Техническое обслуживание насосов
Во избежание преждевременного выхода насоса из строя необходимо при эксплуатации и техническом обслуживании насоса учитывать следующие требования:
— исключить возможность попадания посторонних предметов во внутренние полости насоса;
— следить за состоянием системы смазки вакуумного насоса: своевременно пополнять масляный бачок и устранять возможные засоры маслопровода и другие несправности;
— использовать вакуумный насос только по прямому назначению;
— не допускать работу вакуумного агрегата с превышением времени непрерывной работы более 1 мин. за один цикл водозаполнения и более трех длительных (до 1 мин.) циклов водозаполнения подряд;
— не допускать попадания воды в вакуумный насос;
— не оставлять насос, залитый водой (а, тем более, замой в неотапливаемом помещении);
— следить за уровнем масла в картере ступени нормального давления и своевременно заменять его.
Для обеспечения постоянной технической готовности насоса предусматриваются следующие виды технического обслуживания: ежедневное техническое обслуживание (ЕТО), техническое обслуживание ТО-1 и техническое обслуживание ТО-2. Сроки проведения технического обслуживания ТО-1 и ТО-2 насоса должны совпадать со сроками проведения ТО-1 и ТО-2 (соответственно) пожарного автомобиля.
Перечень работ для указанных видов технического обслуживания приведен в табл.1.2.
Содержание работ | Технические требования (методика проведения) |
1. Ежедневное техническое обслуживание | |
1.1. Проверка работоспособности кранов и вентилей. | Открыть полностью и вновь закрыть все вентили и краны. Вращение маховиков и рукояток должно быть плавным, без заеданий. |
1.2. Проверка целостности коммуникаций насоса. | Осмотреть наружные поверхности насоса и коммуникаций. Не должно быть трещин, пробоин и других повреждений, а также утечек масла из масляных емкостей. |
1.3. Проверка наличия масла: — в картере ступени нормального давления; — в масляном бачке вакуумного агрегата. | Уровень масла должен быть между рисками на щупе. Уровень масла в бачке должен быть не менее 2/3 объема бачка. При необходимости долить масло. Перечень смазочных материалов приведен в табл.2.15. |
1.4. Проверка работоспособности вакуумной системы, герметичности насоса и его коммуникаций. | См.2.2.3, табл.2.1 |
1.5. Чистка насоса. | Очистить наружные поверхности насоса от пыли и грязи, потеков пенообразователя и смазки. |
2. Техническое обслуживание ТО-1 | |
2.1. Выполнить работы ЕТО. | См. выше. |
2.2. Проверка затяжки крепежных деталей. | Проверить затяжку крепежа насоса и его элементов. |
2.3. Проверка расхода масла. | Средний расход масла за цикл работы в 30 с должен быть не менее 2 мл. При несоответствии прочистить жиклер маслопровода или уменьшить вязкость масла. |
2.4. Очистка фильтра на входе ступени высокого давления. | Ослабить гайки крепления с снять крышку 1 фильтра, вынуть из корпуса 4 сетку 3, очистить ее и собрать фильтр в обратной последовательности. |
3. Техническое обслуживание ТО-2 | |
3.1. Выполнить работы ТО-1. | См. выше. |
3.2. Замена масла в картере ступени нормального давления. | Слить отработанное масло через отверстие в нижней части корпуса, закрытое пробкой. Залить новое масло через отверстие в корпусе, закрытое щупом, до уровня верхней риски щупа. |
3.3. Очистка рабочих поверхностей датчика заполнения. | Вынуть датчик за изолятор 4 из коллектора нормального давления, очистить электрод и видимую часть поверхности «А» коллектора (напротив электрода 6) до металла, при установке датчика обратно смазать выступающую поверхность уплотнительного кольца 3 любой густой смазкой типа Литол 24. |
При эксплуатации НЦПК 40/100-4/400 и НЦПН 40/100 возможно возникновение различных неисправностей. Внешние признаки их возникновения, вероятные их причины и способы устранения приводятся в табл.1.3.
