- Вопрос недели: учет стоимости запчастей для системы отопления
- Учет радиаторов отопления бухгалтерский учет
- В казенном учреждении проводятся работы по замене централизованного отопления на автономное. С этой целью ранее были закуплены и установлены котел и счетчик, отраженные на балансе учреждения как самостоятельные инвентарные объекты. В настоящее время во внутренних помещениях здания учреждения согласно заключенному договору выполняются работы по прокладке труб отопления, монтаж, подключение к котлу. Оплата этого договора была отражена по КОСГУ 310. Работы выполняются на основании утвержденной сметы. На каких счетах бюджетного учета следует отразить хозяйственную операцию по исполнению договора по подводке труб от котла к радиаторам, установленным во внутренних помещениях здания?
- Оплата отопления в отсутствие радиаторов
- Нежилое подвальное помещение с транзитными трубопроводами
- Помещение с демонтированными радиаторами отопления
Вопрос недели: учет стоимости запчастей для системы отопления
Вопрос: На предприятии приобрели зап. часть для системы отопления на сумму 16200 руб. Без этой зап. части не работает счетчик по теплу. Где нужно учитывать (основные средства 310 или 346 оборотные запасы)?? Монтируется на узлах учета тепла/воды и предназначен для измерений объемного расхода и объема теплоносителя
Сообщаю Вам следующее:
В случае если запасная часть приобретается в рамках выполнения работ по дооборудованию системы отопления, то данное приобретение отражается по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.
Документ 1
«Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2018, N 11
Вопрос: По какому коду КОСГУ — 310 или 340 — отражается приобретение циркулярного насоса для систем отопления?
Ответ: Согласно нормам п. 99 Инструкции N 157н к материальным запасам, в частности, относятся:
— готовые к установке строительные конструкции и детали (металлические, железобетонные и деревянные конструкции, блоки и сборные части зданий и сооружений, сборные элементы; оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической и иных систем (отопительные котлы, радиаторы и т.п.));
— оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки. К оборудованию, требующему монтажа, относятся оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений, и комплекты запасных частей такого оборудования. При этом в состав оборудования включаются и контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе установленного оборудования, и другие материальные ценности, необходимые для строительно-монтажных работ.
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Таким образом, если насос является составной частью системы отопления, требует установки (монтажа) и самостоятельно выполнять функции, для которых он был приобретен, не может, то он, несмотря на его значительную стоимость, является объектом материальных запасов. Указаниями N 65н установлено, что расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам, относятся на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.
В случае если насос приобретается в рамках выполнения работ по дооборудованию системы отопления, приобретение насоса возможно по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. Указаниями N 65н установлено, что на эту статью КОСГУ относятся расходы получателей бюджетных средств, а также государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование.
Здесь же отметим, что в силу норм п. 10 ФСБУ «Основные средства» единицей учета основных средств может признаваться часть объекта имущества, в отношении которой самостоятельно можно определить период поступления будущих экономических выгод, полезного потенциала, либо часть имущества, которая имеет отличный от остальных частей срок полезного использования (способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала) и стоимость которой составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества. При этом такая единица учета основных средств определяется вне зависимости от возможного физического обособления части объекта имущества.
Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н.
Из положений данного пункта следует, что насос можно учесть как единицу учета основных средств (отразить расходы на приобретение насоса по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ) при выполнении следующих условий:
— насос имеет отличный от остальных частей здания (система отопления, для которой приобретается насос, включается в стоимость здания) срок полезного использования (способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала);
— стоимость насоса составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества (от общей стоимости здания).
бухгалтерский учет и налогообложение»
Подписано в печать
Документ 2
Приказ Минфина России от 29.11.2017 N 209н (ред. от 30.11.2018) «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления»
11.1. На статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ относятся расходы по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование.
Ответ подготовил эксперт Систем КонсультантПлюс Николашина Екатерина Вячеславовна
Учет радиаторов отопления бухгалтерский учет
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В казенном учреждении проводятся работы по замене централизованного отопления на автономное. С этой целью ранее были закуплены и установлены котел и счетчик, отраженные на балансе учреждения как самостоятельные инвентарные объекты. В настоящее время во внутренних помещениях здания учреждения согласно заключенному договору выполняются работы по прокладке труб отопления, монтаж, подключение к котлу. Оплата этого договора была отражена по КОСГУ 310. Работы выполняются на основании утвержденной сметы. На каких счетах бюджетного учета следует отразить хозяйственную операцию по исполнению договора по подводке труб от котла к радиаторам, установленным во внутренних помещениях здания?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При квалификации работ по переустройству системы отопления в нежилом помещении, закрепленном на праве оперативного управления за казенным учреждением, в качестве модернизации нежилого помещения расходы на оплату договора подлежат отнесению на увеличение первоначальной стоимости объекта недвижимости.
