Технический регламент о безопасности питьевой воды
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает:
1) объекты технического регулирования настоящего Федерального закона;
2) общие требования безопасности к объектам технического регулирования;
3) гигиенические нормативы безопасности питьевой воды;
4) правила идентификации объектов технического регулирования для целей применения настоящего Федерального закона;
5) формы и правила оценки соответствия, в том числе государственного контроля (надзора) и подтверждения соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего Федерального закона.
2. Настоящий Федеральный закон также устанавливает права и обязанности участников, регулируемых настоящим Федеральным законом отношений: юридических и физических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность (промышленные и другие предприятия), эксплуатирующих системы водоснабжения, собственников предприятий водоснабжения (производственных сооружений, технологического оборудования), организации, эксплуатирующие внутриквартальные и внутридомовые системы питьевого водоснабжения, изготовителей питьевой воды, расфасованной в емкости (изготовителей, продавцов, лиц, осуществляющих функции иностранного изготовителя).
Статья 2. Цели принятия настоящего Федерального закона
Целями принятия настоящего Федерального закона являются:
1) защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
2) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Статья 3. Объекты технического регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к следующим объектам технического регулирования:
— питьевая вода, находящаяся в системах питьевого водоснабжения (централизованные, нецентрализованные, домовые распределительные, системы питьевого водоснабжения на транспорте, горячее водоснабжение);
— питьевая вода в автономных системах питьевого водоснабжения в случаях, если эти системы используются для общего пользования, либо при осуществлении предпринимательской деятельности.
— вода, централизованного горячего водоснабжения при закрытых и открытых системах теплоснабжения, а также в системах теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения.
— питьевая вода, расфасованная в емкости, при производстве, хранении, реализации.
2. Требования настоящего Федерального закона не распространяются на:
— минеральные лечебно-столовые и лечебные воды;
— воду в закрытых системах местного горячего водоснабжения с огневым, электрическим или гелиотермическим подогревом (внутридомовые и поквартирные);
— на геотермальные воды,
— на питьевую воду, доставляемую населению в чрезвычайных ситуациях, в военное время.
Статья 4. Основные понятия
Для целей применения настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
автономная система питьевого водоснабжения – устройства и сооружения, используемые для забора, подготовки (или без подготовки) питьевой воды, с подачей (или без подачи) ее к местам потребления, находящиеся в пользовании физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и не предназначенные для общего пользования;
граница эксплуатационной ответственности – линия раздела элементов систем питьевого водоснабжения (водопроводных сетей и сооружений на них) по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем водоснабжения, устанавливаемая соглашением сторон;
домовая распределительная система питьевого водоснабжения — комплекс устройств, сооружений и трубопроводов в здании, обеспечивающий подачу питьевой воды из централизованных и автономных систем водоснабжения приобретателям;
загрязнение питьевой воды – попадание в питьевую воду предметов, частиц, веществ и организмов, вследствие которого она приобретает опасные для человека свойства и перестает соответствовать требованиям настоящего Федерального закона;
контрольная точка – место проверки заданных параметров определенного технологического процесса (его части), несоблюдение которых с большой долей вероятности может привести к выпуску в обращение питьевой воды, не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и опасной для здоровья человека;
нецентрализованная система питьевого водоснабжения – система питьевого водоснабжения без транспортировки питьевой воды к местам водопотребления и открытая собственником для общего пользования, включающая при необходимости, комплекс подготовки питьевой воды;
питьевая вода – вода, предназначенная для потребления человеком, а так же для бытовых целей и производства пищевой продукции;
питьевая вода, расфасованная в емкости – вода из источника питьевого водоснабжения или из централизованных систем питьевого водоснабжения, после водоподготовки, упакованная в потребительскую тару и предназначенная для удовлетворения питьевых и бытовых потребностей человека либо для приготовления пищи;
питьевое водоснабжение – комплекс мероприятий по обеспечению различных приобретателей питьевой водой в необходимом количестве, в соответствии с требованиями безопасности через централизованные, нецентрализованные, автономные системы, системы на транспорте и розничную торговую сеть;
проба воды – определенный объем воды, отобранный для исследования ее состава и свойств;
распределительная сеть – система трубопроводов и сооружений предназначенных для подачи воды потребителю;
санитарно-эпидемиологическое исследование — деятельность федеральных государственных учреждений здравоохранения — центров гигиены и эпидемиологии, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по определению качественных и количественных характеристик, а также по установлению причинно-следственных связей между факторами среды обитания и здоровьем населения с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений;
