Судебная практика органы местного самоуправления водоснабжение

3 аргумента для защиты в спорах о подключении к инженерным коммуникациям

Организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов местного самоуправления. Поэтому собственники земельных участков и жилых домов, а также застройщики часто винят в проблемах с подключением к инженерным коммуникациям местную власть. Они обращаются в суд с просьбой признать бездействие чиновников незаконным и обязать муниципалитет провести коммуникации. Но эти требования не всегда обоснованны. Нередко собственники сами не знают установленную законом процедуру подключения или не соблюдают ее. Мы проанализировали судебную практику и выяснили, какие аргументы в защиту муниципалитета сработают в суде.

Когда суд встанет на сторону муниципалитета

Правила подключения объектов капитального строительства к инженерным коммуникациям закреплены постановлением Правительства от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения…». При подготовке градостроительного плана земельного участка муниципалитет определяет технические условия для подключения к инженерным коммуникациям на основании:

  • информации о разрешенном виде использования земельного участка;
  • параметров объекта строительства;
  • нормативов градостроительного проектирования;
  • схем размещения коммуникаций, иных объектов публичного значения;
  • размеров участка.

Это установлено в пункте 4 Правил № 83.

Органы местного самоуправления предоставляют технические условия по согласованию с организацией, эксплуатирующей сети инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключить объекты капитального строительства (п. 5 Правил № 83). Предоставить технические условия нужно не менее чем за 30 дней до принятия органом местного самоуправления одного из трех решений:

На заметку Эксплуатирующая организация должна в течение 14 дней бесплатно предоставить информацию о том, можно ли обеспечить объект необходимыми ресурсами и сколько это будет стоить

  • провести торги по продаже права собственности или аренды земельного участка;
  • предоставить участок для строительства;
  • предварительно согласовать место размещения объекта капитального строительства.

Технические условия действуют не менее трех лет (п. 10 Правил № 83). Если технические условия устарели или их вообще нет у правообладателя участка, он может получить их самостоятельно. Для этого достаточно сделать запрос в эксплуатирующую организацию На заметку. Если правообладатель не знает о такой организации, то информацию о ней должен предоставить муниципалитет (п. 6 Правил № 83).

Аргумент 1. Собственник не обратился в эксплуатирующую организацию

2 дня с момента поступления запроса – в такой срок проинформируйте собственника земли или жилья об организации, которая эксплуатирует сети

Многие заявители игнорируют правила и установленный алгоритм получения технических условий. В результате возникают судебные споры с участием органов местной власти. Суды в этих ситуациях встают на сторону муниципалитета.

ПРИМЕР 1. Гражданин обратился в суд с исковым заявлением к администрации города. Он попросил признать бездействие чиновников незаконным и обязать их проложить к дому водопровод и канализацию. Истец пояснил, что он и его соседи вынуждены пользоваться канализацией соседней улицы. Эту проблему истец предложил решить за счет средств местного бюджета.

Суд отказал в удовлетворении исковых требований. Истец должен был в первую очередь обратиться в организацию, которая занимается эксплуатацией сети инженерных коммуникаций. Эта организация обязана выдавать технические условия подключения (ст. 56 ГрК и п. 6 Правил № 83). Гражданин не доказал, что обращался в такую организацию (апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 27.05.2014 по делу № 33–1715).

Чтобы не терять время в суде, информируйте владельцев недвижимости, куда они должны обращаться за техническими условиями подключения. Срок — два дня с момента, когда запрос поступил в орган местного самоуправления.

Аргумент 2. Собственник просит провести коммуникации в доме или на участке

Инженерные коммуникации прокладывают до домовладения и в самом домовладении. Это две разные процедуры. В обязанности эксплуатирующей организации и местной администрации не входит прокладка водопровода и канализации в доме или на участке собственника. Он сам должен заниматься устройством внутренних инженерных сетей. Если истец обращается в суд с требованием обязать местную администрацию провести коммуникации в его доме, судьи ему откажут.

