- Основания для перерасчета за отопление в 2020 году. Как сделать корректировку оплаты?
- Как происходит корректировка платы согласно постановлению № 354?
- Пересчет за тепло со стороны государства
- Как государство делает его за предыдущий год?
- С чем он связан?
- Когда такие действия являются незаконными?
- Куда жаловаться, если пришла квитанция с большой суммой в счете за тепловую энергию?
- Как составить жалобу на неправомерное начисление?
- Корректировка со стороны жильца
- Основания
- Температура не соответствует норме
- Нет обогрева из-за аварии
- Отопительный сезон начался, а батареи холодные
- Что сделать для пересмотра оплаты?
- Куда обращаться?
- Необходимые документы
- Как написать заявление?
- Направление документов
- Сроки процедуры
- На каком основании могут отказать?
- Обращение в суд
- Срок для проведения перерасчета по отоплению
- Обсудить статью и задать вопросы можно здесь.
Основания для перерасчета за отопление в 2020 году. Как сделать корректировку оплаты?
Одной из популярных жалоб на коммунальные услуги является нарушение норм температуры в квартире. Закон четко ограничивает возможности недобросовестных управляющих компаний по снижению уровня подачи тепла в жилые и нежилые помещения. Рассмотрим, как добиться перерасчета коммунальных платежей за отопление в 2019 году.
Как происходит корректировка платы согласно постановлению № 354?
В течение календарного года плата за отопление производится равномерно, в соответствии с формулой, установленной Постановлением Правительства от 2011 года № 354. В случае изменений подачи тепла предусматриваются следующие варианты перерасчета:
- в силу норм закона (постановления Правительства от 2011 года № 354 и ст. 157 ЖК РФ);
- по заявлению собственника.
Пересчет за тепло со стороны государства
Перерасчет со стороны государства проводится автоматически. Гражданин не обязан самостоятельно обращаться в управляющую компанию, подавать заявление. В результате средства не возвращаются на счет в виде наличных денежных средств. Но следующий платеж уменьшается на сумму перерасчета. Однако не всегда пересчет бывает в пользу собственника. Зачастую с владельца помещения взыскиваются дополнительные денежные средства.
Как государство делает его за предыдущий год?
Рассмотрим, как делается пересчет за тепло со стороны государства. Постановление Правительства от 2011 года № 354 предусматривает корректировку счета за отопление для жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах 1 раз в год.
Величина компенсации рассчитывается по формуле:
С чем он связан?
П. 42(2) Постановления Правительства от 2011 года № 354 предусматривает основания для проведения перерасчета по инициативе государства. Если законодательством региона принимается решение об изменении способа оплаты за отопление, то управляющая компания в течение I квартала следующего года должна осуществить корректировку платежей за минувший год.
Когда такие действия являются незаконными?
Выясним степень законности пересчета за тепловую энергию на практике. Зачастую возникают незаконные перерасчеты за коммунальные услуги. Виновниками поборов являются управляющие компании. Доначисление платы за коммунальные услуги возможно за 3 прошедших года. В случае смены управляющей компании могут прийти повторные квитанции с перерасчетом. В такой ситуации необходимо представить квитанцию об оплате.
Начислении оплаты за коммунальные услуги должно проводиться строго в соответствии с формулами, указанными в Постановлении Правительства от 2011 года № 354. А перерасчет возможен только 1 раз в год. Проведение повторного перерасчета или применение других принципов исчисления недопустимо.
Куда жаловаться, если пришла квитанция с большой суммой в счете за тепловую энергию?
Собственники жилых и нежилых помещений не обязаны молчать в случае высоких счетов за коммунальные услуги. Оспорить неправомерное начисление можно в следующие органы:
- управляющая компания;
- государственная жилищная инспекция;
- Роспотребнадзор;
- прокуратура;
- суд.
Как составить жалобу на неправомерное начисление?
Заявитель может оформить одну жалобу и разослать в разные уполномоченные органы.
Документ должен включать:
- наименование уполномоченного органа;
- данные заявителя (Ф.И.О., адрес, контактный телефон);
- название документа;
- информацию о поставщике услуг;
- данные о посреднике (ТЖС, управляющая компания);
- перечень нарушений;
- ссылка на закон;
- просьба о привлечении к ответственности;
- перечень доказательств;
- дата и подпись.
Корректировка со стороны жильца
Собственник имеет право инициировать перерасчет, если управляющая компания выполняет обязательства недолжным образом. Ст. 157 ЖК РФ предусматривает возможность пересчета платы за отопление в следующих случаях:
- услуга, которая была предоставлена, не соответствовала нормативам;
- услуга предоставлялась с перерывами, больше установленных законом.
Расчет коммунальных платежей должен осуществляться на основании показаний счетчиков. При их отсутствии за основу принимаются нормативы. В особых случаях могут применяться повышающие коэффициенты.
