- Как использовать тосол для систем отопления
- Применение тосола в системе отопления
- Заливка антифриза в отопление
- Подготовка к заливке
- Процесс заливки тосола в систему отопления:
- Можно ли залить тосол в систему отопления
- Применение тосола в системе отопления
- Заполнение закрытой системы отопления
- Заливка антифриза в отопление
- Подготовка к заливке
- Процесс заливки тосола в систему отопления:
- Что делать, если решено использовать тосол?
- Отечественный антифриз – состав и маркировка
- Ограничения по применению антифриза в теплоснабжении
Как использовать тосол для систем отопления
Во многих частных домах можно встретить системы водяного отопления. У таких конструкций есть много преимуществ, но они обладают одним значительным недостатком – в случае сильных морозов, есть риск замерзания воды в трубах.
Применение тосола в системе отопления
Чтобы предотвратить замерзание теплоносителя в системе, вместо воды в систему заливают другие теплоносители – антифризы, также для этих целей используется тосол для системы отопления.
Но использование тосола в качестве антифриза не рекомендуется, потому что в состав этой субстанции входит этиленгликоль. Это вещество очень ядовито, категорически не допускается его попадание на кожу и внутрь. При использовании тосола в качестве антифриза, любая течь становится опасной для человека, так как вредные пары, образуемые под воздействием высоких температур, выходят наружу.
В процессе эксплуатации присадки выпадают в осадок. Как результат, этот антифриз просто разъедает контур обогрева изнутри.
В качестве альтернативы тосолу можно использовать специальные антифризные составы для отопления на основе глицерина либо пропиленгликоля. Цена на первые несколько больше, а вторые имеют немного меньшую теплопроводность и больший вес.
Заливка антифриза в отопление
Если все же было решено залить в систему отопления именно тосол, необходимо придерживаться правил безопасности в процессе работ и эксплуатации.
Подготовка к заливке
Можно приобрести уже готовые к использованию «незамерзайки». Но такой состав разбавлять водой нельзя. Для этого лучше купить концентрат, в котором этиленгликоля не меньше 95%. Используя такую смесь, можно самостоятельно выбрать необходимое соотношение антифриза и воды. Сначала необходимо выяснить минимальную температуру, при которой не будет происходить кристаллизация теплоносителя. Температурные условия, при которых можно наблюдать такой эффект, как правило, указаны на упаковке.
Поэтому следует учитывать такие пропорции:
- если замерзание происходит при -40 °C, отношение воды к концентрату 1:1;
- -30 °C— 2:3;
- — 20 °C— 1:2.
Процесс заливки тосола в систему отопления:
- Необходимо спустить весь теплоноситель;
- Хорошо промыть трубы и радиаторы;
- Проверить герметичность соединений труб, можно заменить прокладки;
- Заливка тосола осуществляется при помощи специального насоса.
Замена жидкости с этим веществом проводится очень аккуратно, можно использовать резиновые перчатки и респиратор.
Важно! Обязательно проводить все действия в хорошо проветриваемом помещении.
Перед принятием окончательного решения в вопросе использования тосола в качестве теплоносителя, необходимо учитывать следующие факты:
- В случае использования этого антифриза потребуется замена циркуляционного насоса на более мощный;
- Тосол вытекает из труб даже при незначительной микротрещине;
- Резиновые прокладки в системе отопления нужно поменять на паронитовые;
- Этот состав можно заливать только в систему закрытого типа, использование тосола в системах с расширительным бачком открытого типа опасно для здоровья;
- Скорость нагрева с этим химическим веществом намного ниже;
- Не стоит использовать тосол в двухконтурных котлах, так как возможно подмешивание жидкости из отопительного контура в контур водоснабжения;
- Не рекомендуется заливать антифриз в систему с оцинкованным трубопроводом. Это может стать причиной химических изменений и потери первоначальных свойств труб;
- Основное отличие тосола и специальной жидкости для отопления состоит в наличии в последних пеногасительных присадок. Ними можно предупредить завоздушивание системы отопления.
Можно ли залить тосол в систему отопления
Применение тосола в системе отопления
Чтобы предотвратить замерзание теплоносителя в системе, вместо воды в систему заливают другие теплоносители – антифризы, также для этих целей используется тосол для системы отопления. Но использование тосола в качестве антифриза не рекомендуется, потому что в состав этой субстанции входит этиленгликоль. Это вещество очень ядовито, категорически не допускается его попадание на кожу и внутрь. При использовании тосола в качестве антифриза, любая течь становится опасной для человека, так как вредные пары, образуемые под воздействием высоких температур, выходят наружу. В процессе эксплуатации присадки выпадают в осадок. Как результат, этот антифриз просто разъедает контур обогрева изнутри. В качестве альтернативы тосолу можно использовать специальные антифризные составы для отопления на основе глицерина либо пропиленгликоля. Цена на первые несколько больше, а вторые имеют немного меньшую теплопроводность и больший вес.
Заполнение закрытой системы отопления
Наполнение закрытых систем обогрева выполняют с применением насоса, подключенного к штуцеру подпитки. При отсутствии насоса процесс значительно усложняется — в этом случае придется заливать незамерзающее вещество через высшую точку системы, сняв автоматический воздухоотвод.
