Центр по контролю за водоснабжением

ВС РФ: управляющая компания, являющаяся исполнителем коммунальных услуг, должна разрабатывать программу производственного контроля качества воды

EcoPimStudio / Depositphotos.com

Управляющая компания обязана разрабатывать и согласовывать с Роспотребнадзором производственную программу контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, а также осуществлять производственный контроль за качеством воды (Определение Верховного Суда РФ от 7 ноября 2019 г. № 302-ЭС19-21525).

Такие выводы сделаны в деле об оспаривании предписания Роспотребнадзора. Ранее ведомство внепланово проверило УК по жалобам жителей на мутную воду из крана. Проверка выяснила, что:

  • УК не разработала и не представила на согласование в региональное Управление Роспотребнадзора программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды;
  • производственный контроль за качеством питьевой воды из внутридомовых распределительных систем питьевого водоснабжения МКД, находящегося на обслуживании УК, не осуществлялся;
  • пробы холодной воды, отобранные в подвальном помещении МКД и в одной из квартир, не соответствовали по органолептическому показателю – мутности (превышение нормы в 1,8 раза и в 1,3 раза).

Роспотребнадзор выдал УК предписание об устранении выявленных нарушений, а именно:

  • провести мероприятия, направленные на установление и устранение причин мутности воды,
  • после чего выполнить повторный отбор и исследования проб питьевой воды с привлечением аккредитованной лаборатории и представить в Роспотребнадзор копии протоколов лабораторных исследований;
  • в течение двух месяцев разработать и представить на согласование программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в спорном МКД, а затем осуществлять производственный контроль по графику программы (периодические отборы проб воды и их исследование в аккредитованной лаборатории по договору);
  • ежеквартально представлять в Роспотребнадзор результаты производственного контроля качества питьевой воды в виде копий протоколов лабораторных исследований питьевой воды с сопроводительным письмом.

Вопреки доводам УК, предписание «устояло» во всех судебных инстанциях:

  • согласно протоколу ОСС помещений в МКД, выбор способа управления МКД определен как управление УК с предоставлением ей права заключения договоров на поставку коммунальных услуг и других хозяйственных договоров, связанных с эксплуатацией дома;
  • значит, применительно к рассматриваемой ситуации именно УК является лицом, ответственным за качество предоставляемых жильцам указанного МКД коммунальных услуг;
  • а в силу п. 2 ст. 19 Закона о санэпидблагополучии, организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованных систем ХВС, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую санэпидтребованиям, не допуская снижения ее качества и показателей безопасности;
  • аналогично, на основании подп. «д» п. 3 Правил № 354 и подп.п. 2, 6 Приложения № 1 к ним, в частности, состав и свойства холодной и горячей воды должны соответствовать требованиям законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.2496-09);
  • в договоре с водоканалом также есть пункт о том, что поставляемая РСО вода должна соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01;
  • поскольку исполнитель коммунальных услуг (УК) обязан обслуживать ВДИС, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, как самостоятельно, так и с привлечением других лиц на основании возмездного договора, постольку ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг возложена на исполнителя, который освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
  • при этом ответственность за действия РСО возлагается на исполнителя, независимо от того, было ли надлежащим поведение самой организации-исполнителя и могла ли она предотвратить нарушение;
  • в связи с этим оспариваемое предписание направлено УК обоснованно;
  • доводы УК об отсутствии у неё обязанности по разработке и утверждению программы производственного контроля качества воды несостоятельны, так как пунктами 1-3 ст. 32 Закона закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктами 2.4, 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 предусмотрено, что на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию системы водоснабжения, возложена обязанность по разработке рабочей программы производственного контроля качества воды и ее согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе и районе. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления;
  • а в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о санэпидблагополучии, пунктами 3.1, 4.5 СанПиН 2.1.4.1074-01, пунктами 2.4.1, 4.3 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям не менее 2 проб в месяц. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства;
  • наконец, согласно ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 24 и ч. 3 ст. 1 Закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», организация, осуществляющая холодное, горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем ГВС, обязана подавать абонентам холодную, горячую воду, соответствующую требованиям, установленным санитарным и законодательством о техрегулировании. При этом, согласно ст. 25 упомянутого Закона, производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей ХВС или ГВС, программа производственного контроля качества разрабатывается организацией, осуществляющей ХВС или ГВС, согласовывается с территориальным органом Роспотребнадзора и включает в себя: перечень показателей, по которым осуществляется контроль; указание мест отбора проб воды; указание частоты отбора проб воды.
Читайте также:  Толщина теплого пола деви мат

Верховный Суд РФ отказал УК в передаче дела на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.

Реестр организаций, аккредитованных на право проведения поверки бытовых счетчиков воды

В данном разделе представлен реестр с актуальной информацией об организациях, аккредитованных на право проведения поверки бытовых счетчиков воды. Достоверная информация о компаниях на сайте Службы поможет защититься от мошенников, выдающих себя за аккредитованных лиц, которые могут взять деньги за услугу, но не имеют прав проводить поверку и вносить данные в единый реестр Росстандарта. Такое право есть только у организаций с действующей аккредитацией.

Для проверки сведений о компании нужно знать только ее точное название и (или) ИНН. Также поиск информации можно провести по номеру записи в реестре аккредитованных лиц. С этими данными проверить организацию в реестре можно за несколько секунд.

Если после ввода данных в поля «Название компании» и (или) «ИНН» появится информация об аккредитованном лице, такая компания может проводить поверку счетчика и вносить сведения в единый реестр Росстандарта. Если сведения об организации в реестре отсутствуют, такая компания не имеет права проводить поверку.