санитарно-эпидемиологическое испытание — установление соответствия (несоответствия) характеристик испытываемого объекта требованиям настоящего Федерального закона, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов федеральными государственными учреждениями здравоохранения — центрами гигиены и эпидемиологии, другими организациями, аккредитованными в установленном порядке;
санитарно-эпидемиологическая оценка — действия органов и учреждений, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральных государственных учреждений здравоохранения — центров гигиены и эпидемиологии, других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению вредного воздействия на человека факторов среды обитания, определению степени этого воздействия и прогнозированию санитарно-эпидемиологической обстановки;
система питьевого водоснабжения на транспорте – система, включающая установки и оборудование, предназначенные для обеспечения пассажиров, экипажей и обслуживающего персонала питьевой водой в пути следования транспортного средства;
централизованная система питьевого водоснабжения – система питьевого водоснабжения, открытая для общего пользования, включающая комплекс сооружений и устройств, предназначенных для забора, подготовки (или без неё), хранения воды, и обеспечивающая подачу питьевой воды к местам ее потребления;
централизованная система горячего водоснабжения при открытых системах теплоснабжения – система теплоснабжения с непосредственным разбором воды из тепловой сети для обогрева и на горячее водоснабжение;
централизованная система горячего водоснабжения при закрытых системах теплоснабжения – система теплоснабжения, при которой питьевая вода для горячего водоснабжения нагревается в водонагревателях (бойлерах).
Глава 2. Требования по безопасности питьевой воды
Статья 5. Общие требования по безопасности питьевой воды
1. Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу, иметь благоприятные органолептические свойства и соответствовать требованиям, указанным в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Не допускается присутствие в питьевой воде различимых глазом водных организмов и наличие поверхностной пленки.
2. Питьевая вода, предназначенная для нецентрализованного питьевого водоснабжения населения, должна соответствовать требованиям по безопасности, указанным в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Для нецентрализованных систем питьевого водоснабжения используются только подземные водные объекты.
3. При производстве питьевой воды должны использоваться водоисточники, разрешенные к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Источники питьевого водоснабжения и системы питьевого водоснабжения должны быть обеспечены зонами санитарной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. При производстве и получении питьевой воды в системах питьевого водоснабжения и питьевой воды, расфасованной в емкости, должны применяться технологические процессы, оборудование, водоочистные устройства, материалы и реагенты, имеющие санитарно-эпидемиологические заключения, а также средства обеззараживания, имеющие свидетельства о государственной регистрации, выданные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6. Производство питьевой воды должно осуществляться в соответствии со следующими требованиями:
— содержание помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства питьевой воды, должно проводиться таким образом, чтобы они не могли явиться источником загрязнения питьевой воды;
— способы и периодичность санитарной обработки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений, санитарной обработки, и дезинфекции оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства питьевой воды, должны обеспечивать их безопасность. Санитарная обработка, дезинфекция, дезинсекция и дератизация должны проводиться с периодичностью, достаточной для того, чтобы избежать риска загрязнения питьевой воды. Периодичность санитарной обработки, дезинфекции, дератизации и дезинсекции устанавливается участником хозяйственной деятельности в рамках системы производственного контроля, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— работники, занятые в процессах производства, хранения, транспортировки и реализации питьевой воды, обязаны: — проходить предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (обследования); — иметь личную медицинскую книжку установленного образца; — проходить гигиеническое обучение перед поступлением на работу и аттестацию в установленном порядке;
— обязательное ведение и хранение документации, подтверждающей выполнение требований настоящего Федерального закона.
— осуществление производственного контроля за соблюдением требований по безопасности питьевой воды настоящего Федерального закона, а также воды источников питьевого водоснабжения с использованием единых методик и средств измерений, утвержденных в установленном порядке;
— разработка и выполнение программ производственного контроля производимой питьевой воды, состояния и режима работы технологического оборудования;
— надлежащего уровня финансирования мероприятий по обеспечению соблюдения требований настоящего Федерального закона.
7. Федеральные органы исполнительной власти в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, в области охраны окружающей среды, в области использования и охраны водных объектов, в области безопасного обращения с агрохимикатами и ядохимикатами, а также лица, эксплуатирующие системы водоотведения, обязаны предоставлять информацию на безвозмездной основе, в том числе экстренную, о загрязнении водных объектов и о прогнозируемом ухудшении качества воды в источниках питьевого водоснабжения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителя и на потребительском рынке, юридическим и физическим лицам, эксплуатирующим системы питьевого водоснабжения или являющимся их собственниками.
