Тарифы отопления как утверждаются

Статья 11. Способы установления тарифов в сфере теплоснабжения

ГАРАНТ:

Статья 11 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2011 г.

Статья 11. Способы установления тарифов в сфере теплоснабжения

1. Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифа.

2. Тарифы на теплоноситель устанавливаются органом регулирования в виде одноставочного тарифа.

Информация об изменениях:

Статья 11 дополнена частью 2.1 с 31 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ

2.1. В ценовых зонах теплоснабжения тарифы на производимую тепловую энергию (мощность), в том числе в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, формируемые с учетом долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера), включенных в концессионное соглашение или договор аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются органом регулирования в виде двухставочного тарифа.

3. Тарифы на тепловую энергию (мощность), тариф на теплоноситель, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

4. Установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, за исключением потребителей, которые заключили:

1) в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон в отношении объема таких поставок;

2) долгосрочные договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя с применением долгосрочных тарифов в отношении объема таких поставок.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

Как формируются тарифы на отопление в 2021 году?

Тарифы на тепловую энергию постоянно растут. Проживая в многоквартирном доме с центральным отоплением, платить приходится не зависимо от своих потребностей. Ошеломляющей новинкой в 2021 году стало начисление платы за отопление в летний период. Чтобы понять суть формирования тарифов на отопление в 2021 году, следует ознакомиться с нормативными документами. Зная некоторые отправные моменты, можно сделать правильные выводы и позаботиться об экономии тепла

Нормативные документы

В 2010 году был принят закон, который регулирует все вопросы тепла. Он так и называется «О теплоснабжении» (27.07.2010). Основными пунктами этого документа являются:

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-53-75 Москва; +7 (812) 425-62-06 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-31-96 Бесплатный звонок для всей России.

Рядовых потребителей касаются только первые шесть пунктов. Структурой, контролирующей подачу тепла, является Федеральный государственный энергетический надзор. Антимонопольный контроль возлагается на Антимонопольный комитет. Первая инстанция, в которой рядовой потребитель может решить интересующие его вопросы, связанные с теплом – местные власти административных единиц.

В статье 7 вышеуказанного документа говорится об основных подходах к установлению цен и тарифов на отопление в 2021 году. Основные направления – доступность для граждан государства, обоснованность с экономической точки зрения, стабильность. Особенно важен в этой статье п.6. В нём говорится о доступности для населения информации, связанной с ценообразованием на тепло.

На многие вопросы, связанные с формированием тарифов на отопление в 2021 году, отвечает статья 8. В ней рассматриваются виды оплаты, которые применяются к рядовым потребителям. Среди них:

  • тарифы на вещества, применяемые для передачи тепла;
  • плата за подогрев воды;
  • услуги за транспортировку тепла;
  • поддержание тепловой мощности в рабочем состоянии в нерабочий период.

В основу регулирования тарифов теплоснабжения положены экономическое обоснование затрат, индексация, обеспечение доходности.

Вторым документом, касающимся тепла, является Федеральный закон от 23.11.2009 №261-Ф3 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В этом законе потребителей в основном касаются две главы:

  1. В главе 2 описываются полномочия государственной власти и местного самоуправления в области теплоснабжения.
  2. В главе 3 описывается регламент, эффективность и учёт тепловой энергии.

Нововведения

19 июля 2017 года к закону «О теплоснабжении» был принят ряд поправок. Основной целью этих изменений является переход от государственного управления к договорным ценам. Что же конкретно изменилось в законодательстве?

Статья Старый вариант Новый вариант
Ст.2 п10

Программа инвестиционных проектов организаций, занимающихся подачей тепла, предполагает подключение потребителей к системе теплоснабжения.

Программа инвестиционных проектов организаций, занимающихся подачей тепла, предполагает подключение потребителей к системе теплоснабжения.

В ценовых зонах эта программа не разрабатывается.

Ст. 2п18а

Допустимо назначение цены по соглашению сторон.

Цена устанавливается строго в результате соглашения сторон, но не может превышать максимально допустимый уровень

Ст. 2п18б

Процесс передачи тепловой энергии регулируется государством

Процесс передачи тепловой энергии регулируется государством, но в некоторых случаях допустима цена по соглашению сторон

Управляющие организации, получающие тепло для коммунальных услуг, обязаны своевременно вносить плату, иначе им начисляются пени. Управляющие организации, получающие тепло по договору теплоснабжения, обязаны своевременно вносить плату, иначе им начисляются пени.

Кто составляет тарифы на отопление в 2021 году?

