Требования охраны труда при эксплуатации системы отопления
Котельное отделение должно содержаться в чистоте и порядке, не загромождаться посторонними предметами.
Двери котельного отделения в пути следования должны быть заперты на ключ. Открывать их следует только при необходимости.
Перед включением нагревательных элементов котла или растопкой его твердым топливом необходимо убедиться в наличии воды в котле и в системе отопления. При отсутствии воды в котле и в системе отопления включение нагревательных элементов или разогрев топки котла не допускается.
При работе системы отопления на твердом топливе перед растопкой котла необходимо:
закрыть боковые тамбурные двери и угольные карманы;
проверить исправность и правильную установку колосниковой решетки и пламегасителя, открытие вентилей и заслонок, обеспечивающих циркуляцию воды в системе отопления.
проверить исправность ручного и циркуляционного водяного насоса.
Растопку котла необходимо производить бумагой и мелконаколотыми дровами. По мере разгорания дров топку загружают твердым топливом равномерно по колосниковой решетке. При этом дверца топки должна быть закрыта, а дверца зольника открыта. Применять дрова, длина которых превышает размеры топки, а также топливо, несоответствующее эксплуатационным документам вагона, не допускается.
Во избежание выброса пламени топочными газами и ожогов лица и рук открывать дверцу топки котла следует плавно, находясь на расстоянии вытянутой руки от дверцы. Зольник в это время должен быть закрыт.
Производить подкачку воды ручным насосом в систему отопления при включенном высоковольтном комбинированном отоплении не допускается.
При снижении уровня воды в системе ниже допустимого и невозможности ее пополнить необходимо прекратить топку котла, а при отрицательных температурах наружного воздуха полностью слить воду из систем отопления и водоснабжения во избежание ее замерзания.
При очистке топки котла запрещается горячий уголь удалять сразу из топки. Его следует опустить в зольник и, дождавшись его остывания, осторожно переложить в ведро, а затем удалить из вагона в предусмотренные для этого мусоросборники на железнодорожных станциях.
Во избежание попадания раскаленного угля и шлака на тело или одежду помешивать топливо, очищать топку от шлака и других работах с горящим углем необходимо производить осторожно, избегая ожога раскаленным углем.
хранить в котельном отделении тряпки, ветошь, веник, легковоспламеняющиеся жидкости и материалы и разжигать ими котел;
проводить растопку котла при неисправном запорном устройстве топки и открытой заслонке прерывателя тяги котла, а также отсутствии или неисправности колосниковой решетки и пламегасителя;
топить котел при уровне воды ниже допустимого, с неисправными дымовытяжными трубами и флюгаркой;
выбрасывать пустые банки из-под угля, горящий уголь или шлак на пути и междупутья;
оставлять без надзора действующие отопительные приборы;
тушить топку водой или снегом. При течи воды из котла для устранения и удаления скопившейся воды необходимо отключить нагревательные элементы котла установкой переключателя режимов отопления этого вагона в нулевое положение.
Для избежания ожога горячей водой при выпуске воздушных пробок из труб системы отопления и горячего водоснабжения (если в этом возникает необходимость), открывать воздушные краны этих систем следует плавно, выпуская из них воздух и воду только в инвентарные емкости, с помощью шлангов.
Проводить влажную уборку котельного отделения при наличии высокого напряжения на вагоне запрещается. После выхода вагона из отстоя необходимо предварительно до подачи напряжения на электронагревательные элементы котла протопить котел углем для просушки котельного отделения.
При срабатывании аппаратов защиты нагревательных элементов котла или повреждении других высоковольтных устройств вагона необходимо немедленно сообщить поездному электромеханику или начальнику поезда.
Обслуживание котла необходимо производить в головном уборе, рукавицах, халате.
6. Действия дежурного и отдыхающего проводников хвостового вагона при возникновении пожара в составе поезда.
Сообщить отдыхающему проводнику информацию о возгорании в поезде.
Привести в действие ручной тормоз.
По указанию начальника поезда произвести ограждение железнодорожного пути, на котором остановлен поезд и смежного железнодорожного пути в соответствии с требованиями пунктов 45–49 Приложения № 7 к ПТЭ.
