Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам
Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ФЗ № 52 от 30.03.1999 г. (в редакции от 03.07.2016 г.) ст. 18. определены санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, используемым в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее водные объекты). Водные объекты не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека, то есть концентрации (содержание) в воде водного объекта химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона должны соответствовать критериям безопасности и безвредности (гигиеническим нормативам). Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Получению санитарно-эпидемиологического заключения на водный объект предшествует процедура проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы водного объекта.
Санитарно-эпидемиологические экспертизы проводятся экспертными аккредитованными учреждениями и организациями на возмездной основе , к которым относится и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» (Аттестат аккредитации № ..710004 от 08.04.2015г.
В данной статье из опыта работы специалистов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» представлен порядок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы таких водных объектов , как источник водоснабжения – артезианская скважина и водоем для целей рекреации (купания).
Санитарно-эпидемиологическая экспертиза водного объекта, используемого в рекреационных целях , в том числе водного объекта, расположенного в границах населенного пункта , включает в себя следующие этапы:
1. оценка представляемых заказчиком (юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем , физическим лицом) для проведения экспертизы картографических материалов: ситуационный план или карта-схема района размещения водного объекта с нанесением на него потенциальных источников загрязнения воды водоема (предприятия, выпуски стоков, населенные пункты и т.д.) ; кадастровый план земельного участка эксплуатируемого водного объекта, схема благоустройства зоны рекреации;
2. проведение санитарно-эпидемиологического обследования , которое включает в себя описание местоположения по отношению к окружающей территории, наличию подходов и подъездных путей; информацию о наличии данных о рельефе дна, данных о гидравлическом режиме; оборудование зоны рекреации, наличие обозначения зоны купания, зонирование территории пляжа, наличие кабин для переодевания, обеспечение питьевой водой, устройство туалетов (наличие канализации или водонепроницаемого выгреба); наличие контейнеров для сбора мусора , урн и их размещение, организация вывоза отходов потребления, наличие договоров на водоснабжение, вывоз отходов и мусора, медицинское обслуживание; наличие медицинского пункта, спасательной станции, размещение автостоянок, наличие программы производственного контроля за качеством воды водоема и песка пляжа, наличие протоколов лабораторных исследований воды водоема и песка пляжа , организацию мероприятий по санитарной охране зоны рекреации от загрязнения водоплавающей птицей, проведению дезинсекционных и дератизационных мероприятий.
3.при необходимости (отсутствии программы производственного контроля, лабораторных исследований качества воды водоема в необходимом объеме, лабораторных исследований песка с пляжей) — проведение отбора проб воды и песка для лабораторных исследований на микробиологические, санитарно-химические, паразитологические показатели, а также показатели радиационной безопасности ;
4.оценка наличия правоустанавливающих документов на водный объект и организацию , в ведение которой находится водный объект (зона рекреации): ИНН, ОГРН, выписка из ЕГРЮЛ, свидетельства о праве собственности, договора оперативного управления и др.;
4. заключительный этап – оценка экспертом соответствия или несоответствия водного объекта гигиеническим требованиям к расположению, к зоне рекреации, к качеству воды водоема, качеству песка пляжа, полноте организации производственного контроля, организации водоснабжения, канализованию пляжной зоны, сбору и вывозу отходов потребления, медицинского обслуживания.
Результатом санитарно-эпидемиологической экспертизы является экспертное заключение о соответствии или несоответствии водного объекта требованиям следующих санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов:
1.СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».
2.СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
3.СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».
4. ГН 2.1.51315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» (с изменениями и дополнениями).
5. ГН 2.1.5.2307-07 «Ориентировочные допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» (с изменениями и дополнениями).
6. ГОСТ 17.1.5.02-80 (межгосударственный стандарт) «Гигиенические требования к зонам рекреации».
7.ГН 2.1.7.2041-06 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве»,
8. ГН 2.1.7.2511-09 «Ориентировочные допустимые концентрации (ОДК) химических веществ в почве».
