- Не хотите переплачивать за отопление – почитайте новые правила
- Как рассчитывается плата за отопление?
- Как поведение соседей влияло на сумму в квитанции?
- Новые правила: сверх положенного платить не придется?
- Теперь жители не будут платить и за тепло, которое они не получали?
- Новые правила действуют, несмотря на то что в Жилищный кодекс еще не внесли изменения?
- Что делать, если плата за отопление завышается?
- Отключение отопления: порядок, периоды, ответственность
- Законодательство в сфере подачи тепла
- Решение об отключении отопления
- Когда выключают отопление
- Процедура отключения отопления
- Дата отключения
- Отключение тепла в регионах
- Если отключили отопление ранее срока
- Жалоба при отсутствии отопления
Не хотите переплачивать за отопление – почитайте новые правила
Что делать, если в квитанции на оплату коммунальных услуг сумма завышена, хотя с этого года собственники квартир не должны платить за тепло сверх положенного?
С 1 января 2019 г. начали действовать изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Так удалось решить проблему, которая касалась тысяч жителей: они были вынуждены платить за отопление не по показаниям индивидуальных приборов учета, а по усредненным нормативам потребления. Это происходило потому, что их права были поставлены в зависимость от недобросовестного поведения соседей, у которых индивидуальные приборы учета отсутствовали.
Как рассчитывается плата за отопление?
Начисление платы за полученную тепловую энергию производится по показаниям приборов учета тепла. Существуют общедомовые и индивидуальные приборы учета. Первые предназначены для учета потребления тепловой энергии всем многоквартирным домом за расчетный период, а вторые – в каждой квартире. Расчет за отопление производится исходя из количества тепла, потребленного за определенный период, по цене, указанной в договоре о предоставлении коммунальных услуг.
Как поведение соседей влияло на сумму в квитанции?
Ранее действовали правила, которыми устанавливалось, что если хотя бы один индивидуальный прибор учета в многоквартирном доме вышел из строя, то остальные индивидуальные приборы не используются для расчета платы за отопление.
К примеру, в доме, оборудованном общедомовым прибором учета отопления, один из жильцов не следил за исправностью индивидуального прибора, из-за чего он вышел из строя. После этого все добросовестные жители дома автоматически становились обязанными оплачивать отопление по установленным нормам, а не по показаниям своих индивидуальных приборов учета. В большинстве случаев это приводило к увеличению суммы, указанной в квитанции.
Новые правила: сверх положенного платить не придется?
Новыми правилами установлена возможность расчета размера платы за отопление по показаниям индивидуальных приборов в домах, которые оснащены общедомовым прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами. То есть теперь вне зависимости от того, все ли квартиры оборудованы индивидуальными приборами учета, жители будут оплачивать только то тепло, которым они воспользовались. Таким образом, собственники получили «тепловую независимость» от своих соседей и вправе подать заявление на перерасчет оплаты, если до этого они за отопление переплачивали.
Теперь жители не будут платить и за тепло, которое они не получали?
Также новыми Правилами предоставления коммунальных услуг установлено, что платить за отопление только мест общего пользования смогут собственники жилых помещений, которые перешли на индивидуальное отопление, т.е. демонтировали приборы централизованного отопления, и собственники помещений, в которых технической документацией на дом не предусмотрены приборы отопления.
Ранее они оплачивали централизованное отопление как своей квартиры, так и мест общего пользования, а также за свой счет обеспечивали эксплуатацию индивидуальных источников тепловой энергии. То есть жители, которые перешли на индивидуальное отопление, демонтировав централизованное, к примеру убрав из своей квартиры все батареи, должны были платить за отопление не только общего имущества дома, но и принадлежащих им квартир. Тем самым они фактически оплачивали ту услугу, которая им не оказывалась.
Теперь эта проблема решена. Если собственник квартиры решил отключиться от общего централизованного отопления и обогревать свое помещение индивидуально, к примеру с помощью обогревателя «ветерок», то он не должен оплачивать централизованное отопление по нормативу, рассчитанному исходя из площади своей квартиры, как это было раньше. Он будет оплачивать отопление только небольшой части дома, относящейся к местам общего пользования (подъезд, лестничная площадка).
Новые правила действуют, несмотря на то что в Жилищный кодекс еще не внесли изменения?
Рассмотренные изменения нашли свое отражение в законопроекте о внесении изменений в ст. 157 Жилищного кодекса. В нем предлагается уточнить порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме.
В законопроекте указывается, что размер платы за отопление рассчитывается в порядке, который предусматривается Правилами предоставления коммунальных услуг, с учетом площади помещения собственника и объема потребленной им тепловой энергии. Объем потребления предлагается определять исходя из показаний коллективного или индивидуальных приборов учета либо одновременно обоих.