Отдыхающий проводник хвостового вагона берет огнетушители и прибывает к горящему вагону, действует по указанию начальника поезда.
Требования охраны труда при эксплуатации системы отопления.
3.5.1. При экипировке вагона твердым топливом через боковую тамбурную дверь проводник должен запереть противоположную боковую и торцевую двери вагона на ключ и быть одетым по сезону в рукавицах (перчатках).
3.5.2. Техническое обслуживание котла необходимо производить в головном уборе, рукавицах (перчатках), халате, при закрытых боковых дверях тамбура.
3.5.3. Котельное отделение должно содержаться в чистоте и порядке, не загромождаться посторонними предметами.
Двери котельного отделения в пути следования должны быть заперты на ключ, и открываться только при необходимости.
3.5.4. Перед растопкой котла проводник вагона должен проверить:
— наличие воды в системе отопления;
— исправность и правильную установку колосников;
— исправность водяного насоса;
— открытие вентилей и заслонок, обеспечивающих циркуляцию воды в системе отопления.
3.5.5. Растопку котла необходимо производить бумагой и мелконаколотыми дровами. По мере разгорания дров топку загружают топливом равномерно по колосниковой решетке. При этом дверца топки должна быть закрыты, а дверца зольника открыта.
3.5.6. Открывать дверцу топки котла следует осторожно (не резко), находясь на расстоянии 500-700 мм от дверцы во избежание выброса пламени топочными газами и ожогов лица и рук.
Во избежание скапливания топочных легковоспламеняющихся газов в топке котла, что является следствием плохой тяги, не допускать:
— полного закрытия дверки зольника;
— образования по всей площади колосниковой решетки шлаковой «подушки»;
— чрезмерную загрузку топочного пространства углем;
— а также чаще обращать внимание на состояние и степень горения горящей массы в топке.
3.5.7. При аварийной остановке котла необходимо:
— прекратить подачу топлива в топку;
— закрыть дверку зольника;
— открыть дверку топки;
— погасить топку котла, переворачивая шуровкой колосники и опуская горящий уголь в зольник;
— при необходимости спустить воду из отопительной системы (решение принимает начальник поезда).
3.5.8. Во время работы котла проводник должен постоянно следить за наличием воды в расширителе путем открытия водопробного крана, не допуская кипения воды в расширителе.
3.5.9. При работе котла дверку топки держать закрытой на защелке, а дверкой зольника регулировать интенсивность горения.
3.5.10. При очистке топки котла запрещается горячий уголь удалять сразу из топки. Его следует опустить в зольник и, дождавшись его остывания, переложить в ведро, а затем удалить из вагона в предусмотренные для этого шлакосборники на железнодорожных станциях.
3.5.11. При помешивании топлива и очистки котла от шлака, а также при других работах с горящим углем нужно остерегаться попадания раскаленного угля и шлака на тело или одежду.
3.5.12. Проводнику запрещается:
а) хранить в котельном отделении тряпки, ветошь, легковоспламеняющиеся жидкости и материалы (керосин, бензин, масло) и разжигать ими котел;
б) сушить дрова или другие сгораемые материалы около отопительных и электронагревательных проборов;
в) сушить одежду и другие вещи в котельных помещениях, на электрических плитах, кипятильниках;
г) топить котел при уровне воды ниже допустимого, с неисправными дымовытяжными трубами;
д) выбрасывать пустые банки из-под угля, горящий уголь и шлак из вагона на пути или междупутья как на стоянках, так и на ходу поезда;
е) тушить топку водой или снегом;
ж) поручать обслуживание котла посторонним лицам;
з) оставлять без надзора действующие отопительные приборы.
3.5.13. При подключении электронагревательных элементов котла к высоковольтному напряжению (электровоза или высоковольтной колонке на путях отстоя) проводнику необходимо строго соблюдать меры предосторожности от поражения себя и пассажиров током.