Основания
Собственник может требовать перерасчета при наличии следующих оснований:
- При отклонении от норм тепла в квартире. Принимается во внимание значительное различие температуры в дневное и ночное время. Также в случае температуры в жилом помещении ниже 18°С.
- Оформление субсидии. Не нужно путать с компенсацией оплаты за отопление. В случае оформления субсидии, счет в платежке должен быть уменьшен на установленную сумму. Если этого не произошло, необходимо подать заявление о перерасчете.
- Один или несколько радиаторов вышли из строя. В такой ситуации уменьшается теплоотдача поэтому гражданин получает право на перерасчет.
Температура не соответствует норме
Нормы температуры в жилом помещении регламентирован главой VI постановления Правительства от 2011 года № 354:
- в жилых помещениях – не менее 18°С;
- в угловой квартире – не менее 20°С;
- если в течение 5 дней температура на улице составляет ниже 31°С, то температура в квартире должна быть не менее 20°С;
- в угловой квартире – не менее 22°С.
Нет обогрева из-за аварии
В течение отопительного периода должна осуществляться бесперебойная подача тепла. Однако никто не застрахован от аварийных ситуаций. Постановление Правительства от 2011 года № 354 регламентирует возможность прекращения подачи тепла в период отопительного сезона:
- суммарно в течение календарного месяца – не более 24 часов;
- при температуре в квартире от 12°С до нормы – не более 16 часов;
- при температуре в квартире от 10 до 12°С до нормы – не более 8 часов;
- при температуре от 8 до 10°С до нормы – не более 4 часов.
За каждый час превышения суммарного времени стоимость оплаты за отопление снижается на 0,15% (подробно о том, как рассчитывается стоимость отопления за 1 кв. м в 2019 году, читайте тут).
Отопительный сезон начался, а батареи холодные
В первую очередь необходимо убедиться, что причина отсутствия отопления не зависит от жильцов:
- открыты краны на радиаторах отопления;
- слой краски на радиаторах не превышает 1 см;
- отсутствует воздушная пробка в батареях.
В случае если вина за отсутствие тепла лежит не на жильце, то необходимо составить акт. Для этого нужно пригласить представителя управляющей компании. А в случае его отказа от явки достаточно привлечь 2 соседей.
На основании акта нужно составить претензию в управляющую компанию. Если уполномоченный орган отказывается провести перерасчет и устранить нарушения, то необходимо подготовить иск в суд.
Что сделать для пересмотра оплаты?
Если управляющая компания не проявляет инициативы, то гражданин должен самостоятельно защищать свои права.
Порядок действий для получения пересмотра суммы в квитанции за расчетный период:
- Сбор документов и доказательств.
- Составление заявления.
- Направление жалобы в уполномоченный орган.
- Получение ответа.
- Обращение в суд.
Куда обращаться?
Изначально необходимо обратиться в управляющую компанию. Оформление жалобы в другие органы потребует наличие ответа от организации, которая обязана контролировать процесс предоставления коммунальных услуг.
Даже в случае отсутствия ответа, необходимо предъявить доказательства, что гражданин пытался решить ситуацию мирно.
Необходимые документы
Перечень документов для оформления жалобы:
- гражданский паспорт заявителя;
- правоустанавливающие документы на помещение;
- квитанции об оплате;
- протокол учета расхода тепловой энергии;
- акт приемки-сдачи тепловых ресурсов;
- документ, регламентирующий тарифы на отопление в населенном пункте;
- данные об объеме переданной тепловой энергии;
- копия договора с поставщиком (узнать больше о заключении договора по теплоснабжению можно здесь);
- акт о выявлении нарушений.
Большинство перечисленных документов необходимо запросить в управляющей компании. В случае отказа от предоставления сведений или игнорирования запроса, гражданин может обратиться в суд.
Документ может быть составлен представителями управляющей компании или собственником лично в присутствии 2 свидетелей (не родственников).
В качестве свидетелей можно привлечь старшего по подъезду, председателя совета дома.
Как написать заявление?
Заявление на пересчет платы за отопление должно включать:
- наименование управляющей компании;
- данные заявителя (Ф.И.О., адрес, контактный телефон);
- название документа;
- причины для проведения пересчета;
- сроки для принятия решения;
- последствия отказа;
- перечень документации;
- дата и подпись.
В качестве последствий отказа указывается обращение в Роспотребнадзор, прокуратуру и суд.
Направление документов
В случае направления заявления необходимо получить доказательства о его вручении. Предусматриваются следующие варианты вручения:
- Лично. Документы и заявление вручаются секретарю. На копии заявления проставляется отметка о вручении и печать организации.
- Письмом. Необходимо выбрать заказное письмо с уведомлением о вручении.