8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предложению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителя и на потребительском рынке, с учетом ситуации в регионе, должны включать дополнительные к Приложению 1 показатели, выбранные с учетом критериев, указанных в приложении 7 настоящего Федерального закона, на которые имеются утвержденные в установленном законодательством порядке нормативы, обеспеченные методами контроля, с установлением сроков их достижения.
9. Органы государственного контроля (надзора) за соответствием питьевой воды требованиям настоящего Федерального Закона, юридические или физические лица, эксплуатирующие системы водоснабжения, или предприятия по производству питьевой воды, расфасованной в емкости, или являющиеся их собственниками, обязаны предоставлять информацию о качестве питьевой воды по запросу или в средствах массовой информации приобретателям в установленном порядке в нормативные сроки.
10. Эксплуатацию систем питьевого водоснабжения, сооружений по подготовке питьевой воды осуществляют субъекты профессиональной и предпринимательской деятельности, являющиеся членами саморегулируемых организаций в сфере водоснабжения и водоотведения.
Статья 6. Специальные требования по безопасности питьевой воды, подаваемой системами централизованного горячего водоснабжения
1. Питьевая вода, подаваемая населению системами централизованного горячего водоснабжения, должна соответствовать требованиям по безопасности, предъявляемым к питьевой воде, указанным в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Статья 7. Специальные требования по безопасности питьевой воды, расфасованной в емкости
1. Питьевая вода, расфасованная в емкости, должна соответствовать требованиям по безопасности, указанным в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
2. Производство и реализация питьевой воды, расфасованной в емкости, разрешается при наличии:
— свидетельства о государственной регистрации питьевой воды, расфасованной в емкости, выданного в установленном законодательством порядке;
— нормативной (технические условия и технологическая инструкция) документации, утвержденной и согласованной в установленном порядке;
— сертификата соответствия на питьевую воду, расфасованную в емкости.
3. Питьевая вода и емкости для ее розлива должны быть обеззаражены путем применения технологических методов, согласованных с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и на потребительском рынке.
Для обеззараживания питьевой воды, предназначенной для розлива, допускается применение озонирования и физические методов обработки, в частности, ультрафиолетового излучения. Не разрешается применение препаратов хлора для обеззараживания питьевой воды, предназначенной для розлива.
4. В качестве консервантов питьевой воды, расфасованной в емкости, разрешается применение следующих реагентов: йод, серебро, диоксид углерода.
5. Розлив и укупорка питьевой воды, расфасованной в емкости, должны производиться только в емкости и укупорочными средствами, имеющими сертификат соответствия, выданный в порядке, установленный законодательством Российской Федерации.
6. Маркировка питьевой воды, расфасованной в емкости, должна содержать достоверную информацию. Текст маркировки должен быть размещен непосредственно на потребительской упаковке или на этикетке, или ярлыке, листке-вкладыше, должен легко пониматься и размещаться на видном месте. Товарный знак для продукции может быть приведен в тексте маркировки в соответствии с регистрацией данного товарного знака.
7. Сроки годности и условия хранения питьевой воды, расфасованной в емкости, должны соответствовать требованиям, изложенным в нормативной документации изготовителя, выданной на основании исследований, проведенных на стадиях ее производства, хранения, транспортировки и реализации. Помещения и оборудование, предназначенные для хранения питьевой воды, расфасованной в емкости, с регламентированными условиями хранения на предприятиях-изготовителях и в торговой сети должны быть оснащены контрольно — измерительными приборами для контроля условий хранения.
В помещениях для хранения питьевой воды, расфасованной в емкости,, должны регулярно проводиться санитарная обработка, дезинфекция, дезинсекционные и дератизационные мероприятия с периодичностью, необходимой для того, чтобы помещения для хранения не могли являться источником загрязнения продукции.
8. Перевозка питьевой воды, расфасованной в емкости, осуществляется пригодным для этих целей транспортным средством. Условия перевозки должны соответствовать требованиям, установленным изготовителем для перевозки питьевой воды, расфасованной в емкости. Установленные условия перевозки продукции должны обеспечивать возможность вести мониторинг за их соблюдением. Конструкция грузовых отделений транспортных средств и контейнеров должна обеспечивать: защиту продукции от загрязнения, проникновения животных, в т. ч. грызунов, и насекомых, а также возможность проводить их санитарную обработку и/или дезинфекцию.
