- Новый закон о снижении платы за некачественные услуги ЖКХ. Что изменилось для потребителей
- 💡 Новые поправки в Жилищный кодекс РФ
- Действующие нормативы
- ⚡ Что именно изменилось для граждан и поставщиков услуг
- Плату за отопление рассчитают по-новому
- Для ровного пересчета
- Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»
- ГАРАНТ:
- ГАРАНТ:
- ГАРАНТ:
- ГАРАНТ:
Новый закон о снижении платы за некачественные услуги ЖКХ. Что изменилось для потребителей
Плата за коммунальные услуги ежегодно увеличивается. Но, к сожалению, это редко положительно отображается на качестве оказываемых услуг. Принятие новых законодательных поправок призвано решить указанную проблему: по замыслу инициаторов поправок, россияне смогут не платить за некачественные услуги и услуги, оказанные с перерывами. Как эта инициатива будет реализовываться на практике, и что именно изменилось для потребителей услуг ЖКХ?
💡 Новые поправки в Жилищный кодекс РФ
Новый закон ФЗ-351 «О внесении изменений в статьи 157 и 157.2 Жилищного кодекса. », который регламентирует порядок предоставления коммунальных услуг и позволяет добиться пересмотра их стоимости, предполагает внесение поправок в ст. 157 и 157.2 Жилищного кодекса. Он уже был подписан Президентом 27 октября и вступил в силу 7 ноября.
Россияне, согласно новым правилам, могут требовать снижения размера платы за некачественные коммунальные услуги – например, если из крана идет ржавая вода, при скачках напряжения в электросети или при холоде в квартире. Еще одним основанием для снижения платы является предоставление коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность (длительное отключение света или воды). В этих случаях ресурсоснабжающие организации не платят штраф, как ранее, но пересматривают величину платы за коммунальные услуги.
Также в ФЗ определены субъекты, которые осуществляют изменение размера платы за коммунальные услуги.
Действующие нормативы
Коммунальные услуги должны соответствовать требованиям действующих нормативов. Так, при оценке качества холодной воды проверяется сила напора, химический состав и внешний вид воды, а также показатели ее жесткости. Если напор воды снижен в пределах 25% от нормативов, то оплата уменьшается на 0,1% за весь период снижения напора; если напор воды снижен более указанного значения, то потребитель может вовсе освободиться от внесения платы, согласно Приложениям №1, 2 «Правил предоставления коммунальных услуг» Постановления Правительства №354 от 2011 года.
Температура горячей воды должна находиться в диапазоне от 60 до 75 градусов независимо от состояния отопительного оборудования. Данный температурный порог нужен, чтобы обеспечить гибель бактерий.
Оценка качества услуг по отоплению происходит с учетом действующего давления в системе и температуры в помещении. По нормативам температура воздуха не может быть ниже 18 градусов, в угловых комнатах – от 20 градусов. Чтобы оценить уровень тепла, его замеряют в середине комнаты при закрытых окнах и дверях.
Качество подачи электроэнергии определяется на основании силы тока и напряжения.
⚡ Что именно изменилось для граждан и поставщиков услуг
Россияне и раньше регулярно сталкивались с некачественно оказанными услугами ЖКХ. Но ресурсоснабжающим организациям штрафы начислялись крайне редко. По этой причине они лишались материальных стимулов качественно делать свою работу.
Чаще всего неудовлетворительное качество услуг было связано с отсутствием у таких организаций денег, необходимых для ремонта и модернизации. В этом случае выписанный ресурсоснабжающим организациям штраф только усугублял финансовый статус предприятий.
Теперь штрафы отменены. В пояснительной записке к новому закону подчеркивается, что размер подоходного налога за начисленный штраф мог превышать сам размер штрафных санкций, в результате чего он становился невыгоден всем сторонам.
Основными изменениями, которые затронут потребителей коммунальных услуг, станут следующие:
- Потребителям в обязательном порядке должны произвести перерасчет, если в течение определенного времени они не будут получать коммунальную услугу, либо она будет оказана им с отклонениями. Ранее перерасчет по Жилищному кодексу делали только в случае, если услугу предоставляли с кратковременными перерывами (но в Правилах оказания коммунальных услуг норма о возможности перерасчета уже существовала).
- Ответственность управляющих организаций перед ресурсоснабжающими организациями так же ужесточили. Так, управляющие организации могут обязать компенсировать расходы поставщика ресурсов на перерасчет квитанций жильцам из-за несвоевременно проведенной опрессовки и промывки системы отопления. То есть фактически управляющая организация должна будет компенсировать недополученные доходы поставщика.
