- Что случилось с коммунальными платежами? Люди начали массово жаловаться на ЖКХ в новом году
- Массовые жалобы
- Что в основном дорожает
- Что надо проверить
- Счета за тепло, от которых мороз по коже. Почему жители некоторых регионов могут разориться на тарифах за отопление?
- Из-за чего плата за отопление может быть завышена
- Как должна начисляться плата?
- Когда плата завышается?
- Почему так происходит?
- Что делать?
- Так что тогда делать?
Что случилось с коммунальными платежами? Люди начали массово жаловаться на ЖКХ в новом году
Краткое содержание:
О том, что в 2021 году стоимость услуг ЖКХ поднимется в среднем на 4% по стране, было известно еще в 2020 году. Но повышение запланировано на июль, соответственно, до этого времени никаких изменений в оплате происходить не должно. И каково же было удивление многих людей, когда в феврале 2021 года (в квитанции за январь) многие жильцы увидели значительное увеличение коммунальных платежей. Уже начали поступать жалобы. Из-за чего же возникла такая ситуация и как платежи понеслись вверх раньше времени?
Массовые жалобы
Сейчас стало поступать достаточно много жалоб по поводу роста цен на услуги ЖКХ. Уже в февральской квитанции у многих итоговая сумма стала больше. У кого-то на 10%, у кого-то на 15% и т.д.
Рост цен действительно запланирован на 2021 год, однако это должно произойти только летом, а повышение должно быть не более 4% (точная цифра зависит от региона). Вполне логично возмущение людей в таких ситуациях.
Рассказывая о содержании квитанций, жильцы указывали на несколько позиций, которые подорожали уже в начале года.
Что в основном дорожает
На первом месте, конечно, отопление. С одной стороны, можно такое повышение цен списать на сильные морозы и что затрачивается больше энергии. Однако есть серьезные сомнения в этом. Многие в январе получили квитанции с обычной суммы, хотя в декабре тоже была зима, пусть не такая морозная. Но тут есть важный нюанс. Согласно правилам, установленным постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 года, а именно п. 42.1:
«оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов – в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года».
При этом принять решение о способе оплаты могут исключительно органы государственной власти субъектов РФ, а решение может приниматься на территории всех муниципальных образований региона, либо на конкретных. Решение принимается не чаще раза в год в срок до 1 октября. Таким образом, районная администрация или общее собрание собственников не имеют полномочий изменить способ оплаты за отопление.
Если на территории муниципального образования действует способ оплаты в течение отопительного сезона, то рост цен логично объяснять (хотя не всегда обоснована величина роста), в ином случае резкое повышение стоимости квитанции выглядит странным.
Реже жильцы жаловались, что в новом выросли такие услуги, как радиоточка, запирающие устройство и даже услуги за вывоз мусора. Суммы за эти услуги выросли незначительно.
Что надо проверить
Если сумма в квитанции значительно увеличилась, то нужно сравнить с предыдущей квитанцией, чтобы определить, какая из услуг стала дороже и на сколько. Как правило, больше всего подорожало отопление, и здесь нужно постараться разобраться, чтобы не платить лишних денег.
Во-первых, нужно уточнить в управляющей компании или в отделе ЖКХ администрации, какой способ оплаты за отопление действует в вашем районе – в течение отопительного сезона или в течение календарного года.
Во-вторых, по возможности узнать, выросла ли только ваша квитанция, либо это произошло у соседей (вашего дома или соседних домов). В таких случаях лучше составить коллективное письмо в жилищную инспекцию, чтобы проверить обоснованность расчета. Уже были случаи, когда под прикрытием сильных морозов коммунальщики необоснованно завышают цены в квитанции.
Иногда разница может быть 100–200 рублей, но бывает, квитанция становится дороже более чем на 1000 рублей. Да и дело не всегда в деньгах, а в справедливости: чем больше закрывать глаза на обман, тем больше будут расти аппетиты и переплачивать придется регулярно.
Не бойтесь отстаивать свои права.
Будьте здоровы и берегите себя!
Если статья понравилась, прошу поставить лайк, если не понравилась, то дизлайк. Любая оценка очень важна!
Благодарю за внимание!
Счета за тепло, от которых мороз по коже. Почему жители некоторых регионов могут разориться на тарифах за отопление?
отопление, счета, жкх, тарифы
2021-01-17T17:07:00+03:00
Ольга Арсланова: Сильнее морозы – выше суммы в платежках. В некоторых регионах жителей бросило в дрожь от счетов за отопление. Подорожание тепла планировалось, но вот на сколько – решали региональные власти.
Чем они удивили жителей Уфы и Волгограда – в репортаже Рустема Давыдова.
