Тарифы оказания услуг по отоплению

Тарифы на отопление в России в 2021 году

Плата за отопление составляет примерно четвертую часть общей суммы квитанции за коммунальные услуги. Тариф, стоимость одной единицы энергии (гигакалория на квадратный метр), затрачиваемой на обогрев помещения, ежегодно повышается. Соответственно, увеличивается и размер расходов на коммунальное обслуживание в каждой отдельно взятой семье или организации. Многих интересует вопрос, какие изменения тарифа стоит ожидать в ближайшее время.

Последние новости/изменения

На итоговую сумму в строке «Начислено» по виду платежа «Отопление» влияет не только количество квадратных метров помещения. При расчетах учитываются также теплопотери при транспортировке ресурса, соответственно на платежи влияет состояние, степень изношенности, труб и оборудования. Именно необходимость проведения капитального ремонта и модернизации централизованной системы теплоснабжения вынуждает региональные власти повышать тарифы.

По прогнозам Минэкономразвития темп роста цен на тепловую энергию в период с 2018 по 2021 будет незначительным, повышение тарифа не будет превышать 4% в год. Изменение тарифа обычно происходит с середины года, так, с середины лета в 2019 году плата за единицу энергии в Москве выросла с 2199,24 до 2279,95 руб., т.е. прирост составил всего 3,67%. Аналогичного повышения стоит ожидать и в середине 2021 года.

Стоит также отметить, что в столице и регионах все чаще в новых многоэтажках, современных жилых комплексах и элитных клубных домах создается автономная система теплоснабжения с собственными котельными, рассчитанными на обогрев одного или нескольких домов.

Новое оборудование и возможность персонального регулирования подачи тепла в зависимости от температуры не только позволяют создать комфортные условия для жильцов, но и способствуют экономии ресурсов и соответственно средств на оплату коммуналки.

Соответствующий закон (ФЗ-279), направленный на рост частных инвестиций в развитие и модернизацию системы теплоснабжения, был принят в середине 2017 года. Помимо основного поставщика тепловой энергии, удерживающего практически весь рынок в своих руках, появились и другие компании, вводящие в эксплуатацию и обслуживающие локальные котельные.

Для населения

Для жильцов многоквартирных домов при расчете платежа учитывается площадь не только собственного жилого помещения, но и общих пространств, межквартирных лестничных площадок, самих лестниц и подвалов, которые также обогреваются в период отопительного сезона.

Для расчета начисления используются следующие данные:

  • норматив потребления гигакалорий;
  • общая площадь (площадь квартиры+площадь общих помещений, поделенная на количество квартир в доме);
  • продолжительность отопительного сезона (например, 7/12);
  • тариф тепловой компании.

Официальную информацию относительно норматива можно найти в Постановлении правительства Москвы («О нормативах потребления тепловой энергии…»). Нормой расхода в месяц считается 0,016 Гкал/кв.м.

Для большинства московских квартир учитывается тариф для домов, подсоединенных к тепловой сети не напрямую, а через тепловые пункты. В начала 2019 года размер тарифа составлял 2199,24 руб., после повышения тарифа, плата за единицу тепла составляла уже 2279,95 руб.

Тариф для пользователей, подсоединенных к тепловой сети непосредственно без промежуточных преобразовывающих энергию пунктов, ниже и составляет 1806,89 руб., если поставщиком ресурсов является компания «МОЭК» и 1773,19 руб., если поставщик – «Мосэнерго».

Аналогичное повышение тарифа на тепловую энергию произошло и в других регионах. В Санкт-Петербурге стоимость одной единицы увеличилась с 1678,72 до 1745 руб. В Самарской области отопление в середине года подорожало с 1552,88 до 1605,98 руб. за гигакалорию.

В Тюмени с середины года был выбран единый поставщик услуг по отоплению многоквартирных домов для населения («УТСК»), а тариф составил 1 610,68 руб. В Ярославле рост цен за коммунальные услуги также не превысил 4%, тариф увеличился с 1551 руб. до 1615 руб. В Краснодарском крае тариф увеличился с 1993,61 руб./Гкал до 2038,12 руб./Гкал.

Читайте также:  Экран для стен отопления

Продолжительность отопительного сезона в различных регионах неодинакова. В центральном регионе отопление включают в октябре, а отключают в апреле, таким образом, 7 месяцев из 12 жилые помещения отапливаются. При этом оплата за отопление в столичном регионе производится ежемесячно равными долями.