Добавляя антифриз в систему отопления дома своими руками, не обойтись без помощника, которому поручается стравливание содержащегося в радиаторах воздуха при заливке.
Перед тем, как залить антифриз в систему отопления дома, нужно проверить, чтобы
- запорная арматура находилась в положении «открыто»;
- сбрасывающие клапаны Маевского и, отделяющие отопитель, краны были зажаты;
- концентрированный антифриз разбавлен по инструкции;
- отделяющий мембранный расширительный бачок вентиль установлен в открытом положении.
Процесс заправки закрытой системы отопления антифризом
Сначала при заливании вещества в сеть отопления закрытого типа выполняется закачивание его до достижения давления в 1,4-1,5 Бар. Затем понемногу из батарей стравливается воздух, приступая с расположенных в самом низу. В то же время нужно потихоньку заливать антифриз и внимательно наблюдать давлением на манометре — оно не должно упасть ниже 1 Бар.
В замкнутой системе на врезке подпитки устанавливается обратный клапан, иначе закачка теплоносителя буде сильно затруднена.
После полного стравливания воздуха следует снова закачивать теплоноситель до показания стрелки манометра 1,5 Бар. Затем один за другим открываются отделяющие котел краны — сперва на обратной магистрали, а после — на подающей. Клапан подающей отопительной системы следует открывать медленно и с осторожностью, чтобы воздух выходил сквозь автоматический воздухоотводчик, обеспечивающий безопасность работы котла. Давление вновь начнет понижаться, поэтому необходимо постоянно заливать антифриз.
При включении отопителя и прогреве антифриза следует постоянно наблюдать за давлением. Максимальное значение — 1,8 Бар при требуемой температуре теплоносителя.
На завершающем этапе еще раз производится выпуск воздуха из оборудования, регулирование и стабилизация давления. При работе со сбрасывающими кранами Маевского следует соблюдать максимальную осторожность, чтобы не пролить нагретый антифриз и не обжечься, особенно, если система будет заполняться этиленгликолем.
По завершении работ необходимо тщательно осмотреть оборудование и каждое соединение на наличие протечек. Если утечки будут обнаружены, вновь опорожнять трубопровод не нужно — достаточно отсечь проблемную ветвь магистрали посредством запорной арматуры, а по завершении герметизации снова повысить давление и выпустить воздух.
Заливка антифриза в отопление
H2_2
Если все же было решено залить в систему отопления именно тосол, необходимо придерживаться правил безопасности в процессе работ и эксплуатации.
Подготовка к заливке
Можно приобрести уже готовые к использованию «незамерзайки». Но такой состав разбавлять водой нельзя. Для этого лучше купить концентрат, в котором этиленгликоля не меньше 95%. Используя такую смесь, можно самостоятельно выбрать необходимое соотношение антифриза и воды. Сначала необходимо выяснить минимальную температуру, при которой не будет происходить кристаллизация теплоносителя. Температурные условия, при которых можно наблюдать такой эффект, как правило, указаны на упаковке. Поэтому следует учитывать такие пропорции:
- если замерзание происходит при -40 °C, отношение воды к концентрату 1:1;
- -30 °C— 2:3;
- — 20 °C— 1:2.
Процесс заливки тосола в систему отопления:
- Необходимо спустить весь теплоноситель;
- Хорошо промыть трубы и радиаторы;
- Проверить герметичность соединений труб, можно заменить прокладки;
- Заливка тосола осуществляется при помощи специального насоса.
Замена жидкости с этим веществом проводится очень аккуратно, можно использовать резиновые перчатки и респиратор.
Важно! Обязательно проводить все действия в хорошо проветриваемом помещении.
Перед принятием окончательного решения в вопросе использования тосола в качестве теплоносителя, необходимо учитывать следующие факты:
- В случае использования этого антифриза потребуется замена циркуляционного насоса на более мощный;
- Тосол вытекает из труб даже при незначительной микротрещине;
- Резиновые прокладки в системе отопления нужно поменять на паронитовые;
- Этот состав можно заливать только в систему закрытого типа, использование тосола в системах с расширительным бачком открытого типа опасно для здоровья;
- Скорость нагрева с этим химическим веществом намного ниже;
- Не стоит использовать тосол в двухконтурных котлах, так как возможно подмешивание жидкости из отопительного контура в контур водоснабжения;
- Не рекомендуется заливать антифриз в систему с оцинкованным трубопроводом. Это может стать причиной химических изменений и потери первоначальных свойств труб;
- Основное отличие тосола и специальной жидкости для отопления состоит в наличии в последних пеногасительных присадок. Ними можно предупредить завоздушивание системы отопления.
Что делать, если решено использовать тосол?
Перед началом использования все резиновые прокладки необходимо заменить на паронитовые. Заливать тосол в систему отопления с негерметичным баком нельзя. Выбирая температурный режим, учитывайте, что скорость нагревания тосола будет намного ниже, чем у воды.