Собственник дома должен сам заниматься устройством внутренних инженерных сетей

ПРИМЕР 2. Гражданин приобрел земельный участок для строительства жилого дома. Он заплатил за разрешение на подключение к водопроводу и подал заявку в профильное МУП. Предприятие должно было определить точку подключения. Но МУП ответило, что в данном районе города нет сетей, которые оно обслуживает.

Владелец участка подал в суд на городскую администрацию и потребовал организовать водоснабжение и водоотведение его жилого дома. Когда местные чиновники выделяли землю под строительство жилья, они должны были обеспечить либо наличие коммуникаций, либо возможность подключения к близлежащим инженерным сетям. Однако водоснабжение и водоотведение по улице, где построен дом гражданина, не организовано.

Суд исследовал планы территории, где проживает истец, и нашел точку подключения к водопроводу для него на соседней улице. Водопроводную сеть на этой улице муниципалитет передал в аренду частной компании. Именно она имеет право выдавать технические условия на подключение к водопроводу новых объектов недвижимости. Обязанность органов местного самоуправления обеспечить системами водоснабжения жилой дом, который не относится к объектам муниципальной собственности, законом не предусмотрена. Суд отказал истцу (решение Богородского городского суда Нижегородской области от 15.10.2013 № М-1309/2013 по делу № 2–1461/2013).

Читайте также:  Устройство камина с водяным отоплением

Аргумент 3. Собственник не обратился в объединение, членом которого является

В некоторых случаях требовать выдачи технических условий может только объединение, в котором состоит собственник участка или дома. Например, решение о развитии объектов инфраструктуры дачного кооператива принимает общее собрание его членов. Это сказано в подпункте 10 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Если собственник участка действует минуя свое объединение, используйте это как аргумент для защиты от претензий.

На заметку: Муниципалитет обязан помогать садоводческим некоммерческим объединениям в проведении работ по подключению к водопроводу и канализации, строительству и ремонту этих систем (ч. 3 ст. 38 Закона № 66-ФЗ)

ПРИМЕР 3. Гражданин обратился в муниципальное эксплуатационное предприятие и попросил предоставить ему технические условия для подключения дома к водопроводу. МУП ответило отказом. Тогда гражданин подал иск к администрации города и МУПу. По мнению истца, поскольку жилой дом расположен на земельном участке, находящемся на территории города, обязанность по обеспечению водой должны выполнить органы местного самоуправления.

Суд гражданину отказал. Истец — собственник земельного участка и расположенного на нем жилого дома. Земля находится в пределах земельного участка, предоставленного администрацией города садоводческому некоммерческому товариществу (СНТ). Истец — член СНТ. Однако он не представил доказательств того, что обращался в СНТ с просьбой организовать водоснабжение и водоотведение. Нет в материалах дела и доказательств того, что само СНТ просило администрацию города оказать содействие в организации данных систем (апелляционное определение Нижегородского областного суда от 19.01.2016 по делу № 33–908/2016 (33–14629/2015)).

Когда суд поддержит заявителя

Суды удовлетворяют требования истца, если администрация не исполняет возложенные на нее обязанности по выдаче технических условий при предоставлении участков. В отношении муниципальных земельных участков, которые граждане получили по договору аренды, первый раз технические условия должен выдать орган местного самоуправления. Отказ судьи признают незаконным. Арендатор должен обратиться в эксплуатирующую организацию только за повторной выдачей технических условий либо их продлением.

ПРИМЕР 4. Гражданин заключил договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. Местная администрация отказалась утвердить градостроительный план этого земельного участка и не выдала технические условия на подключение дома к коммуникациям. Гражданин оспорил бездействие местной администрации.

Суд удовлетворил заявленные требования и обязал администрацию в 30-дневный срок разработать и утвердить градостроительный планы. Гражданин получил землю по договору аренды, поэтому технические условия должна была выдать местная администрация. Арендатор не обязан обращаться в эксплуатирующую организацию (кассационное определение Верховного суда Республики Карелия от 11.10.2011 по делу № 33–3053/2011).

