Требования охраны труда при эксплуатации системы отопления
Котельное отделение должно содержаться в чистоте и порядке, не загромождаться посторонними предметами.
Двери котельного отделения в пути следования должны быть заперты на ключ. Открывать их следует только при необходимости.
Перед включением нагревательных элементов котла или растопкой его твердым топливом необходимо убедиться в наличии воды в котле и в системе отопления. При отсутствии воды в котле и в системе отопления включение нагревательных элементов или разогрев топки котла не допускается.
При работе системы отопления на твердом топливе перед растопкой котла необходимо:
закрыть боковые тамбурные двери и угольные карманы;
проверить исправность и правильную установку колосниковой решетки и пламегасителя, открытие вентилей и заслонок, обеспечивающих циркуляцию воды в системе отопления.
проверить исправность ручного и циркуляционного водяного насоса.
Растопку котла необходимо производить бумагой и мелконаколотыми дровами. По мере разгорания дров топку загружают твердым топливом равномерно по колосниковой решетке. При этом дверца топки должна быть закрыта, а дверца зольника открыта. Применять дрова, длина которых превышает размеры топки, а также топливо, несоответствующее эксплуатационным документам вагона, не допускается.
Во избежание выброса пламени топочными газами и ожогов лица и рук открывать дверцу топки котла следует плавно, находясь на расстоянии вытянутой руки от дверцы. Зольник в это время должен быть закрыт.
Производить подкачку воды ручным насосом в систему отопления при включенном высоковольтном комбинированном отоплении не допускается.
При снижении уровня воды в системе ниже допустимого и невозможности ее пополнить необходимо прекратить топку котла, а при отрицательных температурах наружного воздуха полностью слить воду из систем отопления и водоснабжения во избежание ее замерзания.
При очистке топки котла запрещается горячий уголь удалять сразу из топки. Его следует опустить в зольник и, дождавшись его остывания, осторожно переложить в ведро, а затем удалить из вагона в предусмотренные для этого мусоросборники на железнодорожных станциях.
Во избежание попадания раскаленного угля и шлака на тело или одежду помешивать топливо, очищать топку от шлака и других работах с горящим углем необходимо производить осторожно, избегая ожога раскаленным углем.
хранить в котельном отделении тряпки, ветошь, веник, легковоспламеняющиеся жидкости и материалы и разжигать ими котел;
проводить растопку котла при неисправном запорном устройстве топки и открытой заслонке прерывателя тяги котла, а также отсутствии или неисправности колосниковой решетки и пламегасителя;
топить котел при уровне воды ниже допустимого, с неисправными дымовытяжными трубами и флюгаркой;
выбрасывать пустые банки из-под угля, горящий уголь или шлак на пути и междупутья;
оставлять без надзора действующие отопительные приборы;
тушить топку водой или снегом. При течи воды из котла для устранения и удаления скопившейся воды необходимо отключить нагревательные элементы котла установкой переключателя режимов отопления этого вагона в нулевое положение.
Для избежания ожога горячей водой при выпуске воздушных пробок из труб системы отопления и горячего водоснабжения (если в этом возникает необходимость), открывать воздушные краны этих систем следует плавно, выпуская из них воздух и воду только в инвентарные емкости, с помощью шлангов.
Проводить влажную уборку котельного отделения при наличии высокого напряжения на вагоне запрещается. После выхода вагона из отстоя необходимо предварительно до подачи напряжения на электронагревательные элементы котла протопить котел углем для просушки котельного отделения.
При срабатывании аппаратов защиты нагревательных элементов котла или повреждении других высоковольтных устройств вагона необходимо немедленно сообщить поездному электромеханику или начальнику поезда.
Обслуживание котла необходимо производить в головном уборе, рукавицах, халате.
6. Действия дежурного и отдыхающего проводников хвостового вагона при возникновении пожара в составе поезда.
Сообщить отдыхающему проводнику информацию о возгорании в поезде.
