- ТЭНы в качестве обогрева гаража
- Разновидности ТЭНов
- Применение бытового ТЭНа
- Выбор трубчатого электрического нагревателя
- ТЭНы патронного типа
- Установка ТЭНа в батарею своими руками
- Правила техники безопасности
- Способы отопления гаража от электричества
- Замечание про утепление
- Использование общего отопления
- Виды электрического отопления
- Тепловая пушка
- Конвектор
- Электрокотел
- Масляный электронагреватель
- Инфракрасное отопление
- Практическая реализация отопления гаража с помощью электрокотла
- Видео по теме
ТЭНы в качестве обогрева гаража
Трубчатый электрический нагреватель (ТЭН) – очень практичный элемент, который используют для обогрева помещений. Чаще всего устанавливают в батареи ТЭНы для отопления гаража.
Разновидности ТЭНов
Отопление в гараже различается по видам самих электрических ТЭНов:
- Бытовые (для применения в жилых зданиях).
- Промышленные (устанавливаемые на производствах).
Трубчатые электронагреватели отопления могут быть использованы и в качестве элементов оборудования. В бытовых устройствах этот элемент можно встретить как нагреватель бойлера, стиральной или посудомоечной машины. Помимо прочего, ТЭН часто используется для нагрева носителя тепла в системах отопления жилых домов. ТЭН используют в промышленности с той же самой целью. Отличие в том, более слабый элемент используется для домашних нужд. Часто отапливается гараж с помощью инфракрасного обогревателя.
Применение бытового ТЭНа
Монтаж бытового ТЭНа в радиаторах отопления – привычное сегодня дело. Метод работы данной печи для гаражного отопления является простым. После подачи электричества на сам элемент происходит процесс его нагрева. Трубчатый электрический нагреватель в свою очередь последовательно нагревает тепловой носитель радиатора. Нужно обратить внимание, что в батареях отопления могут быть использованы разные ТЭНы.
Они делятся на основные и вспомогательные. Особого различия в их мощности и устройстве нет. Печи для отопления гаража в радиаторах системы отопления имеет важное преимущество – степень нагрева регулируется с помощью специального терморегулятора.
ТЭН, встроенный в радиатор
Выбор трубчатого электрического нагревателя
Когда выбираются для покупки ТЭНы для отопления гаража, большое внимание нужно уделить на эти виды элементов:
- Котлы отопления для гаража, которые используются в стальных, чугунных или алюминиевых батареях отопительной системы.
- В которых установлены температурные регуляторы и таймеры отключения.
- ТЭНы патронного типа
Независимо от того, какой модели ТЭН будет выбран для создания в гараже системы отопления, например, с помощью газовой пушки, нужно полностью следовать правилам монтажа. ТЭН устанавливается вертикально в любом случае. Нижний распределительный фитинг – это место для монтажа системы. Подобное расположение предоставляет возможность для элемента по максимуму нагревать отопительную жидкость в радиаторе. Это антифриз для оборудования, масло или вода. Важным является то, что ТЭН не мешает жидкости циркулировать.
ТЭНы патронного типа
Имеют небольшие отличия от других видов – на них установлена специальная стальная оболочка. Это позволяет использовать ТЭНы для отопления гаража в радиаторах отопления с любыми теплоносителями.
ТЭНы патронного типа
Само собой, при монтаже любой системы отопления, например, газовой горелки для отопления в гараже, обязательно нужно соблюдать правила безопасности. Самое главное – постоянный контроль работы системы.
Если не имеется возможности делать это своими руками, нужно использовать систему с автоматическим контролем степени нагрева и отключения. Обязательным является использование заземленной розетки при подключении системы к сети или котла электрического типа.
Установка ТЭНа в батарею своими руками
Установка ТЭНа в радиатор гаражного отопления требует от установщика полного следования четкой последовательности выполнения работ.
Схема отопления гаража ТЭНами
Последовательно это выполняется так:
- Сначала отключается система отопления от электрической сети
- Потом отключается подача воды в систему
- Производится полный слив воды из отопительной системы
- ТЭН монтируется на место нижней пробки радиатора.