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. К вопросам местного значения относится организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом. При этом такая организация подразумевает лишь создание возможности для получения коммунальной услуги. Проводить трубы на участок и в дом не нужно. Объясните собственникам, что судиться с органом местного самоуправления в таких ситуациях бесполезно.

2. Если собственник не обращался в организацию, эксплуатирующую сети, суд признает местную администрацию ненадлежащим ответчиком по делу. Во избежание споров информируйте собственников недвижимости о том, в какую организацию им нужно подать заявку.

3. Муниципалитет обязан сам выдать технические условия, если передал землю арендатору либо предоставил ее в собственность. Такую обязанность вы обязаны исполнить один раз. Повторной выдачей технических условий либо их продлением занимается организация, эксплуатирующая инженерные коммуникации.

4. Проверьте статус участка: категорию земель, вид разрешенного использования, включение в земли кооператива и т. п. В случаях, когда собственник земли — член СНТ, обеспечением водой должно заниматься товарищество. Если у СНТ есть договор с частной эксплуатирующей организацией, это снимает с местной администрации и муниципального предприятия обязанность по организации водоснабжения.

РУСЛАН ПОПОВ, руководитель юридической компании «Интел-право»

Статья 27. Полномочия органов местного самоуправления в области водных отношений

Статья 27. Полномочия органов местного самоуправления в области водных отношений

1. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся:

1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами;

2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;

3) осуществление мер по охране таких водных объектов;

4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

2. К полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, расположенным на территории городского поселения, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского поселения.

3. Полномочия в области водных отношений, установленные частью 2 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельского поселения в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельским поселением соответствующих вопросов местного значения, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципального района.

Читайте также:  Счетчики тепла для радиаторов отопления

4. К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального района, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на межселенных территориях в границах муниципального района.

5. К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории городского округа, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского округа.

Судебная практика и законодательство — Водный кодекс РФ. Статья 27. Полномочия органов местного самоуправления в области водных отношений

Частью 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 — 27 названного Кодекса.

51.1. Полномочий органа, принявшего решение о предоставлении водного объекта в пользование, и полномочий лиц, подписавших договор водопользования, договор о передаче прав и обязанностей по договору водопользования путем проверки полномочий, определенных в предоставленных документах, на соответствие статьям 24 — 27 Водного кодекса Российской Федерации .

Полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»

Согласно статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на охрану здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (статья 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определены полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»

Полномочия в сфере водоснабжения, водоотведения

1) Организация централизованного водоснабжения населения и (или) водоотведения, нецентрализованного холодного водоснабжения с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды

1) Пункт 1 части 1 статьи 6, часть 9 статьи 7, часть 10 статьи 21, часть 2 статьи 23, часть 4 статьи 24 Федерального закона № 416-ФЗ

2) Обеспечение населения питьевой водой, в том числе путем подвоза воды в случае прекращения или ограничения водоснабжения

3) Обеспечение условий, необходимых для организации подачи питьевой воды, горячей воды соответствующей установленным требованиям и установленного качества

В течении суток

2) Правила холодного водоснабжения и водоотведения, правила горячего водоснабжения утверждаются Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и внесении изменений в отдельные акты Правительства РФ»)

Утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов

В соответствии с Федеральным законом № 416-ФЗ

1) Пункт 4 части 1 статьи 6, часть 2 статьи 42 Федерального закона № 416-ФЗ;

2) Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требований к их содержанию утверждается Правительством РФ (Постановление Правительства от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения»)

Проведение инвентаризации водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод)

Часть 2 статьи 42 Федерального закона № 416-ФЗ

Определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации и зоны ее деятельности