Привести в действие ручной тормоз.
По указанию начальника поезда произвести ограждение железнодорожного пути, на котором остановлен поезд и смежного железнодорожного пути в соответствии с требованиями пунктов 45–49 Приложения № 7 к ПТЭ.
Отдыхающий проводник хвостового вагона берет огнетушители и прибывает к горящему вагону, действует по указанию начальника поезда.
Требования охраны труда при эксплуатации системы отопления
3.5.1. Котельное отделение должно содержаться в чистоте и порядке, не загромождаться посторонними предметами. Двери котельного отделения в пути следования должны быть заперты на ключ и, открываться только при необходимости.
3.5.2. Контакты нагревательных элементов котла вместе с монтажными проводами должны быть закрыты специальными защитными кожухами. Независимо от наличия или отсутствия высокого напряжения на нагревательных элементах котла поднимать защитный кожух запрещается.
3.5.3. Перед включением нагревательных элементов котла или растопкой его твердым топливом необходимо убедиться в наличии воды в котле и в системе отопления. При отсутствии воды в котле и в системе отопления включение нагревательных элементов или разогрев топки котла не допускается.
3.5.4. В вагоне с комбинированным отоплением при исправном состоянии отопительных приборов проводник должен производить включение отопления с помощью пакетных выключателей, ставя их в положение, соответствующее автоматическому режиму отопления вагона.
3.5.5. При экипировке вагона твердым топливом через боковую тамбурную дверь проводник должен запереть противоположную боковую и торцевую двери вагона на ключ.
3.5.6. Техническое обслуживание котла необходимо производить в головном уборе, рукавицах, халате, при закрытых боковых дверях тамбура.
3.5.7. Растопку котла необходимо производить бумагой и мелко наколотыми дровами. По мере разгорания дров топку загружают топливом равномерно по колосниковой решетке. При этом дверца топки должна быть закрыты, а дверца зольника открыта. Применять дрова, длина которых превышает размеры топки, а также топливо, несоответствующее эксплуатационным документам вагона, не допускается
3.5.8. При работе системы отопления на твердом топливе перед растопкой котла необходимо:
-закрыть боковые тамбурные двери и угольные карманы;
-убедиться, что дверца лючка для чистки газохода плотно закрыта;
— проверить исправность и правильную установку колосниковой решетки и пламегасителя, открытие вентилей и заслонок, обеспечивающих циркуляцию воды в системе отопления.
— проверить исправность ручного и циркуляционного водяного насоса.
3.5.9. Открывать дверцу топки котла следует осторожно (не резко), находясь на расстоянии 500-700 мм от дверцы во избежание выброса пламени топочными газами и ожогов лица и рук. Зольник в это время должен быть закрыт.
3.5.10.Во время работы котла проводник должен постоянно следить за наличием воды в расширителе путем открытия крана на контрольной трубе, при отсутствии воды в кране необходимо систему пополнить из системы водоснабжения при помощи ручного насоса, не допуская кипения воды в расширителе.
3.5.11.Запрещается при включенном высоковольтном комбинированном
отоплении производить подкачку воды ручным насосом в систему отопления.
3.5.12. При снижении уровня воды в системе ниже допустимого и невозможности ее пополнить необходимо прекратить топку котла, а при отрицательных температурах наружного воздуха полностью слить воду из систем отопления и водоснабжения во избежание ее замерзания поставив при этом в известность начальника поезда или поездного электромеханика.
3.5.13. При очистке топки котла запрещается горячий уголь удалять сразу
из топки. Его следует опустить в зольник и, дождавшись его остывания, переложить в ведро, а затем удалить из вагона в предусмотренные для этого мусоросборники на железнодорожных станциях.
3.5.14. При помешивании топлива и очистки котла от шлака, а также при других работах с горящим углем нужно остерегаться попадания раскаленного угля и шлака на тело или одежду.