9. Перевозимая питьевая вода, расфасованная в емкости должна сопровождаться документами, подтверждающими ее безопасность (удостоверение о качестве и безопасности, сертификат соответствия), документами (накладная), а также информацией об условиях хранения и сроках годности данной продукции.
10. Реализация питьевых вод, расфасованных в емкости, на предприятиях торговли осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Питьевые воды, расфасованные в емкости, поступающие на реализацию, должны сопровождаться документами, подтверждающими их происхождение и безопасность и обеспечивающими прослеживаемость каждой партии, а также информацией об условиях хранения, дате изготовления и сроке годности, а также информацией для приобретателя (потребителя), соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Лицо, осуществляющее реализацию питьевых вод, расфасованных в емкости, несет ответственность за обеспечение их безопасности в процессе ее реализации. В случае если продавец не может обеспечить условия хранения пищевых продуктов, установленные изготовителем в сопроводительных документах на пищевые продукты, реализация таких пищевых продуктов запрещается.
В торговых залах, где осуществляется реализация питьевых вод, расфасованных в емкости, для реализации непродовольственных товаров должны быть выделены отдельные торговые зоны (отделы, места). Складские помещения для продовольственных и непродовольственных товаров должны быть раздельными.
11. Утилизации подлежат питьевые воды, расфасованные в емкости, не соответствующие требованиям настоящего Федерального закона
Утилизация питьевых вод, расфасованных в емкости, проводится в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
При утилизации опасных, в том числе с истекшими сроками годности, питьевых вод, расфасованных в емкости, по предписанию органа государственного контроля (надзора), участник хозяйственной деятельности обязан в присутствии представителей органов государственного контроля (надзора) осуществить выбор способов и условий их утилизации, направить на временное хранение, исключив возможность реализации их приобретателям (потребителям). Ответственность за их сохранность несет участник хозяйственной деятельности.
Уничтожение непригодных к использованию по назначению питьевых вод, расфасованных в емкости, осуществляется любым технически доступным способом с соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и требований безопасности для здоровья человека, животных и окружающей среды.
Собственник опасных питьевых вод, расфасованных в емкости, письменно уведомляет орган государственного контроля (надзора), вынесший предписание об их утилизации, о выбранных месте, времени, способах и условиях утилизации и документ, подтверждающий факт утилизации таких питьевых вод, расфасованных в емкости, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Требования к производственному контролю
1. Для обеспечения безопасности питьевой воды юридические и физические лица, эксплуатирующие системы водоснабжения, сооружения по производству питьевой воды, осуществляющие производство питьевой воды, расфасованной в емкости, обязаны осуществлять производственный контроль соответствия питьевой воды требованиям настоящего Федерального закона.
2. Лаборатории, осуществляющие производственный контроль, должны быть аттестованы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При отсутствии у юридических и физических лиц аттестованной лаборатории, для выполнения производственного контроля соответствия питьевой воды требованиям по безопасности привлекается лаборатория, аккредитованная в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Производственный контроль питьевой воды в централизованных системах водоснабжения должен проводиться в контрольных точках перед поступлением питьевой воды в распределительную водопроводную сеть, в распределительной водопроводной сети и совместно с собственником сетей — на границах эксплуатационной ответственности согласно программы производственного контроля.
4. Виды показателей и периодичность отбора проб воды в местах расположения водозаборных сооружений централизованных систем водоснабжения и перед поступлением питьевой воды в распределительную сеть определяется с учетом требований, установленных в Приложениях 2 и 3 к настоящему Федеральному закону.
5. Производственный контроль питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям с периодичностью, определенной в Приложении 4 к настоящему Федеральному закону, а также после проведения плановых и внеплановых ремонтных работ.
6. Программа производственного контроля питьевой воды в централизованных системах водоснабжения составляется на основании результатов расширенных исследований воды водоисточника, воды перед подачей в распределительную сеть и воды из распределительной сети с учетом технологии водоподготовки.
При внесении изменений в технологический процесс производства питьевой воды программа производственного контроля подлежит пересмотру.
7. Для всех систем централизованного питьевого водоснабжения, независимо от типа водоисточника в программу расширенных исследований безопасности питьевой воды включают, показатели, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону, за исключением показателей, по которым исследования были проведены ранее (не более 2 лет до момента разработки программы) и значения которых определялись на уровне менее 0,5 ПДК, а также показатели, выбранные с учетом критериев, представленных в Приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
8. В программу производственного контроля питьевой воды для всех систем централизованного питьевого водоснабжения, независимо от типа водоисточника, в обязательном порядке включаются обобщенные, микробиологические и паразитологические показатели, показатели радиационной безопасности, а также химические вещества, обнаруженные в процессе расширенных исследований в концентрациях ≥ 0,5 ПДК.
