Система водоснабжения пассажирского вагона – техническая информация
Достижения российской железнодорожной техники
Приветствуем тебя, наш дорогой читатель! Сегодня у нас будет необычная статья, тема которой — схема системы водоснабжения пассажирского вагона. Для большинства из вас эта информация будет, так сказать, для общего развития, но мы гарантируем ее точность и достоверность, так что пригодиться она может и студентам.
Назначение системы водоснабжения ее основные узлы
Водоснабжение в пассажирских вагонах: схема для вагона 61-4179
Санитарно-техническое оборудование, коей и является система водоснабжения вагонов, помогает обеспечить необходимые условия гигиены и питания для людей во время длительных поездок.
Оснащается такими системами каждый вагон, поэтому пассажиры имеют обеспечение питьевой водой и водой для прочих бытовых нужд. Система периодически заправляется в моменты остановок поезда.
- В каждом вагоне предусмотрены нагревательные и охлаждающие приборы. Вода при этом подается в туалеты, на умывальники и раковины для посуды, которые расположены в служебном отделении.
- Объем всей системы в литрах равняется 1200, из такого расчета, что на одного пассажира должно расходоваться не более 20 л в сутки, при том, что система пополняется каждые 12 часов.
- Водопроводная система является самотечной, что относится и к горячей, и к холодной воде.
Пассажирский плацкартный вагон
Несмотря на то, что вагоны зачастую имею отличающиеся габариты и строение, система водоснабжения в них принципиально ничем не отличается.
Водоснабжение вагона ТВ3
Система водоснабжения пассажирских вагонов будет рассмотрена нами на примере некупейного вагона ТВ3.
Выше представлена схема, на которой мы видим:
- Малый и большой баки для хранения воды (66 и 86, соответственно) – обеспечивают систему холодной водой. Разнесены они по разным сторонам вагона для равномерного распределения жидкости. Чтобы обеспечить давление в системе баки располагаются под крышей вагона.
- 96 и 99 – это наливные трубы и наливные головки, через которые происходит наполнение емкостей.
- Через весь вагон проходит сеть труб, по которым происходит циркуляция холодной и горячей воды.
- В системе также установлены поддоны (63, 85, 107), предназначенные для сбора конденсата и воды.
Водоснабжение пассажирских вагонов: кипятильник для нагрева воды
- Мойка (109), кипятильник (77) и прибор для охлаждения воды охлаждения (103);
- Обеззараживатель воды, вестовая труба арматура для выпуска воздуха из системы и множество вентилей кранов.
А теперь давайте обо всем это оборудовании поговорим более подробно.
- Большой бак, емкость которого составляет 850 литров, располагается за потолком туалета и коридора в некотловом конце вагона.
- Малый бак, емкость которого 80 литров – над туалетом на противоположной стороне.
- К корпусу большого бака подходят две приваренные трубы, через которые происходит наполнение системы. Эти трубы оснащены запорными клапанами, не дающими воде расплескиваться во время движения поезда.
- Там же располагается вестовая труба, служащая переливом при заправке системы, то есть не допускает переполнения баков.
Схема водоснабжения вагона: вид сзади
- Малый бак оснащен трубой для выхода воздуха, а также водомерным стеклом, позволяющим контролировать уровень наполненности баков.
- На баках установлены сливные краны. Слив происходит в поддоны, через которые жидкость уходит под вагон.
- На большом баке дополнительно установлен кран, располагающийся также за потолком. Он позволяет полностью перекрыть магистраль.
Наполнение системы
Система холодного водоснабжения пассажирских вагонов: подача воды в систему происходит под давлением в 10 атмосфер
Заправка баков водой происходит снизу вагона. Подающие шланги подключаются к наливным головкам, которые можно увидеть на фото выше.
Интересно знать! В зимнее время головки могут заледенеть, поэтому их предварительно разогревают горячей водой из системы отопления вагона.
- Заливка воды в остывший вагон при температуре окружающего воздуха ниже нуля осуществляется только после его выдержки в закрытом отапливаемом помещении в течение суток, либо же после запуска системы отопления вагона и прогрева воздуха в нем до +12 градусов.