Сроки процедуры
На основании ст. 31 ФЗ № 2300-1 от 1992 года управляющая компания должна предоставить ответ на заявление в течение 10 дней с момента получения документа. Исчисление срока начинается с момента вручения.
На каком основании могут отказать?
Не всегда заявление дает желаемый результат. В ряде случаев управляющая компания отказывает в пересчете коммунальных платежей. Ситуации, когда обращение в суд не даст результат:
- Засоры в радиаторах. Хотя ответственность за содержание батарей возлагается на управляющую компанию, сотрудники могут заявить об отсутствии жильцов при проведении профилактических работ. В лучшем случае удастся получить услугу по промыву радиатора.
- Наличие в стояках воздушных пробок. Управляющая компания не виновата в данной ситуации. Для устранения пробки нужно посетить квартиру, в которой она расположена. Однако свободный доступ есть не всегда.
- Тепловые потери. Снижение температуры в квартире может быть обусловлено плохим ремонтом. Например, щелями в окнах или дверях, отсутствием утеплителя в стенах.
Обращение в суд
Если управляющая компания отказывается добровольно урегулировать конфликт, то гражданин должен защищать свои права в суде. Порядок обращения в судебные органы:
- Подготовка документов.
- Оформление иска.
- Направление в суд.
- Получение судебного решения.
- Направление исполнительного листа в ФССП.
При обращении в суд гражданин имеет право на взыскание компенсации, на оплату морального вреда и на получение штрафа.
Закон предусматривает возможность истребования пересчета с управляющей компании в случае ненадлежащего предоставления услуг. На практике такие требования направляются редко. В случае нарушения прав жильцы должны защищать свои имущественные интересы. Для этого можно привлечь юриста. Как показывает судебная практика, при наличии доказательств суд удовлетворяет требования истца.
Срок для проведения перерасчета по отоплению
Бухучет в управляющей компании процесс особый, так как бухгалтер должен подстраиваться под постоянно меняющуюся нормативно-правовую базу. Но есть операции, по которым большинство бухгалтеров совершают типовые ошибки. Ярким примером может быть отражение в бухгалтерском учете начисления собственникам помещений стоимости услуги отопления в случае, если в субъекте РФ принято решение о равномерных начислениях. Тут бухгалтера ошибаются повсеместно.
Начнем по порядку.
Способы расчета стоимости услуги отопления.
Существует 2 способа расчета размера платы за услугу отопления в МКД оборудованным общедомовым прибором учета тепловой энергии (далее по тексту – ОДПУ):
- расчет «по факту», когда стоимость услуги отопления определяется исходя из показаний ОДПУ за месяц;
- «равномерное начисление», когда стоимость услуги отопления выставляется собственникам помещений равномерными платежами и один раз в год исполнитель коммунальных услуг делает корректировку стоимости отопления.
Обратите внимание.
Применение «равномерного начисления» не может быть прихотью управляющей организации или собственников.
Собственники данный вопрос на общем собрании не могут проголосовать за порядок начисления стоимости отопления, так как данный вопрос не относится к компетенции общего собрания собственников.
В свою очередь, управляющая организация обязана руководствоваться требованиями действующего законодательства, а именно п. 42.2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее по тексту – Правила 354). В указанном пункте предельно четко указано, что способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года применяется с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
Сроки проведения корректировки отопления.
Законодательно срок проведения корректировки не определен. В п.42.2 Правил №354 четко прописаны сроки корректировки указаны лишь для ситуации, когда в субъекте РФ впервые принимается решение о переходе на равномерные платежи. В такой ситуации корректировка стоимости отопления производится в течение 1 квартала календарного года, следующего за годом, в котором произошло изменение способа оплаты. Для ситуаций, когда управляющие организации в субъекте РФ изначально рассчитывают стоимость отопления равномерно сроки не указаны. В Правилах 354 говорится лишь о том, что корректировка должна быть произведена в течение года.
Оптимальные сроки корректировки отопления будут зависеть от того, соблюдает ли РСО требования пп.«а» п.25.1 Правил, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 №124 (далее по тексту – Правила 124). Согласно данному пункту РСО ежемесячно выставляет в адрес управляющей организации счета за потребленную тепловую энергию не фактический объем по показаниям ОДПУ, а сумму, рассчитанную аналогично порядку выставления стоимости отопления собственникам помещений в МКД (равномерно) с ежегодной корректировкой.
В случае, если корректировка производится в сторону доначисления собственникам помещений стоимости услуги отопления – корректировка отопления может быть произведена в любой из месяцев года.