В статье 11 закона «О теплоснабжении» говорится, что цены на тепло и его передачу могут быть установлены органом регулирования (п.1) При этом применяются одноставочный и двухставочный тарифы. Цены могут изменяться. Они зависят от вида источника тепла и расстояния, на которое передаётся тепловая энергия. На изменение цены оказывают влияние и другие параметры, которые описаны в документе, называемом «Основы ценообразования в сфере теплоснабжения».

В статье 15 данного закона говорится, что потребители тепла приобретают его у теплоснабжающей организации на основании двустороннего соглашения. Согласно статье 2 цена за потребляемое тепло устанавливается соглашением сторон, но она не должна превышать предельно допустимой. Другими словами, государство устанавливает только минимальный и максимальный ценовые пределы (стать 8 п.1). В остальном стоимость поставляемых услуг зависит от поставщика. Поставщик тепловой энергии включает в её стоимость все затраты плюс предполагаемую прибыль. Об этом упоминается в статье 7.

Почему летом происходит оплата за отопление?

Согласно закону «О защите прав потребителя» люди обязаны оплачивать только фактически оказанную услугу. Почему же теплоснабжающие организации в 2021 году взимают плату за отопление в летнее время, ведь батареи холодные? На этот вопрос в полной мере отвечает 1.7 пункт 8 статьи: с потребителей взимается плата за обслуживание источника тепла в отсутствии потребления. То есть, потребители обязаны оплачивать профилактические, ремонтные и другие работы, направленные на подготовку тепловой мощности к работе в холодное время года.

Можно ли сэкономить на отоплении?

С наступлением отопительного сезона потери домашнего бюджета резко увеличиваются. Ни для кого не секрет, что львиная доля расходов по жилищно-коммунальным платежам приходится как раз на отопление. Добросовестные граждане задаются вопросом: а можно ли как-то сэкономить?

Говорить об экономии на отопление в 2021 году можно только, изучив виды топлива и нагревательные приборы.

Автономное отопление

Самая оптимальная экономия достигается при наличии автономного отопления в квартире. Здесь каждый хозяин сам регулирует подачу тепла и платит за него по счётчику. А если человек живёт в многоэтажном доме с центральным отоплением? Выход один – искать возможность получить разрешение на отключение от общей системы. Вариант решения проблемы сложный, но возможный.

Имея автономное отопление в 2021 году, следует позаботиться об экономии тепла всеми доступными способами:

  1. Сокращение тепловых потерь. В этом поможет утепление стен в квартире. Единожды проведённый качественный ремонт надолго обеспечит экономию тепловой энергии.
  2. Выбор источника тепла. К источникам тепла относятся газовые и электрические котлы, тёплые полы, конвекторы, электронагреватели. Каждый вид оборудования имеет свои плюсы и минусы. Выбор зависит от многих факторов.
  3. Установка терморегуляторов. Это помогает обеспечить оптимальный режим тепла.
  4. Разводка трубопровода. Правильно выбранное количество радиаторов и способ их монтажа существенно снижают потери тепла.

Системный и грамотный подход поможет добиться отличных результатов.

Центральное отопление

В многоэтажных домах с центральным отоплением в 2021 году личная экономия не пройдёт. Тепло подаётся в квартиру независимо от желания владельцев. Выход один – установка теплосчётчика. Счётчики бывают как общедомовые, так и индивидуальные. При установке индивидуального квартирного счётчика оплата будет производиться за теплоснабжение отдельно взятой квартиры. К этой плате добавятся транспортные расходы и обогрев помещений общего пользования: подъезда и лестничных клеток.

При установке общедомового счётчика оплата тарифов отопления в 2021 году производится по показаниям прибора в процентном отношении к площади квартиры. И первый, и второй варианты имеют свои прелести и недостатки.

Установив квартирный счётчик, придётся позаботиться об утеплении квартиры, в противном случае это может обернуться увеличением платы. Зато, если на улице не холодно, то можно перекрыть кран, уменьшив подачу тепла. Наличие личного счётчика позволит не обогревать пустую квартиру. Это поможет снизить расходы до 6%.

Установив общедомовой прибор учёта тепла стоит позаботиться о точности снимаемых показаний. Согласно статье 6 закона «О теплоснабжении» жильцы имеют полное право на информацию, которым и должны воспользоваться в своих целях. Для этого достаточно выбранному лицу контролировать снятие показаний прибора учёта представителями управляющей компании. Альтернативное ведение учётных записей поможет избежать недоразумений и снизить расходы.

