- Как проводится сварка батарей отопления?
- Какие плюсы и минусы у электросварки?
- Что необходимо для проведения электросварки?
- Как выбрать подходящий электрод?
- Как проводится сварка труб?
- Холодная сварка для батарей отопления – методы использования для оперативной заделки течи
- Наиболее часто встречающиеся проблемы в чугунных радиаторах отопления
- Холодная сварка – что это, применение для системы отопления
- Виды холодной сварки, используемые для ремонта чугунных батарей
- Как готовится состав для применения
- Особенности подготовки поверхности для нанесения клеящего состава
- Методы ремонта чугунных радиаторов холодной сваркой
- Ремонт небольших по размеру протечек на вертикальной поверхности секции
- Ремонт течи в местах соединений секций радиатора
- Ремонт протечек в гайках и сгонах
Как проводится сварка батарей отопления?
Сегодня электросварка – это самый распространенный и эффективный метод соединения металлических труб. Используется она при ремонте либо замене батарей отопления. Когда нужна замена батарей отопления можно прочитать здесь. Сварочные работы не отличаются особой сложностью. Но потребуется приобрести специальное оборудование. О том, как варить трубы отопления электросваркой, пойдет речь в статье.
Какие плюсы и минусы у электросварки?
Сварные соединения имеют такие преимущества:
- можно получать соединения больших размеров;
- для сварки можно использовать материал, который аналогичен материалу трубы. Благодаря этому все свойства трубопровода сохраняются;
- благодаря соединительному шву внешние и внутренние размеры конструкции остаются неизменными;
- простой и дешевый способ.
Недостатки сварных соединений, как правило, обусловлены низкой квалификацией работника. Из-за несоблюдения технологии, правил, неопытности сваривание может быть неполным. А значит, могут образовываться трещины и смещения. Поэтому сварка батарей отопления должна выполняться со знанием дела, аккуратно и тщательно.
Что необходимо для проведения электросварки?
Чтобы сварить трубы при помощи электросварки потребуется сварочный аппарат. Сегодня существует два вида таких приборов: устройства, изготовленные на базе понижающего трансформатора, и инверторы, которые работают на высоких частотах. Первый вид используется крайне редко, поскольку считается морально устаревшим. Инвертор – это более современный аппарат, который отличается простотой и транспортабельностью. Есть возможность регулировать режим сварки с высокой точностью. Правда, в использовании инверторы считаются менее надежными. Поэтому для работы с таким оборудованием необходимо иметь определенную квалификацию.
Кроме этого сварка отопления предполагает наличие и другого вспомогательного инвентаря:
- специальная маска со светофильтром. Она надежно защищает глаза и лицо от попадания искр и частичек расплавленного металла во время сварки;
- спецодежда для защиты тела;
- замшевые перчатки. С их помощью прибор в руке будет надежно держаться;
- электроды;
- щетка по металлу. Необходима для зачистки участка трубы перед сваркой, для удаления окалины;
- специальный молоток, который используется для сбивания окалины.
Как выбрать подходящий электрод?
Прежде, чем приступать к сварке, надо подобрать электрод. Надо отметить, что электроды для сварки труб отопления могут быть разными. Они отличаются толщиной стержня, количеством обмазки и способом производства. Толщина стержня для труб – 2-5 мм. А покрытие может составлять 3-20% от общей массы.
Плавящиеся изготавливаются из сварочной проволоки, неплавящиеся – графита, вольфрама и электротехнического угля.
Как проводится сварка труб?
Инструкция по сварке:
- помещение, где будет проводиться работа, должно быть хорошо освещено. Перед началом сварки надо занять устойчивое удобное положение;
- чиркнуть и зажечь дугу. В случае если дуга не зажигается, имеет смысл увеличить силу тока. Но делать это нужно осторожно. Если увеличить силу тока больше, чем нужно, то металл начнет сильно плавиться и пузыриться;
- поместить электрод на начало стыка труб и начать сварку. При этом надо постоянно удерживать зазор дуги.
Если труба расположена в доступном месте и ее можно вращать, то два отрезка трубы соединяются встык 1-3 точками электросварки. После этого безотрывно путем вращения делается шов. Если же труба расположена неудобно и вращать ее нельзя, то шов делается с отрывом, начиная снизу. Проводится сварка труб отопления электросваркой в два прохода. Первый шов соединяет обе трубы и закрывает стык. После этого счищаются окалины и наплывы. Делается второй шов. И место сварки зачищается снова.