В случае принятия законопроекта вопрос порядка оплаты коммунальных услуг по отоплению будет решен окончательно. Так удастся исключить ситуации, когда собственники помещений в многоквартирных домах переплачивают за услуги, которые им фактически не оказывались либо оказывались в меньшем объеме.
Хотя поправки в Жилищный кодекс еще не приняты, и можно предположить, что вступят они в силу только с конца 2019 г., новые Правила уже действуют и обязательны для исполнения, поэтому собственники помещений в многоквартирных домах уже вправе рассчитывать на все благоприятные изменения.
Что делать, если плата за отопление завышается?
Несмотря на то что изменения в Правила уже вступили в силу, возможны ситуации, когда в квитанциях сумма за отопление остается завышенной. Такое может случиться из-за технических ошибок при формировании квитанций, по причине неосведомленности управляющей компании об изменениях законодательства либо осознанных злоупотреблений со стороны управляющей компании, рассчитывающей на незнание граждан о вступлении в силу нового порядка расчета платы за отопления.
В случае обнаружения в квитанции необоснованно высокой суммы необходимо обратиться в управляющую компанию, обслуживающую дом, с заявлением о перерасчете платы за отопление. В нем необходимо сослаться на постановление правительства 1 , которым были изменены Правила предоставления коммунальных услуг, а также сообщить о намерении обратиться в суд в случае отказа в удовлетворении заявления.
Если эти доводы окажутся неубедительными и заявление останется без удовлетворения, то необходимо обратиться в суд по своему месту жительства (месту нахождения помещения, с которым связан спор) с исковым заявлением к управляющей компании об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу (отопление).
1 Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2018 г. № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме».
Отключение отопления: порядок, периоды, ответственность
Отключение отопления по всей стране происходит в строго фиксированные сроки. У региональных властей есть право продлить отопительный период, если в субъекте на протяжении длительного времени установилась аномально низкая температура.
Законодательство в сфере подачи тепла
В качестве основного акта, применяемого в данном направлении, является Федеральный закон №190 от 2010 года «О теплоснабжении».
Этот документ регулирует отношения, возникающие между жильцами дома и организациями, предоставляющими услуги по отоплению зданий. В том числе, указываются сроки и объем потребляемых ресурсов, обязанности участников данных отношений.
Организация несет обязанность проводить ремонтные работы и менять оборудование, которое износилось. Также важным актом является Постановление Правительства №354 от 2011 года «О предоставлении коммунальных услуг…». В нем освещены вопросы о том, кто и в каком порядке устраняет возникшие неполадки в системе отопления, сроки производства ремонта.
Постановление Правительства №354 указывает, что в жилом помещении должна устанавливаться температура не ниже 18 °C, для угловых комнат это значение больше на 2°C. В ночное время указанные минимальные границы могут сокращаться на 3 °C.
Решение об отключении отопления
В 2020 году прерогативой органов местной власти выступает определение сроков предоставления отопительных услуг. В зависимости от сложившейся ситуации, батареи могут быть отключены в срок, ранее или позднее установленной даты. Когда решение на муниципальном уровне сформировано, ТЭЦ запускает процесс завершения отопительного сезона.
В период межсезонья производится осмотр и профилактические работы в отношении агрегатов, используемых для отопления. Прежде чем отключить отопление, муниципальный орган должен проанализировать данные.
Учитываются такие факторы:
- среднесуточная температура повысилась до +8 °C. Отключение системы производится, если такие показатели удерживаются более 5 дней;
- по прогнозу не предусматривается похолодания на ближайшие 2 недели;
- соответствие с датами, установленными на федеральном уровне. Сезон отопления в стране завершается в апреле-мае.
На сотрудников муниципального органа ложится обязанность относительно предоставления сведений населению о том, что отопление будет завершено ранее или позднее изначально установленной даты. Для этого используется СМИ.
Когда выключают отопление
Отключение центрального отопления в регионах, расположенных в средней полосе происходит с начала апреля и длится до середины мая. Примерный срок – 15 апреля.
Может быть использован перенос указанного срока, если в регионе сложились экстремальные погодные условия.
Решать такие вопросы уполномочена администрация конкретного муниципалитета. Отключение теплоснабжения и горячей воды сотрудниками управляющих компаний (УК) не может производиться на основании несвоевременного внесения оплаты за жилищно-коммунальные услуги.
Это оговаривается в положениях Постановления Правительства №354 от 2011 года. Данный акт вводит ограничение на возможный период отключения подачи тепла. За месяц в сумме не должно получаться более 24 часов. Это относится к ситуациям, когда произошел прорыв стояка или другая авария, для устранения которой требуется время.
Процедура отключения отопления
Тепло в квартире отключается в несколько этапов. Причина заключается в том, что на оборудование идет большое воздействие во время подачи и завершения отопления.