3.5.14. При приемке вагона убедиться в наличии пломбы на защитной блокировке кожуха котла, наличие и состояние заземляющих шунтов, отсутствие утечек тока на корпус вагона, надежность высоковольтного межвагонного соединения, состояние аккумуляторной батареи. Запрещается включать высоковольтное оборудование отопления котла при напряжении аккумуляторной батареи ниже 46В или 102В.
3.5.15. Не допускать загромождение, скапливание пыли, грязи мест установки термостатов управления работой нагревательных элементов котла.
3.5.16. Проводнику необходимо помнить, что после соединения межвагонных электрических соединений поездной электромеханик передает ключ отопления машинисту и с этого времени состав считается под высоким напряжением. При наличии высокого напряжения на панели электрощита горит сигнальная лампа «3000 В». Если в пути следования она погаснет, то проводник, до выяснения причины поездным электромехаником, должен считать присутствие высокого напряжения на вагоне.
3.5.17. При наличии высокого напряжения на вагоне запрещается:
— производить подкачку воды ручным насосом в систему отопления;
— входить в котельное помещение при включенном котле;
— устранять течь воды или мыть полы в котельном отделении;
— производить какие-либо работы или ремонт электрооборудования;
— производить осмотр, ремонт ходовых частей подвагонного оборудования, ощупывать буксы;
— производить отогревание трубопроводов;
— выливать воду на межвагонные соединения;
3.5.18. При необходимости войти в котельное помещение при наличии высокого напряжения (проверить уровень воды, подкачать воду ручным насосом, проверить состояние котла и др.) необходимо:
— отключить его с помощью пакетных переключателей на электрощите;
— на пакетный переключатель электрощита повесить табличку «Не включать! Работают люди»;
— закрыть и запереть на ключ дверь служебного купе;
— открыть ключом дверь котельного отделения;
— после выполнения необходимых операций дверь котлового отделения закрыть на ключ.
3.5.19. В вагоне с комбинированным отоплением при исправном состоянии отопительных приборов проводник должен производить включение отопления с помощью пакетных выключателей, ставя их в положение, соответствующее автоматическому режиму отопления вагона.
Переход на ручное управление работой высоковольтного отопления возможно только после разрешения начальника поезда или поездного электромеханика.
3.5.20. В случае течи воды из котла комбинированного отопления для ее устранения и удаления скопившейся воды необходимо отключить высоковольтные нагреватели котла отопления установкой переключателя режимов отопления в нулевое положение и вызвать по цепочке поездного электромеханика или начальника поезда.
При выходе из строя высоковольтного электрооборудования, приборов контроля за ним, при загорании сигнальной лампы срабатывания защиты, элементов автоматики и нарушении температурного режима немедленно отключить электроотопление, доложить поездному электромеханику или начальнику поезда и действовать по их указанию.
3.5.21. при срабатывании СКНБ и после применения проводником стоп-крана необходимо сообщить об этом по цепочке начальнику поезда и держать сигнал остановки. Ощупывать буксы, (выявлять или устранять другие неисправности) можно только с разрешения начальника поезда или поездного электромеханика после снятия высокого напряжения с состава.
На станциях смены локомотивных бригад, где производится технический осмотр пассажирских поездов (Инза, Рузаевка, Рязань и др.), проводники могут самостоятельно производить контроль нагрева букс (методом ощупывания) во время производства работ работниками ПТО.
3.4. ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ПРОВОДНИКА ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА
3.4. Требования охраны труда при эксплуатации системы отопления
3.4. Требования охраны труда при эксплуатации
системы отопления
3.4.1. Котельное отделение должно содержаться в чистоте и порядке, не загромождаться посторонними предметами.
Двери котельного отделения в пути следования должны быть заперты на ключ. Открывать их следует только при необходимости.
3.4.2. В вагоне с комбинированным отоплением включение нагревательных элементов следует производить с помощью пакетных выключателей.
3.4.3. Перед включением нагревательных элементов котла или растопкой его твердым топливом необходимо убедиться в наличии воды в котле и в системе отопления. При отсутствии воды в котле и в системе отопления включение нагревательных элементов или разогрев топки котла не допускается.
