Устранение неисправностей приборов отопления

Устранение неисправностей приборов отопления

Основным фактором, свидетельствующим о неудовлетворительной работе системы отопления, является непрогрев отопительных приборов. Причины непрогрева могут быть как проектного и монтажного характера, так и неграмотной эксплуатации системы отопления.

Неудовлетворительная работа системы отопления может быть вызвана следующими причинами:
— неисправность узла управления;
— несоответствие диаметров дроссельных шайб расчетным значениям;
— недостаточный уровень теплоносителя в системе;
— недостаточный напор теплоносителя в системе;
— засоры в системе;
— понижение температуры в отапливаемых помещениях nolP сравнению с расчетными значениями;
— наличие воздуха и воздушных пробок;
— неверные проектные решения;
— некачественный монтаж системы;
— замораживание труб и отопительных приборов;
— нарушение герметичности элементов системы.

В системах водяного отопления в узлах управления применяется элеватор, неудовлетворительная работа которого может быть вызвана плохим качеством изготовления отдельных его узлов, неправильной сборкой, неправильным расчетом диаметра сопла элеватора и частичным засором сопла. Этот засор можно устранить, пропуская через сопло воду — сопло очищается за счет статического напора системы отопления. При работе элеватора может создаваться значительный шум из-за наличия трещин, заусенцев и неровностей в выходной части сопла, из-за перекосов или при гашении в сопле большого напора. Избыточный напор через сопло дросселируется регулятором расхода. Неисправность элеватора можно обнаружить по перепаду температуры до и после него. Если температура значительно отличается от расчетной, указанной в температурном графике, то элеватор неисправен. При незначительном отличии температуры, измеренной до элеватора, от температуры, измеренной после элеватора, завышен диаметр сопла элеватора.

Неисправность регулятора расхода приводит к изменению расхода теплоносителя по сравнению с расчетным. Это определяется по изменению температуры в подающем и обратном трубопроводах. Регулятор расхода ремонтируется, и осуществляется его наладка.

При независимой схеме присоединения системы отопления к наружным тепловым сетям неисправности насосного узла управления могут быть вызваны неисправностью насосов, водонагревателей, запорной и предохранительной арматуры, утечками в оборудовании и трубопроводах, неисправностью регуляторов. К неисправностям насосов относятся разрушение эластичных муфт соединения валов электродвигателя и насоса, разрушение подшипников и посадочных мест под подшипник, износ лопастей рабочего колеса и срыв рабочего колеса с вала, свищи и трещины на корпусе, утечки через сальниковые уплотнения. Все неисправности ликвидируются ремонтом. При появлении свищей и трещин в корпусе насоса его заменяют.

Неисправности водонагревателей появляются в результате нарушения герметичности развальцовки труб в трубной решетке, разрыва труб, их зарастания, слипания трубного пучка, появления свищей и трещин в корпусе водонагревателя. Нарушение герметичности развальцовки труб определяется по постоянной утечке воды при открывании спускных кранов на водонагревателе или грязевиках. Неисправности труб устраняются ремонтом или их заменой.

Зарастание труб определяется по увеличению перепада давления на водонагревателе. При зарастании трубы прочищают или промывают.

Слипание трубного пучка вызывается неправильной установкой секции водонагревателя или разрушением поддерживающих полок внутри его корпуса. Слипание трубного пучка приводит к провисанию труб и снижению температуры теплоносителя в обратном трубопроводе тепловой сети. Секцию со слипшимся трубным пучком необходимо заменить.

Уровень воды в системе проверяют в высших точках системы, а также по показанию манометра.

Удаление воздуха из системы производится при остановленных насосах через 10—15 мин после остановки через воздушные краны.

Засоры возникают в результате попадания грязи в систему при неисправных грязевиках и при отложении продуктов коррозии на внутренней поверхности труб. Засор грязевика определяется по показаниям манометров, установленных до и после него, по увеличению перепада давления. Ликвидируется засор грязевика отводом грязи через спускные краны в нижней части. Если таким способом засор не устраняется, то грязевик разбирается и очищаются сетки и внутренние поверхности.

В системе отопления засоры чаще всего образуются в местах изменения направления движения теплоносителя (крестовинах, тройниках, отводах), местах установки запорно-регулирующей арматуры, сужения сечений труб, в местах значительного снижения скорости движения теплоносителя (в отопительных приборах, проточных воздухосборниках). Для предупреждения засоров необходимо регулярно проводить обслуживание грязевиков, установленных в тепловом пункте здания. При засоре стояка увеличивается сопротивление участков системы отопления и сокращается расход теплоносителя на этих участках, вследствие чего снижаются средние температуры отопительных приборов. При засорах подводок или отопительных приборов понижается температура на поверхности этих приборов, при этом весь стояк системы отопления прогревается нормально.