Получая квитанции на оплату в летние месяцы, новоиспеченные москвичи нередко удивляются, почему в списке видов платежей фигурирует отопление. Делается это для того, чтобы равномерно распределить финансовую нагрузку по оплате коммунальных услуг.

Платеж в данном случае рассчитывается по формуле:

Норматив потребления * общая площадь * 7/12 * тариф

В каждом отдельном субъекте РФ принцип начислений определяется региональными властями. В большинстве регионов за отопление платят только зимой, в месяцы фактического предоставления услуги.

В этом случае платеж рассчитывается по формуле:

Норматив потребления * общая площадь * тариф

Разница сумм коммунальных платежей в летние и зимние месяцы получается существенной.

Рассмотрим пример расчета начисления в Москве (общая площадь 60 кв.м.) по формуле:

0,016*60*7/12*2279,95 = 1276,77 руб.

В среднем москвичи, проживающие в стандартной двушке панельного дома, на сегодняшний день платят порядка 1300 руб. С середины 2021 года ожидается повышение тарифа, которое не должно превысить 4%, соответственно платеж увеличится примерно на 50 руб. и составит порядка 1350 руб.

Для юридических лиц

Расчет платежей за отопление офисного пространства или других помещений, находящихся на балансе юридических лиц, производится либо на основании установленных счетчиков, либо на основании формулы, определяющей нагрузку с учетом амплитуды колебания температур:

Q = объем помещения × 1,08 × 0,5 × (18°-(-26°)) / 1000000 Гкал/ч

Потребление тепловой энергии в течение отопительного сезона при среднем показателем температуры (-1,9°С):

W = Q × 24 часа × 220 дней × (18°-(-1,9°)) / (18°-(-26°))

Температурный режим в офисе, гаражах, ангарах, складах и производственных цехах определяется нормами СанПиН.

В Москве действуют следующие тарифы для юридических лиц:

  • подсоединенных к тепловой сети непосредственно без промежуточных преобразовывающих энергию пунктов — 1 531,26 без учета НДС
  • подсоединенных к сети не напрямую, а через тепловые пункты (через эксплуатируемые теплосетевой организацией пункты) — 1 932,16 без учета НДС

Для нежилых помещений

Тарифы, которые приняты компанией, поставляющей тепловую энергию, применяются при расчетах за ресурсы для нужд населения управляющей компанией, независимо от того, является ли компания ИП или представляет собой другую организационно-правовую форму. При этом тарифы для жилых и нежилых помещений одинаковы.

Расчет производится на основании норматива, если в доме не установлены общедомовые и квартирные счетчики, или на основании фактического потребления, если счетчики в доме есть.

От чего зависят тарифы на отопление?

Справедливый интерес граждан к образованию тарифов на отопление вызван суммой к оплате, превышающей все остальные вместе взятые статьи расходов на жильё. При детальном рассмотрении квитанции важно не путать стоимость отопления 1 квадратного метра площади в руб. за Гкал, указанного в квитанции, и величину самого тарифа.

Составляющие тарифа

Основной нормативный документ, регулирующий жилищные вопросы, Жилищный кодекс , установил основным звеном в управлении коммунальным хозяйством собственника жилья. Формально именно так и происходит, но только по жилищным услугам. Регулирование же коммунальных услуг постановлением Правительства России № 307 от 23 мая 2006 года поручено государственным региональным органам управления. Они уполномочены определёнными методами рассчитать объёмы потребления, которые повлияют на определение тарифа. Потребление теплоснабжения рассчитывают по нормативам, утверждённым Правительством, или по счётчикам, установленным не только непосредственно в теплоузлах, но и домовых, а в последнее время и квартирных.

Тариф на тепловую энергию – это стоимость единицы тепла, измеряемой в Гкал. А общая оплата за отопление жилого фонда состоит из услуги, измеряемой в квадратных метрах, умноженной на установленный тариф. Определяющим фактором количества гигакалорий, потреблённых всем многоквартирным домом, является температура воздуха на улице. Поэтому тарифы на отопление и регулируются региональными властями с учётом особенностей погодных условий.