9. Объектами производственного контроля при производстве питьевой воды, расфасованной в емкости, должна являться вода, забираемая из источника питьевого водоснабжения; вода на этапах ее подготовки; питьевая вода перед розливом в тару; потребительская упаковка; питьевая вода, расфасованная в тару.
Периодичность производственного контроля в каждом объекте представлена в Приложении 5. Перечень контролируемых показателей определяется в зависимости от вида источника питьевого водоснабжения, используемой технологии подготовки.
Независимо от вида источника питьевого водоснабжения (поверхностный, подземный), используемого для производства питьевой воды, расфасованной в емкости, и технологии ее подготовки должен проводиться контроль каждой партии готовой продукции по сокращенному перечню показателей безопасности, представленному в Приложении 6 к настоящему Федеральному закону. Не реже 1 раза в месяц должен проводиться периодический производственный контроль по перечню показателей безопасности, представленному в Приложении 6 к настоящему Федеральному закону. Не реже 1 раза в год должен проводиться контроль по показателям безопасности, представленным в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
глава 3. Оценка соответствия
Статья 9. Идентификация объектов технического регулирования
1. Идентификация питьевой воды проводится при оценке соответствия ее требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, в том числе при проведении государственного контроля (надзора).
2. Идентификация проводится с целью установления тождественности характеристик питьевой воды из различных систем водоснабжения и расфасованной в емкости, независимо от ее происхождения (отечественного или импортного происхождения), требованиям настоящего Федерального закона.
По медико-профилактическому значению своего макро — и микроэлементного солевого состава, питьевая вода, расфасованная в емкости и реализуемая на территории Российской Федерации, разделяется на 2 категории (Приложение 1):
— К первой категории относится питьевая вода (независимо от источника ее получения), безопасная для здоровья, полностью соответствующая критериям благоприятности органолептических свойств, безопасности в эпидемическом и радиационном отношении, безвредности химического состава и стабильно сохраняющая свои высокие питьевые свойства.
— К высшей категории относится питьевая вода, из самостоятельных, как правило, подземных водоисточников, надежно защищенных от биологического и химического загрязнения, отвечающая дополнительному гигиеническому критерию физиологической полноценности (содержание биологически необходимых макроэлементов: кальций, магний, калий, бикарбонаты, а также щелочности, жесткости и микроэлементов: йод, фтор на уровнях соответствующих физиологической потребности организма человека) и более жестким нормативам по ряду органолептических и санитарно–токсикологических показателей.
3. Идентификация питьевой воды проводится для целей установления принадлежности питьевой воды к сфере действия настоящего Федерального закона:
1) органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора);
2) органами по сертификации, испытательными лабораториями (центрами) при подтверждении соответствия питьевой воды, расфасованной в емкости;
3) юридическими и физическими лицами, эксплуатирующие конкретные системы водоснабжения, изготовитель (продавец или уполномоченный представитель иностранного изготовителя) питьевой воды, расфасованной в емкости, в инициативном порядке при необходимости установления соответствия питьевой воды предоставленной о них информации.
4. Идентификация питьевой воды проводится следующими методами:
Органолептическими методами определяют запах, привкус, цветность, внешний вид.
Микробиологическими методами определяют E. coli (кишечная палочка), колиформные бактерии, общее микробное число, споры сульфитредуцирующих клостридий, колифаги, Pseudomonas aeruginosa (синегнойная палочка).
Паразитологическими методами определяют цисты лямблий и ооцисты криптоспоридий.
Физико-химическими аналитическими методами с помощью средств измерений определяют водородный показатель, цветность, жесткость общую, общую минерализацию, общий органический углерод, содержание химических веществ.
Методами радиационного контроля определяют удельную суммарную a и b-активность воды, для подземных источников – содержание радона полный радионуклиидный состав (в случае превышения значений суммарной a и b-активности).
5. Результаты идентификации должны быть документированы.