Нюансы

Потребителям тепла следует обратить внимание на то, что горячие батареи в 2021 году больше не являются монополией государства. Поставщики тепловой энергии — коммерческие организации, целью деятельности которых является получение прибыли. Горячую воду в краны и батареи они подают на договорной основе. Единственным критерием, тормозящим их аппетиты, является предел, установленный государством. Исходя из своих коммерческих интересов, поставщики тепла в полной мере взимают в летнее время плату за ремонт и обслуживание теплоносителей. Это суровая реальность, подтверждённая законодательно.

Кто формирует тарифы на услуги ЖКХ

Ценообразование услуг ЖКХ занимает особое место в обеспечении достойных условий жизни населения. Совершенствуя механизмы в данной сфере, правительство ввело тарифное регулирование теплообеспечения, водоснабжения, газораспределения, канализации, транспортировки электроэнергии и утилизации мусора. Большинству плательщиков интересно знать, кто устанавливает тарифы на коммунальные услуги, насколько они обоснованы и можно ли повлиять на их формирование.

Составляющие оплаты за коммунальные услуги

В России установлен принцип полного возмещения издержек на содержание жилого фонда собственниками и нанимателями квартир. Структура платежей за услуги ЖКХ определена ст. 154 Жилищного кодекса РФ . В соответствии с данной нормой, оплата начисляется следующим образом:

  • для квартиросъемщиков государственного и муниципального жилья – за пользование жилым помещением, его содержание и коммунальные услуги;
  • для квартиросъемщиков жилья социального использования – за наем и коммуналку;
  • для собственников жилья в многоквартирном доме – за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт и за коммунальные услуги.

Существуют разные виды тарифов в ЖКХ:

  • рассчитываемый с учетом объема потребленных ресурсов (газ, вода, электричество) по показаниям счетчика;
  • на каждого проживающего в помещении человека;
  • установленный норматив на 1 м2 жилой площади.

В отдельную категорию выделяются тарифы ЖКХ для нежилых помещений в жилом доме.

Согласно ст. 39 Жилищного кодекса РФ, собственники квартир в многоквартирном доме (МКД) оплачивают несут содержание общего имущества: обеспечение рабочего состояния внутридомовых инженерных систем, приборов учета. В оплату также включаются затраты:

  • на обслуживание технических помещений дома: подвала, чердака, подъездов, крыши;
  • на потребляемую при содержании дома холодную и горячую воду, тепло- и электроэнергию.

Для контроля начислений потребитель должен знать, какие услуги отнесены к коммунальным. Как следует из п. 4 ст. 154 ЖК РФ, в их число входит:

  • поставка электроэнергии, бесперебойный доступ к ней и защита от неисправностей;
  • газоснабжение (централизованное либо в баллонах);
  • твердое топливо (уголь, дрова) при печном отоплении;

Законы о тарификации услуг ЖКХ

В каждом регионе России свои климатические условия, степень развитости инфраструктуры, численность населения, поэтому тарифы на коммунальные услуги отличаются в зависимости от субъекта. Регулирование цен осуществляется на базе ряда нормативно-правовых актов:

Тарифы на коммунальные услуги и отраслевые законы Постановления Правительства РФ и регулирование тарифов на жилищные услуги НПА, регламентирующие ответственность
Закон РФ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 Закон РФ от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»
Закон РФ от 26.03.2002 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 Закон РФ от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
Закон РФ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 Кодекс об административных правонарушениях РФ (ст.ст. 14.31, 14.32)
Закон РФ от 31.05.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» Постановление Правительства РФ от 14.11.2014 № 1190
Закон РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 731
Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» Распоряжение Правительства РФ от 26.10.2017 № 2353-р
Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290
Приказ Министерства строительства и ЖКХ РФ от 28.11.2017 № 159/пр

Потребитель получает услуги ЖКХ на основании возмездного договора, обязательным условием которого является указание размера оплаты в пределах социальной нормы или сверх нее, согласно ФЗ о коэффициентах на тарифы ЖКХ и ст. 156, 157 ЖК РФ.

Квартплата рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченными органами власти субъектов РФ, а плата за жилое помещение определяется в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в МКД. Там же указано, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями, в числе которых входит утверждение тарифов.

Общий комплекс мер осуществляет Управление регулирования в сфере ЖКХ Федеральной антимонопольной службы РФ.