Когда сварка отопления электросваркой завершена, следует проверить качество работы.
Все края должны заполняться. Не должно быть подрезов. Надо отметить, что за качеством сварки надо следить и во время сварочного процесса.
Часто делают сварку перемычки на радиатор центрального отопления. О чугунных радиаторах отопления можно прочитать здесь. Если трубопровод для отопления один на все этажи дома, то в случае поломки системы на верхнем этаже, пострадают и соседи снизу. А перемычка для батарей отопления поможет решить эту проблему. Если кто-нибудь из жильцов дома решит провести ремонт или замену радиатора, то потребуется просто закрыть шаровые краны. Теплоноситель будет циркулировать по трубопроводу, минуя ту квартиру, которая перекрыла кран. Поэтому сварка перемычки является обязательной процедурой.
Холодная сварка для батарей отопления – методы использования для оперативной заделки течи
Для оперативного ремонта батарей отопления согласно всем нормам и правилам в отопительный сезон должна выезжать аварийная бригада, такая «скорая помощь» для радиаторов. Но в жизни обычно эти правила действуют в редких случаях, в остальном приходится все делать самостоятельно и не надеяться на волшебника из ЖЭКа. А раз так, то в ход могут пойти самые разные методы даже самые невероятные, хотя холодная сварка для батарей отопления это не волшебство, а вполне реалистичный метод устранения течи.
Наиболее часто встречающиеся проблемы в чугунных радиаторах отопления
Прежде всего, необходимо очертить круг проблем, которые можно решить при помощи холодной сварки или клеящего состава при ремонте батарей отопления.
Традиционно самыми уязвимыми считаются чугунные батареи. Здесь многие проблемы заложены в самой конструкции и свойствах металла. Прежде всего, чугунное литье в отличие от стальных радиаторов или биметаллических батарей очень хрупкое. Да, чугун очень прочный, но одновременно и хрупкий материал – он способен выдерживать большое давление, при небольшом ударе может дать трещину.
Второй момент, это свойство чугуна – это пористый материал, что способствует образованию на внутренней поверхности кратеров и постепенному разрушению стенки.
Третье, при сборке современных радиаторов секции соединяются при помощи внутренних гаек-стяжек, а пространство между секциями обрабатывается специальным составом, который надежно цементирует соединение. В недавнем прошлом, для герметизации этих соединений использовался лен и железный сурик, что со временем приводило к нарушению герметичности соединения.
Так что исходя из вышеперечисленного наиболее часто встречаемые проблемы с чугунными радиаторами это:
- Нарушение герметичности секции батареи после механического воздействия – удара с внешней стороны или резкого повышения давления с внутренней стороны;
- Течь по телу радиатора из-за образования отверстия в стенке из-за коррозии металла;
- Нарушение герметизации точек соединения секций радиатора, точек подвода труб, гаек-заглушек.
Что касается других видов радиаторов, то подобные проблемы в них встречаются реже, здесь чаще всего причиной повреждения тела секции выступает коррозия металла или механическая деформация стенок при замерзании батареи, когда вода, замерзая, разрывает металл.
Холодная сварка – что это, применение для системы отопления
Для склеивания различных материалов применяются клеи разного состава и назначения. Так для бумаги используется конторский клей и ПВА, в строительстве для поклейки обоев применяется синтетический клей с виниловыми наполнителями, для ремонта обуви – резиновый клей.
Универсальных клеев, увы, пока не изобрели, но уже есть составы, которые способны надежно склеивать металл. Примером такого состава выступает холодная сварка.
В основе технологии холодной сварки лежит эпоксидный клей, состоящий эпоксидной смолы и отвердителя. В обычном состоянии это субстанция, напоминающая густую сметану, только желтого цвета, но при смешивании с отвердителем эпоксидная смола становится более жидкой и пригодна для нанесения на даже самые сложные поверхности. Этот момент длится относительно недолго – всего 10-15 минут, после чего смола начинает затвердевать, образуя прочное покрытие.
