Обобщение судебной практики по вопросам применения законодательства о снабжении энергией при оказании коммунальных услуг (продолжение)
(Окончание. Начало в №№ 1, 2 2017)
Принятие собственниками помещений многоквартирного жилого дома решения о внесении платы за коммунальный ресурс непосредственно ресурсоснабжающей организации не освобождает товарищество собственников жилья/управляющую компанию от обязанности заключить договор ресурсоснабжения.
Ресурсоснабжающая организация обратилась в арбитражный суд с иском о понуждении товарищества собственников жилья заключить договор энергоснабжения тепловой энергии в связи со сменой способа управления многоквартирным домом. Возражая против удовлетворения заявленных требований, товарищество указало на принятие собственниками помещений в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №176-ФЗ) решения о сохранении порядка предоставления услуг, существовавшего до принятия решения об изменении способа управления и создания ТСЖ, то есть такого порядка, при котором исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация.
Анализ действующего законодательства и судебной практики
В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Отношения между абонентами (заказчиками) и теплоснабжающей организацией в сфере отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения регулируются Законом № 190-ФЗ, Правилами № 354, Правилами № 124, положениями ЖК РФ.
Согласно пункту 6.3 статьи 155 ЖК РФ (в редакции Закона № 176-ФЗ) на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В силу пункта 18 статьи 12 Закона № 179-ФЗ в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
При разрешении споров относительно обязанности заключать соответствующие договоры ресурсоснабжения арбитражные суды часто сталкиваются с позицией товариществ собственников жилья либо управляющих организаций об отсутствии у них таковой ввиду принятия собственниками помещений решения о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
Так, согласно позиции Арбитражного суда Уральского округа, изложенной в постановлении от 16.05.2016 по делу № А76–13747/2015, принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения о внесении платы за отпуск воды и прием сточных вод непосредственно ресурсоснабжающей организации не освобождает управляющую организацию от обязанности заключить с ресурсоснабжающей организацией договор на оказание коммунальных услуг.
Выработанный правовой подход
Принятие собственниками жилых помещений решения вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с товарищества собственников жилья как исполнителя коммунальных услуг обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.
В соответствии с пунктом 2 Правил № 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Из содержания пунктов 1, 2 статьи 161 ЖК РФ следует, что предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, обеспечивается посредством управления многоквартирным домом. Для этого собственники вправе создавать товарищество собственников жилья.
Так, согласно пункту 4 Правил №124 управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
По смыслу пунктов 15, 17 Правил №354 товарищество, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом, предоставляет коммунальные услуги потребителям в многоквартирном доме с даты его государственной регистрации.
Как следует из пункта 13 Правил № 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается товариществом посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Кроме того, обязанность исполнителя коммунальных услуг заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, предусмотрена пунктом 31 Правил № 354.
В письме Министерства регионального развития РФ от 20.03.2007 № 4989-СК/07 разъяснено, что в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется товариществом собственников жилья, ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
Таким образом, товарищество собственников жилья в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, уполномоченным на заключение с ресурсоснабжающей организацией договора.
В силу пункта 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). При этом основания для заключения между потребителями и ресурсоснабжающей организацией договоров на поставку коммунальных ресурсов при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья действующим законодательством не предусмотрены. В данном случае внесение потребителями коммунальных платежей непосредственно ресурсоснабжающей организации на основании принятого на общем собрании собственников помещений решения также не свидетельствует, что товарищество собственников жилья не является исполнителем коммунальных услуг, поскольку с момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом товарищество собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией. Товарищество автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязано заключать договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности).
Условия, которые должны быть предусмотрены в договоре ресурсоснабжения, установлены в пункте 27 Постановления №124, в случае, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
Таким образом, принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с товарищества собственников жилья как исполнителя коммунальных услуг обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.04.2016 по делу № А73–4159/2015 Арбитражного суда Хабаровского края, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31.05.2016 по делу № А04– 6885/2015 Арбитражного суда Амурской области).
Порядок определения алгоритма снижения платы за горячую воду, поставленную с нарушением температурного режима.
Ресурсоснабжающая организация обратилась в суд с требованием о взыскании с управляющей компании задолженности за поставленный в многоквартирный жилой дом коммунальный ресурс. Возражая против заявленных требований, ответчик указал на предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества, что является основанием для снижения размера платы.
Анализ действующего законодательства и судебной практики
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к Правилам № 354, из содержания которого следует, что одним из требований к качеству такой коммунальной услуги, как горячее водоснабжение, является постоянное соответствие состава и свойств горячей воды санитарным нормам и правилам. Отклонение состава и свойств горячей воды от санитарных норм и правил не допускается.