Статья 10. Формы оценки соответствия питьевой воды требованиям настоящего Федерального закона
1. Оценка соответствия требованиям настоящего Федерального закона проводится в формах:
— обязательного подтверждения соответствия питьевой воды, подаваемой приобретателям централизованными и нецентрализованными системами питьевого водоснабжения, домовыми распределительными системами, автономными системами питьевого водоснабжения и системами питьевого водоснабжения на транспортных средствах, питьевой воды, расфасованной в емкости, требованиям настоящего Федерального закона;
— государственной регистрации питьевой воды, расфасованной в емкости, требованиям настоящего Федерального закона;
— государственного контроля (надзора) за соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом, к питьевой воды, подаваемой приобретателям централизованными и нецентрализованными системами питьевого водоснабжения, домовыми распределительными системами, автономными системами питьевого водоснабжения и системами питьевого водоснабжения на транспортных средствах, питьевой воды, расфасованной в емкости.
Статья 11. Обязательное подтверждение соответствия питьевой воды, подаваемой приобретателям централизованными и нецентрализованными системами питьевого водоснабжения, домовыми распределительными системами, автономными системами питьевого водоснабжения и системами питьевого водоснабжения на транспортных средствах, требованиям настоящего Федерального закона
1. Обязательное подтверждение соответствия питьевой воды требованиям настоящего Федерального закона осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
2. Декларирование соответствия осуществляется по схеме принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием испытательной лаборатории (центра), аккредитованной на проведение санитарно-эпидемиологических исследований (испытаний) питьевой воды (далее – с участием третьей стороны), на соответствие питьевой воды требованиям настоящего Федерального закона.
3. При декларировании соответствия заявителем является зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее конкретные системы водоснабжения, или являющееся собственником этих систем.
4. При декларировании соответствия заявитель, принимающий декларацию, самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия питьевой воды требованиям настоящего Федерального закона.
5. Доказательственные материалы должны включать:
— техническую документацию, в том числе описание состава проектируемых, реконструируемых и действующих сооружений и технологий водоподготовки, транспортировки и хранения;
— результаты санитарно-эпидемиологических исследований (испытаний);
— результаты собственных испытаний и/или протоколы испытаний, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории, подтверждающие выполнение требований настоящего Федерального закона;
— результаты санитарно-эпидемиологического обследования производства в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии.
6. Помимо документов, указанных в части 5 настоящей статьи, доказательственные материалы могут включать другие документы по выбору заявителя, послужившие основанием для заявления о соответствии требованиям настоящего Федерального закона.
7. Декларация должна содержать перечни показателей для производственного и планового государственного контроля (надзора).
8. Комплект доказательственных материалов должен находиться у заявителя.
9. Оформленная в соответствии с частями 5, 6 и 7 настоящей статьи декларация о соответствии подлежит регистрации в едином реестре деклараций в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
10. Декларация о соответствии принимается на пять лет. В случае внесения изменений в технологию производства и техническую документацию на производство питьевой воды заявитель должен оформить новую декларацию о соответствии.
Статья 12. Государственная регистрация питьевой воды, расфасованной в емкости
1. Государственной регистрации подлежит питьевая вода, расфасованная в емкости, впервые разрабатываемая и внедряемая производителем для промышленного производства на территории Российской Федерации или впервые ввозимая на территорию Российской Федерации поставщиком или изготовителем.
2. Государственная регистрация питьевой воды, расфасованной в емкости, проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (регистрационный орган), в срок, не превышающий 30 дней со дня подачи заявления о государственной регистрации.
3. За выдачу свидетельства о государственной регистрации на питьевую воду, расфасованную в емкости, взимается государственная пошлина в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. Государственная регистрация питьевой воды, расфасованной в емкости, включает в себя:
проверку документов, которые представлены заявителем и подтверждают безопасность питьевой воды, расфасованной в емкости, и ее соответствие требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, в том числе оценку документов подтверждающих проведение заявителем санитарно-эпидемиологических исследований (испытаний) питьевой воды, расфасованной в емкости, в том числе с обоснованием сроков годности и условий хранения расфасованный питьевых вод;
внесение сведений о питьевой воде, расфасованной в емкости, и ее заявителях в Реестр продукции, прошедшей государственную регистрацию и разрешенной для изготовления на территории Российской Федерации или ввоза на территорию Российской Федерации и реализации (далее — Реестр);
выдачу заявителям свидетельств о государственной регистрации питьевой воды, расфасованной в емкости, дающих право на их изготовление на территории Российской Федерации или ввоз на территорию Российской Федерации и реализацию.
5. В целях проведения государственной регистрации питьевой воды, расфасованной в емкости, регистрационный орган по обращению заявителя выдает документ, подтверждающий необходимость ввоза образцов питьевой воды, расфасованной в емкости, для проведения исследований (испытаний).