За изменение размера платы ЖКХ будут нести ответственность управляющая компания, товарищество собственников жилья и жилищный кооператив, в случае прямых договоров – ресурсоснабжающая организация. Таким образом, потребители смогут получить перерасчет, не дожидаясь выяснений, в чьей зоне ответственности произошел сбой.
Для снижения размера платежей потребителю предстоит отправить в жилищную инспекцию требование о вызове по его адресу специалиста для проверки соответствия качества оказываемых услуг. Заявление передается в двух экземплярах: один из них хранит жилинспекция, второй передают на руки потребителю. Акт проведенной проверки передается заявителю.
В качестве доказательств некачественно оказываемых услуг выступают показания свидетелей, письменные подтверждения (акты и заключения экспертов), материалы фотосъемки. Если результат проверки не устроил жильца квартиры, то он может потребовать повторной экспертизы. Либо он может обратиться к независимым экспертам – если потенциальная сумма перерасчета превысит плату за экспертизу. Но если ожидаемой реакции от ресурсоснабжающей организации не последовало, потребитель может обратиться в суд.
Плату за отопление рассчитают по-новому
Внесение изменений в ЖК связано с постановлением Конституционного суда. Туда обратился с иском житель подмосковного Пушкина, недовольный поведением соседей. Когда жильцы въехали в новостройку, в каждой квартире были установлены приборы учета тепла. Со временем, однако, у некоторых соседей счетчики вышли из строя или были демонтированы, и управляющая компания перестала учитывать при расчете платежей за тепло показания всех квартирных счетчиков, так что у истца, в частности, плата за отопление возросла. Рассмотрев это дело, КС пришел к выводу, что правила предоставления коммунальных услуг фактически поощряют жильцов, не позаботившихся о сохранности приборов учета. Суд предписал внести изменения в законодательство, предусмотрев более справедливый порядок оплаты тепла.
Поправками в Жилищный кодекс устанавливается, что правила предоставления коммунальных услуг должны предусматривать порядок определения размера платы за тепло в домах, где есть общедомовые, а в некоторых квартирах — и индивидуальные приборы учета. В платежах должны учитываться показания квартирных приборов.
В правила предоставления коммунальных услуг положение об оплате тепла в такой ситуации уже было внесено в конце 2018 года. Поправки же в Жилищный кодекс должны окончательно расставить точки над и, уменьшив число споров о платежах за отопление.
Для ровного пересчета
Принятые изменения отменяют введенные в 2016 году штрафы в пользу потребителей, оставляя только перерасчет для выставления справедливой стоимости оказанных услуг, говорит эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук. До сих пор перерасчет, согласно ЖК, полагалось делать, лишь если услуги предоставляются с перерывами. В то же время в правилах предоставления коммунальных услуг такая норма уже существовала.
Кроме того, ужесточается ответственность управляющих организаций перед поставщиками коммунальных ресурсов. «Зачастую подача тепла в дома осложняется тем, что УК не провели опрессовку и промывку системы отопления, — говорит Склянчук. — Если поставщик тепла вынужден будет сделать жителям перерасчет за это, расходы ему будет компенсировать управляющая компания».
Одновременно упраздняется положение о том, что виновник некачественного оказания услуг должен заплатить жителю штраф. Это имело ряд негативных последствий, указывалось в пояснительной записке к законопроекту. Так, административные расходы, связанные с уплатой подоходного налога с суммы штрафа, могли многократно превышать его величину.
Штрафы использовались достаточно редко и не становились стимулирующей мерой для ресурсников, говорит исполнительный директор «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. «Чаще всего нарушения качества были связаны с отсутствием у организаций средств, необходимых для ремонта и модернизации. И в этом случае штрафы еще больше ухудшали финансовое положение предприятий», — подчеркивает она.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»
ГАРАНТ:
См. Стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства в РФ на период до 2020 г., утвержденную распоряжением Правительства РФ от 26 января 2016 г. N 80-р
В целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего повышения доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг постановляю:
1. Правительству Российской Федерации обеспечить:
ГАРАНТ:
См. Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 г., (новая редакция), утвержденные Правительством РФ 14 мая 2015 г.
а) до 2017 года — увеличение доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод до 30 процентов;
снижение показателя превышения среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) по отношению к индексу потребительских цен до уровня не более 2,2 процентных пункта;
увеличение количества выдаваемых ипотечных жилищных кредитов до 815 тысяч в год;
создание для граждан Российской Федерации возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет;
снижение стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса;
в) до 2020 года — предоставление доступного и комфортного жилья 60 процентам российских семей, желающих улучшить свои жилищные условия.