Санитарно-эпидемиологическая экспертиза водного объекта, используемого в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения .
К водным объектам относятся источники водоснабжения – артезианские скважины, водозаборы, колодцы, родники. В данной статье представлен порядок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы артезианской скважины, включающий в себя следующие этапы:
1. оценка представляемых заказчиком (юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем , физическим лицом) для проведения экспертизы картографических материалов: ситуационный план или карта-схема района размещения водного объекта с нанесением на него потенциальных источников загрязнения воды подземных вод; кадастровый план земельного участка артезианской скважины, план — схема зоны санитарной охраны с обозначением границ 1-го, 2-го, 3-го поясов;
2. проведение санитарно-эпидемиологического обследования , которое включает в себя описание местоположения артезианской скважины по отношению к окружающей территории, описание наземных сооружений для добычи воды, описание сооружений для доочистки воды при их наличии, оборудование скважины, включая кран для отбора проб воды, информацию об организации зоны санитарной охраны – наличию проекта зоны санитарной охраны с размерами зоны строгого режима, расчетами размеров 2-го и 3-го поясов зоны; соблюдение зоны строгого режима (ограждение, планировка территории, озеленение и др.), соблюдение режима в зоне санитарной охраны, информацию о наличии программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий, наличие план-графика организации производственного лабораторного контроля за качеством питьевой воды (его полнота по показателям, срокам контроля), наличие протоколов лабораторных исследований; при наличии системы водоподготовки подземных вод — данные о системе водоподготовки , протоколы лабораторных исследований после водоподготовки; наличие личных медицинских книжек у сотрудников , занятых на работах по обслуживанию водозаборных сооружений, своевременность и полнота прохождения медицинских осмотров; при отсутствии собственной аккредитованной лаборатории наличие договора на проведение исследований воды с аккредитованными в этой области организациями;
3.при необходимости (отсутствии программы производственного контроля, лабораторных исследований воды в необходимом объеме) — проведение отбора проб воды для лабораторных и инструментальных исследований на микробиологические, санитарно-химические показатели, включая органолептические и показатели радиационной безопасности ;
4.оценка наличия правоустанавливающих документов на водный объект и организацию , в ведение которой находится водный объект (зона рекреации): ИНН, ОГРН, выписка из ЕГРЮЛ, свидетельства о праве собственности, договора аренды, субаренды и др.; и прочих документов — наличие санитарно-эпидемиологического заключения и экспертного заключения на проект организации зоны санитарной охраны, балансовая таблица водопотребления и водоотведения, акты тампонажа бездействующих скважин при наличии проведенных работ;
4. заключительный этап – оценка экспертом соответствия или несоответствия водного объекта ( артезианской скважины) гигиеническим требованиям к расположению, к организации и режиму зоны санитарной охраны (размеры и режимы зоны санитарной охраны 1-го, 2-го и 3-го поясов , наличие проекта ), к качеству воды подземной и воды после водоподготовки (при наличии), полноте организации производственного контроля за качеством воды, своевременности и полноте медицинского обследования сотрудников , занятых на работах по обслуживанию водозаборных сооружений.
Результатом санитарно-эпидемиологической экспертизы является экспертное заключение о соответствии или несоответствии водного объекта — источника водоснабжения (артезианской скважины) требованиям следующих санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов:
1.СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
2. СП 2.1.5. 1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения».
3.СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
4. ГН 2.1.51315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» (с изменениями и дополнениями).
5. ГН 2.1.5.2307-07 «Ориентировочные допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» (с изменениями и дополнениями).
6. СанПиН 2.1.4. 2652-10 «Гигиенические требования безопасности материалов, реагентов, оборудования, используемых для водоочистки и водоподготовки».
По вопросам проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз водных объектов обращаться по тел. 8 8342 471720.