3.5.16. Проводнику запрещается:
-хранить в котельном отделении тряпки, ветошь, легковоспламеняющиеся жидкости и материалы (керосин, бензин, масло) и разжигать ими котел;
-топить котел при уровне воды ниже допустимого, с неисправными дымовытяжными трубами и флягаркой;
-выбрасывать пустые банки из-под угля, горящий уголь и шлакиз вагона на пути или междупутья как на стоянках, так и на ходу поезда;
-тушить топку водой или снегом;
-оставлять без надзора действующие отопительные приборы.
— проводить растопку котла при неисправном запорном устройстве топки и открытой заслонке прерывателя тяги котла, а также отсутствии или неисправности колосниковой решетки и пламегасителя;
3.5.17.В случае течи воды из котла комбинированного отопления для ее устранения и удаления скопившейся воды необходимо отключить высоковольтные нагреватели котла отопления установкой переключателя режимов отопления этого вагона в нулевое положение.
В случае срабатывания аппаратов защиты высоковольтных нагревателей
котла отопления и повреждении других высоковольтных устройств вагонов дежурные проводники должны немедленно доложить поездному электромеханику или начальнику поезда.
3.5.18. Для избежания ожога горячей водой при выпуске воздушных пробок из труб системы отопления и горячего водоснабжения (если в этом возникает необходимость), открывать воздушные краны этих систем следует плавно, выпуская из них воздух и воду только в инвентарные емкости, с помощью шлангов.
3.5.19. Проводить влажную уборку котельного отделения при наличии высокого напряжения на вагоне запрещается. После выхода вагона из отстоя необходимо предварительно до подачи напряжения на электронагревательные элементы котла протопить котел углем для просушки.
Инструкция по эксплуатации систем отопления и горячего водоснабжения
«_____»___________ 200 г.
по эксплуатации систем отопления и горячего водоснабжения
1. Технические требования к системам отопления и горячего водоснабжения.
Отопительные приборы должны иметь устройства для регулирования теплоотдачи. В жилых и общественных зданиях отопительные приборы, как правило, оборудуются автоматическими терморегуляторами.
К отопительным приборам должен быть обеспечен свободный доступ. Устанавливаемые декоративные экраны (решетки) не должны снижать теплоотдачу приборов, препятствовать доступу к устройствам регулирования и очистке приборов.
Арматура должна устанавливаться в местах, доступных для обслуживания и ремонта. Трубопроводы систем отопления изготавливаются из материалов, разрешенных к применению в строительстве
Трубопроводы, проложенные в подвалах и других неотапливаемых помещениях, оборудуются тепловой изоляцией.
Уклоны трубопроводов воды, пара и конденсата следует принимать не менее 0,002. Конструкция системы должна обеспечивать ее полное опорожнение и заполнение.
Удаление воздуха из систем отопления при теплоносителе-воде следует предусматривать в верхних точках.
2. Эксплуатация систем отопления и горячего водоснабжения.
При эксплуатации системы отопления должно быть обеспечено:
— равномерный прогрев всех нагревательных приборов;
— залив верхних точек системы;
— давление в системе отопления не должно превышать допустимое для отопительных приборов;
— коэффициент смешения на элеваторном узле водяной системы не менее расчетного;
Максимальная температура поверхности отопительных приборов должна соответствовать назначению отапливаемого помещения и установленным санитарным нормам и правилам.