Наименование отказа, его внешние признаки | Вероятная причина | Способ устранения |
Система водозаполнения | ||
1. Вакуумный насос работает, разрежение в норме, вода в насос не поступает. | 1. Засорена всасывающая сетка. 2. Расслоение всасывающих рукавов. | 1. Очистить всасывающую сетку. 2. Заменить неисправные рукава. |
2. Вакуумный насос работает, разрежение недостаточное, через 45. 55 с происходит автоматическое отключение вакуумного насоса, горит индикатор «Не норма». | 1. Подсос воздуха: — во всасывающей линии; — через незакрытые сливные краны. 2. Недостаточное напряжение питания вакуумного агрегата (при работающем агрегате напряжение на клемме «2» — менее 9В). 3. Недостаточная смазка вакуумного насоса. | 1. Проверить соединительные головки всасывающих рукавов, устранить неплотности в насосе. Снять блокировку, нажав кнопку «Стоп» (при этом индикатор «Не норма» должен погаснуть) и повторить операцию водозаполнения. 2. Произвести заполнение в ручном режиме. По возвращении в часть проверить и, при необходимости, зачистить контакты силовых кабелей и полюсные выводы аккумуляторной батареи, смазать их вазелином и надежно затянуть. Проверить напряжение на двигателе работающего вакуумного агрегата и степень заряженности аккумуляторной батареи. 3. |
3. При включении тумблера питание блока управления индикатор «Питание» не загорается, при нажатии на кнопку «Пуск» в автоматическом режиме вакуумный насос не запускается, в ручном режиме запускается. | 1. Неисправность блока управления (неисправен тумблер или нарушены его цепи). | 1. Работать в ручном режиме. По возвращении в часть устранить неисправность блока. |
4. В автоматическом режиме вакуумный насос запускается, но через 1-2 с останавливается, индикатор «Вакуумирование» гаснет и загорается индикатор «Не норма». В ручном режиме насос работает нормально. | 1. Окислены наконечники проводов на контактных болтах тяговое реле или ослабли гайки их крепления. 2. Большое (более 0,5 В) падение напряжения между контактными болтами тяговое реле при работе электродвигателя. | 1. Зачистить наконечники и затянуть гайки. 2. Снять тяговое реле, проверить легкость перемещения якоря. Если якорь перемещается свободно, то причиной является подгорание контактов тягового реле. Зачистить контакты или заменить реле. |
5. При работе в автоматическом режиме после забора воды автоматического отключения вакуумного насоса не происходит. | 1. Обрыв цепей датчика заполнения. | 1. Устранить обрыв. |
6. Вакуумный насос не запускается ни в автоматическом ни в ручном режиме. Через 1-2 с после нажатия кнопки «Пуск» гаснет индикатор «Вуумирование» и загорается индикатор «Не норма». | 1. Обрыв электрических цепей между блоком управления и вакуумным агрегатом. 2. Плохой контакт в силовых цепях питания вакуумного агрегата. 3. Подгорели контакты тягового реле. 4. Электродвигатель перегружен (ротор вакуумного насоса заторможен замерзшей водой или посторонними предметами). | 1. Устранить обрыв цепи. 2. Зачистить и затянуть клеммы силовых кабелей на аккумуляторной батарее и вакуумном агрегате. 3. Заменить тяговое реле. 4. Проверить состояние вакуумного насоса. В зимнее время принять меры, исключающие примерзание деталей вакуумного насоса. |
7. При работе в автоматическом режиме после забора воды автоматического отключения вакуумного насоса не происходит. | 1. Обрыв цепей датчика заполнения. | 1. Устранить обрыв. |
8. В автоматическом режиме вакуумный насос не работает, в ручном режиме работа световых индикаторов не соответствует состоянию вакуумной системы | 1. Неисправна электронная система автоматики блока управления. | 1. Выключить тумблер «Питание», тумблер «Режим» установить в положение «Ручн.» и работать как в ручном режиме. Момент окончания заполнения контролировать по появлению воды из выхлопного патрубка, после чего немедленно закрыть вакуумный кран и, спустя 2-3 с, остановить вакуумный насос. Такой режим является нештатным и допускается только в исключительных случаях. По окончании работы на пожаре необходимо сразу же устранить неисправность блока управления. |
9. При работе вакуумного насоса отмечается, что расход масла слишком мал (в среднем менее 1 мл за цикл работы). | 1. Смазочное масло не той марки или слишком вязкое. | 1. Заменить на масло моторное всесезонное ГОСТ 10541, уменьшить вязкость в зимний период. 2. Прочистить дозирующее отверстие жиклера леской диаметром 0,4. 0,5 мм. Применение проволоки не рекомендуется во избежание обламывания проволоки и заклинивания ею вакуумного насоса. |