Обнаружить засоры можно температурным и акустическим способами. При температурном способе на участке измеряют температуру жидкостными или электронными термометрами (термощупами). В однотрубных системах отыскание засора температурным способом положительных результатов не дает, так как теплоноситель остывает равномерно по всей высоте стояка. Для однотрубных систем целесообразно использовать второй способ, при котором происходит прослушивание системы. В местах засоров происходит сужение сечения, в результате увеличивается скорость движения теплоносителя, что приводит к увеличению шума. Для прослушивания используется течеискатель, который состоит из усилителя, блока питания, индикатора, щупа и наушников. Проходя вдоль трубы и прижимая щуп к ее поверхности, прослушивают шум в наушниках. Возрастание уровня шума свидетельствует о возможном засоре, для точного определения места засора пользуются индикатором. Для этого снимают показания до и после засора и производят построения. После определения места засора его устраняют гидравлической, гидропневматической промывкой или прочисткой. Перед промывкой всю систему осматривают, проверяют ее герметичность и прочищают грязевики.

Читайте также:  Как ставить батарею отопления правильно

Гидравлическая промывка осуществляется за счет создания больших скоростей постоянного потока воды. При гидравлической промывке устраняются засоры, образованные легкими частицами. Но на участках, где скорость движения воды невелика, устранить засор таким способом чаще всего нельзя, так как тяжелые частицы из-за малой скорости оседают. В этом случае целесообразнее использовать гидропневматическую промывку, которая производится подачей сжатого воздуха в трубопроводы, заполненные водой. При этом повышается скорость водовоздушной смеси и создается поток большой турбулентности, в результате отложения разрыхляются и выносятся из системы.

Для подачи воды и сжатого воздуха в подающий трубопровод врезают патрубки диаметром 20—40 мм с кранами, обратными клапанами и манометрами. Патрубок для подачи воды врезается до элеватора, патрубок для подачи сжатого воздуха — после элеватора. Для сброса воды в обратный трубопровод врезают спускной патрубок или используют существующие спускные краны. При промывке систем отопления с элеватором конус и стакан элеватора должны быть предварительно удалены. Сжатый воздух в систему подается компрессором производительностью 3—6 м3/мин. Гидропневматическую промывку системы проводят одним из двух способов: проточным или наполнением.

В зависимости от конструкции системы отопления и степени ее загрязнения промывают стояки, группы стояков, участки или полностью всю систему. Обычно промывают от 2 до 5 стояков одновременно, при этом все остальные стояки отключают. При промывке необходимо постоянно контролировать по манометрам давление подаваемых воды и воздуха, которое должно быть одинаковым.

При невозможности удаления засора промывкой используют прочистку трубопроводов с помощью толстой упругой проволоки, для этого отключается прочищаемый участок и из него спускается вода. Разрыхленную грязь удаляют ершом или водой.

Понижение температуры в помещении может быть вызвано следующими причинами: нарушением циркуляции теплоносителя, неисправностью узла управления, самовольным подключением дополнительных отопительных приборов.

При снижении температуры в помещениях в первую очередь необходимо по термометру проверить температуру теплоносителя, подаваемого в систему отопления. Если температура теплоносителя ниже требуемой, то неисправность следует искать в узле управления. Если температура теплоносителя соответствует нормативной, то неисправность системы отопления заключается в нарушении циркуляции теплоносителя или в неправильном регулировании системы.

Нарушение циркуляции теплоносителя происходит при полном или частичном засоре стояка и подводки к отопительному прибору, попадании воздуха в систему («завоздушивание» системы), замораживании системы, ошибках при монтаже труб, арматуры, ее неисправности, регулировке системы, понижении давления из-за утечек воды. Завоздушивание системы можно устранить путем открывания воздушных кранов.

Замораживание труб и отопительных приборов происходит в зимний период при остановках и пусках системы отопления. Для устранения этой неисправности применяют горячую воду, пар и электропрогрев. Разрешается отогревать трубы и отопительные приборы в железобетонных сооружениях, если полы и стены не деревянные, паяльными лампами и газосварочными горелками.

Из всех способов чаще всего используют отогрев горячей водой, для чего замороженные участки труб и отопительные приборы обертывают тканью, а затем поливают горячей водой. При применении этого способа тратится большое количество горячей воды, при этом вода попадает на пол и стены помещения, увлажняя строительные конструкции.