Право на предоставление коммунальных услуг

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.11 № 354, право на поставку коммунальных услуг с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания жильцов МКД имеет индивидуальный предприниматель или организация вне зависимости от формы собственности:

Тарифы УК, ТСЖ или РСО регулируют федеральные или региональные власти. Каждая цифра в этом случае экономически обоснована, рассчитана с учетом затрат организации, региональных особенностей, технологического уровня производства и других параметров.

И все же у многих потребителей возникает вопрос, могут ли управляющие компании повышать тарифы. Ответ находим в ст. 156 ЖК РФ, которая гласит, что стоимость содержания жилья в МКД, где не созданы ТСЖ или ЖК, определяется на общем собрании собственников. Изменения в расчетах без предварительного утверждения владельцами квартир являются безосновательными.

Обратиться в управляющую компанию имеет право каждый собственник или наниматель жилья, где узнать составляющие тарифа и суммы затрат на содержание дома можно в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.09.10 № 731.

Рекомендуем внимательно ознакомиться с договором, заключенным с УК. Возможно, в нем содержится пункт о повышении тарифов в одностороннем порядке в случае увеличения себестоимости услуг по содержанию дома. Хотя данное положение является спорным, многие компании этим пользуются.

Информация о том, куда обратиться, чтобы узнать тарифы на коммунальные услуги, опубликована на официальном сайте Федеральной Антимонопольной службы. Там же находится калькулятор ЖКХ , с помощью которого легко произвести примерный расчет стоимости услуг на основании своего местоположения.

Форма организации управления домом в виде ТСЖ или ЖК популярна благодаря тому, что жильцы через своих представителей принимают участие в решении вопросов, связанных с содержанием дома и придомовой территории, в том числе в расчете стоимости. Каждый владелец квартиры может контролировать расходование средств и инициировать более экономное использование предоставляемых услуг или применение ТСЖ пониженных тарифов в 2021 году за счет:

  • использования энергосберегающих технологий;
  • установки счетчиков;
  • других законных способов.

В этом случае ресурсы приобретаются по договору между ресурсоснабжающими организациями и ТСЖ. Являясь исполнителем, товарищество обязано помнить, что предоставление коммунальных ресурсов жильцам должно осуществляться по установленным тарифам.

Подробнее о порядке регистрации ТСЖ, заключении договоров с РСО и потребителями, а также расчетах за услуги читайте в статье «Товарищество собственников жилья».

Право на поставку коммунальных услуг имеют управляющие компании, у которых есть лицензия, штат специалистов и специальная техника. На основании ст. 162 Жилищного кодекса РФ, с УК заключается договор об управлении МКД, согласно которому она приобретает у ресурсоснабжающих организаций коммунальные услуги по установленным в регионе тарифам и выполняет эксплуатационно-ремонтные работы по содержанию дома.

Обязательным условием, которое нужно указать в соглашении, является порядок изменения тарифа управляющей компанией, ведь эти полномочия УК получает только с согласия собственников и нанимателей квартир.

После заключения договора жильцы перечисляют деньги за коммуналку на счета УК, которая в свою очередь обязуется своевременно передавать средства РСО.

Применение корректирующего коэффициента

Порядок расчета и платы за содержание дома и придомовой территории определяется на общем собрании собственников. Он должен отвечать требованиям, перечисленным в Приказе Министерства строительства и ЖКХ РФ от 28.11.17 № 159/пр.

Этот документ указывает, как корректирующие коэффициенты на коммунальные услуги применяются при благоустройстве и содержании домов. В базовый норматив затрат включают расходы на:

  • обслуживание общедовомого имущества;
  • содержание объектов недвижимости;
  • содержание особо ценного движимого имущества и его полное восстановление в случае надобности;
  • общехозяйственные нужды УК;
  • зарплату сотрудников, где применимы тарифные коэффициенты разрядов оплаты труда ЖКХ.

Корректирующие коэффициенты к базовому нормативу затрат состоят из территориального и отраслевого показателя, утверждаемого по каждой услуге отдельно. Учитывая перечисленные статьи расходов, жильцы могут самостоятельно рассчитать стоимость услуг для своего дома.

Договора с РСО

В последние годы жители многоэтажек стремятся заключать договора напрямую с РСО относительно поставок электроэнергии, воды, газо- и теплоснабжения, вывоза мусора. Такие организации могут принимать платежи от жильцов на услуги в случаях, когда в доме не избран способ управления или закончился срок договора с УК или ТСЖ.

Решение об оплате коммунальных услуг в кассу РСО принимается на собрании жильцов, если большинство собственников проголосовало «за». Документы об этом передаются в ресурсоснабжающую организацию.