Центробежный насос | ||
10. При работе насоса снизилась подача, давление на выходе ниже нормы. 11. При работе насоса наблюдаются стуки и вибрация. | 1. Засорена всасывающая сетка. 2. Засорен фильтр 30 на входе ступени высокого давления. 3. Подача насоса превышает допустимую для данной высоты всасывания. 4. Засорены рабочие полости насоса (каналы рабочих колес или направляющих аппаратов). 1. Ослабли болты крепления насоса. 2. В полость насоса попали посторонние предметы. 3. Износ рабочих органов насоса. | 1. Очистить всасывающую сетку. 2. Очистить фильтр. 3. Уменьшить подачу (число работающих стволов или частоту вращения). 4. Очистить рабочие полости насоса. 1. Подтянуть болты. 2. Удалить посторонние предметы. 3. Насос подлежит капитальному ремонту. |
12. Вал насоса не прокручивается. | 1. В летний период – засорение насоса. 2. В зимний период примерзание рабочих колес или уплотнений. | 1. Очистить полость насоса. 2. Прогреть насос теплым воздухом или горячей водой. |
13. Из дренажного отверстия ступени нормального или высокого давления струйкой течет вода. | 1. Нарушение герметичности торцевого уплотнения. | 1. Заменить изношенные детали торцевого уплотнения. |
14. При работе ступени высокого давления «плавает» давление на выходе насоса. | 1. Недостаточное сцепление фрикционной муфты привода ступени высокого давления. | 1. Отрегулировать муфту сцепления. |
15. При отключенной ступени высокого давления показания манометра высокого давления выше, чем манометра нормального давления, наблюдается звук, характерный для работы ступени высокого давления. | 1. Сцепление фрикционной муфты привода ступени высокого давления выше нормы. | 1. Отрегулировать муфту сцепления. |
16. Снизилась подача ступени высокого давления, давление на выходе – в норме. | 1.Засорение высоконапорного рукава или ствола-распылителя. | 1. Прочистить рукав и ствол-распылитель. |
17. Большой расход масла в масляной ванне редуктора. | 1. Износ уплотнительных манжет. | 1. Заменить манжеты. |
18. Из закрытого сливного крана 15 (рис.1.9) ступени высокого давления течет вода | 1. Износ уплотнительных колец сливного крана. | 1. Заменить кран. |
19. Из закрытых сливных кранов 28 ступени высокого давления течет вода. | 1. Износ уплотнительных колец сливного крана. | 1. Заменить изношенные детали сливного крана. |
20. Вал насоса вращается, стрелка тахометра на нуле или «прыгает». | 1. Обрыв электрических цепей тахометра. 2. Проскальзывание червяка 22 (рис.2.21) на валу ступени нормального давления или износ (поломка) зубчатого зацепления привода тахометра. | 1. Обнаружить и устранить обрыв электрических цепей. 2. Проверить состояние зубчатого зацепления привода тахометра и осевую затяжку червяка. Изношенные или сломанные детали заменить. |
2. Насос центробежный пожарный высокого давления НЦПВ-20/200
Лекция №12. Техническое обслуживание и ремонт насосных установок.
Обслуживание насосов во время работыдолжно обеспечить нормальную безаварийную работу установки. Особенно внимательно нужно следить за работой подшипников, поскольку они являются наиболее уязвимым местом. Нагрев подшипников небольших насосов проверяется па ощупь (рука должна выдерживать длительное прикосновение к корпусу подшипника). В подшипниках крупных насосов установлены термометры; показания их не должны превышать 60—70° С. При чрезмерном нагреве подшипников, нужно проверить уровень масла в подшипниках (независимо от нагрева подшипников уровень масла должен поддерживаться в указанных на масломерном стекле пределах). Если уровень масла нормальный, насос необходимо остановить, поскольку чрезмерный нагрев в этом случае указывает на неисправность подшипников. В случае охлаждаемых подшипников проверяют поступление охлаждающей воды; прекращение подачи воды также может быть причиной чрезмерного нагрева подшипников. Масло в подшипниках сменяется через каждые 800—1000 ч работы.
Нужно также внимательно следить за работой сальников. Сальники насосов, подающих холодную воду, должны быть холодными. Нагрев сальника указывает на его чрезмерную затяжку. Вода из сальников должна стекать тонкой струйкой или по каплям. Если сальники пропускают слишком большое количество воды, их необходимо подтянуть. Но затяжка или ослабление сальников допускается только на остановленном насосе. Набивка сальников со временем изнашивается и ее периодически (по мере надобности) заменяют.