Памятка потребителю коммунальной услуги – Холодное водоснабжение
Памятка потребителю коммунальной услуги – Холодное водоснабжение
Коммунальные услуги— осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
Потребитель— лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;
Исполнитель— юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
К отношениям между потребителем и исполнителем при предоставлении коммунальной услуги — снабжение водой, применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 «О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ СОБСТВЕННИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ И ЖИЛЫХ ДОМОВ» (далее — Правила), Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей».
Исполнитель обязан предоставлять потребителю услугу по водоснабжению, в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
При этом Правилами установлены требования к качеству холодного водоснабжения, в частности: бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение в течение года; постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании; давление в системе холодного водоснабжения в точке водоразбора в многоквартирных домах и жилых домах.
Следует обратить внимание на то, что существует допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения — в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений.
При этом отклонение давления, а также отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускаются.
Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю услуг по водоснабжению; вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальной услуги, вследствие не предоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемой коммунальной услуге; убытки, причиненные потребителю в результате нарушения исполнителем прав потребителей, в том числе в результате договора, содержащего условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с Правилами; моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами.
Качество воды подаваемой снабжающей организацией населению регулируется СанПиН 2.1.4.1074-01 от 01.01.2002 г. «Питьевая вода, Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», ГОСТ Р 56237-2014 г. «Вода питьевая. Отбор проб на станциях водоподготовки и в трубопроводных распределительных системах». ГОСТ Р 31942-2012 г. «Вода. Отбор проб для микробиологического анализа», ГОСТ 31861-2012 «Вода. Общие требования к отбору проб».
Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления услуги водоснабжения вследствие предоставления потребителю услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями Правил перерасчет потребителю размера платы за такую услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Условия и порядок изменения размера платы за услугу по водоснабжению при предоставлении услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи холодной воды, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам, с учетом положений раздела IX Правил.
При несоответствии состава и свойств холодной воды требованиям законодательства РФ о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).
За каждый час подачи холодной воды суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло отклонение давления:
— при давлении, отличающемся от установленного до 25 процентов, размер платы за коммунальную услугу за указанный расчетный период снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам;
— при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 процентов, размер платы за воду, определенный за расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления воды ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).
Действия потребителей в случаях предоставления водоснабжения ненадлежащего качества или с перерывами:
— при обнаружении факта нарушения качества услуги необходимо обратиться в аварийно-диспетчерскую службу (далее – АДС) устно (в том числе по телефону) или в письменной форме. Сотрудник АДС обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (ФИО), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации;
— исполнитель обязан в течение суток проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества водоснабжения (если причины известны);
— в случае если сотруднику АДС исполнителя не известны причины нарушения качества водоснабжения, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения;
— время проведения проверки назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества водоснабжения, если с потребителем не согласовано иное время;
— по окончании проверки составляется акт проверки с указанием периода нарушения предоставления водоснабжения, один экземпляр которого вручается потребителю;
— в случае не проведения исполнителем проверки в установленный срок потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемой услуги водоснабжения в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома и направляется исполнителю услуги водоснабжения.
Обратите внимание! Потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации О защите прав потребителей, в следующих случаях:
— если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении услуги водоснабжения, своевременно не приступил к предоставлению этой услуги;
— если суммарное время перерывов в предоставлении водоснабжения за расчетный период превышает допустимые перерывы в предоставлении услуги;
— если давление холодной воды в точке водоразбора не отвечает требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
— если в АДС отсутствует регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления водоснабжения или их непредставлении;
— в других случаях, предусмотренных договором.
Необходимо учитывать, что потребитель несет установленную законодательством Российской Федерации гражданско-правовую ответственность за не внесение или несвоевременное внесение платы за водоснабжение; вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу исполнителя или иных потребителей вследствие ненадлежащей эксплуатации внутриквартирного оборудования или внутридомовых инженерных систем.
Информация подготовлена специалистами Центра информирования и консультирования граждан с использованием СПС «Консультант Плюс»