статистики, объём израсходованной горячей воды вдвое меньший, чем холодной. Усреднённый размер ежемесячной нормы потребления по горячему водоснабжению установлен в пределах 3 тысяч литров.
Отдельная оплата за горячее водоснабжение связана с тем, что для нагрева воды используются дополнительные ресурсы, требующие соответствующего возмещения. К тому же обеспечением нагрева воды и её подачей занимаются разные организации, что требует отдельной оплаты от потребителей.
Водоотведение
В зависимости от региона, нормы по этому показателю установлены в пределах от 13 до 36 кубов ежемесячно. Тариф назначается регионально и учитывает особенности местной инфраструктуры и размер затрат на водоотведение.
Ежемесячные региональные нормы
Законодательно утверждена единая методика расчёта оплаты за холодное и горячее водоснабжение. Тарифы на воду в регионах различны и учитывают следующие факторы:
- особенности климата;
- степень изношенности основных фондов;
- плотность населения;
- стоимость остальных энергетических ресурсов – электроэнергии, твёрдого топлива и пр., используемых для поставки воды;
- прожиточный минимум, влияющий на уровень заработной платы сотрудников коммунальных предприятий и другие менее значимые обстоятельства.
В среднем по РФ ежемесячные нормативы установлены в следующем размере:
- холодная вода – от 4 до 7 кубов по цене от 25 до 38 рублей за 1 куб;
- горячая вода – от 2,5 до 4,7 кубов стоимостью от 80 до 190 рублей за 1 куб.
Наибольшие нормы стоимости одного кубометра воды отмечаются по Москве и области, наименьшие – в Уфе. Региональные нормативы утверждаются постановлениями местных властей.
Особенности нормирования водоснабжения в сельской местности
Подача воды в частные дома сельской местности подлежит нормированию в случае централизованного водоснабжения потребителей коммунальными предприятиями. Предусмотрена возможность назначения отдельной оплаты при наличии водоразборной колонки на улице, находящейся в общественной собственности.
Необходимо учитывать, что вода дополнительно расходуется для полива огорода, поэтому в соответствующий сезон при отсутствии в частном доме водомера назначается отдельная фиксированная сумма для этих нужд.
Если жители частного сектора обеспечивают подачу воды не централизованно, включая монтаж и обслуживание систем, коммунальные нормы в этой ситуации не применимы.
Способы экономии бюджета при оплате за воду
Экономия оплаты за холодное и горячее водоснабжение достигается двумя способами:
- установкой индивидуальных приборов учёта;
- использованием специального оборудования, снижающего расход ресурсов;
- расход также зависит от диаметра трубы.
Указанные способы одинаково подходят для любых потребителей, включая квартиры в МКД и жителей частного сектора.
При наличии счётчиков
Использование водомеров позволяет добиться экономии по следующим причинам:
- жильцы самостоятельно контролируют расход воды и платят только за себя;
- нет нужды платить с учётом повышающего коэффициента;
- достигается экономия, если ресурсы не расходуются по причине поездки в отпуск или командировку.
Если сравнивать с суммой оплаты по нормативам, после установки счётчика размер счетов сокращается почти в два раза.
С использованием специального оборудования
Возможность дополнительной экономии достигается при использовании следующих технических средств:
- установке душевых кабин вместо ванны – расход на эти гигиенические процедуры уменьшается более чем в два раза;
- отдельной закупке воды для приготовления пищи – ежемесячно экономится до 50-ти литров воды;
- посудомоечная машина экономит до 20% расхода в месяц;
- стиральных машин – редкие стирки большего количества вещей сокращают расход воды до 10%;
- бачок унитаза с двумя вариантами слива и экономная сантехника уменьшают объём потребления до 15%.
Не последнюю роль играет бережливое отношение к энергоресурсам – через открытый кран при чистке зубов ежеминутно уходит до 15 литров воды, большая часть которой расходуется напрасно.
Не стоит платить за воду, которую не использовали, или возмещать убытки коммунальным организациям за счёт других потребителей. Учитывая методику расчёта ежемесячных норм водоснабжения, установка индивидуальных приборов учёта – оптимальный способ уменьшения суммы оплаты коммунальных услуг за счёт личной экономии потребления без снижения уровня комфорта.