6. Экспертизы, исследования (испытания) питьевой воды, расфасованной в емкости, проводится организациями, и экспертами, аккредитованными, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
7. При производстве одной и той же питьевой воды, расфасованной в емкости, одного изготовителя на разных предприятиях изготовитель вправе зарегистрировать питьевую воду, расфасованную в емкости, под одним наименованием с указанием в свидетельстве о государственной регистрации наименований всех предприятий и их местонахождения.
8. В случае внесения изменений в ингредиентный состав, технологию производства ранее зарегистрированных питьевых вод, расфасованных в емкости, они подлежат перерегистрации.
Статья 13. Рассмотрение заявления и принятие решения о государственной регистрации питьевых вод, расфасованных в емкости
1. По результатам рассмотрения и оценки представленных документов регистрационный орган принимает решение о государственной регистрации питьевых вод, расфасованных в емкости, и выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации либо об отказе в государственной регистрации питьевых вод, расфасованных в емкости, и выдает заявителю решение об отказе в государственной регистрации.
В отношении питьевых вод, расфасованных в емкости, впервые разрабатываемых и внедряемых производителем для промышленного производства на территории Российской Федерации или впервые ввозимые на территорию Российской Федерации поставщиком или изготовителем, содержащих в своем составе ингредиенты, показатели безопасности которых не установлены настоящим или другими техническими регламентами в сфере безопасности питьевых вод, расфасованных в емкости, а также отсутствуют методики определения и измерения в таких питьевых водах, расфасованных в емкости, заявитель представляет пакет документов, включающий описание физико-химических свойств, органолептических показателей, протоколы санитарно-эпидемиологических, токсикологических, исследований (испытаний).
По результатам анализа представленных материалов заявителя принимается решение о необходимости проведения заявителем дополнительных или повторных исследований (испытаний) в аккредитованной испытательной лаборатории.
По положительным результатам проведенных исследований (испытаний) разрабатываются требования и гигиенические нормативы безопасности питьевых вод, расфасованных в емкости к заявляемым питьевым водам, расфасованным в емкости, которые после утверждения в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации заявленных питьевых вод, расфасованных в емкости.
2. Свидетельство о государственной регистрации выдается без ограничения срока действия регистрационным органом заявителю в течение 5 дней после принятия решения о государственной регистрации питьевых вод, расфасованных в емкости.
3. Решение об отказе в государственной регистрации питьевых вод, расфасованных в емкости, с соответствующим обоснованием доводится регистрационным органом до заявителя в письменной форме в 3-дневный срок после принятия решения об отказе в государственной регистрации.
4. Заявитель вправе обжаловать решение регистрационного органа об отказе в государственной регистрации в административном или судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Повторное представление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти питьевых вод, расфасованных в емкости, не прошедших государственную регистрацию и получивших отказ, подвергшихся частичному изменению состава, рассматривается как представление нового продукта независимо от сохранения его первичного названия.
6. Копия свидетельства о государственной регистрации подлежит хранению в выдавшем его регистрационном органе.
Статья 14. Приостановление и аннулирование свидетельства о государственной регистрации питьевой воды, расфасованной в емкости
1. Действие свидетельства о государственной регистрации приостанавливается регистрационным органом в случае выявления несоответствия питьевой воды, расфасованной в емкости, требованиям настоящего Федерального закона по результатам государственного контроля (надзора) на стадии производства и (или) обращения.
Приостановление действия cвидетельства о государственной регистрации осуществляется регистрационным органом на основании судебного решения.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (далее — держатель свидетельства о государственной регистрации) обязан уведомить в письменной форме регистрационный орган об устранении им нарушений, выявленных в ходе государственного контроля (надзора).
Действие свидетельства о государственной регистрации возобновляется после устранения выявленных нарушений, повлекших приостановление действия свидетельства о государственной регистрации.
В случае, если в установленный срок держатель свидетельства о государственной регистрации не устранил нарушение требований и условий, повлекшее за собой приостановление действия свидетельства о государственной регистрации, cвидетельство о государственной регистрации аннулируется регистрационным органом.
2. Свидетельство о государственной регистрации аннулируется регистрационным органом в следующих случаях:
невозможности устранения нарушений требований настоящего Федерального закона, выявленных при проведении государственного контроля (надзора) на стадии производства и (или) обращения;
выявления при проведении государственного контроля (надзора) на стадии производства и (или) обращения ранее неизвестных опасных свойств питьевой воды, расфасованной в емкости, при ее обращении;
неустранение в установленный срок выявленных при проведении государственного контроля (надзора) на стадии производства и (или) обращения нарушений требований, повлекших приостановление действия свидетельства о государственной регистрации;
вынесения судом решения о нарушении прав правообладателя объектов интеллектуальной собственности в сфере обращения питьевой воды, расфасованной в емкости.