Обоснование вывода:
Согласно абзацу 7 п. 45 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности система отопления, входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. Аналогичный подход определен и Введением к Общероссийскому классификатору ОК 013-2014 (СНС 2008), принятому и введенному в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст.
При этом установка автономных источников теплоснабжения может рассматриваться в качестве переустройства помещений, требующего внесения изменения в технический паспорт*(1). В то же время переустройство помещений прямо не поименовано в перечне оснований для изменения первоначальной стоимости основных средств, содержащемся в п. 27 Инструкции N 157н. Так, согласно указанной норме изменение балансовой стоимости здания возможно только в случаях: достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), замещения (частичной замены в рамках капитального ремонта в целях реконструкции, технического перевооружения, модернизации) объекта или его составной части, переоценки объектов основных средств.
Определение характера выполненных работ по установке автономного отопления в помещениях, а именно отнесение их результатов к модернизации или дооборудованию внутренних помещений здания, относится к компетенции технических специалистов казенного учреждения и комиссии по поступлению и выбытию активов. С точки зрения налоговых органов, техническое переустройство составных частей объекта, в частности отопительных систем, относится к мероприятиям по техническому перевооружению объекта недвижимости (п. 3.98 Типовых рекомендаций по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и организаций, находящихся в ведении ФНС России, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 09.04.2012 N ММВ-7-10/230@). Не исключено, что по мнению компетентных должностных лиц учреждения устройство автономной системы отопления может быть отнесено к работам по дооборудованию объекта недвижимости с элементами технического перевооружения. Учитывая, что поименованные в вопросе расходы отнесены на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ, полагаем, что такое решение и было принято в учреждении.
В соответствии с положениями п.п. 7, 33 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, в бюджетном учете казенного учреждения увеличение первоначальной стоимости объекта недвижимости подлежит отражению с применением следующих корреспонденций счетов:
1. Дебет КРБ 1 106 11 310 Кредит КРБ 1 302 31 730
— отражены фактические вложения в объект в сумме стоимости работ по договору на устройство автономной системы отопления;
2. Дебет КРБ 1 101 12 310 Кредит КРБ 1 106 11 310
— увеличена первоначальная (балансовая) стоимость здания в результате работ по дооборудованию.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
30 октября 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Смотрите, например:
— п. 1.3 Положения о проведении переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах на территории Чайковского городского поселения, утвержденного постановлением главы города от 27.04.2010 N 336;
— п. 2.2 Положения «О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в муниципальном образовании рабочий поселок Первомайский Щекинского района Тульской области», утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования рабочий поселок Первомайский Щекинского района Тульской области от 20.05.2011 N 29-145;
— Постановление местной администрации Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от 18.02.2016 N 27.
Оплата отопления в отсутствие радиаторов
Автор: С. Н. Козырева
Вправе ли исполнитель коммунальных услуг требовать от собственника помещения плату за отопление при отсутствии в нем радиаторов?
На практике у исполнителей коммунальных услуг нередко возникает вопрос, вправе ли они начислять плату за отопление и требовать ее внесения собственниками помещений, в которых отсутствуют отопительные приборы. Рассмотрим, как он решается в двух ситуациях: если в помещении по проекту нет радиаторов отопления и если они были демонтированы.
Основанием для предъявления потребителю платы за отопление является оказание соответствующей услуги. В силу п. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. Согласно пп. «е» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг потребителю может быть предоставлена такая коммунальная услуга, как отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, жилых и нежилых помещениях в МКД, помещениях, входящих в состав общего имущества дома, надлежащей температуры воздуха.
Нежилое подвальное помещение с транзитными трубопроводами
Как правило, в нежилых помещениях в МКД есть отопительные приборы, соответственно, для их собственников плата за отопление исчисляется в общем порядке. Особую категорию составляют подвальные нежилые помещения, в которых нет радиаторов отопления, однако проходят трубопроводы отопительной системы.