Другой вариант установки:
- Монтаж нагревателя, который скрыт с помощью специальной оболочки, напрямую в трубу с подачей воды. Является важным, чтобы ТЭН не препятствовал циркуляции теплового носителя.
- Залив воды в систему. Проверка на наличие протекания.
- Подключение системы отопления повторно к электросети.
Правила техники безопасности
Независимо от используемой отопительной системы (радиаторы или печь для гаражного отопления) и от того, какое топливо она использует, как отопление в гараже с помощью газового конвектора, является очень важным соблюдение правил пожарной безопасности при установке и эксплуатации системы:
- При монтаже печки для отопления в помещении, нужно установить надежную вентиляционную систему.
- Не должны храниться (или храниться надежно) легковоспламеняющиеся или взрывоопасные жидкости и изделия. Главная мера безопасности при этом – хранение таких веществ наиболее удаленно от источника нагрева.
- Если используется большое количество приборов, которые по мощности серьезно превышают мощность электросети, нужно позаботиться про установку предохранителей. Если будет превышена допустимая мощность – они просто отключат от электросети все приборы. Исключив при этом угрозу короткого замыкания и пожара.
Если в гараже используются переноски для удобного подключения нагревателя, нужно следить, чтобы длина электрокабеля не превышала 6 метров. Лучшим решением будет использование сетевого фильтра. Если случатся скачки напряжения – фильтр отключит сам прибор. Нужно следить, чтобы сетевой шнур не деформировался и не перегибался. Не следует ставить на кабель тяжелые предметы, которые могут его повредить. Нужно внимательно следить, чтобы не было перегрева переноски.
Работающее конвекторное отопление в гараже потребляет почти всю сетевую мощь – не следует поэтому подключать параллельно дополнительные приборы. Нельзя использовать для обогрева приборы, у которых есть хоть какие-нибудь неисправности.
Нельзя оставлять без присмотра надолго включенный нагреватель. Тем более не допускается просушивать любые предметы или вещи на работающем обогревателе.
Если газ используется как топливо для печки или котла для обогрева в гараже — крайне нежелательным будет хранение летучих веществ в гараже. Не нужно забывать, что гараж не является складом, где можно хранить газовые баллоны. Даже если они пустые. Небольшая газовая утечка может привести к серьезным последствиям.
Обязательно соблюдайте правила использования системы отопления, независимо от ее типа, даже если гараж отапливается «буржуйкой». Рядовая халатность может привести к пожару.
Способы отопления гаража от электричества
Владельцы автомобилей с особой трепетностью относятся к месту его жизни. Конечно, для тех, у кого транспорт лишь средство передвижения, особого значения не имеет, в каких условиях он находится в периоды простоя. В ремонтных целях доступны СТО, шины накачают на заправке, а храниться четырех, или реже, двух колесный друг может и на улице или платной парковке. То ли дело у настоящих любителей транспорта и езды. Они знают о своем автомобиле все. И проблемы, и методы их решения, то, что нравится двигателю по маслам и топливу, и как ведет себя машина при запуске в разную погоду.
Наступает момент, когда у заботливых автовладельцев появляется гараж. Закрытое, и защищающее от непогоды собственное помещение, где машина, а возможно и ее хозяин будут проводить большую часть своего времени.
В сущности, гараж это кроме места хранения транспорта еще и маленькая авто- и/или обычная мастерская, точка встречи друзей или пространство, где можно побыть одному. К сожалению, использовать такое помещение для комфортного присутствия доступно не весь год. Зимой, поздней осенью или ранней весной, в нем холодно. И даже запуск машины составляет определенные проблемы в этот период. Становится гуще масло в двигателе и коробке передач, застывает жидкость в гидроусилителе руля и тормозах. От того то и старт на холоде проходит тяжелее и затрудняется начало движения автомобиля. Кроме того, произвести плановый ремонт или обслуживание техники в периоды непогоды или мороза намного сложнее – температура слишком не комфортная для человеческого организма.
Чтобы убрать названые проблемы из жизни, в гараже монтируют отопление, которое будет нагревать воздух и поверхности в нем. Есть и еще один мало вспоминаемый плюс от постоянного тепла — меньше образовываться конденсат, а значит и повреждений не только стен, но и частей автомобиля или инструментов от излишней влаги.