В Приложении к Правилам № 354 установлены критерии температуры горячей воды в точке водоразбора, которая должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496–09). Допустимым является отклонение температуры горячей воды в точке разбора в ночное время (с 00–00 час. до 05–00 час.) не более чем на 5 градусов, в дневное время (с 5–00 час. до 00–00 час.) не более чем на 3 градуса. При этом перерасчет производится следующим образом: за каждые 3 градуса отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений разделом 9 Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 градусов, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Согласно пункту 2.4 Гигиенических требований к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 градусов Цельсия и не выше 75 градусов Цельсия.
При этом допустимое отклонение температуры горячей воды в точке разбора в дневное время составляет не более чем на 3 градуса. Пунктом 1.2 данного нормативного акта определено, что указанные Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
При применении указанных норм в случае выдвижения управляющей компанией возражений ресурсоснабжающей организации о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества в судебной практике возникают вопросы относительно того, каким образом рассчитается размер снижения платы за данную услугу.
Так, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, отклоняя доводы заявителя кассационной жалобы о неверности примененного ответчиком алгоритма расчета платы за горячую воду, поставленную с нарушением температурного режима, в постановлении от 15.06.2016 по делу № А03–21553/2014 указал следующее. Как следует из представленных обществом сведений о порядке перерасчета, использованный им способ предполагает следующую последовательность действий: определение процента снижения платы исходя из величины отклонений температуры от допустимых значений; определение величины перерасчета путем произведения размера платы за месяц на установленный процент снижения размера платы и число часов в расчетном периоде, в котором поставка горячей воды осуществлялась с отклонением от допустимых значений; определение разности между размером начисленной платы за месяц и величиной перерасчета.
Аналогичной позиции придерживается Арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 26.09.2016 по делу № А09–14112/2014, указав, что арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что с учетом представленных ответчиком документов в отсутствие сведений о почасовых параметрах горячей воды, истец обоснованно определил снижение размера платы за некачественное ГВС в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354: за каждые 3 °C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы, определенного за такой расчетный период. В соответствии с условиями заключенного между сторонами спорного договора горячего водоснабжения расчетным периодом считается календарный месяц.
В свою очередь, в постановлении от 29.04.2015 по делу № А53–6126/2014 Арбитражный суд Северо-Кавказского округа признал ошибочными выводы судов, указав на следующее. В силу пункта 101 Правил №354 при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением №2 к названным Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением №1 к Правилам. Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
Произведенный компанией контррасчет необоснованно признан судами соответствующим пункту 101 Правил №354 и пункту 5 Приложения №1 к Правилам. Из расчета ответчика видно, что почасовые процентные величины уменьшения цены услуги в зависимости от отклонения температуры воды компания складывала за календарный месяц, в результате чего стоимость ресурса уменьшалась неправильно и в отдельные месяцы определена ответчиком как нулевая (когда у него в результате сложения получалось 100 процентов и более за месяц). Вместе с тем, как указано выше, температура воды практически всегда превышала 40°C.
Выработанный правовой подход
В случае предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества расчет размера снижения платы за данную услугу осуществляется исходя из почасовых показаний температуры горячей воды в точке водоразбора, а также сведений о стоимости качественной коммунальной услуги ГВС за одни сутки.
В силу пункта 101 Правил № 354 при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением №2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением № 1 к настоящим Правилам.
Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением №2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
В соответствии с решением Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2013 по делу № АКПИ13–394 допускается применение пункта 5 приложения № 1 к Правилам № 354 к случаям, связанным с изменением размера платы за коммунальную услугу при ненадлежащем качестве этой услуги.
В мотивировочной части судебного акта указано на то, что пункт 5 приложения № 1 к Правилам № 354 закрепляет условия и порядок изменения размера платы за предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, который не допускает полного отказа от оплаты стоимости горячей воды, поставляемой с нарушением ее температурного режима.
Таким образом, для расчета стоимости некачественного коммунального ресурса необходимы почасовые показания температуры горячей воды в точке водоразбора, а также сведения о стоимости качественной коммунальной услуги ГВС за 1 сутки, так как перерасчет производится с учетом снижения платы на 0,1% от оплаты за сутки (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.03.2016 по делу № А24– 1969/2015 Арбитражного суда Камчатского края).
Пункт 1 обобщения судебной практики по вопросам применения законодательства о снабжении энергией при оказании коммунальных услуг (публикация в газете «ВерноеРешение» от 20.01.2017 №1 (171) исключен на основании постановления президиума Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.02.2017 №1
ГУЛЬНАРА КАМАЛИЕВА, СУДЬЯ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ЕЛЕНА ИВАНОВА, ПОМОЩНИК СУДЬИ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 3 (173) дата выхода от 20.03.2017.
Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».