- Во время наполнения системы обязательно открываются следующие краны и вентили 61,91,69,83 — установленные на подводках воды к унитазам и к умывальникам; 68 – кран для выпуска воздуха; 64,65 – краны на водомерном стекле; 71 – вентиль для подключения к ручному насосу; 78,79 – вентили на трубах, подходящих к кипятильнику; 80 – вентиль, отключающий магистраль; 3 – вентиль на заполнение бойлера; 140 и 141 вентили, установленные на заливных трубах.
Поезд на станции
- Еще до подъезда к станции, где и будет выполняться заправка системы, у ПЭМа (поездного электромеханика) берется информация о том, подключена ли сигнализация, контролирующая окончание налива.
- Если все функционирует исправно, переключатель, располагающийся на пульте управления в служебном купе, переводится в положение «вкл».
- Налив воды будет прекращается в момент загорания сигнальной лампы, которая располагается рядом с наливными головками (только на вагонах, оборудованных сигнализацией), либо же при появлении воды из вестовой трубы и второй наливной трубы.
- Чтобы вода не разливалась на ж\д полотно используется запирающее устройство 139. Со стороны наливной трубы утечку контролируют наливные клапаны.
Эксплуатация поездов в зимний период – это всегда непредвиденные сложности
В случаях обледенения наливных головок или выхода из строя обогревателя, наполнить систему можно через запасную наливную головку (117). Находится она в котельном отделении возле запасного бака, а значит, не может обмерзнуть. При таком методе заправки используется инвентарный шлаг, который имеет длину около 4-х метров.
Если осуществляется такая заправка, то предпринимаются следующие меры:
- Закрывается вентиль резервной головки (70);
- Инвентарный шланг, одной стороной подключается к резервной головке, а второй через дверь выводится на улицу и подключается к шлангу от водоразборной колонки, располагающейся на путях.
- После необходимо открыть запорный вентиль 70, и начинается подача воды, во время которой нужно следить за отсутствием течей в месте соединения шланга с головкой.
- Как только большой бак полностью заполнится, вентиль 70 закрывается, после чего останавливается подача воды через колонку. Отсоединяется шланг и открывается вентиль 68.
Положение остальных кранов и вентилей аналогично заправке через основные наливные трубы.
Слив воды
Система холодного водоснабжения вагона в упрощенном виде
Чтобы осуществить полный слив воды из системы необходимо открыть все вентили и краны. Как сливать жидкость из кипятильника рассказывает его инструкция по эксплуатации.
- При необходимости опустошения и баков, к ним подключаются шланги, которые протягиваются до унитазов, через которые и происходит слив.
- Для частичного слива воды используются: смеситель (75), унитазы (95 и 114), краны (97 и 111).
- Если прекращается работа отопительного котла (при отрицательных температурах), то воду из системы водоснабжения необходимо слить перед сливом воды из системы отопления.
Как функционирует система горячего водоснабжения
Схемы систем водоснабжения вагона: чертеж котла, устанавливаемого в пассажирские вагоны
Горячее водоснабжение в купейных вагонах представляет собой систему, состоящую из котла (бойлера) 144, установленного в котельном отделении, и трубопровода, по которому вода подается к точкам водоразбора.
- Сама бойлерная установка предназначена не только для нагрева воды, но и для приготовления пищи, поэтому оснащается плитой и запасным баком.
- Работать система может в двух режимах (зимний и летний). Зимой вода в бойлере нагревается за счет воды, циркулирующей в системе отопления. Она поступает в змеевик из котла, причем вентили 47 и 6 открываются.
Бойлер и его прекрасный оператор
- Плита разогревается за счет твердого топлива (дров, угля).
- В теплое время года, когда котел отключен, вода греется за счет тепла, выделяемого при сжигании топлива в плите, при этом вентили 47 и 6 закрываются.
- При подогреве вода поступает в кипятильник из системы водоснабжения через краны 79, 78 и 105 (последний является трехходовым).
