Решение
Дата опубликования: 13 января 2011 г.
Устьянский районный суд Архангельской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Октябрьский 10 декабря 2010 года.
Устьянский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Заостровцевой И.А.,
с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Рудаковой А.Н., представителей ответчика – администрации МО . по доверенности Харлашиной Н.Г., Корелина Н.Ф.,
при секретаре Бова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования . об устранении нарушений правил пожарной безопасности,
Прокурор Устьянского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования . об устранении нарушений правил пожарной безопасности, а именно: произвести расчет необходимого количества и расположения источников наружного противопожарного водоснабжения с учетом расхода воды на наружное пожаротушение (гидранты, пожарные водоемы (естественные, искусственные) с площадками (пирсами) на территории муниципального образования . ;
привести в исправное состояние, обеспечивающее возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара в соответствии с требованиями пожарной безопасности, пожарные водоемы, находящиеся по следующим адресам в пос. . ;
привести в надлежащее состояние горловины и крышки пожарных водоемов, расположенных вблизи зданий по адресам в пос. . ;
оборудовать вторыми крышками горловин пожарных водоемов, вблизи зданий по адресам в пос. . ;
оборудовать подъезды в соответствии с требованиями пожарной безопасности для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к пожарным водоемам, находящимся по следующим адресам: в пос. . ;
убрать посторонние предметы (мусор), препятствующие забору воды в емкостях пожарных водоемов, расположенных в пос. . ;
заполнить водой в полном объеме пожарные водоемы, расположенные в пос. .
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки ОГПС . по . на объектах наружного противопожарного водоснабжения (пожарные водоемы и пирсы у естественных водоемов), расположенных на территории МО . выявлены нарушения требований правил пожарной безопасности при обеспечении противопожарного состояния источников пожаротушения. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относится к вопросам местного значения. На территории МО . имеются указанные источники наружного противопожарного водоснабжения. Выявленные нарушения требований пожарной безопасности препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
При рассмотрении гражданского дела прокурор в соответствии с частью 1 статьи 39 ГПК РФ уменьшил заявленные требования, просит суд возложить на администрацию муниципального образования . обязанность устранить нарушения требований правил пожарной безопасности, а именно: произвести расчет необходимого количества и расположения источников наружного противопожарного водоснабжения с учетом расхода воды на наружное пожаротушение (гидранты, пожарные водоемы (естественные, искусственные) с площадками (пирсами) на территории муниципального образования . ;
привести в исправное состояние, обеспечивающее возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара в соответствии с требованиями пожарной безопасности, пожарные водоемы, находящиеся по следующим адресам в пос. . ;
привести в надлежащее состояние горловины и крышки пожарных водоемов, расположенных вблизи зданий по адресам в пос. . ;
оборудовать вторыми крышками горловин пожарных водоемов, вблизи зданий по адресам в пос. . ;
заполнить в полном объеме водой пожарные водоемы, расположенные в пос. .
В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Рудакова А.Н. уточненные исковые требования поддержала, привела аналогичные доводы. Дополнив, что исковые требования прокурора уточнены в связи с установленными в ходе судебного заседания обстоятельствами.
Представитель ответчика – администрации МО . Харлашина Н.Г. исковые требования прокурора не признала, суду пояснила, что указанные объекты не находятся в муниципальной собственности МО . У администрации МО . нет полномочий по приведению их в состояние, удовлетворяющее требованиям пожарной безопасности. Неоднократно обращались в администрацию МО . с просьбой привести техническую документацию в порядок и передать им водоисточники с готовой документацией, однако это не сделано до настоящего времени. Проверка ОГПС . проведена незаконно. В . г. у них уже проводилась плановая проверка Областного пожарного надзора, а в . г. внеплановая проверка по исполнению предписания, т.е. следующая проверка должна быть только через 3 года. Пожарные водоемы должны быть приняты только с генеральным планом и указаны в нём. Генеральный план застройки должен быть принят в . г., в настоящее время он находится в разработке. Проведение расчета необходимого количества и расположения источников наружного противопожарного водоснабжения требует длительного времени и может быть исполнено только после принятия генерального плана. В кратчайшие сроки исполнить данное требование невозможно, это приведет к неэффективному использованию денежных средств. Приведение пожарных водоемов в исправное состояние – требование неконкретное, т.к. инвентаризация пожарных водоемов не проведена, процедура длительная и не может быть выполнена в зимнее время. МО . не является хозяйствующим субъектом, за пожарную безопасность отвечают организации обслуживающие жилищный фонд. Жилых домов в муниципальной собственности МО . не имеется, муниципалитет не несет ответственности за частный сектор.