Республика Башкортостан, Уфа
Рустем Давыдов: Жители Башкирии после новогодних праздников получили квитанции, которые явно подарком не назовешь.
Эдуард Бикбулатов, житель Уфы: Счета большие пришли. Они в два раза больше, чем в ноябре месяце. В ноябре у меня пришло 2 790, а в декабре пришло уже 6 200. И это только по отоплению.
Рустем Давыдов: В республиканском комитете ЖКХ и комитете по тарифам объяснили такое увеличение декабрьскими холодами. Но, по их подсчетам, цены должны были повыситься максимум на 40%. Если сумма в квитанциях больше, то, по мнению коммунальщиков, дело в самих жильцах – они могли неправильно снять показания счетчиков. Глава Башкирии потребовал от управляющих компаний сделать перерасчет всех платежей.
Рустам Ишмухаметов, заместитель председателя Госсобрания Республики Башкортостан: Будем разбираться по каждому дому совместно с муниципалитетами, профильными ведомствами. Проверим корректность снятия показаний и начислений.
Рустем Давыдов: Власти пообещали вернуть деньги за необоснованные переплаты.
Волгоградская область, Волгоград
Рустем Давыдов: Екатерина Данилевская с мужем живут в двушке в спальном районе Волгограда. Платежка, которую она получила на этой неделе по электронной почте, заметно отличается от предыдущих.
Екатерина Данилевская, жительница Волгограда: За ноябрь в декабре я заплатила 3 731 рубль, а здесь, мы смотрим, к оплате уже за декабрь 6 237 рублей. Это ни в какие рамки не влезает.
Рустем Давыдов: Такие же квитанции получили жители нескольких районов Волгограда. Скачок цен очень эмоционально обсуждают на форумах.
– У меня 4 585. Я , когда увидела. Отапливаю улицу, дома жара жуткая, два балкона открыты и форточки во всех комнатах.
– У меня в декабре в квитанции на 1 000 рублей больше, чем в ноябре. Я так и не поняла, какого черта. По температуре все так же дома. По-моему, нас обманули.
– Цена на отопление зависит от температуры на улице. Если будет минус 40, еще не то увидим.
– Отопление – 2 300. 42 квадрата. Это ужас, господа! Куплю буржуйку, обрежу батареи.
Рустем Давыдов: Екатерина Данилевская решила на форумах не писать, а напрямую обратиться за разъяснениями к коммунальщикам.
Екатерина Данилевская: Я попыталась выяснить, почему такая цена, позвонив в ЖКХ. Мне сказали, что просто повысились тарифы. Без предупреждения они повысились.
Рустем Давыдов: Однако тарифы в регионе не увеличивались, как и нормативы потребления. Аномальных морозов в Волгограде тоже не было. Правозащитники говорят, что скачок цен – это искусственная мера для того, чтобы коммунальщики смогли закрыть финансовый год.
Сергей Септаров, руководитель региональной общественной инспекции: Они действительно выставляют некоторые счета просто авансом. Для того чтобы разобраться в ситуации с начислениями, людям паниковать не надо. Во-первых, что надо сделать? Попросить разъяснить ресурсоснабжающую организацию, из чего складываются начисления. Далее – график показаний температуры, режим погоды. И на каждый период времени, на каждый день какое начисление производилось.
Рустем Давыдов: По словам специалистов ресурсоснабжающей организации, в декабре подача тепла в квартиры волгоградцев действительно увеличилась в среднем вдвое. Коммунальные службы утверждают: все счета были выставлены корректно.
Андрей Филатов, руководитель управления сбыта теплоснабжающей организации Волгограда: Перерасчетов не ожидается, потому что все квитанции были выставлены согласно фактическому потреблению в многоквартирных домах тепловой энергии.
Рустем Давыдов: Жители возмущаются, что начисления непрозрачные. Ситуацию с коммунальными платежами осложняет и то, что с 1 января закончился мораторий на взимание пени и просрочек. В итоге сумма в январских платежках может вырасти еще больше.
Рустем Давыдов, Максим Окунев, Наталья Игнатова, Владимир Одинцов, ОТР.
Ольга Арсланова: Откуда вот такие космические суммы? Узнаем прямо сейчас у Дмитрия Гордеева, заместителя генерального директора ассоциации «ЖКХ и городская среда». Дмитрий Павлович, здравствуйте.
Дмитрий Гордеев: Здравствуйте.
Ольга Арсланова: Зима и холода, в общем-то, у нас не первый раз в стране, даже сильные морозы. Поясните, пожалуйста, механизм возникновения огромных сумм в платежках в этом году.