- Разбор подогретой воды осуществляется через кран 106.
- Через бак 81 с кипяченой водой, жидкость перетекает в охладитель, который также оснащен баком, из которого ведут сливной кран (100) и кран для выпуска воздуха (102).
- Разбор охлажденной воды осуществляется через кран (104), который установлен в нише коридора, со стороны котла.
Холодная и горячая вода также поступают к умывальным чашам и мойке. Также холодная вода подается и к унитазам, через клапаны 118 и 119.
Возможные неисправности
Чем больше приборов, тем чаще требуется ремонт системы водоснабжения пассажирских вагонов
Неисправности системы водоснабжения пассажирского вагона не такая уж и редкая вещь, и происходят они в основном из-за постоянного колебания вагона при движении. Нарушается плотность всех соединений и со временем возникают трещины в котле, баках, и трубах, несмотря на отсутствие вильного давления.
- Помимо этого постоянно происходит износ трущихся деталей, таких как клапана, пробки и вентили. Никуда не деться и от коррозии. Как следствие, в разных местах системы появляются течи.
- К прочим неисправностям можно отнести: заедание педали смыва унитаза, неисправность запорных вентилей, кипятильника, охладителя, умывальных чаш и прочего.
- Все поломки выявляются во время технического обслуживания вагона.
- Устранение неисправностей осуществляется силами специальных бригад, во время плановых ремонтов (деповском и капитальном) и отцепочном ремонте.
- Ремонт и техническое обслуживание сводятся к восстановлению целостности поврежденных деталей, уплотнению соединений.
Во время плановых мероприятий систему дополнительно промывают питьевой водой.
Заключение
Подведем краткий итог. Мы разобрали устройство водоснабжения пассажирских вагонов, узнали, как она заправляется и сливается, а также возможные неисправности с ней. Однако мы ничего не сказали про устройство кипятильника и охладителя. Об этом вы можете узнать подробнее из видео в этой статье.
Горячее водоснабжение
Устройства горячего водоснабжения в пассажирских вагонах предназначены для снабжения горячей водой умывальников в туалетах и раковины для мытья посуды в служебном отделении.
Система горячего водоснабжения состоит из бойлерной установки, расположенной в котельном отделении и системы трубопроводов горячей воды. Бойлерная установка, предназначена для нагревания воды и приготовлении пищи., состоит из бойлера, плиты, и запасного бака.
Система горячего водоснабжения работает в двух режимах -зимнем и летнем.
В зимнем режиме, когда работает котел системы отопления, вода в бойлере нагревается за счет горячей воды системы отопления, поступающей в змеевик непосредственно из котла.
В летнем режиме, когда котел системы отопления не работает, вода в бойлере нагревается за счет теплоты, получаемой при сжигании топлива в топке плиты . Топливом для плиты служат дрова или древесный уголь.
Для контроля за температурой воды бойлер оборудован дистанционным термометром. При топке кухонной плиты рекомендуется поддерживать температуру воды в бойлере около 50°С . Для спуска воды из бойлера предусмотрен кран.
Водоснабжение питьевой водой.
Устройство и действие кипятильников непрерывного и периодического действия.
Комбинированный кипятильник непрерывного действия предназначен для приготовления кипятка в пассажирских вагонах с индивидуальным электроснабжением или при сжигании твердого топлива. Кипятильники изготовляются двух типов по номинальному напряжению электронагревательных элементов.
Тип 1-для вагонов с номинальным напряжением 50В.
Тип 2-для вагонов с номинальным напряжением 110В.
Все вагоны оборудуются кипятильниками у которых электронагревательные элементы установлены в нижней части кипятильного пространства, что повышает надежность их работы. Объем кипятильного пространства — 9 литров, водосборника кипяченой воды 15 литров. Производительность кипятильника при работе на твердом топливе 16-18 л/ч, на электроэнергии 12-14 л/ч.