Во время работы насосов необходимо также следить за показаниями всех приборов — манометра, амперметра и других. Во многих случаях по показаниям приборов можно установить причины ненормальной работы. Представим себе, например, что резко упало давление в напорной линии циркуляционного насоса. По показаниям только манометра причину этого установить нельзя: их может быть несколько. Вакуумметр показывает, что разрежение во всасывающей линии сильно выросло, а значит, увеличилось количество подаваемой насосом воды. Действительно, при увеличении расхода воды возрастает сопротивление всасывающего трубопровода и, как следствие, уменьшается давление перед насосом. Чрезмерное же увеличение подачи, как это следует из характеристик насосов, сопровождается значительным уменьшением напора насоса. Поэтому уменьшается давление в напорной линии. Но значительное увеличение подачи (при неизменном числе оборотов) может произойти только вследствие значительного уменьшения сопротивления сети. Таким образом, вероятной причиной падения давления в рассматриваемом случае является разрыв напорного трубопровода.
Остановка насоса.Перед остановкой центробежных насосов закрывают напорную задвижку, после чего выключают двигатель. Если насос останавливается на длительное время, то необходимо спустить воду из корпуса насоса.
При ремонте насосов в зависимости от сложности и трудоемкости выполняемых работ может применяться как индивидуальная, так и бригадная организация труда.
Количественный состав бригады устанавливается исходя из трудоемкости планируемых работ по ремонту насосов, предусмотренных годовым планом.
Правильная организация рабочего места предполагает четкое определение объема и характера выполняемых в нем работ, необходимое оснащение, рациональную планировку, систематическое обслуживание, благоприятные и безопасные условия труда.
Оснащение рабочего места осуществляется по утвержденной технической документации на выполнение работ. Оно включает организационную и техническую оснастку.
В цехах, участках предприятий и мастерских должен выполняться установленный порядок приема центробежных насосов в ремонт и сдача их после ремонта.
На основе предварительно составляемых дефектных ведомостей до остановки насоса для ремонта заблаговременно ведется технологическая подготовка (отработка технологии разборки и сборки, изготовление сменных наиболее трудоемких и сложных деталей) и подготовка ремонтных работ (получение и изготовление запасных узлов и деталей, заменяющих изношенные; обеспечение инструментом и приспособлениями, а также материалами и комплектующими изделиями). К ремонту насоса следует приступать только после производства всех подготовительных работ.
Насос перед остановкой для ремонта должен быть тщательно очищен от грязи, пыли, охлаждающей и рабочей жидкости (продукта), а там где нужно — пропарен и продут.
Если ремонт будет производиться без снятия насоса с места его установки или фундамента, то площадь около насоса необходимо освободить от готовой продукции, материалов, деталей и т.п. и тщательно убрать.
Ответственность за подготовку насоса к ремонту возлагается на начальников производственных цехов или начальников участков (старших мастеров), сдающих насос в ремонт.
Перед началом ремонта слесарю-ремонтнику необходимо убедиться в том, что:
— вентиль на нагнетательной линии закрыт, входной и напорный патрубки перекрыты задвижкой; для отключения насоса от действующих линий подготовлены заглушки;
— насос освобожден от рабочей и охлаждающей жидкости, а вода из трубопроводов и насоса (в холодное время года) слита;
— двигатель приводного насоса выключен и на выключателе имеется табличка: «Не включать. Работают люди»;
— вентили, подводящие воду или жидкость для охлаждения масла для смазки, а также паровыпускные вентили у парового насоса закрыты; краны у манометров закрыты, а продувочные краники открыты; все вспомогательные трубопроводы отключены;
— помещение, в котором во время работы насоса наблюдается содержание вредных для человека газов или веществ, провентилировано.
Если установленный в производственном помещении насос должен ремонтироваться в мастерской или в ремонтном цехе предприятия, то слесари-ремонтники производят работы по съемке его с места установки или фундамента. В этом случае исполнитель отсоединяет насос от двигателя, открепляет от фундаментной плиты, рамы, стойки и т.п., снимает и переносит на стол, верстак или стеллаж для разборки вручную (когда масса насоса не превышает установленной нормы) или с помощью подъемно-транспортных средств; снимает насос с места и устанавливает на соответствующий транспорт (на специально подготовленное место, площадку) для последующего перемещения в ремонтный цех или мастерскую.
При разборке насоса сначала следует равномерно отпустить гайки болтов, закрепляющих детали или узлы насоса, а затем отвернуть их с болтов или шпилек полностью.