3. Решение об аннулировании свидетельства о государственной регистрации с подробной мотивировкой доводится в письменной форме до заявителя, который на основании такого решения обязан прекратить выпуск и реализацию итьевой воды, расфасованной в емкости, обеспечив его прием от приобретателей и (или) замену, а также организовать утилизацию такого продукта в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Статья 15. Обязательное подтверждение соответствия питьевой воды, расфасованной в емкости, требованиям настоящего Федерального закона
1. Обязательное подтверждение соответствия питьевой воды, расфасованной в емкости, осуществляется в форме обязательной сертификации.
2. Обязательная сертификация питьевой воды, расфасованной в емкости, проводится на основании идентификации питьевой воды, расфасованной в емкости, результатов анализа состояния производства, протокола испытаний питьевой воды, расфасованной в емкости, на соответствие требованиям настоящего Федерального закона, свидетельства о государственной регистрации питьевой воды, расфасованной в емкости, нормативной и технической документации на ее производство.
3. Обязательное подтверждение соответствия питьевой воды, расфасованной в емкости, проводится по следующим схемам:
— серийное производство (схема предусматривает проведение испытаний типового образца продукции, анализ состояния производства сертифицируемой продукции, последующий инспекционный контроль за сертифицируемой продукцией).
— сертификация отдельных партий продукции (схема предусматривает испытания выборки образцов, отобранных из партии изготовленной продукции).
3. При проведении сертификации питьевой воды, расфасованной в емкости, заявителями являются зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории юридическое или физическое лицо, в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора с иностранным изготовителем в части обеспечения соответствия поставляемой питьевой воды, расфасованной в емкости, в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям настоящего Федерального Закона.
Статья 16. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона
1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований безопасности питьевой воды требованиям настоящего Федерального закона осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
2. Государственный контроль (надзор) за соответствием требованиям настоящего Федерального закона осуществляется:
— для питьевой воды в системах питьевого водоснабжения (централизованных, нецентрализованных, домовых, на транспорте) на границе эксплуатационной ответственности, а также в местах водоразбора в порядке, установленном Российским законодательством;
— для питьевой воды в автономных системах питьевого водоснабжения в местах водоразбора;
— для питьевой воды, в закрытых и открытых системах централизованного горячего водоснабжения, а также в системах теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения на границе эксплуатационной ответственности, а также в местах водоразбора.
— для питьевой воды, расфасованной в емкости, осуществляется только в отношении готовой продукции (в условиях производства и при обороте в торговой сети).
3. По результатам государственного контроля (надзора) орган государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации о приостановлении осуществления деятельности по производству и подаче питьевой воды и реализации питьевой воды, расфасованной в емкости.
4. Государственный контроль (надзор) за соответствием питьевой воды требованиям настоящего Федерального закона проводится в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами и методами исследований (испытаний) и измерений, в том числе правилами отбора образцов, или перечнем, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов.
ГЛАВА 4. ОТВЕТСТВЕНОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО федерального закона
За нарушение требований настоящего Федерального закона устанавливается ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 18. Переходные положения
1. До вступления в силу настоящего Федерального закона действуют ранее принятые нормативно-правовые акты законодательства Российской Федерации, устанавливающие безопасность питьевой воды.
2. Сертификаты соответствия, декларации о соответствии, санитарно-эпидемиологические заключения, выданные до вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются действительными до окончания срока, установленного в них.
3. Питьевая вода, расфасованная в емкости, изготовленная до вступления в силу настоящего Федерального закона, допускаются к реализации в течение срока годности, указанного в маркировке и (или) сопроводительной документации.
4. Все нормативы, установленные настоящим Федеральным законом, обязательны для применения в проектировании с момента вступления закона в силу.
5. Сроки введения нормативов, указанные в Приложении 8, не распространяются на предприятия, достигшие на момент вступления в силу настоящего Федерального закона нормативных требований по показателям Приложения 1.
Статья 19. Вступление в силу требований настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении двенадцати месяцев со дня его официального опубликования.
Статья 20. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Нормативные правовые документы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, касающиеся питьевой воды, питьевого и горячего водоснабжения и статей 6.5 и 14.4 Кодекса Российской Федерации от 01.01.01 г. об административных правонарушениях, должны быть приведены в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение одного года со дня его официального опубликования.