Собрать гаражное отопление относительно не сложно, только надо вначале учесть все основные и дополнительные факторы по оборудованию подобного плана. Рачительный хозяин обязательно задастся тремя главными вопросами перед самим процессом монтажа тепловой системы: чем и как топить, методы сохранения температуры и уменьшения ее потерь в случаях открытия дверей или калитки.
Список решений первого вопроса весьма велик и включает в себя оборудование, начиная от дровяной печи и заканчивая самодельным электрическим жидкостным отоплением. Кроме этого, ответы на оставшиеся также весьма неоднозначны.
Замечание про утепление
Итак, первое, что учитывается — стены и расположение гаража. Если коробка собрана из тонких листов металла или кирпича в один ряд, в ней нет утеплителя и находится она в стороне от жилищного фонда, то отапливая ее, можно попросту «вылететь в трубу» финансово, как в прямом, так и переносном смысле. Переходя сразу в практическую плоскость — требуется защитить от потери температур стены и потолок. Для технических помещений, к которым относится и гараж, хорошо подходят пенопластовые плиты, минеральная вата, современные жидкий утеплитель, вспененный полиэтилен, экструдированный полистирол.
Конечно, расписывать укладку каждого отдельного вида на поверхность стен или потолка выходит за рамки статьи. Но, вот жизненный совет на эту тему можно дать: чтобы уменьшить расходы на утепление у владельца гаража, ему стоит обратить внимание на упаковку продукции, выбрасываемую многими промтоварными магазинами. Зачастую в ней находится пенопластовые вставки. Договорившись с хозяевами торговой точки, или попросту периодически объезжая рядом расположенные мусорные контейнеры и забирая пенопласт, можно достаточно быстро собрать нужное его количество для утепления стен и потолка гаража. Причем он достанется бесплатно.
Основой любого вида утепления будет создание узенького деревянного или металлического каркаса внутри коробки, а по возможности и снаружи ее (многие удерживающие тепло материалы малочувствительны к влажности). В ячейки конструкции помещается вначале тонким слоем полиэтилен, — чтобы изолировать утеплитель от стены, затем сам термо-материал. Сверху протягивается еще один слой пленки на который уже и производится верхняя финальная зашивка. Последняя делается в зависимости от расположения утеплителя — улица или помещение. Снаружи применяются тонкие листы жести, дерево или сайдинг, внутри ДВП, ДСП, штукатурка или любой другой материал.
Утепление крыши ничем практически не отличается от аналогичного процесса для стен — такая же обрешетка, утеплитель, влагозащита и наружное покрытие.
Теперь, что касается ворот. Конечно, нужно подумать и об их изоляции. Выполняется она классически или пенопластом, закрепляемым прямо поверху или минеральной ватой в наваренном на ворота железном мини-каркасе. Конечно все это выполняется в случаях, когда поверхности сделаны из металла. В остальных — действуют согласно собственного разумения.
Если есть отдельные двери, с ними проводят аналогичные действия — или полностью заменяют на утепленные или делают двойными. Нужно обратить внимание и на окна — если они присутствуют, то следует решить вопрос их обмена на утепленные.
Хорошим методом изоляции послужат и плотные занавеси внутри помещения перед дверьми и воротами. В опущенном до низу состоянии они создадут еще одну тепловую прослойку между улицей и пространством гаража.
Маленькое примечание: проводя процедуры утепления и запечатывания помещения, не стоит забывать и о том, что это гараж, где находится автомобиль, который при запущенном двигателе выделяет смертельный угарный газ и CO2. Вентиляция и возможность проветривания — обязательны!
Да, после проведенных процедур свободное место немного уменьшиться. Но! Экономия тепла и топлива достигает такого размера, что за туже сумму можно было бы купить второй гараж, если брать за исходное траты на отопление не защищенного от потерь помещения.
Использование общего отопления
Идеальна ситуация, когда гараж расположен рядом с частным, собственным домом или трубой общественной сети отопления. Можно произвести разводку теплотрассы в него. В случае городской — делается все через соответствующие службы. По отношению к домашней проще — нужно несколько радиаторов, связующие трубы и утеплитель для прокладывания теплотрассы по улице. В случае частного варианта, в нем разъединяется центральная линия горячего водоснабжения от котла, в которую и встраивается дополнительная ветка отопления, как бы удлиняя ее. Ниже представлены два варианта врезки в тепловую сеть дома, в зависимости от ее вида.