Суды часто ссылаются на не действующую в настоящее время Методику определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденную Приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 № 105. Согласно примечанию к п. 1 приложения 1 «Отопление» к данному документу отапливаемым подвалом следует считать подвальное помещение, в котором для поддержания проектного значения температуры воздуха предусмотрено проектом и осуществлено отопление при помощи отопительных приборов (радиаторов, конвекторов, регистров из гладких или ребристых труб) и (или) неизолированных трубопроводов системы отопления или тепловой сети. В свою очередь, если отопление подвала проектом не было предусмотрено, упомянутые выше трубопроводы должны быть покрыты тепловой изоляцией.
Соответственно, если по результатам осмотра помещения установлено, что в нем проходят неизолированные трубопроводы системы отопления (обычно подающий и обратный) или горячего водоснабжения, и температура в помещении соответствует нормативным показателям в отсутствие дополнительных нагревающих приборов (например, электрообогревателей), значит, услуга отопления в данном помещении предоставляется и собственник обязан оплатить ее. Иное означало бы возложение обязанности по оплате тепловой энергии, израсходованной на отопление помещения ответчика и не относящейся к нормативным потерям ввиду отсутствия тепловой изоляции труб, на иных собственников помещений многоквартирного жилого дома (постановления АС ВВО от 07.08.2015 по делу № А79-6883/2014, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 по делу № А60-16073/2015).
Одновременно, если в помещении проложен изолированный трубопровод и температура воздуха поддерживается электронагревателем, нет оснований для взыскания с собственника платы за отопление. Иное означало бы, что исполнитель намерен взыскать с собственника помещения расход тепловой энергии на технологические потери при ее транспортировке, которые учитываются при утверждении тарифа (в отношении потерь по внешним сетям) и норматива потребления (в отношении внутридомовых потерь), а при наличии ОПУ оплачиваются собственниками отапливаемых помещений (постановления АС УО от 11.02.2015 № Ф09-10034/14, Ф09-9985/14, АС ВСО от 15.10.2014 по делу № А10-2458/2013, АС ЗСО от 20.02.2015 № Ф04-15650/2015, АС СЗО от 27.10.2015 по делу № А42-9616/2014).
Суд встанет на сторону собственника помещения и откажет УК в иске, если последняя не докажет, что фактическое потребление тепловой энергии, принятой посредством тепловыделения от изолированных трубопроводов отопления и горячего водоснабжения дома, проходящих через помещение ответчика, позволяет поддерживать в данном помещении необходимую температуру воздуха без установки дополнительного оборудования (Постановление АС ПО от 11.06.2015 № Ф06-23212/2015).
Отсутствие или наличие теплоизоляции на общедомовых магистральных трубопроводах системы отопления стало основным фактором для решения вопроса о взыскании с собственника одного и того же помещения платы за отопление. Так, в рамках одного дела было установлено, что трубопроводы не были изолированы, следовательно, помещение отапливалось, поэтому оплачивать услугу необходимо (Решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.12.2011 по делу № А76-1160/2011). Впоследствии трубопроводы были заизолированы и суд отказал исполнителю во взыскании с собственника нежилого помещения платы за отопление в связи с отсутствием теплопринимающих устройств (Постановление ФАС УО от 16.10.2013 по делу № А76-21947/2012, в передаче которого на пересмотр отказано Определением ВАС РФ от 19.12.2013 № ВАС-17562/13).
Вместе с тем, как было отмечено выше, в настоящее время указанная методика признана утратившей силу в связи с изданием Приказа Минстроя РФ от 17.03.2014 № 99/пр «Об утверждении методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя» (см. Приказ Минстроя РФ от 31.07.2014 № 414/пр). Однако суды продолжают опираться на сделанные в ней выводы, хоть и не приводят ссылок на сам недействующий документ. Кроме того, по-прежнему действуют СНиП 2.04.05-91* «Отопление, вентиляция и кондиционирование», утвержденные Госстроем СССР 28.11.1991, согласно п. 3.23* которых тепловую изоляцию следует предусматривать для трубопроводов систем отопления, прокладываемых в неотапливаемых помещениях. Поэтому общий вывод таков: наличие изолированных транзитных трубопроводов указывает на то, что помещение не отапливается.