Кипятильник состоит из корпуса, зольника с ящиком, крышки корпуса, клапана с поплавком, регулирующим подачу сырой воды в кипятильник, водоотстойника с сетчатым фильтром, очищающим сырую воду от механических примесей, указателя уровня кипяченой воды, термометра, спускного крана и водоразборного крана. Корпус кипятильника включает водосборник и корпус топки с люком и колосником. Помещаются они внутри наружного кожуха кипятильника и образуют кипятильное пространство, которое заполняется водой. Поплавковый клапан заключен в кожух с крышкой и снабжен указателем уровня и перепускной трубой. Водоотстойник объединяет трехходовой кран, сетчатый фильтр и соединительную трубу в поплавковую камеру. Проходя через сетчатый фильтр вода очищается от механических примесей, которые накапливаются в стакане и на стенках фильтра. Из поплавковой камеры вода по соединительной трубе попадает в кипятильное пространство и наполняет его до определенного уровня, пока не закроется поплавковый клапан. При этом уровень воды в корпусе водосборника будет на 40 мм ниже верхнего края корпуса, так что сырая вода не может попасть в сборник кипяченой воды. Уровень воды должен находиться примерно на 5 мм выше нижней красной черты, нанесенной на водомерном стекле поплавковой камеры. Если это условие соблюдено, кипятильник может быть включен в электросеть или быть растоплен.
При включении нагревательных элементов или растопке кипятильника вода в кипятильном пространстве расширяется. Когда вода начнет кипеть, она переливается через край корпуса в водосборник. В этот момент поплавковый клапан открывается, и сырая вода поступает в кипятильное пространство. Во избежание потери кипяченой воды кипятильник следует отключить, когда уровень воды на водомерном стекле сборника приблизиться к отметке 15 л. Этот уровень на водомерном стекле отмечен красной чертой. Превышение уровня 15 л не допускается, так как в этом случае может происходить смешение кипяченой воды с не кипевшей водой. Термометр показывает температуру кипяченой воды в водосборнике. Отбор кипяченой воды из сборника осуществляется через водоразборный кран. Спуск воды из кипятильного пространства производиться через спускной кран. Категорически запрещается включать кипятильник в электросеть или производить растопку твердым топливом без воды в нем. Растапливать кипятильник следует сначала бумагой и мелкими щепками при открытой дверце зольника. С появлением достаточного пламени топку загрузить древесным углем или дровами. По мере надобности добавлять топливо. Очистку колосниковой решетки следует выполнять при помощи привода (колечко). Для нормальной работы кипятильника необходимо регулярно очищать от грязи стеклянный колпак (стакан) и сетчатый фильтр водоотстойника. Регулярность очистки определяется степенью загрязнения фильтра. Делать это нужно при закрытом трехходовом кране на не работающем кипятильнике. Запорные краны водомерных стекол указателей воды держать всегда открытыми, закрывать их следует только в случае поломки стекол или их замены. При перерывах в работе кипятильника трехходовой кран необходимо переключать в положение «закрыто». Перед включением кипятильника трехходовой кран нужно переключить в положение «сырая вода», «открыто», а спускной кран закрыть.
Обязательными условиями нормальной работы кипятильника являются:
1) Непрерывное поступление холодной воды;
2) Своевременный отбор кипятка;
3) Бесперебойная подача электроэнергии к нагревательным элементам или при сжигании твердого топлива.
Для слива воды из кипятильника необходимо открыть кран для спуска воды и водоразборный кран, а также снять стакан водоотстойника. Чтобы снять стакан водоотстойника необходимо ослабить гайку и откинуть натяжную скобу.
Возможные неисправности кипятильника, их причины и способы устранения.
1) Слишком мало или совсем нет воды в кипятильнике из-за отсутствия воды в системе водоснабжения или сильной загрязненности сетчатого фильтра. Необходимо промыть фильтр или залить систему водой;
2) Не закрывается поплавковый клапан- вода выливается через сливную трубу клапана. Причины: повреждение уплотняющей шайбы, нарушение герметичности поплавка (тонет) и заедание оси поплавка. Нужно заменить уплотняющую шайбу и поплавок;
3) Не нагревается вода из-за отсутствия электроэнергии. Нужно проверить электрическую цепь и устранить ее неисправности;
4) Вода нагревается медленно вследствие выхода из строя части элементов. Нужно заменить неисправные элементы, отключив источник тока; нижние нагревательные элементы можно заменить лишь после слива воды из кипятильного пространства.