При подключении гаража к общегородской сети соединение производится врезкой (без ее разрыва!) в линию горячего водоснабжения и обрата. Вообще проведение подобной процедуры для муниципальной отопительной системы лучше поручить профильным организациям. Будет не намного дороже, чем оформление самого проекта врезки, проведения работ по ней и прочих нюансов исполнения.
Виды электрического отопления
Конечно, выполнить систему отопления от общей сети, это хорошо, вот только не всегда возможно. Зачастую используются другие решения, самое простое из которых — применение электрических аппаратов генерации тепла. Здесь, есть где развернутся. Тепловые пушки, масляные и спиральные конвекторы, котлы, инфракрасные системы отопления. Рассмотрим их подробнее.
Тепловая пушка
Грубо говоря, представляет собой закрытый со всех боков корпус, с тепловыми элементами и вентилятором, который прокачивает через них воздух. На выходе дает устойчивый и довольно сильный тепловой поток. Питание система получает целиком от электричества, как для нагрева, так и компрессии.
Если механические компоненты работают, то использование такой системы достаточно безопасно. Греет помещение быстро. Вот только один минус — расход электричества. Печка у пушки потребляет большое ее количество, до 2 киловатт в бытовых вариантах и десятков в промышленных, рассчитанных на отопление крупных пространств.
Конвектор
Другим вариантом нагрева воздуха, но уже без использования принудительной его циркуляции реализовано в конструкции конвектора. Самое простое описание ее — закрытая коробка без дна и верха, внизу которой располагается нагревательный тен. Воздух, набирая температуру рядом с отопительным элементом, поднимается. Свежий поступает снизу. Используются основные физические законы, приводящие в конечном итоге к работоспособности всей системы. Минуса тут два и каждый из них довольно существенен. Чтобы нагреть большую массу атмосферного газа — нужен реально мощный и потребляющий электричество тен. Ну и второй — циркуляция воздуха происходит достаточно медленно. Нет части ускоряющей обмен и прохождение газа через нагреватель.
Электрокотел
В сущности, отопление в гараже от электричества с использованием котла можно назвать немного по другому — жидкостная автономная система обогрева. Сам аппарат в ней нагревает воду, которая при помощи насоса циркулирует в общем контуре, отдавая накопленное в воздух через радиаторы. Чем больше тепла нужно, тем сильнее требуется поднять температуру жидкости. Кроме того, имеет значение и размер излучающих тепло поверхностей — габаритные обогревают большую площадь, чем более мелкие.
Для гаража такая система очень хороша, она эффективна и экономна, к тому же надежна и позволяет использовать ее практически без контроля длительное время. В сущности, для технических помещений не обязательно постоянно поддерживать комнатную температуру. В отсутствие людей достаточно и +5 °С для техники и автомобиля, с повышением ее в моменты прихода человека до комфортных пределов. Что, собственно, тоже дает не маленькую экономию.
При использовании электрокотла для гаража в систему заливается не вода, а автомобильная незамерзайка. Это избавит трубы от шанса лопнуть при отключении отопления и критичных морозах. Есть и минусы такой системы. Самый главный из которых — стоимость и трудоемкость первоначального монтажа, плюс наличие нужных технических средств, обеспечивающих тепло (котел), защиту от пробоя (автоматы в щиток), циркуляцию жидкости (насос), ну и самих радиаторов или батарей вместе с трубами по которым теплоноситель будет двигаться. Кроме того, подобная система требует наличия расширительного бачка, чтобы не происходило закипания обменного вещества в трубах и их разрыва. Хотя, как говориться, не так страшен черт, как его малюют — все вопросы решаемы достаточно бюджетно за счет рынка бывшей в употреблении техники.