Представитель ответчика – администрации МО . Корелин Н.Ф. исковые требования прокурора не признал, суду пояснил, что администрация МО . исполняет свои полномочия, принята долгосрочная программа по пожарной безопасности. В настоящее время разрабатывается генеральный план, проект генерального плана со всеми водоисточниками находится в завершающей стадии. Указанные в исковом заявлении нормативные акты, на которые ссылается прокурор, не регулируют данные правоотношении, не регламентируют осуществление пожарной безопасности на территории населенных пунктов. Прокурором не доказан факт действительности нахождения данных объектов, на них не имеется никакой технической документации, не известно являются ли они источниками противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. Кроме того, дальнейшая эксплуатация указанных объектов невозможна, в связи с их полным износом. Они не могут быть отремонтированы, так как использовали свой ресурс и их стоимость равна нулю. Просит в иске отказать.
Заслушав прокурора Устьянского района Архангельской области, представителей ответчика – администрации МО . Харлашину Н.Г., Корелина Н.Ф., специалистов ФИО5, ФИО2, свидетелей, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению на основании следующего.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 4. ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
В судебном заседании установлено, что . г. ОГУ «Отряд государственной противопожарной службы . » совместно с работниками МУП ЖКХ проведена проверка противопожарных водоисточников на территории муниципального образования .
В результате проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности со стороны администрации МО . » по содержанию в надлежащем состоянии указанных объектов, находящихся в ведении МО . а именно: не произведен расчет необходимого количества и расположения источников наружного противопожарного водоснабжения с учетом расхода воды на наружное пожаротушение (гидранты, пожарные водоемы (естественные, искусственные) с площадками (пирсами) на территории муниципального образования . нарушена конструктивная целостность пожарных водоемов, нарушена конструктивная целостность горловин и крышек пожарных водоемов, отсутствуют вторые крышки горловин пожарных водоемов, не оборудованы подъезды в соответствии с требованиями пожарной безопасности для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к пожарным водоемам, не убраны посторонние предметы (мусор), препятствующий отбору воды, в емкостях пожарных водоемов, расположенных в пос. Октябрьский.
По результатам проверки в адрес главы МО . . г. прокуратурой Устьянского вынесено предостережение о недопустимости нарушений закона, однако, необходимых мер для предупреждения нарушений в дальнейшем, принято не было.
Как видно из сообщения администрации МО . от . г. . пожарные водоемы на балансе администрации МО . не состоят, данные водоемы официально не были переданы администрацией МО . в администрацию МО .
Из письма начальника ОГПС . от 13, . г. следует, что ОГПС . совместно с работниками МО . была проведена проверка противопожарных источников на территории МО . в результате которой установлено, что противопожарные водоисточники находятся в ненадлежащем состоянии, меры по их устранению не приняты. Пожарные водоемы на балансе МО . не состоят. В случае возникновении чрезвычайной ситуации, пожара, из-за неисправности противопожарных водоисточников (водоемов) могут наступить тяжелые последствия.
Как видно из протокола . заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности при администрации МО «Октябрьское» . директору МУП ЖКХ «Октябрьское» было поручено провести работу по ремонту пожарных водоемов и ограждению аварийных.
. г. ОГУ «Отряд государственной противопожарной службы . » вновь была проведена проверка противопожарных водоисточников на территории МО . в ходе которой выявлены нарушения пожарной безопасности, а именно: нарушена конструктивная целостность пожарных водоемов, расположенных в пос. . (п. 94 ППБ 01-03), нарушена конструктивная целостность горловин и крышек пожарных водоемов, расположенных вблизи зданий в пос. . (ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 94 ППБ 01-03), отсутствуют вторые крышки горловин пожарных водоемов, вблизи зданий в пос. . (п. 94 ППБ 01-03), не оборудованы подъезды в соответствии с требованиями пожарной безопасности для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к пожарным водоемам, находящимся по следующим адресам: в пос. . (ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 94 ППБ 01-03), находятся посторонние предметы (мусор), препятствующий отбору воды, в емкостях пожарных водоемов, расположенных в пос. . (п. 94 ППБ 01-03) заполнены водой не в полном объеме пожарные водоемы, расположенные в пос. . (ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» п. 94 ППБ 01-03).
