Трансформаторное масло для систем отопления

Можно ли использовать масло как теплоноситель (вместо воды), в системе отопления частного дома?

Вместо воды, или антифриза залить в систему масло, например трансформаторное, или ещё какое нибудь.

Так вообще делается?

Теоретически можно, но на практике так не делается и причин на то множество:

Вязкость масла, первая причина антифриз, или вода, более текучие жидкости.

Надо устанавливать циркуляционный насос в систему отопления бОльшей мощности.

Нет методик расчёта системы отопления в которой в качестве теплоносителя используется масло.

То есть всё на Ваше усмотрение, не факт что такая система будет работать эффективно.

Масло горючий материал, использование горючего теплоносителя категорически запрещено, то есть и тут всё на Вашу ответственность.

Все прокладки в фитингах, насосах, иной запорной арматуры которая используется в системе отопления надо менять на маслостойкие прокладки, «обычные» не выдержат эксплуатацию в такой среде.

То есть всю «резину» надо менять на паронит.

Масло в десятки раз дороже воды и на значительно дороже антифриза, то есть на выходе Вы получите крайне не дешёвую систему отопления с очень дорогим теплоносителем.

Плюс не единичны случаи возгорания как раз из-за такой системы отопления с теплоносителем в виде масла.

Многие производители радиаторов отопления однозначно исключают возможность использования масла как теплоноситель, то есть или вода, или антифриз, а не масло.

Масло дольше прогревается, правда и дольше держит тепло.

Если всё же остановитесь на масле, то лучше брать вот такое

Трансформаторное масло: характеристики и применение для обогрева

Фракция нефти, которая прошла очистку, является трансформаторным маслом.

В результате процесса перегонки, кипения при температуре 300-400 °С на выходе получают масло, свойства которого зависят напрямую от сорта исходной нефти. Получаемое трансформаторное масло обеспечивает надежность работы трансформаторов и выполняет основные функции:

  • электроизоляции (для предотвращения короткого замыкания);
  • охлаждения (для снижения температуры обмоток, которые нагреваются во время работы и скачков напряжения);
  • меры безопасности по газовой защите (температурный индикатор масла позволяет контролировать состояние бака внутри трансформатора, при бурном газообразовании подается сигнал на отключение).

Название масла определяет основное место его применения – различные трансформаторы. Есть некоторые распределительные трансформаторы, которые заполняют негорючим синтетическим раствором, некоторые работают без диэлектриков. Маслом заполняются устройства с номинальным напряжением выше 35 кВ. Категорически исключается содержание в маслах влаги и различных волокон, так как любая грязь и сор значительно ухудшает их качество.

Свойства

Замерзает масло трансформаторное при температуре от – 45 °С, что имеет большое значение при использовании в низкотемпературных климатических условиях. Оно также сохраняет способность эффективного теплоотвода при высоких температурах: обязательное условие – не ниже 90 °С, но есть масла с температурной границей 125, 135, 150 °С.

При работе трансформатора масло нагревается и окисляется, стареет. Соответственно, снижается такой показатель как стабильность против окисления – сохранение маслом исходных характеристик при дальнейшем использовании. Чем выше марка масла, тем длительнее время работы без необходимости его замены.

На территории нашей страны все сорта масла трансформаторного, которое применяют на оборудовании для промышленности, ингибированы в обязательном порядке присадкой ионолом. Эта присадка вступает во взаимодействие с активными радикалами, которые возникают при окислительной реакции углеводородов, что приводит к значительному увеличению индукционного периода. Благодаря развитию современных технологий изготовления, производятся современные масла с высокой стабильностью, которые не требуют добавления ингибиторов, за исключением масла для очень больших трансформаторов с тяжелым режимом работы.

Читайте также:  Свинарники теплые полы своими руками

Трансформаторное масло создает условия для среды гашения дуги. Снижая температуру, изоляция уменьшает расход меди, снижает уровень шума и вибрацию. Нормальный цвет свежего масла — светлый желтый. За время эксплуатации под действием температуры и загрязнения осадком и грязью оно темнеет и становится темно-коричневым. Трансформаторное масло горючее, оно разлагается без вреда для окружающей среды, практически не токсично, не вредит озоновому слою.

Использование трансформаторного масла для отопления

Отработанное (техническое масло) – это масла (машинное, трансформаторное или моторное), которые уже были в употреблении. Эти продукты отработали свой ресурс и потеряли первоначальные качества, в итоге были слиты из рабочих систем. Этот отработанный нефтепродукт (отработка) применяют как смазочный материал, как пропитку древесины для защиты от гниения. Но чаще всего используют как энергоноситель для жидкотопливных котлов при отоплении домов.

Новые современные водонагревательные котлы при необходимости могут работать на разных видах энергоносителей. Механизм оборудования котлов не имеет отделения для топки и отсутствует открытое пламя, ни один элемент котла сильно не нагревается, что в совокупности обеспечивает высокий уровень безопасности.

Плюсом такого оборудования с использованием отработанного трансформаторного масла являются:

  • невысокая цена масла;
  • высокая продуктивность оборудования и возможность обогрева небольших дач и загородных домов;
  • пожарная безопасность, так как отработка не отличается высокой горючестью.