В процессе эксплуатации систем отопления следует:
— осматривать элементы систем, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов на чердаках, в подвалах и каналах), не реже 1 раза в месяц;
— осматривать наиболее ответственные элементы системы (насосы, запорную арматуру, контрольно-измерительные приборы и автоматические устройства) не реже 1 раза в неделю;
— удалять периодически воздух из системы отопления согласно инструкции по эксплуатации;
— очищать наружную поверхность нагревательных приборов от пыли и грязи не реже 1 раза в неделю;
— вести ежедневный контроль за параметрами теплоносителя (давление, температура, расход), прогревом отопительных приборов и температурой внутри помещений в контрольных точках с записью в оперативном журнале, а также за утеплением отапливаемых помещений (состояние фрамуг, окон, дверей, ворот, ограждающих конструкций и др.);
— проверять исправность запорно-регулирующей арматуры в соответствии с утвержденным графиком ремонта, а снятие задвижек для их внутреннего осмотра и ремонта — не реже 1 раза в 3 года, проверка плотности закрытия и смену сальниковых уплотнений регулировочных кранов на нагревательных приборах — не реже 1 раза в год;
— проверять 2 раза в месяц закрытием до отказа с последующим открытием регулирующие органы задвижек и вентилей;
— производить замену уплотняющих прокладок фланцевых соединений — не реже 1 раза в пять лет.
До включения отопительной системы в эксплуатацию после монтажа, ремонта и реконструкции, перед началом отопительного сезона проводится ее тепловое испытание на равномерность прогрева отопительных приборов. Испытания проводятся при положительной температуре наружного воздуха и температуре теплоносителя не ниже 50 град. С. При отрицательных температурах наружного воздуха необходимо обеспечить прогрев помещений, где установлена отопительная система, другими источниками энергии.
Пуск опорожненных систем при отрицательной температуре наружного воздуха необходимо производить только при положительной температуре поверхностей трубопроводов и отопительных приборов системы, обеспечив ее другими источниками энергии.
Регулировку систем необходимо производить после выполнения всех разработанных мероприятий и устранения выявленных недостатков.
В процессе регулировки подготовленной водяной системы производится коррекция диаметров сопл элеваторов и дроссельных диафрагм, а также настройка автоматических регуляторов на основании измерения температуры воды в подающем и обратном трубопроводах, определяющих фактический режим работы налаживаемой системы или отдельного теплоприемника; в паровых системах — настройка регуляторов давления, установка дроссельных устройств, рассчитанных на гашение избыточного напора.
Результаты испытаний оформляются актом и вносятся в паспорт системы и здания.
Все верхние точки разводящих трубопроводов оборудуются воздуховыпускной арматурой, а нижние — арматурой для спуска воды или отвода конденсата.
Трубопроводы выполняются с уклонами, исключающими образование воздушных мешков и скопление конденсата.
Промывка систем проводится ежегодно после окончания отопительного периода, а также после монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб (в открытых системах до ввода в эксплуатацию системы должны быть также подвергнуты дезинфекции).
Системы промываются водой в количествах, превышающих расчетный расход теплоносителя в 3 — 5 раз, ежегодно после отопительного периода, при этом достигается полное осветление воды. При проведении гидропневматической промывки расход водо-воздушной смеси не должен превышать 3 — 5-кратного расчетного расхода теплоносителя.
Для промывки систем используется водопроводная или техническая вода. В открытых системах теплоснабжения окончательно промывка после дезинфекции производится водой, соответствующей требованиям действующего стандарта на питьевую воду, до достижения показателей сбрасываемой воды до требуемых санитарными нормами на питьевую воду, для конденсатопроводов качество сбрасываемой воды должно соответствовать требованиям в зависимости от схемы использования конденсата.
Подключение систем, не прошедших промывку, а в открытых системах — промывку и дезинфекцию, не допускается.
Для защиты от внутренней коррозии системы должны быть постоянно заполнены деаэрированной, химически очищенной водой или конденсатом.
Испытания на прочность и плотность оборудования систем проводятся ежегодно после окончания отопительного сезона для выявления дефектов, а также перед началом отопительного периода после окончания ремонта.