Вы можете искать подходящие организации просто по адресу. В этом случае достаточно ввести название населенного пункта. Поиск выдаст все совпадения в адресах осуществления деятельности организаций с действующей аккредитацией.

При помощи реестра Вы также можете узнать, какое количество поверок проводит та или иная организация. Для этого Вам нужно нажать на поле «Сведения о поверке».

Контроль качества воды

Контроль качества воды в системе централизованного водоснабжения Москвы осуществляется круглосуточно по всему пути движения воды от верховий источников до кранов потребителей.

Определение основных показателей качества воды источников водоснабжения, по этапам очистки, перед подачей в городскую водопроводную сеть и в узловых точках водопроводной сети производится в непрерывном режиме автоматическими анализаторами с передачей показаний в единую базу данных.

Читайте также:  Схема подключения несколько конвектор

Лабораторный контроль осуществляют аккредитованные лаборатории Центра контроля качества воды АО «Мосводоканал». Для выполнения сложных анализов, требующих высокоточного аналитического оборудования и соответствующей квалификации специалистов, на договорной основе привлекаются специализированные лаборатории, такие, как аналитический центр «РОСА». Всего в плановом порядке производится определение 184 физико-химических и биологических показателей. Результаты анализов передаются в систему социально-гигиенического мониторинга города.

При выполнении контроля качества водопроводной воды в городской распределительной сети отбор проб воды для анализа производится в более чем 250 точках по территории города. Именно по результатам этих лабораторных исследований оценивается качество питьевой воды, подаваемой москвичам.

Государственный надзор за работой системы централизованного водоснабжения Москвы осуществляет служба Роспотребнадзора, лаборатории которой выполняют регулярный контроль качества питьевой воды как на выходе станций водоподготовки, так и у потребителей.

Для получения объективной информации в режиме реального времени установлено более 500 приборов автоматического контроля, что позволяет реагировать на изменение параметров качества воды и проводить необходимые мероприятия для сохранения качества воды в процессе транспортировки.

Результаты контроля качества воды, подаваемой потребителям Москвы, свидетельствуют о его стабильности и соответствии государственным нормативным требованиям. Основные показатели качества воды приведены в подразделе «Качество воды в районах Москвы» и в таблице ниже.


п/п

Показатели качества

Ед.
измер.

Норматив СанПиН
1.2.3685-21,
не более

Среднее содержание
в питьевой воде

О результатах надзора (контроля) за обеспечением населения водопроводной водой в Кемеровской области

На контроле Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области (далее – Управление) находится 813 водопроводов, для обеспечения населения питьевой водой, в том числе 22 водопровода из поверхностных водоемов, 791 — из подземных вод.

Централизованным водоснабжением обеспечивается 98,5 % проживающего в области населения, в том числе в городских поселениях – 99,1 %, в сельских поселениях – 94,5 %.

Читайте также:  Циркуляционные насосы для систем отопления wilo схема

Доля населения Кемеровской области, обеспеченного доброкачественной питьевой водой, составила 85,0 % (2017 г. – 85,0 %; 2016 г. – 83,7 %).

Управление осуществляет контроль за качеством водопроводной воды. Перечень контролируемых показателей определен на основании материалов расширенных исследований водопроводной воды и воды водоисточников.

В Управлении ведется банк данных качества воды источников централизованного водоснабжения и водопроводной воды, подаваемой населению, в разрезе административных территорий и водопроводов. В банк данных включены исследования воды, выполняемые ИЛЦ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» в рамках социально–гигиенического мониторинга и надзорных мероприятий.

В 2018 г. доля проб воды из распределительной сети централизованного водоснабжения, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составила 8,7 % (2017 г. – 9,4 %; 2016 г. – 9,4 %). По микробиологическим показателям доля проб воды из распределительной сети централизованного водоснабжения, не соответствующих гигиеническим нормативам, составила 1,7 % (2017 г. – 1,8 %; 2016 г. – 2,1 %).

Пробы воды из распределительной сети, не соответствующие гигиеническим нормативам по паразитологическим показателям, не выявлены.

Групповые заболевания острыми кишечными инфекциями водного характера среди населения Кемеровской области в 2018 г. не регистрировались.

В 2018 г. при проведении Управлением надзорных мероприятий в отношении субъектов, осуществляющих деятельность в области оказания услуг водоснабжения и водоотведения, установлены нарушения:

· несоответствие качества холодной или горячей водопроводной воды гигиеническим нормативам по результатам лабораторного контроля;

· несоответствие температуры горячей воды санитарным нормам в летний период;

· невыполнение в полном объеме программ производственного лабораторного контроля холодной или горячей водопроводной воды;

· отсутствие установленных зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения;

· использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами;

· отсутствие или несоблюдение согласованных с Роспотребнадзором нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты.

За нарушения санитарного законодательства в области питьевого водоснабжения Управлением приняты меры административного воздействия к должностным и юридическим лицам: составлены протоколы об административном правонарушении; направлены дела в суды для привлечения к административной ответственности виновных лиц; вынесены постановления о назначении административного наказания; переданы исковые заявления в суды о понуждении собственников устранить нарушения санитарного законодательства, выданы предостережения о недопустимости нарушения обязательных санитарных требований.

Деятельность 16 объектов питьевого водоснабжения приостановлена решением суда на срок от 6 до 90 суток.

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за качеством и безопасностью питьевой воды продолжается.

Оцените статью