Преимуществом этой технологии выступает высокая прочность соединения за счет высокой адгезии вещества к поверхности склеиваемого металла и стойкость к агрессивным химическим материалам. Увы, есть и недостатки клей сам по себе может выдержать большое давление, но при механических воздействиях велика вероятность нарушения прочности соединения.
В предлагаемых на рынке составах холодной сварки для склеивания металла отвердитель и смола находятся не в жидком, а в пастообразном состоянии. Клей находится в стабильном состоянии и может долгое время храниться в упаковке. Он состоит из внутреннего слоя – состоящему из отвердителя, и наружному слою, в состав которого входит смола. Третьим компонентом, входящим в состав клея для склеивания металлов выступает сера или алюминиевая пудра, эти вещества играют роль катализатора реакции – при смешивании они разогреваются вследствие чего процесс затвердевания ускоряется, так что получается эффект сварки.
Вторым вариантом холодной сварки выступает традиционный двухкомпонентный клей на основе эпоксидной смолы – в тюбиках хранится смола и отвердитель. Для получения нужного количества необходимо смешать компоненты согласно инструкции и нанести на склеиваемые поверхности. Для получения более прочного соединения в состав добавляется алюминиевая пудра или бронзовый порошок.
Виды холодной сварки, используемые для ремонта чугунных батарей
Для ремонта радиаторов отопления используется не все виды эпоксидных составов. Несмотря на общие недостатки, которые присущие для всех видов составов клея промышленность освоила выпуск нескольких составов, имеющих свою специализацию. Так есть смеси для ремонта пластика, металла, алюминия и склеивания дерева, есть универсальные составы. Для ремонта приборов отопления лучше всего подойдет смесь для склеивания черных металлов и стали или специальная композиция для ремонта батарей и стальных труб отопления.
Холодная сварка для батарей отопления в отличие от других составов имеет свои особенности – она должна быть жаростойкой, быстро фиксироваться на металлической поверхности, образовывать покрытие, обладающее сходным с металлом коэффициентом линейного расширения. Простые или универсальные составы могут решить проблему заделки течи, но при этом, срок службы состава будет ограничен.
Еще одним моментом, который необходимо учитывать при выборе типа клея –это время схватывания. Если для сращивания деталей в нормальных условиях достаточно 3-4 часов, то при протечке батареи такого времени нет, здесь счет идет на минуты, поэтому, чем быстрее будет застывать заплата, тем лучше.
Как готовится состав для применения
Готовая композиция холодной сварки при покупке упакована в герметичную упаковку. Снаружи – это тубус из пластика, а внутри контейнера в полиэтиленовой пленке находится отрезок клея. Для получения необходимого количества материала необходимо отрезать обычным ножом кусочек. Нарезка делается перпендикулярно осевой, это один из важных моментов. Дело в том, что состав клея при изготовлении дозируется так, чтобы при отрезании перпендикулярно осевой линии соотношения смолы и отвердителя было всегда одинаковым.
После получения необходимого количества клея оставшийся состав заматывается пленкой и прячется в контейнер. А часть необходимая для работы тщательно разминается до однородного состояния. Делается это интенсивно, так чтобы тщательно перемешались все составляющие части, и масса стала однородной.
В приготовлении композиции изначально используется сера, в процессе перемешивания она равномерно распределяется по объему клея и вступает в химическую реакцию, из-за чего температура значительно повышается. В таком размытом состоянии клей может находиться от 2 до 10 минут. По истечении этого времени холодная сварка для батарей отопления начинает застывать.
Особенности подготовки поверхности для нанесения клеящего состава
Применение клеящего состава на основе эпоксидной смолы требует выполнения ряда условий относительно подготовки поверхности к склеиванию. Прежде всего, это чистота поверхности. Холодная сварка отлично ложится на металлические поверхности и при нахождении в ее составе металлической пудры образует прочное соединение, которое впоследствии образует еще и диффузное соединение. Но для того чтобы пластичная масса равномерно наносилась на поверхность металла необходимо сделать его подготовку.
При подготовке необходимо:
- Убрать следы потеков;
- Снять слой краски до металла;
- Зачистить металл наждачной бумагой;
- Обезжирить покрываемую поверхность.