3.4.4. Контакты нагревательных элементов котла вместе с монтажными проводами должны быть закрыты специальными защитными кожухами. Независимо от наличия или отсутствия высокого напряжения на нагревательных элементах котла поднимать защитный кожух запрещается.
3.4.5. При работе системы отопления на твердом топливе перед растопкой котла необходимо:
закрыть боковые тамбурные двери и угольные карманы;
убедиться, что дверца лючка для чистки газохода плотно закрыта;
проверить исправность и правильную установку колосниковой решетки и пламегасителя, открытие вентилей и заслонок, обеспечивающих циркуляцию воды в системе отопления;
проверить исправность ручного и циркуляционного водяного насоса.
3.4.6. Растопку котла необходимо производить бумагой и мелконаколотыми дровами. По мере разгорания дров топку загружают твердым топливом равномерно по колосниковой решетке. При этом дверца топки должна быть закрыта, а дверца зольника открыта. Применять дрова, длина которых превышает размеры топки, а также топливо, не соответствующее эксплуатационным документам вагона, не допускается.
3.4.7. Во избежание выброса пламени топочными газами и ожогов лица и рук открывать дверцу топки котла следует плавно, находясь на расстоянии вытянутой руки от дверцы. Зольник в это время должен быть закрыт.
3.4.8. Во время работы котла необходимо постоянно следить:
за процессом нагрева воды в котле;
за уровнем воды в системе при помощи водопробного крана. При отсутствии воды в кране необходимо систему пополнить из системы водоснабжения при помощи ручного насоса.
3.4.9. Производить подкачку воды ручным насосом в систему отопления при включенном высоковольтном комбинированном отоплении не допускается.
3.4.10. При снижении уровня воды в системе ниже допустимого и невозможности ее пополнить необходимо прекратить топку котла, а при отрицательных температурах наружного воздуха полностью слить воду из систем отопления и водоснабжения во избежание ее замерзания.
3.4.11. При очистке топки котла запрещается горячий уголь удалять сразу из топки. Его следует опустить в зольник и, дождавшись его остывания, осторожно переложить в ведро, а затем удалить из вагона в предусмотренные для этого мусоросборники на железнодорожных станциях.
3.4.12. Во избежание попадания раскаленного угля и шлака на тело или одежду помешивать топливо, очищать топку от шлака и другие работы с горящим углем необходимо производить осторожно, избегая ожога раскаленным углем.
3.4.13. Проводнику запрещается:
хранить в котельном отделении тряпки, ветошь, легковоспламеняющиеся жидкости и материалы (керосин, бензин, масло) и разжигать ими котел;
проводить растопку котла при неисправном запорном устройстве топки и открытой заслонке прерывателя тяги котла, а также отсутствии или неисправности колосниковой решетки и пламегасителя;
топить котел при уровне воды ниже допустимого с неисправными дымовытяжными трубами и флюгаркой;
выбрасывать пустые банки из-под угля, горящий уголь или шлак на пути и междупутья;
оставлять без надзора действующие отопительные приборы;
тушить топку водой или снегом.
3.4.14. При течи воды из котла для устранения и удаления скопившейся воды необходимо отключить нагревательные элементы котла установкой переключателя режимов отопления этого вагона в нулевое положение.
3.4.15. Для избежания ожога горячей водой при выпуске воздушных пробок из труб системы отопления и горячего водоснабжения (если в этом возникает необходимость) открывать воздушные краны этих систем следует плавно, выпуская из них воздух и воду только в инвентарные емкости, с помощью шлангов.
3.4.16. Проводить влажную уборку котельного отделения при наличии высокого напряжения на вагоне запрещается. После выхода вагона из отстоя необходимо предварительно до подачи напряжения на электронагревательные элементы котла протопить котел углем для просушки котельного отделения.
3.4.17. При срабатывании аппаратов защиты нагревательных элементов котла или повреждении других высоковольтных устройств вагона необходимо немедленно сообщить поездному электромеханику или начальнику поезда.
3.4.18. Обслуживание котла необходимо производить в головном уборе, рукавицах, халате.