Отогрев паром требует отсоединения замороженного участка, но позволяет отогревать трубопроводы без снятия тепловой изоляции. Обычно паром отогревают трубы в производственных помещениях.

Для отогрева скрытых трубопроводов используют их электропрогрев установками переменного тока. Отогрев производится током 200—400 А при напряжении не более 36 В. Отогреваемый участок должен быть отсоединен и изолирован от системы отопления. Установки с постоянным током не используются во избежание коррозии трубопроводов.

Отогрев паяльными лампами и газовыми горелками является пожароопасным, поэтому необходимо соблюдать повышенные меры предосторожности.

При отогреве трубопроводов и отопительных приборов любым из перечисленных методов необходимо помнить, что неповрежденные замороженные участки должны отогреваться по ходу движения воды, так как в этом случае отогрев ускоряется за счет ее циркуляции. Отогревать начинают с границы замершей части системы, в противном случае можно повредить трубу или прибор. Стояки обычно отогревают снизу, обеспечивая тем самым местную циркуляцию и удаление оттаявшей воды. В однотрубной системе с замыкающими участками после отогрева стояка отогревают подводки к отопительным приборам и у каждого прибора ближнюю к стояку часть. Остальная часть отопительного прибора будет отогрета циркулирующей водой.

Ошибки при монтаже трубопроводов и арматуры могут привести к уменьшению площади сечения потока и к нарушению циркуляции.

Неравномерный прогрев отопительных приборов происходит при разрегулировании системы отопления, при этом необходимо отрегулировать систему. Утечки теплоносителя из системы приводят к понижению в ней давления.

Нарушение герметичности элементов системы отопления приводит к утечке теплоносителя. В трубопроводах нарушение герметичности происходит из-за коррозии, которая увеличивается в процессе эксплуатации, если система отопления не промывается, а также при попадании в теплоноситель кислорода воздуха при заполнении системы водопроводной недеаэрированной водой и частом опорожнении системы. Нарушение герметичности может возникать в местах изгиба труб при неправильной гибке. Места утечек ликвидируются сваркой, заменой, склеиванием с помощью стеклоткани, пропитанной эпоксидным клеем, а также установкой хомутов. Хомуты используют для прямых участков трубопроводов с D не более 150 мм с невысоким давлением и температурой в случае, когда невозможно отключить поврежденный участок и опорожнить трубопровод. При возможности хомут снимается и участок ремонтируется.

Читайте также:  Улучшение циркуляции системы отопления

В резьбовых соединениях утечки ликвидируют, как правило, заменой уплотнения. Во фланцевых соединениях утечки устраняются подтяжкой болтов или заменой прокладки. В сварном соединении утечки вызваны низким качеством сварки, в этом случае производится дополнительная подварка дефектного стыка.

Неисправности трубопроводов, отопительных приборов и их сопряжений в системе отопления устраняются незамедлительно. Неполадки, которые не оказывают существенного влияния на работу системы и не могут быть устранены незамедлительно, отмечаются в дефектных ведомостях, включаются в план текущего или капитального ремонта и устраняются в летнее время при подготовке к следующему отопительному сезону.

Ремонт радиатора отопления

Просмотров: 5160
Комментарии: Комментарии к записи Ремонт радиатора отопления отключены

Технология и последовательность ремонта радиаторов отопления зависит от вида и конструкции самой батареи. Кроме того, важна и причина поломки. К примеру, ремонт биметаллических радиаторов отопления не сильно отличается от ремонта любых других, все зависит от конкретной ситуации. Далее детально рассмотрим, как найти, локализировать и устранить неисправности в радиаторах отопления.

Типы и конструкция радиаторов отопления

В этой статье мы разберем последовательность ремонта таких видов радиаторов как:

  • стальные радиаторы отопления,
  • алюминиевые радиаторы отопления,
  • чугунные радиаторы отопления,
  • биметаллические радиаторы отопления.

При ремонте также следует учесть конструкцию радиатора. Основных видов конструкций четыре:

  • Секционные радиаторы – собранны из отдельных однотипных секций, надежно скрепленных между собой.
  • Монолитные радиаторы – представляют собой одну большую секцию-корпус.
  • Трубчатые радиаторы – не имеет объединяющего корпуса, т.к. теплоноситель циркулирует по трубам, которые и составляют корпус радиатора. Часто выполнены в нестандартных формах и размерах.
  • Панельные радиаторы. Состоят из двух металлических пластин, которые сварены между собой.