К минусам можно отнести:

  • обустройство специального места для возможности хранения отработки;
  • наличие отдельной котельной;
  • наладить контакты с организациями для возможности постоянного приобретения отработанного масла;
  • в данное время на рынке нет в наличии полностью автоматизированного оборудования для отопления.

Наибольшей популярностью на рынке пользуются переносные генераторы воздушного типа. Они просты в работе, в наличии встроенный фильтр, система инжекции топлива.

Помимо экономической выгоды, в поддержке развития рынка использования отработанного трансформаторного масла, заинтересовано государство. Качественная поддержка с его стороны обусловлена глобальными причинами:

  • для улучшения экологии;
  • прекращения неконтролируемого слива отработки в почву, реки.

Сроки для замены масел

Во время работы трансформатора происходит реакция окисления масла, накапливается грязь и возрастает вязкость масла, что снижает его способность охлаждать работающий трансформатор. При несвоевременной смене масла срок службы оборудования значительно снижается.

Средний срок замены трансформаторного масла через 1 год. А не более, чем через 5 лет необходимо провести работы по сушке и регенерации. Для продления срока службы масла и оборудования нужно придерживаться некоторых правил:

  • установить расширитель с фильтром для поглощения воды и кислорода, чтобы исключить контакт масла с воздухом;
  • стараться не доводить масло до максимального и долгого нагревания;
  • вовремя проводить очистку и сушку;
  • проводить непрерывную фильтрацию средств для смазки.

Мифы и реальность

  1. По привычке, считается, что отработка не подлежит дальнейшему использованию и пригодна только для утилизации. В реальности, это недорогой энергоноситель, его токсичность не больше, чем у других типов ГСМ.
  2. Считают, что приобрести такое масло сложно. Но количество автосервисов, СТО, железнодорожных депо, электростанций, небольших предприятий и даже точек общепита (использованное растительное масло) опровергает это мнение. Придется потратить некоторое время, чтобы договориться о постоянных поставках, но доступная цена все компенсирует.
  3. Утверждение о большом количестве вредных токсинов в атмосферу не имеет веских оснований. К сожалению, любой энергоноситель, производимый из нефти, при сгорании выделяет вредные вещества. Главное, использовать современное оборудование и масло будет сгорать практически полностью.
  4. Если отработка в баке закончилась, то система отопления окажется невостребованной. Но большинство новых моделей оборудования универсальны и для них можно использовать солярку или бензин.
Читайте также:  Что такое поверхностные источники водоснабжения

В данное время систем, которые работают на отработанном масле, не так много, и потребитель еще не востребовал широко этот материал. Но рано или поздно с целью рациональных затрат на отопление, и необходимости использования альтернативных источников отработанное трансформаторное масло займет достойное место среди энергоносителей.

Масло как теплоноситель в батареях?

масло, применяемое для охлаждения, НЕ ГОРИТ :))) есть понятие «температура вспышки», но она не относится к обычным условиям
применение масла в системах охлаждения останавливает только одно обстоятельство — масло ДОРОГО
для справки — хорошее масло можно ПИТЬ для отсутсвия всякого вреда организму (противно наверное только 🙂 )

мы в гараже для отопления в качестве теплоносителя применяем масло, на всю систему с расширительным баком и т.д. ушло литров 300-350

само это масло мне поджечь не удалось, дерево, политое им горит очень плохо

единственный минус — это загустение, но при прогреве масло снова становится жидким очень быстро

То что не горит, даже трансформаторное масло — это фантастика-))))Горит и потушить его — целая проблема, песком и тем нужно сыпать такой толстый слой, что замучаешься лопатой махать-)))) На всех емкостях с любым маслом стоит значек «горючеопасно», просто для некоторый температура воспламенения не выше чем для бумаги, но, при определенных условиях могут образовываться пары, который не только легко воспламеняються, но еще и взрываються. Но, впрочем, кто с этим не согласен, может заливать масло, трасформаторное достать не сложно.
«Для обеспечения эффективного отвода тепла трансформаторные масла должны обладать наименьшей вязкостью при температуре вспышки не ниже 95, 125, 135 и 150 °С для разных марок.» — это из данных производителей масел (бумага, если мне не изменяет памят воспламеняеться при температуре порядка 200 гр. цельсия)

«Температурой вспышки называется температура нагреваемого в тигле масла, при котором его пары образуют с воздухом смесь, воспламеняющуюся при поднесении к ней пламени. Вспышка происходит настолько быстро, что масло не успевает прогреться и загореться. Температура вспышки трансформаторного масла не должна быть ниже 135° С. Если нагреть масло выше температуры вспышки, то наступает такой момент, когда при поднесении пламени к маслу оно загорается. Температура, при которой масло загорается и горит не менее 5 сек., называется температурой воспламенения масла. Температура, при которой происходит возгорание в закрытом тигле, в присутствии воздуха, без поднесения пламени, называется температурой самовоспламенения. Для трансформаторного масла она составляет 350-400 ° С.» — это из справочника.
«Мерами, позволяющими продлить срок эксплуатации масла, являются:

1) защита масла от соприкосновения с наружным воздухом путем установки расширителей с фильтрами, поглощающими кислород и воду, а также вытеснение из масла воздуха;
2) снижение перегрева масла в условиях эксплуатации;
3) регулярные очистки от воды и шлама;
4) применение для снижения кислотности непрерывной фильтрации масла;
5) повышение стабильности масла путем введения антиокислителей.» — это то что нужно обеспечить при эксплуатации.