Тосол нельзя заливать в бак в концентрированном виде, его обязательно нужно разбавить водой (соотношение прочтите на этикетки изготовителя), в противном случае возможны повреждение насоса и выход из строя отопительного котла.
Чтобы предотвратить возможность утечки антифриза, следите, чтобы температура теплоносителя была ниже 90 °C, это порог, при достижении которого начинается процесс распада пакета присадок, как уже говорилось выше. Как только сдерживающие тосол присадки будут нейтрализованы, жидкость будет разъедать всю систему.
Жидкость необходимо менять раз в 5 лет, не реже, а лучше — чаще. За то время проходит эксплуатационный срок использования присадок, причем распад присадок, скорее всего, произойдет неожиданно и уже повлечет за собой необратимые последствия, если вы не побеспокоитесь об этом вопросе заранее, так как присадки придут в негодность резко и за короткий срок.
Включать котел рекомендуют после некоторого времени простоя, сначала температуру устанавливать минимальную и постепенно поднимать. Этим правилам использования необходимо придерживаться, так как густой тосол с трудом поддается усилиям насоса, и подолгу находится в змеевике камеры горения, перегревшись, антифриз, как было выше описано, испортит вашу отопительную систему навсегда.
Не используйте тосол дома, в месте своего постоянного проживания; дача или гараж, где вы проводите непродолжительное время, могут отапливаться данным антифризом, но дома этого лучше не делать.
Описанные выше рекомендации и правила помогут вам приспособить автомобильную незамерзающую жидкость для домашнего использования в системе отопления, но помните пословицу: « Скупой платит дважды», причем, как правило, платит немало.
Тосол — самый дешевый антифриз отечественного производства, но его цена определяет и качество, этиленгликоль — дешевое средство, входящее в состав тосола, позволяет продавать тосол за более низкую цену, нежели заграничные аналоги антифриза для автомобиля. Возможно, такая экономия существенного вреда не несет и вполне допустима, но вот дома применять такой антифриз совершенно нежелательно.
Этиленгликоль представляет серьезную угрозу как для вашего здоровья, так и для вашего отопительного оборудования. Разрушив систему отопления, антифриз начнет вытекать, что сначала может быть вами незамечено вовремя, но его токсичность уже нанесет вашему здоровью ущерб.
Отечественный антифриз – состав и маркировка
Данный продукт – это жидкость, которая циркулирует в охлаждающей системе. Он же является одной из разновидностей антифриза на основе этиленгликоля, но только отечественного производства. Главные его задачи заключаются в охлаждении двигателя при тёплой погоде и исключении замерзания рабочей жидкости зимой, а также в защите внутренней ёмкости от коррозии.
В зависимости от маркировки будет различаться состав тосола, плотность и, соответственно, его свойства. В классификации используются следующие индексы: А, М, К, 30, 40, 65. Буквы обозначают тип и расшифровываются соответственно – автомобильный, модернизированный и концентрат. Цифры – это температура замерзания данной модели отечественного антифриза. Ещё в маркировках могут содержаться буквы-сокращения от названий предприятий-изготовителей.
С температурой замерзания ниже 65 градусов по Цельсию охлаждающих жидкостей не бывает, а обеспечивает разные условия кристаллизации именно концентрация такого вещества, как этиленгликоль. Помимо него, в состав любого, даже отечественного антифриза входит набор присадок, обычно около 8–15, их целью является защита от коррозии все патрубков и узлов системы.
Ограничения по применению антифриза в теплоснабжении
Несмотря на все свои положительные стороны не каждая жидкость незамерзающая подойдет для котлов отопления. Неправильное использование может привести к постепенному разрушению теплообменника и быстрому выходу из строя дорогого оборудования.
Помимо этого есть ряд других ограничений, которые нужно учитывать при использовании незамерзающего теплоносителя отопительных систем:
- Многие модели двухконтурных котлов не предназначены для антифриза. Он может попасть в систему ГВС, что является нежелательным фактором;
- Незамерзающая жидкость негативно воздействует на оцинкованную поверхность. Происходит быстрое разрушение защитного слоя и как следствие – выход элемента отопления из строя;
- Так как вязкость у антифриза намного выше, чем у воды – нужно доукомплектовать отопление мощными циркуляционными насосами. Чем ниже критический уровень температуры замерзания – тем большая производительность должна быть у насосов;
- Замену антифриза следует выполнять четко по рекомендации производителя. Он со временем теряет свои свойства, что напрямую сказывается на эксплуатационных показателях системы отопления.
Концентрат незамерзающей жидкости разбавляется только дистиллированной водой. Обыкновенная проточная для этого непригодна – большое количество сторонних элементов может вызвать нежелательную химическую реакцию.
В видеоматериале подробно рассказывается о параметрах выбора антифриза для систем теплоснабжения:
Как создать вышеперечисленные элементы вне завода/фабрики
самый дешевый,распространённый и до сих пор используемый антифриз- вода.любая.
у солдата вечность впереди, ты её со старостью не путай
убираешь термостат утепляешь радиатор антифриз готов.
зачем утеплять когда надо наоборот охлаждать?
если зима перехватит в радиаторе .посмотри на грузовики зимой морда закрыта