Читайте также:  Печь внутри дома для отопления

Но и состояние коммуникаций играет огромную роль в потреблении тепловой энергии. Нормативы потребления тепла могут различаться в пределах одной улицы, когда участками трубопроводной системы владеют разные компании. Львиная доля в ценах приходится на большой уровень теплопотерь из-за неудовлетворительного состояния коммуникаций. Таким образом, тарифы на тепло обеспечивают ремонтные, профилактические работы по состоянию всей системы отопления. Это влечёт за собой затраты на оборудование, заработную плату.

Тарифы по типам

Виды тарифов на теплоснабжение отражены в статье 8 Закона «О теплоснабжении» :

  • минимум и максимум уровня цены в руб. за Гкал;
  • минимум и максимум мощности поставляемого тепла;
  • на выработку комбинированной энергии;
  • для поставки конечным потребителям;
  • для посредников теплоснабжающих компаний;
  • на оказанные услуги по доставке тепла;
  • услуги по сохранению незадействованной тепловой мощности;
  • подсоединение к системе снабжения тепловой энергией.

Все остальные услуги в данной сфере регулируются лишь соглашениями сторон. Срок действия уже установленных цен не может быть менее 1 финансового года.

Важным документом в области прозрачности информации по формированию цен стало Постановление Правительства №1140 от 30.12.09 , где описаны стандарты раскрытия информации и недопущение никаких коммерческих тайн в области предоставления услуг по подаче тепловой энергии. Постановление требует полного раскрытия информации, ставшей основой установления тарифа. Другими словами, любой жилец, получивший квитанцию на оплату теплоэнергии, вправе задать интересующий вопрос и получить письменный ответ.

Новый закон «О теплоснабжении»

В июле 2017 года Федеральный Закон «О теплоснабжении» претерпел значительные изменения. Теперь муниципалитетам даётся право реформирования локальных рынков тепла, где главенствует какая-нибудь одна крупная компания. В этом случае можно использовать принцип альтернативной котельной. Т.е. если постройка отдельной котельной выходит дешевле, чем использование централизованной системы, значит цена за 1 Гкал тепла в данной явно завышена теплоснабжающими компаниями.

При реформе возможно установление потолка тарифа на основании цены, полученной в альтернативной котельной. Здесь у муниципальных властей появляется право снизить пределы цены. Но, принимая во внимание, что в ответе за поставку тепла будут единые теплоснабжающие организации (ЕТО), то работы прибавится антимонопольным службам. ЕТО должны обеспечить модернизацию, улучшить качество услуг, нести ответственность за перебои в подаче.

Особенно актуален переход на новое ценообразование муниципалитетам, где инфраструктура изношена больше. При привлечении дополнительных денежных вливаний, дополнится и прибыль ЕТО за счёт увеличения эффективности.

По большому счёту, для большей прозрачности и объективности в стоимости отопления было бы установление единой цены на теплоснабжение для жителей одного региона. Уже во многих домах установлены счётчики тепла. Посчитать стоимость в руб. за Гкал и разделить между собственниками можно и без привлечённых организаций. А если при определении цены на теплоэнергию учесть и экономическое положение региона и покупать энергию у государственных поставщиков, то логично, что стоимость 1 Гкал неизменно покатится вниз. Но для этого нужен новый прогрессивный и справедливый закон.

Как в 2019 году изменилась система расчётов платы за отопление МКД

Конституционный суд РФ в конце 2018 года встал на сторону жителей квартир с автономным отоплением, разрешая их спор с исполнителями услуг по теплоснабжению. Во исполнение требований КС РФ вышло постановление Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708. Об изменениях в расчётах за тепловую энергию рассказала Елена Шерешовец.

КС РФ потребовал внести изменения в систему расчётов

Ранее мы рассказывали о судебном процессе, который привёл к тому, что Конституционный суд РФ призналне соответствующими Конституции РФ абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354.

Правительство РФ, исполняя требования КС РФ о внесении изменений в методику расчётов платы за отопление, выпустило постановление Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708.

Наш постоянный эксперт, практикующий юрист Елена Шерешовец в новом выпуске онлайн-журнала «ЖУХ: Мечты сбываются» рассказала о новых правилах расчёта платы за теплоснабжение в квартирах, где в установленном порядке размещена индивидуальная система отопления.