Масляный электронагреватель
Самый, наверное, элементарный и надежный электроприбор, который можно собрать и своими руками. В сущности, это две или три соединенных емкости, расположенные одна над другой или единая — главное обладающая большим объемом. В торец нижней, с одной стороны помещен нагревательный тен с контролем температуры. Во все пространство отопительного прибора залито автомобильное масло или иная вязкая жидкость. В районе тена ее нагрев повышается. Согласно физическим законам она поднимается, а в освободившееся пространство поступает следующая порция теплоносителя. Этакий конвектор, где вместо воздуха работает масло. Что касается отопительной функции — горячая и вязкая жидкость отдает накопленное тепло в атмосферу через поверхность верхнего резервуара и охлаждаясь опять опускается к горячему тену для очередного нагрева.
Инфракрасное отопление
Инфракрасное отопление — наверное самый экономный способ и технологичный, среди описанных ранее.
Здесь используются немного другие физические принципы. В сущности, речь идет о лампах, излучающих свет инфракрасного спектра. Такие лучи, падая на предметы вызывают нагрев их поверхностей, а уж от того и поднимается температура воздуха.
Монтаж производится в любом месте гаража, главное, чтобы был как можно общий охват его объема. Чем больше будет освещаться инфракрасной лампой, тем эффективней станет работать такое электроотопление.
При выборе конкретного производителя рекомендуется обращать внимание на размер самой лампы и ее мощность. Для среднего гаража 3.5×6 м. вполне достаточен излучатель в метр длинной и от 2 КВт потребления.
Практическая реализация отопления гаража с помощью электрокотла
В самом начале, когда делается отопление гаража электричеством, нужно выбрать место установки самого котла и радиаторов. Пространство должно быть максимально открытым и не допускать помех использованию самой гаражной техники, включая распахивания дверей автомобиля, или поднятия его багажника и капота. Далее идет выбор отопительного устройства в магазине. Даже на гараж в 20 м² хватит котла от 1 кВт и самого дешевого насоса, лишь бы мог подключаться и выдерживать циркуляцию горячей воды по трубам внутреннего диаметра 15–20 мм, которые и будут использоваться для связки всей системы. Плюс к этому, понадобится расширительный бак и сам радиатор.
Из конкретных рекомендаций хорошо выглядит в этом плане электрокотел «Эконом ЭВП-3 КВт», стоимостью всего 1800 р. Не смотрите на крупные значения киловатт/час. Он не постоянно крутит электроэнергию. Принцип такой: котел нагревает жидкость в системе до установленной максимальной температуры. Выключается. Пока теплообменник охлаждается в определенных границах, он не реагирует. Как только градусы упали ниже планки активируется и опять поднимает температуру жидкости.
С выбором конкретного насоса тоже не стоит напрягаться. Все циркуляционные их варианты с потреблением до или равным 100 Вт, находящиеся в ценовом диапазоне от 1500 до 2000 рублей, подходят.
В обязательном порядке нужен расширительный бак, чтобы система в один гадкий момент не разлетелась на части. Можно придумать самому — это всего лишь емкость, прицепляемая к системе обмена горячей водой. Ее основная функция проявляется при расширении жидкости в результате нагрева — излишки уходят в этот бак. Лучше и проще купить уже готовые решения такого сосуда, оснащенные необходимыми трубами и переходниками. Вполне хватит модели на 2 литра. К примеру, от фирмы LadAna, за менее чем 500 р. Что касается самих труб, — тут лучше использовать металлические их варианты или из жаропрочного пластика.
Если нет возможности или желания купить радиаторы, то применяют самодельную связку труб. Здесь принцип один — чтобы максимальное количество горячей воды было распределено по большей поверхности. Хотя есть и аккуратные промышленные теплообменники в продаже. Они, в основном, сделаны из модулей-сегментов. Пара таких сборок по метру длиной полностью обеспечат потребности среднестатистического гаража.
Сам котел обязательно подключается к силовой линии через толстые медные провода и хорошие автоматы на фазе и нуле, с пределами на 25 А. Параллельно к питанию присоединяется и насос. Еще один нюанс, связанный с подключением последнего, но касающийся воды, его стараются ставить на обрат системы. Это делается для того, чтобы он работал при более низких температурах жидкости, не перегревался. И еще одно. Без отдельно выведенной и смонтированной «земли» в дополнение к «нулю» настолько мощное оборудование использовать просто нельзя, это касается и котла, и помпы.