Стоит отметить, что прямые расчеты с поставщиками ресурсов никак не влияют на тарифы.

Как формируются тарифы на ЖКХ

К составляющим тарифам на услуги ЖКХ можно отнести затраты на амортизацию оборотных средств, трудовые ресурсы, электроэнергию, материалы и специальный инвентарь. Доходная часть любого тарифа не превышает 5 %.

Основанием для установления стоимости коммунальных услуг является экспертиза экономического обоснования тарифа:

  • на производство и передачу тепловой и электрической энергии;
  • для услуг водоснабжения и водоотведения;
  • на вывоз твердых бытовых отходов.

Экспертиза позволяет получить достоверную информацию о затратах, размере прибыли, ее расходовании и включает всесторонний анализ соответствия стоимости ресурсов.

Расчет размера тарифов ЖКХ в 2021 году, основанный на экспертном заключении, гарантирует соблюдение баланса между интересами населения и РСО с учетом отраслевой специфики и климатических условий конкретного региона.

Помимо фиксированных тарифов к стоимости потребленных услуг в некоторых случаях применяется повышенный коэффициент. Это касается водоотведения, теплоснабжения и энергообеспечения. В ст. 157 ЖК РФ указано, что коэффициент повышается, если квартиры должны быть оснащены приборами учета, но жильцы не выполнили этого требования.

Отмена повышающего коэффициента на коммунальные услуги возможна, если условия не пригодны для эксплуатации счетчика: трубы или проводка неисправны, жилье считается аварийным и так далее.

Противоположностью к повышенным коэффициентам является возможность компенсации расходов по коммунальным и жилищным платежам, предусмотренные ст. 160 ЖК РФ для некоторых категорий населения:

  • многодетных семей;
  • матерей-одиночек;
  • инвалидов;
  • ветеранов;
  • граждан, имеющих право на социальную помощь.

Таким образом, формирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги базируется на:

  • компенсации экономически обоснованных расходов РСО;
  • доступности услуг для потребителей и защите их прав;
  • соблюдении условия, согласно которому сведения о ценах, тарифах и их утверждении должны быть открытыми.

Иногда на формирование расценок, например, на отопление, влияет фактор сезонности. Могут устанавливаться определенные нормы потребления, при превышении которых применяется более высокая стоимость. Поставщики электроэнергии практикуют дифференцированные тарифы, рассчитываемые в зависимости от времени суток.

ЖК РФ указывает, что вносимая гражданами плата за коммунальные услуги не должна превышать максимальные индексы. Эти показатели устанавливаются на год, зависят от изменения размера затрат в среднем по субъектам РФ, и зафиксированы в Распоряжении Правительства РФ от 30.10.20 № 2827-р .

Стоимость предоставления коммунальных услуг в одном регионе не может отличаться при любом способе управления: ТСЖ, УК или прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями.

Это не касается услуг по содержанию и обслуживанию дома. То, насколько тарифы ТСЖ больше обычных, может зависеть от благоустройства здания: наличия лифта, мусоропровода, домофона и кодовых замков.

Кто устанавливает тарифы ЖКХ

Ст. 156 ЖК РФ предусматривает наложение на управляющие компании или ТСЖ штрафов за нарушение порядка расчета платы за содержание жилого помещения. Из-за необоснованного увеличения размера счетов они обязаны выплатить штраф жильцам в размере 50% от суммы превышения.

Поскольку за тарификацией коммунальных услуг следит антимонопольное законодательство, ответственность за нарушения предусматривает ст. 37 Закона РФ «О защите конкуренции» и раздел 4 Закона РФ «О естественных монополиях». Эти же законы устанавливают, кто контролирует их соблюдение в части тарифного регулирования – Федеральная антимонопольная служба РФ или ее территориальные органы.

К ответственности привлекают должностные лица, назначенные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.02.11 № 97 «Об утверждении типового положения об органе исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов» . Этот документ возлагает все полномочия по ценообразованию и создание экспертных/рабочих групп на региональную энергетическую комиссию.

К санкциям за нарушение антимонопольного законодательства против тех, кто утверждает тарифы на коммунальные услуги и содержание домов, относится:

  • предупреждение;
  • предостережение;
  • предписание на устранение выявленных нарушений;
  • признание сделок недействительными;
  • административная ответственность (ст. ст.14.31, 14.32 КоАП РФ).

Привлечение к ответственности не освобождает от обязанности исполнять предписания и решения антимонопольных органов.