9 Испытания на прочность и плотность водяных систем проводятся пробным давлением, но не ниже:
— элеваторные узлы, водоподогреватели систем отопления, горячего водоснабжения — 1 МПа(10кгс/см2);
— системы отопления с чугунными отопительными приборами, стальными штампованными радиаторами — 0,6 МПа (6 кгс/см2), системы панельного и конвекторного отопления — давлением 1 МПа (10 кгс/см2);
— системы горячего водоснабжения — давлением, равным рабочему в системе, плюс 0,5 МПа (5 кгс/см2), но не более 1 МПа (10 кгс/см2);
— для калориферов систем отопления и вентиляции — в зависимости от рабочего давления, устанавливаемого техническими условиями завода-изготовителя.
Испытание на прочность и плотность проводится в следующем порядке:
— система теплопотребления заполняется водой с температурой не выше 45 град. С, полностью удаляется воздух через воздухоспускные устройства в верхних точках;
— давление доводится до рабочего и поддерживается в течение времени, необходимого для тщательного осмотра всех сварных и фланцевых соединений, арматуры, оборудования и т. п., но не менее 10 мин.;
— давление доводится до пробного, если в течение 10 мин. не выявляются какие-либо дефекты (для пластмассовых труб время подъема давления до пробного должно быть не менее 30 мин.).
Испытания на прочность и плотность систем проводятся раздельно.
Системы считаются выдержавшими испытания, если во время их проведения:
— не обнаружены «потения» сварных швов или течи из нагревательных приборов, трубопроводов, арматуры и прочего оборудования;
— при испытаниях на прочность и плотность водяных и паровых систем теплопотребления в течение 5 мин. падение давления не превысило 0,02 МПа (0,2 кгс/см2);
— при испытаниях на прочность и плотность систем панельного отопления падение давления в течение 15 мин. не превысило 0,01 МПа (0,1 кгс/см2);
— при испытаниях на прочность и плотность систем горячего водоснабжения падение давления в течение 10 мин. не превысило 0,05 МПа (0,5 кгс/см2); пластмассовых трубопроводов: при падении давления не более чем на 0,06 МПа (0,6 кгс/см2) в течение 30 мин. и при дальнейшем падении в течение 2 часов не более чем на 0,02 МПа (0,2 кгс/см2).
Результаты проверки оформляются актом проведения испытаний на прочность и плотность.
Если результаты испытаний на прочность и плотность не отвечают указанным условиям, необходимо выявить и устранить утечки, после чего провести повторные испытания системы.
При испытании на прочность и плотность применяются пружинные манометры класса точности не ниже 1,5, с диаметром корпуса не менее 160 мм, шкалой на номинальное давление около 4/3 измеряемого, ценой деления 0,01 МПа (0,1 кгс/см2), прошедшие поверку и опломбированные госповерителем.
Выявленные в процессе эксплуатации неисправности устраняются немедленно или, в зависимости от характера неисправности, в период текущего или капитального ремонта.
Текущий ремонт систем теплопотребления производится не реже 1 раза в год, как правило, в летний период, и заканчивается не позднее чем за 15 дней до начала отопительного сезона.
В зимний период при отрицательных температурах наружного воздуха в случае прекращения циркуляции воды в системах для предотвращения размораживания системы полностью дренируются.
Дренирование производится по письменному распоряжению технического руководителя в соответствии с эксплуатационной инструкцией, составленной применительно к местным условиям.
При эксплуатации системы горячего водоснабжения необходимо:
— обеспечить качество горячей воды, подаваемой на хозяйственно-питьевые нужды, в соответствии с установленными требованиями;
— поддерживать температуру горячей воды в местах водоразбора для систем централизованного горячего водоснабжения: не ниже 60 град. С — в открытых системах теплоснабжения, не ниже 50 град. С — в закрытых системах теплоснабжения и не выше 75 град. С — для обеих систем;
— обеспечить расход горячей воды с установленными нормами.
В процессе эксплуатации систем горячего водоснабжения следует:
— следить за исправностью оборудования, трубопроводов, арматуры, контрольно-измерительных приборов и автоматики, устранять неисправности и утечки воды;
— вести контроль за параметрами теплоносителя и его качеством в системе горячего водоснабжения.