Дмитрий Гордеев: Я не думаю, что это суммы огромные и больше, чем в предыдущие, скажем так, годы. Почему? Потому что есть действующие тарифы, они меняются каждый год. Исходя из этого, сумма может увеличиваться.
Но количество тепловой энергии, которая идет на обогрев зданий, оно фактически зависит только от температуры наружного воздуха. У кого-то в доме не установили общедомовой прибор учета. А срок, установленный федеральным законом, установки общедомовых приборов учета (между прочим, это общая долевая собственность собственников жилых и нежилых помещений в доме), он вышел в 2012 году. И потом была обязанность управляющих организаций установить эти приборы учета за счет граждан, за счет собственников.
И те, кто все-таки по какой-то причине не установил в доме общедомовые приборы учета, они должны платить за отопление по нормативу с коэффициентом 1,5 – то есть на 50% больше. Это санкция, это наказание за то, что собственники не купили приборы учета. Мы же с вами, извините, в магазине не согласились бы сыр покупать на глаз. А почему можно тепловую энергию покупать на глаз?
Ольга Арсланова: Спасибо за комментарий. Дмитрий Гордеев, заместитель генерального директора ассоциации «ЖКХ и городская среда», был у нас в эфире.
Вообще с сыром любопытное сравнение. Впрочем, в магазин мы со своими весами тоже не ходим. И у населения есть претензии и к прозрачности формирования тарифов, и к скорости их роста зачастую при падении качества услуг.
Константин Крохин, председатель Совета жилищных организаций Москвы: Эта системная проблема существует уже много лет. На мой взгляд, ключевая проблема не решится обращением граждан в прокуратуру, потому что монополизм, который есть в теплоэнергетике, в жилищно-коммунальном хозяйстве, вот именно этот монополизм позволяет подавать завышенные тарифы. Ведь не больше 10% граждан обратятся с жалобой, а 90% так и заплатят. Из этой прибыли монополисты поделятся с коррумпированными чиновниками, включая правоохранительные органы. И все останется, как было раньше.
И получается, что наши граждане на окраинах, в регионах, в провинции, они совершенно не защищены от произвола местных монополистов. И здесь, конечно, необходимо эту систему менять. К сожалению, тенденция до сегодняшнего дня заключается в усилении монополизма.
Ольга Арсланова: По мнению экспертов, сделать систему прозрачнее возможно, если брать деньги не по фактической погоде, не по счетчикам, а именно по одной двенадцатой от показаний приборов учета прошло года. И тогда у людей не будет резкого роста платежей в декабре по сравнению с осенью или весной. Ну а принять такое решение – в компетенции региональных властей.
Из-за чего плата за отопление может быть завышена
Отопление в квитанции самая значимая часть. Именно платеж в полторы, а иногда и две тысячи за отопление делает платежку такой тяжелой.
Разберемся, почему иногда плата за отопление завышена и можно ли что-то с этим сделать?
Как должна начисляться плата?
В самом упрощенном виде, когда нет счетчиков в квартирах, берется объем счетчика на входе в дом. Складывается площадь всех жилых и нежилых помещений в доме – т.е. в расчет берутся не только площади квартир, но и площади лестниц, площадок – всего имущества в доме. Далее объем делится на эту площадь и уже умножается на площадь того объекта, которым владеет человек.
Когда плата завышается?
Частая история, в домах, где есть стоянки и подземные парковки внутри дома плата таким собственникам не начисляется.
Т.е. плата им не предъявляется, а распределяется на владельцев квартир.
Почему так происходит?
Управляющие компании понимают, что могут встретить сопротивление от владельцев парковки. Те откажутся платить, и придется судиться. Наращивать задолженность.
Потому что да, закон предписывает начислять, но вся эта история с начислением крайне не очевидна – иногда в паркинге даже нет батарей.
Что делать?
Обычно мы советуем жаловаться в жилищную инспекцию. Но в этот раз все несколько сложнее.
Жилищные инспекции, как показал анализ практики, крайне неохотно реагируют на подобные заявления.
Тоже понимают, что добровольно управляющая компания не будет делать перерасчет, а ввязываться в долгие суды – не хочется.
Поэтому часто пишут отписки или отвечают отказом.
Так что тогда делать?
Придется самим ввязываться в судебный спор, если хотите уменьшить платеж за отопление.
Либо напрямую предъявлять иск о перерасчете в суд, либо обжаловать отказ Жилинспекции в рассмотрении дела.
Решение вопроса – в руках жителей.
Неудобно, но так и есть.
Поставьте лайк – если считаете, что нужно улучшать работу с жалобами граждан.
Подписывайтесь на канал – здесь рассказываем подводные камни начислений в ЖКХ.