Для того, чтобы приступить к ремонту радиатора отопления, нужно знать, какие основные и дополнительные элементы, детали и компоненты входят в его конструкцию.

Общее устройство радиаторных батарей

Рассмотрим компоненты и детали, которыми оснащают радиаторы отопления. В зависимости от их типа и конструкции, комплектующие и дополнительные устройства будут различными, но в целом, перечень возможных компонентов, следующий:

  • секции и трубки – каналы, внутри которых циркулирует теплонесущая жидкость,
  • патрубки – соединяются с трубами для подвода и отвода теплоносителя,
  • разъемные кольца – закрывают место выхода трубы из стеновой панели,
  • пластиковый стержень – фиксирует разъемные кольца,
  • пробки – заглушки по бокам радиатора,
  • шаровой кран с вентилем – для перекрытия циркуляции теплоносителя,
  • кран Маевского – для ручного сброса давления в системе отопления, как вариант, устанавливают автоматический кран сброса давления,
  • терморегулирующая головка, с помощью которой настраивают температуру в помещении,
  • стальные втулки, межсекционные ниппели, силиконовые прокладки – размещают в местах соединения секций,
  • муфты, контргайки и кронштейны для крепления радиаторов отопления.

В комплект алюминиевого радиатора отопления иногда входит циркуляционный насос, который обеспечивает равномерный обогрев помещений. Его также используют и для других радиаторов, когда установлено нижнее подключение системы отопления, т.е. трубы подходят к радиатору снизу. В этом случае, применение циркуляционного насоса необходимо, иначе уровень теплопотерь существенно повысится.

Признаки и причины поломки радиаторов отопления

Возможные причины повреждения и поломки радиаторов отопления:

  1. Изначально некорректно подобранный радиатор. В зависимости от диаметра труб, давления и температуры воды в системе отопления, устанавливают различные типы радиаторов.
  2. Неправильное подключение радиатора к трубам системы отопления.
  3. Жесткие условия эксплуатации централизованной системы отопления. Повышенная кислотность теплоносителя и резкие перепады давления приводят к электростатической и электрохимической коррозии металла.
  4. Теплоноситель плохого качества в системе циркуляции отопления образует налет на стыках секций и в местах крепления труб.
  5. Некачественный теплоноситель засоряет секции радиатора и радиатор в целом. Это вызывает необходимость периодически их промывать.
  6. Деградация межсекционных прокладок и разрушение резьбовых ниппелей. Необходимо с определенной периодичной производить замену прокладок между секциями радиатора.

Основные признаки поломки и порчи радиаторов отопления, следующие:

  • во время отопительного сезона в помещениях стало холоднее, чем обычно,
  • на стыках секций и в местах креплений образовался налет,
  • появилась течь.

Если радиатор отопления очень старый, лучше всего его заменить. Современные модели более эффективны, обладают высокой теплопроводностью – в доме станет теплее, а расходы на отопление уменьшатся. Кроме того, новые батареи компактны и отличаются красивым дизайном.

В случае, когда нет возможности поменять радиатор, необходимо как можно скорее исправить поломку. Наилучшее решение – обратиться в специализированные службы или прибегнуть к помощи профессиональных мастеров. Но также можно попытаться осуществить ремонт радиаторов отопления своими руками.

Ремонт секционных радиаторов отопления своими руками

К секционным радиаторам относится подавляющее большинство. В первую очередь — это чугунные и биметаллические, реже металлические.

Читайте также:  Дровяные котлы для пластикового отопления

Безусловно, профилактический ремонт радиаторов отопления лучше всего производить до начала отопительного сезона или после его завершения. Однако часто мы начинаем что-то делать только тогда, когда проблема становится критической. Основная причина, по которой возникает необходимость в ремонте – это протечка горячей воды. Поэтому ниже приводится инструкция, как оперативно осуществить ремонт радиатора своими руками и избавиться от течи:

1. Диагностируем течь. Зачастую место, откуда потекла вода, видно невооруженным глазом. Но бывает и такое, что выявить его сложно. В этом случае, радиатор нужно демонтировать и погрузить в ванную с водой. Из того места, где образовалось отверстие, начнут подниматься пузыри с воздухом. Однако чаще всего необходимости снимать батарею нет, и ремонт осуществляется локально.

2. Подготавливаем инструмент. Когда определено место протекания, необходимо перейти к ремонту радиатора. Для этого приготовьте следующие инструменты и материалы:

  • тонкий стальной трос,
  • замазку. Можете использовать на выбор: смесь эпоксидной смолы и металлического (бронзового или алюминиевого) порошка; густотертые цинковые белила; полимерный или порошковый герметик; «холодную сварку» (обратите внимание на то, чтобы она была влагостойкой и выдерживала температуру до 100°С),
  • полотно, бинт или другую ткань для нанесения замазки,
  • металлический хомут. Если его нет — изоленту (или резину) и проволоку.