2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
а) до июля 2012 г.:
разработать порядок бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья экономического класса, предусмотрев при этом ограничение продажной цены на такое жилье;
ГАРАНТ:
См. Отчет о ходе реализации абзаца второго подпункта «а» пункта 2 настоящего Указа (приложение к письму Минстроя России от 11 марта 2014 г. N 3622-АП/07)
разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе;
б) до сентября 2012 г.:
обеспечить формирование специальных условий ипотечного кредитования отдельных категорий граждан (молодых семей, работников бюджетной сферы), создание ипотечно-накопительной системы, предусмотрев меры государственной поддержки, в том числе за счет средств федерального бюджета, высвобождающихся после завершения строительства олимпийских объектов в г. Сочи, объектов, предназначенных для проведения форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в г. Владивостоке, а также после завершения программы обеспечения жильем военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации;
разработать комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов, предусмотрев компенсационные меры для одиноких пенсионеров, проживающих в квартире не менее 10 лет;
в) до ноября 2012 г. принять меры:
по упрощению порядка изъятия органом государственной власти Российской Федерации или органом местного самоуправления у государственного (муниципального) учреждения или государственного (муниципального) унитарного предприятия земельных участков, не используемых или используемых неэффективно, для последующего вовлечения их в экономический оборот (прежде всего в целях жилищного строительства), в том числе путем передачи изъятых земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в собственность Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства;
по улучшению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, в том числе путем обеспечения конкуренции на рынке этих услуг на региональном и местном уровнях;
г) до декабря 2012 г.:
разработать государственную программу обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, предусматривающую строительство жилья экономического класса и объектов инфраструктуры на вовлеченных в экономический оборот земельных участках, примыкающих к крупным городам, а также на неиспользуемых или используемых неэффективно земельных участках, предоставленных государственным организациям;
разработать план мероприятий по предупреждению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов в сферах жилищного строительства и производства строительных материалов;
обеспечить создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства в целях решения задач модернизации и повышения энергоэффективности объектов коммунального хозяйства, в том числе установление долгосрочных (не менее чем на три года) тарифов на коммунальные ресурсы, а также определение величины тарифов в зависимости от качества и надежности предоставляемых ресурсов;
разработать исчерпывающий перечень установленных на федеральном уровне административных процедур в сфере жилищного строительства, а также порядок согласования дополнительных процедур, установленных субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса, электросетевыми и газоснабжающими компаниями;
подготовить предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на установление единого порядка взаимодействия участников реализации проектов жилищного строительства;
д) до января 2013 г. обеспечить формирование рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;
ГАРАНТ:
См. Перечень мероприятий по формированию рынка доступного арендного жилья и развитию некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 29 августа 2012 г. N1556-р
е) до марта 2013 г. разработать комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда;
ж) до июня 2013 г. обеспечить создание сети общественных организаций в целях оказания содействия уполномоченным органам в осуществлении контроля за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств.
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации
7 мая 2012 года
Даны поручения по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг.
Правительство РФ должно до 2017 г. обеспечить увеличение доли заемных средств в общем объеме капвложений в системы тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод до 30%.
Ожидается, что к 2018 г. количество выдаваемых ипотечных жилищных кредитов достигнет 815 тыс. в год, граждане получат возможность улучшать жилищные условия не реже раза в 15 лет, стоимость 1 кв. м жилья сократится на 20% из-за увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономкласса. Показатель превышения среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) по отношению к индексу потребительских цен при этом должен упасть до уровня не более 2,2 процентного пункта.
До 2020 г. доступное и комфортное жилье должны получить 60% российских семей, желающих улучшить свои жилищные условия.
Ряд поручений Правительство РФ должно выполнить совместно с органами исполнительной власти регионов.
Так, до июля 2012 г. необходимо разработать порядок бесплатного предоставления земель под строительство жилья экономкласса. Он должен предусматривать ограничение продажной цены на такое жилье.
До сентября 2012 г. следует разработать комплекс мер по переходу к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов. При этом нужно предусмотреть компенсационные меры для одиноких пенсионеров, проживающих в квартире не менее 10 лет.
До декабря 2012 г. должно быть обеспечено установление долгосрочных (не менее чем на 3 года) тарифов на коммунальные ресурсы. Их величина должна зависеть от качества и надежности последних.
Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»