В списке операций нет операций второстепенных, все они важны для правильного склеивания поверхностей. Правда, на обезжиривании стоит остановиться более детально. При механической обработке точку ремонта батареи в шероховатости металла попадает пыль и другие частицы, например остатки краски. Для того чтобы клей максимально плотно прилегал к металлу место дополнительно обезжиривается, так, чтобы на поверхность была максимально чистой. Эта операция позволит избежать образования на металле жировой пленки, которая после высыхания холодной сварки будет образовывать полость, в которую будет просачиваться вода.
Постоянное гидравлическое давление и температурные колебания довольно быстро расширят площадь полости, и теплоноситель снова начнет просачиваться наружу.
Методы ремонта чугунных радиаторов холодной сваркой
Перед началом описания методов ремонта батареи холодной сваркой необходимо отметить, что холодная сварка это временное средство для устранения отдельной течи. Заделанная течь на сварке может простоять при нормальном обращении и несколько сезонов, но отремонтировать батарею нормально можно только разобрав ее и заменив поломанную секцию новой.
Еще один момент, на который нужно обратить внимание это на размеры заплаты и возможность ремонта разных повреждений. Если в секции образовалась течь небольших размеров, то с таким заданием холодная сварка справится быстро и качественно. Другое дело, когда в металле образовалась большая брешь, здесь придется использовать дополнительное усиление – кроме первого слоя, нанесенного холодной сваркой придется использовать жидкий клей и делать бандаж. И самый сложный случай, это когда от удара откалывается целый фрагмент металла. Такой ремонт холодной сварке не под силу, здесь сразу нужно перекрывать подачу теплоносителя и вызывать ремонтную бригаду.
Ремонт небольших по размеру протечек на вертикальной поверхности секции
Если течь образовалась на наружной или внутренней поверхности секции и размеры трещины не превышают 1-2 см по длине для работы понадобится, кроме холодной сварки еще и щетка по металлу, наждачная бумага 100 и 200 зернистостью и растворитель для красок или спирт.
Перед началом работ перекрывается подача и отвод теплоносителя к батарее и по возможности спускается с нее вода.
Щеткой по металлу счищается краска на расстоянии 1-1,5 см в обе стороны от трещины. После этого сначала наждачной бумагой 100 зернистости, а после 200 делается зачистка так, чтобы на месте будущей заплаты было зачищено пятно до чистого металла.
После этого подготавливается клей и обезжиривается поверхность радиатора. Холодная сварка для батареи отопления наносится на поверхность заплаты так, чтобы между очищенным металлом и краской на поверхности батареи был зазор 1-2 мм.
После нанесения клея он активно прижимается и оставляется для кристаллизации на время указанное в инструкции.
Ремонт течи в местах соединений секций радиатора
Этот случай ремонта позволяет обеспечить более высокое качество заделки течи. Дело в том, что ремонт труб и цилиндрических поверхностей легче, чем заделывать трещину на плоской поверхности. В этом случае кроме обычной пластичной массы в дальнейшем можно использовать двухкомпонентный клей с дополнительным бандажом для повышения прочности соединения.
При ремонте места соединения секций очищается не только место течи, а вся окружность места соединения. Дело в том, что неправильно сделанное соединение секций при уже имеющейся течи, в дальнейшем будет пропускать теплоноситель по всей окружности, поскольку механическая герметичность в нем нарушена.
Последовательность действий здесь следующая:
- Батарея отключается от подачи теплоносителя;
- Очищается вся поверхность по окружности соединения;
- Готовится клеящая композиция;
- Место нанесения клея обезжиривается;
- Наносится слой холодной сварки по всей окружности стыка секций;
- После высыхания первого слоя готовится композиция жидкого клея;
- На место наносится слой жидкого клея, после чего прикладывается полоса из стекловолокна и по ней снова наносится слой клея.
- Для закрепления результата делается 3-4 витка с обязательной пропиткой клея;
- После этого сверху ставится металлический хомут и зажимается винтом.
Ремонт протечек в гайках и сгонах
Для ремонта в этих местах обычно используется пластичная холодная сварка для батарей отопления. Как и в предыдущих случаях, место течи очищается от краски до металла. При очистке рекомендуется удалить часть пакли из соединения на глубину 1-1,5 мм, это даст возможность усилить место склеивания холодной сваркой.
После очистки и обезжиривания процесс приготовления и нанесения холодной сварки идентичен ранее описанным случаям.
Таким образом, холодная сварка на сегодняшний день оптимальное средство для временного ремонта чугунных батарей отопления.