Укладку снятых деталей и узлов производить так, чтобы не повредить их. Пользоваться следует лишь определенным инструментом, например соответствующими ключами. Не допускается разборка гаечных соединений зубилом или молотком.
При ремонте каждую деталь необходимо тщательно промыть нейтрализующими жидкостями, протереть или обдуть воздухом, внимательно осмотреть, а также окончательно уточнить дефектную ведомость для ремонта с учетом специфики условий эксплуатации насоса; скорости перемещения рабочих органов, качества и состава рабочей жидкости, температуры и т.п.
В целях сокращения срока ремонта насосов важно иметь заранее подобранные чертежи, разработанные технические условия на ремонт отдельных узлов и деталей, документацию по технологии ремонта, изготовлению и восстановлению отдельных деталей, специальные приспособления для механизации ручных работ, контрольные приспособления и инструменты. Резьбовые соединения насосов, перекачивающих горячие нефтепродукты, рекомендуется смазывать графитовой смазкой, что облегчит и ускорит разборку при последующем ремонте.
После сборки производится пуск насоса: приработка, предварительная проверка качества ремонта, обкатка его на месте установки или специально оборудованном стенде.
Пуск насоса разрешается после предварительного осмотра, в процессе которого проверяется: наличие масла в корпусах подшипников; отсутствие заеданий (проверяется проворачиванием вала насоса за муфту); набивка сальников (набивка должна быть плотной, равномерно подтянутой).
После предварительного осмотра необходимо:
— закрыть вентиль на нагнетательном трубопроводе во избежание перегрузки электродвигателя в период пуска насоса;
— залить всасывающий трубопровод и корпус насоса (для заполнения корпуса и подводящего трубопровода насоса жидкостью рекомендуется применять вакуум-насосы, а при их отсутствии — устанавливать на подводящем трубопроводе);
— проверить ограждение муфты насоса и соединение ее с электродвигателем;
После набора насосом максимальных оборотов медленно открывать вентиль до достижения необходимого напора (по показанию манометра на нагнетательном трубопроводе).
В процессе испытания насоса все смазочные устройства должны быть в исправном состоянии и обеспечивать поступление смазки: масленки и смазочные отверстия защищены от попадания грязи и наполнены маслом, а всасывающие трубопроводы насоса и маслосборника должны иметь фильтрующие сетки.
Необходимо проверить исправность арматуры системы охлаждения.
Подтеки в фитингах, соединениях и трубах, разбрызгивание жидкости не допускаются. Соединения должны быть плотными.
После окончания работ ремонтный мастер или механик цеха предъявляет насос представителю отдела технического контроля для проверки выполнения слесарно-монтажных работ. Все обнаруженные представителем ОТК дефекты устраняются исполнителем или ремонтной бригадой.
После приемки насос устанавливают на место или (если ремонт производится без снятия) включают его для испытания в рабочем состоянии.
Насос устанавливается на достаточно жесткое основание, чтобы при его работе не было вибраций.
Вал должен находиться в горизонтальном или вертикальном положении, это проверяется по уровню и отвесу.
При непосредственном соединении насоса с электродвигателем посредством упругой муфты необходимо обращать внимание на точность совпадения их геометрических осей. В противном случае эластичные пальцы муфты будут быстро истираться или начнется вибрация установки, что повлечет за собой износ подшипников и нарушение работы сальника, усиленную течь.
При монтаже трубопровода трубы должны быть соответствующим образом выверены и закреплены, не вызывая деформаций на корпусе насоса.
Все соединения, особенно на всасывающей стороне, должны быть герметичны, так как при работе насоса с вакуумом засасывается воздух, что снижает производительность насоса или вызывает отказ в работе.
Каждый насос на нагнетательном трубопроводе должен быть снабжен вентилем (задвижкой), который служит запорным регулирующим приспособлением.
Сдача насоса из ремонта должна производиться в установленные сроки, согласно планово-предупредительному ремонту оборудования.
Литература 2 доп.
1. Что проверяют при чрезмерном нагреве подшипников?
2. Каким образом останавливают центробежные насосы?
3. Что необходимо предпринять перед остановкой насоса?
4. Каким видом смазки рекомендуется смазывать резьбовые соединения насосов для облегчения и ускорения разборки при последующем ремонте?
5. Чем должен быть снабжен каждый насос на нагнетательном трубопроводе?
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.