Указание мер безопасности.
1) Замену электронагревательных элементов, проверку закрепления проводов на клеймах нагревательных элементов выполнять при отключенном от электросети кипятильника.
2) Не разрешается включать в электросеть кипятильник при отсутствии на нагревательных элементах защитных колпаков или крышки.
3) Запрещается растопку кипятильника производить с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся веществ.
4) Категорически запрещается включать электрокипятильник без воды.
Охладитель питьевой воды, их конструкция и принцип работы.
Установка для охлаждения питьевой воды состоит из холодильного агрегата, бака для охлаждаемой кипяченой воды и сборника с краном 1 для ее отбора. В качестве хладагента применяется сжиженный газ хладон- 12. Бак 3 наполняют кипяченой водой температурой не выше 60°С перед включением холодной установки. Этот бак соединен трубопроводом с холодильной камерой 5. Таким образом, вода заливается одновременно в бак и холодильную камеру. При заправке установки водой необходимо закрыть вентиль 20 и открыть вентиль 2. Как только начнет вытекать вода в сливную воронку 21, вентиль 2 надо закрыть. К холодильному агрегату относятся компрессор 12, конденсатор 10, испаритель- охладитель 4, ресивер 15, всасывающий 18 и нагнетательный 19 трубопроводы хладагента с фильтром- осушителем 17 и запорными вентилями 8, 11, 13, 16. На валу приводного электродвигателя 14 компрессора посажена крыльчатка- вентилятор 9 для обдува конденсатора воздухом.
Терморегулирующий вентиль 7 отрегулирован в заводских условиях на
нормальную работу установки, поэтому не рекомендуется производить
дополнительную его регулировку. Разницу температур выключения и
включения агрегата регулируют с помощью винта, находящегося на щитке
термостата 6 (поворот винта вправо уменьшает границу разницы
температур и наоборот). На этом же щитке находиться главный
переключатель термостата, который имеет три положения:
В- выключено, А- автоматическая работа, Н- включено для нормальной работы.Главным переключателем следует пользоваться только для переключения в одно из указанных положений. Для включения агрегата служит выключатель на распределительном щите в служебном отделение. Через 3 часа после включения холодильного агрегата можно брать охлажденную воду для питья. Термостат обеспечивает автоматическую работу установки и позволяет регулировать температуру охлаждения воды до указанной температуры, термостат автоматически выключает агрегат и вновь его включает при повышение температуры в холодильной камере.
После длительного перерыва в работе установки при включении ее в компрессоре может появиться стук. В таком случае следует выключить электродвигатель и через 15 сек. снова включить. Если стук опять слышен, процесс — включения и выключения повторить еще раз. Если водоохладитель будет бездействовать в течение длительного времени (более суток), следует слить воду из системы.
Эксплуатация системы водоснабжения вагонов.
При подготовке в рейс проводник должен проверить техническое состояние системы водоснабжения вагона. При этом, особое внимание, следует обратить на отсутствие течи воды из арматуры, исправность кранов и кранов — смесителей умывальных чаш и мойки, промывных клапанов унитазов, сливных труб, кранов наливных труб, защитных кожухов водоналивных головок В отопительный период проверяют исправность обогревателей водоналивных головок . В пути следования необходимо также периодически контролировать количество воды в системе, отсутствие течи воды из арматуры и засорение сливных труб. По термометру бойлера систематически проверяется температура воды в системе горячего водоснабжения.