Недействующим признан абзац 2 п. 40 Правил № 354

Споры между собственниками, демонтировавшими трубы центрального отопления в квартирах и установившими автономные системы обогрева, и исполнителями КУ по теплоснабжению до постановления КС РФ решались в пользу поставщиков услуг.

Читайте также:  Система отопления эко ондоль

Однако КС РФ высказал прямо противоположное мнение. Постановление КС РФ вступило в силу с момента его вынесения и не может быть обжаловано. А признанный не соответствующим Конституции РФ абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354 не требуется отменять дополнительно, поскольку он автоматически стал недействующим с этого момента.

Как отметила Елена Шерешовец, вся сложившаяся ранее судебная практика уже не действует, так как КС РФ, изменив положения законодательства, изменил правила игры. Поговорим о двух главных постулатах постановления № 46-П.

Потребление тепловой энергии разделено на индивидуальное и общедомовое

Первый постулат постановления № 46-П, на который следует обратить внимание, закрепляет порядок расчёта платы за коммунальную услугу по теплоснабжению. Поскольку многоквартирный дом представляет собой объёмную строительную систему, включающую в себя и помещения, и общее имущество, его эксплуатация предполагает не только расходы на отопление внутри отдельной квартиры, но и расходы на общедомовые нужды.

С этим согласился и КС РФ, отметив в п. 1.1 № 46-П, что отключение отдельных помещений дома от системы централизованного отопления не прекращает потребление собственником такого помещения тепловой энергии на общедомовые нужды.

Абзац 2 п. 40 ПП РФ № 354 обязывал потребителей оплачивать услугу по отоплению совокупно, без разделения на потребление внутри помещения и на потребление в целях содержания общего имущества. КС РФ признал его недействительным (абз. 3 п. 5 № 46-П).

Теперь потребитель, отключивший централизованное отопление в квартире, может не платить за него внутри помещения, но должен платить за отопление, потраченное на содержание общего имущества собственников.

Формулами расчёта предусмотрено нулевое потребление тепловой энергии

С 1 января 2019 года начали действовать изменения в ПП РФ № 354, внесённые ПП РФ № 1708. В правилах расчёта платы за отопление появился вариант, когда объём потребленной в помещении тепловой энергии равен нулю.

Объём индивидуального потребления – Vi – равен нулю в случае, когда в этом помещении вообще нет приборов отопления или когда используются индивидуальные квартирные источники тепловой энергии.

Но размер платы за отопление складывается не только из индивидуального потребления внутри помещения собственника. Например, формула для многоквартирного дома, который не оборудован общедомовым прибором учёта и в котором оплата осуществляется в течение отопительного периода:

Оплата складывается из двух частей:

1. За объём, потреблённый внутри помещения.

2. За объём, потраченный на общедомовые нужды.

Все остальные формулы – для расчёта платы в доме с ОДПУ или внесение платы в течение всего года равными долями – следуют той же логике. Следовательно, собственник, даже отказавшись от централизованного отопления внутри своей квартиры, должен платить за тепловую энергию, поставленную на содержание общего имущества МКД.

Изменение системы отопления должно производиться в установленном законом порядке

Второй постулат № 46-П относится к самому процессу переустройства системы внутриквартирного отопления. Конституционный суд РФ считает необходимым исходить из того, что переход на индивидуальные источники отопления требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы.

Эти требования изложены в гл. 4 ЖК РФ, Федеральном законе от 27.07.2010 №190-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 05.07.2018 № 787. Указанные НПА предусматривают разработку технической документации на переустройство и согласование его с органом местного самоуправления. Поэтому при переходе на индивидуальную систему теплоснабжения собственник помещения должен соблюдать требования законодательства.

Запомнить

Управляющие организации, которые являются исполнителями коммунальной услуги по теплоснабжению, должны учесть, что:

Расчёт платы за отопление в многоквартирном доме с 1 января 2019 года должен вестись в соответствии с требованиями ПП РФ № 1708.

Все судебные решения по вопросам оплаты отопления, которые не совпадают с выводами № 46-П, при волеизъявлении заинтересованных лиц будут пересмотрены.

Если собственник произвёл переустройство квартиры, смонтировав автономное отопление с получением всех разрешительных документов, то ему начисляется плата только за тепловую энергию, поставленную в дом на содержание общего имущества.

Оцените статью