В ситуации, когда корректировка должна быть произведена в сторону уменьшения размера платы за отопление, возможны варианты:
- В случае, если РСО фактически нарушая требования пп.«а» п.25.1 Правил 124 выставляет управляющей организации стоимость тепловой энергии по показаниям ОДПУ, оптимальный срок корректировки – летние месяцы. Дело в том, что в такой ситуации летом у управляющей организации продолжает поступать оплата за отопление от собственников, а РСО счета на отопление не выставляет, что формирует «подушку» из временно свободных средств и прохождение корректировки проходит относительно безболезненно.
- В случае, если РСО соблюдает требования пп.«а» п.25.1 Правил 124, сроки корректировки в сторону уменьшения могут быть любыми.
С учетом того, что в управлении управляющей организации может быть большое количество МКД корректировка отопления в сторону уменьшения сразу по всем МКД может привести к большому кассовому разрыву, когда собственники массово получат возврат. В качестве варианта можно «раскидать» корректировку по разным месяцам, прописав четкие сроки в приказе руководителя организации.
Бухгалтерский учет начисления услуги отопления и корректировки
Давайте рассмотрим схему бухгалтерского учета услуги «равномерного» отопления в управляющих компаниях, так как данная тема постоянно поднимается на моих семинарах по всей России.
Стандартная, но неправильная схема бухгалтерских проводок при равномерном выставлении стоимости платы за отопление выглядит следующим образом:
Дт 62 Кт 90.1 – отражена стоимость услуги отопления (эта сумма попала в платежные документы)
Дт 20 Кт 60 – отражена стоимость тепловой энергии по показаниям ОДПУ
При проведении корректировки стоимости услуги отопления в сторону увеличения бухгалтер делает проводки:
Дт 62 Кт 90.1 – отражена корректировка (доначисление) стоимости услуги отопления.
Если же корректировка производится в сторону уменьшения, то бухгалтера управляющих организаций делают следующую проводку:
Дт 90.1 Кт 62 – отражена корректировка (возврат) стоимости услуги отопления.
Вас ничего не смущает в последней бухгалтерской проводке? А должно смутить то, что бухгалтер начинает корректировать объем реализации в сторону уменьшения, что не есть хорошо.
Получается, что в течение календарного года бухгалтер искусственно «задирал» объем реализации, что приводило к излишней уплате НДС и налога на прибыль, а в квартале, когда делается корректировка, бухгалтер искусственно занижает объем реализации.
Указанная схема бухгалтерских проводок нарушает методологию бухгалтерского учета и вот почему.
Правила формирования в бухгалтерском учете коммерческих организаций информации о доходах регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организаций» ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №32н (далее по тексту – ПБУ 9/99).
Согласно п.12 ПБУ 9/99 выручка признается в бухгалтерском учете при условии, что право собственности на работу (услугу) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана).
В отношении услуги отопления можно сказать, что услуга потребляется в конкретном месяце. Следовательно, объем потребленной услуги в целом по МКД легко определяется по показаниям ОДПУ и объем реализации в бухгалтерском учете должен отражаться не по суммам отраженным в платежных документах, а по стоимости тепловой энергии по показаниям ОДПУ.
Возникает вопрос – как будет отражаться разница между стоимостью услуги отопления в квитанциях и объемом реализации в бухгалтерском учете. Нет ничего проще.
Дт 62 Кт 76/отопление – отражено начисление собственникам помещений стоимости услуги отопления.
Дт 20 Кт 60 – отражена стоимость тепловой энергии по показаниям ОДПУ.
Дт 76/отопление Кт 90.1 – отражена реализации стоимости услуги отопления исходя из показаний ОДПУ.
При указанной схеме разница между стоимостью фактически потребленной в МКД тепловой энергии и стоимостью услуги отопления, отраженной в платежных документах будет отражаться либо на Дт 76/отопление (задолженность собственников), либо на Кт 76/отопление (задолженность исполнителя перед собственниками).
Годовая корректировка стоимости услуги отопления будет отражаться:
Дт 62 Кт 76/отопление – отражено доначисление собственникам услуги отопления.
Дт 76/отопление Кт 62 – отражена корректировка стоимости услуги отопления (возврат).
Как вы видите, данная схема достаточно проста и имеет ряд преимуществ, а именно:
- она правильная с точки зрения методологии бухгалтерского учета;
- при корректировке отопления бухгалтер не трогает счета реализации и корректировка производится только с использованием счетов расчетов 62 и 76;
- каждый период правильно определяется объем реализации, а значит можно правильно рассчитать и заплатить НДС и налог на прибыль в бюджет;
- при проведении ежегодной корректировки нет необходимости пересдавать декларации за предыдущие периоды.
Как то так…
С уважением, Кочетков Юрий.
- Обсудить статью и задать вопросы можно здесь.
Рассылка новостей ЖКХ
а также наших статей
Подписка на рассылку
Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!
Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!
Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!
Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!
Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!
Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!
Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:
а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);
б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;
в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;
д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);
е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;
ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);
з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;
и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;
к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Статья 5.62. Дискриминация
3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, — влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.