В связи с тем, что администрация МО . до настоящего времени не устранила, отмеченные нарушения пожарной безопасности, прокурор обратился в суд с требованием об обязании администрации МО . устранить нарушения пожарной безопасности.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что нарушена конструктивная целостность пожарных водоемов, расположенных в пос. . ; нарушена конструктивная целостность горловин и крышек пожарных водоемов, расположенных вблизи зданий по адресам в пос. . ; отсутствуют вторые крышки горловин пожарных водоемов, вблизи зданий по адресам в пос. . ; не заполнены в полном объеме пожарные водоемы, расположенные в пос. .
Данные обстоятельства подтверждаются показаниями специалиста ФИО5, ФИО2, свидетелей ФИО1, ФИО4, ФИО3, актом осмотра противопожарных водоисточников на территории МО . от . г..
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» «требования пожарной безопасности» — это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу ст. 2 Федерального закона «О пожарной безопасности» законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Кроме этого, частью 3 статьи 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также п. 9 ст. 7 Устава МО . к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ч. 1 ст. 8 Областного закона Архангельской области № 86-5-ОЗ от 20 сентября 2005 года «О пожарной безопасности в Архангельской области» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов Архангельской области в сфере пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений и границах городских округов Архангельской области.
Часть 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент) гласит, что пожарная безопасность городских округов обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 Технического регламента.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 63 Технического регламента первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 62 Технического регламента на территории населенных пунктов обязательно наличие источников противопожарного водоснабжения, в качестве которых могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Согласно пунктам 11, 94 Правил пожарной безопасности ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 (далее – ППБ 01-03), на органы местного самоуправления возложены обязанности в пределах своей компетенции реализовывать меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях, в том числе по поддержанию в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств в населенных пунктах.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что органы местного самоуправления обязаны обеспечивать на территории муниципального образования надлежащее состояние искусственных и естественных источников противопожарного водоснабжения (пожарных водоемов).
В соответствии с п. 3 ППБ 01-03, п. 2.11-2.30, п. 3.1, п. 4.1, п. 9.27-9.33 СНиП «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» 2.04.02-84*, разд. 3 СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны», п. 16 ст. 67, ст. 68 Технического регламента, Сводом правил «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» СП 8.13130.2009 Выбор схемы и системы водоснабжения следует производить на основании сопоставления возможных вариантов ее осуществления с учетом особенностей объекта или группы объектов, требуемых расходов воды на различных этапах их развития, источников водоснабжения, требований к напорам, качеству воды и обеспеченности ее подачи.
Выбор источника водоснабжения должен быть обоснован результатами топографических, гидрологических, гидрогеологических, ихтиологических, гидрохимических, гидробиологических, гидротермических и других изысканий и санитарных обследований.
Пожарные резервуары или водоемы надлежит размещать исходя из условий обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе 200м: количество пожарных резервуаров или водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50 % объема воды на пожаротушение, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов.
Для исполнения указанных положений требуется произвести расчет необходимого количества и расположения источников наружного противопожарного водоснабжения с учетом расхода воды на наружное пожаротушение (гидранты, пожарные водоемы (естественные, искусственные) с площадками (пирсами) на территории МО .
Судом установлено, что пожарные водоемы, как источники первичных мер пожарной безопасности на территории поселка Октябрьский содержатся ненадлежащим образом, часть их не заполнены водой в полном объеме, необходимом в случае возникновения пожара, соответственно требования пунктов 2.12-2.14 СНиП 2.04.02-84* не соблюдаются.
В связи с изложенным, в судебном заседании установлено, что администрацией МО . не исполняются требования пожарной безопасности при содержании и обслуживании объектов наружного противопожарного водоснабжения – пожарные водоемы и пирсы у естественных водоемов, расположенных на территории МО .
Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органом местного самоуправления МО . полномочий, возложенных на них федеральным законом, а также предусмотренных Уставом муниципального образования.
Администрация МО . неоднократно уведомлялась о наличии вышеуказанных нарушений. В адрес администрации направлялась информация о состоянии противопожарных водоисточников, вносились предписания и предостережения по устранению нарушений требований пожарной безопасности, однако исполнены не были.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Выявленные ОГУ «Отряд государственной противопожарной службы . » нарушения требований пожарной безопасности препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного числа лиц.
Доводы представителей ответчика о том, что проверки противопожарных водоисточников на территории МО . проведенные ОГУ «ОГПС . » незаконны, не основаны на законе, поскольку указанные проверки (осмотры) проведены должностными лицами ОГУ «ОГПС . » в пределах полномочий противопожарной службы, в соответствии с Положением о противопожарной службе Архангельской области, утвержденным Постановлением главы администрации Архангельской области № 36 от 17.02.2006 года, с участием должностных лиц администрации МО .
Доводы представителей ответчика о том, что не установлено являются ли указанные объекты источниками противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, и, что дальнейшая эксплуатация указанных объектов невозможна, в связи с их полным износом, необоснованны и опровергаются представленными доказательствами. Администрацией МО . ежегодно проводятся мероприятия по подготовке пожарных водоемов к эксплуатации, указанные водоемы при возникновении пожаров эксплуатируются, несмотря на их несоответствие Правилам пожарной безопасности. При этом ответчиком не оспаривается факт того, что пожарные водоемы, находящиеся на территории МО . расположенные в п. . не соответствуют требованиям Правил пожарной безопасности.
Исследованными судом доказательствами подтверждается, что пожарные водоемы, как источники первичных мер пожарной безопасности на территории поселка . содержатся ненадлежащим образом.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии с ч. 3 ст. 19 Закона № 69-ФЗ, вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Полномочием органов местного самоуправления указанных образований является создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Доводы представителей ответчика об отсутствии указанных пожарных водоемов в реестре муниципальной собственности МО . и отсутствие на них технической документации не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку полномочия по обеспечению надлежащего состояния искусственных и естественных источников противопожарного водоснабжения (пожарных водоемов) возложены на органы местного самоуправления.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 5.1 Закона Архангельской области N 259-внеоч.-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» в целях обеспечения выполнения требований статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» объекты муниципальной собственности разграничиваются областными законами между муниципальными районами Архангельской области и входящими в их состав вновь образованными городскими и сельскими поселениями. В муниципальную собственность поселений Архангельской области в процессе разграничения объектов муниципальной собственности передается имущество, определенное пунктами 3 и 4 части 1, частью 2 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с п.6 ч.2 ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к указанному имуществу относятся объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенное для обеспечения первичных мер по тушению пожаров.
Тот факт, что указанные пожарные водоемы не включены в Реестр муниципального имущества, не освобождает администрацию МО . от обязанности содержать их в надлежащем состоянии, соответствующем требованиям пожарной безопасности.
Пожарные водоемы находятся в ненадлежащем состоянии, что нарушает права граждан – жителей пос. . на пожарную безопасность.
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении на администрацию МО « . обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Руководствуясь ст. ст. 194-199ГПК РФ, суд
Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области, заявленные в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования . обязанность устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно:
произвести расчет необходимого количества и расположения источников наружного противопожарного водоснабжения с учетом расхода воды на наружное пожаротушение (гидранты, пожарные водоемы (естественные, искусственные) с площадками (пирсами) на территории муниципального образования . ;
привести в исправное состояние, обеспечивающее возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара в соответствии с требованиями пожарной безопасности, пожарные водоемы, находящиеся по следующим адресам в пос. . ;
привести в надлежащее состояние горловины и крышки пожарных водоемов, расположенных вблизи зданий по адресам в пос. . ;
оборудовать вторыми крышками горловин пожарных водоемов, вблизи зданий по адресам в пос. . ;
заполнить в полном объеме водой пожарные водоемы, расположенные в пос. . ;
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через суд, вынесший решение, в течение десяти дней с момента его принятия в окончательной форме, с подачей жалобы через Устьянский районный суд.
Судья — Заостровцева И.А.
Мотивированное решение изготовлено 15 декабря 2010 года.