Однако можно посмотреть на это
«Очень интересен класс фторорганических жидкостей. В зарубежной литературе они называются перфторуглероды. По сути, это эквивалент обычным органическим жидкостям, только вместо атома водорода везде находится атом фтора. Например есть аналоги органическим соединениям, таким как пентан С5H12 — перфторпентан С5F12, гексан С6H14- перфторгексан С6F14, триэтил(пропил,бутил)амин — перфтортриэтил(пропил,бутил)амин и т.п. Существует даже перфтортрансформаторное масло. (В отличие от настоящего трансформаторного масла перфтортрансформаторное масло при нормальных условиях является твердым веществом и используется в качестве морозостойкой смазки). Наличие фтора на месте водорода означает, что вещество полностью окислилось, ведь фтор является самым сильным окислителем, более сильным, чем кислород. Поэтому фторуглеродные жидкости инертны по отношению к любым воздействиям, в.т.ч. стабильны под действием электрического поля и температуры. Поскольку они ни с чем не взаимодействуют, они не растворяют масла, резину, воду и т.п. Высокие характеристики фторуглеродных жидкостей важны для применений. Замена атома H на атом F приводит к новым свойствам и новым возможностям:

Читайте также:  Установка газовых котлов отопления кухни

— негорючесть;
— высокая термическая и химическая стабильность;
— инертность по отношению к металлам, твердым диэлектрикам и резинам;
— нетоксичность, отсутствие цвета и запаха;
— возможность подбора жидкостей с различными точками кипения и замерзания;
— низкая растворимость воды и высокая растворимость газов;
— отсутствие растворимости любых нефторированных материалов;
— высокий коэффициент температурного расширения.

Проведенные нами исследования поведения некоторых жидкостей при постоянном и переменном напряжении показывают, что по электрофизическим параметрам: удельное сопротивление, tg d , электрическая прочность, они значительно превосходят аналогичные показатели любых других жидкостей, включая минеральные масла. Они нетоксичны, неокисляемы, имеют низкую вязкость, в.т.ч. в низкотемпературной области. Ряд жидкостей имеют точку замерзания -70 ° С и ниже. Основное препятствие к более широкому использованию — сравнительно высокая цена. Это препятствие может быть устранено. В настоящее время имеется задел по разработке новой, более дешевой технологии получения перфторуглеродов.

Приведем численные значения некоторых электрофизических параметров. Диэлектрическая проницаемость e =1.8-2, tgd (1012-1015) Ом·м, электрическая прочность — до 500 кВ/см. Важной особенностью является достаточно высокая электрическая прочность в газообразном (парообразном) состоянии — до 200-300 кВ/cм, т.к. фторуглеродные молекулы имеют высокое сродство к электрону, т.е. они являются электроотрицательными веществами. Из других свойств отметим не только негорючесть, но и термостабильность до температуры более 400 ° С. Хотя теплопроводность фторуглеродов в два-три раза ниже, чем у трансформаторного масла, однако исключительно высокий коэффициент температурного расширения приводит к возникновению мощных конвективных потоков. При этом конвективный теплоотвод оказывается в 3-4 раза выше, чем у трансформаторного масла. Главный недостаток — дороговизна — они дороже трансформаторного масла в несколько десятков раз.

К настоящему времени в энергетике эти жидкости не нашли широкого применения. За рубежом применяются для охлаждения мощных выпрямителей и инверторов, преобразующих переменный ток в постоянный ток, для СВЧ устройств. Предполагаемое создание компактных пожаробезопасных испарительных трансформаторов для электротранспорта и компактных ЗРУ возможно только на основе перфторуглеродных жидкостей.»

Но последнее уже другая история-))))))))))))))))))))
С уважением Андрей.

а где я говорил про трансформаторное масло :))) мы используем масло, которое применяется в качестве теплоносителя для охлаждения/подогрева горющих жидкостей в химической промышленности 🙂
насчёт трансформаторного масла я не знаю :)))
у меня его нет — когда будет, то я его поподжигаю и тогда смогу об этом написать.

Для эксперимента попробуй поджечь масло Тоталь Рейсинг 10w50 :)))

С уважением, МАХ.

Re:Есть такая забавная штука как «Правила безоп По поводу правил безопасности — согласен на все 100%.

По поводу масла — трансформаторное масло имеет теплоемкось больше воды, температуру кипения выше, не электропроводно, не корозионно.
Но не бюджетно совсем.

В трансформаторах горят обмотки, возникает дуга. Там такие температуры, что гореть начинает метал как спичка. 🙂

Оцените статью