Помещение с демонтированными радиаторами отопления
Правила предоставления коммунальных услуг запрещают потребителю (п. 35):
- самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией;
- осуществлять регулирование внутриквартирного оборудования, используемого для потребления коммунальной услуги отопления, и совершать иные действия, в результате которых в помещении в МКД будет поддерживаться температура воздуха ниже 12 °С;
- несанкционированно вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
В свою очередь, согласно п. 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушениям в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
В подавляющем большинстве случаев демонтаж радиаторов отопления рассматривается как переустройство помещения, проведение которого требует проекта и завершается актом приемочной комиссии (см. ст. 26, 28 ЖК РФ). Соответственно, нарушение установленного порядка демонтажа батарей не может порождать правовые последствия в виде освобождения собственника помещения, допустившего такие самовольные действия, от обязанности по оплате услуги теплоснабжения. Кроме того, такие действия применительно к конкретным обстоятельствам могут рассматриваться как злоупотребление лица, их совершившего, правом в отношении части общедомовой системы отопления, находящейся в помещении, принадлежащем данному лицу, а злоупотребление правом запрещено законом (ст. 10 ГК РФ). Такие выводы были сделаны в постановлениях АС ДВО от 22.07.2015 № Ф03-2697/2015, от 26.08.2015 № Ф03-3356/2015. Итак, обстоятельством, которое можно рассматривать как основание для взыскания с собственника помещения платы за тепловую энергию в отсутствие радиаторов отопления, является самовольный демонтаж таковых (Постановление АС ЗСО от 20.07.2015 № Ф04-20195/2015).
На практике данная позиция популярна у судов общей юрисдикции (Постановление Президиума Архангельского областного суда от 14.10.2015 № 44г-0033/2015, апелляционные определения Верховного суда Республики Башкортостан от 20.10.2015 № 33-18314/2015, Верховного суда Республики Бурятия от 22.07.2015 по делу № 33-2710/2015, Калининградского областного суда от 15.07.2015 по делу № 33-3524/2015, Сахалинского областного суда от 11.06.2015 по делу № 33-1116/2015, Иркутского областного суда от 05.05.2015 по делу № 33-3652/2015, Определение Приморского краевого суда от 30.06.2015 по делу № 33-5415). Тем более что даже в случае отключения помещения от отопления тепловая энергия подается на содержание общего имущества, соответственно, одна из составляющих платы за отопление (плата за отопление на ОДН) должна вноситься (Апелляционное определение Мурманского областного суда от 19.08.2015 № 33-2425/2015). Также суды обращают внимание, что квартира обогревается за счет отопления других рядом расположенных помещений, а это также указывает на невозможность освобождения собственника от оплаты тепловой энергии (Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 09.09.2015 по делу № 33-5777).
Если же переустройство было проведено в законном порядке, отсутствие радиаторов отопления указывает на то, что коммунальная услуга по отоплению не предоставляется, тепловые потери от стояков не могут рассматриваться как подлежащая оплате услуга. К примеру, такие выводы были сделаны в Постановлении АС СЗО от 23.04.2015 № Ф07-700/2015 в отношении помещения, переведенного из жилого в нежилое с одновременным демонтажом системы отопления и установкой электрообогревателей с терморегулятором, тепловой завесы, теплого пола.
Вместе с тем встречаются ситуации, когда суды принимают во внимание только фактическое отсутствие энергопринимающих устройств, а факт самовольного переустройства центральной системы отопления расценивают как не имеющий правового значения (Постановление ФАС ВВО от 15.04.2014 по делу № А82-5198/2013, в передаче которого на пересмотр в порядке надзора отказано Определением ВАС РФ от 28.07.2014 № ВАС-9767/14).
Обратим внимание: если собственник претендует на освобождение от оплаты отопления, в ходе осмотра не должна быть выявлена возможность подключения радиаторов отопления (она существует при наличии врезки подводок к отопительным приборам, кронштейнов для подвески батарей, отсечных шаровых кранов). Если такая возможность есть, суд вряд ли откажет исполнителю коммунальных услуг во взыскании задолженности с собственника помещения (Постановление АС ВСО от 28.08.2015 № Ф02-4259/2015).
Если в помещении никогда не было радиаторов отопления, следует определить, считается ли оно отапливаемым (признак отапливаемого помещения – отсутствие теплоизоляции на магистральных трубопроводах). Если трубопроводы заизолированы, УК следует доказать, что тепловыделения от них достаточно для поддержания в помещении нормальной температуры без использования дополнительного оборудования.
Если в помещении раньше были радиаторы отопления, собственник не обязан оплачивать соответствующую услугу в случае их демонтажа в установленном порядке. Самовольный демонтаж не освобождает его от оплаты отопления. Впрочем, изредка встречаются примеры, когда для принятия решения в пользу потребителя достаточно подтверждения факта отсутствия в помещении радиаторов.