Коммунальные и жилищные тарифы на 2021 год

Согласно законодательству, ст.157-1 ЖК РФ не допускает превышение предельных индексов. Ежегодная индексация тарифов, как правило, выполняется с 1 июля и определяется на основании изменения размера вносимой гражданами платы в среднем по субъектам РФ. В текущем году они будут увеличены от 3,2 до 6,5 %, в зависимости от региона.

Нормы тарифов ЖКХ на 2021 год регламентирует уже упоминаемое Распоряжение Правительства РФ № 2827-р от 30.10.20. Оно устанавливает средний индекс по каждому субъекту России на первое и второе полугодие.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.13 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», к обязательным работам относится лишь проверка состояния дома и исправление недостатков, без указания периодичности.

Невнимательность собственников, уникальность каждого дома и недостатки договоров управления позволяют недобросовестным компаниям завышать стоимость работ и услуг. Поэтому вопрос, как рассчитать тарифы управляющих компаний в 2021 году, очень интересует жильцов.

Чтобы исключить вероятность завышения платежей за услуги, основное внимание нужно уделить договору с УК, указав все согласованные тарифы и невозможность их изменения без согласия собственников на протяжении срока действия договора. Особое значение имеет отчетность компании перед жильцами и совместное утверждение дополнительных работ.

Рост цен на услуги ЖКХ в 2021 году

Повышение оплаты за коммунальные услуги в летние месяцы обусловлено снижением инфляции за счет недорогих овощей, фруктов и сельхозпродукции и более плавным ростом цен. Это удобно и для поставщиков ресурсов, и для потребителей.

В каждом регионе расчет суммы отличается, а ответ на вопрос, на сколько могут поднимать тарифы ЖКХ, зависит от инфляции и учета границ, установленных на федеральном уровне.

Размер оплаты за содержание дома и придомовой территории, в соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, устанавливается решением, принятым на общем собрании жильцов. В этом случае уровень повышения тарифа зависит от роста цен на:

  • ремонт общего имущества многоквартирного дома;
  • уборку и санитарно-гигиеническую очистку прилегающей территории;
  • содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей;
  • очистку мусоропровода и содержание домофонов;
  • эксплуатацию общедомовых приборов учета.

Эти и другие работы указываются в договорах, которые регламентируют, имеет ли право управляющая компания повышать тарифы на перечисленные услуги в одностороннем порядке. Если жильцы дома внимательно изучили договор и не нашли соответствующий пункт, нужно провести общее собрание собственников (ст. 44-48 ЖК РФ). На этом собрании в присутствии представителей УК следует поставить вопрос об обоснованности предложенного тарифа на содержание дома.

В случаях, когда тариф явно завышен, большинством голосов принимается решение об установлении новой стоимости.

Обжалование установленных тарифов на коммунальные услуги

Все споры и разногласия по вопросам регулирования тарифов рассматриваются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.18 № 533 и Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.06.18 № 827/18 . Основанием для рассмотрения является заявление, поданное в 3-месячный срок с момента нарушения.

Предпосылкой для подачи заявления может быть экспертиза тарифов, которая подтвердит несоответствие нормам законов и необоснованность цены, а также выявит причины, повлиявшие на это. Заключение экспертов будет рассматриваться антимонопольной службой как доказательство нарушения законодательства, поэтому все сведения, приложенные к заявлению, должны быть достоверными.

Поскольку на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы указан полный перечень местных органов исполнительной власти , гражданам несложно узнать, куда жаловаться на тарифы на ЖКХ в конкретном регионе РФ.

При расчете затрат на услуги, предоставляемые ТСЖ и УК в качестве поставщика с последующей оплатой РСО, неправомерным превышением тарифов можно считать сумму, которая выше установленных на региональном и федеральном уровне цен на коммунальные услуги.

Согласно ч. 11 ст. 156 ЖК РФ, за данное нарушение взыскивается штраф в пользу каждого жильца в размере 50% от суммы превышения.

Заключение

Услуги ЖКХ можно разделить на 2 категории: жилищные и коммунальные. В зависимости от этого формируется стоимость. Качество и доступность услуг во многом влияет на условия проживания гражданин, поэтому обоснованные и доступные тарифы необходимы обществу и должны соответствовать запросам жильцов. Уголовная ответственность за завышение тарифов ЖКХ не предусмотрена, но государство устраняет нарушения в этой сфере другими способами по заявлению собственников или нанимателей жилья.

Читайте также:  Сколько стоят трубы для отопления пола
Оцените статью