Пункт 2 части 1 статьи 6, часть 2 статьи 42 Федерального закона № 416-ФЗ

Направление гарантирующей организации и размещение на официальном сайте органа местного самоуправления поселения, городского округа в сети «Интернет» (в случае отсутствия указанного сайта на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») решения о наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, статусом гарантирующей организации с указанием зоны ее деятельности

В течение трех дней со дня принятия решения

Часть 3 статьи 12 Федерального закона № 416-ФЗ

Согласование вывода объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации

6 месяцев с момента получения уведомления о выводе объекта в ремонт или из эксплуатации

Пункт 3 части 1 статьи 6, часть 1 статьи 22 Федерального закона № 416-ФЗ

Утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ

В сроки, установленные порядком разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ

1) Пункт 5 части 1 статьи 6 Федерального закона № 416-ФЗ

Читайте также:  Обзор насосов для водоснабжения

2) Порядок разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение утверждается Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения».)

Внесение изменений в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы:

— в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями в случае получения уведомления о несоответствии средних уровней показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, нормативам качества питьевой воды

— в части учета мероприятий по охране окружающей среды в сфере водоотведения, в том числе в части снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов

В сроки, установленные порядком разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ

1) Часть 6 статьи 23, часть 7 статьи 24, часть 5 статьи 26 Федерального закона № 416-ФЗ

2) Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ утверждается Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения».)

Согласование инвестиционных программ;

В сроки, установленные порядком разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ

1) Пункт 6 части 1 статьи 6 Федерального закона № 416-ФЗ

2) Порядок разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение утверждается Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения».)

Согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади

В сроки , установленные Правительством РФ

1) Пункт 7 части 1 статьи 6, часть 3 статьи 26 Федерального закона № 416-ФЗ

2) Требования к содержанию плана снижения сбросов, порядок и сроки его согласования, основания для отказа в согласовании такого плана устанавливаются Правительством РФ (не утверждены)

Принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения

Постоянно, по обращению организации

Пункт 8 части 1 статьи 6 Федерального закона № 416-ФЗ

Заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 416-ФЗ

По итогам тарифного регулирования

Пункт 9 части 1 статьи 6, часть 3 статьи 36 Федерального закона № 416-ФЗ

Определение в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения организации, обязанной осуществить подключение объекта заявителя к централизованной системе горячего водоснабжения, или в случаях, предусмотренных правилами горячего водоснабжения, отказывает в определении такой организации и предоставляет информацию о других возможностях обеспечения горячего водоснабжения

В течении 15 дней с момента получения запроса от организации, осуществляющей горячее водоснабжение

1) Часть 2 статьи 19 Федерального закона № 416-ФЗ

2) Правила горячего водоснабжения утверждаются Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 642 «Об утверждении Правил горячего водоснабжения и о внесении изменения в постановление Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83″

Размещение в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды, горячей воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов

Не реже одного раза в год

Часть 10 статьи 23, часть 11 статьи 24 Федерального закона № 416-ФЗ

Информирование населения о существенном ухудшении качества питьевой воды, горячей воды в средствах массовой информации, в том числе на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта — на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет)

При наличии оснований

Часть 11 статьи 23, часть 12 статьи 24 Федерального закона № 416-ФЗ

Размещение на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») и в средствах массовой информации сведения о принятом решении, о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, подключенных к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения

При наличии оснований

Часть 11 статьи 23, часть 12 статьи 24 Федерального закона № 416-ФЗ

Участие в проведении технического обследования централизованных систем водоснабжения и водоотведения

При необходимости по решению органов местного самоуправления

1) Часть 3 статьи 37 Федерального закона № 416-ФЗ

2) Требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения утверждает Минрегион России (не утверждены)

Согласование результатов технического обследования централизованных систем водоснабжения и водоотведения участие в проведении технического обследования централизованных систем водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с периодичностью проведения технического обследования

1) Часть 4 статьи 37 Федерального закона № 416-ФЗ

2) Требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения утверждает Минрегион России (не утверждены)

Оцените статью