3. Оборудуем место ремонта. Под батарею положите клеенку, непромокаемую ткань или кусок пленки. Сверху – большую тряпку, которая хорошо вбирает воду. При необходимости, поставьте рядом таз или ведро для сбора воды.

4. Производим зачистку места протечки. Чаще всего место течи – стык между секциями радиатора. В этом случае необходимо снять старую обмотку, удалить куски разрушенной прокладки и слои краски. Воспользуйтесь струной (тонким тросом с узелками на концах) и зачистите поврежденный стык до металла. Промойте очищенный участок бензином или ацетоном, чтобы новая обмотка прочно закрепилась на радиаторе.

5. Замазываем поврежденный участок радиатора. Смешайте эпоксидную смолу и металлический порошок, состав нанесите на узкую ленту из ткани. Максимально туго намотайте ленту со смесью на стык в два-три слоя. Если в качестве замазывающего средства применяются цинковые белила, тогда — в четыре-пять слоев. При употреблении «холодной сварки», нужно отрезать от нее небольшой кусок и размять его руками до однородной консистенции. Наносят сварку по окружности стыка, тканевую ленту использовать не нужно.

6. Закрепляем замазанный участок металлическим хомутом. Наложите хомут поверх замазки. Стяните его и надежно зафиксируйте при помощи болтов и гаек. Соединение хомута должно находиться в стороне, противоположной месту протекания. Если нет хомута – используйте изоляционную ленту или кусок резины. Резину лучше вырезать из эластичного медицинского жгута или велосипедной камеры. Изоленту или резину намотайте в несколько слоев, края крепко скрутите металлической проволокой.

Когда отопительный сезон будет окончен, рекомендуется заменить дефектный радиатор отопления или хотя бы его поврежденные секции. При отсутствии такой возможности, следует удалить старую обмотку и обработать место протекания заново по той же схеме. Сделать это необходимо до начала следующего отопительного сезона, чтобы новая обмотка успела хорошо просохнуть. Ремонт чугунных радиаторов отопления выполняется таким же образом.

Ремонт алюминиевого радиатора отопления методом пайки

В некоторых случаях, поврежденные участки алюминиевого радиатора необходимо запаять. При наличии навыков работы с паяльником, осуществить подобный ремонт несложно. Однако учтите, что алюминий и его сплавы плохо поддаются пайке, поэтому осуществлять подобную работу нужно крайне аккуратно. Итак:

  • подготовьте поверхность для пайки и нанесите на нее железно-канифольный флюс;
  • нагретым паяльником протрите поврежденную зону;
  • когда канифоль растечется по поверхности, введите оловянно-свинцовый припой с примесью железных опилок.

Запаянный алюминиевый радиатор рекомендуется заново окрасить. Для этого:

  1. Сотрите старый слой краски специальной смывкой.
  2. Тщательно обработайте радиатор наждачной бумагой.
  3. Термостойкую краску или эмаль нанесите ровным слоем сверху вниз. Если радиатор секционный, начните покраску с участков между секциями. Учтите, что при покраске радиатор должен быть холодным.

Некоторые советы и рекомендации по увеличению тепла в доме

Напоследок, несколько советов для улучшения работы радиаторов отопления и отопительной системы в целом:

  • Покраска радиатора (в частности, чугунного) в темный цвет увеличивает долю тепла, отводимую излучением.
  • Рекомендованное расстояние от радиатора до подоконника – 100 мм, а от стены до батареи — 20 мм. Иначе нарушается тепловой поток, и эффективность отопительной системы снижается;
  • Чтобы увеличить тепловое излучение, направленного внутрь помещения, прикрепите к стене за радиатором теплоизолирующую пленку с фольгированной поверхностью.

  • Оптимальное расстояние от поверхности пола до батареи – 120-150 мм. Если не последовать этому правилу, резкие перепады температур будут вызывать сквозняки в доме;
  • При обратном подключении (когда горячая вода подается в радиатор снизу) общая мощность системы уменьшается примерно на семь процентов.
  • На эффективность системы отопления также существенно влияет место установки радиатора. Максимальный эффект дает размещение под подоконником – 96-97%. Если батарея находится в нише в открытом виде, то эффективность снижается до 93%; если радиатор закрыт частично – до 88-93%, если полностью – до 75-80%.

Оцените статью