По прибытию поезда на станцию снабжения водой проводник включает сигнализацию налива воды с распределительного щита в служебном отделение. Во время налива воды совместно с заправщиком водой обязан наблюдать (по приборам и указанной выше сигнализации) за уровнем воды, не допуская переполнения баков, при котором вода через вестовую трубу выливается на мехдупутья. Система наполняется водой через нижние водоналивные трубы. В сильные морозы могут замерзнуть унитазы и сливные трубы умывальных чаш. Во избежание этого необходимо периодически промывать унитаз горячей водой из сети отопления. Обогрев сливных труб производится путем промывки их горячей водой через воронку под умывальными чашами.
Заправку системы водоснабжения при минусовых температурах наружного воздуха производят после заправки системы отопления и нагрева воздуха в вагоне до температуры не ниже 12°С.
Вентиляция вагонов..
Цельнометаллические пассажирские вагоны оборудованы устройствами, которые обеспечивают естественную и искусственную вентиляцию в помещениях.
Естественная вентиляция вагонов летом происходит через опускные окна, форточки и потолочные вытяжные дефлекторы; зимой естественная вентиляция может осуществляться только через дефлекторы. Однако при эксплуатации вагонов устройства для естественной вентиляции имеют важное значение.Летом, например, при температуре выше 27°С принудительная вентиляция становиться недостаточно эффектной, а открытие окна или форточки обеспечивают дополнительный воздухообмен и проветривание вагона. Через потолочные дефлекторы удаляется использованный воздух, как при работе вентилятора, так и после его выключения. Летом все дефлекторы должны быть полностью открыты. Кроме того, независимо от времени года дефлекторы должны быть полностью открыты в туалетах, а также в пассажирских помещениях при полной населенности вагона.
При небольшой населенности и при особо низких наружных температурах дефлекторы открываются частично. В период отстоя вагонов в резерве дефлекторы закрывают.
Форточки и опускные окна, как правило, можно открывать с правой стороны по ходу поезда, чтобы не было завихрений и попадания в вагон пыли от встречных поездов, а также во избежание несчастных случаев с пассажирами. Нельзя открывать форточки и окна при движении поезда со скоростью более 120 км/ч, так как вагон быстро наполняется пылью и даже возможны случаи травмирования пассажиров летящими мелкими камешками.
. Для обеспечения хорошего самочувствия пассажиров необходимо, чтобы относительная влажность воздуха внутри вагона поддерживалась в пределах 30-70%, а температура была на уровне 18-20°С. Движение подаваемого воздуха во всех купе должно быть равномерным, без сквозняков.
Система вентиляции, предназначена для подачи в вагон свежего воздуха и поддержания нормальных санитарно-гигиенических условий для пассажиров и обслуживающего персонала, состоит из следующих основных элементов:
1) Вентиляционного агрегата с приводным электродвигателем, для доступа к агрегату имеется люк;
2) Диффузора соединяющего агрегат с воздухоподогревателем, который включают зимой;
3) Конфузора, примыкающего к воздуховоду;
4) Дефлекторов для удаления отработанного воздуха;
5) Решеток-выпусков для подачи воздуха в пассажирские помещения;
6) Жалюзи для забора наружного воздуха и фильтров для его очистки;
7) Регулированных заслонок для изменения подачи воздуха в зимнее время;
8) Противопожарной заслонки;
Температура подаваемого в вагон воздуха, которая должна быть в пределах 20-22°С, контролируется с помощью дистанционного термометра. Наружный воздух с двух сторон вагона через жалюзи и фильтры всасывается вентилятором, затем проходя диффузор (расширяющая часть), воздухоподогреватель и конфузор (сужающая часть), нагнетается в воздуховод, откуда через решетки подается в помещении вагона. Отработанный воздух удаляется через потолочные дефлекторы. Количество подаваемого воздуха регулируют в зависимости от времени года и населенности вагона увеличением или уменьшением частоты вращения вала приводного электродвигателя. Фильтры установленные над потолком тамбура котлового конца вагона с обеих сторон, периодически по мере загрязнения заменяют чистыми..
позволяют избежать передачи вибраций калориферу и гасят резонанс шума от работающих вентиляторов, который может возникнуть в воздуховоде. Кроме того, они позволяют компенсировать монтажные неточности при соединении элементов системы.