Алгоритм выглядит так:
- изначально отключается подача тепла на объектах промышленного значения, в том числе на заводах;
- завершается отопительный сезон в многоквартирных домах;
- отключается система подачи тепла в социальных учреждениях, к примеру, школы и детские сады.
В отопительный сезон может образовываться неустойчивый климат, тогда оптимальным вариантом поведения становится постепенное сокращение температуры.
Дата отключения
На сегодня все органы власти имеют официальные сайты, на которых размещается актуальная информация. В том числе, это касается и завершения сезона подачи тепла. После того, как уполномоченные организации принимают такое решение, дата отражается на портале.
Также сведения о завершении отопления в муниципалитете можно получить во время звонка в местную администрацию или УК. Сотрудники местных органов власти несут обязанность проследить за тем, чтобы сведения о прекращении подачи тепла были опубликованы в СМИ.
Отключение тепла в регионах
Столица РФ расположена в центральном регионе, по этой причине сезон отопления завершается в апреле или мае. Точные даты каждый год утверждаются представителями муниципалитета.
В окончательном виде решение по данному вопросу отражается, например, на сайте мэра Москвы. В таблице приведен срок, в течение которого в регионах в МКД подается тепло.
Субъект | Отопительный период |
Алтайский край | С сентября по апрель |
Архангельская область | С середины сентября по середину мая |
Республика Бурятия | С сентября по апрель-май |
Волгоградская область | С октября по март |
Иркутская область | С сентября по май |
Краснодарский край | С октября по апрель |
Магаданская область | С сентября по май |
Ростовская область | Октябрь-апрель |
Санкт-Петербург | Сентябрь-май |
Якутия | Сентябрь-май |
Точные даты меняются ежегодно в зависимости от погоды.
Если отключили отопление ранее срока
Зимой в домах запрещено отключать тепло. Неоплата услуг ЖКХ не является основанием для завершения отопительного сезона.
Постановление Правительства №354 от 2011 года указывает на то, что снабжение водой и теплом производится в независимости от оплаты данных услуг.
Для временного прекращения подачи ресурса в середине сезона должны быть уважительные причины. К примеру, это серьезная поломка сетей. При этом, аварийное отключение должно отвечать требованиям вышеуказанного Постановления.
Этот акт устанавливает такие сроки:
- если в помещении устанавливается температура в пределах 12-18 °C – предельная длительность отключения 16 часов;
- при температуре 10-12 °C – 8 часов;
- когда в помещении 8-10 °C – 4 часа.
Сразу после прекращения подачи тепла нужно составить акт, где зафиксирована температура в квартире. Стоимость ЖКУ за часы, пока не было отопления, подлежит компенсации. При этом, выплата производится за каждый час отсутствия тепла.
Важно! Жильцам сразу следует обратиться в коммунальные службы и вызвать сотрудников, иначе фиксация температуры не будет законной. Документ формируется в 2 экземплярах.
Если в установленные сроки подача тепла не произведена, гражданин может обратиться в управляющую компанию или жилищную инспекцию. При отсутствии реакции на обращение, жильцы обращаются в вышестоящие органы.
Жалоба при отсутствии отопления
Если ресурсоснабжающая компания или УК не решили проблему с подачей тепла, гражданину следует обратиться в другие органы. В том числе, это судебные инстанции, Роспотребнадзор или администрация муниципалитета.
Повысить шансы на быстрое реагирование на проблему удастся посредством формирования коллективной жалобы.
Заявление выглядит так:
В администрацию г. Москва
от Иванова Ивана Ивановича,
Петрова Сергея Николаевича,
Сидорова Игната Львовича,
проживающих в доме по адресу: г. Москва, ул. Северная, 1
ЖАЛОБА
на отсутствие отопления в доме
Доводим до Вашего сведения, что в дом, находящийся по адресу: г. Москва, ул. Северная, 1, с 03.12.2019 года не подается отопление. Данный факт зафиксирован при составлении протокола осмотра от 03.12.2019 года. Документ сформирован инженером аварийной службы Игнатовым Константином Алексеевичем.
В связи с этим мы подали заявление в управляющую компанию «Ромашка» о возобновлении предоставления коммунальных услуг. Однако ответа не последовало, проблема не решена по сей день.
На основании вышеуказанного просим Вас провести проверку и обязать сотрудников УК «Ромашка» вернуть отопление в дом по адресу: г. Москва, ул. Северная, 1.
- акт фиксации отсутствия отопления;
- заявление в УК.
07.12.2019 год ____________ (Иванов И.И.)
_____________ (Петров С.Н.)
____________ (Сидоров И.Л.)
Жалоба на отсутствие отопления в доме в формате WORD
Таким образом, отключение тепла в МКД производится только в установленные сроки. В другой период данный процесс может носить временное значение. Сроки закреплены в Постановлении Правительства №354 от 2011 года.